
ВАЗ-21099 – лучшая отечественная модель на стыке веков
Времена, когда молодые люди познавали азы вождения на папиной «копейке» давно остались в прошлом. Хочется сесть за руль чего-то поприличнее. Но у этой категории водителей нет широких финансовых возможностей. Именно поэтому некоторые из них покупают себе «девяносто девятую». Сразу заметим, что у нее довольно неплохие технические характеристики даже для нашего времени.
Автомобиль, получивший на внутреннем рынке имя «Спутник», а в экспортном варианте «Самара Форма», выпускался в кузове седан. Он имел четыре двери и передний привод. Первые прототипы модели появились на закате советской эпохи в 1990 году. Ее особенностью являлось почти полное соответствие предшественнику. От обычной «девятки» она отличалась только кузовом. «Спутник» завоевал симпатии отечественных и зарубежных потребителей и оставался самым массовым автомобилем ВАЗ вплоть до появления Lada 110.
Силуэт седана, по которому уже соскучились к началу 90-х. Фото: youtube.com
Высокая популярность модели определялась целым рядом факторов: прекрасная устойчивость на разных типах дорожного покрытия, хорошая управляемость, высокая скорость. А обладатели загородных участков и любители дальних путешествий получили прекрасный бонус в виде довольно вместительного багажного отсека.
Его объем составляет 425 литров. Это на 7% больше, чем у «классики». В отличие от последних, также присутствовала возможность складывания задних сидений. Такая комплектация оказалась очень кстати при перевозке габаритных грузов.
Все эти факторы привели к многолетнему лидирующему положению на авторынке страны, повышенному интересу со стороны потенциальных покупателей и… постоянному вниманию автомобильных воров. Поэтому при покупке сегодня такого авто нелишним будет проверить его на возможное криминальное прошлое. Это обезопасит от неприятных сюрпризов в будущем.
«Девяносто девятая» – последняя модель первого поколения «Самар». По сути, своим появлением автомобиль обязан глубокому кризису в стране, охватившему и сферу автомобилестроения. По первоначальному плану все модели данного ряда комплектовались исключительно кузовами хэтчбек. А вот седаны должны были влиться в процесс в совершенно новых кузовах и параметрах (по типу ВАЗ-2110). Для этого создавалась новая производственная линия, которую так и смогли запустить вовремя.
В передней части – полная идентичность предшественнице. Фото: youtube.com
Вышли из ситуации чисто по-русски, «слепив из того, что было». Почти точная копия «девятки», но в кузове «седан». На удивление, вынужденно подготовленная к выпуску модель стала мегапопулярной. Существовали и экспортные варианты, такие как Lada Form или Lada Samara Salun.
Отличием экстерьера линейки стали удлиненные передние крылья. Такого эффекта достигли за счет цельных конструкций. Поэтому отсутствовал шов на конце переднего крыла. Правда, на прошлые модели иногда устанавливались короткие, вырезанные по линии радиаторной решетки. Их логическим продолжением выступали отдельная кузовная часть и обшивка фары.
У конструкции имелись прекрасные для своего времени технические характеристики и дизайнерские решения. Например, в зависимости от стиля вождения и своевременного обслуживания, двигатель часто выдавал +150 000 км пробега. В первые годы на автомобиль устанавливался классический ДВС, и только спустя несколько лет появился инжектор.
С виду не скажешь, но очень вместительный багажник. Фото: youtube.com
Карбюраторные моторы существовали в двух версиях с различными объемами двигателя: 1,3 и 1,5 литра. Через какое-то время в них стали применять форсунки центрального впрыска. При правильной настройке такое новшество давало заметную экономию топлива. Это было не лишним в кризисные 90-е, когда каждый старался максимально экономить средства. Правда, удачная настройка получалась далеко не всегда. Поэтому часто система впрыска вызывала множество нареканий у незадачливых пользователей.
Впрыск мог быть одноточечным (SPi) или многоточечным (MPi). Варианты различных объемов устанавливаемых двигателей: 1100, 1300 и 1500 куб. см. За весь период производства модели предпринималось две попытки ее супермодификации и введение инжекторного варианта:
✅ Lada Sport
✅ Lada Victory
✅ ВАЗ 21099i
В первом случае мы имеем дело с выпускаемым под заказ автомобилем с 8-цилиндровым двигателем. Этот проект провалился, даже не начавшись. В то время просто не нашлось желающих сесть за руль отечественного спорткара за космическую цену. Просто вокруг имелось уже полно старых иномарок с хорошими показателями за вполне доступную сумму. Джип Victory недалеко ушел от своего «коллеги». Хотя предприятие и умудрилось собрать несколько таких полноприводных автомобилей, а вот сбыть их оказалось гораздо сложнее. О причинах я, в принципе, уже сказал выше.
Все инжекторные автомобили оснащались 5-ступенчатой механической коробкой передач. Его модифицированный вариант получил индекс 2111/2114. Инжектор продавался хорошо по ряду причин:
✅ ремонт стоил недорого
✅ запчасти имелись в наличии
✅ ремонтных мастерских было предостаточно
И на фоне иномарок с дорогими запчастями и обслуживанием, «девяносто девятый» выглядел автомобилем небывалой дешевизны.
Когда мы имеем дело со «стариком», то самое время поговорить о «лечении». Но сначала давайте затронем заводские рекомендации в отношении сроков проведения различных ТО.
✅ ТО-1. Рекомендовано после первой «тысячи». Действия минимальны: замена моторного масла и маслофильтра.
✅ ТО-2. В районе первой «десятки» предлагалось провести более коренные работы по обслуживанию: кроме смазочных элементов, устанавливался и новый топливный фильтр.
✅ ТО-3. Когда цифры переваливали за 20 000 км пробега наступало время регулировки клапана, заменить все типов фильтров. Также требовалась диагностика мотора на наличие подтеков. Плюс: замер компрессии и регулировка клапана. Ну и смена масло, конечно!
✅ ТО-4. После следующей «десятки» стоило обратить внимание на газораспределительный механизм, водяной насос и сцепление. Рекомендовалась и замена прокладки клапанной крышки. Дальнейшие ТО проводились по специальной схеме, указанной в руководстве по эксплуатации.
Многие наши соотечественники предпочитали проводить ремонт двигателя собственными силами. Это и дешевле и, в какой-то степени, надежнее. Ведь ты сам видишь, что и как закрепляешь и устанавливаешь. Работы можно проводить в оборудованном гараже. А вот для продува форсунок понадобится специальный стенд. При желании его можно свободно приобрести в одном из автосервисов.
Под капотом все очень привычно. Фото: youtube.com
А вот если замахнуться на прошив блока управления с целью экономии топлива, то не стоит спешить. Работы такого типа требуют не только специальной подготовки, но и довольно сложного оборудования. Поэтому помощь профессионалов выглядит более предпочтительной.
Капиталка своими силами возможна, но необходимо наличие шлифовального станка (для работ с плоскостью головки и блока). Все же большую часть работ придется выполнять вручную. Главное: базовые знания и навыки в обслуживании силовых агрегатов.
Изредка и сегодня встречается «капсула времени». Фото: youtube.com
Какой можно сделать вывод? Историю ВАЗ-21099 рано считать полностью завершенной, несмотря на давнее прекращение ее производства. Доступная стоимость расходных материалов и интуитивно понятная конструкция делает автомобиль прекрасным средством для получения первых навыков вождения. А его ремонт вполне по силам для студентов и других небогатых новичков.
Автомобиль, получивший на внутреннем рынке имя «Спутник», а в экспортном варианте «Самара Форма», выпускался в кузове седан. Он имел четыре двери и передний привод. Первые прототипы модели появились на закате советской эпохи в 1990 году. Ее особенностью являлось почти полное соответствие предшественнику. От обычной «девятки» она отличалась только кузовом. «Спутник» завоевал симпатии отечественных и зарубежных потребителей и оставался самым массовым автомобилем ВАЗ вплоть до появления Lada 110.

Высокая популярность модели определялась целым рядом факторов: прекрасная устойчивость на разных типах дорожного покрытия, хорошая управляемость, высокая скорость. А обладатели загородных участков и любители дальних путешествий получили прекрасный бонус в виде довольно вместительного багажного отсека.
Его объем составляет 425 литров. Это на 7% больше, чем у «классики». В отличие от последних, также присутствовала возможность складывания задних сидений. Такая комплектация оказалась очень кстати при перевозке габаритных грузов.
Все эти факторы привели к многолетнему лидирующему положению на авторынке страны, повышенному интересу со стороны потенциальных покупателей и… постоянному вниманию автомобильных воров. Поэтому при покупке сегодня такого авто нелишним будет проверить его на возможное криминальное прошлое. Это обезопасит от неприятных сюрпризов в будущем.
Рождение российской легенды 90-х
«Девяносто девятая» – последняя модель первого поколения «Самар». По сути, своим появлением автомобиль обязан глубокому кризису в стране, охватившему и сферу автомобилестроения. По первоначальному плану все модели данного ряда комплектовались исключительно кузовами хэтчбек. А вот седаны должны были влиться в процесс в совершенно новых кузовах и параметрах (по типу ВАЗ-2110). Для этого создавалась новая производственная линия, которую так и смогли запустить вовремя.

Вышли из ситуации чисто по-русски, «слепив из того, что было». Почти точная копия «девятки», но в кузове «седан». На удивление, вынужденно подготовленная к выпуску модель стала мегапопулярной. Существовали и экспортные варианты, такие как Lada Form или Lada Samara Salun.
Автомобиль выпускался с начала 1991 года по 30 июля 2004 года. За это время произведено 953 000 единиц различных модификаций.
Отличием экстерьера линейки стали удлиненные передние крылья. Такого эффекта достигли за счет цельных конструкций. Поэтому отсутствовал шов на конце переднего крыла. Правда, на прошлые модели иногда устанавливались короткие, вырезанные по линии радиаторной решетки. Их логическим продолжением выступали отдельная кузовная часть и обшивка фары.
Техническая сторона автомобиля
У конструкции имелись прекрасные для своего времени технические характеристики и дизайнерские решения. Например, в зависимости от стиля вождения и своевременного обслуживания, двигатель часто выдавал +150 000 км пробега. В первые годы на автомобиль устанавливался классический ДВС, и только спустя несколько лет появился инжектор.

Карбюраторные моторы существовали в двух версиях с различными объемами двигателя: 1,3 и 1,5 литра. Через какое-то время в них стали применять форсунки центрального впрыска. При правильной настройке такое новшество давало заметную экономию топлива. Это было не лишним в кризисные 90-е, когда каждый старался максимально экономить средства. Правда, удачная настройка получалась далеко не всегда. Поэтому часто система впрыска вызывала множество нареканий у незадачливых пользователей.
Впрыск мог быть одноточечным (SPi) или многоточечным (MPi). Варианты различных объемов устанавливаемых двигателей: 1100, 1300 и 1500 куб. см. За весь период производства модели предпринималось две попытки ее супермодификации и введение инжекторного варианта:
✅ Lada Sport
✅ Lada Victory
✅ ВАЗ 21099i
В первом случае мы имеем дело с выпускаемым под заказ автомобилем с 8-цилиндровым двигателем. Этот проект провалился, даже не начавшись. В то время просто не нашлось желающих сесть за руль отечественного спорткара за космическую цену. Просто вокруг имелось уже полно старых иномарок с хорошими показателями за вполне доступную сумму. Джип Victory недалеко ушел от своего «коллеги». Хотя предприятие и умудрилось собрать несколько таких полноприводных автомобилей, а вот сбыть их оказалось гораздо сложнее. О причинах я, в принципе, уже сказал выше.
Все инжекторные автомобили оснащались 5-ступенчатой механической коробкой передач. Его модифицированный вариант получил индекс 2111/2114. Инжектор продавался хорошо по ряду причин:
✅ ремонт стоил недорого
✅ запчасти имелись в наличии
✅ ремонтных мастерских было предостаточно
И на фоне иномарок с дорогими запчастями и обслуживанием, «девяносто девятый» выглядел автомобилем небывалой дешевизны.
Графики проведения ТО и ремонт
Когда мы имеем дело со «стариком», то самое время поговорить о «лечении». Но сначала давайте затронем заводские рекомендации в отношении сроков проведения различных ТО.
✅ ТО-1. Рекомендовано после первой «тысячи». Действия минимальны: замена моторного масла и маслофильтра.
✅ ТО-2. В районе первой «десятки» предлагалось провести более коренные работы по обслуживанию: кроме смазочных элементов, устанавливался и новый топливный фильтр.
✅ ТО-3. Когда цифры переваливали за 20 000 км пробега наступало время регулировки клапана, заменить все типов фильтров. Также требовалась диагностика мотора на наличие подтеков. Плюс: замер компрессии и регулировка клапана. Ну и смена масло, конечно!
✅ ТО-4. После следующей «десятки» стоило обратить внимание на газораспределительный механизм, водяной насос и сцепление. Рекомендовалась и замена прокладки клапанной крышки. Дальнейшие ТО проводились по специальной схеме, указанной в руководстве по эксплуатации.
Многие наши соотечественники предпочитали проводить ремонт двигателя собственными силами. Это и дешевле и, в какой-то степени, надежнее. Ведь ты сам видишь, что и как закрепляешь и устанавливаешь. Работы можно проводить в оборудованном гараже. А вот для продува форсунок понадобится специальный стенд. При желании его можно свободно приобрести в одном из автосервисов.

А вот если замахнуться на прошив блока управления с целью экономии топлива, то не стоит спешить. Работы такого типа требуют не только специальной подготовки, но и довольно сложного оборудования. Поэтому помощь профессионалов выглядит более предпочтительной.
Капиталка своими силами возможна, но необходимо наличие шлифовального станка (для работ с плоскостью головки и блока). Все же большую часть работ придется выполнять вручную. Главное: базовые знания и навыки в обслуживании силовых агрегатов.

Какой можно сделать вывод? Историю ВАЗ-21099 рано считать полностью завершенной, несмотря на давнее прекращение ее производства. Доступная стоимость расходных материалов и интуитивно понятная конструкция делает автомобиль прекрасным средством для получения первых навыков вождения. А его ремонт вполне по силам для студентов и других небогатых новичков.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....