.d-md-none .d-lg-block bibimot

ЗиЛ-158 – основной городской автобус СССР 60-70-х годов

ЗиЛ-158 – основной городской автобус СССР 60-70-х годов
В Советском Союзе уделяли много внимания транспортному сообщению в городах. Личных автомобилей было мало, а люди должны регулярно ездить на работу.


Города росли, приходилось увеличивать количество общественного транспорта – трамваев, троллейбусов и автобусов. Именно на последние делалась ставка в первую очередь – для них не нужны были рельсы и электролинии.

Сегодня мы расскажем вам про ЗиЛ-158 – легендарную технику, которая послужила отправной точкой для создания ЛиАЗ-677 – самого популярного городского автобуса в мире.

История появления модели


К 1950-ым годам Советский Союз оправился от последствий войны, и начал строить комфортную жизнь для своих граждан. Автобусы, кстати, стали выпускать (возобновили производство) еще с 1946 года – это были модели ЗиС-154 и 155.

ЗиЛ-158 – основной городской автобус СССР 60-70-х годовЗиС-155. Фото: Youtube.com


Первый опытный образец ЗиЛ-158 собрали в 1956 г. В это время предприятие было переименовано в завод Лихачева.

Сделать модель с нуля было конструкторам не под силу – сроки поджимали, да и ресурсов это требовало много. Поэтому в качестве базы взят ЗиС-155.

В 1959 году производство перенесено на Ликинский машиностроительный завод, специально ради этого переименованный в автобусный.

Выпуск осуществлялся до 1970 г. В Москве модель была снята с эксплуатации в 1978 году, но в других населенных пунктах Советского Союза они использовались примерно до середины 1980-х.

За все время выпуска, с конвейеров сошло около 60 000 экземпляров. Автобус периодически модернизировался, но больше всего изменений было с появлением версии ЗиЛ-158В.

Особенности


Люди, интересующиеся историей советской техники, с удивлением узнают о том, что ЗиЛ-158 имел алюминиевый кузов, как современные Ауди А8, например. Что характерно – из «крылатого металла» изготавливалась не только обшивка, но и силовые элементы.

Когда-то эти автобусы считались современными. Фото: Youtube.com


Советские конструкторы уже в 1950-х годах пытались таким образом избавиться от коррозии, так что не стоит считать Ауди пионером в данной области.

Несмотря на столь изысканные конструкторские решения, ЗиЛ-158 имел много недостатков. Над ними даже шутили в советских сатирических журналах.

Минусы модели:

  • ? Маломощный двигатель
  • ? Отсутствие гидроусилителя руля
  • ? Проблемный задний мост
  • ? Текущие вентиляционные люки
  • ? Обивка сидений низкого качества


Несмотря на все недостатки, ЗиЛ-158 пользовался огромным спросом, Ликинский автобусный завод работал в три смены, но машин катастрофически не хватало.

Но применение алюминия не спасло от коррозии. Кузов был слабым и служил не более 10 лет. Как-то склепать получалось только листы обшивки, поврежденный силовой каркас приходилось менять.

Чем-то ЛаЗ напоминает по дизайну. Фото: Youtube.com


Основная проблема была в использовании стали вместе с алюминием, что приводило к химической коррозии. Да и мягкий был металл для силовой конструкции, хоть и применяли сплав – дюралюминий.

Внешний вид и салон


Автобус нельзя назвать красавцем, но для своего времени он выглядел гармонично. Простая прямоугольная машина с двумя пассажирскими дверями и одной водительской с другой стороны.

Салон рассчитан на перевозку 60 человек, из них сидячих 32. Внутри имеются три накопительные площадки.
Место водителя лишено каких-то изысков – приборная панель, тумблеры для управления пассажирскими дверями, простейшее сиденье. Рядом находится высокий тоннель, скрывающий двигатель.

Зимой было тепло от мотора, летом – невыносимо жарко. Звук работающего движка негативно влиял на слух – многие водители были глуховаты на правое ухо. Да и вообще – работа не самая легкая, учитывая отсутствие гидроусилителя руля.


Технические характеристики


В качестве силового агрегата автобус получил шестицилиндровый бензиновый мотор с рабочим объемом 5,5 литра. Двигатель развивал 109 л. с. Мощности катастрофически не хватало, хотя, виной скорее пассажиропоток – когда в салон набивалось людей, в горку автобус ехал очень медленно. Это неоднократно отражали в карикатурах тех лет.

Скоростным ЗиЛ-158, даже при минимальной загрузке, никогда не был – максимум он разгонялся до 65 км/ч.

Приборная панель спартанская, как на военной технике. Фото: Youtube.com


Коробку передач устанавливали механическую пятиступенчатую, точно такая же КПП стояла на модели ЗиС-155. Водители отзывались об этом агрегате как о надежном, беспроблемном и простом в ремонте.

Подвески ЗиЛ-158 были простейшими – рессоры с рычажными амортизаторами на мостах стояли спереди и сзади. Такая конструкция надежна и ремонтопригодна, но комфортной для пассажиров ее назвать сложно.

Богатство модельного ряда


За годы выпуска ЗиЛ-158 прошел через большое количество доработок, все их перечислять нет нужды. Но модификации, созданные на базе этого автобуса, стоит назвать.

В 1957 году изготавливали туристическую версию машины под индексом ЗиЛ-158А. Этот автобус выпустили ограниченной серией специально к международному слету студентов и молодежи. Основное отличие модели от базовой – это заглушка задней двери и остекление части крыши.

Самая интересная модификация производилась в 1959-60 годах. Это автобус-поезд, состоящий из базового ЗиЛ-158 в качестве тягача и прицепа Аремкуз 2ПН4. Такой прообраз «гармошек», которые в СССР массово появились вместе с автобусами Икарус.

Модель забраковали еще во время испытаний – для городов она оказалась слишком неповоротливой. Несколько опытных образцов потом эксплуатировались у транспортников Ленинграда и в Крыму.

Сидячих мест было больше, чем стоячих. Фото: Youtube.com


В 1959 году Ликинский завод попробовал модернизировать автобус, увеличив количество мест для пассажиров. Кузов был доработан, появились трехрядные кресла в салоне, накопительные площадки увеличились. Модель была забракована еще во время испытаний – двигатель, которого не хватало даже стандартному ЗиЛ-158, не справился с задачей. В истории эта модификации сохранилась с буквой «Д» в индексе.

Самая популярная версия – это ЗиЛ-158В. Машину основательно переработали, улучшив двигатель, увеличив крутящий момент, доработав коробку передач и сцепление. После этого автобус стал немного «живее» на ходу.

Туристическая версия ЗиЛ-158ВА выпускалась с 1961 по 1970 гг.

Еще одна интересная опытная модель – 5Э-676. Это тот самый автобус «с гармошкой». Выглядел современно, вмещал 123 пассажира, что более чем в 2 раза больше, чем у ЗиЛ-158. Запустить в серию машину не удалось – не нашли новый двигатель, а старому не хватало мощности.

Двигатель находится рядом с водителем. Фото: Youtube.com


В 1962 году Ликинский завод выпустил странный двухвагонный рельсовый автобус под индексом РА-1. Это был возврат к старинным конкам, поэтому производитель ограничился одним опытным экземпляром.

Списанные автобусы часто получали предприятия. Они ремонтировали их и в дальнейшем использовали в качестве «летучек», столовых на колесах и так далее.

Смена поколений


Уже в 1967 году Ликинский завод начал производить новый автобус – ЛиАЗ-677.

Модель была революционной:

  • ? Пневмоподвеска
  • ? Автоматическая коробка передач
  • ? Новый двигатель
  • ? Салон на 110 пассажирских мест
  • ? Современный дизайн


Три года ЛиАЗ-677 и ЗиЛ-158 производились параллельно, но новая модель постепенно вытеснила устаревшую. В 1970 году выпуск старого автобуса был прекращен.

Раритет на боевом ходу! Фото: Youtube.com


ЗиЛ-158 – часть автомобильной истории Советского Союза. К сожалению, время эту модель не пощадило – сейчас таких машин остались единицы. Они живы лишь благодаря коллекционерам-энтузиастам.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

Вы помните ЗиЛ-158?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
ЛиАЗ-677 – один из самых популярных городских автобусов в СССР и РоссииЛАЗ-695: самый массовый пассажирский автобус в мире