ЛТЗ-145 – неудачный взгляд на годы вперед
Обидно бывает иногда видеть, как западные производители преподносят миру перспективные модели сельскохозяйственной и иной техники, выдавая их за собственные разработки. А ведь многие из них пытались воплотить в реальность советские конструкторы еще десятилетия назад. Но увы: чиновничий аппарат и другие причины препятствовали этому. Не стал исключением и уникальный трактор, выпущенный в СССР – ЛТЗ-145.
К середине 70-х в стране назрела необходимость в создании энергонасыщенных тракторов. Как раз в это время КБ двух предприятий начали заниматься такими разработками. Минский тракторный гигант предпочел совершенствовать свои «Беларуси». А менее известный Липецкий завод спроектировал поистине революционную модель сельскохозяйственной машины. Что в ней было новаторского?
В тракторе применено множество технологий и инновационных решений, которые буквально «пугали» конкурентов. Посмотрите, вот лишь часть новшеств (напомню, это 1970-е годы!):
✅ трансмиссия полноприводная и одинаковые колеса
✅ перемещение способом «след в след»
✅ восемь колес минимизировали нагрузку на почву
✅ за один проход машина осуществляла сразу 3 операции
✅ агрегат двигался назад, как вперед: сиденье водителя поворачивалось на 180°, а руль переставлялся
В те года ЛТЗ-145 – единственная машина на советских просторах, способная сразу готовить почву к посевной компании, прикатывать ее, внося удобрения. Тогдашние агрономические технологии предполагали делать до 19-ти проходок по полю, а новая машина позволяла эту цифру сократить втрое. Была тщательно продумана компоновка узлов и агрегатов. Это давало возможность работать с широкозахватными навесками без монтажа на передок балласта-противовеса.
Силовая установка могла быть трех видов: на 150, 200 или 250 «лошадей». Двигатель – воздушного охлаждения. Он свободно заводился в морозы и не перегревался летом.
Даже скошенный капот, который мы сегодня видим практически на всех современных тракторах, был использован тогда же. Лучшим специалистам страны оставалось только удивляться: как, по сути, заштатный заводик сумел выпустить такой передовой агрегат, во многом обогнавший время?
Несмотря на общее признании трактора, его главному конструктору А. Дурманову пришлось несладко. Вместо того, чтобы поставить нужную машину на конвейер, советские чиновники затянули мытарства инженера с документами на несколько лет. Стоит сказать: Липецкое предприятие находилось в подчинении у МТЗ. Согласование с его конструкторским бюро техзадания продлилось аж пять лет, до 1979-го.
Их планировалось провести сразу для нескольких тракторов: зарубежной модели, минского МТЗ-145 и ЛТЗ-145. Последний показал себя лучше, однако высшее начальство молчало. И неожиданно в 1983-м распорядилось организовать выпуск на мощностях липецкого предприятия …МТЗ-142! А чтобы особо ярые поклонники ЛТЗ-145 не поднимали головы, издали приказ о приостановке этого проекта. Готовые 3 образца спрятали с глаз долой в 30 км от Липецка в «надежном месте». Главного конструктора Дурманова всячески третировали, не давая возможности продолжать работу над совершенствованием своего детища, а потом и вовсе уволили.
Ситуация изменилась в 1987-м, когда провал МТЗ стал очевиден. Дурманова позвали в столицу и проект ЛТЗ-145 возобновили. Инженера пригласили на руководящую должность, начали собирать модель ЛТЗ-155, фактически являющейся тем же ЛТЗ-145.
Агрегат поставили на конвейер, но «счастье» продлилось недолго: подоспела перестройка с ее «реформами».
Липецкий трактор так и стал широко распространенным. Это могло бы произойти, если бы в свое время проект не затормозили. Не исключено, что в тогдашнем правительстве были ярые лоббисты МТЗ, защищавшие свои собственнические интересы. А в результате пострадал проект по трактору, в котором так нуждалась страна.
К середине 70-х в стране назрела необходимость в создании энергонасыщенных тракторов. Как раз в это время КБ двух предприятий начали заниматься такими разработками. Минский тракторный гигант предпочел совершенствовать свои «Беларуси». А менее известный Липецкий завод спроектировал поистине революционную модель сельскохозяйственной машины. Что в ней было новаторского?
Непривычные возможности
В тракторе применено множество технологий и инновационных решений, которые буквально «пугали» конкурентов. Посмотрите, вот лишь часть новшеств (напомню, это 1970-е годы!):
✅ трансмиссия полноприводная и одинаковые колеса
✅ перемещение способом «след в след»
✅ восемь колес минимизировали нагрузку на почву
✅ за один проход машина осуществляла сразу 3 операции
✅ агрегат двигался назад, как вперед: сиденье водителя поворачивалось на 180°, а руль переставлялся
В те года ЛТЗ-145 – единственная машина на советских просторах, способная сразу готовить почву к посевной компании, прикатывать ее, внося удобрения. Тогдашние агрономические технологии предполагали делать до 19-ти проходок по полю, а новая машина позволяла эту цифру сократить втрое. Была тщательно продумана компоновка узлов и агрегатов. Это давало возможность работать с широкозахватными навесками без монтажа на передок балласта-противовеса.
В кабине, дисплеев, конечно, нет и руль от МТЗ, но все необходимое имеется. Фото: YouTube.com
Силовая установка могла быть трех видов: на 150, 200 или 250 «лошадей». Двигатель – воздушного охлаждения. Он свободно заводился в морозы и не перегревался летом.
Трактор одновременно выполнял три операции. Фото: YouTube.com
Даже скошенный капот, который мы сегодня видим практически на всех современных тракторах, был использован тогда же. Лучшим специалистам страны оставалось только удивляться: как, по сути, заштатный заводик сумел выпустить такой передовой агрегат, во многом обогнавший время?
«Хождение по мукам»
Несмотря на общее признании трактора, его главному конструктору А. Дурманову пришлось несладко. Вместо того, чтобы поставить нужную машину на конвейер, советские чиновники затянули мытарства инженера с документами на несколько лет. Стоит сказать: Липецкое предприятие находилось в подчинении у МТЗ. Согласование с его конструкторским бюро техзадания продлилось аж пять лет, до 1979-го.
Испытания-состязания
Их планировалось провести сразу для нескольких тракторов: зарубежной модели, минского МТЗ-145 и ЛТЗ-145. Последний показал себя лучше, однако высшее начальство молчало. И неожиданно в 1983-м распорядилось организовать выпуск на мощностях липецкого предприятия …МТЗ-142! А чтобы особо ярые поклонники ЛТЗ-145 не поднимали головы, издали приказ о приостановке этого проекта. Готовые 3 образца спрятали с глаз долой в 30 км от Липецка в «надежном месте». Главного конструктора Дурманова всячески третировали, не давая возможности продолжать работу над совершенствованием своего детища, а потом и вовсе уволили.
Справедливость восторжествовала?
Ситуация изменилась в 1987-м, когда провал МТЗ стал очевиден. Дурманова позвали в столицу и проект ЛТЗ-145 возобновили. Инженера пригласили на руководящую должность, начали собирать модель ЛТЗ-155, фактически являющейся тем же ЛТЗ-145.
Это уже ЛТЗ-155: потихоньку разбирают.... Фото: YouTube.com
Агрегат поставили на конвейер, но «счастье» продлилось недолго: подоспела перестройка с ее «реформами».
Итоги
Липецкий трактор так и стал широко распространенным. Это могло бы произойти, если бы в свое время проект не затормозили. Не исключено, что в тогдашнем правительстве были ярые лоббисты МТЗ, защищавшие свои собственнические интересы. А в результате пострадал проект по трактору, в котором так нуждалась страна.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...