Советские складные велосипеды как символ эпохи малогабаритных квартир
Советская велосипедная индустрия выпускала немало достойных моделей. Многие из них до сих пор стоят в гаражах или на балконах. Некоторые по сей день на ходу – не разочаровывают своих владельцев. Однако наиболее характерными для эпохи СССР стали складные велосипеды: такого «железного коня» можно разместить в малогабаритной и даже коммунальной квартире. Давайте же вспомним наиболее ярких представителей семейства.
Это разработка Пермского машиностроительного завода, откуда родом «Урал» и «Кама». Неудивительно, что последняя чертами схожа с «Салютом».
Модель позиционировалась как подростковая, но оказалась востребованной и взрослыми. Транспорт отличала хорошая проходимость, а широкие колеса способны были выдерживать ощутимую нагрузку. Велосипед предназначался для езды по разным покрытиям:
✅ асфальтированным дорогам
✅ грунтовке
✅ по пересеченной местности
Ключевая особенность «Салюта» - складная конструкция рамы. Предполагалось, что велосипед удобен при транспортировке – его предлагали покупать велосипедистам-туристам. Однако горожане оценили эту отличительную черту за возможность расположить компактно велосипед даже в весьма стесненных условиях.
В базовую комплектацию «Салюта» включали (в зависимости от модели и года выпуска):
✅ одно или два крыла
✅ багажник
✅ подставку
✅ передний тормоз
✅ светоотражатели
✅ сигнальный звонок
Складной велосипед хоть и считался компактным, весил немало – 15 кг. Его ставили на 24-дюймовые колеса. Покупателей не баловали разными скоростными режимами – только усилия велосипедиста предопределяли степень разгона.
Складной механизм был устроен сравнительно просто – рама складывалась вдвое и фиксировалась шарнирным замком. Однако ПМЗ выпускал также не складываемые модели. Не менее интересна разборная модификация. По сути, велосипед собирался из двух полурам.
Завод предлагал два вида седла: жесткое с пружинами и мягкое латексное. Фото: youtube
В сравнении с обычными моделями, складные модели были дорогостоящими. В начале 80-х «Салют» стоил около 85 рублей, в то время как «Школьник» продавался едва ли не вдвое дешевле.
Эта модель уверенно соперничала с «Салютом». Она также разработана и выпускалась Пермским машиностроительным заводом.
Жесткая наклонная рама легко складывалась и надежно фиксировалась. В сложенном виде велосипед занимал минимум места – длина составляла 98 см. Хотя «Кама» оснащалась сравнительно небольшими колесами – 20 дюймов, ее полюбили и дети, и взрослые. Тем более что производитель предусмотрел большой диапазон регулировок седла и руля.
С завода велосипед поступал с хорошей комплектацией:
✅ багажник с пружинным прижимом
✅ «бардачок» для инструментов
✅ насос, фиксируемый на стойке рамы
✅ крылья
✅ защитный щиток цепи
✅ светоотражатели
Стальная «Кама» тоже не была легкой. Без дополнительного оборудования транспорт весил около 14.5 кг. Стоимость же велосипеда была еще более ощутимой – в 80-х она приближалась к 100 рублей, что дороговато с учетом параметров, рассчитанных на ребенка или подростка.
В СССР «Каму» одной из первых начали тюнинговать, устанавливая дополнительные принадлежности. Фото: youtube
Кстати, под маркой «Кама» выпускаются велосипеды и сегодня. Причем среди них есть даже горные версии, хотя о них звучат не самые лучшие отзывы.
История этой марки берет начало в 1947 году. Тогда Минский мотоциклетно-велосипедный завод начал выпускать велосипеды. Однако название «Аист» прозвучало только в 1980-х. Легендарная же модель со складной рамой впервые увидела свет в 1987-м. Завод предложил этот велосипед для неспешных прогулок.
Зато транспорт быстро и просто разбирался и собирался. Рама складывалась пополам, руль отсоединялся. В таком виде «Аист» занимал минимум места, вмещался в багажник.
Велосипед отличали такие параметры:
✅ колесная база в собранном виде длиной 1 м
✅ в сложенном виде размер – 79х75х29 см
Современный Aist практически не имеет ничего общего с советским: его собирают из комплектующих сторонних производителей. Фото: youtube
Комплектация «Аиста» была неплохой для советских времен. Велосипед продавали с багажником и насосом. Еще прилагались светоотражатели и «бардачок». Плюс минчане предусмотрели аптечку и инструкцию к транспортному средству.
Такие велосипеды были в особом почете у школьников. Их выпускал Жуковский велосипедный завод. Сегодня он продолжает работать, только теперь предприятие выпускает двухколесный транспорт под маркой STELS.
Советские модели радовали надежной стальной рамой с литым складным механизмом петлевого типа. Это гарантировало длительный срок службу и простоту в эксплуатации.
Модель запросто регулировалась под рост ездока. Как и аналоги, названные выше, по задумке разработчиков «Десна» предназначалась для детей и подростков. Но взрослые ездили на ней не менее охотно.
Базовая комплектация была впечатляющей:
✅ светоотражатели
✅ «бардачок»
✅ насос
✅ подножка
✅ защитный кожух цепи
Весил велосипед столько же, сколько и его собратья – 15 кг. Это не считая дополнительных аксессуаров.
Модель пользовалась спросом среди женщин и девушек: конструкция рамы облегчала посадку. Фото: youtube
Любовь к «Десне» школьники демонстрировали ярко: украшая велосипед. На него навешивали многочисленные катафоты, спицы декорировали обмотками. Особый шик придавали резиновые брызговики и трещотки, призванные имитировать «выхлоп» мотоцикла.
Не все помнят, что в СССР выпускали складной велосипед и для детей. Это был «Дружок», разработанный на базе Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева. Его создавали для деток возрастом от 3 до 8 лет.
У «Дружка» стальная рама с замком складывания, в основной версии предусматривали классический ножной тормоз. Велосипед комплектовался с учетом возрастной группы:
✅ В наборе были тренировочные колесики, которые снимали, когда ребенок уверенно освоил транспорт
✅ Цепь защищали кожухом
✅ Также сзади прикручивали багажник, а колеса прятали под крыльями
Вес велосипеда составлял 8 килограмм. Сегодня детский транспорт облегчен, зато советский «Дружок» бил все рекорды по долговечности и надежности.
Если в гараже до сих пор стоит подзабытая «Кама» или «Аист», владелец наверняка то и дело возвращается к мысли, не вернуть ли велосипед к жизни. Если всерьез задаться такой целью, необходимо проверить и привести в порядок самые уязвимые детали:
✅ Наверняка замену требует резина: даже если она целая, на вид хорошо сохранилась, покрышка способна лопнуть от незначительного удара
✅ Непременно стоит перебрать узлы с подшипниками: шарики могли покрыться ржавчиной. Тогда их отмачивают в керосине или используют современные автомобильные жидкости
✅ Цепь тоже важно очистить от ржавчины, а затем смазать маслом
✅ Еще необходимо проверить все соединения
Ключевой элемент – рама. Практически у каждого советского велосипеда она вечная. Возможно, где-то разболтались болты или появились повреждения лакокрасочного покрытия. Это последние штрихи, после которых можно садиться за руль и испытывать старого доброго «железного коня» в деле.
«Салют»
Это разработка Пермского машиностроительного завода, откуда родом «Урал» и «Кама». Неудивительно, что последняя чертами схожа с «Салютом».
Модель позиционировалась как подростковая, но оказалась востребованной и взрослыми. Транспорт отличала хорошая проходимость, а широкие колеса способны были выдерживать ощутимую нагрузку. Велосипед предназначался для езды по разным покрытиям:
✅ асфальтированным дорогам
✅ грунтовке
✅ по пересеченной местности
Ключевая особенность «Салюта» - складная конструкция рамы. Предполагалось, что велосипед удобен при транспортировке – его предлагали покупать велосипедистам-туристам. Однако горожане оценили эту отличительную черту за возможность расположить компактно велосипед даже в весьма стесненных условиях.
В базовую комплектацию «Салюта» включали (в зависимости от модели и года выпуска):
✅ одно или два крыла
✅ багажник
✅ подставку
✅ передний тормоз
✅ светоотражатели
✅ сигнальный звонок
Складной велосипед хоть и считался компактным, весил немало – 15 кг. Его ставили на 24-дюймовые колеса. Покупателей не баловали разными скоростными режимами – только усилия велосипедиста предопределяли степень разгона.
Отдельно стоит упомянуть особенности рамы «Салюта». Ее делали ромбовидной формы, сваривая из стальных труб. Для усиления конструкции снизу предусматривали перемычку. Велосипедисты ее использовали, чтобы ставить ноги или перевозить грузы.
Складной механизм был устроен сравнительно просто – рама складывалась вдвое и фиксировалась шарнирным замком. Однако ПМЗ выпускал также не складываемые модели. Не менее интересна разборная модификация. По сути, велосипед собирался из двух полурам.
Завод предлагал два вида седла: жесткое с пружинами и мягкое латексное. Фото: youtube
В сравнении с обычными моделями, складные модели были дорогостоящими. В начале 80-х «Салют» стоил около 85 рублей, в то время как «Школьник» продавался едва ли не вдвое дешевле.
«Кама»
Эта модель уверенно соперничала с «Салютом». Она также разработана и выпускалась Пермским машиностроительным заводом.
Жесткая наклонная рама легко складывалась и надежно фиксировалась. В сложенном виде велосипед занимал минимум места – длина составляла 98 см. Хотя «Кама» оснащалась сравнительно небольшими колесами – 20 дюймов, ее полюбили и дети, и взрослые. Тем более что производитель предусмотрел большой диапазон регулировок седла и руля.
С завода велосипед поступал с хорошей комплектацией:
✅ багажник с пружинным прижимом
✅ «бардачок» для инструментов
✅ насос, фиксируемый на стойке рамы
✅ крылья
✅ защитный щиток цепи
✅ светоотражатели
Стальная «Кама» тоже не была легкой. Без дополнительного оборудования транспорт весил около 14.5 кг. Стоимость же велосипеда была еще более ощутимой – в 80-х она приближалась к 100 рублей, что дороговато с учетом параметров, рассчитанных на ребенка или подростка.
В СССР «Каму» одной из первых начали тюнинговать, устанавливая дополнительные принадлежности. Фото: youtube
Кстати, под маркой «Кама» выпускаются велосипеды и сегодня. Причем среди них есть даже горные версии, хотя о них звучат не самые лучшие отзывы.
«Аист»
История этой марки берет начало в 1947 году. Тогда Минский мотоциклетно-велосипедный завод начал выпускать велосипеды. Однако название «Аист» прозвучало только в 1980-х. Легендарная же модель со складной рамой впервые увидела свет в 1987-м. Завод предложил этот велосипед для неспешных прогулок.
Геометрия рамы оказалась не столь удачной, как у выше названных аналогов. Поэтому для перевозки грузов «Аист» сложно было использовать.
Зато транспорт быстро и просто разбирался и собирался. Рама складывалась пополам, руль отсоединялся. В таком виде «Аист» занимал минимум места, вмещался в багажник.
Велосипед отличали такие параметры:
✅ колесная база в собранном виде длиной 1 м
✅ в сложенном виде размер – 79х75х29 см
Современный Aist практически не имеет ничего общего с советским: его собирают из комплектующих сторонних производителей. Фото: youtube
Комплектация «Аиста» была неплохой для советских времен. Велосипед продавали с багажником и насосом. Еще прилагались светоотражатели и «бардачок». Плюс минчане предусмотрели аптечку и инструкцию к транспортному средству.
«Десна»
Такие велосипеды были в особом почете у школьников. Их выпускал Жуковский велосипедный завод. Сегодня он продолжает работать, только теперь предприятие выпускает двухколесный транспорт под маркой STELS.
Советские модели радовали надежной стальной рамой с литым складным механизмом петлевого типа. Это гарантировало длительный срок службу и простоту в эксплуатации.
Несмотря на небольшой диаметр колес – 16 дюймов, велосипед обладал хорошей проходимостью и устойчивостью. Также его ценили за маневренность, которую обеспечивали дорожные покрышки с узким профилем.
Модель запросто регулировалась под рост ездока. Как и аналоги, названные выше, по задумке разработчиков «Десна» предназначалась для детей и подростков. Но взрослые ездили на ней не менее охотно.
Базовая комплектация была впечатляющей:
✅ светоотражатели
✅ «бардачок»
✅ насос
✅ подножка
✅ защитный кожух цепи
Весил велосипед столько же, сколько и его собратья – 15 кг. Это не считая дополнительных аксессуаров.
Модель пользовалась спросом среди женщин и девушек: конструкция рамы облегчала посадку. Фото: youtube
Любовь к «Десне» школьники демонстрировали ярко: украшая велосипед. На него навешивали многочисленные катафоты, спицы декорировали обмотками. Особый шик придавали резиновые брызговики и трещотки, призванные имитировать «выхлоп» мотоцикла.
«Дружок»
Не все помнят, что в СССР выпускали складной велосипед и для детей. Это был «Дружок», разработанный на базе Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева. Его создавали для деток возрастом от 3 до 8 лет.
У «Дружка» стальная рама с замком складывания, в основной версии предусматривали классический ножной тормоз. Велосипед комплектовался с учетом возрастной группы:
✅ В наборе были тренировочные колесики, которые снимали, когда ребенок уверенно освоил транспорт
✅ Цепь защищали кожухом
✅ Также сзади прикручивали багажник, а колеса прятали под крыльями
Вес велосипеда составлял 8 килограмм. Сегодня детский транспорт облегчен, зато советский «Дружок» бил все рекорды по долговечности и надежности.
Уязвимые места старых советских велосипедов
Если в гараже до сих пор стоит подзабытая «Кама» или «Аист», владелец наверняка то и дело возвращается к мысли, не вернуть ли велосипед к жизни. Если всерьез задаться такой целью, необходимо проверить и привести в порядок самые уязвимые детали:
✅ Наверняка замену требует резина: даже если она целая, на вид хорошо сохранилась, покрышка способна лопнуть от незначительного удара
✅ Непременно стоит перебрать узлы с подшипниками: шарики могли покрыться ржавчиной. Тогда их отмачивают в керосине или используют современные автомобильные жидкости
✅ Цепь тоже важно очистить от ржавчины, а затем смазать маслом
✅ Еще необходимо проверить все соединения
Ключевой элемент – рама. Практически у каждого советского велосипеда она вечная. Возможно, где-то разболтались болты или появились повреждения лакокрасочного покрытия. Это последние штрихи, после которых можно садиться за руль и испытывать старого доброго «железного коня» в деле.
- Юлия Богословская
- https://www.youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....