ЗиЛ-158 – основной городской автобус СССР 60-70-х годов
В Советском Союзе уделяли много внимания транспортному сообщению в городах. Личных автомобилей было мало, а люди должны регулярно ездить на работу.
Города росли, приходилось увеличивать количество общественного транспорта – трамваев, троллейбусов и автобусов. Именно на последние делалась ставка в первую очередь – для них не нужны были рельсы и электролинии.
Сегодня мы расскажем вам про ЗиЛ-158 – легендарную технику, которая послужила отправной точкой для создания ЛиАЗ-677 – самого популярного городского автобуса в мире.
К 1950-ым годам Советский Союз оправился от последствий войны, и начал строить комфортную жизнь для своих граждан. Автобусы, кстати, стали выпускать (возобновили производство) еще с 1946 года – это были модели ЗиС-154 и 155.
Первый опытный образец ЗиЛ-158 собрали в 1956 г. В это время предприятие было переименовано в завод Лихачева.
В 1959 году производство перенесено на Ликинский машиностроительный завод, специально ради этого переименованный в автобусный.
Выпуск осуществлялся до 1970 г. В Москве модель была снята с эксплуатации в 1978 году, но в других населенных пунктах Советского Союза они использовались примерно до середины 1980-х.
За все время выпуска, с конвейеров сошло около 60 000 экземпляров. Автобус периодически модернизировался, но больше всего изменений было с появлением версии ЗиЛ-158В.
Люди, интересующиеся историей советской техники, с удивлением узнают о том, что ЗиЛ-158 имел алюминиевый кузов, как современные Ауди А8, например. Что характерно – из «крылатого металла» изготавливалась не только обшивка, но и силовые элементы.
Советские конструкторы уже в 1950-х годах пытались таким образом избавиться от коррозии, так что не стоит считать Ауди пионером в данной области.
Несмотря на столь изысканные конструкторские решения, ЗиЛ-158 имел много недостатков. Над ними даже шутили в советских сатирических журналах.
Минусы модели:
Несмотря на все недостатки, ЗиЛ-158 пользовался огромным спросом, Ликинский автобусный завод работал в три смены, но машин катастрофически не хватало.
Но применение алюминия не спасло от коррозии. Кузов был слабым и служил не более 10 лет. Как-то склепать получалось только листы обшивки, поврежденный силовой каркас приходилось менять.
Основная проблема была в использовании стали вместе с алюминием, что приводило к химической коррозии. Да и мягкий был металл для силовой конструкции, хоть и применяли сплав – дюралюминий.
Автобус нельзя назвать красавцем, но для своего времени он выглядел гармонично. Простая прямоугольная машина с двумя пассажирскими дверями и одной водительской с другой стороны.
Салон рассчитан на перевозку 60 человек, из них сидячих 32. Внутри имеются три накопительные площадки.
Место водителя лишено каких-то изысков – приборная панель, тумблеры для управления пассажирскими дверями, простейшее сиденье. Рядом находится высокий тоннель, скрывающий двигатель.
В качестве силового агрегата автобус получил шестицилиндровый бензиновый мотор с рабочим объемом 5,5 литра. Двигатель развивал 109 л. с. Мощности катастрофически не хватало, хотя, виной скорее пассажиропоток – когда в салон набивалось людей, в горку автобус ехал очень медленно. Это неоднократно отражали в карикатурах тех лет.
Скоростным ЗиЛ-158, даже при минимальной загрузке, никогда не был – максимум он разгонялся до 65 км/ч.
Коробку передач устанавливали механическую пятиступенчатую, точно такая же КПП стояла на модели ЗиС-155. Водители отзывались об этом агрегате как о надежном, беспроблемном и простом в ремонте.
Подвески ЗиЛ-158 были простейшими – рессоры с рычажными амортизаторами на мостах стояли спереди и сзади. Такая конструкция надежна и ремонтопригодна, но комфортной для пассажиров ее назвать сложно.
За годы выпуска ЗиЛ-158 прошел через большое количество доработок, все их перечислять нет нужды. Но модификации, созданные на базе этого автобуса, стоит назвать.
В 1957 году изготавливали туристическую версию машины под индексом ЗиЛ-158А. Этот автобус выпустили ограниченной серией специально к международному слету студентов и молодежи. Основное отличие модели от базовой – это заглушка задней двери и остекление части крыши.
Самая интересная модификация производилась в 1959-60 годах. Это автобус-поезд, состоящий из базового ЗиЛ-158 в качестве тягача и прицепа Аремкуз 2ПН4. Такой прообраз «гармошек», которые в СССР массово появились вместе с автобусами Икарус.
Модель забраковали еще во время испытаний – для городов она оказалась слишком неповоротливой. Несколько опытных образцов потом эксплуатировались у транспортников Ленинграда и в Крыму.
В 1959 году Ликинский завод попробовал модернизировать автобус, увеличив количество мест для пассажиров. Кузов был доработан, появились трехрядные кресла в салоне, накопительные площадки увеличились. Модель была забракована еще во время испытаний – двигатель, которого не хватало даже стандартному ЗиЛ-158, не справился с задачей. В истории эта модификации сохранилась с буквой «Д» в индексе.
Самая популярная версия – это ЗиЛ-158В. Машину основательно переработали, улучшив двигатель, увеличив крутящий момент, доработав коробку передач и сцепление. После этого автобус стал немного «живее» на ходу.
Туристическая версия ЗиЛ-158ВА выпускалась с 1961 по 1970 гг.
Еще одна интересная опытная модель – 5Э-676. Это тот самый автобус «с гармошкой». Выглядел современно, вмещал 123 пассажира, что более чем в 2 раза больше, чем у ЗиЛ-158. Запустить в серию машину не удалось – не нашли новый двигатель, а старому не хватало мощности.
В 1962 году Ликинский завод выпустил странный двухвагонный рельсовый автобус под индексом РА-1. Это был возврат к старинным конкам, поэтому производитель ограничился одним опытным экземпляром.
Списанные автобусы часто получали предприятия. Они ремонтировали их и в дальнейшем использовали в качестве «летучек», столовых на колесах и так далее.
Уже в 1967 году Ликинский завод начал производить новый автобус – ЛиАЗ-677.
Модель была революционной:
Три года ЛиАЗ-677 и ЗиЛ-158 производились параллельно, но новая модель постепенно вытеснила устаревшую. В 1970 году выпуск старого автобуса был прекращен.
ЗиЛ-158 – часть автомобильной истории Советского Союза. К сожалению, время эту модель не пощадило – сейчас таких машин остались единицы. Они живы лишь благодаря коллекционерам-энтузиастам.
Города росли, приходилось увеличивать количество общественного транспорта – трамваев, троллейбусов и автобусов. Именно на последние делалась ставка в первую очередь – для них не нужны были рельсы и электролинии.
Сегодня мы расскажем вам про ЗиЛ-158 – легендарную технику, которая послужила отправной точкой для создания ЛиАЗ-677 – самого популярного городского автобуса в мире.
История появления модели
К 1950-ым годам Советский Союз оправился от последствий войны, и начал строить комфортную жизнь для своих граждан. Автобусы, кстати, стали выпускать (возобновили производство) еще с 1946 года – это были модели ЗиС-154 и 155.
ЗиС-155. Фото: Youtube.com
Первый опытный образец ЗиЛ-158 собрали в 1956 г. В это время предприятие было переименовано в завод Лихачева.
Сделать модель с нуля было конструкторам не под силу – сроки поджимали, да и ресурсов это требовало много. Поэтому в качестве базы взят ЗиС-155.
В 1959 году производство перенесено на Ликинский машиностроительный завод, специально ради этого переименованный в автобусный.
Выпуск осуществлялся до 1970 г. В Москве модель была снята с эксплуатации в 1978 году, но в других населенных пунктах Советского Союза они использовались примерно до середины 1980-х.
За все время выпуска, с конвейеров сошло около 60 000 экземпляров. Автобус периодически модернизировался, но больше всего изменений было с появлением версии ЗиЛ-158В.
Особенности
Люди, интересующиеся историей советской техники, с удивлением узнают о том, что ЗиЛ-158 имел алюминиевый кузов, как современные Ауди А8, например. Что характерно – из «крылатого металла» изготавливалась не только обшивка, но и силовые элементы.
Когда-то эти автобусы считались современными. Фото: Youtube.com
Советские конструкторы уже в 1950-х годах пытались таким образом избавиться от коррозии, так что не стоит считать Ауди пионером в данной области.
Несмотря на столь изысканные конструкторские решения, ЗиЛ-158 имел много недостатков. Над ними даже шутили в советских сатирических журналах.
Минусы модели:
- ? Маломощный двигатель
- ? Отсутствие гидроусилителя руля
- ? Проблемный задний мост
- ? Текущие вентиляционные люки
- ? Обивка сидений низкого качества
Несмотря на все недостатки, ЗиЛ-158 пользовался огромным спросом, Ликинский автобусный завод работал в три смены, но машин катастрофически не хватало.
Но применение алюминия не спасло от коррозии. Кузов был слабым и служил не более 10 лет. Как-то склепать получалось только листы обшивки, поврежденный силовой каркас приходилось менять.
Чем-то ЛаЗ напоминает по дизайну. Фото: Youtube.com
Основная проблема была в использовании стали вместе с алюминием, что приводило к химической коррозии. Да и мягкий был металл для силовой конструкции, хоть и применяли сплав – дюралюминий.
Внешний вид и салон
Автобус нельзя назвать красавцем, но для своего времени он выглядел гармонично. Простая прямоугольная машина с двумя пассажирскими дверями и одной водительской с другой стороны.
Салон рассчитан на перевозку 60 человек, из них сидячих 32. Внутри имеются три накопительные площадки.
Место водителя лишено каких-то изысков – приборная панель, тумблеры для управления пассажирскими дверями, простейшее сиденье. Рядом находится высокий тоннель, скрывающий двигатель.
Зимой было тепло от мотора, летом – невыносимо жарко. Звук работающего движка негативно влиял на слух – многие водители были глуховаты на правое ухо. Да и вообще – работа не самая легкая, учитывая отсутствие гидроусилителя руля.
Технические характеристики
В качестве силового агрегата автобус получил шестицилиндровый бензиновый мотор с рабочим объемом 5,5 литра. Двигатель развивал 109 л. с. Мощности катастрофически не хватало, хотя, виной скорее пассажиропоток – когда в салон набивалось людей, в горку автобус ехал очень медленно. Это неоднократно отражали в карикатурах тех лет.
Скоростным ЗиЛ-158, даже при минимальной загрузке, никогда не был – максимум он разгонялся до 65 км/ч.
Приборная панель спартанская, как на военной технике. Фото: Youtube.com
Коробку передач устанавливали механическую пятиступенчатую, точно такая же КПП стояла на модели ЗиС-155. Водители отзывались об этом агрегате как о надежном, беспроблемном и простом в ремонте.
Подвески ЗиЛ-158 были простейшими – рессоры с рычажными амортизаторами на мостах стояли спереди и сзади. Такая конструкция надежна и ремонтопригодна, но комфортной для пассажиров ее назвать сложно.
Богатство модельного ряда
За годы выпуска ЗиЛ-158 прошел через большое количество доработок, все их перечислять нет нужды. Но модификации, созданные на базе этого автобуса, стоит назвать.
В 1957 году изготавливали туристическую версию машины под индексом ЗиЛ-158А. Этот автобус выпустили ограниченной серией специально к международному слету студентов и молодежи. Основное отличие модели от базовой – это заглушка задней двери и остекление части крыши.
Самая интересная модификация производилась в 1959-60 годах. Это автобус-поезд, состоящий из базового ЗиЛ-158 в качестве тягача и прицепа Аремкуз 2ПН4. Такой прообраз «гармошек», которые в СССР массово появились вместе с автобусами Икарус.
Модель забраковали еще во время испытаний – для городов она оказалась слишком неповоротливой. Несколько опытных образцов потом эксплуатировались у транспортников Ленинграда и в Крыму.
Сидячих мест было больше, чем стоячих. Фото: Youtube.com
В 1959 году Ликинский завод попробовал модернизировать автобус, увеличив количество мест для пассажиров. Кузов был доработан, появились трехрядные кресла в салоне, накопительные площадки увеличились. Модель была забракована еще во время испытаний – двигатель, которого не хватало даже стандартному ЗиЛ-158, не справился с задачей. В истории эта модификации сохранилась с буквой «Д» в индексе.
Самая популярная версия – это ЗиЛ-158В. Машину основательно переработали, улучшив двигатель, увеличив крутящий момент, доработав коробку передач и сцепление. После этого автобус стал немного «живее» на ходу.
Туристическая версия ЗиЛ-158ВА выпускалась с 1961 по 1970 гг.
Еще одна интересная опытная модель – 5Э-676. Это тот самый автобус «с гармошкой». Выглядел современно, вмещал 123 пассажира, что более чем в 2 раза больше, чем у ЗиЛ-158. Запустить в серию машину не удалось – не нашли новый двигатель, а старому не хватало мощности.
Двигатель находится рядом с водителем. Фото: Youtube.com
В 1962 году Ликинский завод выпустил странный двухвагонный рельсовый автобус под индексом РА-1. Это был возврат к старинным конкам, поэтому производитель ограничился одним опытным экземпляром.
Списанные автобусы часто получали предприятия. Они ремонтировали их и в дальнейшем использовали в качестве «летучек», столовых на колесах и так далее.
Смена поколений
Уже в 1967 году Ликинский завод начал производить новый автобус – ЛиАЗ-677.
Модель была революционной:
- ? Пневмоподвеска
- ? Автоматическая коробка передач
- ? Новый двигатель
- ? Салон на 110 пассажирских мест
- ? Современный дизайн
Три года ЛиАЗ-677 и ЗиЛ-158 производились параллельно, но новая модель постепенно вытеснила устаревшую. В 1970 году выпуск старого автобуса был прекращен.
Раритет на боевом ходу! Фото: Youtube.com
ЗиЛ-158 – часть автомобильной истории Советского Союза. К сожалению, время эту модель не пощадило – сейчас таких машин остались единицы. Они живы лишь благодаря коллекционерам-энтузиастам.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...