Москвич-408 – половина этих автомобилей шло на экспорт в страны Западной Европы
Автомобили марки «Москвич» уже в 80-х годах считались непрестижными. Конечно, это далеко не «Запорожцы», в позднем СССР за ними тоже была очередь на несколько лет. Но большинство водителей мечтало о «Жигулях», а во второй половине 80-х уже и о переднеприводных «Ладах».
А ведь лет за 20 до этого «Москвичи» пользовались высоким спросом в капиталистических европейских странах. В это сложно было поверить, но примерно половина автомобилей этого бренда шло на экспорт за валюту.
Главным двигателем зарубежной торговли стал Москвич-408. Этот красивый малолитражный автомобиль до сих пор привлекает внимание стильными обводами кузова.
Чтобы машина пользовалась спросом за границей, ее даже подвергли краш-тесту – первую советскую легковушку, кстати. Сегодня наш рассказ именно про эту модель.
Работы над «Москвичом» третьего поколения стартовали в 1959 году. Машина задумывалась обновленная не только внешне, но и технически. Интересно, что конструктивные особенности внедряли еще на Москвич-403 – это переходная модель от второго поколения.
Художники и инженеры сразу нацелились на универсальность платформы. Машину третьего поколения предполагалось выпускать в нескольких типах кузова:
✅ Седан
✅ Универсал
✅ Купе
✅ Кабриолет
✅ Развозной фургон
Первые четыре опытных автомобиля были готовы к 1963 году. Все они отличались разным оформлением кузова. Чуть позже появились предсерийные Москвич-408. На конвейер они попали в 1964 году.
Несмотря на новизну поколения, часть технических решений прошлось перенести с модели 407. МЗМА не имел такого финансирования, как ГАЗ, да и тот тоже не создавал свои легковые автомобили с нуля.
За все время выпуска, а это с 1964 по 1975 годы, Москвич-408 постоянно дорабатывался. Но глобальных рестайлингов было всего три. В 1969 году автомобиль получил только внешние изменения – новые оптику, радиаторную решетку и множество мелких доработок. Главный принцип модернизации был даже не в усовершенствовании конструкции, а в удешевлении производства.
В 1971 году Москвич-408 получил новую приборную панель. Внешне ее сразу можно отличить по цельной пластиковой накладке.
Последний серьезный рестайлинг произошел в 1973 году. Москвич-408 получил усовершенствованный рычаг переключения передач. Он стал напольным, а до этого размещался на рулевой колонке. Все остальные модернизации были несущественные, хотя автомобиль менялся постоянно.
Москвич-408 был снят с производства в 1975 году. Но история модели на этом не закончилась. Сейчас уже мало кто помнит о Москвич-2138. Это достаточно редкая модель, хотя бы потому, что выпускалась она всего 6 лет. Годы производства – 1976-1982.
Появление этой модели связано с дефицитом более мощных и современных двигателей, устанавливаемых на 2140. На Москвич-2138 ставили старые моторы с мощностью 50 л. с. Напомним, что УЗАМ-412 выдавал уже 75 л. с.
Для середины 1960-х дизайн Москвич-408 был передовым. В отличие от второго поколения, автомобиль стал похож на типичную европейскую модель. Это одно из слагаемых успеха машины за границей. Хотя, основная причина популярности «Москвичей» у иностранцев – это победы в ралли-рейдах, а потом и в гонках. Плюс низкая цена тоже сыграла свою роль.
Несмотря на следование тенденциям европейских дизайнеров, Москвич-408 получился достаточно ярким и самобытным автомобилем. Его внешность до сих пор узнаваема. Хотя по классу Москвич-408 ничем не отличается от модели с индексом 407, он выглядит крупнее.
Кузовные детали отличались сложностью форм и толщиной металла. Это придавало дополнительную жесткость, да и к ржавчине автомобиль был устойчивей. Машина, конечно, ржавела, но до появления сквозной коррозии проходило много времени.
Особенной стойкостью отличались экспортные экземпляры – их лакокрасочное покрытие было однозначно толще. Кстати, они еще имели много хромированных элементов и четыре фары спереди, но последнее было далеко не всегда.
Москвич-408 достаточно тесный автомобиль. Хотя, если сравнивать его с предыдущей моделью, простор однозначно увеличился. Сзади на диване могли поместиться три человека, несмотря на выступающие в салон колесные арки. Даже в европейских журналах 60-х писали, что для малолитражки Москвич-408 просторный.
Салон автомобиля не отличался роскошью – голый металл, обивка сидений и дверных карт кожзаменителем. Пластика было мало, но в процессе модернизаций он прибавлялся. Сначала накладки получила приборная панель, потом стойки кузова. Переднее сиденье изначально было цельным диваном, в 1968 году его заменили на отдельные кресла.
Главными минусами Москвич-408 была низкая безопасность при ДТП, точнее, этими вопросами советские конструкторы почти не занимались. Но нужно отдать должное инженерам, они постоянно совершенствовали автомобиль. Делать это приходилось – иначе машины хуже бы покупали в Западной Европе.
Мотор Москвич-408 достался от предыдущего поколения. Хотя он и называется МЗМА-408, но конструктивно особо не отличается от М-407. Первое, что бросается в глаза – это повышение мощности с 45 до 50 л. с.
Если разбираться, то по факту, это все тот же «древний» мотор от Opel Kadett образца 1938 года, прошедший ряд модернизаций.
Основные отличия МЗМА-408 от немецкого:
✅ Увеличенный рабочий объем
✅ Алюминиевая головка цилиндров
✅ Перенесенные вверх клапаны
✅ Мощность 50 л. с. В экспортных вариантах даже 60 л. с.
Новый двигатель получил современный карбюратор К-126, которого не было у М-407. Мотор МЗМА-408 отличался лучшей тягой на низких и средних оборотах. А вот разгонной динамики у «Москвича» не было, зато двигатель простой в обслуживании и ремонте.
Коробка передач у Москвич-408 почти не отличалась от предыдущей модели, за исключением иной задней опоры и переработанного механизма переключения. КПП четырехступенчатая, с синхронизаторами, кроме первой передачи.
В Западной Европе коробка передач Москвича-408 не нравилась. Она была слишком шумная по сравнению с зарубежными автомобилями. Не устраивало и избыточное усилие, которое требовалось прилагать при переключении. Кстати, на экспорт все Москвичи-408 шли с напольным рычагом. У вариантов для советского внутреннего рынка механизм переключения до 1973 года располагался на рулевой колонке.
Шасси отличается простотой и надежностью. Благодаря задней рессорной подвеске, автомобиль годился для эксплуатации в сельской местности. В СССР часто устанавливали багажники на крышу, что превращало машину в грузовичок для перевозки любой мебели и крупной бытовой техники.
Рулевое управление у Москвич-408 червячное с роликом. Никаких гидроусилителей не предусмотрено.
Тормоза барабанные на все колеса. Зарубежные владельцы часто жаловались на гидравлический привод – по их мнению, усилие при нажатии на педаль было чрезмерным.
Да и останавливался «Москвич» не так быстро и эффективно, как его «одноклассники». Кстати, эту проблему в итоге решили за счет установки гидровакуумного усилителя, выпускаемого по лицензии, купленной у фирмы Girling из Великобритании.
Сейчас Москвич-408 можно еще свободно купить, причем цены вполне адекватные. В продаже есть минимум два десятка автомобилей, за которые просят от 35 тысяч до 1,1 млн рублей. Машину в идеальном состоянии можно приобрести за 170-180 тыс.
Но использовать Москвич-408 в качестве транспортного средства на каждый день не стоит. Это уже ретро, да и динамики машине откровенно не хватает для современного города. Зато Москвич-408 идеально подойдет на роль автомобиля выходного дня. Внимание ему будет обеспечено.
А ведь лет за 20 до этого «Москвичи» пользовались высоким спросом в капиталистических европейских странах. В это сложно было поверить, но примерно половина автомобилей этого бренда шло на экспорт за валюту.
Главным двигателем зарубежной торговли стал Москвич-408. Этот красивый малолитражный автомобиль до сих пор привлекает внимание стильными обводами кузова.
А ведь красивый автомобиль получился! Фото: Youtube.com
Чтобы машина пользовалась спросом за границей, ее даже подвергли краш-тесту – первую советскую легковушку, кстати. Сегодня наш рассказ именно про эту модель.
История
Работы над «Москвичом» третьего поколения стартовали в 1959 году. Машина задумывалась обновленная не только внешне, но и технически. Интересно, что конструктивные особенности внедряли еще на Москвич-403 – это переходная модель от второго поколения.
Художники и инженеры сразу нацелились на универсальность платформы. Машину третьего поколения предполагалось выпускать в нескольких типах кузова:
✅ Седан
✅ Универсал
✅ Купе
✅ Кабриолет
✅ Развозной фургон
Первые четыре опытных автомобиля были готовы к 1963 году. Все они отличались разным оформлением кузова. Чуть позже появились предсерийные Москвич-408. На конвейер они попали в 1964 году.
Переходный Москвич-403. Фото: Youtube.com
Несмотря на новизну поколения, часть технических решений прошлось перенести с модели 407. МЗМА не имел такого финансирования, как ГАЗ, да и тот тоже не создавал свои легковые автомобили с нуля.
Модернизации
За все время выпуска, а это с 1964 по 1975 годы, Москвич-408 постоянно дорабатывался. Но глобальных рестайлингов было всего три. В 1969 году автомобиль получил только внешние изменения – новые оптику, радиаторную решетку и множество мелких доработок. Главный принцип модернизации был даже не в усовершенствовании конструкции, а в удешевлении производства.
В 1971 году Москвич-408 получил новую приборную панель. Внешне ее сразу можно отличить по цельной пластиковой накладке.
Салон автомобиля прост и бюджетен. Фото: Youtube.com
Последний серьезный рестайлинг произошел в 1973 году. Москвич-408 получил усовершенствованный рычаг переключения передач. Он стал напольным, а до этого размещался на рулевой колонке. Все остальные модернизации были несущественные, хотя автомобиль менялся постоянно.
Забытая модель
Москвич-408 был снят с производства в 1975 году. Но история модели на этом не закончилась. Сейчас уже мало кто помнит о Москвич-2138. Это достаточно редкая модель, хотя бы потому, что выпускалась она всего 6 лет. Годы производства – 1976-1982.
Москвич-2138. Фото: Youtube.com
Появление этой модели связано с дефицитом более мощных и современных двигателей, устанавливаемых на 2140. На Москвич-2138 ставили старые моторы с мощностью 50 л. с. Напомним, что УЗАМ-412 выдавал уже 75 л. с.
Внешность и салон
Для середины 1960-х дизайн Москвич-408 был передовым. В отличие от второго поколения, автомобиль стал похож на типичную европейскую модель. Это одно из слагаемых успеха машины за границей. Хотя, основная причина популярности «Москвичей» у иностранцев – это победы в ралли-рейдах, а потом и в гонках. Плюс низкая цена тоже сыграла свою роль.
Несмотря на следование тенденциям европейских дизайнеров, Москвич-408 получился достаточно ярким и самобытным автомобилем. Его внешность до сих пор узнаваема. Хотя по классу Москвич-408 ничем не отличается от модели с индексом 407, он выглядит крупнее.
Места сзади маловато. Фото: Youtube.com
Кузовные детали отличались сложностью форм и толщиной металла. Это придавало дополнительную жесткость, да и к ржавчине автомобиль был устойчивей. Машина, конечно, ржавела, но до появления сквозной коррозии проходило много времени.
Особенной стойкостью отличались экспортные экземпляры – их лакокрасочное покрытие было однозначно толще. Кстати, они еще имели много хромированных элементов и четыре фары спереди, но последнее было далеко не всегда.
Москвич-408 достаточно тесный автомобиль. Хотя, если сравнивать его с предыдущей моделью, простор однозначно увеличился. Сзади на диване могли поместиться три человека, несмотря на выступающие в салон колесные арки. Даже в европейских журналах 60-х писали, что для малолитражки Москвич-408 просторный.
Салон автомобиля не отличался роскошью – голый металл, обивка сидений и дверных карт кожзаменителем. Пластика было мало, но в процессе модернизаций он прибавлялся. Сначала накладки получила приборная панель, потом стойки кузова. Переднее сиденье изначально было цельным диваном, в 1968 году его заменили на отдельные кресла.
Отреставрированные экземпляры стоят дорого. Фото: Youtube.com
Главными минусами Москвич-408 была низкая безопасность при ДТП, точнее, этими вопросами советские конструкторы почти не занимались. Но нужно отдать должное инженерам, они постоянно совершенствовали автомобиль. Делать это приходилось – иначе машины хуже бы покупали в Западной Европе.
Технические особенности
Мотор Москвич-408 достался от предыдущего поколения. Хотя он и называется МЗМА-408, но конструктивно особо не отличается от М-407. Первое, что бросается в глаза – это повышение мощности с 45 до 50 л. с.
Если разбираться, то по факту, это все тот же «древний» мотор от Opel Kadett образца 1938 года, прошедший ряд модернизаций.
Основные отличия МЗМА-408 от немецкого:
✅ Увеличенный рабочий объем
✅ Алюминиевая головка цилиндров
✅ Перенесенные вверх клапаны
✅ Мощность 50 л. с. В экспортных вариантах даже 60 л. с.
Новый двигатель получил современный карбюратор К-126, которого не было у М-407. Мотор МЗМА-408 отличался лучшей тягой на низких и средних оборотах. А вот разгонной динамики у «Москвича» не было, зато двигатель простой в обслуживании и ремонте.
Двигатель Москвич-408 прост в обслуживании. Фото: Youtube.com
Коробка передач у Москвич-408 почти не отличалась от предыдущей модели, за исключением иной задней опоры и переработанного механизма переключения. КПП четырехступенчатая, с синхронизаторами, кроме первой передачи.
В Западной Европе коробка передач Москвича-408 не нравилась. Она была слишком шумная по сравнению с зарубежными автомобилями. Не устраивало и избыточное усилие, которое требовалось прилагать при переключении. Кстати, на экспорт все Москвичи-408 шли с напольным рычагом. У вариантов для советского внутреннего рынка механизм переключения до 1973 года располагался на рулевой колонке.
Шасси отличается простотой и надежностью. Благодаря задней рессорной подвеске, автомобиль годился для эксплуатации в сельской местности. В СССР часто устанавливали багажники на крышу, что превращало машину в грузовичок для перевозки любой мебели и крупной бытовой техники.
Рулевое управление у Москвич-408 червячное с роликом. Никаких гидроусилителей не предусмотрено.
Тормоза барабанные на все колеса. Зарубежные владельцы часто жаловались на гидравлический привод – по их мнению, усилие при нажатии на педаль было чрезмерным.
Экспортные экземпляры отличаются обилием хрома. Фото: Youtube.com
Да и останавливался «Москвич» не так быстро и эффективно, как его «одноклассники». Кстати, эту проблему в итоге решили за счет установки гидровакуумного усилителя, выпускаемого по лицензии, купленной у фирмы Girling из Великобритании.
Сейчас Москвич-408 можно еще свободно купить, причем цены вполне адекватные. В продаже есть минимум два десятка автомобилей, за которые просят от 35 тысяч до 1,1 млн рублей. Машину в идеальном состоянии можно приобрести за 170-180 тыс.
Но использовать Москвич-408 в качестве транспортного средства на каждый день не стоит. Это уже ретро, да и динамики машине откровенно не хватает для современного города. Зато Москвич-408 идеально подойдет на роль автомобиля выходного дня. Внимание ему будет обеспечено.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...