ГАЗ-47 «Степанида» – один из лучших снегоболотоходов Советского Союза
Советский Союз прославился техникой повышенной проходимости. Она начала бурно развиваться в 50-х годах. Вездеходы нужны были для работы в самых суровых условиях.
В первую очередь, требовали такую технику геологи и ученые. Они вынуждены работать там, где дорог никогда не было. В тайге, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере приходилось передвигаться древними методами – на собаках и оленях. Но крупномасштабные проекты требовали техники. Так появились вездеходы. Одним из самых лучших из них до сих пор считается ГАЗ-47.
Отправной точкой при создании советского гусеничного вездехода стали поставки по ленд-лизу канадских моделей Armoured Snowmobile Mk.I от Bombardier. Это были снегоходы, которые положительно зарекомендовали себя еще в Красной Армии.
Руководителям СССР понравилась канадская машина. Так как великой стране было не с руки покупать зарубежную технику, решили создать аналогичную модель собственного производства. Кроме гусеничного снегохода, Советский Союз заказал еще и вездеход с лыжами спереди.
Под руководством конструктора Веселовского, в конце 1940-х годов Горьковский автомобильный завод представил несколько моделей:
✅ С-20
✅ С-21
✅ С-22
✅ АП-41
В результате заводских испытаний, было решено, что самыми перспективными являются гусеничные вездеходы. Они демонстрировали высокую проходимость вне зависимости от погодных условий и типа покрытия. От полугусеничных моделей отказались.
ГАЗ-47 начали разрабатывать в 1950 году. Веселовского к тому времени отстранили от работ – ответственным за новую модель назначили Липгарта, а ведущим конструктором – Михайлова.
Нельзя сказать, что советские инженеры слепо копировали зарубежный Bombardier. Это была собственная разработка, в которой активно применялись конструкторские решения легких отечественных танков Т-60 и Т-70.
ГАЗ-47 был подготовлен к серийному производству в 1952 году. Как тогда было принято, вездеход подвергли полномасштабным государственным испытаниям. Они проходили в самых суровых условиях зимой и летом. ГАЗ-47 проехал по тундре, льдам Карского моря, был в Воркуте и Архангельске.
Испытания проходили понедельно – такие своеобразные походы по отдельным маршрутам. Как правило, вездеходы буксировали за собой грузы весом до 1,75 тонны с амуницией, снаряжением, запасами топлива и пищи. Летом ГАЗ-47 тестировался даже на воде – модель была плавающей.
После окончания зимнего и летнего пробегов, конструкторы получили подробные отчеты по недоработкам. Больше всего нареканий было на двигатель, на втором месте – ходовка, на третьем - трансмиссия. Но в целом, вездеход оказался удачным.
Уже в 1952 году Горьковский автомобильный завод получил первый заказ на производство партии ГАЗ-47 из 10 экземпляров. Только там оговаривалось, что все недоработки, обнаруженные в процессе государственных испытаний, должны быть исправлены.
В 1959 году советский вездеход отправился в масштабный переход по антарктическим станциям. Полярники отзывались о снегоболотоходе только положительно. Техника без особых проблем заводилась при низких температурах, могла передвигаться по глубокому снегу.
Несмотря на расход топлива в 45-80 литров, запаса бензина хватало в среднем на 400 км пробега. Вездеход имеет 4 бака по 52 л. каждый. Между собой они соединены магистралями, так что никакие переключения не нужны.
В процессе производства, ГАЗ-47 постоянно модернизировался. Инженеры прислушивались к отзывам геологов, военных, полярников, буровиков и старались устранять все обнаруженные недоработки.
Вместе с основной серийной моделью, конструкторы Горьковского автомобильного завода работали над интересными версиями вездеходов. Они в итоге были признаны неперспективными.
Например, модификация ГАЗ-47Ш получила гусеничное шасси, сделанное с использованием немецких технологий. Опорные катки этого опытного вездехода расположили в шахматном порядке. Такое решение применялось на танках «Тигр».
Планировалось, что опорные катки ГАЗ-47Ш создадут более равномерное распределение нагрузки на площадь гусениц. Это было действительно так, но подобное конструкторское решение оказалось неудачным для вездехода. Шахматное расположение катков способствовало задержанию снега и грязи. Когда эта смесь замерзала, проходимость техники падала. Да и ремонт такая конструкция усложняла.
Была попытка создания специального вездехода для пассажирских перевозок. Опытный образец получил название ГАЗ-48. Эта техника предназначалась для водителя и 14 пассажиров. Такая своеобразная маршрутка для Крайнего Севера.
Самой странной моделью в серии был ГАЗ-47АМА. Он получил оригинальные гусеницы с движущимися катками, закрепленными на ней. Предполагалось, что такая конструкция позволит увеличить проходимость. А скорость во время передвижения по обычным дорогам вообще должна была возрасти в два раза.
В процессе испытаний выяснилось, что катково-гусеничный движитель конструкции Авенариуса не отличается надежностью. Что касается проходимости и максимальной скорости, то они оказались на уровне стандартных ГАЗ-47. Модификация АМА была признана бесперспективной.
ГАЗ-47 получил цельнометаллический корпус. Он состоит из кабины для водителя и пассажира, моторного отделения и тентованной платформы.
Двигатель вездехода имеет объем 3,5 литра и развивает 70 л. с. Эти силовые агрегаты разрабатывались на основе ГАЗ-51. Интересно, что мотор рассчитан на авиационный бензин Б-70. Поздние модификации ГАЗ-47 оснащались двигателями на 85 л. с.
КПП у снегоболотохода четырехступенчатая, предусмотрена задняя передача. Разворачивается машина традиционно для техники подобного типа – за счет торможения гусеницы с нужной стороны.
Грузоподъемность ГАЗ-47 составляла 1 тонну. При этом нагрузка на грунт всего 0,2 килограмма на квадратный сантиметр. Чтобы было понятнее, отметим, что у человека весом в 80 кг это значение в 3,5 раза больше.
Для передвижения по воде, корпус ГАЗ-47 специально сделали герметичным. Все дверцы и люки имеют резиновые уплотнители. Интересно, что вездеходы разрабатывались с учетом безгаражного хранения в самых суровых условиях. Поэтому двигатель был выбран бензиновый – чтобы водитель не испытывал проблем с запуском мотора в холода.
Двухместная кабина имела доработанный отопитель от ГАЗ-66. Лопасти вентилятора загнуты, так что они не выдувают теплый воздух, а только засасывают наружный холодный, предварительно прогоняя его через горячие радиаторы.
За время производства, Горьковский автомобильный завод выпустил около 8 тысяч ГАЗ-47. Эти снегоболотоходы использовались там, где колесная техника оказалась бесполезной. Машина покорила Северный, а потом и Южный полюса.
Сейчас ГАЗ-47 на ходу можно приобрести за 500-900 тысяч рублей. Есть даже экземпляры с дизельными двигателями, внедренными в конструкцию предыдущими владельцами.
В первую очередь, требовали такую технику геологи и ученые. Они вынуждены работать там, где дорог никогда не было. В тайге, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере приходилось передвигаться древними методами – на собаках и оленях. Но крупномасштабные проекты требовали техники. Так появились вездеходы. Одним из самых лучших из них до сих пор считается ГАЗ-47.
История
Отправной точкой при создании советского гусеничного вездехода стали поставки по ленд-лизу канадских моделей Armoured Snowmobile Mk.I от Bombardier. Это были снегоходы, которые положительно зарекомендовали себя еще в Красной Армии.
Сначала были аэросани, бронированные, между прочим! Фото: Youtube.com
Руководителям СССР понравилась канадская машина. Так как великой стране было не с руки покупать зарубежную технику, решили создать аналогичную модель собственного производства. Кроме гусеничного снегохода, Советский Союз заказал еще и вездеход с лыжами спереди.
Под руководством конструктора Веселовского, в конце 1940-х годов Горьковский автомобильный завод представил несколько моделей:
✅ С-20
✅ С-21
✅ С-22
✅ АП-41
В результате заводских испытаний, было решено, что самыми перспективными являются гусеничные вездеходы. Они демонстрировали высокую проходимость вне зависимости от погодных условий и типа покрытия. От полугусеничных моделей отказались.
ГАЗ-47 начали разрабатывать в 1950 году. Веселовского к тому времени отстранили от работ – ответственным за новую модель назначили Липгарта, а ведущим конструктором – Михайлова.
А началось все с канадского вездехода. Фото: Youtube.com
Нельзя сказать, что советские инженеры слепо копировали зарубежный Bombardier. Это была собственная разработка, в которой активно применялись конструкторские решения легких отечественных танков Т-60 и Т-70.
Испытания
ГАЗ-47 был подготовлен к серийному производству в 1952 году. Как тогда было принято, вездеход подвергли полномасштабным государственным испытаниям. Они проходили в самых суровых условиях зимой и летом. ГАЗ-47 проехал по тундре, льдам Карского моря, был в Воркуте и Архангельске.
Испытания проходили понедельно – такие своеобразные походы по отдельным маршрутам. Как правило, вездеходы буксировали за собой грузы весом до 1,75 тонны с амуницией, снаряжением, запасами топлива и пищи. Летом ГАЗ-47 тестировался даже на воде – модель была плавающей.
Опытные вездеходы в Воркуте. Фото: Youtube.com
После окончания зимнего и летнего пробегов, конструкторы получили подробные отчеты по недоработкам. Больше всего нареканий было на двигатель, на втором месте – ходовка, на третьем - трансмиссия. Но в целом, вездеход оказался удачным.
Уже в 1952 году Горьковский автомобильный завод получил первый заказ на производство партии ГАЗ-47 из 10 экземпляров. Только там оговаривалось, что все недоработки, обнаруженные в процессе государственных испытаний, должны быть исправлены.
Работы по доводке вездеходов затянулись до 1955 года. Зато серийные ГАЗ-47 идеально подошли для эксплуатации в самых сложных условиях. Их использовали в Якутии, Сибири, на Дальнем Востоке.
В 1959 году советский вездеход отправился в масштабный переход по антарктическим станциям. Полярники отзывались о снегоболотоходе только положительно. Техника без особых проблем заводилась при низких температурах, могла передвигаться по глубокому снегу.
Несмотря на расход топлива в 45-80 литров, запаса бензина хватало в среднем на 400 км пробега. Вездеход имеет 4 бака по 52 л. каждый. Между собой они соединены магистралями, так что никакие переключения не нужны.
Проходимость техники до сих пор удивляет. Фото: Youtube.com
В процессе производства, ГАЗ-47 постоянно модернизировался. Инженеры прислушивались к отзывам геологов, военных, полярников, буровиков и старались устранять все обнаруженные недоработки.
Интересные модификации
Вместе с основной серийной моделью, конструкторы Горьковского автомобильного завода работали над интересными версиями вездеходов. Они в итоге были признаны неперспективными.
Например, модификация ГАЗ-47Ш получила гусеничное шасси, сделанное с использованием немецких технологий. Опорные катки этого опытного вездехода расположили в шахматном порядке. Такое решение применялось на танках «Тигр».
Планировалось, что опорные катки ГАЗ-47Ш создадут более равномерное распределение нагрузки на площадь гусениц. Это было действительно так, но подобное конструкторское решение оказалось неудачным для вездехода. Шахматное расположение катков способствовало задержанию снега и грязи. Когда эта смесь замерзала, проходимость техники падала. Да и ремонт такая конструкция усложняла.
Уникальный ГАЗ-47АМА. Фото: Youtube.com
Была попытка создания специального вездехода для пассажирских перевозок. Опытный образец получил название ГАЗ-48. Эта техника предназначалась для водителя и 14 пассажиров. Такая своеобразная маршрутка для Крайнего Севера.
Стандартного двигателя, развивающего 70 л. с., для вездехода оказалось недостаточно. ГАЗ-48 предполагалось оснастить мотором на 135 л. с., но этого так и не случилось. Машину забраковали, признав ее слишком сложной в производстве.
Самой странной моделью в серии был ГАЗ-47АМА. Он получил оригинальные гусеницы с движущимися катками, закрепленными на ней. Предполагалось, что такая конструкция позволит увеличить проходимость. А скорость во время передвижения по обычным дорогам вообще должна была возрасти в два раза.
В лесу эта машина до сих пор незаменима. Фото: Youtube.com
В процессе испытаний выяснилось, что катково-гусеничный движитель конструкции Авенариуса не отличается надежностью. Что касается проходимости и максимальной скорости, то они оказались на уровне стандартных ГАЗ-47. Модификация АМА была признана бесперспективной.
Технические особенности
ГАЗ-47 получил цельнометаллический корпус. Он состоит из кабины для водителя и пассажира, моторного отделения и тентованной платформы.
Двигатель вездехода имеет объем 3,5 литра и развивает 70 л. с. Эти силовые агрегаты разрабатывались на основе ГАЗ-51. Интересно, что мотор рассчитан на авиационный бензин Б-70. Поздние модификации ГАЗ-47 оснащались двигателями на 85 л. с.
А вот это уже двигатель следующей модели – ГАЗ-71. Он восьмицилиндровый. Фото: Youtube.com
КПП у снегоболотохода четырехступенчатая, предусмотрена задняя передача. Разворачивается машина традиционно для техники подобного типа – за счет торможения гусеницы с нужной стороны.
Грузоподъемность ГАЗ-47 составляла 1 тонну. При этом нагрузка на грунт всего 0,2 килограмма на квадратный сантиметр. Чтобы было понятнее, отметим, что у человека весом в 80 кг это значение в 3,5 раза больше.
Для передвижения по воде, корпус ГАЗ-47 специально сделали герметичным. Все дверцы и люки имеют резиновые уплотнители. Интересно, что вездеходы разрабатывались с учетом безгаражного хранения в самых суровых условиях. Поэтому двигатель был выбран бензиновый – чтобы водитель не испытывал проблем с запуском мотора в холода.
А это уже самоделка для поездок большой компанией. Фото: Youtube.com
Двухместная кабина имела доработанный отопитель от ГАЗ-66. Лопасти вентилятора загнуты, так что они не выдувают теплый воздух, а только засасывают наружный холодный, предварительно прогоняя его через горячие радиаторы.
За время производства, Горьковский автомобильный завод выпустил около 8 тысяч ГАЗ-47. Эти снегоболотоходы использовались там, где колесная техника оказалась бесполезной. Машина покорила Северный, а потом и Южный полюса.
Сейчас ГАЗ-47 на ходу можно приобрести за 500-900 тысяч рублей. Есть даже экземпляры с дизельными двигателями, внедренными в конструкцию предыдущими владельцами.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...