ЗиЛ-158 – основной городской автобус СССР 60-70-х годов
В Советском Союзе уделяли много внимания транспортному сообщению в городах. Личных автомобилей было мало, а люди должны регулярно ездить на работу.
Города росли, приходилось увеличивать количество общественного транспорта – трамваев, троллейбусов и автобусов. Именно на последние делалась ставка в первую очередь – для них не нужны были рельсы и электролинии.
Сегодня мы расскажем вам про ЗиЛ-158 – легендарную технику, которая послужила отправной точкой для создания ЛиАЗ-677 – самого популярного городского автобуса в мире.
К 1950-ым годам Советский Союз оправился от последствий войны, и начал строить комфортную жизнь для своих граждан. Автобусы, кстати, стали выпускать (возобновили производство) еще с 1946 года – это были модели ЗиС-154 и 155.
Первый опытный образец ЗиЛ-158 собрали в 1956 г. В это время предприятие было переименовано в завод Лихачева.
В 1959 году производство перенесено на Ликинский машиностроительный завод, специально ради этого переименованный в автобусный.
Выпуск осуществлялся до 1970 г. В Москве модель была снята с эксплуатации в 1978 году, но в других населенных пунктах Советского Союза они использовались примерно до середины 1980-х.
За все время выпуска, с конвейеров сошло около 60 000 экземпляров. Автобус периодически модернизировался, но больше всего изменений было с появлением версии ЗиЛ-158В.
Люди, интересующиеся историей советской техники, с удивлением узнают о том, что ЗиЛ-158 имел алюминиевый кузов, как современные Ауди А8, например. Что характерно – из «крылатого металла» изготавливалась не только обшивка, но и силовые элементы.
Советские конструкторы уже в 1950-х годах пытались таким образом избавиться от коррозии, так что не стоит считать Ауди пионером в данной области.
Несмотря на столь изысканные конструкторские решения, ЗиЛ-158 имел много недостатков. Над ними даже шутили в советских сатирических журналах.
Минусы модели:
Несмотря на все недостатки, ЗиЛ-158 пользовался огромным спросом, Ликинский автобусный завод работал в три смены, но машин катастрофически не хватало.
Но применение алюминия не спасло от коррозии. Кузов был слабым и служил не более 10 лет. Как-то склепать получалось только листы обшивки, поврежденный силовой каркас приходилось менять.
Основная проблема была в использовании стали вместе с алюминием, что приводило к химической коррозии. Да и мягкий был металл для силовой конструкции, хоть и применяли сплав – дюралюминий.
Автобус нельзя назвать красавцем, но для своего времени он выглядел гармонично. Простая прямоугольная машина с двумя пассажирскими дверями и одной водительской с другой стороны.
Салон рассчитан на перевозку 60 человек, из них сидячих 32. Внутри имеются три накопительные площадки.
Место водителя лишено каких-то изысков – приборная панель, тумблеры для управления пассажирскими дверями, простейшее сиденье. Рядом находится высокий тоннель, скрывающий двигатель.
В качестве силового агрегата автобус получил шестицилиндровый бензиновый мотор с рабочим объемом 5,5 литра. Двигатель развивал 109 л. с. Мощности катастрофически не хватало, хотя, виной скорее пассажиропоток – когда в салон набивалось людей, в горку автобус ехал очень медленно. Это неоднократно отражали в карикатурах тех лет.
Скоростным ЗиЛ-158, даже при минимальной загрузке, никогда не был – максимум он разгонялся до 65 км/ч.
Коробку передач устанавливали механическую пятиступенчатую, точно такая же КПП стояла на модели ЗиС-155. Водители отзывались об этом агрегате как о надежном, беспроблемном и простом в ремонте.
Подвески ЗиЛ-158 были простейшими – рессоры с рычажными амортизаторами на мостах стояли спереди и сзади. Такая конструкция надежна и ремонтопригодна, но комфортной для пассажиров ее назвать сложно.
За годы выпуска ЗиЛ-158 прошел через большое количество доработок, все их перечислять нет нужды. Но модификации, созданные на базе этого автобуса, стоит назвать.
В 1957 году изготавливали туристическую версию машины под индексом ЗиЛ-158А. Этот автобус выпустили ограниченной серией специально к международному слету студентов и молодежи. Основное отличие модели от базовой – это заглушка задней двери и остекление части крыши.
Самая интересная модификация производилась в 1959-60 годах. Это автобус-поезд, состоящий из базового ЗиЛ-158 в качестве тягача и прицепа Аремкуз 2ПН4. Такой прообраз «гармошек», которые в СССР массово появились вместе с автобусами Икарус.
Модель забраковали еще во время испытаний – для городов она оказалась слишком неповоротливой. Несколько опытных образцов потом эксплуатировались у транспортников Ленинграда и в Крыму.
В 1959 году Ликинский завод попробовал модернизировать автобус, увеличив количество мест для пассажиров. Кузов был доработан, появились трехрядные кресла в салоне, накопительные площадки увеличились. Модель была забракована еще во время испытаний – двигатель, которого не хватало даже стандартному ЗиЛ-158, не справился с задачей. В истории эта модификации сохранилась с буквой «Д» в индексе.
Самая популярная версия – это ЗиЛ-158В. Машину основательно переработали, улучшив двигатель, увеличив крутящий момент, доработав коробку передач и сцепление. После этого автобус стал немного «живее» на ходу.
Туристическая версия ЗиЛ-158ВА выпускалась с 1961 по 1970 гг.
Еще одна интересная опытная модель – 5Э-676. Это тот самый автобус «с гармошкой». Выглядел современно, вмещал 123 пассажира, что более чем в 2 раза больше, чем у ЗиЛ-158. Запустить в серию машину не удалось – не нашли новый двигатель, а старому не хватало мощности.
В 1962 году Ликинский завод выпустил странный двухвагонный рельсовый автобус под индексом РА-1. Это был возврат к старинным конкам, поэтому производитель ограничился одним опытным экземпляром.
Списанные автобусы часто получали предприятия. Они ремонтировали их и в дальнейшем использовали в качестве «летучек», столовых на колесах и так далее.
Уже в 1967 году Ликинский завод начал производить новый автобус – ЛиАЗ-677.
Модель была революционной:
Три года ЛиАЗ-677 и ЗиЛ-158 производились параллельно, но новая модель постепенно вытеснила устаревшую. В 1970 году выпуск старого автобуса был прекращен.
ЗиЛ-158 – часть автомобильной истории Советского Союза. К сожалению, время эту модель не пощадило – сейчас таких машин остались единицы. Они живы лишь благодаря коллекционерам-энтузиастам.
Города росли, приходилось увеличивать количество общественного транспорта – трамваев, троллейбусов и автобусов. Именно на последние делалась ставка в первую очередь – для них не нужны были рельсы и электролинии.
Сегодня мы расскажем вам про ЗиЛ-158 – легендарную технику, которая послужила отправной точкой для создания ЛиАЗ-677 – самого популярного городского автобуса в мире.
История появления модели
К 1950-ым годам Советский Союз оправился от последствий войны, и начал строить комфортную жизнь для своих граждан. Автобусы, кстати, стали выпускать (возобновили производство) еще с 1946 года – это были модели ЗиС-154 и 155.
ЗиС-155. Фото: Youtube.com
Первый опытный образец ЗиЛ-158 собрали в 1956 г. В это время предприятие было переименовано в завод Лихачева.
Сделать модель с нуля было конструкторам не под силу – сроки поджимали, да и ресурсов это требовало много. Поэтому в качестве базы взят ЗиС-155.
В 1959 году производство перенесено на Ликинский машиностроительный завод, специально ради этого переименованный в автобусный.
Выпуск осуществлялся до 1970 г. В Москве модель была снята с эксплуатации в 1978 году, но в других населенных пунктах Советского Союза они использовались примерно до середины 1980-х.
За все время выпуска, с конвейеров сошло около 60 000 экземпляров. Автобус периодически модернизировался, но больше всего изменений было с появлением версии ЗиЛ-158В.
Особенности
Люди, интересующиеся историей советской техники, с удивлением узнают о том, что ЗиЛ-158 имел алюминиевый кузов, как современные Ауди А8, например. Что характерно – из «крылатого металла» изготавливалась не только обшивка, но и силовые элементы.
Когда-то эти автобусы считались современными. Фото: Youtube.com
Советские конструкторы уже в 1950-х годах пытались таким образом избавиться от коррозии, так что не стоит считать Ауди пионером в данной области.
Несмотря на столь изысканные конструкторские решения, ЗиЛ-158 имел много недостатков. Над ними даже шутили в советских сатирических журналах.
Минусы модели:
- ? Маломощный двигатель
- ? Отсутствие гидроусилителя руля
- ? Проблемный задний мост
- ? Текущие вентиляционные люки
- ? Обивка сидений низкого качества
Несмотря на все недостатки, ЗиЛ-158 пользовался огромным спросом, Ликинский автобусный завод работал в три смены, но машин катастрофически не хватало.
Но применение алюминия не спасло от коррозии. Кузов был слабым и служил не более 10 лет. Как-то склепать получалось только листы обшивки, поврежденный силовой каркас приходилось менять.
Чем-то ЛаЗ напоминает по дизайну. Фото: Youtube.com
Основная проблема была в использовании стали вместе с алюминием, что приводило к химической коррозии. Да и мягкий был металл для силовой конструкции, хоть и применяли сплав – дюралюминий.
Внешний вид и салон
Автобус нельзя назвать красавцем, но для своего времени он выглядел гармонично. Простая прямоугольная машина с двумя пассажирскими дверями и одной водительской с другой стороны.
Салон рассчитан на перевозку 60 человек, из них сидячих 32. Внутри имеются три накопительные площадки.
Место водителя лишено каких-то изысков – приборная панель, тумблеры для управления пассажирскими дверями, простейшее сиденье. Рядом находится высокий тоннель, скрывающий двигатель.
Зимой было тепло от мотора, летом – невыносимо жарко. Звук работающего движка негативно влиял на слух – многие водители были глуховаты на правое ухо. Да и вообще – работа не самая легкая, учитывая отсутствие гидроусилителя руля.
Технические характеристики
В качестве силового агрегата автобус получил шестицилиндровый бензиновый мотор с рабочим объемом 5,5 литра. Двигатель развивал 109 л. с. Мощности катастрофически не хватало, хотя, виной скорее пассажиропоток – когда в салон набивалось людей, в горку автобус ехал очень медленно. Это неоднократно отражали в карикатурах тех лет.
Скоростным ЗиЛ-158, даже при минимальной загрузке, никогда не был – максимум он разгонялся до 65 км/ч.
Приборная панель спартанская, как на военной технике. Фото: Youtube.com
Коробку передач устанавливали механическую пятиступенчатую, точно такая же КПП стояла на модели ЗиС-155. Водители отзывались об этом агрегате как о надежном, беспроблемном и простом в ремонте.
Подвески ЗиЛ-158 были простейшими – рессоры с рычажными амортизаторами на мостах стояли спереди и сзади. Такая конструкция надежна и ремонтопригодна, но комфортной для пассажиров ее назвать сложно.
Богатство модельного ряда
За годы выпуска ЗиЛ-158 прошел через большое количество доработок, все их перечислять нет нужды. Но модификации, созданные на базе этого автобуса, стоит назвать.
В 1957 году изготавливали туристическую версию машины под индексом ЗиЛ-158А. Этот автобус выпустили ограниченной серией специально к международному слету студентов и молодежи. Основное отличие модели от базовой – это заглушка задней двери и остекление части крыши.
Самая интересная модификация производилась в 1959-60 годах. Это автобус-поезд, состоящий из базового ЗиЛ-158 в качестве тягача и прицепа Аремкуз 2ПН4. Такой прообраз «гармошек», которые в СССР массово появились вместе с автобусами Икарус.
Модель забраковали еще во время испытаний – для городов она оказалась слишком неповоротливой. Несколько опытных образцов потом эксплуатировались у транспортников Ленинграда и в Крыму.
Сидячих мест было больше, чем стоячих. Фото: Youtube.com
В 1959 году Ликинский завод попробовал модернизировать автобус, увеличив количество мест для пассажиров. Кузов был доработан, появились трехрядные кресла в салоне, накопительные площадки увеличились. Модель была забракована еще во время испытаний – двигатель, которого не хватало даже стандартному ЗиЛ-158, не справился с задачей. В истории эта модификации сохранилась с буквой «Д» в индексе.
Самая популярная версия – это ЗиЛ-158В. Машину основательно переработали, улучшив двигатель, увеличив крутящий момент, доработав коробку передач и сцепление. После этого автобус стал немного «живее» на ходу.
Туристическая версия ЗиЛ-158ВА выпускалась с 1961 по 1970 гг.
Еще одна интересная опытная модель – 5Э-676. Это тот самый автобус «с гармошкой». Выглядел современно, вмещал 123 пассажира, что более чем в 2 раза больше, чем у ЗиЛ-158. Запустить в серию машину не удалось – не нашли новый двигатель, а старому не хватало мощности.
Двигатель находится рядом с водителем. Фото: Youtube.com
В 1962 году Ликинский завод выпустил странный двухвагонный рельсовый автобус под индексом РА-1. Это был возврат к старинным конкам, поэтому производитель ограничился одним опытным экземпляром.
Списанные автобусы часто получали предприятия. Они ремонтировали их и в дальнейшем использовали в качестве «летучек», столовых на колесах и так далее.
Смена поколений
Уже в 1967 году Ликинский завод начал производить новый автобус – ЛиАЗ-677.
Модель была революционной:
- ? Пневмоподвеска
- ? Автоматическая коробка передач
- ? Новый двигатель
- ? Салон на 110 пассажирских мест
- ? Современный дизайн
Три года ЛиАЗ-677 и ЗиЛ-158 производились параллельно, но новая модель постепенно вытеснила устаревшую. В 1970 году выпуск старого автобуса был прекращен.
Раритет на боевом ходу! Фото: Youtube.com
ЗиЛ-158 – часть автомобильной истории Советского Союза. К сожалению, время эту модель не пощадило – сейчас таких машин остались единицы. Они живы лишь благодаря коллекционерам-энтузиастам.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....
Деревянный поезд в джунглях Эквадора
На фото – не самоделка и не плод творений экстремала, собравшегося попутешествовать в джунглях. Перед вами – «обычный» (так считают местные жители) поезд,...