Первый советский серийный трактор-дизель С-65: пахал, воевал и пошел на экспорт
Дизельный мотор был изобретен одноименным конструктором в 1890-м году, однако на автотранспорте его стали использовать только в 20-х годах минувшего века. Этот вид ДВС расходует меньше топлива (на 30 %) по сравнению с бензиновыми агрегатами. Но есть и минусы: из-за высоких нагрузок на отдельные элементы дизеля приходится делать детали больших размеров. При этом топливная аппаратура требует высокой точности при изготовлении.
В СССР тогда тракторы ездили на бензине или лигроине (результат прямой перегонки нефти) – жидкости желтоватого цвета, которая легче солярки. Были просчитаны все плюсы и минусы дизеля: в результате советское руководство пришло к выводу о целесообразности самостоятельного выпуска сельхозтехники с таким ДВС.
Над новым двигателем начали работу в 1935 году на Челябинском тракторном заводе. Параллельно велись исследования в институте НАТИ. Хотели даже привлечь к сотрудничеству специалистов из США – компанию Caterpillar, но те, опасаясь, что в СССР создадут нечто конкурентосопособное, отказались.
Под руководством Гуревича Э. из двух агрегатов М-13 и М-75, представленных НАТИ и заводом, сделали дизельный двигатель М-17. После доводок мотор поставили на трактор. Его, кстати доработали: изменили в КПП передаточное число, увеличили объем радиатора, добавили в гусеницы дополнительный трак. Уже в августе 1935-го машина совершила свой первый «пробег» длиной 15 км. Правда, только по территории ЧТЗ.
На ликвидацию выявленных дефектов понадобились месяцы, но трактор под названием С-60 начали выпускать пока ограниченным тиражом. Однако выявилось множество недостатков, которые решили устранить в следующей модели С-65. В 1937-м из ворот завода вышел первый трактор этой версии. Название «Сталинец» наносило на технику отпечаток большой ответственности: она просто не могла быть плохой.
Успех новой модели был очевиден: после фурора на международном «тракторном салоне» уже в 1938-м году серия из 60-ти машин пошла на экспорт. Владельцы Caterpillar опасались не зря! С-65 стал первым серийный дизельным трактором в СССР и вторым в мире. Здесь пальма первенства принадлежит Benz-Sending S6 (Германия), выпущенного тиражом свыше тысячи единиц техники еще в 1923-м году.
Впрочем, как отмечают специалисты, предшественник советской новинки трактор С-60, из которого она и «выросла», очень сильно похож на Caterpillar Sixty, по крайней мере внешне. Однако С-65 – уже машина «из другой оперы».
Установленный на машину дизельный двигатель М-17 развивал всего 65 «лошадей». Кроме дизтоплива в бак можно было лить смесь керосина с автолом. Технические данные С-65:
✅ вес – 11,2 т
✅ максимальная масса буксируемого прицепа – 10 т
✅ длина, ширина, высота – 4,09, 2,395, 2,77 м
✅ дорожный просвет – 405 мм
✅ скорости – три передние (до 7 км/ч), одна задняя (2,5 км/ч)
Для старта мотора использовался бензиновый агрегат-пускач мощностью в 20 л. с.
Это партия тракторов, произведенная в сравнительно ограниченном количестве. Сначала в экспериментальном порядке выпустили 264 машины. Это были трактора С-65, приспособленные к работе от газогенератора Г-25. В итоге завод освоил производство СГ-65, работающих на дровах. В то время подобные виды двигателей были популярны в мире. Всего ЧТЗ произвел 7365 газогенераторных тракторов.
В первую очередь, конечно же, в сельском хозяйстве. С-65 на полях с тяжелыми грунтами успешно заменял колесные ЧТЗ. В годы войны машина служила артиллерийским тягачом.
Один из таких вытащили в Псковской области из болота и водрузили на постамент. Трактор производился до 1941 года (выпущено 37626 штук) и сейчас его можно найти разве что в музеях.
В СССР тогда тракторы ездили на бензине или лигроине (результат прямой перегонки нефти) – жидкости желтоватого цвета, которая легче солярки. Были просчитаны все плюсы и минусы дизеля: в результате советское руководство пришло к выводу о целесообразности самостоятельного выпуска сельхозтехники с таким ДВС.
Проектирование и испытания
Над новым двигателем начали работу в 1935 году на Челябинском тракторном заводе. Параллельно велись исследования в институте НАТИ. Хотели даже привлечь к сотрудничеству специалистов из США – компанию Caterpillar, но те, опасаясь, что в СССР создадут нечто конкурентосопособное, отказались.
Габариты махины внушают уважение. Фото: YouTube.com
Под руководством Гуревича Э. из двух агрегатов М-13 и М-75, представленных НАТИ и заводом, сделали дизельный двигатель М-17. После доводок мотор поставили на трактор. Его, кстати доработали: изменили в КПП передаточное число, увеличили объем радиатора, добавили в гусеницы дополнительный трак. Уже в августе 1935-го машина совершила свой первый «пробег» длиной 15 км. Правда, только по территории ЧТЗ.
Кабина – открытая, но были версии и с закрытой. Фото: YouTube.com
На ликвидацию выявленных дефектов понадобились месяцы, но трактор под названием С-60 начали выпускать пока ограниченным тиражом. Однако выявилось множество недостатков, которые решили устранить в следующей модели С-65. В 1937-м из ворот завода вышел первый трактор этой версии. Название «Сталинец» наносило на технику отпечаток большой ответственности: она просто не могла быть плохой.
Опытный образец С-65 на парижской выставке завоевал «Гран-При».
Успех новой модели был очевиден: после фурора на международном «тракторном салоне» уже в 1938-м году серия из 60-ти машин пошла на экспорт. Владельцы Caterpillar опасались не зря! С-65 стал первым серийный дизельным трактором в СССР и вторым в мире. Здесь пальма первенства принадлежит Benz-Sending S6 (Германия), выпущенного тиражом свыше тысячи единиц техники еще в 1923-м году.
Caterpillar Sixty: сходство, конечно, есть, но не так, чтобы очень... Фото: YouTube.com
Впрочем, как отмечают специалисты, предшественник советской новинки трактор С-60, из которого она и «выросла», очень сильно похож на Caterpillar Sixty, по крайней мере внешне. Однако С-65 – уже машина «из другой оперы».
Конструктивные особенности серийного «Сталинца»
Установленный на машину дизельный двигатель М-17 развивал всего 65 «лошадей». Кроме дизтоплива в бак можно было лить смесь керосина с автолом. Технические данные С-65:
✅ вес – 11,2 т
✅ максимальная масса буксируемого прицепа – 10 т
✅ длина, ширина, высота – 4,09, 2,395, 2,77 м
✅ дорожный просвет – 405 мм
✅ скорости – три передние (до 7 км/ч), одна задняя (2,5 км/ч)
Для старта мотора использовался бензиновый агрегат-пускач мощностью в 20 л. с.
Газогенераторная версия
Это партия тракторов, произведенная в сравнительно ограниченном количестве. Сначала в экспериментальном порядке выпустили 264 машины. Это были трактора С-65, приспособленные к работе от газогенератора Г-25. В итоге завод освоил производство СГ-65, работающих на дровах. В то время подобные виды двигателей были популярны в мире. Всего ЧТЗ произвел 7365 газогенераторных тракторов.
Где использовали
В первую очередь, конечно же, в сельском хозяйстве. С-65 на полях с тяжелыми грунтами успешно заменял колесные ЧТЗ. В годы войны машина служила артиллерийским тягачом.
Трактору пришлось и повоевать. Фото: YouTube.com
Один из таких вытащили в Псковской области из болота и водрузили на постамент. Трактор производился до 1941 года (выпущено 37626 штук) и сейчас его можно найти разве что в музеях.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...