ЛТЗ-145 – неудачный взгляд на годы вперед
8 354

ЛТЗ-145 – неудачный взгляд на годы вперед

Обидно бывает иногда видеть, как западные производители преподносят миру перспективные модели сельскохозяйственной и иной техники, выдавая их за собственные разработки. А ведь многие из них пытались воплотить в реальность советские конструкторы еще десятилетия назад. Но увы: чиновничий аппарат и другие причины препятствовали этому. Не стал исключением и уникальный трактор, выпущенный в СССР – ЛТЗ-145.


К середине 70-х в стране назрела необходимость в создании энергонасыщенных тракторов. Как раз в это время КБ двух предприятий начали заниматься такими разработками. Минский тракторный гигант предпочел совершенствовать свои «Беларуси». А менее известный Липецкий завод спроектировал поистине революционную модель сельскохозяйственной машины. Что в ней было новаторского?

Непривычные возможности


В тракторе применено множество технологий и инновационных решений, которые буквально «пугали» конкурентов. Посмотрите, вот лишь часть новшеств (напомню, это 1970-е годы!):

✅ трансмиссия полноприводная и одинаковые колеса
✅ перемещение способом «след в след»
✅ восемь колес минимизировали нагрузку на почву
✅ за один проход машина осуществляла сразу 3 операции
✅ агрегат двигался назад, как вперед: сиденье водителя поворачивалось на 180°, а руль переставлялся

В те года ЛТЗ-145 – единственная машина на советских просторах, способная сразу готовить почву к посевной компании, прикатывать ее, внося удобрения. Тогдашние агрономические технологии предполагали делать до 19-ти проходок по полю, а новая машина позволяла эту цифру сократить втрое. Была тщательно продумана компоновка узлов и агрегатов. Это давало возможность работать с широкозахватными навесками без монтажа на передок балласта-противовеса.

ЛТЗ-145 – неудачный взгляд на годы впередВ кабине, дисплеев, конечно, нет и руль от МТЗ, но все необходимое имеется. Фото: YouTube.com

Силовая установка могла быть трех видов: на 150, 200 или 250 «лошадей». Двигатель – воздушного охлаждения. Он свободно заводился в морозы и не перегревался летом.

Трактор одновременно выполнял три операции. Фото: YouTube.com

Даже скошенный капот, который мы сегодня видим практически на всех современных тракторах, был использован тогда же. Лучшим специалистам страны оставалось только удивляться: как, по сути, заштатный заводик сумел выпустить такой передовой агрегат, во многом обогнавший время?

«Хождение по мукам»


Несмотря на общее признании трактора, его главному конструктору А. Дурманову пришлось несладко. Вместо того, чтобы поставить нужную машину на конвейер, советские чиновники затянули мытарства инженера с документами на несколько лет. Стоит сказать: Липецкое предприятие находилось в подчинении у МТЗ. Согласование с его конструкторским бюро техзадания продлилось аж пять лет, до 1979-го.

Испытания-состязания


Их планировалось провести сразу для нескольких тракторов: зарубежной модели, минского МТЗ-145 и ЛТЗ-145. Последний показал себя лучше, однако высшее начальство молчало. И неожиданно в 1983-м распорядилось организовать выпуск на мощностях липецкого предприятия …МТЗ-142! А чтобы особо ярые поклонники ЛТЗ-145 не поднимали головы, издали приказ о приостановке этого проекта. Готовые 3 образца спрятали с глаз долой в 30 км от Липецка в «надежном месте». Главного конструктора Дурманова всячески третировали, не давая возможности продолжать работу над совершенствованием своего детища, а потом и вовсе уволили.

Справедливость восторжествовала?


Ситуация изменилась в 1987-м, когда провал МТЗ стал очевиден. Дурманова позвали в столицу и проект ЛТЗ-145 возобновили. Инженера пригласили на руководящую должность, начали собирать модель ЛТЗ-155, фактически являющейся тем же ЛТЗ-145.

Это уже ЛТЗ-155: потихоньку разбирают.... Фото: YouTube.com

Агрегат поставили на конвейер, но «счастье» продлилось недолго: подоспела перестройка с ее «реформами».

Итоги


Липецкий трактор так и стал широко распространенным. Это могло бы произойти, если бы в свое время проект не затормозили. Не исключено, что в тогдашнем правительстве были ярые лоббисты МТЗ, защищавшие свои собственнические интересы. А в результате пострадал проект по трактору, в котором так нуждалась страна.
А вы что думаете о ЛТЗ-145?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...