ЗиЛ-158 – основной городской автобус СССР 60-70-х годов
В Советском Союзе уделяли много внимания транспортному сообщению в городах. Личных автомобилей было мало, а люди должны регулярно ездить на работу.
Города росли, приходилось увеличивать количество общественного транспорта – трамваев, троллейбусов и автобусов. Именно на последние делалась ставка в первую очередь – для них не нужны были рельсы и электролинии.
Сегодня мы расскажем вам про ЗиЛ-158 – легендарную технику, которая послужила отправной точкой для создания ЛиАЗ-677 – самого популярного городского автобуса в мире.
К 1950-ым годам Советский Союз оправился от последствий войны, и начал строить комфортную жизнь для своих граждан. Автобусы, кстати, стали выпускать (возобновили производство) еще с 1946 года – это были модели ЗиС-154 и 155.
Первый опытный образец ЗиЛ-158 собрали в 1956 г. В это время предприятие было переименовано в завод Лихачева.
В 1959 году производство перенесено на Ликинский машиностроительный завод, специально ради этого переименованный в автобусный.
Выпуск осуществлялся до 1970 г. В Москве модель была снята с эксплуатации в 1978 году, но в других населенных пунктах Советского Союза они использовались примерно до середины 1980-х.
За все время выпуска, с конвейеров сошло около 60 000 экземпляров. Автобус периодически модернизировался, но больше всего изменений было с появлением версии ЗиЛ-158В.
Люди, интересующиеся историей советской техники, с удивлением узнают о том, что ЗиЛ-158 имел алюминиевый кузов, как современные Ауди А8, например. Что характерно – из «крылатого металла» изготавливалась не только обшивка, но и силовые элементы.
Советские конструкторы уже в 1950-х годах пытались таким образом избавиться от коррозии, так что не стоит считать Ауди пионером в данной области.
Несмотря на столь изысканные конструкторские решения, ЗиЛ-158 имел много недостатков. Над ними даже шутили в советских сатирических журналах.
Минусы модели:
Несмотря на все недостатки, ЗиЛ-158 пользовался огромным спросом, Ликинский автобусный завод работал в три смены, но машин катастрофически не хватало.
Но применение алюминия не спасло от коррозии. Кузов был слабым и служил не более 10 лет. Как-то склепать получалось только листы обшивки, поврежденный силовой каркас приходилось менять.
Основная проблема была в использовании стали вместе с алюминием, что приводило к химической коррозии. Да и мягкий был металл для силовой конструкции, хоть и применяли сплав – дюралюминий.
Автобус нельзя назвать красавцем, но для своего времени он выглядел гармонично. Простая прямоугольная машина с двумя пассажирскими дверями и одной водительской с другой стороны.
Салон рассчитан на перевозку 60 человек, из них сидячих 32. Внутри имеются три накопительные площадки.
Место водителя лишено каких-то изысков – приборная панель, тумблеры для управления пассажирскими дверями, простейшее сиденье. Рядом находится высокий тоннель, скрывающий двигатель.
В качестве силового агрегата автобус получил шестицилиндровый бензиновый мотор с рабочим объемом 5,5 литра. Двигатель развивал 109 л. с. Мощности катастрофически не хватало, хотя, виной скорее пассажиропоток – когда в салон набивалось людей, в горку автобус ехал очень медленно. Это неоднократно отражали в карикатурах тех лет.
Скоростным ЗиЛ-158, даже при минимальной загрузке, никогда не был – максимум он разгонялся до 65 км/ч.
Коробку передач устанавливали механическую пятиступенчатую, точно такая же КПП стояла на модели ЗиС-155. Водители отзывались об этом агрегате как о надежном, беспроблемном и простом в ремонте.
Подвески ЗиЛ-158 были простейшими – рессоры с рычажными амортизаторами на мостах стояли спереди и сзади. Такая конструкция надежна и ремонтопригодна, но комфортной для пассажиров ее назвать сложно.
За годы выпуска ЗиЛ-158 прошел через большое количество доработок, все их перечислять нет нужды. Но модификации, созданные на базе этого автобуса, стоит назвать.
В 1957 году изготавливали туристическую версию машины под индексом ЗиЛ-158А. Этот автобус выпустили ограниченной серией специально к международному слету студентов и молодежи. Основное отличие модели от базовой – это заглушка задней двери и остекление части крыши.
Самая интересная модификация производилась в 1959-60 годах. Это автобус-поезд, состоящий из базового ЗиЛ-158 в качестве тягача и прицепа Аремкуз 2ПН4. Такой прообраз «гармошек», которые в СССР массово появились вместе с автобусами Икарус.
Модель забраковали еще во время испытаний – для городов она оказалась слишком неповоротливой. Несколько опытных образцов потом эксплуатировались у транспортников Ленинграда и в Крыму.
В 1959 году Ликинский завод попробовал модернизировать автобус, увеличив количество мест для пассажиров. Кузов был доработан, появились трехрядные кресла в салоне, накопительные площадки увеличились. Модель была забракована еще во время испытаний – двигатель, которого не хватало даже стандартному ЗиЛ-158, не справился с задачей. В истории эта модификации сохранилась с буквой «Д» в индексе.
Самая популярная версия – это ЗиЛ-158В. Машину основательно переработали, улучшив двигатель, увеличив крутящий момент, доработав коробку передач и сцепление. После этого автобус стал немного «живее» на ходу.
Туристическая версия ЗиЛ-158ВА выпускалась с 1961 по 1970 гг.
Еще одна интересная опытная модель – 5Э-676. Это тот самый автобус «с гармошкой». Выглядел современно, вмещал 123 пассажира, что более чем в 2 раза больше, чем у ЗиЛ-158. Запустить в серию машину не удалось – не нашли новый двигатель, а старому не хватало мощности.
В 1962 году Ликинский завод выпустил странный двухвагонный рельсовый автобус под индексом РА-1. Это был возврат к старинным конкам, поэтому производитель ограничился одним опытным экземпляром.
Списанные автобусы часто получали предприятия. Они ремонтировали их и в дальнейшем использовали в качестве «летучек», столовых на колесах и так далее.
Уже в 1967 году Ликинский завод начал производить новый автобус – ЛиАЗ-677.
Модель была революционной:
Три года ЛиАЗ-677 и ЗиЛ-158 производились параллельно, но новая модель постепенно вытеснила устаревшую. В 1970 году выпуск старого автобуса был прекращен.
ЗиЛ-158 – часть автомобильной истории Советского Союза. К сожалению, время эту модель не пощадило – сейчас таких машин остались единицы. Они живы лишь благодаря коллекционерам-энтузиастам.
Города росли, приходилось увеличивать количество общественного транспорта – трамваев, троллейбусов и автобусов. Именно на последние делалась ставка в первую очередь – для них не нужны были рельсы и электролинии.
Сегодня мы расскажем вам про ЗиЛ-158 – легендарную технику, которая послужила отправной точкой для создания ЛиАЗ-677 – самого популярного городского автобуса в мире.
История появления модели
К 1950-ым годам Советский Союз оправился от последствий войны, и начал строить комфортную жизнь для своих граждан. Автобусы, кстати, стали выпускать (возобновили производство) еще с 1946 года – это были модели ЗиС-154 и 155.
ЗиС-155. Фото: Youtube.com
Первый опытный образец ЗиЛ-158 собрали в 1956 г. В это время предприятие было переименовано в завод Лихачева.
Сделать модель с нуля было конструкторам не под силу – сроки поджимали, да и ресурсов это требовало много. Поэтому в качестве базы взят ЗиС-155.
В 1959 году производство перенесено на Ликинский машиностроительный завод, специально ради этого переименованный в автобусный.
Выпуск осуществлялся до 1970 г. В Москве модель была снята с эксплуатации в 1978 году, но в других населенных пунктах Советского Союза они использовались примерно до середины 1980-х.
За все время выпуска, с конвейеров сошло около 60 000 экземпляров. Автобус периодически модернизировался, но больше всего изменений было с появлением версии ЗиЛ-158В.
Особенности
Люди, интересующиеся историей советской техники, с удивлением узнают о том, что ЗиЛ-158 имел алюминиевый кузов, как современные Ауди А8, например. Что характерно – из «крылатого металла» изготавливалась не только обшивка, но и силовые элементы.
Когда-то эти автобусы считались современными. Фото: Youtube.com
Советские конструкторы уже в 1950-х годах пытались таким образом избавиться от коррозии, так что не стоит считать Ауди пионером в данной области.
Несмотря на столь изысканные конструкторские решения, ЗиЛ-158 имел много недостатков. Над ними даже шутили в советских сатирических журналах.
Минусы модели:
- ? Маломощный двигатель
- ? Отсутствие гидроусилителя руля
- ? Проблемный задний мост
- ? Текущие вентиляционные люки
- ? Обивка сидений низкого качества
Несмотря на все недостатки, ЗиЛ-158 пользовался огромным спросом, Ликинский автобусный завод работал в три смены, но машин катастрофически не хватало.
Но применение алюминия не спасло от коррозии. Кузов был слабым и служил не более 10 лет. Как-то склепать получалось только листы обшивки, поврежденный силовой каркас приходилось менять.
Чем-то ЛаЗ напоминает по дизайну. Фото: Youtube.com
Основная проблема была в использовании стали вместе с алюминием, что приводило к химической коррозии. Да и мягкий был металл для силовой конструкции, хоть и применяли сплав – дюралюминий.
Внешний вид и салон
Автобус нельзя назвать красавцем, но для своего времени он выглядел гармонично. Простая прямоугольная машина с двумя пассажирскими дверями и одной водительской с другой стороны.
Салон рассчитан на перевозку 60 человек, из них сидячих 32. Внутри имеются три накопительные площадки.
Место водителя лишено каких-то изысков – приборная панель, тумблеры для управления пассажирскими дверями, простейшее сиденье. Рядом находится высокий тоннель, скрывающий двигатель.
Зимой было тепло от мотора, летом – невыносимо жарко. Звук работающего движка негативно влиял на слух – многие водители были глуховаты на правое ухо. Да и вообще – работа не самая легкая, учитывая отсутствие гидроусилителя руля.
Технические характеристики
В качестве силового агрегата автобус получил шестицилиндровый бензиновый мотор с рабочим объемом 5,5 литра. Двигатель развивал 109 л. с. Мощности катастрофически не хватало, хотя, виной скорее пассажиропоток – когда в салон набивалось людей, в горку автобус ехал очень медленно. Это неоднократно отражали в карикатурах тех лет.
Скоростным ЗиЛ-158, даже при минимальной загрузке, никогда не был – максимум он разгонялся до 65 км/ч.
Приборная панель спартанская, как на военной технике. Фото: Youtube.com
Коробку передач устанавливали механическую пятиступенчатую, точно такая же КПП стояла на модели ЗиС-155. Водители отзывались об этом агрегате как о надежном, беспроблемном и простом в ремонте.
Подвески ЗиЛ-158 были простейшими – рессоры с рычажными амортизаторами на мостах стояли спереди и сзади. Такая конструкция надежна и ремонтопригодна, но комфортной для пассажиров ее назвать сложно.
Богатство модельного ряда
За годы выпуска ЗиЛ-158 прошел через большое количество доработок, все их перечислять нет нужды. Но модификации, созданные на базе этого автобуса, стоит назвать.
В 1957 году изготавливали туристическую версию машины под индексом ЗиЛ-158А. Этот автобус выпустили ограниченной серией специально к международному слету студентов и молодежи. Основное отличие модели от базовой – это заглушка задней двери и остекление части крыши.
Самая интересная модификация производилась в 1959-60 годах. Это автобус-поезд, состоящий из базового ЗиЛ-158 в качестве тягача и прицепа Аремкуз 2ПН4. Такой прообраз «гармошек», которые в СССР массово появились вместе с автобусами Икарус.
Модель забраковали еще во время испытаний – для городов она оказалась слишком неповоротливой. Несколько опытных образцов потом эксплуатировались у транспортников Ленинграда и в Крыму.
Сидячих мест было больше, чем стоячих. Фото: Youtube.com
В 1959 году Ликинский завод попробовал модернизировать автобус, увеличив количество мест для пассажиров. Кузов был доработан, появились трехрядные кресла в салоне, накопительные площадки увеличились. Модель была забракована еще во время испытаний – двигатель, которого не хватало даже стандартному ЗиЛ-158, не справился с задачей. В истории эта модификации сохранилась с буквой «Д» в индексе.
Самая популярная версия – это ЗиЛ-158В. Машину основательно переработали, улучшив двигатель, увеличив крутящий момент, доработав коробку передач и сцепление. После этого автобус стал немного «живее» на ходу.
Туристическая версия ЗиЛ-158ВА выпускалась с 1961 по 1970 гг.
Еще одна интересная опытная модель – 5Э-676. Это тот самый автобус «с гармошкой». Выглядел современно, вмещал 123 пассажира, что более чем в 2 раза больше, чем у ЗиЛ-158. Запустить в серию машину не удалось – не нашли новый двигатель, а старому не хватало мощности.
Двигатель находится рядом с водителем. Фото: Youtube.com
В 1962 году Ликинский завод выпустил странный двухвагонный рельсовый автобус под индексом РА-1. Это был возврат к старинным конкам, поэтому производитель ограничился одним опытным экземпляром.
Списанные автобусы часто получали предприятия. Они ремонтировали их и в дальнейшем использовали в качестве «летучек», столовых на колесах и так далее.
Смена поколений
Уже в 1967 году Ликинский завод начал производить новый автобус – ЛиАЗ-677.
Модель была революционной:
- ? Пневмоподвеска
- ? Автоматическая коробка передач
- ? Новый двигатель
- ? Салон на 110 пассажирских мест
- ? Современный дизайн
Три года ЛиАЗ-677 и ЗиЛ-158 производились параллельно, но новая модель постепенно вытеснила устаревшую. В 1970 году выпуск старого автобуса был прекращен.
Раритет на боевом ходу! Фото: Youtube.com
ЗиЛ-158 – часть автомобильной истории Советского Союза. К сожалению, время эту модель не пощадило – сейчас таких машин остались единицы. Они живы лишь благодаря коллекционерам-энтузиастам.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....