
Акваглайд-5 – анатомия экраноплана, проданного за границу
Тема экранопланов была очень популярна в СССР и в этом деле советские конструкторы добились определенных успехов. Правда, наиболее грандиозные проекты типа «Лунь», так и не пошли в серию. Но небольшие машины потихоньку пробивали себе дорогу «в светлое будущее». Наработки прошлого не остались пылиться в архивах – ими умело распоряжаются и сегодня. Подтверждением могут служить десятки конструкций, разработанных уже российскими инженерами.
Например, этот немного странный на вид экраноплан изготовлен «Арктической Торгово-Транспортной Компанией». Машина хоть и вышла ограниченным тиражом, но практически весь он был реализован за рубежом. Что так заинтересовало в российском аппарате иностранных покупателей?
Машина полностью соответствует стандартам ММО (Международная морская организация) и сертифицирован в России. «Акваглайд-5» рассчитан на взлет и перемещение над водной поверхностью при высоте волны не более 30 см и максимальной скорости ветра в 5 м/м сек. Если случается непогода, то машину можно положить в дрейф. Она останется в целости и сохранности, если волнение не превышает 1,25 м, а скорость ветра – 7 м/с.
Аппарат сертифицирован как морское судно. Фото: YouTube.com
Аппарат может «выходить» на берег (необорудованный), если его уклон не превышает 5°. Передвижение по суше и «заезд» на водные просторы возможен на скорости не более 15 км/ч. Машина довольно маневренна, что обусловлено разнотягом воздушных винтов: например, радиус разворота на воде (при необходимости может использоваться выдвижной руль) не превышает длины корпуса, на суше – его половины.
Старт с берега. Фото: YouTube.com
Согласно инструкции, на «Акваглайд-5» можно перемещаться в светлое время вдоль берега, от которого не допускается удаление, более, чем на двадцать морских миль. От места постоянной дислокации расстояние не должно превышать сто миль. Для длительной стоянки предусмотрены кильблоки под крыльями или колеса. Чтобы машину на них поставить, применяется пневматический домкрат. Аппарат компактен: для его транспортировки после разборки достаточно стандартного контейнера на сорок футов.
«Акваглайд-5» представляет собой несколько главных частей, соединенных в единое целое. Это корпус, кили, стабилизатор, крылья, скеги (баллоны, ограждающие воздушную подушку). При изготовлении экраноплана применялись в основном материалы, обладающие высокой стойкостью к коррозии:
✅ «нержавейка»
✅ пено- и стеклопластики
✅ сплавы из алюминия и магния
✅ пенополиуретан
Силовые элементы – стенки, нервюры, шпангоуты и т. п. выполнены из композитов. Крыло представляет собой сам центроплан плюс пара съемных частей, к которым крепятся скеги. Килевые рули работают одновременно и могут перекладываться на угол до 30°. Функционирование закрылков (отклонение – 20°) обеспечивают электрические приводы и пневматические амортизаторы.
Ее роль играет восьмицилиндровый автомобильный двигатель Mercedes-Benz, развивающий 326 «лошадей». Возможен вариант с установкой дизеля, выдающего 313 л. с. За 1 час «Акваглайд-5» расходует 32 кг горючего.
Движок – от Mercedes. Фото: YouTube.com
Тягу обеспечивают российские воздушные винты АВ-110с четырьмя лопастями, к которым крутящий момент поступает через редукторы: один главный (расположен по центру) и пару боковых.
Винты сделаны в РФ. Фото: YouTube.com
Гарантированная тяга – по 225 кгс. Общие технические данные «Аквглайд-5»:
✅ размах крыльев – 5,9 м
✅ длина, высота – 10,66 и 3,35 м
✅ коммерческая нагрузка – 300 кг
✅ водоизмещение – 2,4 т
✅ наивысшая скорость по воде – 170 км/ч
✅ дальность – 450 км
Производитель – ЗАО «АТТК» продавал экранопланы по цене от 14 млн. 540 тыс. руб.
Подушка или ВАУ (воздушно-амортизационное устройство) – система, включающая в себя три поплавка, являющиеся по сути пневматическими баллонами. Они размещены на днище аппарата особым образом по отношению к центру тяжести. Функционирующая в экраноплане система наддува обеспечивает в баллонах объемом 0,97-1,05 кубометров нужное давление (от 1 до 2,5 кПа).
На выставке можно порулить любому. Фото: YouTube.com
На судне имеется якорь, весящий 10 кг и канат к нему с парой концов по 25 м. При длительной швартовке к берегу задействуются 4 «утки», зафиксированный на крыльях. Если потребуется буксировка, можно воспользоваться специальным кронштейном для крепления каната.
Микроклимат внутри обеспечивают системы вентиляции, кондиционирования и отопления. Последняя – автомобильного типа, функционирует при работающей силовой установке. Внутри – мягкие кресла на четверых пассажиров.
Интерьер скромный, но комфортный. Фото: YouTube.com
Что касается безопасности, ей здесь уделено самое серьезное внимание. В случае пожара срабатывает система тушения, распыляющая частицы, которые в виде пленки накрывают поверхности, препятствуя доступу кислорода. Вреда для человека они не представляют и потом легко смываются водой или удаляются пылесосом.
От берега – не далее, чем на 20 миль. Фото: YouTube.com
У водителя имеются радиотелефоны, подключенные к спутникам КОСПАС-САРСАТ, чтобы можно было оперативно передать сигнал о бедствии. Для этой же цели служит радиобуй. Но и это не все! При аварии можно задействовать:
✅ красные ракеты на парашютах
✅ дымовые шашки
✅ фальшфейеры
✅ влагозащищенный фонарь
Работа радиостанций обеспечивается через установленные на стабилизаторе антенны. Одна действует в УКВ, другая в УКВ ЦИВ (цифровой избирательный вызов).
Внутри экраноплана работает сеть, обеспечивающая потребителей постоянным напряжением в 12 и 27 вольт. Первое нужно для поддержания комфортного микроклимата и тушения пожара. Сигнальные огни, навигационное оборудование, система управления и наддува подушки требует напряжения в 27 В. Его обеспечивает генератор с выпрямителем от компании «Бош». Для пуска двигателя используется пара аккумуляторов по 12 В емкостью 55 А*ч каждый. Также имеется дополнительная батарея на 12 в 70 А*ч.
Для любого судна «ниточка», связывающая с берегом, является важнейшей «опцией», позволяющей оперативно обратиться за помощью. На экраноплане действует двухстороння радиосвязь по системе ГМССБ. Ее обеспечивает УКВ-станция.
Кабина пилотов обилием приборов не отличается: все только необходимое. Фото: YouTube.com
Также предусмотрена передача координат «Акваглайд-5» через спутниковую навигацию ГЛОНАСС или GPS. Она же «вычисляет» скорость аппарата и время вне зависимости от погоды. Курсоуказанием «занимается» магнитный компас.
Это модификация, экраноплана, предназначенная для использования в высокогорных районах, расположенных выше уровня моря до 2,5 км. Также модель 5В может эксплуатироваться в регионах с жарким климатом. Машина проходила испытания в Армении на озере Севан.
Готовая четверка экранопланов уходит за рубеж. Фото: YouTube.com
Инженеры компании планировали создать и более «объемные» версии «Акваглайд», рассчитанные на 30 и 60 пассажиров. Даже называлась стоимость – 2,5 млн. евро. Предполагалось, что такие машины будут летать на высоте 150 м над водой, что гарантирует отсутствие возможных препятствий и увеличивает безопасность. Однако о судьбе данных проектов ничего неизвестно.
Экранопланы выпущены в небольшом количестве – примерно 20 единиц техники, которые проданы зарубежным участникам. Осталось ли что-то в РФ – данных нет. Но год назад один из экземпляров был замечен в столичном Парке Победы. Сама организация-изготовитель по неизвестным причинам закрылась еще в 2015-м году. Остается надеяться, что наработки конструкторов не пропадут и найдут воплощение в последующих машинах, способных покорять сушу, воду и небо.
Например, этот немного странный на вид экраноплан изготовлен «Арктической Торгово-Транспортной Компанией». Машина хоть и вышла ограниченным тиражом, но практически весь он был реализован за рубежом. Что так заинтересовало в российском аппарате иностранных покупателей?
Эксплуатационные качества
Машина полностью соответствует стандартам ММО (Международная морская организация) и сертифицирован в России. «Акваглайд-5» рассчитан на взлет и перемещение над водной поверхностью при высоте волны не более 30 см и максимальной скорости ветра в 5 м/м сек. Если случается непогода, то машину можно положить в дрейф. Она останется в целости и сохранности, если волнение не превышает 1,25 м, а скорость ветра – 7 м/с.

Аппарат может «выходить» на берег (необорудованный), если его уклон не превышает 5°. Передвижение по суше и «заезд» на водные просторы возможен на скорости не более 15 км/ч. Машина довольно маневренна, что обусловлено разнотягом воздушных винтов: например, радиус разворота на воде (при необходимости может использоваться выдвижной руль) не превышает длины корпуса, на суше – его половины.

Согласно инструкции, на «Акваглайд-5» можно перемещаться в светлое время вдоль берега, от которого не допускается удаление, более, чем на двадцать морских миль. От места постоянной дислокации расстояние не должно превышать сто миль. Для длительной стоянки предусмотрены кильблоки под крыльями или колеса. Чтобы машину на них поставить, применяется пневматический домкрат. Аппарат компактен: для его транспортировки после разборки достаточно стандартного контейнера на сорок футов.
Из чего и как сделан
«Акваглайд-5» представляет собой несколько главных частей, соединенных в единое целое. Это корпус, кили, стабилизатор, крылья, скеги (баллоны, ограждающие воздушную подушку). При изготовлении экраноплана применялись в основном материалы, обладающие высокой стойкостью к коррозии:
✅ «нержавейка»
✅ пено- и стеклопластики
✅ сплавы из алюминия и магния
✅ пенополиуретан
Силовые элементы – стенки, нервюры, шпангоуты и т. п. выполнены из композитов. Крыло представляет собой сам центроплан плюс пара съемных частей, к которым крепятся скеги. Килевые рули работают одновременно и могут перекладываться на угол до 30°. Функционирование закрылков (отклонение – 20°) обеспечивают электрические приводы и пневматические амортизаторы.
Силовая установка
Ее роль играет восьмицилиндровый автомобильный двигатель Mercedes-Benz, развивающий 326 «лошадей». Возможен вариант с установкой дизеля, выдающего 313 л. с. За 1 час «Акваглайд-5» расходует 32 кг горючего.

Тягу обеспечивают российские воздушные винты АВ-110с четырьмя лопастями, к которым крутящий момент поступает через редукторы: один главный (расположен по центру) и пару боковых.

Гарантированная тяга – по 225 кгс. Общие технические данные «Аквглайд-5»:
✅ размах крыльев – 5,9 м
✅ длина, высота – 10,66 и 3,35 м
✅ коммерческая нагрузка – 300 кг
✅ водоизмещение – 2,4 т
✅ наивысшая скорость по воде – 170 км/ч
✅ дальность – 450 км
Производитель – ЗАО «АТТК» продавал экранопланы по цене от 14 млн. 540 тыс. руб.
Оснастка
Подушка или ВАУ (воздушно-амортизационное устройство) – система, включающая в себя три поплавка, являющиеся по сути пневматическими баллонами. Они размещены на днище аппарата особым образом по отношению к центру тяжести. Функционирующая в экраноплане система наддува обеспечивает в баллонах объемом 0,97-1,05 кубометров нужное давление (от 1 до 2,5 кПа).

На судне имеется якорь, весящий 10 кг и канат к нему с парой концов по 25 м. При длительной швартовке к берегу задействуются 4 «утки», зафиксированный на крыльях. Если потребуется буксировка, можно воспользоваться специальным кронштейном для крепления каната.
Салон и безопасность
Микроклимат внутри обеспечивают системы вентиляции, кондиционирования и отопления. Последняя – автомобильного типа, функционирует при работающей силовой установке. Внутри – мягкие кресла на четверых пассажиров.

Что касается безопасности, ей здесь уделено самое серьезное внимание. В случае пожара срабатывает система тушения, распыляющая частицы, которые в виде пленки накрывают поверхности, препятствуя доступу кислорода. Вреда для человека они не представляют и потом легко смываются водой или удаляются пылесосом.

У водителя имеются радиотелефоны, подключенные к спутникам КОСПАС-САРСАТ, чтобы можно было оперативно передать сигнал о бедствии. Для этой же цели служит радиобуй. Но и это не все! При аварии можно задействовать:
✅ красные ракеты на парашютах
✅ дымовые шашки
✅ фальшфейеры
✅ влагозащищенный фонарь
Работа радиостанций обеспечивается через установленные на стабилизаторе антенны. Одна действует в УКВ, другая в УКВ ЦИВ (цифровой избирательный вызов).
Электрическое оборудование
Внутри экраноплана работает сеть, обеспечивающая потребителей постоянным напряжением в 12 и 27 вольт. Первое нужно для поддержания комфортного микроклимата и тушения пожара. Сигнальные огни, навигационное оборудование, система управления и наддува подушки требует напряжения в 27 В. Его обеспечивает генератор с выпрямителем от компании «Бош». Для пуска двигателя используется пара аккумуляторов по 12 В емкостью 55 А*ч каждый. Также имеется дополнительная батарея на 12 в 70 А*ч.
Связь и навигация
Для любого судна «ниточка», связывающая с берегом, является важнейшей «опцией», позволяющей оперативно обратиться за помощью. На экраноплане действует двухстороння радиосвязь по системе ГМССБ. Ее обеспечивает УКВ-станция.

Также предусмотрена передача координат «Акваглайд-5» через спутниковую навигацию ГЛОНАСС или GPS. Она же «вычисляет» скорость аппарата и время вне зависимости от погоды. Курсоуказанием «занимается» магнитный компас.
«Акваглайд-5В» и перспективы
Это модификация, экраноплана, предназначенная для использования в высокогорных районах, расположенных выше уровня моря до 2,5 км. Также модель 5В может эксплуатироваться в регионах с жарким климатом. Машина проходила испытания в Армении на озере Севан.

Инженеры компании планировали создать и более «объемные» версии «Акваглайд», рассчитанные на 30 и 60 пассажиров. Даже называлась стоимость – 2,5 млн. евро. Предполагалось, что такие машины будут летать на высоте 150 м над водой, что гарантирует отсутствие возможных препятствий и увеличивает безопасность. Однако о судьбе данных проектов ничего неизвестно.
Сегодня
Экранопланы выпущены в небольшом количестве – примерно 20 единиц техники, которые проданы зарубежным участникам. Осталось ли что-то в РФ – данных нет. Но год назад один из экземпляров был замечен в столичном Парке Победы. Сама организация-изготовитель по неизвестным причинам закрылась еще в 2015-м году. Остается надеяться, что наработки конструкторов не пропадут и найдут воплощение в последующих машинах, способных покорять сушу, воду и небо.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...