ЗИЛ-Э167: чем советский вездеход напугал ЦРУ?
Бытует история: когда в ЦРУ увидели снимки со спутника, на которых по бескрайней заснеженной целине мчатся гигантские оранжевые монстры, разведчики доложили президенту о готовящимся нападении СССР на Америку через Северный полюс. «Монстр», однако, был один, просто его засняли в разных географических точках.
Байка авторов вездехода или правда, теперь не установить. Но персонажем, наделавшим переполох в Штатах, был колесный ЗИЛ-Э167. Сейчас уникальный автомобиль, единственный в своем роде, доживает в Подмосковном военно-техническом музее. Разрушенный и полу гнилой, хотя сотрудники и стараются его сберечь, он стоит как памятник и великим советским инженерам, и откровенно бездарным, недалеким чиновникам из партноменклатуры.
В 1961 году некий Мосгорсовнархоз сделал заявку на завод имени Лихачева на строительство вездехода. Колесный снегоход должен был перевозить, как минимум, бригады в полтора десятка человек и брать на борт 3 т груза. Машину ожидали к 1 января 1963 года.
Заявка пролежала «под сукном» до октября 1962 года. Когда про нее вспомнили, до представления экспериментального образца оставалось два месяца. Не выполнить задание Партии – совершить преступление против государства, поэтому работа закипела в невообразимом темпе. Находчивые инженеры из СКБ ЗИЛ под руководством гениального главного конструктора В.А. Грачева использовали весь свой громадный опыт, потенциал и проверенные технологии.
Разработчики сначала определили для себя задачу:
✅ Вездеход должен идти с нагрузкой по снегам до 1 м высотой
✅ Колесная формула подойдет 6х6
✅ Диаметр покрышек – 1 700 мм
✅ Давление на грунт – 0,5 кг/см2
✅ Клиренс уже напрашивался сам – не менее 800 мм
✅ Силовая установка должна обеспечивать 20 л. с. на каждую тонну веса
Чтобы снизить бульдозерный эффект, днище решили зашить сплошным алюминиевым листом. Да, без автоматической блокировки дифференциалов высокой проходимости не добиться, решили в СКБ.
За основу взяли ЗИЛ-135Л с сильным внедорожном шасси. Но раму переконструировали, добавив поперечин и раскосов, и стали по-новому компоновать агрегаты, на ходу «сочиняя» проектную документацию. Не дописали: машина вышла с завода без полного комплекта конструкторской документации. Однако задание выполнили: ходовой макет был готов в срок. От «донора» автомобилю досталась и кабина, и элементы ходовой, а также моторы и много еще чего.
Макетный образец вышел из ворот предприятия с цифрой 27 (то есть до него было изготовлено 26 моделей подобного класса) и нарисованным бегущим лосем на борту. Сохатый, как говорили, вдохновил В.А. Грачева, наблюдавшего за передвижением животного по снегу, на создание этих колес с неимоверным 28-дюймовым посадочным диаметром. Обода для облегчения дисков в 2,5 раза были стеклопластиковыми (впервые!), из металла сделали только крепления к ступице и распорные кольца. Автошины «сняли» с тягача МАЗ-529Е, высота колес составляла 1 790 мм.
Итак, «колесный лось» исполинских размеров (а в дальнейшем его уже называли «бешеный лось») выехал на испытания, провожаемый изумленными взглядами прохожих.
Было чему удивляться:
✅ Длина – 9 420 мм
✅ Ширина – 3 130 мм
✅ Высота – 3 060 мм
✅ Дорожный просвет – 820 мм
✅ Расстояние между мостами – 3 150 мм
Словом, монстр. Громадина производила впечатление очень тяжелой, но снаряженная масса не превышала 12 т благодаря тому же стеклопластиковому кузову. С каждого боку было по 3 бензобака от ЗИЛ-130 общим объемом 900 л, которых, впрочем, хватало всего на 600 км пути.
За воротами заводской проходной началась жизнь, полная приключений, которые тщательно фиксировались в бортовом журнале. В феврале машина отправилась в Пермь за 1 615 км от столицы. По щедро заваленному снегом шоссе испытуемый спокойно шел со скоростью 50 км/ч и укорялся до 75 км/ч. Завалившись в метровую канаву (четвертый день пути, согласно бортжурналу), вездеход выбрался без посторонней помощи. Таких курьезов за его жизнь с ним случалось еще 3 раза. Единожды, чтобы не погрешить против исторической правды, пришлось вызвать тягач.
По пути было организовано соревнование между «лосем» и гусеничными, в том числе, артиллерийскими тягачами. На поле со снежным покровом до 1 200 мм тяговые и прочие возможности колесного вездехода были испытаны на полную катушку. «Наш» пришел вторым: лучшую проходимость и скорость из четырех участников заезда показал тяжелый тягач АТ-Т.
А летом ЗИЛ-Э167 месил грязь, поднимал песчаную пыль и разбрызгивал болотную жижу в Подмосковье. Сыпучие грунты ненамного снижали разгонную динамику и тяговые свойства вездехода: стрелка показателя скорости дрожала в районе 40 км/ч. На этих полигонах «бешеный лось» проходил уклоны в 32°, буксировал по топям 5-тонный ГАЗ-47 (лебедка с тяговым усилием 7 т была предусмотрена в конструкции).
Давление в шинах водитель регулировал из кабины: в музейном экспонате сохранился прибор с отметками «шоссе», «песок», «болото», «снег» и соответствующими показателями давления. Летние испытания выявили недостаточное охлаждение агрегатов, поэтому конструкторы добавили воздухозаборники и съемные «уши».
Далее, в апреле следующего года, колесный вездеход по распутице, раскисшим колеям до полуметра глубиной и высоким снежным коридорам отправили в город Сердобск. Имея на борту 4 т автокомпонентов, машина шла по самому крутому бездорожью со всеми мыслимыми препятствиями.
Потом (1965 год) был нефтепровод в Тюменской области. Сюда собрали самую мощную 4-осную технику, но и «лось» не подкачал в самых суровых погодно-дорожных условиях. К слову, рабочие в грузопассажирском кузове не страдали от холода: здесь было два отопителя от двигателей, да еще и дровяная «буржуйка». Интересно, что в машине, помимо боковой внешней, была дверь напрямую в водительскую кабину.
Сильное впечатление, которое, надеемся произвел на неравнодушных автомобилистов колесный снегоход, необходимо дополнить недостающими техническими данными:
✅ Моторы. Установлено два 7-литровых 180-сильных агрегата с архитектурой V8. Компоновка задняя, маховиками вперед. На каждую сторону приходился свой агрегат
✅ Трансмиссия. Сразу за силовыми установками шла гидромеханическая передача, которая состояла из гидротрансформатора и планетарной АКПП. У каждого движка своя трансмиссия, то есть силовой поток шел по сторонам отдельно
✅ Подвеска. Независимые торсионы на поперечных рычагах были на управляемой передней и такой же задней оси. Ход рычагов – 240 мм. Средний мост крепился к раме жестко
Охлаждение моторов осуществлялось принудительной циркуляцией ОЖ. Рулевому управлению помогали два гидроусилителя.
Как видим, уникальный вездеход выполнял невероятные задачи и имел сложную, во многом – революционную, конструкцию. ЗИЛ-Э167 растаскивал автомобили, застрявшие в снегу и создающие многокилометровые заторы. Он прокладывал объездные пути, ломая деревья диаметром 15 см как спички, подвозил топливо на удаленные строительные площадки. Вездеход был «жилым домом» для бригад рабочих, таскал геологоразведчикам оборудование по непроходимым местам.
Востребованность колесного снегохода была огромной: газовики, нефтяники, военные, геологи заказывали партии машин по 10 шт. Однако на заводе им. И.А. Лихачева сменилось руководство и перспективный проект закрыли, начав выпуск более дешевого и проходимого гусеничного АТ-Т. Так «бешеного лося» остановили на бегу, но сохатый, впрочем, стал в дальнейшем символом СКБ ЗИЛ.
Байка авторов вездехода или правда, теперь не установить. Но персонажем, наделавшим переполох в Штатах, был колесный ЗИЛ-Э167. Сейчас уникальный автомобиль, единственный в своем роде, доживает в Подмосковном военно-техническом музее. Разрушенный и полу гнилой, хотя сотрудники и стараются его сберечь, он стоит как памятник и великим советским инженерам, и откровенно бездарным, недалеким чиновникам из партноменклатуры.
Как создавали вездеход ЗИЛ-Э167
В 1961 году некий Мосгорсовнархоз сделал заявку на завод имени Лихачева на строительство вездехода. Колесный снегоход должен был перевозить, как минимум, бригады в полтора десятка человек и брать на борт 3 т груза. Машину ожидали к 1 января 1963 года.
ЗИЛ-Э167 весит 12 т благодаря стеклопластику в кузове и ободах колес. Фото: YouTube.com
Заявка пролежала «под сукном» до октября 1962 года. Когда про нее вспомнили, до представления экспериментального образца оставалось два месяца. Не выполнить задание Партии – совершить преступление против государства, поэтому работа закипела в невообразимом темпе. Находчивые инженеры из СКБ ЗИЛ под руководством гениального главного конструктора В.А. Грачева использовали весь свой громадный опыт, потенциал и проверенные технологии.
Кадры из хроники: ЗИЛ-Э167 тянет на буксире застрявший тягач. Фото: YouTube.com
Разработчики сначала определили для себя задачу:
✅ Вездеход должен идти с нагрузкой по снегам до 1 м высотой
✅ Колесная формула подойдет 6х6
✅ Диаметр покрышек – 1 700 мм
✅ Давление на грунт – 0,5 кг/см2
✅ Клиренс уже напрашивался сам – не менее 800 мм
✅ Силовая установка должна обеспечивать 20 л. с. на каждую тонну веса
Чтобы снизить бульдозерный эффект, днище решили зашить сплошным алюминиевым листом. Да, без автоматической блокировки дифференциалов высокой проходимости не добиться, решили в СКБ.
Водные преграды с клиренсом 820 мм не страшны ЗИЛ-Э167. Фото: YouTube.com
За основу взяли ЗИЛ-135Л с сильным внедорожном шасси. Но раму переконструировали, добавив поперечин и раскосов, и стали по-новому компоновать агрегаты, на ходу «сочиняя» проектную документацию. Не дописали: машина вышла с завода без полного комплекта конструкторской документации. Однако задание выполнили: ходовой макет был готов в срок. От «донора» автомобилю досталась и кабина, и элементы ходовой, а также моторы и много еще чего.
Жизнь яркая, как фейерверк
Макетный образец вышел из ворот предприятия с цифрой 27 (то есть до него было изготовлено 26 моделей подобного класса) и нарисованным бегущим лосем на борту. Сохатый, как говорили, вдохновил В.А. Грачева, наблюдавшего за передвижением животного по снегу, на создание этих колес с неимоверным 28-дюймовым посадочным диаметром. Обода для облегчения дисков в 2,5 раза были стеклопластиковыми (впервые!), из металла сделали только крепления к ступице и распорные кольца. Автошины «сняли» с тягача МАЗ-529Е, высота колес составляла 1 790 мм.
Удивленные прохожие наблюдают ЗИЛ-Э167 на городских улицах. Фото: YouTube.com
Итак, «колесный лось» исполинских размеров (а в дальнейшем его уже называли «бешеный лось») выехал на испытания, провожаемый изумленными взглядами прохожих.
Было чему удивляться:
✅ Длина – 9 420 мм
✅ Ширина – 3 130 мм
✅ Высота – 3 060 мм
✅ Дорожный просвет – 820 мм
✅ Расстояние между мостами – 3 150 мм
Словом, монстр. Громадина производила впечатление очень тяжелой, но снаряженная масса не превышала 12 т благодаря тому же стеклопластиковому кузову. С каждого боку было по 3 бензобака от ЗИЛ-130 общим объемом 900 л, которых, впрочем, хватало всего на 600 км пути.
За воротами заводской проходной началась жизнь, полная приключений, которые тщательно фиксировались в бортовом журнале. В феврале машина отправилась в Пермь за 1 615 км от столицы. По щедро заваленному снегом шоссе испытуемый спокойно шел со скоростью 50 км/ч и укорялся до 75 км/ч. Завалившись в метровую канаву (четвертый день пути, согласно бортжурналу), вездеход выбрался без посторонней помощи. Таких курьезов за его жизнь с ним случалось еще 3 раза. Единожды, чтобы не погрешить против исторической правды, пришлось вызвать тягач.
ЗИЛ-Э167 на испытаниях. Фото: YouTube.com
По пути было организовано соревнование между «лосем» и гусеничными, в том числе, артиллерийскими тягачами. На поле со снежным покровом до 1 200 мм тяговые и прочие возможности колесного вездехода были испытаны на полную катушку. «Наш» пришел вторым: лучшую проходимость и скорость из четырех участников заезда показал тяжелый тягач АТ-Т.
А летом ЗИЛ-Э167 месил грязь, поднимал песчаную пыль и разбрызгивал болотную жижу в Подмосковье. Сыпучие грунты ненамного снижали разгонную динамику и тяговые свойства вездехода: стрелка показателя скорости дрожала в районе 40 км/ч. На этих полигонах «бешеный лось» проходил уклоны в 32°, буксировал по топям 5-тонный ГАЗ-47 (лебедка с тяговым усилием 7 т была предусмотрена в конструкции).
Гигантские 28-дюймовые колеса ЗИЛ-Э167. Фото: YouTube.com
Давление в шинах водитель регулировал из кабины: в музейном экспонате сохранился прибор с отметками «шоссе», «песок», «болото», «снег» и соответствующими показателями давления. Летние испытания выявили недостаточное охлаждение агрегатов, поэтому конструкторы добавили воздухозаборники и съемные «уши».
Далее, в апреле следующего года, колесный вездеход по распутице, раскисшим колеям до полуметра глубиной и высоким снежным коридорам отправили в город Сердобск. Имея на борту 4 т автокомпонентов, машина шла по самому крутому бездорожью со всеми мыслимыми препятствиями.
Дровяная печка в кузове ЗИЛ-Э167. Фото: YouTube.com
Потом (1965 год) был нефтепровод в Тюменской области. Сюда собрали самую мощную 4-осную технику, но и «лось» не подкачал в самых суровых погодно-дорожных условиях. К слову, рабочие в грузопассажирском кузове не страдали от холода: здесь было два отопителя от двигателей, да еще и дровяная «буржуйка». Интересно, что в машине, помимо боковой внешней, была дверь напрямую в водительскую кабину.
Технические характеристики ЗИЛ-Э167
Сильное впечатление, которое, надеемся произвел на неравнодушных автомобилистов колесный снегоход, необходимо дополнить недостающими техническими данными:
✅ Моторы. Установлено два 7-литровых 180-сильных агрегата с архитектурой V8. Компоновка задняя, маховиками вперед. На каждую сторону приходился свой агрегат
✅ Трансмиссия. Сразу за силовыми установками шла гидромеханическая передача, которая состояла из гидротрансформатора и планетарной АКПП. У каждого движка своя трансмиссия, то есть силовой поток шел по сторонам отдельно
✅ Подвеска. Независимые торсионы на поперечных рычагах были на управляемой передней и такой же задней оси. Ход рычагов – 240 мм. Средний мост крепился к раме жестко
Охлаждение моторов осуществлялось принудительной циркуляцией ОЖ. Рулевому управлению помогали два гидроусилителя.
Песчаный уклон ЗИЛ-Э167 преодолел с честью. Фото: YouTube.com
Как видим, уникальный вездеход выполнял невероятные задачи и имел сложную, во многом – революционную, конструкцию. ЗИЛ-Э167 растаскивал автомобили, застрявшие в снегу и создающие многокилометровые заторы. Он прокладывал объездные пути, ломая деревья диаметром 15 см как спички, подвозил топливо на удаленные строительные площадки. Вездеход был «жилым домом» для бригад рабочих, таскал геологоразведчикам оборудование по непроходимым местам.
Давление в шинах ЗИЛ-Э167 регулируется из кабины. Фото: YouTube.com
Востребованность колесного снегохода была огромной: газовики, нефтяники, военные, геологи заказывали партии машин по 10 шт. Однако на заводе им. И.А. Лихачева сменилось руководство и перспективный проект закрыли, начав выпуск более дешевого и проходимого гусеничного АТ-Т. Так «бешеного лося» остановили на бегу, но сохатый, впрочем, стал в дальнейшем символом СКБ ЗИЛ.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
Экспорт советской техники в капстраны происходил довольно скромными тиражами. Показательны в этом отношении поставки ГАЗ-69, грузовиков и тракторов в островное...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....