.d-md-none .d-lg-block bibimot

ГАЗ-33 – малоизвестный трехосный «Газон», проигравший ЗИЛ-133

ГАЗ-33 – малоизвестный трехосный «Газон», проигравший ЗИЛ-133
1950-1970 годы – это «золотая» эпоха советского грузового автомобилестроения. Оправившись от последствий войны, страна начала отстаиваться и осваивать свои нетронутые уголки. Для этого нужны были грузовые автомобили.


Основными производителями машин такого типа являлись ГАЗ и ЗИС/ЗИЛ. Интересно, что предприятия эти вроде как выпускали грузовики одного класса, но у Горьковского завода они были более легкими. Так сложилось исторически.

Экономика и народное хозяйство требовало от автопроизводителей грузоподъемные модели. Это же выгодно – зачем гонять водителей несколько раз, если можно перевозить больше? Или за ту же восьмичасовую смену сделать полторы нормы.

ГАЗ-33 – малоизвестный трехосный «Газон», проигравший ЗИЛ-133Самый популярный грузовик 60-х – ГАЗ-51. Фото: Youtube.com

Пришлось флагманам отечественного автопроизводства заниматься выпуском новых, более экономически выгодных моделей. В итоге, Горьковский завод создал целую линейку грузовиков. Самым малоизвестным из них был ГАЗ-33. К сожалению, эта модель так и не стала серийной. «Благодарить» за это нужно ЗИЛ-133.

История


В первой половине 60-х ГАЗ и ЗИЛ тесно сотрудничали между собой, что не мешало им конкурировать. Это вопрос профессионализма и конструкторской гордости – доказать, что твое предприятие лучше. Причем озабочены были не только руководящие кадры и инженеры, но и простые рабочие.

Основные «гражданские» грузовики ГАЗ в первой половине 60-х – это модели с индексами:

✅ 51
✅ 52
✅ 53

У главного конкурента в то время был ЗИЛ-130. Этот машины превосходил автомобили Горьковского завода по грузоподъемности – 5-6 тонн против 4 у ГАЗ-53А.

В качестве базы был выбран ГАЗ-53. Фото: Youtube.com

После предложения «сверху» разработать более тяжелые модели, конструкторы с энтузиазмом принялись за новые проекты. Интересным путем пошли горьковские инженеры. Взяв за основу ГАЗ-53, они решили увеличить грузоподъемность. Добиться этого удалось за счет глобального переосмысливания конструкции и добавления дополнительной оси сзади, причем не подкатной.

Получился автомобиль с колесной формулой 6х4 и грузоподъемностью 7 тонн. Его назвали ГАЗ-33. Горьковский завод рассчитывал запустить модель в серийное производство в кратчайшие сроки. Поэтому вскоре было готово 7 опытных грузовиков.

К 1968 году они прошли все заводские и государственные испытания. Никаких серьезных нареканий ГАЗ-33 не получили, поэтому их рекомендовали в серийное производство. Грузовики действительно были перспективные.

В 1969 году конструкторы Горьковского автомобильного завода подготовили самосвальную модификацию ГАЗ-33. Она тоже получила «путевку» в серийное производство.

Осталось самое простое на первый взгляд – отправить новый грузовик на конвейер. Но с этим возникли проблемы. Мощности Горьковского завода были заняты выпуском других моделей. Пришлось рассматривать смежные предприятия.

Грузовик имел свою, частично оригинальную кабину. Фото: Youtube.com

Но им предстояло освоить полностью новый автомобиль, а не собирать грузовики из машинокомплектов. Для этого нужны были многомиллионные инвестиции, которые государство выделять отказалось.

В конце 60-х огромные деньги вкладывались в развитие завода в Тольятти. Кроме того, уже решили строить «КАМАЗ» – туда нужно было направлять все основные финансовые потоки.

И последней соломинкой, сломавшей спину верблюду, стал главный конкурент – ЗИЛ. Они подготовили свой трехосный грузовик с индексом 133. Эта модель имела два серьезных преимущества. Во-первых, автомобиль мог увезти на тонну больше. Во-вторых, и это самое главное, грузовик Завода имени Лихачева был максимально унифицирован с ЗИЛ-130. Газ-33 такими преимуществами похвастаться не мог.

Обратите внимание на профиль резины. Фото: Youtube.com

Поэтому от перспективного и революционного автомобиля пришлось отказаться. Все 7 опытных грузовиков до нашего времени не сохранились. Остались только архивные фотографии, кинохроника и техническая документация.

Внешний вид


Облик ГАЗ-33 одновременно знаком и необычен. С одной стороны, во внешности сразу угадывается «Газон» третьего поколения, с другой, у него даже кабина своя, оригинальная. Она взята от ГАЗ-53А, но имеет ряд отличий:

✅ Длинный капот
✅ Оригинальный дизайн радиаторной решетки
✅ Съемные боковины для облегчения обслуживания

Даже технически ГАЗ-33 серьезно отличался – у него были свои задняя подвеска, тормоза и трансмиссия. Что касается внутреннего оформления кабины, то оно почти полностью аналогично ГАЗ-53А.

Особенности двигателя


Конструкторы прекрасно понимали, что стандартного V8 от третьего поколения «Газонов» для тяжелого трехосного грузовика не хватит. Ведь ему предстояло перевозить не 4, а 7 тонн. Поэтому мотор нужен был другой, а не 4,25 литра.

Сохранились только архивные фото. Фото: Youtube.com

Идеально бы подошел V8 от ЗИЛ-130, но руководство Горьковского завода никогда бы не обратилось за помощью к своему основному конкуренту. Да и «сверху» это вряд ли бы одобрили – силовые агрегаты 508.10 были слишком востребованы. Их ставили не только на грузовики, но и на автобусы.

Конструкторы Горьковского завода взяли мотор от БРДМ-2. Это ЗМЗ-41, который по факту минимально отличается от двигателя «Чайки». Рабочий агрегат имел объем 5,5 литра и развивал 135 л. с. Его специально дефорсировали за счет перевода на низкооктановый бензин и оснастили простым карбюратором.

Мотор, который годился для БРДМ-2, подошел и ГАЗ-33. Грузовик прошел заводские и государственные испытания без нареканий.

Технические особенности


Специально для повышения проходимости, ГАЗ-33 получил двухступенчатую раздаточную коробку. Нужно отметить, что ее разрабатывали с нуля для нового грузовика. Агрегат имел синхронизатор, что позволяло переключаться на пониженную передачу и обратно прямо на ходу.

А это ЗИЛ-133ГЯ. Фото: Youtube.com

Рама с выходами на задние мосты взяли от ГАЗ-53А, но их пришлось переделать. Это естественно – нагрузка на шасси возросла почти в два раза. Несмотря на дополнительный задний мост, стандартные оси от ГАЗ-53А ломались уже во время внутризаводских испытаний. Пришлось брать их от ЗИЛ-130, хотя это был серьезный удар по гордости горьковских конструкторов. Их только доработали для установки колес от грузовиков ГАЗ.

Рулевое управление создано на основе модели с индексом 53. Но гидроусилитель внедрили от ГАЗ-66. Для тяжелого грузовика это было необходимо. Задняя «тележка» и подвеска мостов разрабатывались с оглядкой на Урал-375, по сути, просто взята от этой армейской модели.

Тормозная система – двухконтурная. Она сделана таким образом, что автомобиль способен остановиться даже при повреждении одной магистрали. Все механизмы отличаются увеличенными, по сравнению с ГАЗ-53, размерами. Колодки полностью скопировали с аналогичных от ЗИЛ-131.

После ГАЗ-33, Горьковский автомобильный завод больше не возвращался к теме трехосных грузовиков. Но четвертое поколение «Газонов» уже имело грузоподъемность 4,5 тонны. Дизельная версия с индексом 4301 могла брать на борт уже 5 т.

Зато современный ГАЗон Next берет на борт более 6 тонн. Фото: Youtube.com

Вплотную к трехосному грузовику подошел ГАЗон Next, дебютировавший в 2014 году. Тяжелая модификации может перевезти до 6,27 тонны.
ГАЗ-33 так и остался опытной моделью. Многие считают, что Горьковскому автомобильному заводу не стоило лезть в подкласс, где безраздельно властвовал ЗИЛ.

Вот только московский производитель давно обанкротился, а ГАЗ до сих пор работает. Даже экономические санкции не повлияли на объемы выпуска российских грузовиков ГАЗ.

Кто знает, пойди ГАЗ-33 в серию, может ГАЗон Next имел бы трехместную модификацию.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

Как вы считаете, нужен был стране ГАЗ-33?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
ЗИЛ-133 – мощный трехосный грузовик из СССРГАЗон Next – самый современный среднетоннажный грузовик из России

Зачем японским поездам такой нос

Зачем японским поездам такой нос

Необычная конфигурации головного вагона поездов японской транспортной системы «Синкансэн» скопирована с обычной птицы. Для чего это было сделано и что...
  • 4 259