«Китенок» МАИ-223 – сами собрали и сами полетели
Столичный институт авиации, уверовав в свои силы после удачного выпуска сверхлегкого самолета «Авиатика МАИ-890», приступил к разработке следующей модели, которая должна превзойти по характеристикам предыдущую. Новая машина сохранила концепцию созданного на основе профессиональных расчетов аппарата класса «ультралайт». Главное отличие самолета от МАИ-890, кроме лучших летных данных – возможность его самостоятельной сборки из поставляемых комплектов или, как их называют на Западе, «китов» (отсюда и второе название машины). Проектированием самолета в соответствии с требованиями стандартов JAR VLA занялось специальное бюро института – ОСКБЭС. Машины выпускаются на производственных площадях Уральского завода гражданской авиации. В небо аппарат первый раз поднялся 20.10.2004 года.
К чести разработчиков из МАИ, они не пошли по проторенной тропе и не стали прибегать к распространенному методу заимствования тех или иных идей у лучших мировых экземпляров. Конструкторы решили создать «самолет для России». В результате «свет увидел» не совсем обычный летательный аппарат с закрытой кабиной и подкосной парасолью (т. е. крылья сверху).
Таких машин в классе «ультралайт» очень мало. Но главное – внутри! Фюзеляж представляет собой плоскую ферму, соединенную с рамой кабины. Главным силовым элементом корпуса является единственный в конструкции шпангоут, на который приходится основная часть нагрузок.
Здесь пара передних стоек сделана на поперечном торсионе (металлический круглый стержень, изготовленный из пружинящей стали, с шарнирами на концах). При работе (например, наезде на неровность) такой амортизатор «заставляет» колеса передвигаться назад и вверх. Подобное инженерное решение обеспечивает «щадящее» восприятие нагрузки при взлете/посадке с неподготовленной ВПП.
Испытания показали: подобная конструкция шасси позволяет не только садиться на неподготовленный аэродром, но и исключает капотирование. Когда машину «уронили» с метровой высоты, «козления» не произошло. Для эксплуатации самолета в зимних условиях можно поставить лыжи. Если предполагает использование на водной поверхности, то – поплавки.
Хвостовое колесо зафиксировано на рессоре, прикрепленной к задней части фюзеляжа через пару подшипников. При разбеге оно устанавливается в нейтральное положение прямо из кабины.
Представляет собой профиль DFS, придуманный в Германии еще в довоенные годы. Такая конструкция дает возможность собирать крыло прямо на столе с помощью заклепок. Затем каркас крест-накрест укрепляется расчалками. Плоскость обшита стеклопластиковыми панелями.
[center]А-образные расчалки надежно поддерживают крыло. Фото: YouTube.com
Для изготовления закрылков и элеронов применена дюралевая труба, кромки согнуты из листа толщиной 0,8 мм. Управление элементами крыла осуществляется тягой, протянутой внутри лонжерона. Подкосы тоже выполнены из дюралевых труб.
Интерес вызывает ее обшивка, сделанная из «диатекса» – специальной термоусадочной ткани, предназначенной для обтяжки чего-либо. Обшивка поддерживает свою форму только благодаря упругости, поэтому хвост получился мягким, «живым».
Силовой агрегат Rotax 912ULS, производимый в Австрии, поставляется столичной компанией «Авиагамма». Мощность мотора – 80 либо 100 «лошадей». Но это базовый вариант – предлагаются и другие: двухтактные Rotax 582 (65 л. с.) или Rotax 503, развивающий 50 л. с. Любой из данных агрегатов свободно устанавливается в моторный отсек без конструктивных изменений в самолете.
Система питания состоит из емкости для горючего объемом 67 л, расходного резервуара, топливопровода, насоса, фильтра и краника. Масло заливается в специальный бак и охлаждается через радиатор. Основные технические данные «Китенка» МАИ-223:
✅ размах крыльев – 8,2 м
✅ длина, высота – 6 и 2,1 м
✅ максимальный взлетный вес (пустой) – 0,54 т (0,305 т)
✅ скоростной диапазон – от 70 до 192 км/ч
✅ высота – до 6,9 км
✅ дальность – до 650 км
✅ допустимые перегрузки – от -3 до +6
Со сложенными консолями (крылья складываются вдоль фюзеляжа) ширина машины составляет 3,2 м. Для взлета и посадки потребуется полоса с длиной не более 250 м (на подготовленном аэродроме – 100 м). Требуемая прочность грунта – не менее 3 кг/кв. см.
Ее ширина в 1,2 м достаточна для комфортного размещения пары пилотов даже в зимней одежде. Стекло – вклеенное, из поликарбоната, тонированное. Кресла мягкие и удобные: предусмотрена их комплектация подушками нескольких размеров, чтобы было нормально сидеть людям с разным телосложением. Ремни безопасности – четырехточечные. Предусмотрена возможность полета с парашютами. Багажный отсек объемом 150 л расположен за задней стенкой, в которой есть отверстие для транспортировки длинномеров. Кабина имеет высокий уровень шумоизоляции.
Машина может оснащаться БРЭО в различных комплектациях по желанию заказчика. Базовая версия включает стандартный набор приборов, позволяющих летать над аэродромом. «Хитовый» вариант оборудования дает возможность передвигаться по маршрутам местных авиалиний. Приборная панель расположена перед пилотами по центру. Педали регулируются под конкретного человека. Управление продублировано: пилотаж можно осуществлять с любого кресла. Предусмотрен отопитель, работает вентиляционная система: т. е. экипажу обеспечен комфортный микроклимат. Из «опций» производитель предлагает предпусковой подогреватель для полетов в морозы.
В июне 2012-го поднялся в небо МАИ-223М. От базовой версии он отличается наличием передней опоры вместо задней. Площадь вертикального оперения немного увеличили, уменьшилась длина полосы: для разбега достаточно 75 м, посадки – 80 м. Взлетная масса пустого и загруженного аппарата увеличилась до 405 и 640 кг.
Мини-самолету совсем не чужды пилотажные фигуры (на МАКС-2013). Фото: YouTube.com[/center]
Другая модификация – сельскохозяйственная. Самолет МАИ-223СХ отличается от базового усиленным каркасом, измененным бортовым оборудованием и специальным оснащением:
✅ резервуаром на 160 л, закрепляемый под фюзеляжем
✅ парой электрических насосов
✅ распылителем
✅ датчиком уровня химикатов
Максимальная скорость ограничена 140 км/ч, потолок – 3,3 км. Время обработки гектара земли в среднем составляет около минуты. Производительность за 6 рабочих часов – 743 га. За час машина расходует до 18 л бензина Аи-95.
Конструкторам МАИ удалось достичь своих целей: получился универсальный экономичный самолет, сборку которого можно организовать на любой производственной площадке. При этом достаточно иметь минимум необходимого оборудования, инструментов. Простота конструкции машины, легкость в управлении дают возможность пилотировать ее малоподготовленным летчикам. А благодаря складывающимся крыльям, самолет можно хранить в небольшом ангаре.
Мелкосерийное производство наладили в 2006-м году. В конце лета 2013-го на авиашоу МАКС «Китенка» показали министру обороны РФ Шойгу, который пообещал закупить аж 300 экземпляров для обучения летчиков. Однако «воз и ныне там». Сегодня самолет б/у можно приобрести сравнительно недорого. Например, за машину 2007-го года выпуска с наработкой движка 48 моточасов, просят 2,4 млн. руб.
Конструктивные особенности
К чести разработчиков из МАИ, они не пошли по проторенной тропе и не стали прибегать к распространенному методу заимствования тех или иных идей у лучших мировых экземпляров. Конструкторы решили создать «самолет для России». В результате «свет увидел» не совсем обычный летательный аппарат с закрытой кабиной и подкосной парасолью (т. е. крылья сверху).
Для сравнения: впереди МАИ-890, чуть сзади – МАИ-223. Фото: YouTube.com
Таких машин в классе «ультралайт» очень мало. Но главное – внутри! Фюзеляж представляет собой плоскую ферму, соединенную с рамой кабины. Главным силовым элементом корпуса является единственный в конструкции шпангоут, на который приходится основная часть нагрузок.
Шасси
Здесь пара передних стоек сделана на поперечном торсионе (металлический круглый стержень, изготовленный из пружинящей стали, с шарнирами на концах). При работе (например, наезде на неровность) такой амортизатор «заставляет» колеса передвигаться назад и вверх. Подобное инженерное решение обеспечивает «щадящее» восприятие нагрузки при взлете/посадке с неподготовленной ВПП.
Садиться и взлетать можно в чистом поле. Фото: YouTube.com
Испытания показали: подобная конструкция шасси позволяет не только садиться на неподготовленный аэродром, но и исключает капотирование. Когда машину «уронили» с метровой высоты, «козления» не произошло. Для эксплуатации самолета в зимних условиях можно поставить лыжи. Если предполагает использование на водной поверхности, то – поплавки.
Хвостовое колесо зафиксировано на рессоре, прикрепленной к задней части фюзеляжа через пару подшипников. При разбеге оно устанавливается в нейтральное положение прямо из кабины.
Крыло
Представляет собой профиль DFS, придуманный в Германии еще в довоенные годы. Такая конструкция дает возможность собирать крыло прямо на столе с помощью заклепок. Затем каркас крест-накрест укрепляется расчалками. Плоскость обшита стеклопластиковыми панелями.
[center]А-образные расчалки надежно поддерживают крыло. Фото: YouTube.com
Для изготовления закрылков и элеронов применена дюралевая труба, кромки согнуты из листа толщиной 0,8 мм. Управление элементами крыла осуществляется тягой, протянутой внутри лонжерона. Подкосы тоже выполнены из дюралевых труб.
Хвостовая часть
Интерес вызывает ее обшивка, сделанная из «диатекса» – специальной термоусадочной ткани, предназначенной для обтяжки чего-либо. Обшивка поддерживает свою форму только благодаря упругости, поэтому хвост получился мягким, «живым».
Двигатель
Силовой агрегат Rotax 912ULS, производимый в Австрии, поставляется столичной компанией «Авиагамма». Мощность мотора – 80 либо 100 «лошадей». Но это базовый вариант – предлагаются и другие: двухтактные Rotax 582 (65 л. с.) или Rotax 503, развивающий 50 л. с. Любой из данных агрегатов свободно устанавливается в моторный отсек без конструктивных изменений в самолете.
Так выглядит двигатель Rotax 912 ULS. Фото: YouTube.com
Система питания состоит из емкости для горючего объемом 67 л, расходного резервуара, топливопровода, насоса, фильтра и краника. Масло заливается в специальный бак и охлаждается через радиатор. Основные технические данные «Китенка» МАИ-223:
✅ размах крыльев – 8,2 м
✅ длина, высота – 6 и 2,1 м
✅ максимальный взлетный вес (пустой) – 0,54 т (0,305 т)
✅ скоростной диапазон – от 70 до 192 км/ч
✅ высота – до 6,9 км
✅ дальность – до 650 км
✅ допустимые перегрузки – от -3 до +6
Со сложенными консолями (крылья складываются вдоль фюзеляжа) ширина машины составляет 3,2 м. Для взлета и посадки потребуется полоса с длиной не более 250 м (на подготовленном аэродроме – 100 м). Требуемая прочность грунта – не менее 3 кг/кв. см.
Кабина
Ее ширина в 1,2 м достаточна для комфортного размещения пары пилотов даже в зимней одежде. Стекло – вклеенное, из поликарбоната, тонированное. Кресла мягкие и удобные: предусмотрена их комплектация подушками нескольких размеров, чтобы было нормально сидеть людям с разным телосложением. Ремни безопасности – четырехточечные. Предусмотрена возможность полета с парашютами. Багажный отсек объемом 150 л расположен за задней стенкой, в которой есть отверстие для транспортировки длинномеров. Кабина имеет высокий уровень шумоизоляции.
Приборная панель по желанию заказчика может быть разной. Фото: YouTube.com
Машина может оснащаться БРЭО в различных комплектациях по желанию заказчика. Базовая версия включает стандартный набор приборов, позволяющих летать над аэродромом. «Хитовый» вариант оборудования дает возможность передвигаться по маршрутам местных авиалиний. Приборная панель расположена перед пилотами по центру. Педали регулируются под конкретного человека. Управление продублировано: пилотаж можно осуществлять с любого кресла. Предусмотрен отопитель, работает вентиляционная система: т. е. экипажу обеспечен комфортный микроклимат. Из «опций» производитель предлагает предпусковой подогреватель для полетов в морозы.
Модификации
В июне 2012-го поднялся в небо МАИ-223М. От базовой версии он отличается наличием передней опоры вместо задней. Площадь вертикального оперения немного увеличили, уменьшилась длина полосы: для разбега достаточно 75 м, посадки – 80 м. Взлетная масса пустого и загруженного аппарата увеличилась до 405 и 640 кг.
Мини-самолету совсем не чужды пилотажные фигуры (на МАКС-2013). Фото: YouTube.com[/center]
Другая модификация – сельскохозяйственная. Самолет МАИ-223СХ отличается от базового усиленным каркасом, измененным бортовым оборудованием и специальным оснащением:
✅ резервуаром на 160 л, закрепляемый под фюзеляжем
✅ парой электрических насосов
✅ распылителем
✅ датчиком уровня химикатов
Максимальная скорость ограничена 140 км/ч, потолок – 3,3 км. Время обработки гектара земли в среднем составляет около минуты. Производительность за 6 рабочих часов – 743 га. За час машина расходует до 18 л бензина Аи-95.
Заключение
Конструкторам МАИ удалось достичь своих целей: получился универсальный экономичный самолет, сборку которого можно организовать на любой производственной площадке. При этом достаточно иметь минимум необходимого оборудования, инструментов. Простота конструкции машины, легкость в управлении дают возможность пилотировать ее малоподготовленным летчикам. А благодаря складывающимся крыльям, самолет можно хранить в небольшом ангаре.
Если уж такие «гиганты» собирают своими руками, почему бы не собрать и маленький МАИ-223? Фото: YouTube.com
Мелкосерийное производство наладили в 2006-м году. В конце лета 2013-го на авиашоу МАКС «Китенка» показали министру обороны РФ Шойгу, который пообещал закупить аж 300 экземпляров для обучения летчиков. Однако «воз и ныне там». Сегодня самолет б/у можно приобрести сравнительно недорого. Например, за машину 2007-го года выпуска с наработкой движка 48 моточасов, просят 2,4 млн. руб.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...