ГАЗ-25 – почему первопроходец 6х6 не пошел в серию?
2 861

ГАЗ-25 – почему первопроходец 6х6 не пошел в серию?

К 30-м годам СССР не мог похвастаться собственной автомобильной школой: большинство техники закупалось за рубежом. А она очень была нужна! Но, учитывая извечную российскую беду – дороги, требовались машины повышенной проходимости. Причем не только грузовики, но и легковушки. А как решить эту проблему? Посмотрели на Запад: там просто добавляли третью ось. Чем больше колес, тем равномернее распределялась нагрузка и авто не так тонуло в грязи или снегу. Подобная техника широко эксплуатировались в Америке и Германии.


Первые попытки


Сначала в СССР (1934-й год) создали нечто вроде переходной версии от грузовика к легковушке – автомобиль ГАЗ-ТК. Всего изготовили 237 экземпляров. В ходе мелкосерийного производства выяснились недостатки:

✅ сложность конструкции
✅ ненадежность машины
✅ слабая рама и мосты

Учитывая эти минусы, легендарный Виталий Грачев, возглавлявший Горьковский автозавод много лет, занялся проектированием трехосной легковушки на базе ГАЗ-ААА. Но тут в серию пошла знаменитая «эмка» и все внимание переключилось на нее: решили делать внедорожник на основе этой машины.

Появление ГАЗ-25


Первые образцы продемонстрировали только в 1938-м году. Автомобиль в первую очередь планировали использовать для поездок командного состава РККА, а также в роли тягача для легких пушек. Высокую проходимость обеспечивали шесть колес и пара задних ведущих мостов.

Среди автомобилей, выпускаемых в Европе, к ГАЗ-25 наиболее близок был Mercedes-Benz W31 Type G4 из Германии. В отличие от советского внедорожника, эта машина нужна была для перевозки только высших чинов и ездила в основном на асфальте.

Грачев удлинил кузов, взятый от ГАЗ М-1, чтобы открывались задние двери. Такое изменение габаритов не пошло на пользу машине, как выяснилось позже.

Экстерьер


Большинство деталей кузова изготавливали из стали. Сейчас в это не верится, но в 1938-м году промышленность Советского Союза не могла делать листы металла требуемых для ГАЗ-25 размеров. Поэтому при изготовлении крыши использовали вставки из дерева, обтянутые брезентом для предохранения от гниения.

ГАЗ-25 – почему первопроходец 6х6 не пошел в серию?У автомобиля два запасных колеса. Фото: YouTube.com

Зато был удобным доступ к силовому агрегату: достаточно откинуть боковины и почти весь мотор оказывался на виду, что облегчало его обслуживание. Для комфорта при посадке предусмотрены подножки (вот откуда почерпнули идею современные производители кроссоверов!).

Интерьер


Салон, с учетом тех времен, выглядел чуть ли не «роскошно». К услугам водителя и пассажиров – вещевой ящичек («бардачок»), пепельница с прикуривателем, козырьки от солнца.

Внутри просторно. Фото: YouTube.com

Лобовое стекло в жару можно было откинуть. Для сидящих на переднем и заднем ряду места хватало с избытком.

Технические данные


На ГАЗ-25 устанавливали двигатель в 3,28 л, развивавший 50 «лошадей». Однако имеется информация, что несколько машин укомплектовали шестицилиндровыми агрегатами ГАЗ-11.

С приборами негусто. Фото: YouTube.com

Узлы автомобиля крепились на мощной раме, сделанной по типу лестницы. Механическая коробка имела 4 скорости при однодисковом сцеплении сухого типа. В передней подвеске – рычажные амортизаторы плюс рессоры. Сзади – балансиры с полуэллиптическим элементами. Всего из заводских ворот выехало только шесть ГАЗ-25: выпуск прекратили еще до начала войны.

Причины отказа от серийного производства


Несмотря на 6 колес и 3 оси, машина не отличалась особенной проходимостью, если сравнивать с двухмостовыми легковушками. Длинная база мешала выезжать из грязи и снега.

Машина должна хорошо ездить и летом и зимой. Фото: YouTube.com

Да еще и себестоимость ГАЗ-25 оказалось высокой. Решение проблем видели в обустройстве ведущего переднего моста. Коллектив завода под руководством Грачева сделал опытный образец – ГАЗ-61. Двухосная машина получилась на редкость удачной и легко обходила на бездорожье тяжелый ГАЗ-25. В итоге участь «тупиковой эволюционной ветви» была предрешена. Тем не менее сегодня еще встречаются подобные экспонаты: многие наверняка видели ГАЗ-25 в кино.
А вы что скажете о ГАЗ-25?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...