«Китенок» МАИ-223 – сами собрали и сами полетели
Столичный институт авиации, уверовав в свои силы после удачного выпуска сверхлегкого самолета «Авиатика МАИ-890», приступил к разработке следующей модели, которая должна превзойти по характеристикам предыдущую. Новая машина сохранила концепцию созданного на основе профессиональных расчетов аппарата класса «ультралайт». Главное отличие самолета от МАИ-890, кроме лучших летных данных – возможность его самостоятельной сборки из поставляемых комплектов или, как их называют на Западе, «китов» (отсюда и второе название машины). Проектированием самолета в соответствии с требованиями стандартов JAR VLA занялось специальное бюро института – ОСКБЭС. Машины выпускаются на производственных площадях Уральского завода гражданской авиации. В небо аппарат первый раз поднялся 20.10.2004 года.
К чести разработчиков из МАИ, они не пошли по проторенной тропе и не стали прибегать к распространенному методу заимствования тех или иных идей у лучших мировых экземпляров. Конструкторы решили создать «самолет для России». В результате «свет увидел» не совсем обычный летательный аппарат с закрытой кабиной и подкосной парасолью (т. е. крылья сверху).
Таких машин в классе «ультралайт» очень мало. Но главное – внутри! Фюзеляж представляет собой плоскую ферму, соединенную с рамой кабины. Главным силовым элементом корпуса является единственный в конструкции шпангоут, на который приходится основная часть нагрузок.
Здесь пара передних стоек сделана на поперечном торсионе (металлический круглый стержень, изготовленный из пружинящей стали, с шарнирами на концах). При работе (например, наезде на неровность) такой амортизатор «заставляет» колеса передвигаться назад и вверх. Подобное инженерное решение обеспечивает «щадящее» восприятие нагрузки при взлете/посадке с неподготовленной ВПП.
Испытания показали: подобная конструкция шасси позволяет не только садиться на неподготовленный аэродром, но и исключает капотирование. Когда машину «уронили» с метровой высоты, «козления» не произошло. Для эксплуатации самолета в зимних условиях можно поставить лыжи. Если предполагает использование на водной поверхности, то – поплавки.
Хвостовое колесо зафиксировано на рессоре, прикрепленной к задней части фюзеляжа через пару подшипников. При разбеге оно устанавливается в нейтральное положение прямо из кабины.
Представляет собой профиль DFS, придуманный в Германии еще в довоенные годы. Такая конструкция дает возможность собирать крыло прямо на столе с помощью заклепок. Затем каркас крест-накрест укрепляется расчалками. Плоскость обшита стеклопластиковыми панелями.
[center]А-образные расчалки надежно поддерживают крыло. Фото: YouTube.com
Для изготовления закрылков и элеронов применена дюралевая труба, кромки согнуты из листа толщиной 0,8 мм. Управление элементами крыла осуществляется тягой, протянутой внутри лонжерона. Подкосы тоже выполнены из дюралевых труб.
Интерес вызывает ее обшивка, сделанная из «диатекса» – специальной термоусадочной ткани, предназначенной для обтяжки чего-либо. Обшивка поддерживает свою форму только благодаря упругости, поэтому хвост получился мягким, «живым».
Силовой агрегат Rotax 912ULS, производимый в Австрии, поставляется столичной компанией «Авиагамма». Мощность мотора – 80 либо 100 «лошадей». Но это базовый вариант – предлагаются и другие: двухтактные Rotax 582 (65 л. с.) или Rotax 503, развивающий 50 л. с. Любой из данных агрегатов свободно устанавливается в моторный отсек без конструктивных изменений в самолете.
Система питания состоит из емкости для горючего объемом 67 л, расходного резервуара, топливопровода, насоса, фильтра и краника. Масло заливается в специальный бак и охлаждается через радиатор. Основные технические данные «Китенка» МАИ-223:
✅ размах крыльев – 8,2 м
✅ длина, высота – 6 и 2,1 м
✅ максимальный взлетный вес (пустой) – 0,54 т (0,305 т)
✅ скоростной диапазон – от 70 до 192 км/ч
✅ высота – до 6,9 км
✅ дальность – до 650 км
✅ допустимые перегрузки – от -3 до +6
Со сложенными консолями (крылья складываются вдоль фюзеляжа) ширина машины составляет 3,2 м. Для взлета и посадки потребуется полоса с длиной не более 250 м (на подготовленном аэродроме – 100 м). Требуемая прочность грунта – не менее 3 кг/кв. см.
Ее ширина в 1,2 м достаточна для комфортного размещения пары пилотов даже в зимней одежде. Стекло – вклеенное, из поликарбоната, тонированное. Кресла мягкие и удобные: предусмотрена их комплектация подушками нескольких размеров, чтобы было нормально сидеть людям с разным телосложением. Ремни безопасности – четырехточечные. Предусмотрена возможность полета с парашютами. Багажный отсек объемом 150 л расположен за задней стенкой, в которой есть отверстие для транспортировки длинномеров. Кабина имеет высокий уровень шумоизоляции.
Машина может оснащаться БРЭО в различных комплектациях по желанию заказчика. Базовая версия включает стандартный набор приборов, позволяющих летать над аэродромом. «Хитовый» вариант оборудования дает возможность передвигаться по маршрутам местных авиалиний. Приборная панель расположена перед пилотами по центру. Педали регулируются под конкретного человека. Управление продублировано: пилотаж можно осуществлять с любого кресла. Предусмотрен отопитель, работает вентиляционная система: т. е. экипажу обеспечен комфортный микроклимат. Из «опций» производитель предлагает предпусковой подогреватель для полетов в морозы.
В июне 2012-го поднялся в небо МАИ-223М. От базовой версии он отличается наличием передней опоры вместо задней. Площадь вертикального оперения немного увеличили, уменьшилась длина полосы: для разбега достаточно 75 м, посадки – 80 м. Взлетная масса пустого и загруженного аппарата увеличилась до 405 и 640 кг.
Мини-самолету совсем не чужды пилотажные фигуры (на МАКС-2013). Фото: YouTube.com[/center]
Другая модификация – сельскохозяйственная. Самолет МАИ-223СХ отличается от базового усиленным каркасом, измененным бортовым оборудованием и специальным оснащением:
✅ резервуаром на 160 л, закрепляемый под фюзеляжем
✅ парой электрических насосов
✅ распылителем
✅ датчиком уровня химикатов
Максимальная скорость ограничена 140 км/ч, потолок – 3,3 км. Время обработки гектара земли в среднем составляет около минуты. Производительность за 6 рабочих часов – 743 га. За час машина расходует до 18 л бензина Аи-95.
Конструкторам МАИ удалось достичь своих целей: получился универсальный экономичный самолет, сборку которого можно организовать на любой производственной площадке. При этом достаточно иметь минимум необходимого оборудования, инструментов. Простота конструкции машины, легкость в управлении дают возможность пилотировать ее малоподготовленным летчикам. А благодаря складывающимся крыльям, самолет можно хранить в небольшом ангаре.
Мелкосерийное производство наладили в 2006-м году. В конце лета 2013-го на авиашоу МАКС «Китенка» показали министру обороны РФ Шойгу, который пообещал закупить аж 300 экземпляров для обучения летчиков. Однако «воз и ныне там». Сегодня самолет б/у можно приобрести сравнительно недорого. Например, за машину 2007-го года выпуска с наработкой движка 48 моточасов, просят 2,4 млн. руб.
Конструктивные особенности
К чести разработчиков из МАИ, они не пошли по проторенной тропе и не стали прибегать к распространенному методу заимствования тех или иных идей у лучших мировых экземпляров. Конструкторы решили создать «самолет для России». В результате «свет увидел» не совсем обычный летательный аппарат с закрытой кабиной и подкосной парасолью (т. е. крылья сверху).
Для сравнения: впереди МАИ-890, чуть сзади – МАИ-223. Фото: YouTube.com
Таких машин в классе «ультралайт» очень мало. Но главное – внутри! Фюзеляж представляет собой плоскую ферму, соединенную с рамой кабины. Главным силовым элементом корпуса является единственный в конструкции шпангоут, на который приходится основная часть нагрузок.
Шасси
Здесь пара передних стоек сделана на поперечном торсионе (металлический круглый стержень, изготовленный из пружинящей стали, с шарнирами на концах). При работе (например, наезде на неровность) такой амортизатор «заставляет» колеса передвигаться назад и вверх. Подобное инженерное решение обеспечивает «щадящее» восприятие нагрузки при взлете/посадке с неподготовленной ВПП.
Садиться и взлетать можно в чистом поле. Фото: YouTube.com
Испытания показали: подобная конструкция шасси позволяет не только садиться на неподготовленный аэродром, но и исключает капотирование. Когда машину «уронили» с метровой высоты, «козления» не произошло. Для эксплуатации самолета в зимних условиях можно поставить лыжи. Если предполагает использование на водной поверхности, то – поплавки.
Хвостовое колесо зафиксировано на рессоре, прикрепленной к задней части фюзеляжа через пару подшипников. При разбеге оно устанавливается в нейтральное положение прямо из кабины.
Крыло
Представляет собой профиль DFS, придуманный в Германии еще в довоенные годы. Такая конструкция дает возможность собирать крыло прямо на столе с помощью заклепок. Затем каркас крест-накрест укрепляется расчалками. Плоскость обшита стеклопластиковыми панелями.
[center]А-образные расчалки надежно поддерживают крыло. Фото: YouTube.com
Для изготовления закрылков и элеронов применена дюралевая труба, кромки согнуты из листа толщиной 0,8 мм. Управление элементами крыла осуществляется тягой, протянутой внутри лонжерона. Подкосы тоже выполнены из дюралевых труб.
Хвостовая часть
Интерес вызывает ее обшивка, сделанная из «диатекса» – специальной термоусадочной ткани, предназначенной для обтяжки чего-либо. Обшивка поддерживает свою форму только благодаря упругости, поэтому хвост получился мягким, «живым».
Двигатель
Силовой агрегат Rotax 912ULS, производимый в Австрии, поставляется столичной компанией «Авиагамма». Мощность мотора – 80 либо 100 «лошадей». Но это базовый вариант – предлагаются и другие: двухтактные Rotax 582 (65 л. с.) или Rotax 503, развивающий 50 л. с. Любой из данных агрегатов свободно устанавливается в моторный отсек без конструктивных изменений в самолете.
Так выглядит двигатель Rotax 912 ULS. Фото: YouTube.com
Система питания состоит из емкости для горючего объемом 67 л, расходного резервуара, топливопровода, насоса, фильтра и краника. Масло заливается в специальный бак и охлаждается через радиатор. Основные технические данные «Китенка» МАИ-223:
✅ размах крыльев – 8,2 м
✅ длина, высота – 6 и 2,1 м
✅ максимальный взлетный вес (пустой) – 0,54 т (0,305 т)
✅ скоростной диапазон – от 70 до 192 км/ч
✅ высота – до 6,9 км
✅ дальность – до 650 км
✅ допустимые перегрузки – от -3 до +6
Со сложенными консолями (крылья складываются вдоль фюзеляжа) ширина машины составляет 3,2 м. Для взлета и посадки потребуется полоса с длиной не более 250 м (на подготовленном аэродроме – 100 м). Требуемая прочность грунта – не менее 3 кг/кв. см.
Кабина
Ее ширина в 1,2 м достаточна для комфортного размещения пары пилотов даже в зимней одежде. Стекло – вклеенное, из поликарбоната, тонированное. Кресла мягкие и удобные: предусмотрена их комплектация подушками нескольких размеров, чтобы было нормально сидеть людям с разным телосложением. Ремни безопасности – четырехточечные. Предусмотрена возможность полета с парашютами. Багажный отсек объемом 150 л расположен за задней стенкой, в которой есть отверстие для транспортировки длинномеров. Кабина имеет высокий уровень шумоизоляции.
Приборная панель по желанию заказчика может быть разной. Фото: YouTube.com
Машина может оснащаться БРЭО в различных комплектациях по желанию заказчика. Базовая версия включает стандартный набор приборов, позволяющих летать над аэродромом. «Хитовый» вариант оборудования дает возможность передвигаться по маршрутам местных авиалиний. Приборная панель расположена перед пилотами по центру. Педали регулируются под конкретного человека. Управление продублировано: пилотаж можно осуществлять с любого кресла. Предусмотрен отопитель, работает вентиляционная система: т. е. экипажу обеспечен комфортный микроклимат. Из «опций» производитель предлагает предпусковой подогреватель для полетов в морозы.
Модификации
В июне 2012-го поднялся в небо МАИ-223М. От базовой версии он отличается наличием передней опоры вместо задней. Площадь вертикального оперения немного увеличили, уменьшилась длина полосы: для разбега достаточно 75 м, посадки – 80 м. Взлетная масса пустого и загруженного аппарата увеличилась до 405 и 640 кг.
Мини-самолету совсем не чужды пилотажные фигуры (на МАКС-2013). Фото: YouTube.com[/center]
Другая модификация – сельскохозяйственная. Самолет МАИ-223СХ отличается от базового усиленным каркасом, измененным бортовым оборудованием и специальным оснащением:
✅ резервуаром на 160 л, закрепляемый под фюзеляжем
✅ парой электрических насосов
✅ распылителем
✅ датчиком уровня химикатов
Максимальная скорость ограничена 140 км/ч, потолок – 3,3 км. Время обработки гектара земли в среднем составляет около минуты. Производительность за 6 рабочих часов – 743 га. За час машина расходует до 18 л бензина Аи-95.
Заключение
Конструкторам МАИ удалось достичь своих целей: получился универсальный экономичный самолет, сборку которого можно организовать на любой производственной площадке. При этом достаточно иметь минимум необходимого оборудования, инструментов. Простота конструкции машины, легкость в управлении дают возможность пилотировать ее малоподготовленным летчикам. А благодаря складывающимся крыльям, самолет можно хранить в небольшом ангаре.
Если уж такие «гиганты» собирают своими руками, почему бы не собрать и маленький МАИ-223? Фото: YouTube.com
Мелкосерийное производство наладили в 2006-м году. В конце лета 2013-го на авиашоу МАКС «Китенка» показали министру обороны РФ Шойгу, который пообещал закупить аж 300 экземпляров для обучения летчиков. Однако «воз и ныне там». Сегодня самолет б/у можно приобрести сравнительно недорого. Например, за машину 2007-го года выпуска с наработкой движка 48 моточасов, просят 2,4 млн. руб.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...