«Китенок» МАИ-223 – сами собрали и сами полетели
Столичный институт авиации, уверовав в свои силы после удачного выпуска сверхлегкого самолета «Авиатика МАИ-890», приступил к разработке следующей модели, которая должна превзойти по характеристикам предыдущую. Новая машина сохранила концепцию созданного на основе профессиональных расчетов аппарата класса «ультралайт». Главное отличие самолета от МАИ-890, кроме лучших летных данных – возможность его самостоятельной сборки из поставляемых комплектов или, как их называют на Западе, «китов» (отсюда и второе название машины). Проектированием самолета в соответствии с требованиями стандартов JAR VLA занялось специальное бюро института – ОСКБЭС. Машины выпускаются на производственных площадях Уральского завода гражданской авиации. В небо аппарат первый раз поднялся 20.10.2004 года.
К чести разработчиков из МАИ, они не пошли по проторенной тропе и не стали прибегать к распространенному методу заимствования тех или иных идей у лучших мировых экземпляров. Конструкторы решили создать «самолет для России». В результате «свет увидел» не совсем обычный летательный аппарат с закрытой кабиной и подкосной парасолью (т. е. крылья сверху).
Таких машин в классе «ультралайт» очень мало. Но главное – внутри! Фюзеляж представляет собой плоскую ферму, соединенную с рамой кабины. Главным силовым элементом корпуса является единственный в конструкции шпангоут, на который приходится основная часть нагрузок.
Здесь пара передних стоек сделана на поперечном торсионе (металлический круглый стержень, изготовленный из пружинящей стали, с шарнирами на концах). При работе (например, наезде на неровность) такой амортизатор «заставляет» колеса передвигаться назад и вверх. Подобное инженерное решение обеспечивает «щадящее» восприятие нагрузки при взлете/посадке с неподготовленной ВПП.
Испытания показали: подобная конструкция шасси позволяет не только садиться на неподготовленный аэродром, но и исключает капотирование. Когда машину «уронили» с метровой высоты, «козления» не произошло. Для эксплуатации самолета в зимних условиях можно поставить лыжи. Если предполагает использование на водной поверхности, то – поплавки.
Хвостовое колесо зафиксировано на рессоре, прикрепленной к задней части фюзеляжа через пару подшипников. При разбеге оно устанавливается в нейтральное положение прямо из кабины.
Представляет собой профиль DFS, придуманный в Германии еще в довоенные годы. Такая конструкция дает возможность собирать крыло прямо на столе с помощью заклепок. Затем каркас крест-накрест укрепляется расчалками. Плоскость обшита стеклопластиковыми панелями.
[center]А-образные расчалки надежно поддерживают крыло. Фото: YouTube.com
Для изготовления закрылков и элеронов применена дюралевая труба, кромки согнуты из листа толщиной 0,8 мм. Управление элементами крыла осуществляется тягой, протянутой внутри лонжерона. Подкосы тоже выполнены из дюралевых труб.
Интерес вызывает ее обшивка, сделанная из «диатекса» – специальной термоусадочной ткани, предназначенной для обтяжки чего-либо. Обшивка поддерживает свою форму только благодаря упругости, поэтому хвост получился мягким, «живым».
Силовой агрегат Rotax 912ULS, производимый в Австрии, поставляется столичной компанией «Авиагамма». Мощность мотора – 80 либо 100 «лошадей». Но это базовый вариант – предлагаются и другие: двухтактные Rotax 582 (65 л. с.) или Rotax 503, развивающий 50 л. с. Любой из данных агрегатов свободно устанавливается в моторный отсек без конструктивных изменений в самолете.
Система питания состоит из емкости для горючего объемом 67 л, расходного резервуара, топливопровода, насоса, фильтра и краника. Масло заливается в специальный бак и охлаждается через радиатор. Основные технические данные «Китенка» МАИ-223:
✅ размах крыльев – 8,2 м
✅ длина, высота – 6 и 2,1 м
✅ максимальный взлетный вес (пустой) – 0,54 т (0,305 т)
✅ скоростной диапазон – от 70 до 192 км/ч
✅ высота – до 6,9 км
✅ дальность – до 650 км
✅ допустимые перегрузки – от -3 до +6
Со сложенными консолями (крылья складываются вдоль фюзеляжа) ширина машины составляет 3,2 м. Для взлета и посадки потребуется полоса с длиной не более 250 м (на подготовленном аэродроме – 100 м). Требуемая прочность грунта – не менее 3 кг/кв. см.
Ее ширина в 1,2 м достаточна для комфортного размещения пары пилотов даже в зимней одежде. Стекло – вклеенное, из поликарбоната, тонированное. Кресла мягкие и удобные: предусмотрена их комплектация подушками нескольких размеров, чтобы было нормально сидеть людям с разным телосложением. Ремни безопасности – четырехточечные. Предусмотрена возможность полета с парашютами. Багажный отсек объемом 150 л расположен за задней стенкой, в которой есть отверстие для транспортировки длинномеров. Кабина имеет высокий уровень шумоизоляции.
Машина может оснащаться БРЭО в различных комплектациях по желанию заказчика. Базовая версия включает стандартный набор приборов, позволяющих летать над аэродромом. «Хитовый» вариант оборудования дает возможность передвигаться по маршрутам местных авиалиний. Приборная панель расположена перед пилотами по центру. Педали регулируются под конкретного человека. Управление продублировано: пилотаж можно осуществлять с любого кресла. Предусмотрен отопитель, работает вентиляционная система: т. е. экипажу обеспечен комфортный микроклимат. Из «опций» производитель предлагает предпусковой подогреватель для полетов в морозы.
В июне 2012-го поднялся в небо МАИ-223М. От базовой версии он отличается наличием передней опоры вместо задней. Площадь вертикального оперения немного увеличили, уменьшилась длина полосы: для разбега достаточно 75 м, посадки – 80 м. Взлетная масса пустого и загруженного аппарата увеличилась до 405 и 640 кг.
Мини-самолету совсем не чужды пилотажные фигуры (на МАКС-2013). Фото: YouTube.com[/center]
Другая модификация – сельскохозяйственная. Самолет МАИ-223СХ отличается от базового усиленным каркасом, измененным бортовым оборудованием и специальным оснащением:
✅ резервуаром на 160 л, закрепляемый под фюзеляжем
✅ парой электрических насосов
✅ распылителем
✅ датчиком уровня химикатов
Максимальная скорость ограничена 140 км/ч, потолок – 3,3 км. Время обработки гектара земли в среднем составляет около минуты. Производительность за 6 рабочих часов – 743 га. За час машина расходует до 18 л бензина Аи-95.
Конструкторам МАИ удалось достичь своих целей: получился универсальный экономичный самолет, сборку которого можно организовать на любой производственной площадке. При этом достаточно иметь минимум необходимого оборудования, инструментов. Простота конструкции машины, легкость в управлении дают возможность пилотировать ее малоподготовленным летчикам. А благодаря складывающимся крыльям, самолет можно хранить в небольшом ангаре.
Мелкосерийное производство наладили в 2006-м году. В конце лета 2013-го на авиашоу МАКС «Китенка» показали министру обороны РФ Шойгу, который пообещал закупить аж 300 экземпляров для обучения летчиков. Однако «воз и ныне там». Сегодня самолет б/у можно приобрести сравнительно недорого. Например, за машину 2007-го года выпуска с наработкой движка 48 моточасов, просят 2,4 млн. руб.
Конструктивные особенности
К чести разработчиков из МАИ, они не пошли по проторенной тропе и не стали прибегать к распространенному методу заимствования тех или иных идей у лучших мировых экземпляров. Конструкторы решили создать «самолет для России». В результате «свет увидел» не совсем обычный летательный аппарат с закрытой кабиной и подкосной парасолью (т. е. крылья сверху).
Для сравнения: впереди МАИ-890, чуть сзади – МАИ-223. Фото: YouTube.com
Таких машин в классе «ультралайт» очень мало. Но главное – внутри! Фюзеляж представляет собой плоскую ферму, соединенную с рамой кабины. Главным силовым элементом корпуса является единственный в конструкции шпангоут, на который приходится основная часть нагрузок.
Шасси
Здесь пара передних стоек сделана на поперечном торсионе (металлический круглый стержень, изготовленный из пружинящей стали, с шарнирами на концах). При работе (например, наезде на неровность) такой амортизатор «заставляет» колеса передвигаться назад и вверх. Подобное инженерное решение обеспечивает «щадящее» восприятие нагрузки при взлете/посадке с неподготовленной ВПП.
Садиться и взлетать можно в чистом поле. Фото: YouTube.com
Испытания показали: подобная конструкция шасси позволяет не только садиться на неподготовленный аэродром, но и исключает капотирование. Когда машину «уронили» с метровой высоты, «козления» не произошло. Для эксплуатации самолета в зимних условиях можно поставить лыжи. Если предполагает использование на водной поверхности, то – поплавки.
Хвостовое колесо зафиксировано на рессоре, прикрепленной к задней части фюзеляжа через пару подшипников. При разбеге оно устанавливается в нейтральное положение прямо из кабины.
Крыло
Представляет собой профиль DFS, придуманный в Германии еще в довоенные годы. Такая конструкция дает возможность собирать крыло прямо на столе с помощью заклепок. Затем каркас крест-накрест укрепляется расчалками. Плоскость обшита стеклопластиковыми панелями.
[center]А-образные расчалки надежно поддерживают крыло. Фото: YouTube.com
Для изготовления закрылков и элеронов применена дюралевая труба, кромки согнуты из листа толщиной 0,8 мм. Управление элементами крыла осуществляется тягой, протянутой внутри лонжерона. Подкосы тоже выполнены из дюралевых труб.
Хвостовая часть
Интерес вызывает ее обшивка, сделанная из «диатекса» – специальной термоусадочной ткани, предназначенной для обтяжки чего-либо. Обшивка поддерживает свою форму только благодаря упругости, поэтому хвост получился мягким, «живым».
Двигатель
Силовой агрегат Rotax 912ULS, производимый в Австрии, поставляется столичной компанией «Авиагамма». Мощность мотора – 80 либо 100 «лошадей». Но это базовый вариант – предлагаются и другие: двухтактные Rotax 582 (65 л. с.) или Rotax 503, развивающий 50 л. с. Любой из данных агрегатов свободно устанавливается в моторный отсек без конструктивных изменений в самолете.
Так выглядит двигатель Rotax 912 ULS. Фото: YouTube.com
Система питания состоит из емкости для горючего объемом 67 л, расходного резервуара, топливопровода, насоса, фильтра и краника. Масло заливается в специальный бак и охлаждается через радиатор. Основные технические данные «Китенка» МАИ-223:
✅ размах крыльев – 8,2 м
✅ длина, высота – 6 и 2,1 м
✅ максимальный взлетный вес (пустой) – 0,54 т (0,305 т)
✅ скоростной диапазон – от 70 до 192 км/ч
✅ высота – до 6,9 км
✅ дальность – до 650 км
✅ допустимые перегрузки – от -3 до +6
Со сложенными консолями (крылья складываются вдоль фюзеляжа) ширина машины составляет 3,2 м. Для взлета и посадки потребуется полоса с длиной не более 250 м (на подготовленном аэродроме – 100 м). Требуемая прочность грунта – не менее 3 кг/кв. см.
Кабина
Ее ширина в 1,2 м достаточна для комфортного размещения пары пилотов даже в зимней одежде. Стекло – вклеенное, из поликарбоната, тонированное. Кресла мягкие и удобные: предусмотрена их комплектация подушками нескольких размеров, чтобы было нормально сидеть людям с разным телосложением. Ремни безопасности – четырехточечные. Предусмотрена возможность полета с парашютами. Багажный отсек объемом 150 л расположен за задней стенкой, в которой есть отверстие для транспортировки длинномеров. Кабина имеет высокий уровень шумоизоляции.
Приборная панель по желанию заказчика может быть разной. Фото: YouTube.com
Машина может оснащаться БРЭО в различных комплектациях по желанию заказчика. Базовая версия включает стандартный набор приборов, позволяющих летать над аэродромом. «Хитовый» вариант оборудования дает возможность передвигаться по маршрутам местных авиалиний. Приборная панель расположена перед пилотами по центру. Педали регулируются под конкретного человека. Управление продублировано: пилотаж можно осуществлять с любого кресла. Предусмотрен отопитель, работает вентиляционная система: т. е. экипажу обеспечен комфортный микроклимат. Из «опций» производитель предлагает предпусковой подогреватель для полетов в морозы.
Модификации
В июне 2012-го поднялся в небо МАИ-223М. От базовой версии он отличается наличием передней опоры вместо задней. Площадь вертикального оперения немного увеличили, уменьшилась длина полосы: для разбега достаточно 75 м, посадки – 80 м. Взлетная масса пустого и загруженного аппарата увеличилась до 405 и 640 кг.
Мини-самолету совсем не чужды пилотажные фигуры (на МАКС-2013). Фото: YouTube.com[/center]
Другая модификация – сельскохозяйственная. Самолет МАИ-223СХ отличается от базового усиленным каркасом, измененным бортовым оборудованием и специальным оснащением:
✅ резервуаром на 160 л, закрепляемый под фюзеляжем
✅ парой электрических насосов
✅ распылителем
✅ датчиком уровня химикатов
Максимальная скорость ограничена 140 км/ч, потолок – 3,3 км. Время обработки гектара земли в среднем составляет около минуты. Производительность за 6 рабочих часов – 743 га. За час машина расходует до 18 л бензина Аи-95.
Заключение
Конструкторам МАИ удалось достичь своих целей: получился универсальный экономичный самолет, сборку которого можно организовать на любой производственной площадке. При этом достаточно иметь минимум необходимого оборудования, инструментов. Простота конструкции машины, легкость в управлении дают возможность пилотировать ее малоподготовленным летчикам. А благодаря складывающимся крыльям, самолет можно хранить в небольшом ангаре.
Если уж такие «гиганты» собирают своими руками, почему бы не собрать и маленький МАИ-223? Фото: YouTube.com
Мелкосерийное производство наладили в 2006-м году. В конце лета 2013-го на авиашоу МАКС «Китенка» показали министру обороны РФ Шойгу, который пообещал закупить аж 300 экземпляров для обучения летчиков. Однако «воз и ныне там». Сегодня самолет б/у можно приобрести сравнительно недорого. Например, за машину 2007-го года выпуска с наработкой движка 48 моточасов, просят 2,4 млн. руб.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....