
ГАЗ-25 – почему первопроходец 6х6 не пошел в серию?
К 30-м годам СССР не мог похвастаться собственной автомобильной школой: большинство техники закупалось за рубежом. А она очень была нужна! Но, учитывая извечную российскую беду – дороги, требовались машины повышенной проходимости. Причем не только грузовики, но и легковушки. А как решить эту проблему? Посмотрели на Запад: там просто добавляли третью ось. Чем больше колес, тем равномернее распределялась нагрузка и авто не так тонуло в грязи или снегу. Подобная техника широко эксплуатировались в Америке и Германии.
Сначала в СССР (1934-й год) создали нечто вроде переходной версии от грузовика к легковушке – автомобиль ГАЗ-ТК. Всего изготовили 237 экземпляров. В ходе мелкосерийного производства выяснились недостатки:
✅ сложность конструкции
✅ ненадежность машины
✅ слабая рама и мосты
Учитывая эти минусы, легендарный Виталий Грачев, возглавлявший Горьковский автозавод много лет, занялся проектированием трехосной легковушки на базе ГАЗ-ААА. Но тут в серию пошла знаменитая «эмка» и все внимание переключилось на нее: решили делать внедорожник на основе этой машины.
Первые образцы продемонстрировали только в 1938-м году. Автомобиль в первую очередь планировали использовать для поездок командного состава РККА, а также в роли тягача для легких пушек. Высокую проходимость обеспечивали шесть колес и пара задних ведущих мостов.
Грачев удлинил кузов, взятый от ГАЗ М-1, чтобы открывались задние двери. Такое изменение габаритов не пошло на пользу машине, как выяснилось позже.
Большинство деталей кузова изготавливали из стали. Сейчас в это не верится, но в 1938-м году промышленность Советского Союза не могла делать листы металла требуемых для ГАЗ-25 размеров. Поэтому при изготовлении крыши использовали вставки из дерева, обтянутые брезентом для предохранения от гниения.
У автомобиля два запасных колеса. Фото: YouTube.com
Зато был удобным доступ к силовому агрегату: достаточно откинуть боковины и почти весь мотор оказывался на виду, что облегчало его обслуживание. Для комфорта при посадке предусмотрены подножки (вот откуда почерпнули идею современные производители кроссоверов!).
Салон, с учетом тех времен, выглядел чуть ли не «роскошно». К услугам водителя и пассажиров – вещевой ящичек («бардачок»), пепельница с прикуривателем, козырьки от солнца.
Внутри просторно. Фото: YouTube.com
Лобовое стекло в жару можно было откинуть. Для сидящих на переднем и заднем ряду места хватало с избытком.
На ГАЗ-25 устанавливали двигатель в 3,28 л, развивавший 50 «лошадей». Однако имеется информация, что несколько машин укомплектовали шестицилиндровыми агрегатами ГАЗ-11.
С приборами негусто. Фото: YouTube.com
Узлы автомобиля крепились на мощной раме, сделанной по типу лестницы. Механическая коробка имела 4 скорости при однодисковом сцеплении сухого типа. В передней подвеске – рычажные амортизаторы плюс рессоры. Сзади – балансиры с полуэллиптическим элементами. Всего из заводских ворот выехало только шесть ГАЗ-25: выпуск прекратили еще до начала войны.
Несмотря на 6 колес и 3 оси, машина не отличалась особенной проходимостью, если сравнивать с двухмостовыми легковушками. Длинная база мешала выезжать из грязи и снега.
Машина должна хорошо ездить и летом и зимой. Фото: YouTube.com
Да еще и себестоимость ГАЗ-25 оказалось высокой. Решение проблем видели в обустройстве ведущего переднего моста. Коллектив завода под руководством Грачева сделал опытный образец – ГАЗ-61. Двухосная машина получилась на редкость удачной и легко обходила на бездорожье тяжелый ГАЗ-25. В итоге участь «тупиковой эволюционной ветви» была предрешена. Тем не менее сегодня еще встречаются подобные экспонаты: многие наверняка видели ГАЗ-25 в кино.
Первые попытки
Сначала в СССР (1934-й год) создали нечто вроде переходной версии от грузовика к легковушке – автомобиль ГАЗ-ТК. Всего изготовили 237 экземпляров. В ходе мелкосерийного производства выяснились недостатки:
✅ сложность конструкции
✅ ненадежность машины
✅ слабая рама и мосты
Учитывая эти минусы, легендарный Виталий Грачев, возглавлявший Горьковский автозавод много лет, занялся проектированием трехосной легковушки на базе ГАЗ-ААА. Но тут в серию пошла знаменитая «эмка» и все внимание переключилось на нее: решили делать внедорожник на основе этой машины.
Появление ГАЗ-25
Первые образцы продемонстрировали только в 1938-м году. Автомобиль в первую очередь планировали использовать для поездок командного состава РККА, а также в роли тягача для легких пушек. Высокую проходимость обеспечивали шесть колес и пара задних ведущих мостов.
Среди автомобилей, выпускаемых в Европе, к ГАЗ-25 наиболее близок был Mercedes-Benz W31 Type G4 из Германии. В отличие от советского внедорожника, эта машина нужна была для перевозки только высших чинов и ездила в основном на асфальте.
Грачев удлинил кузов, взятый от ГАЗ М-1, чтобы открывались задние двери. Такое изменение габаритов не пошло на пользу машине, как выяснилось позже.
Экстерьер
Большинство деталей кузова изготавливали из стали. Сейчас в это не верится, но в 1938-м году промышленность Советского Союза не могла делать листы металла требуемых для ГАЗ-25 размеров. Поэтому при изготовлении крыши использовали вставки из дерева, обтянутые брезентом для предохранения от гниения.

Зато был удобным доступ к силовому агрегату: достаточно откинуть боковины и почти весь мотор оказывался на виду, что облегчало его обслуживание. Для комфорта при посадке предусмотрены подножки (вот откуда почерпнули идею современные производители кроссоверов!).
Интерьер
Салон, с учетом тех времен, выглядел чуть ли не «роскошно». К услугам водителя и пассажиров – вещевой ящичек («бардачок»), пепельница с прикуривателем, козырьки от солнца.

Лобовое стекло в жару можно было откинуть. Для сидящих на переднем и заднем ряду места хватало с избытком.
Технические данные
На ГАЗ-25 устанавливали двигатель в 3,28 л, развивавший 50 «лошадей». Однако имеется информация, что несколько машин укомплектовали шестицилиндровыми агрегатами ГАЗ-11.

Узлы автомобиля крепились на мощной раме, сделанной по типу лестницы. Механическая коробка имела 4 скорости при однодисковом сцеплении сухого типа. В передней подвеске – рычажные амортизаторы плюс рессоры. Сзади – балансиры с полуэллиптическим элементами. Всего из заводских ворот выехало только шесть ГАЗ-25: выпуск прекратили еще до начала войны.
Причины отказа от серийного производства
Несмотря на 6 колес и 3 оси, машина не отличалась особенной проходимостью, если сравнивать с двухмостовыми легковушками. Длинная база мешала выезжать из грязи и снега.

Да еще и себестоимость ГАЗ-25 оказалось высокой. Решение проблем видели в обустройстве ведущего переднего моста. Коллектив завода под руководством Грачева сделал опытный образец – ГАЗ-61. Двухосная машина получилась на редкость удачной и легко обходила на бездорожье тяжелый ГАЗ-25. В итоге участь «тупиковой эволюционной ветви» была предрешена. Тем не менее сегодня еще встречаются подобные экспонаты: многие наверняка видели ГАЗ-25 в кино.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...