
ЛТЗ-145 – неудачный взгляд на годы вперед
Обидно бывает иногда видеть, как западные производители преподносят миру перспективные модели сельскохозяйственной и иной техники, выдавая их за собственные разработки. А ведь многие из них пытались воплотить в реальность советские конструкторы еще десятилетия назад. Но увы: чиновничий аппарат и другие причины препятствовали этому. Не стал исключением и уникальный трактор, выпущенный в СССР – ЛТЗ-145.
К середине 70-х в стране назрела необходимость в создании энергонасыщенных тракторов. Как раз в это время КБ двух предприятий начали заниматься такими разработками. Минский тракторный гигант предпочел совершенствовать свои «Беларуси». А менее известный Липецкий завод спроектировал поистине революционную модель сельскохозяйственной машины. Что в ней было новаторского?
В тракторе применено множество технологий и инновационных решений, которые буквально «пугали» конкурентов. Посмотрите, вот лишь часть новшеств (напомню, это 1970-е годы!):
✅ трансмиссия полноприводная и одинаковые колеса
✅ перемещение способом «след в след»
✅ восемь колес минимизировали нагрузку на почву
✅ за один проход машина осуществляла сразу 3 операции
✅ агрегат двигался назад, как вперед: сиденье водителя поворачивалось на 180°, а руль переставлялся
В те года ЛТЗ-145 – единственная машина на советских просторах, способная сразу готовить почву к посевной компании, прикатывать ее, внося удобрения. Тогдашние агрономические технологии предполагали делать до 19-ти проходок по полю, а новая машина позволяла эту цифру сократить втрое. Была тщательно продумана компоновка узлов и агрегатов. Это давало возможность работать с широкозахватными навесками без монтажа на передок балласта-противовеса.
В кабине, дисплеев, конечно, нет и руль от МТЗ, но все необходимое имеется. Фото: YouTube.com
Силовая установка могла быть трех видов: на 150, 200 или 250 «лошадей». Двигатель – воздушного охлаждения. Он свободно заводился в морозы и не перегревался летом.
Трактор одновременно выполнял три операции. Фото: YouTube.com
Даже скошенный капот, который мы сегодня видим практически на всех современных тракторах, был использован тогда же. Лучшим специалистам страны оставалось только удивляться: как, по сути, заштатный заводик сумел выпустить такой передовой агрегат, во многом обогнавший время?
Несмотря на общее признании трактора, его главному конструктору А. Дурманову пришлось несладко. Вместо того, чтобы поставить нужную машину на конвейер, советские чиновники затянули мытарства инженера с документами на несколько лет. Стоит сказать: Липецкое предприятие находилось в подчинении у МТЗ. Согласование с его конструкторским бюро техзадания продлилось аж пять лет, до 1979-го.
Их планировалось провести сразу для нескольких тракторов: зарубежной модели, минского МТЗ-145 и ЛТЗ-145. Последний показал себя лучше, однако высшее начальство молчало. И неожиданно в 1983-м распорядилось организовать выпуск на мощностях липецкого предприятия …МТЗ-142! А чтобы особо ярые поклонники ЛТЗ-145 не поднимали головы, издали приказ о приостановке этого проекта. Готовые 3 образца спрятали с глаз долой в 30 км от Липецка в «надежном месте». Главного конструктора Дурманова всячески третировали, не давая возможности продолжать работу над совершенствованием своего детища, а потом и вовсе уволили.
Ситуация изменилась в 1987-м, когда провал МТЗ стал очевиден. Дурманова позвали в столицу и проект ЛТЗ-145 возобновили. Инженера пригласили на руководящую должность, начали собирать модель ЛТЗ-155, фактически являющейся тем же ЛТЗ-145.
Это уже ЛТЗ-155: потихоньку разбирают.... Фото: YouTube.com
Агрегат поставили на конвейер, но «счастье» продлилось недолго: подоспела перестройка с ее «реформами».
Липецкий трактор так и стал широко распространенным. Это могло бы произойти, если бы в свое время проект не затормозили. Не исключено, что в тогдашнем правительстве были ярые лоббисты МТЗ, защищавшие свои собственнические интересы. А в результате пострадал проект по трактору, в котором так нуждалась страна.
К середине 70-х в стране назрела необходимость в создании энергонасыщенных тракторов. Как раз в это время КБ двух предприятий начали заниматься такими разработками. Минский тракторный гигант предпочел совершенствовать свои «Беларуси». А менее известный Липецкий завод спроектировал поистине революционную модель сельскохозяйственной машины. Что в ней было новаторского?
Непривычные возможности
В тракторе применено множество технологий и инновационных решений, которые буквально «пугали» конкурентов. Посмотрите, вот лишь часть новшеств (напомню, это 1970-е годы!):
✅ трансмиссия полноприводная и одинаковые колеса
✅ перемещение способом «след в след»
✅ восемь колес минимизировали нагрузку на почву
✅ за один проход машина осуществляла сразу 3 операции
✅ агрегат двигался назад, как вперед: сиденье водителя поворачивалось на 180°, а руль переставлялся
В те года ЛТЗ-145 – единственная машина на советских просторах, способная сразу готовить почву к посевной компании, прикатывать ее, внося удобрения. Тогдашние агрономические технологии предполагали делать до 19-ти проходок по полю, а новая машина позволяла эту цифру сократить втрое. Была тщательно продумана компоновка узлов и агрегатов. Это давало возможность работать с широкозахватными навесками без монтажа на передок балласта-противовеса.

Силовая установка могла быть трех видов: на 150, 200 или 250 «лошадей». Двигатель – воздушного охлаждения. Он свободно заводился в морозы и не перегревался летом.

Даже скошенный капот, который мы сегодня видим практически на всех современных тракторах, был использован тогда же. Лучшим специалистам страны оставалось только удивляться: как, по сути, заштатный заводик сумел выпустить такой передовой агрегат, во многом обогнавший время?
«Хождение по мукам»
Несмотря на общее признании трактора, его главному конструктору А. Дурманову пришлось несладко. Вместо того, чтобы поставить нужную машину на конвейер, советские чиновники затянули мытарства инженера с документами на несколько лет. Стоит сказать: Липецкое предприятие находилось в подчинении у МТЗ. Согласование с его конструкторским бюро техзадания продлилось аж пять лет, до 1979-го.
Испытания-состязания
Их планировалось провести сразу для нескольких тракторов: зарубежной модели, минского МТЗ-145 и ЛТЗ-145. Последний показал себя лучше, однако высшее начальство молчало. И неожиданно в 1983-м распорядилось организовать выпуск на мощностях липецкого предприятия …МТЗ-142! А чтобы особо ярые поклонники ЛТЗ-145 не поднимали головы, издали приказ о приостановке этого проекта. Готовые 3 образца спрятали с глаз долой в 30 км от Липецка в «надежном месте». Главного конструктора Дурманова всячески третировали, не давая возможности продолжать работу над совершенствованием своего детища, а потом и вовсе уволили.
Справедливость восторжествовала?
Ситуация изменилась в 1987-м, когда провал МТЗ стал очевиден. Дурманова позвали в столицу и проект ЛТЗ-145 возобновили. Инженера пригласили на руководящую должность, начали собирать модель ЛТЗ-155, фактически являющейся тем же ЛТЗ-145.

Агрегат поставили на конвейер, но «счастье» продлилось недолго: подоспела перестройка с ее «реформами».
Итоги
Липецкий трактор так и стал широко распространенным. Это могло бы произойти, если бы в свое время проект не затормозили. Не исключено, что в тогдашнем правительстве были ярые лоббисты МТЗ, защищавшие свои собственнические интересы. А в результате пострадал проект по трактору, в котором так нуждалась страна.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...