Советские складные велосипеды как символ эпохи малогабаритных квартир
Советская велосипедная индустрия выпускала немало достойных моделей. Многие из них до сих пор стоят в гаражах или на балконах. Некоторые по сей день на ходу – не разочаровывают своих владельцев. Однако наиболее характерными для эпохи СССР стали складные велосипеды: такого «железного коня» можно разместить в малогабаритной и даже коммунальной квартире. Давайте же вспомним наиболее ярких представителей семейства.
Это разработка Пермского машиностроительного завода, откуда родом «Урал» и «Кама». Неудивительно, что последняя чертами схожа с «Салютом».
Модель позиционировалась как подростковая, но оказалась востребованной и взрослыми. Транспорт отличала хорошая проходимость, а широкие колеса способны были выдерживать ощутимую нагрузку. Велосипед предназначался для езды по разным покрытиям:
✅ асфальтированным дорогам
✅ грунтовке
✅ по пересеченной местности
Ключевая особенность «Салюта» - складная конструкция рамы. Предполагалось, что велосипед удобен при транспортировке – его предлагали покупать велосипедистам-туристам. Однако горожане оценили эту отличительную черту за возможность расположить компактно велосипед даже в весьма стесненных условиях.
В базовую комплектацию «Салюта» включали (в зависимости от модели и года выпуска):
✅ одно или два крыла
✅ багажник
✅ подставку
✅ передний тормоз
✅ светоотражатели
✅ сигнальный звонок
Складной велосипед хоть и считался компактным, весил немало – 15 кг. Его ставили на 24-дюймовые колеса. Покупателей не баловали разными скоростными режимами – только усилия велосипедиста предопределяли степень разгона.
Складной механизм был устроен сравнительно просто – рама складывалась вдвое и фиксировалась шарнирным замком. Однако ПМЗ выпускал также не складываемые модели. Не менее интересна разборная модификация. По сути, велосипед собирался из двух полурам.
Завод предлагал два вида седла: жесткое с пружинами и мягкое латексное. Фото: youtube
В сравнении с обычными моделями, складные модели были дорогостоящими. В начале 80-х «Салют» стоил около 85 рублей, в то время как «Школьник» продавался едва ли не вдвое дешевле.
Эта модель уверенно соперничала с «Салютом». Она также разработана и выпускалась Пермским машиностроительным заводом.
Жесткая наклонная рама легко складывалась и надежно фиксировалась. В сложенном виде велосипед занимал минимум места – длина составляла 98 см. Хотя «Кама» оснащалась сравнительно небольшими колесами – 20 дюймов, ее полюбили и дети, и взрослые. Тем более что производитель предусмотрел большой диапазон регулировок седла и руля.
С завода велосипед поступал с хорошей комплектацией:
✅ багажник с пружинным прижимом
✅ «бардачок» для инструментов
✅ насос, фиксируемый на стойке рамы
✅ крылья
✅ защитный щиток цепи
✅ светоотражатели
Стальная «Кама» тоже не была легкой. Без дополнительного оборудования транспорт весил около 14.5 кг. Стоимость же велосипеда была еще более ощутимой – в 80-х она приближалась к 100 рублей, что дороговато с учетом параметров, рассчитанных на ребенка или подростка.
В СССР «Каму» одной из первых начали тюнинговать, устанавливая дополнительные принадлежности. Фото: youtube
Кстати, под маркой «Кама» выпускаются велосипеды и сегодня. Причем среди них есть даже горные версии, хотя о них звучат не самые лучшие отзывы.
История этой марки берет начало в 1947 году. Тогда Минский мотоциклетно-велосипедный завод начал выпускать велосипеды. Однако название «Аист» прозвучало только в 1980-х. Легендарная же модель со складной рамой впервые увидела свет в 1987-м. Завод предложил этот велосипед для неспешных прогулок.
Зато транспорт быстро и просто разбирался и собирался. Рама складывалась пополам, руль отсоединялся. В таком виде «Аист» занимал минимум места, вмещался в багажник.
Велосипед отличали такие параметры:
✅ колесная база в собранном виде длиной 1 м
✅ в сложенном виде размер – 79х75х29 см
Современный Aist практически не имеет ничего общего с советским: его собирают из комплектующих сторонних производителей. Фото: youtube
Комплектация «Аиста» была неплохой для советских времен. Велосипед продавали с багажником и насосом. Еще прилагались светоотражатели и «бардачок». Плюс минчане предусмотрели аптечку и инструкцию к транспортному средству.
Такие велосипеды были в особом почете у школьников. Их выпускал Жуковский велосипедный завод. Сегодня он продолжает работать, только теперь предприятие выпускает двухколесный транспорт под маркой STELS.
Советские модели радовали надежной стальной рамой с литым складным механизмом петлевого типа. Это гарантировало длительный срок службу и простоту в эксплуатации.
Модель запросто регулировалась под рост ездока. Как и аналоги, названные выше, по задумке разработчиков «Десна» предназначалась для детей и подростков. Но взрослые ездили на ней не менее охотно.
Базовая комплектация была впечатляющей:
✅ светоотражатели
✅ «бардачок»
✅ насос
✅ подножка
✅ защитный кожух цепи
Весил велосипед столько же, сколько и его собратья – 15 кг. Это не считая дополнительных аксессуаров.
Модель пользовалась спросом среди женщин и девушек: конструкция рамы облегчала посадку. Фото: youtube
Любовь к «Десне» школьники демонстрировали ярко: украшая велосипед. На него навешивали многочисленные катафоты, спицы декорировали обмотками. Особый шик придавали резиновые брызговики и трещотки, призванные имитировать «выхлоп» мотоцикла.
Не все помнят, что в СССР выпускали складной велосипед и для детей. Это был «Дружок», разработанный на базе Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева. Его создавали для деток возрастом от 3 до 8 лет.
У «Дружка» стальная рама с замком складывания, в основной версии предусматривали классический ножной тормоз. Велосипед комплектовался с учетом возрастной группы:
✅ В наборе были тренировочные колесики, которые снимали, когда ребенок уверенно освоил транспорт
✅ Цепь защищали кожухом
✅ Также сзади прикручивали багажник, а колеса прятали под крыльями
Вес велосипеда составлял 8 килограмм. Сегодня детский транспорт облегчен, зато советский «Дружок» бил все рекорды по долговечности и надежности.
Если в гараже до сих пор стоит подзабытая «Кама» или «Аист», владелец наверняка то и дело возвращается к мысли, не вернуть ли велосипед к жизни. Если всерьез задаться такой целью, необходимо проверить и привести в порядок самые уязвимые детали:
✅ Наверняка замену требует резина: даже если она целая, на вид хорошо сохранилась, покрышка способна лопнуть от незначительного удара
✅ Непременно стоит перебрать узлы с подшипниками: шарики могли покрыться ржавчиной. Тогда их отмачивают в керосине или используют современные автомобильные жидкости
✅ Цепь тоже важно очистить от ржавчины, а затем смазать маслом
✅ Еще необходимо проверить все соединения
Ключевой элемент – рама. Практически у каждого советского велосипеда она вечная. Возможно, где-то разболтались болты или появились повреждения лакокрасочного покрытия. Это последние штрихи, после которых можно садиться за руль и испытывать старого доброго «железного коня» в деле.
«Салют»
Это разработка Пермского машиностроительного завода, откуда родом «Урал» и «Кама». Неудивительно, что последняя чертами схожа с «Салютом».
Модель позиционировалась как подростковая, но оказалась востребованной и взрослыми. Транспорт отличала хорошая проходимость, а широкие колеса способны были выдерживать ощутимую нагрузку. Велосипед предназначался для езды по разным покрытиям:
✅ асфальтированным дорогам
✅ грунтовке
✅ по пересеченной местности
Ключевая особенность «Салюта» - складная конструкция рамы. Предполагалось, что велосипед удобен при транспортировке – его предлагали покупать велосипедистам-туристам. Однако горожане оценили эту отличительную черту за возможность расположить компактно велосипед даже в весьма стесненных условиях.
В базовую комплектацию «Салюта» включали (в зависимости от модели и года выпуска):
✅ одно или два крыла
✅ багажник
✅ подставку
✅ передний тормоз
✅ светоотражатели
✅ сигнальный звонок
Складной велосипед хоть и считался компактным, весил немало – 15 кг. Его ставили на 24-дюймовые колеса. Покупателей не баловали разными скоростными режимами – только усилия велосипедиста предопределяли степень разгона.
Отдельно стоит упомянуть особенности рамы «Салюта». Ее делали ромбовидной формы, сваривая из стальных труб. Для усиления конструкции снизу предусматривали перемычку. Велосипедисты ее использовали, чтобы ставить ноги или перевозить грузы.
Складной механизм был устроен сравнительно просто – рама складывалась вдвое и фиксировалась шарнирным замком. Однако ПМЗ выпускал также не складываемые модели. Не менее интересна разборная модификация. По сути, велосипед собирался из двух полурам.
Завод предлагал два вида седла: жесткое с пружинами и мягкое латексное. Фото: youtube
В сравнении с обычными моделями, складные модели были дорогостоящими. В начале 80-х «Салют» стоил около 85 рублей, в то время как «Школьник» продавался едва ли не вдвое дешевле.
«Кама»
Эта модель уверенно соперничала с «Салютом». Она также разработана и выпускалась Пермским машиностроительным заводом.
Жесткая наклонная рама легко складывалась и надежно фиксировалась. В сложенном виде велосипед занимал минимум места – длина составляла 98 см. Хотя «Кама» оснащалась сравнительно небольшими колесами – 20 дюймов, ее полюбили и дети, и взрослые. Тем более что производитель предусмотрел большой диапазон регулировок седла и руля.
С завода велосипед поступал с хорошей комплектацией:
✅ багажник с пружинным прижимом
✅ «бардачок» для инструментов
✅ насос, фиксируемый на стойке рамы
✅ крылья
✅ защитный щиток цепи
✅ светоотражатели
Стальная «Кама» тоже не была легкой. Без дополнительного оборудования транспорт весил около 14.5 кг. Стоимость же велосипеда была еще более ощутимой – в 80-х она приближалась к 100 рублей, что дороговато с учетом параметров, рассчитанных на ребенка или подростка.
В СССР «Каму» одной из первых начали тюнинговать, устанавливая дополнительные принадлежности. Фото: youtube
Кстати, под маркой «Кама» выпускаются велосипеды и сегодня. Причем среди них есть даже горные версии, хотя о них звучат не самые лучшие отзывы.
«Аист»
История этой марки берет начало в 1947 году. Тогда Минский мотоциклетно-велосипедный завод начал выпускать велосипеды. Однако название «Аист» прозвучало только в 1980-х. Легендарная же модель со складной рамой впервые увидела свет в 1987-м. Завод предложил этот велосипед для неспешных прогулок.
Геометрия рамы оказалась не столь удачной, как у выше названных аналогов. Поэтому для перевозки грузов «Аист» сложно было использовать.
Зато транспорт быстро и просто разбирался и собирался. Рама складывалась пополам, руль отсоединялся. В таком виде «Аист» занимал минимум места, вмещался в багажник.
Велосипед отличали такие параметры:
✅ колесная база в собранном виде длиной 1 м
✅ в сложенном виде размер – 79х75х29 см
Современный Aist практически не имеет ничего общего с советским: его собирают из комплектующих сторонних производителей. Фото: youtube
Комплектация «Аиста» была неплохой для советских времен. Велосипед продавали с багажником и насосом. Еще прилагались светоотражатели и «бардачок». Плюс минчане предусмотрели аптечку и инструкцию к транспортному средству.
«Десна»
Такие велосипеды были в особом почете у школьников. Их выпускал Жуковский велосипедный завод. Сегодня он продолжает работать, только теперь предприятие выпускает двухколесный транспорт под маркой STELS.
Советские модели радовали надежной стальной рамой с литым складным механизмом петлевого типа. Это гарантировало длительный срок службу и простоту в эксплуатации.
Несмотря на небольшой диаметр колес – 16 дюймов, велосипед обладал хорошей проходимостью и устойчивостью. Также его ценили за маневренность, которую обеспечивали дорожные покрышки с узким профилем.
Модель запросто регулировалась под рост ездока. Как и аналоги, названные выше, по задумке разработчиков «Десна» предназначалась для детей и подростков. Но взрослые ездили на ней не менее охотно.
Базовая комплектация была впечатляющей:
✅ светоотражатели
✅ «бардачок»
✅ насос
✅ подножка
✅ защитный кожух цепи
Весил велосипед столько же, сколько и его собратья – 15 кг. Это не считая дополнительных аксессуаров.
Модель пользовалась спросом среди женщин и девушек: конструкция рамы облегчала посадку. Фото: youtube
Любовь к «Десне» школьники демонстрировали ярко: украшая велосипед. На него навешивали многочисленные катафоты, спицы декорировали обмотками. Особый шик придавали резиновые брызговики и трещотки, призванные имитировать «выхлоп» мотоцикла.
«Дружок»
Не все помнят, что в СССР выпускали складной велосипед и для детей. Это был «Дружок», разработанный на базе Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева. Его создавали для деток возрастом от 3 до 8 лет.
У «Дружка» стальная рама с замком складывания, в основной версии предусматривали классический ножной тормоз. Велосипед комплектовался с учетом возрастной группы:
✅ В наборе были тренировочные колесики, которые снимали, когда ребенок уверенно освоил транспорт
✅ Цепь защищали кожухом
✅ Также сзади прикручивали багажник, а колеса прятали под крыльями
Вес велосипеда составлял 8 килограмм. Сегодня детский транспорт облегчен, зато советский «Дружок» бил все рекорды по долговечности и надежности.
Уязвимые места старых советских велосипедов
Если в гараже до сих пор стоит подзабытая «Кама» или «Аист», владелец наверняка то и дело возвращается к мысли, не вернуть ли велосипед к жизни. Если всерьез задаться такой целью, необходимо проверить и привести в порядок самые уязвимые детали:
✅ Наверняка замену требует резина: даже если она целая, на вид хорошо сохранилась, покрышка способна лопнуть от незначительного удара
✅ Непременно стоит перебрать узлы с подшипниками: шарики могли покрыться ржавчиной. Тогда их отмачивают в керосине или используют современные автомобильные жидкости
✅ Цепь тоже важно очистить от ржавчины, а затем смазать маслом
✅ Еще необходимо проверить все соединения
Ключевой элемент – рама. Практически у каждого советского велосипеда она вечная. Возможно, где-то разболтались болты или появились повреждения лакокрасочного покрытия. Это последние штрихи, после которых можно садиться за руль и испытывать старого доброго «железного коня» в деле.
- Юлия Богословская
- https://www.youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...