ВАЗ-21099 – лучшая отечественная модель на стыке веков
Времена, когда молодые люди познавали азы вождения на папиной «копейке» давно остались в прошлом. Хочется сесть за руль чего-то поприличнее. Но у этой категории водителей нет широких финансовых возможностей. Именно поэтому некоторые из них покупают себе «девяносто девятую». Сразу заметим, что у нее довольно неплохие технические характеристики даже для нашего времени.
Автомобиль, получивший на внутреннем рынке имя «Спутник», а в экспортном варианте «Самара Форма», выпускался в кузове седан. Он имел четыре двери и передний привод. Первые прототипы модели появились на закате советской эпохи в 1990 году. Ее особенностью являлось почти полное соответствие предшественнику. От обычной «девятки» она отличалась только кузовом. «Спутник» завоевал симпатии отечественных и зарубежных потребителей и оставался самым массовым автомобилем ВАЗ вплоть до появления Lada 110.
Высокая популярность модели определялась целым рядом факторов: прекрасная устойчивость на разных типах дорожного покрытия, хорошая управляемость, высокая скорость. А обладатели загородных участков и любители дальних путешествий получили прекрасный бонус в виде довольно вместительного багажного отсека.
Его объем составляет 425 литров. Это на 7% больше, чем у «классики». В отличие от последних, также присутствовала возможность складывания задних сидений. Такая комплектация оказалась очень кстати при перевозке габаритных грузов.
Все эти факторы привели к многолетнему лидирующему положению на авторынке страны, повышенному интересу со стороны потенциальных покупателей и… постоянному вниманию автомобильных воров. Поэтому при покупке сегодня такого авто нелишним будет проверить его на возможное криминальное прошлое. Это обезопасит от неприятных сюрпризов в будущем.
«Девяносто девятая» – последняя модель первого поколения «Самар». По сути, своим появлением автомобиль обязан глубокому кризису в стране, охватившему и сферу автомобилестроения. По первоначальному плану все модели данного ряда комплектовались исключительно кузовами хэтчбек. А вот седаны должны были влиться в процесс в совершенно новых кузовах и параметрах (по типу ВАЗ-2110). Для этого создавалась новая производственная линия, которую так и смогли запустить вовремя.
Вышли из ситуации чисто по-русски, «слепив из того, что было». Почти точная копия «девятки», но в кузове «седан». На удивление, вынужденно подготовленная к выпуску модель стала мегапопулярной. Существовали и экспортные варианты, такие как Lada Form или Lada Samara Salun.
Отличием экстерьера линейки стали удлиненные передние крылья. Такого эффекта достигли за счет цельных конструкций. Поэтому отсутствовал шов на конце переднего крыла. Правда, на прошлые модели иногда устанавливались короткие, вырезанные по линии радиаторной решетки. Их логическим продолжением выступали отдельная кузовная часть и обшивка фары.
У конструкции имелись прекрасные для своего времени технические характеристики и дизайнерские решения. Например, в зависимости от стиля вождения и своевременного обслуживания, двигатель часто выдавал +150 000 км пробега. В первые годы на автомобиль устанавливался классический ДВС, и только спустя несколько лет появился инжектор.
Карбюраторные моторы существовали в двух версиях с различными объемами двигателя: 1,3 и 1,5 литра. Через какое-то время в них стали применять форсунки центрального впрыска. При правильной настройке такое новшество давало заметную экономию топлива. Это было не лишним в кризисные 90-е, когда каждый старался максимально экономить средства. Правда, удачная настройка получалась далеко не всегда. Поэтому часто система впрыска вызывала множество нареканий у незадачливых пользователей.
Впрыск мог быть одноточечным (SPi) или многоточечным (MPi). Варианты различных объемов устанавливаемых двигателей: 1100, 1300 и 1500 куб. см. За весь период производства модели предпринималось две попытки ее супермодификации и введение инжекторного варианта:
✅ Lada Sport
✅ Lada Victory
✅ ВАЗ 21099i
В первом случае мы имеем дело с выпускаемым под заказ автомобилем с 8-цилиндровым двигателем. Этот проект провалился, даже не начавшись. В то время просто не нашлось желающих сесть за руль отечественного спорткара за космическую цену. Просто вокруг имелось уже полно старых иномарок с хорошими показателями за вполне доступную сумму. Джип Victory недалеко ушел от своего «коллеги». Хотя предприятие и умудрилось собрать несколько таких полноприводных автомобилей, а вот сбыть их оказалось гораздо сложнее. О причинах я, в принципе, уже сказал выше.
Все инжекторные автомобили оснащались 5-ступенчатой механической коробкой передач. Его модифицированный вариант получил индекс 2111/2114. Инжектор продавался хорошо по ряду причин:
✅ ремонт стоил недорого
✅ запчасти имелись в наличии
✅ ремонтных мастерских было предостаточно
И на фоне иномарок с дорогими запчастями и обслуживанием, «девяносто девятый» выглядел автомобилем небывалой дешевизны.
Когда мы имеем дело со «стариком», то самое время поговорить о «лечении». Но сначала давайте затронем заводские рекомендации в отношении сроков проведения различных ТО.
✅ ТО-1. Рекомендовано после первой «тысячи». Действия минимальны: замена моторного масла и маслофильтра.
✅ ТО-2. В районе первой «десятки» предлагалось провести более коренные работы по обслуживанию: кроме смазочных элементов, устанавливался и новый топливный фильтр.
✅ ТО-3. Когда цифры переваливали за 20 000 км пробега наступало время регулировки клапана, заменить все типов фильтров. Также требовалась диагностика мотора на наличие подтеков. Плюс: замер компрессии и регулировка клапана. Ну и смена масло, конечно!
✅ ТО-4. После следующей «десятки» стоило обратить внимание на газораспределительный механизм, водяной насос и сцепление. Рекомендовалась и замена прокладки клапанной крышки. Дальнейшие ТО проводились по специальной схеме, указанной в руководстве по эксплуатации.
Многие наши соотечественники предпочитали проводить ремонт двигателя собственными силами. Это и дешевле и, в какой-то степени, надежнее. Ведь ты сам видишь, что и как закрепляешь и устанавливаешь. Работы можно проводить в оборудованном гараже. А вот для продува форсунок понадобится специальный стенд. При желании его можно свободно приобрести в одном из автосервисов.
А вот если замахнуться на прошив блока управления с целью экономии топлива, то не стоит спешить. Работы такого типа требуют не только специальной подготовки, но и довольно сложного оборудования. Поэтому помощь профессионалов выглядит более предпочтительной.
Капиталка своими силами возможна, но необходимо наличие шлифовального станка (для работ с плоскостью головки и блока). Все же большую часть работ придется выполнять вручную. Главное: базовые знания и навыки в обслуживании силовых агрегатов.
Какой можно сделать вывод? Историю ВАЗ-21099 рано считать полностью завершенной, несмотря на давнее прекращение ее производства. Доступная стоимость расходных материалов и интуитивно понятная конструкция делает автомобиль прекрасным средством для получения первых навыков вождения. А его ремонт вполне по силам для студентов и других небогатых новичков.
Автомобиль, получивший на внутреннем рынке имя «Спутник», а в экспортном варианте «Самара Форма», выпускался в кузове седан. Он имел четыре двери и передний привод. Первые прототипы модели появились на закате советской эпохи в 1990 году. Ее особенностью являлось почти полное соответствие предшественнику. От обычной «девятки» она отличалась только кузовом. «Спутник» завоевал симпатии отечественных и зарубежных потребителей и оставался самым массовым автомобилем ВАЗ вплоть до появления Lada 110.
Силуэт седана, по которому уже соскучились к началу 90-х. Фото: youtube.com
Высокая популярность модели определялась целым рядом факторов: прекрасная устойчивость на разных типах дорожного покрытия, хорошая управляемость, высокая скорость. А обладатели загородных участков и любители дальних путешествий получили прекрасный бонус в виде довольно вместительного багажного отсека.
Его объем составляет 425 литров. Это на 7% больше, чем у «классики». В отличие от последних, также присутствовала возможность складывания задних сидений. Такая комплектация оказалась очень кстати при перевозке габаритных грузов.
Все эти факторы привели к многолетнему лидирующему положению на авторынке страны, повышенному интересу со стороны потенциальных покупателей и… постоянному вниманию автомобильных воров. Поэтому при покупке сегодня такого авто нелишним будет проверить его на возможное криминальное прошлое. Это обезопасит от неприятных сюрпризов в будущем.
Рождение российской легенды 90-х
«Девяносто девятая» – последняя модель первого поколения «Самар». По сути, своим появлением автомобиль обязан глубокому кризису в стране, охватившему и сферу автомобилестроения. По первоначальному плану все модели данного ряда комплектовались исключительно кузовами хэтчбек. А вот седаны должны были влиться в процесс в совершенно новых кузовах и параметрах (по типу ВАЗ-2110). Для этого создавалась новая производственная линия, которую так и смогли запустить вовремя.
В передней части – полная идентичность предшественнице. Фото: youtube.com
Вышли из ситуации чисто по-русски, «слепив из того, что было». Почти точная копия «девятки», но в кузове «седан». На удивление, вынужденно подготовленная к выпуску модель стала мегапопулярной. Существовали и экспортные варианты, такие как Lada Form или Lada Samara Salun.
Автомобиль выпускался с начала 1991 года по 30 июля 2004 года. За это время произведено 953 000 единиц различных модификаций.
Отличием экстерьера линейки стали удлиненные передние крылья. Такого эффекта достигли за счет цельных конструкций. Поэтому отсутствовал шов на конце переднего крыла. Правда, на прошлые модели иногда устанавливались короткие, вырезанные по линии радиаторной решетки. Их логическим продолжением выступали отдельная кузовная часть и обшивка фары.
Техническая сторона автомобиля
У конструкции имелись прекрасные для своего времени технические характеристики и дизайнерские решения. Например, в зависимости от стиля вождения и своевременного обслуживания, двигатель часто выдавал +150 000 км пробега. В первые годы на автомобиль устанавливался классический ДВС, и только спустя несколько лет появился инжектор.
С виду не скажешь, но очень вместительный багажник. Фото: youtube.com
Карбюраторные моторы существовали в двух версиях с различными объемами двигателя: 1,3 и 1,5 литра. Через какое-то время в них стали применять форсунки центрального впрыска. При правильной настройке такое новшество давало заметную экономию топлива. Это было не лишним в кризисные 90-е, когда каждый старался максимально экономить средства. Правда, удачная настройка получалась далеко не всегда. Поэтому часто система впрыска вызывала множество нареканий у незадачливых пользователей.
Впрыск мог быть одноточечным (SPi) или многоточечным (MPi). Варианты различных объемов устанавливаемых двигателей: 1100, 1300 и 1500 куб. см. За весь период производства модели предпринималось две попытки ее супермодификации и введение инжекторного варианта:
✅ Lada Sport
✅ Lada Victory
✅ ВАЗ 21099i
В первом случае мы имеем дело с выпускаемым под заказ автомобилем с 8-цилиндровым двигателем. Этот проект провалился, даже не начавшись. В то время просто не нашлось желающих сесть за руль отечественного спорткара за космическую цену. Просто вокруг имелось уже полно старых иномарок с хорошими показателями за вполне доступную сумму. Джип Victory недалеко ушел от своего «коллеги». Хотя предприятие и умудрилось собрать несколько таких полноприводных автомобилей, а вот сбыть их оказалось гораздо сложнее. О причинах я, в принципе, уже сказал выше.
Все инжекторные автомобили оснащались 5-ступенчатой механической коробкой передач. Его модифицированный вариант получил индекс 2111/2114. Инжектор продавался хорошо по ряду причин:
✅ ремонт стоил недорого
✅ запчасти имелись в наличии
✅ ремонтных мастерских было предостаточно
И на фоне иномарок с дорогими запчастями и обслуживанием, «девяносто девятый» выглядел автомобилем небывалой дешевизны.
Графики проведения ТО и ремонт
Когда мы имеем дело со «стариком», то самое время поговорить о «лечении». Но сначала давайте затронем заводские рекомендации в отношении сроков проведения различных ТО.
✅ ТО-1. Рекомендовано после первой «тысячи». Действия минимальны: замена моторного масла и маслофильтра.
✅ ТО-2. В районе первой «десятки» предлагалось провести более коренные работы по обслуживанию: кроме смазочных элементов, устанавливался и новый топливный фильтр.
✅ ТО-3. Когда цифры переваливали за 20 000 км пробега наступало время регулировки клапана, заменить все типов фильтров. Также требовалась диагностика мотора на наличие подтеков. Плюс: замер компрессии и регулировка клапана. Ну и смена масло, конечно!
✅ ТО-4. После следующей «десятки» стоило обратить внимание на газораспределительный механизм, водяной насос и сцепление. Рекомендовалась и замена прокладки клапанной крышки. Дальнейшие ТО проводились по специальной схеме, указанной в руководстве по эксплуатации.
Многие наши соотечественники предпочитали проводить ремонт двигателя собственными силами. Это и дешевле и, в какой-то степени, надежнее. Ведь ты сам видишь, что и как закрепляешь и устанавливаешь. Работы можно проводить в оборудованном гараже. А вот для продува форсунок понадобится специальный стенд. При желании его можно свободно приобрести в одном из автосервисов.
Под капотом все очень привычно. Фото: youtube.com
А вот если замахнуться на прошив блока управления с целью экономии топлива, то не стоит спешить. Работы такого типа требуют не только специальной подготовки, но и довольно сложного оборудования. Поэтому помощь профессионалов выглядит более предпочтительной.
Капиталка своими силами возможна, но необходимо наличие шлифовального станка (для работ с плоскостью головки и блока). Все же большую часть работ придется выполнять вручную. Главное: базовые знания и навыки в обслуживании силовых агрегатов.
Изредка и сегодня встречается «капсула времени». Фото: youtube.com
Какой можно сделать вывод? Историю ВАЗ-21099 рано считать полностью завершенной, несмотря на давнее прекращение ее производства. Доступная стоимость расходных материалов и интуитивно понятная конструкция делает автомобиль прекрасным средством для получения первых навыков вождения. А его ремонт вполне по силам для студентов и других небогатых новичков.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....