ГАЗ-33 – малоизвестный трехосный «Газон», проигравший ЗИЛ-133
1950-1970 годы – это «золотая» эпоха советского грузового автомобилестроения. Оправившись от последствий войны, страна начала отстаиваться и осваивать свои нетронутые уголки. Для этого нужны были грузовые автомобили.
Основными производителями машин такого типа являлись ГАЗ и ЗИС/ЗИЛ. Интересно, что предприятия эти вроде как выпускали грузовики одного класса, но у Горьковского завода они были более легкими. Так сложилось исторически.
Экономика и народное хозяйство требовало от автопроизводителей грузоподъемные модели. Это же выгодно – зачем гонять водителей несколько раз, если можно перевозить больше? Или за ту же восьмичасовую смену сделать полторы нормы.
Пришлось флагманам отечественного автопроизводства заниматься выпуском новых, более экономически выгодных моделей. В итоге, Горьковский завод создал целую линейку грузовиков. Самым малоизвестным из них был ГАЗ-33. К сожалению, эта модель так и не стала серийной. «Благодарить» за это нужно ЗИЛ-133.
В первой половине 60-х ГАЗ и ЗИЛ тесно сотрудничали между собой, что не мешало им конкурировать. Это вопрос профессионализма и конструкторской гордости – доказать, что твое предприятие лучше. Причем озабочены были не только руководящие кадры и инженеры, но и простые рабочие.
Основные «гражданские» грузовики ГАЗ в первой половине 60-х – это модели с индексами:
✅ 51
✅ 52
✅ 53
У главного конкурента в то время был ЗИЛ-130. Этот машины превосходил автомобили Горьковского завода по грузоподъемности – 5-6 тонн против 4 у ГАЗ-53А.
После предложения «сверху» разработать более тяжелые модели, конструкторы с энтузиазмом принялись за новые проекты. Интересным путем пошли горьковские инженеры. Взяв за основу ГАЗ-53, они решили увеличить грузоподъемность. Добиться этого удалось за счет глобального переосмысливания конструкции и добавления дополнительной оси сзади, причем не подкатной.
Получился автомобиль с колесной формулой 6х4 и грузоподъемностью 7 тонн. Его назвали ГАЗ-33. Горьковский завод рассчитывал запустить модель в серийное производство в кратчайшие сроки. Поэтому вскоре было готово 7 опытных грузовиков.
К 1968 году они прошли все заводские и государственные испытания. Никаких серьезных нареканий ГАЗ-33 не получили, поэтому их рекомендовали в серийное производство. Грузовики действительно были перспективные.
В 1969 году конструкторы Горьковского автомобильного завода подготовили самосвальную модификацию ГАЗ-33. Она тоже получила «путевку» в серийное производство.
Осталось самое простое на первый взгляд – отправить новый грузовик на конвейер. Но с этим возникли проблемы. Мощности Горьковского завода были заняты выпуском других моделей. Пришлось рассматривать смежные предприятия.
Но им предстояло освоить полностью новый автомобиль, а не собирать грузовики из машинокомплектов. Для этого нужны были многомиллионные инвестиции, которые государство выделять отказалось.
И последней соломинкой, сломавшей спину верблюду, стал главный конкурент – ЗИЛ. Они подготовили свой трехосный грузовик с индексом 133. Эта модель имела два серьезных преимущества. Во-первых, автомобиль мог увезти на тонну больше. Во-вторых, и это самое главное, грузовик Завода имени Лихачева был максимально унифицирован с ЗИЛ-130. Газ-33 такими преимуществами похвастаться не мог.
Поэтому от перспективного и революционного автомобиля пришлось отказаться. Все 7 опытных грузовиков до нашего времени не сохранились. Остались только архивные фотографии, кинохроника и техническая документация.
Облик ГАЗ-33 одновременно знаком и необычен. С одной стороны, во внешности сразу угадывается «Газон» третьего поколения, с другой, у него даже кабина своя, оригинальная. Она взята от ГАЗ-53А, но имеет ряд отличий:
✅ Длинный капот
✅ Оригинальный дизайн радиаторной решетки
✅ Съемные боковины для облегчения обслуживания
Даже технически ГАЗ-33 серьезно отличался – у него были свои задняя подвеска, тормоза и трансмиссия. Что касается внутреннего оформления кабины, то оно почти полностью аналогично ГАЗ-53А.
Конструкторы прекрасно понимали, что стандартного V8 от третьего поколения «Газонов» для тяжелого трехосного грузовика не хватит. Ведь ему предстояло перевозить не 4, а 7 тонн. Поэтому мотор нужен был другой, а не 4,25 литра.
Идеально бы подошел V8 от ЗИЛ-130, но руководство Горьковского завода никогда бы не обратилось за помощью к своему основному конкуренту. Да и «сверху» это вряд ли бы одобрили – силовые агрегаты 508.10 были слишком востребованы. Их ставили не только на грузовики, но и на автобусы.
Конструкторы Горьковского завода взяли мотор от БРДМ-2. Это ЗМЗ-41, который по факту минимально отличается от двигателя «Чайки». Рабочий агрегат имел объем 5,5 литра и развивал 135 л. с. Его специально дефорсировали за счет перевода на низкооктановый бензин и оснастили простым карбюратором.
Мотор, который годился для БРДМ-2, подошел и ГАЗ-33. Грузовик прошел заводские и государственные испытания без нареканий.
Специально для повышения проходимости, ГАЗ-33 получил двухступенчатую раздаточную коробку. Нужно отметить, что ее разрабатывали с нуля для нового грузовика. Агрегат имел синхронизатор, что позволяло переключаться на пониженную передачу и обратно прямо на ходу.
Рама с выходами на задние мосты взяли от ГАЗ-53А, но их пришлось переделать. Это естественно – нагрузка на шасси возросла почти в два раза. Несмотря на дополнительный задний мост, стандартные оси от ГАЗ-53А ломались уже во время внутризаводских испытаний. Пришлось брать их от ЗИЛ-130, хотя это был серьезный удар по гордости горьковских конструкторов. Их только доработали для установки колес от грузовиков ГАЗ.
Рулевое управление создано на основе модели с индексом 53. Но гидроусилитель внедрили от ГАЗ-66. Для тяжелого грузовика это было необходимо. Задняя «тележка» и подвеска мостов разрабатывались с оглядкой на Урал-375, по сути, просто взята от этой армейской модели.
После ГАЗ-33, Горьковский автомобильный завод больше не возвращался к теме трехосных грузовиков. Но четвертое поколение «Газонов» уже имело грузоподъемность 4,5 тонны. Дизельная версия с индексом 4301 могла брать на борт уже 5 т.
Вплотную к трехосному грузовику подошел ГАЗон Next, дебютировавший в 2014 году. Тяжелая модификации может перевезти до 6,27 тонны.
ГАЗ-33 так и остался опытной моделью. Многие считают, что Горьковскому автомобильному заводу не стоило лезть в подкласс, где безраздельно властвовал ЗИЛ.
Вот только московский производитель давно обанкротился, а ГАЗ до сих пор работает. Даже экономические санкции не повлияли на объемы выпуска российских грузовиков ГАЗ.
Кто знает, пойди ГАЗ-33 в серию, может ГАЗон Next имел бы трехместную модификацию.
Основными производителями машин такого типа являлись ГАЗ и ЗИС/ЗИЛ. Интересно, что предприятия эти вроде как выпускали грузовики одного класса, но у Горьковского завода они были более легкими. Так сложилось исторически.
Экономика и народное хозяйство требовало от автопроизводителей грузоподъемные модели. Это же выгодно – зачем гонять водителей несколько раз, если можно перевозить больше? Или за ту же восьмичасовую смену сделать полторы нормы.
Самый популярный грузовик 60-х – ГАЗ-51. Фото: Youtube.com
Пришлось флагманам отечественного автопроизводства заниматься выпуском новых, более экономически выгодных моделей. В итоге, Горьковский завод создал целую линейку грузовиков. Самым малоизвестным из них был ГАЗ-33. К сожалению, эта модель так и не стала серийной. «Благодарить» за это нужно ЗИЛ-133.
История
В первой половине 60-х ГАЗ и ЗИЛ тесно сотрудничали между собой, что не мешало им конкурировать. Это вопрос профессионализма и конструкторской гордости – доказать, что твое предприятие лучше. Причем озабочены были не только руководящие кадры и инженеры, но и простые рабочие.
Основные «гражданские» грузовики ГАЗ в первой половине 60-х – это модели с индексами:
✅ 51
✅ 52
✅ 53
У главного конкурента в то время был ЗИЛ-130. Этот машины превосходил автомобили Горьковского завода по грузоподъемности – 5-6 тонн против 4 у ГАЗ-53А.
В качестве базы был выбран ГАЗ-53. Фото: Youtube.com
После предложения «сверху» разработать более тяжелые модели, конструкторы с энтузиазмом принялись за новые проекты. Интересным путем пошли горьковские инженеры. Взяв за основу ГАЗ-53, они решили увеличить грузоподъемность. Добиться этого удалось за счет глобального переосмысливания конструкции и добавления дополнительной оси сзади, причем не подкатной.
Получился автомобиль с колесной формулой 6х4 и грузоподъемностью 7 тонн. Его назвали ГАЗ-33. Горьковский завод рассчитывал запустить модель в серийное производство в кратчайшие сроки. Поэтому вскоре было готово 7 опытных грузовиков.
К 1968 году они прошли все заводские и государственные испытания. Никаких серьезных нареканий ГАЗ-33 не получили, поэтому их рекомендовали в серийное производство. Грузовики действительно были перспективные.
В 1969 году конструкторы Горьковского автомобильного завода подготовили самосвальную модификацию ГАЗ-33. Она тоже получила «путевку» в серийное производство.
Осталось самое простое на первый взгляд – отправить новый грузовик на конвейер. Но с этим возникли проблемы. Мощности Горьковского завода были заняты выпуском других моделей. Пришлось рассматривать смежные предприятия.
Грузовик имел свою, частично оригинальную кабину. Фото: Youtube.com
Но им предстояло освоить полностью новый автомобиль, а не собирать грузовики из машинокомплектов. Для этого нужны были многомиллионные инвестиции, которые государство выделять отказалось.
В конце 60-х огромные деньги вкладывались в развитие завода в Тольятти. Кроме того, уже решили строить «КАМАЗ» – туда нужно было направлять все основные финансовые потоки.
И последней соломинкой, сломавшей спину верблюду, стал главный конкурент – ЗИЛ. Они подготовили свой трехосный грузовик с индексом 133. Эта модель имела два серьезных преимущества. Во-первых, автомобиль мог увезти на тонну больше. Во-вторых, и это самое главное, грузовик Завода имени Лихачева был максимально унифицирован с ЗИЛ-130. Газ-33 такими преимуществами похвастаться не мог.
Обратите внимание на профиль резины. Фото: Youtube.com
Поэтому от перспективного и революционного автомобиля пришлось отказаться. Все 7 опытных грузовиков до нашего времени не сохранились. Остались только архивные фотографии, кинохроника и техническая документация.
Внешний вид
Облик ГАЗ-33 одновременно знаком и необычен. С одной стороны, во внешности сразу угадывается «Газон» третьего поколения, с другой, у него даже кабина своя, оригинальная. Она взята от ГАЗ-53А, но имеет ряд отличий:
✅ Длинный капот
✅ Оригинальный дизайн радиаторной решетки
✅ Съемные боковины для облегчения обслуживания
Даже технически ГАЗ-33 серьезно отличался – у него были свои задняя подвеска, тормоза и трансмиссия. Что касается внутреннего оформления кабины, то оно почти полностью аналогично ГАЗ-53А.
Особенности двигателя
Конструкторы прекрасно понимали, что стандартного V8 от третьего поколения «Газонов» для тяжелого трехосного грузовика не хватит. Ведь ему предстояло перевозить не 4, а 7 тонн. Поэтому мотор нужен был другой, а не 4,25 литра.
Сохранились только архивные фото. Фото: Youtube.com
Идеально бы подошел V8 от ЗИЛ-130, но руководство Горьковского завода никогда бы не обратилось за помощью к своему основному конкуренту. Да и «сверху» это вряд ли бы одобрили – силовые агрегаты 508.10 были слишком востребованы. Их ставили не только на грузовики, но и на автобусы.
Конструкторы Горьковского завода взяли мотор от БРДМ-2. Это ЗМЗ-41, который по факту минимально отличается от двигателя «Чайки». Рабочий агрегат имел объем 5,5 литра и развивал 135 л. с. Его специально дефорсировали за счет перевода на низкооктановый бензин и оснастили простым карбюратором.
Мотор, который годился для БРДМ-2, подошел и ГАЗ-33. Грузовик прошел заводские и государственные испытания без нареканий.
Технические особенности
Специально для повышения проходимости, ГАЗ-33 получил двухступенчатую раздаточную коробку. Нужно отметить, что ее разрабатывали с нуля для нового грузовика. Агрегат имел синхронизатор, что позволяло переключаться на пониженную передачу и обратно прямо на ходу.
А это ЗИЛ-133ГЯ. Фото: Youtube.com
Рама с выходами на задние мосты взяли от ГАЗ-53А, но их пришлось переделать. Это естественно – нагрузка на шасси возросла почти в два раза. Несмотря на дополнительный задний мост, стандартные оси от ГАЗ-53А ломались уже во время внутризаводских испытаний. Пришлось брать их от ЗИЛ-130, хотя это был серьезный удар по гордости горьковских конструкторов. Их только доработали для установки колес от грузовиков ГАЗ.
Рулевое управление создано на основе модели с индексом 53. Но гидроусилитель внедрили от ГАЗ-66. Для тяжелого грузовика это было необходимо. Задняя «тележка» и подвеска мостов разрабатывались с оглядкой на Урал-375, по сути, просто взята от этой армейской модели.
Тормозная система – двухконтурная. Она сделана таким образом, что автомобиль способен остановиться даже при повреждении одной магистрали. Все механизмы отличаются увеличенными, по сравнению с ГАЗ-53, размерами. Колодки полностью скопировали с аналогичных от ЗИЛ-131.
После ГАЗ-33, Горьковский автомобильный завод больше не возвращался к теме трехосных грузовиков. Но четвертое поколение «Газонов» уже имело грузоподъемность 4,5 тонны. Дизельная версия с индексом 4301 могла брать на борт уже 5 т.
Зато современный ГАЗон Next берет на борт более 6 тонн. Фото: Youtube.com
Вплотную к трехосному грузовику подошел ГАЗон Next, дебютировавший в 2014 году. Тяжелая модификации может перевезти до 6,27 тонны.
ГАЗ-33 так и остался опытной моделью. Многие считают, что Горьковскому автомобильному заводу не стоило лезть в подкласс, где безраздельно властвовал ЗИЛ.
Вот только московский производитель давно обанкротился, а ГАЗ до сих пор работает. Даже экономические санкции не повлияли на объемы выпуска российских грузовиков ГАЗ.
Кто знает, пойди ГАЗ-33 в серию, может ГАЗон Next имел бы трехместную модификацию.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...