Первый советский серийный трактор-дизель С-65: пахал, воевал и пошел на экспорт
Дизельный мотор был изобретен одноименным конструктором в 1890-м году, однако на автотранспорте его стали использовать только в 20-х годах минувшего века. Этот вид ДВС расходует меньше топлива (на 30 %) по сравнению с бензиновыми агрегатами. Но есть и минусы: из-за высоких нагрузок на отдельные элементы дизеля приходится делать детали больших размеров. При этом топливная аппаратура требует высокой точности при изготовлении.
В СССР тогда тракторы ездили на бензине или лигроине (результат прямой перегонки нефти) – жидкости желтоватого цвета, которая легче солярки. Были просчитаны все плюсы и минусы дизеля: в результате советское руководство пришло к выводу о целесообразности самостоятельного выпуска сельхозтехники с таким ДВС.
Над новым двигателем начали работу в 1935 году на Челябинском тракторном заводе. Параллельно велись исследования в институте НАТИ. Хотели даже привлечь к сотрудничеству специалистов из США – компанию Caterpillar, но те, опасаясь, что в СССР создадут нечто конкурентосопособное, отказались.
Под руководством Гуревича Э. из двух агрегатов М-13 и М-75, представленных НАТИ и заводом, сделали дизельный двигатель М-17. После доводок мотор поставили на трактор. Его, кстати доработали: изменили в КПП передаточное число, увеличили объем радиатора, добавили в гусеницы дополнительный трак. Уже в августе 1935-го машина совершила свой первый «пробег» длиной 15 км. Правда, только по территории ЧТЗ.
На ликвидацию выявленных дефектов понадобились месяцы, но трактор под названием С-60 начали выпускать пока ограниченным тиражом. Однако выявилось множество недостатков, которые решили устранить в следующей модели С-65. В 1937-м из ворот завода вышел первый трактор этой версии. Название «Сталинец» наносило на технику отпечаток большой ответственности: она просто не могла быть плохой.
Успех новой модели был очевиден: после фурора на международном «тракторном салоне» уже в 1938-м году серия из 60-ти машин пошла на экспорт. Владельцы Caterpillar опасались не зря! С-65 стал первым серийный дизельным трактором в СССР и вторым в мире. Здесь пальма первенства принадлежит Benz-Sending S6 (Германия), выпущенного тиражом свыше тысячи единиц техники еще в 1923-м году.
Впрочем, как отмечают специалисты, предшественник советской новинки трактор С-60, из которого она и «выросла», очень сильно похож на Caterpillar Sixty, по крайней мере внешне. Однако С-65 – уже машина «из другой оперы».
Установленный на машину дизельный двигатель М-17 развивал всего 65 «лошадей». Кроме дизтоплива в бак можно было лить смесь керосина с автолом. Технические данные С-65:
✅ вес – 11,2 т
✅ максимальная масса буксируемого прицепа – 10 т
✅ длина, ширина, высота – 4,09, 2,395, 2,77 м
✅ дорожный просвет – 405 мм
✅ скорости – три передние (до 7 км/ч), одна задняя (2,5 км/ч)
Для старта мотора использовался бензиновый агрегат-пускач мощностью в 20 л. с.
Это партия тракторов, произведенная в сравнительно ограниченном количестве. Сначала в экспериментальном порядке выпустили 264 машины. Это были трактора С-65, приспособленные к работе от газогенератора Г-25. В итоге завод освоил производство СГ-65, работающих на дровах. В то время подобные виды двигателей были популярны в мире. Всего ЧТЗ произвел 7365 газогенераторных тракторов.
В первую очередь, конечно же, в сельском хозяйстве. С-65 на полях с тяжелыми грунтами успешно заменял колесные ЧТЗ. В годы войны машина служила артиллерийским тягачом.
Один из таких вытащили в Псковской области из болота и водрузили на постамент. Трактор производился до 1941 года (выпущено 37626 штук) и сейчас его можно найти разве что в музеях.
В СССР тогда тракторы ездили на бензине или лигроине (результат прямой перегонки нефти) – жидкости желтоватого цвета, которая легче солярки. Были просчитаны все плюсы и минусы дизеля: в результате советское руководство пришло к выводу о целесообразности самостоятельного выпуска сельхозтехники с таким ДВС.
Проектирование и испытания
Над новым двигателем начали работу в 1935 году на Челябинском тракторном заводе. Параллельно велись исследования в институте НАТИ. Хотели даже привлечь к сотрудничеству специалистов из США – компанию Caterpillar, но те, опасаясь, что в СССР создадут нечто конкурентосопособное, отказались.
Габариты махины внушают уважение. Фото: YouTube.com
Под руководством Гуревича Э. из двух агрегатов М-13 и М-75, представленных НАТИ и заводом, сделали дизельный двигатель М-17. После доводок мотор поставили на трактор. Его, кстати доработали: изменили в КПП передаточное число, увеличили объем радиатора, добавили в гусеницы дополнительный трак. Уже в августе 1935-го машина совершила свой первый «пробег» длиной 15 км. Правда, только по территории ЧТЗ.
Кабина – открытая, но были версии и с закрытой. Фото: YouTube.com
На ликвидацию выявленных дефектов понадобились месяцы, но трактор под названием С-60 начали выпускать пока ограниченным тиражом. Однако выявилось множество недостатков, которые решили устранить в следующей модели С-65. В 1937-м из ворот завода вышел первый трактор этой версии. Название «Сталинец» наносило на технику отпечаток большой ответственности: она просто не могла быть плохой.
Опытный образец С-65 на парижской выставке завоевал «Гран-При».
Успех новой модели был очевиден: после фурора на международном «тракторном салоне» уже в 1938-м году серия из 60-ти машин пошла на экспорт. Владельцы Caterpillar опасались не зря! С-65 стал первым серийный дизельным трактором в СССР и вторым в мире. Здесь пальма первенства принадлежит Benz-Sending S6 (Германия), выпущенного тиражом свыше тысячи единиц техники еще в 1923-м году.
Caterpillar Sixty: сходство, конечно, есть, но не так, чтобы очень... Фото: YouTube.com
Впрочем, как отмечают специалисты, предшественник советской новинки трактор С-60, из которого она и «выросла», очень сильно похож на Caterpillar Sixty, по крайней мере внешне. Однако С-65 – уже машина «из другой оперы».
Конструктивные особенности серийного «Сталинца»
Установленный на машину дизельный двигатель М-17 развивал всего 65 «лошадей». Кроме дизтоплива в бак можно было лить смесь керосина с автолом. Технические данные С-65:
✅ вес – 11,2 т
✅ максимальная масса буксируемого прицепа – 10 т
✅ длина, ширина, высота – 4,09, 2,395, 2,77 м
✅ дорожный просвет – 405 мм
✅ скорости – три передние (до 7 км/ч), одна задняя (2,5 км/ч)
Для старта мотора использовался бензиновый агрегат-пускач мощностью в 20 л. с.
Газогенераторная версия
Это партия тракторов, произведенная в сравнительно ограниченном количестве. Сначала в экспериментальном порядке выпустили 264 машины. Это были трактора С-65, приспособленные к работе от газогенератора Г-25. В итоге завод освоил производство СГ-65, работающих на дровах. В то время подобные виды двигателей были популярны в мире. Всего ЧТЗ произвел 7365 газогенераторных тракторов.
Где использовали
В первую очередь, конечно же, в сельском хозяйстве. С-65 на полях с тяжелыми грунтами успешно заменял колесные ЧТЗ. В годы войны машина служила артиллерийским тягачом.
Трактору пришлось и повоевать. Фото: YouTube.com
Один из таких вытащили в Псковской области из болота и водрузили на постамент. Трактор производился до 1941 года (выпущено 37626 штук) и сейчас его можно найти разве что в музеях.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....