ГАЗ-25 – почему первопроходец 6х6 не пошел в серию?
К 30-м годам СССР не мог похвастаться собственной автомобильной школой: большинство техники закупалось за рубежом. А она очень была нужна! Но, учитывая извечную российскую беду – дороги, требовались машины повышенной проходимости. Причем не только грузовики, но и легковушки. А как решить эту проблему? Посмотрели на Запад: там просто добавляли третью ось. Чем больше колес, тем равномернее распределялась нагрузка и авто не так тонуло в грязи или снегу. Подобная техника широко эксплуатировались в Америке и Германии.
Сначала в СССР (1934-й год) создали нечто вроде переходной версии от грузовика к легковушке – автомобиль ГАЗ-ТК. Всего изготовили 237 экземпляров. В ходе мелкосерийного производства выяснились недостатки:
✅ сложность конструкции
✅ ненадежность машины
✅ слабая рама и мосты
Учитывая эти минусы, легендарный Виталий Грачев, возглавлявший Горьковский автозавод много лет, занялся проектированием трехосной легковушки на базе ГАЗ-ААА. Но тут в серию пошла знаменитая «эмка» и все внимание переключилось на нее: решили делать внедорожник на основе этой машины.
Первые образцы продемонстрировали только в 1938-м году. Автомобиль в первую очередь планировали использовать для поездок командного состава РККА, а также в роли тягача для легких пушек. Высокую проходимость обеспечивали шесть колес и пара задних ведущих мостов.
Грачев удлинил кузов, взятый от ГАЗ М-1, чтобы открывались задние двери. Такое изменение габаритов не пошло на пользу машине, как выяснилось позже.
Большинство деталей кузова изготавливали из стали. Сейчас в это не верится, но в 1938-м году промышленность Советского Союза не могла делать листы металла требуемых для ГАЗ-25 размеров. Поэтому при изготовлении крыши использовали вставки из дерева, обтянутые брезентом для предохранения от гниения.
Зато был удобным доступ к силовому агрегату: достаточно откинуть боковины и почти весь мотор оказывался на виду, что облегчало его обслуживание. Для комфорта при посадке предусмотрены подножки (вот откуда почерпнули идею современные производители кроссоверов!).
Салон, с учетом тех времен, выглядел чуть ли не «роскошно». К услугам водителя и пассажиров – вещевой ящичек («бардачок»), пепельница с прикуривателем, козырьки от солнца.
Лобовое стекло в жару можно было откинуть. Для сидящих на переднем и заднем ряду места хватало с избытком.
На ГАЗ-25 устанавливали двигатель в 3,28 л, развивавший 50 «лошадей». Однако имеется информация, что несколько машин укомплектовали шестицилиндровыми агрегатами ГАЗ-11.
Узлы автомобиля крепились на мощной раме, сделанной по типу лестницы. Механическая коробка имела 4 скорости при однодисковом сцеплении сухого типа. В передней подвеске – рычажные амортизаторы плюс рессоры. Сзади – балансиры с полуэллиптическим элементами. Всего из заводских ворот выехало только шесть ГАЗ-25: выпуск прекратили еще до начала войны.
Несмотря на 6 колес и 3 оси, машина не отличалась особенной проходимостью, если сравнивать с двухмостовыми легковушками. Длинная база мешала выезжать из грязи и снега.
Да еще и себестоимость ГАЗ-25 оказалось высокой. Решение проблем видели в обустройстве ведущего переднего моста. Коллектив завода под руководством Грачева сделал опытный образец – ГАЗ-61. Двухосная машина получилась на редкость удачной и легко обходила на бездорожье тяжелый ГАЗ-25. В итоге участь «тупиковой эволюционной ветви» была предрешена. Тем не менее сегодня еще встречаются подобные экспонаты: многие наверняка видели ГАЗ-25 в кино.
Первые попытки
Сначала в СССР (1934-й год) создали нечто вроде переходной версии от грузовика к легковушке – автомобиль ГАЗ-ТК. Всего изготовили 237 экземпляров. В ходе мелкосерийного производства выяснились недостатки:
✅ сложность конструкции
✅ ненадежность машины
✅ слабая рама и мосты
Учитывая эти минусы, легендарный Виталий Грачев, возглавлявший Горьковский автозавод много лет, занялся проектированием трехосной легковушки на базе ГАЗ-ААА. Но тут в серию пошла знаменитая «эмка» и все внимание переключилось на нее: решили делать внедорожник на основе этой машины.
Появление ГАЗ-25
Первые образцы продемонстрировали только в 1938-м году. Автомобиль в первую очередь планировали использовать для поездок командного состава РККА, а также в роли тягача для легких пушек. Высокую проходимость обеспечивали шесть колес и пара задних ведущих мостов.
Среди автомобилей, выпускаемых в Европе, к ГАЗ-25 наиболее близок был Mercedes-Benz W31 Type G4 из Германии. В отличие от советского внедорожника, эта машина нужна была для перевозки только высших чинов и ездила в основном на асфальте.
Грачев удлинил кузов, взятый от ГАЗ М-1, чтобы открывались задние двери. Такое изменение габаритов не пошло на пользу машине, как выяснилось позже.
Экстерьер
Большинство деталей кузова изготавливали из стали. Сейчас в это не верится, но в 1938-м году промышленность Советского Союза не могла делать листы металла требуемых для ГАЗ-25 размеров. Поэтому при изготовлении крыши использовали вставки из дерева, обтянутые брезентом для предохранения от гниения.
У автомобиля два запасных колеса. Фото: YouTube.com
Зато был удобным доступ к силовому агрегату: достаточно откинуть боковины и почти весь мотор оказывался на виду, что облегчало его обслуживание. Для комфорта при посадке предусмотрены подножки (вот откуда почерпнули идею современные производители кроссоверов!).
Интерьер
Салон, с учетом тех времен, выглядел чуть ли не «роскошно». К услугам водителя и пассажиров – вещевой ящичек («бардачок»), пепельница с прикуривателем, козырьки от солнца.
Внутри просторно. Фото: YouTube.com
Лобовое стекло в жару можно было откинуть. Для сидящих на переднем и заднем ряду места хватало с избытком.
Технические данные
На ГАЗ-25 устанавливали двигатель в 3,28 л, развивавший 50 «лошадей». Однако имеется информация, что несколько машин укомплектовали шестицилиндровыми агрегатами ГАЗ-11.
С приборами негусто. Фото: YouTube.com
Узлы автомобиля крепились на мощной раме, сделанной по типу лестницы. Механическая коробка имела 4 скорости при однодисковом сцеплении сухого типа. В передней подвеске – рычажные амортизаторы плюс рессоры. Сзади – балансиры с полуэллиптическим элементами. Всего из заводских ворот выехало только шесть ГАЗ-25: выпуск прекратили еще до начала войны.
Причины отказа от серийного производства
Несмотря на 6 колес и 3 оси, машина не отличалась особенной проходимостью, если сравнивать с двухмостовыми легковушками. Длинная база мешала выезжать из грязи и снега.
Машина должна хорошо ездить и летом и зимой. Фото: YouTube.com
Да еще и себестоимость ГАЗ-25 оказалось высокой. Решение проблем видели в обустройстве ведущего переднего моста. Коллектив завода под руководством Грачева сделал опытный образец – ГАЗ-61. Двухосная машина получилась на редкость удачной и легко обходила на бездорожье тяжелый ГАЗ-25. В итоге участь «тупиковой эволюционной ветви» была предрешена. Тем не менее сегодня еще встречаются подобные экспонаты: многие наверняка видели ГАЗ-25 в кино.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...