Акваглайд-5 – анатомия экраноплана, проданного за границу
Тема экранопланов была очень популярна в СССР и в этом деле советские конструкторы добились определенных успехов. Правда, наиболее грандиозные проекты типа «Лунь», так и не пошли в серию. Но небольшие машины потихоньку пробивали себе дорогу «в светлое будущее». Наработки прошлого не остались пылиться в архивах – ими умело распоряжаются и сегодня. Подтверждением могут служить десятки конструкций, разработанных уже российскими инженерами.
Например, этот немного странный на вид экраноплан изготовлен «Арктической Торгово-Транспортной Компанией». Машина хоть и вышла ограниченным тиражом, но практически весь он был реализован за рубежом. Что так заинтересовало в российском аппарате иностранных покупателей?
Машина полностью соответствует стандартам ММО (Международная морская организация) и сертифицирован в России. «Акваглайд-5» рассчитан на взлет и перемещение над водной поверхностью при высоте волны не более 30 см и максимальной скорости ветра в 5 м/м сек. Если случается непогода, то машину можно положить в дрейф. Она останется в целости и сохранности, если волнение не превышает 1,25 м, а скорость ветра – 7 м/с.
Аппарат может «выходить» на берег (необорудованный), если его уклон не превышает 5°. Передвижение по суше и «заезд» на водные просторы возможен на скорости не более 15 км/ч. Машина довольно маневренна, что обусловлено разнотягом воздушных винтов: например, радиус разворота на воде (при необходимости может использоваться выдвижной руль) не превышает длины корпуса, на суше – его половины.
Согласно инструкции, на «Акваглайд-5» можно перемещаться в светлое время вдоль берега, от которого не допускается удаление, более, чем на двадцать морских миль. От места постоянной дислокации расстояние не должно превышать сто миль. Для длительной стоянки предусмотрены кильблоки под крыльями или колеса. Чтобы машину на них поставить, применяется пневматический домкрат. Аппарат компактен: для его транспортировки после разборки достаточно стандартного контейнера на сорок футов.
«Акваглайд-5» представляет собой несколько главных частей, соединенных в единое целое. Это корпус, кили, стабилизатор, крылья, скеги (баллоны, ограждающие воздушную подушку). При изготовлении экраноплана применялись в основном материалы, обладающие высокой стойкостью к коррозии:
✅ «нержавейка»
✅ пено- и стеклопластики
✅ сплавы из алюминия и магния
✅ пенополиуретан
Силовые элементы – стенки, нервюры, шпангоуты и т. п. выполнены из композитов. Крыло представляет собой сам центроплан плюс пара съемных частей, к которым крепятся скеги. Килевые рули работают одновременно и могут перекладываться на угол до 30°. Функционирование закрылков (отклонение – 20°) обеспечивают электрические приводы и пневматические амортизаторы.
Ее роль играет восьмицилиндровый автомобильный двигатель Mercedes-Benz, развивающий 326 «лошадей». Возможен вариант с установкой дизеля, выдающего 313 л. с. За 1 час «Акваглайд-5» расходует 32 кг горючего.
Тягу обеспечивают российские воздушные винты АВ-110с четырьмя лопастями, к которым крутящий момент поступает через редукторы: один главный (расположен по центру) и пару боковых.
Гарантированная тяга – по 225 кгс. Общие технические данные «Аквглайд-5»:
✅ размах крыльев – 5,9 м
✅ длина, высота – 10,66 и 3,35 м
✅ коммерческая нагрузка – 300 кг
✅ водоизмещение – 2,4 т
✅ наивысшая скорость по воде – 170 км/ч
✅ дальность – 450 км
Производитель – ЗАО «АТТК» продавал экранопланы по цене от 14 млн. 540 тыс. руб.
Подушка или ВАУ (воздушно-амортизационное устройство) – система, включающая в себя три поплавка, являющиеся по сути пневматическими баллонами. Они размещены на днище аппарата особым образом по отношению к центру тяжести. Функционирующая в экраноплане система наддува обеспечивает в баллонах объемом 0,97-1,05 кубометров нужное давление (от 1 до 2,5 кПа).
На судне имеется якорь, весящий 10 кг и канат к нему с парой концов по 25 м. При длительной швартовке к берегу задействуются 4 «утки», зафиксированный на крыльях. Если потребуется буксировка, можно воспользоваться специальным кронштейном для крепления каната.
Микроклимат внутри обеспечивают системы вентиляции, кондиционирования и отопления. Последняя – автомобильного типа, функционирует при работающей силовой установке. Внутри – мягкие кресла на четверых пассажиров.
Что касается безопасности, ей здесь уделено самое серьезное внимание. В случае пожара срабатывает система тушения, распыляющая частицы, которые в виде пленки накрывают поверхности, препятствуя доступу кислорода. Вреда для человека они не представляют и потом легко смываются водой или удаляются пылесосом.
У водителя имеются радиотелефоны, подключенные к спутникам КОСПАС-САРСАТ, чтобы можно было оперативно передать сигнал о бедствии. Для этой же цели служит радиобуй. Но и это не все! При аварии можно задействовать:
✅ красные ракеты на парашютах
✅ дымовые шашки
✅ фальшфейеры
✅ влагозащищенный фонарь
Работа радиостанций обеспечивается через установленные на стабилизаторе антенны. Одна действует в УКВ, другая в УКВ ЦИВ (цифровой избирательный вызов).
Внутри экраноплана работает сеть, обеспечивающая потребителей постоянным напряжением в 12 и 27 вольт. Первое нужно для поддержания комфортного микроклимата и тушения пожара. Сигнальные огни, навигационное оборудование, система управления и наддува подушки требует напряжения в 27 В. Его обеспечивает генератор с выпрямителем от компании «Бош». Для пуска двигателя используется пара аккумуляторов по 12 В емкостью 55 А*ч каждый. Также имеется дополнительная батарея на 12 в 70 А*ч.
Для любого судна «ниточка», связывающая с берегом, является важнейшей «опцией», позволяющей оперативно обратиться за помощью. На экраноплане действует двухстороння радиосвязь по системе ГМССБ. Ее обеспечивает УКВ-станция.
Также предусмотрена передача координат «Акваглайд-5» через спутниковую навигацию ГЛОНАСС или GPS. Она же «вычисляет» скорость аппарата и время вне зависимости от погоды. Курсоуказанием «занимается» магнитный компас.
Это модификация, экраноплана, предназначенная для использования в высокогорных районах, расположенных выше уровня моря до 2,5 км. Также модель 5В может эксплуатироваться в регионах с жарким климатом. Машина проходила испытания в Армении на озере Севан.
Инженеры компании планировали создать и более «объемные» версии «Акваглайд», рассчитанные на 30 и 60 пассажиров. Даже называлась стоимость – 2,5 млн. евро. Предполагалось, что такие машины будут летать на высоте 150 м над водой, что гарантирует отсутствие возможных препятствий и увеличивает безопасность. Однако о судьбе данных проектов ничего неизвестно.
Экранопланы выпущены в небольшом количестве – примерно 20 единиц техники, которые проданы зарубежным участникам. Осталось ли что-то в РФ – данных нет. Но год назад один из экземпляров был замечен в столичном Парке Победы. Сама организация-изготовитель по неизвестным причинам закрылась еще в 2015-м году. Остается надеяться, что наработки конструкторов не пропадут и найдут воплощение в последующих машинах, способных покорять сушу, воду и небо.
Например, этот немного странный на вид экраноплан изготовлен «Арктической Торгово-Транспортной Компанией». Машина хоть и вышла ограниченным тиражом, но практически весь он был реализован за рубежом. Что так заинтересовало в российском аппарате иностранных покупателей?
Эксплуатационные качества
Машина полностью соответствует стандартам ММО (Международная морская организация) и сертифицирован в России. «Акваглайд-5» рассчитан на взлет и перемещение над водной поверхностью при высоте волны не более 30 см и максимальной скорости ветра в 5 м/м сек. Если случается непогода, то машину можно положить в дрейф. Она останется в целости и сохранности, если волнение не превышает 1,25 м, а скорость ветра – 7 м/с.
Аппарат сертифицирован как морское судно. Фото: YouTube.com
Аппарат может «выходить» на берег (необорудованный), если его уклон не превышает 5°. Передвижение по суше и «заезд» на водные просторы возможен на скорости не более 15 км/ч. Машина довольно маневренна, что обусловлено разнотягом воздушных винтов: например, радиус разворота на воде (при необходимости может использоваться выдвижной руль) не превышает длины корпуса, на суше – его половины.
Старт с берега. Фото: YouTube.com
Согласно инструкции, на «Акваглайд-5» можно перемещаться в светлое время вдоль берега, от которого не допускается удаление, более, чем на двадцать морских миль. От места постоянной дислокации расстояние не должно превышать сто миль. Для длительной стоянки предусмотрены кильблоки под крыльями или колеса. Чтобы машину на них поставить, применяется пневматический домкрат. Аппарат компактен: для его транспортировки после разборки достаточно стандартного контейнера на сорок футов.
Из чего и как сделан
«Акваглайд-5» представляет собой несколько главных частей, соединенных в единое целое. Это корпус, кили, стабилизатор, крылья, скеги (баллоны, ограждающие воздушную подушку). При изготовлении экраноплана применялись в основном материалы, обладающие высокой стойкостью к коррозии:
✅ «нержавейка»
✅ пено- и стеклопластики
✅ сплавы из алюминия и магния
✅ пенополиуретан
Силовые элементы – стенки, нервюры, шпангоуты и т. п. выполнены из композитов. Крыло представляет собой сам центроплан плюс пара съемных частей, к которым крепятся скеги. Килевые рули работают одновременно и могут перекладываться на угол до 30°. Функционирование закрылков (отклонение – 20°) обеспечивают электрические приводы и пневматические амортизаторы.
Силовая установка
Ее роль играет восьмицилиндровый автомобильный двигатель Mercedes-Benz, развивающий 326 «лошадей». Возможен вариант с установкой дизеля, выдающего 313 л. с. За 1 час «Акваглайд-5» расходует 32 кг горючего.
Движок – от Mercedes. Фото: YouTube.com
Тягу обеспечивают российские воздушные винты АВ-110с четырьмя лопастями, к которым крутящий момент поступает через редукторы: один главный (расположен по центру) и пару боковых.
Винты сделаны в РФ. Фото: YouTube.com
Гарантированная тяга – по 225 кгс. Общие технические данные «Аквглайд-5»:
✅ размах крыльев – 5,9 м
✅ длина, высота – 10,66 и 3,35 м
✅ коммерческая нагрузка – 300 кг
✅ водоизмещение – 2,4 т
✅ наивысшая скорость по воде – 170 км/ч
✅ дальность – 450 км
Производитель – ЗАО «АТТК» продавал экранопланы по цене от 14 млн. 540 тыс. руб.
Оснастка
Подушка или ВАУ (воздушно-амортизационное устройство) – система, включающая в себя три поплавка, являющиеся по сути пневматическими баллонами. Они размещены на днище аппарата особым образом по отношению к центру тяжести. Функционирующая в экраноплане система наддува обеспечивает в баллонах объемом 0,97-1,05 кубометров нужное давление (от 1 до 2,5 кПа).
На выставке можно порулить любому. Фото: YouTube.com
На судне имеется якорь, весящий 10 кг и канат к нему с парой концов по 25 м. При длительной швартовке к берегу задействуются 4 «утки», зафиксированный на крыльях. Если потребуется буксировка, можно воспользоваться специальным кронштейном для крепления каната.
Салон и безопасность
Микроклимат внутри обеспечивают системы вентиляции, кондиционирования и отопления. Последняя – автомобильного типа, функционирует при работающей силовой установке. Внутри – мягкие кресла на четверых пассажиров.
Интерьер скромный, но комфортный. Фото: YouTube.com
Что касается безопасности, ей здесь уделено самое серьезное внимание. В случае пожара срабатывает система тушения, распыляющая частицы, которые в виде пленки накрывают поверхности, препятствуя доступу кислорода. Вреда для человека они не представляют и потом легко смываются водой или удаляются пылесосом.
От берега – не далее, чем на 20 миль. Фото: YouTube.com
У водителя имеются радиотелефоны, подключенные к спутникам КОСПАС-САРСАТ, чтобы можно было оперативно передать сигнал о бедствии. Для этой же цели служит радиобуй. Но и это не все! При аварии можно задействовать:
✅ красные ракеты на парашютах
✅ дымовые шашки
✅ фальшфейеры
✅ влагозащищенный фонарь
Работа радиостанций обеспечивается через установленные на стабилизаторе антенны. Одна действует в УКВ, другая в УКВ ЦИВ (цифровой избирательный вызов).
Электрическое оборудование
Внутри экраноплана работает сеть, обеспечивающая потребителей постоянным напряжением в 12 и 27 вольт. Первое нужно для поддержания комфортного микроклимата и тушения пожара. Сигнальные огни, навигационное оборудование, система управления и наддува подушки требует напряжения в 27 В. Его обеспечивает генератор с выпрямителем от компании «Бош». Для пуска двигателя используется пара аккумуляторов по 12 В емкостью 55 А*ч каждый. Также имеется дополнительная батарея на 12 в 70 А*ч.
Связь и навигация
Для любого судна «ниточка», связывающая с берегом, является важнейшей «опцией», позволяющей оперативно обратиться за помощью. На экраноплане действует двухстороння радиосвязь по системе ГМССБ. Ее обеспечивает УКВ-станция.
Кабина пилотов обилием приборов не отличается: все только необходимое. Фото: YouTube.com
Также предусмотрена передача координат «Акваглайд-5» через спутниковую навигацию ГЛОНАСС или GPS. Она же «вычисляет» скорость аппарата и время вне зависимости от погоды. Курсоуказанием «занимается» магнитный компас.
«Акваглайд-5В» и перспективы
Это модификация, экраноплана, предназначенная для использования в высокогорных районах, расположенных выше уровня моря до 2,5 км. Также модель 5В может эксплуатироваться в регионах с жарким климатом. Машина проходила испытания в Армении на озере Севан.
Готовая четверка экранопланов уходит за рубеж. Фото: YouTube.com
Инженеры компании планировали создать и более «объемные» версии «Акваглайд», рассчитанные на 30 и 60 пассажиров. Даже называлась стоимость – 2,5 млн. евро. Предполагалось, что такие машины будут летать на высоте 150 м над водой, что гарантирует отсутствие возможных препятствий и увеличивает безопасность. Однако о судьбе данных проектов ничего неизвестно.
Сегодня
Экранопланы выпущены в небольшом количестве – примерно 20 единиц техники, которые проданы зарубежным участникам. Осталось ли что-то в РФ – данных нет. Но год назад один из экземпляров был замечен в столичном Парке Победы. Сама организация-изготовитель по неизвестным причинам закрылась еще в 2015-м году. Остается надеяться, что наработки конструкторов не пропадут и найдут воплощение в последующих машинах, способных покорять сушу, воду и небо.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...