ГАЗ-33 – малоизвестный трехосный «Газон», проигравший ЗИЛ-133
1950-1970 годы – это «золотая» эпоха советского грузового автомобилестроения. Оправившись от последствий войны, страна начала отстаиваться и осваивать свои нетронутые уголки. Для этого нужны были грузовые автомобили.
Основными производителями машин такого типа являлись ГАЗ и ЗИС/ЗИЛ. Интересно, что предприятия эти вроде как выпускали грузовики одного класса, но у Горьковского завода они были более легкими. Так сложилось исторически.
Экономика и народное хозяйство требовало от автопроизводителей грузоподъемные модели. Это же выгодно – зачем гонять водителей несколько раз, если можно перевозить больше? Или за ту же восьмичасовую смену сделать полторы нормы.
Пришлось флагманам отечественного автопроизводства заниматься выпуском новых, более экономически выгодных моделей. В итоге, Горьковский завод создал целую линейку грузовиков. Самым малоизвестным из них был ГАЗ-33. К сожалению, эта модель так и не стала серийной. «Благодарить» за это нужно ЗИЛ-133.
В первой половине 60-х ГАЗ и ЗИЛ тесно сотрудничали между собой, что не мешало им конкурировать. Это вопрос профессионализма и конструкторской гордости – доказать, что твое предприятие лучше. Причем озабочены были не только руководящие кадры и инженеры, но и простые рабочие.
Основные «гражданские» грузовики ГАЗ в первой половине 60-х – это модели с индексами:
✅ 51
✅ 52
✅ 53
У главного конкурента в то время был ЗИЛ-130. Этот машины превосходил автомобили Горьковского завода по грузоподъемности – 5-6 тонн против 4 у ГАЗ-53А.
После предложения «сверху» разработать более тяжелые модели, конструкторы с энтузиазмом принялись за новые проекты. Интересным путем пошли горьковские инженеры. Взяв за основу ГАЗ-53, они решили увеличить грузоподъемность. Добиться этого удалось за счет глобального переосмысливания конструкции и добавления дополнительной оси сзади, причем не подкатной.
Получился автомобиль с колесной формулой 6х4 и грузоподъемностью 7 тонн. Его назвали ГАЗ-33. Горьковский завод рассчитывал запустить модель в серийное производство в кратчайшие сроки. Поэтому вскоре было готово 7 опытных грузовиков.
К 1968 году они прошли все заводские и государственные испытания. Никаких серьезных нареканий ГАЗ-33 не получили, поэтому их рекомендовали в серийное производство. Грузовики действительно были перспективные.
В 1969 году конструкторы Горьковского автомобильного завода подготовили самосвальную модификацию ГАЗ-33. Она тоже получила «путевку» в серийное производство.
Осталось самое простое на первый взгляд – отправить новый грузовик на конвейер. Но с этим возникли проблемы. Мощности Горьковского завода были заняты выпуском других моделей. Пришлось рассматривать смежные предприятия.
Но им предстояло освоить полностью новый автомобиль, а не собирать грузовики из машинокомплектов. Для этого нужны были многомиллионные инвестиции, которые государство выделять отказалось.
И последней соломинкой, сломавшей спину верблюду, стал главный конкурент – ЗИЛ. Они подготовили свой трехосный грузовик с индексом 133. Эта модель имела два серьезных преимущества. Во-первых, автомобиль мог увезти на тонну больше. Во-вторых, и это самое главное, грузовик Завода имени Лихачева был максимально унифицирован с ЗИЛ-130. Газ-33 такими преимуществами похвастаться не мог.
Поэтому от перспективного и революционного автомобиля пришлось отказаться. Все 7 опытных грузовиков до нашего времени не сохранились. Остались только архивные фотографии, кинохроника и техническая документация.
Облик ГАЗ-33 одновременно знаком и необычен. С одной стороны, во внешности сразу угадывается «Газон» третьего поколения, с другой, у него даже кабина своя, оригинальная. Она взята от ГАЗ-53А, но имеет ряд отличий:
✅ Длинный капот
✅ Оригинальный дизайн радиаторной решетки
✅ Съемные боковины для облегчения обслуживания
Даже технически ГАЗ-33 серьезно отличался – у него были свои задняя подвеска, тормоза и трансмиссия. Что касается внутреннего оформления кабины, то оно почти полностью аналогично ГАЗ-53А.
Конструкторы прекрасно понимали, что стандартного V8 от третьего поколения «Газонов» для тяжелого трехосного грузовика не хватит. Ведь ему предстояло перевозить не 4, а 7 тонн. Поэтому мотор нужен был другой, а не 4,25 литра.
Идеально бы подошел V8 от ЗИЛ-130, но руководство Горьковского завода никогда бы не обратилось за помощью к своему основному конкуренту. Да и «сверху» это вряд ли бы одобрили – силовые агрегаты 508.10 были слишком востребованы. Их ставили не только на грузовики, но и на автобусы.
Конструкторы Горьковского завода взяли мотор от БРДМ-2. Это ЗМЗ-41, который по факту минимально отличается от двигателя «Чайки». Рабочий агрегат имел объем 5,5 литра и развивал 135 л. с. Его специально дефорсировали за счет перевода на низкооктановый бензин и оснастили простым карбюратором.
Мотор, который годился для БРДМ-2, подошел и ГАЗ-33. Грузовик прошел заводские и государственные испытания без нареканий.
Специально для повышения проходимости, ГАЗ-33 получил двухступенчатую раздаточную коробку. Нужно отметить, что ее разрабатывали с нуля для нового грузовика. Агрегат имел синхронизатор, что позволяло переключаться на пониженную передачу и обратно прямо на ходу.
Рама с выходами на задние мосты взяли от ГАЗ-53А, но их пришлось переделать. Это естественно – нагрузка на шасси возросла почти в два раза. Несмотря на дополнительный задний мост, стандартные оси от ГАЗ-53А ломались уже во время внутризаводских испытаний. Пришлось брать их от ЗИЛ-130, хотя это был серьезный удар по гордости горьковских конструкторов. Их только доработали для установки колес от грузовиков ГАЗ.
Рулевое управление создано на основе модели с индексом 53. Но гидроусилитель внедрили от ГАЗ-66. Для тяжелого грузовика это было необходимо. Задняя «тележка» и подвеска мостов разрабатывались с оглядкой на Урал-375, по сути, просто взята от этой армейской модели.
После ГАЗ-33, Горьковский автомобильный завод больше не возвращался к теме трехосных грузовиков. Но четвертое поколение «Газонов» уже имело грузоподъемность 4,5 тонны. Дизельная версия с индексом 4301 могла брать на борт уже 5 т.
Вплотную к трехосному грузовику подошел ГАЗон Next, дебютировавший в 2014 году. Тяжелая модификации может перевезти до 6,27 тонны.
ГАЗ-33 так и остался опытной моделью. Многие считают, что Горьковскому автомобильному заводу не стоило лезть в подкласс, где безраздельно властвовал ЗИЛ.
Вот только московский производитель давно обанкротился, а ГАЗ до сих пор работает. Даже экономические санкции не повлияли на объемы выпуска российских грузовиков ГАЗ.
Кто знает, пойди ГАЗ-33 в серию, может ГАЗон Next имел бы трехместную модификацию.
Основными производителями машин такого типа являлись ГАЗ и ЗИС/ЗИЛ. Интересно, что предприятия эти вроде как выпускали грузовики одного класса, но у Горьковского завода они были более легкими. Так сложилось исторически.
Экономика и народное хозяйство требовало от автопроизводителей грузоподъемные модели. Это же выгодно – зачем гонять водителей несколько раз, если можно перевозить больше? Или за ту же восьмичасовую смену сделать полторы нормы.
Самый популярный грузовик 60-х – ГАЗ-51. Фото: Youtube.com
Пришлось флагманам отечественного автопроизводства заниматься выпуском новых, более экономически выгодных моделей. В итоге, Горьковский завод создал целую линейку грузовиков. Самым малоизвестным из них был ГАЗ-33. К сожалению, эта модель так и не стала серийной. «Благодарить» за это нужно ЗИЛ-133.
История
В первой половине 60-х ГАЗ и ЗИЛ тесно сотрудничали между собой, что не мешало им конкурировать. Это вопрос профессионализма и конструкторской гордости – доказать, что твое предприятие лучше. Причем озабочены были не только руководящие кадры и инженеры, но и простые рабочие.
Основные «гражданские» грузовики ГАЗ в первой половине 60-х – это модели с индексами:
✅ 51
✅ 52
✅ 53
У главного конкурента в то время был ЗИЛ-130. Этот машины превосходил автомобили Горьковского завода по грузоподъемности – 5-6 тонн против 4 у ГАЗ-53А.
В качестве базы был выбран ГАЗ-53. Фото: Youtube.com
После предложения «сверху» разработать более тяжелые модели, конструкторы с энтузиазмом принялись за новые проекты. Интересным путем пошли горьковские инженеры. Взяв за основу ГАЗ-53, они решили увеличить грузоподъемность. Добиться этого удалось за счет глобального переосмысливания конструкции и добавления дополнительной оси сзади, причем не подкатной.
Получился автомобиль с колесной формулой 6х4 и грузоподъемностью 7 тонн. Его назвали ГАЗ-33. Горьковский завод рассчитывал запустить модель в серийное производство в кратчайшие сроки. Поэтому вскоре было готово 7 опытных грузовиков.
К 1968 году они прошли все заводские и государственные испытания. Никаких серьезных нареканий ГАЗ-33 не получили, поэтому их рекомендовали в серийное производство. Грузовики действительно были перспективные.
В 1969 году конструкторы Горьковского автомобильного завода подготовили самосвальную модификацию ГАЗ-33. Она тоже получила «путевку» в серийное производство.
Осталось самое простое на первый взгляд – отправить новый грузовик на конвейер. Но с этим возникли проблемы. Мощности Горьковского завода были заняты выпуском других моделей. Пришлось рассматривать смежные предприятия.
Грузовик имел свою, частично оригинальную кабину. Фото: Youtube.com
Но им предстояло освоить полностью новый автомобиль, а не собирать грузовики из машинокомплектов. Для этого нужны были многомиллионные инвестиции, которые государство выделять отказалось.
В конце 60-х огромные деньги вкладывались в развитие завода в Тольятти. Кроме того, уже решили строить «КАМАЗ» – туда нужно было направлять все основные финансовые потоки.
И последней соломинкой, сломавшей спину верблюду, стал главный конкурент – ЗИЛ. Они подготовили свой трехосный грузовик с индексом 133. Эта модель имела два серьезных преимущества. Во-первых, автомобиль мог увезти на тонну больше. Во-вторых, и это самое главное, грузовик Завода имени Лихачева был максимально унифицирован с ЗИЛ-130. Газ-33 такими преимуществами похвастаться не мог.
Обратите внимание на профиль резины. Фото: Youtube.com
Поэтому от перспективного и революционного автомобиля пришлось отказаться. Все 7 опытных грузовиков до нашего времени не сохранились. Остались только архивные фотографии, кинохроника и техническая документация.
Внешний вид
Облик ГАЗ-33 одновременно знаком и необычен. С одной стороны, во внешности сразу угадывается «Газон» третьего поколения, с другой, у него даже кабина своя, оригинальная. Она взята от ГАЗ-53А, но имеет ряд отличий:
✅ Длинный капот
✅ Оригинальный дизайн радиаторной решетки
✅ Съемные боковины для облегчения обслуживания
Даже технически ГАЗ-33 серьезно отличался – у него были свои задняя подвеска, тормоза и трансмиссия. Что касается внутреннего оформления кабины, то оно почти полностью аналогично ГАЗ-53А.
Особенности двигателя
Конструкторы прекрасно понимали, что стандартного V8 от третьего поколения «Газонов» для тяжелого трехосного грузовика не хватит. Ведь ему предстояло перевозить не 4, а 7 тонн. Поэтому мотор нужен был другой, а не 4,25 литра.
Сохранились только архивные фото. Фото: Youtube.com
Идеально бы подошел V8 от ЗИЛ-130, но руководство Горьковского завода никогда бы не обратилось за помощью к своему основному конкуренту. Да и «сверху» это вряд ли бы одобрили – силовые агрегаты 508.10 были слишком востребованы. Их ставили не только на грузовики, но и на автобусы.
Конструкторы Горьковского завода взяли мотор от БРДМ-2. Это ЗМЗ-41, который по факту минимально отличается от двигателя «Чайки». Рабочий агрегат имел объем 5,5 литра и развивал 135 л. с. Его специально дефорсировали за счет перевода на низкооктановый бензин и оснастили простым карбюратором.
Мотор, который годился для БРДМ-2, подошел и ГАЗ-33. Грузовик прошел заводские и государственные испытания без нареканий.
Технические особенности
Специально для повышения проходимости, ГАЗ-33 получил двухступенчатую раздаточную коробку. Нужно отметить, что ее разрабатывали с нуля для нового грузовика. Агрегат имел синхронизатор, что позволяло переключаться на пониженную передачу и обратно прямо на ходу.
А это ЗИЛ-133ГЯ. Фото: Youtube.com
Рама с выходами на задние мосты взяли от ГАЗ-53А, но их пришлось переделать. Это естественно – нагрузка на шасси возросла почти в два раза. Несмотря на дополнительный задний мост, стандартные оси от ГАЗ-53А ломались уже во время внутризаводских испытаний. Пришлось брать их от ЗИЛ-130, хотя это был серьезный удар по гордости горьковских конструкторов. Их только доработали для установки колес от грузовиков ГАЗ.
Рулевое управление создано на основе модели с индексом 53. Но гидроусилитель внедрили от ГАЗ-66. Для тяжелого грузовика это было необходимо. Задняя «тележка» и подвеска мостов разрабатывались с оглядкой на Урал-375, по сути, просто взята от этой армейской модели.
Тормозная система – двухконтурная. Она сделана таким образом, что автомобиль способен остановиться даже при повреждении одной магистрали. Все механизмы отличаются увеличенными, по сравнению с ГАЗ-53, размерами. Колодки полностью скопировали с аналогичных от ЗИЛ-131.
После ГАЗ-33, Горьковский автомобильный завод больше не возвращался к теме трехосных грузовиков. Но четвертое поколение «Газонов» уже имело грузоподъемность 4,5 тонны. Дизельная версия с индексом 4301 могла брать на борт уже 5 т.
Зато современный ГАЗон Next берет на борт более 6 тонн. Фото: Youtube.com
Вплотную к трехосному грузовику подошел ГАЗон Next, дебютировавший в 2014 году. Тяжелая модификации может перевезти до 6,27 тонны.
ГАЗ-33 так и остался опытной моделью. Многие считают, что Горьковскому автомобильному заводу не стоило лезть в подкласс, где безраздельно властвовал ЗИЛ.
Вот только московский производитель давно обанкротился, а ГАЗ до сих пор работает. Даже экономические санкции не повлияли на объемы выпуска российских грузовиков ГАЗ.
Кто знает, пойди ГАЗ-33 в серию, может ГАЗон Next имел бы трехместную модификацию.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...