«Авиатика-МАИ-890» – на «будке с крыльями» через девяностые к две тысячи двадцатым
Многие считают небольшие легкомоторные самолеты чем-то второстепенным: так, для баловства. Но вряд ли такое можно сказать о многоцелевом самолете «Авиатика-МАИ-890». Далеко не все проекты лайнеров-«тяжеловесов» были реализованы и запущены в крупномасштабное производство. Ну не смогли пробиться крупные машины через всяческие препоны из-за несоответствия технических характеристик требуемым параметрам, отсутствия покровительства высоких чинов, сложной политической обстановки, недостатка денег и т. д. А этот небольшой одноместный самолетик, который называют «будкой с крыльями», смог!
Машина многоплановая: на ней летают авиатуристы, проводят тренировочные полеты, осуществляют геологический мониторинг земной поверхности и патрулирование. Самолет небольшой и даже не относится по международной классификации к типу «ультралайт». Это «очень ультралайт» – very light airplane или сокращенно VLA. «Авиатика» обладает целой «кучей» достоинств:
✅ невысокая цена (см. в конце статьи)
✅ малые габариты и вес
✅ маневренность
✅ экономичность в эксплуатации
От легких «собратьев» «Авиатика» унаследовала надежность, простоту пилотирования и безопасность. Например, при резком падении скорости МАИ-890 в штопор не входит.
Важная особенность машины – использование тех же каналов управления, которые доступны большим самолетам. Однако в категорию до 115 кг аппарат не попадает и полетать на нем без «прав» не получится: нужна пилотская лицензия.
Разработка стартовала еще в советский период – 1987-мом году. Но началось все еще раньше – в 1965-м, когда в Московском авиаинституте сформировалась студенческое КБ. В 1982-м оно получило название ОСКБЭС МАИ. Здесь занимались постройкой опытных самолетов для проверки различного оборудования, аэродинамических решений, технологий. При бюро организовали АО «Авиатика», которое и спроектировало свой первый самолет МАИ-890.
Уже на начальной стадии было сделано все, чтобы машина соответствовала международным стандартам FAR-23 и JAR VLA. Испытания начались в 1989-м, в этом же году организовали крупномасштабное производство и поставки заказчикам. В конце 1999-го машину сертифицировали в России. Аналогичный документ на самолет выдали ЮАР, Франция и другие страны.
В то время в промышленности была пара «модных» тенденций. Первая из них – конверсия. Мощности предприятий активно «освобождались» от военных проектов и загружались гражданскими. На заводе №30 (сегодня МАПО, ранее – «Знамя Труда») сократили производство МиГ-29 и попытались запустить строительство Т-101 «Грач», а также небезызвестного Ил-114. Однако еще до них пустующие цеха занял МАИ-890. Вообще-то изначально планировалось сделать самолет «для души».
Другая тенденция заключалась в переводе любительского творчества на профессиональные «рельсы». Своему успеху «Авиатика» в немалой степени обязана и сотрудничеству студенческого КБ с таким корифеем самолетостроения, как ФГУП РСК «МиГ». Возможно, поэтому машину сразу же стали готовить к серийному производству.
Это расчалочный биплан, сконструированный по традиционной схеме, с цельнометаллическим фюзеляжем и толкающим винтом. Крылья и оперение обшиты полотном, устойчивым к УФ-излучению и осадкам. Шасси не убираются (можно установить лыжи или поплавки для посадки на снег, водоем). Каркас сделан из алюминиевых труб, также ряд элементов изготовлен из титана, легированных сталей и композитов. Кабина оснащена парой дверей, впереди нее – обтекатель, сзади – звукоизолированный экран из стеклопластика.
Все управление механическое, жесткое, включает в себя тяги, воздействующие на элероны, руль высоты, есть триммеры-сервокомпенсаторы. Предлагается сельскохозяйственная версия машины – допуск к эксплуатации «Авиатика-МАИ-890СХ» подписан 26.04.2002 года. На ней под корпусом возможно размещение нагрузки (например, бака с химикатами, контейнеров) объемом 120 л. Также покупателям доступно два варианта автожира.
Особо стоит выделить модификацию машины, предназначенную для геовидеомониторинга. Здесь на самолете применяется уникальная аппаратура, установленная компанией «Авиатика-Урал» (г. Екатеринбург). Оборудование дает возможность использовать МАИ-890 для выполнения картографических работ, мониторинга экологии и даже создавать банк данных о физическом состоянии строительных сооружений. Вся полученная видеоинформация переводится в цифровой вид и затем обрабатывается посредством ПО, чтобы изображение превратить в растровый рисунок.
Также спецоснащение позволяет определять качество сельхозугодий – почвы. А именно – ее температуру, реальный запас влаги. Все это имеет большую ценность для выращивания культур.
В ней – стандартный набор контролирующих и пилотажных приборов: указатель скорости, тахометр, вариометр, высотомер и т. д. Их количество может изменяться в зависимости от версии двигателя. Опционально устанавливается радиостанция, работающая на УКВ-волнах. Пилотское кресло рассчитано на индивидуальный парашют.
Заказчикам предлагается три варианта австрийских двигателей. Первый – двухцилиндровый карбюраторный Rotax-503UL, развивающий 50 «лошадей» с воздушным охлаждением. Горючим служит смесь 92-го бензина с маслом. Второй вариант –тоже двухцилиндровый Rotax-582UL, выдающий 64,4 л. с. Здесь охлаждение уже жидкостное, но топливо такое же. И еще один двигатель – стосильный оппозитный четырехцилиндровый Rotax-912ULS. Горючим служит бензин с октановым числом от 92.
Немного радует то, что хоть винты изготовлены в России компанией «ДиД»: ВВ-89А-2 и ВВ-98E-11. Самолет оборудован парой топливных баков по 25 л. Допускается установка дополнительной емкости в 55 л. Технические характеристики одноместной версии МАИ-890 с мотором Rotax-503UL:
✅ размах крыльев – 8,11 м
✅ длина и высота – 5,32 и 2,25 м
✅ вес пустого (максимальный) – 226 кг (350 кг)
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 90 км/ч (115 км/ч)
✅ высота – до 3,5 км
✅ продолжительность нахождения в воздухе – 2 часа 35 минут
В конце лета 1990-го года на МАИ-890 пилот М Макаров впервые в мире установил рекорд для аппаратов этого класса по скороподъемности на высоту 3 км. «Авиатика» – постоянный участник салонов и выставок в разных странах, где он неизменно вызывает интерес у публики. Есть и еще одно мировое достижение: впервые учебный ВУЗ за летательный аппарат получил официальный документ от Госавиарегистра.
В данное время выпуском «Авиатики» занимается авторитетное предприятие – ОАО РСК «МиГ». Начиная с 1992-го года произведено и реализовано за рубежом и в РФ более 300 единиц техники. К сожалению, не все так гладко, как хотелось бы: с начала выпуска по середину 2021-го года официально зафиксировано три катастрофы, в которых погибло пять человек. Тем не менее, в кругах специалистов и любителей машина довольно популярна и пользуется спросом. Сегодня можно купить б/у самолет очень даже недорого: за одноместный (2014-й год выпуска) просят от 400-550 тыс. руб., рассчитанный на двух человек – 750 тыс. руб.
Для чего нужен и что из себя представляет МАИ-890
Машина многоплановая: на ней летают авиатуристы, проводят тренировочные полеты, осуществляют геологический мониторинг земной поверхности и патрулирование. Самолет небольшой и даже не относится по международной классификации к типу «ультралайт». Это «очень ультралайт» – very light airplane или сокращенно VLA. «Авиатика» обладает целой «кучей» достоинств:
✅ невысокая цена (см. в конце статьи)
✅ малые габариты и вес
✅ маневренность
✅ экономичность в эксплуатации
От легких «собратьев» «Авиатика» унаследовала надежность, простоту пилотирования и безопасность. Например, при резком падении скорости МАИ-890 в штопор не входит.
У машины хорошая маневренность. Фото: YouTube.com
Важная особенность машины – использование тех же каналов управления, которые доступны большим самолетам. Однако в категорию до 115 кг аппарат не попадает и полетать на нем без «прав» не получится: нужна пилотская лицензия.
Как создавали
Разработка стартовала еще в советский период – 1987-мом году. Но началось все еще раньше – в 1965-м, когда в Московском авиаинституте сформировалась студенческое КБ. В 1982-м оно получило название ОСКБЭС МАИ. Здесь занимались постройкой опытных самолетов для проверки различного оборудования, аэродинамических решений, технологий. При бюро организовали АО «Авиатика», которое и спроектировало свой первый самолет МАИ-890.
Изначально это был одноместный учебно-тренировочный самолет. Фото: YouTube.com
Уже на начальной стадии было сделано все, чтобы машина соответствовала международным стандартам FAR-23 и JAR VLA. Испытания начались в 1989-м, в этом же году организовали крупномасштабное производство и поставки заказчикам. В конце 1999-го машину сертифицировали в России. Аналогичный документ на самолет выдали ЮАР, Франция и другие страны.
Почему в тяжелые 90-е самолет все же построили
В то время в промышленности была пара «модных» тенденций. Первая из них – конверсия. Мощности предприятий активно «освобождались» от военных проектов и загружались гражданскими. На заводе №30 (сегодня МАПО, ранее – «Знамя Труда») сократили производство МиГ-29 и попытались запустить строительство Т-101 «Грач», а также небезызвестного Ил-114. Однако еще до них пустующие цеха занял МАИ-890. Вообще-то изначально планировалось сделать самолет «для души».
Потолок МАИ-890 – 3500 м. Фото: YouTube.com
Другая тенденция заключалась в переводе любительского творчества на профессиональные «рельсы». Своему успеху «Авиатика» в немалой степени обязана и сотрудничеству студенческого КБ с таким корифеем самолетостроения, как ФГУП РСК «МиГ». Возможно, поэтому машину сразу же стали готовить к серийному производству.
Как и из чего сделан
Это расчалочный биплан, сконструированный по традиционной схеме, с цельнометаллическим фюзеляжем и толкающим винтом. Крылья и оперение обшиты полотном, устойчивым к УФ-излучению и осадкам. Шасси не убираются (можно установить лыжи или поплавки для посадки на снег, водоем). Каркас сделан из алюминиевых труб, также ряд элементов изготовлен из титана, легированных сталей и композитов. Кабина оснащена парой дверей, впереди нее – обтекатель, сзади – звукоизолированный экран из стеклопластика.
С 1992-го выпускается двухместный вариант летательного аппарата.
Все управление механическое, жесткое, включает в себя тяги, воздействующие на элероны, руль высоты, есть триммеры-сервокомпенсаторы. Предлагается сельскохозяйственная версия машины – допуск к эксплуатации «Авиатика-МАИ-890СХ» подписан 26.04.2002 года. На ней под корпусом возможно размещение нагрузки (например, бака с химикатами, контейнеров) объемом 120 л. Также покупателям доступно два варианта автожира.
Двухместная версия: тесновато, однако! Фото: YouTube.com
Особо стоит выделить модификацию машины, предназначенную для геовидеомониторинга. Здесь на самолете применяется уникальная аппаратура, установленная компанией «Авиатика-Урал» (г. Екатеринбург). Оборудование дает возможность использовать МАИ-890 для выполнения картографических работ, мониторинга экологии и даже создавать банк данных о физическом состоянии строительных сооружений. Вся полученная видеоинформация переводится в цифровой вид и затем обрабатывается посредством ПО, чтобы изображение превратить в растровый рисунок.
Перенасыщенностью приборами самолет явно не страдает. Фото: YouTube.com
Также спецоснащение позволяет определять качество сельхозугодий – почвы. А именно – ее температуру, реальный запас влаги. Все это имеет большую ценность для выращивания культур.
Кабина
В ней – стандартный набор контролирующих и пилотажных приборов: указатель скорости, тахометр, вариометр, высотомер и т. д. Их количество может изменяться в зависимости от версии двигателя. Опционально устанавливается радиостанция, работающая на УКВ-волнах. Пилотское кресло рассчитано на индивидуальный парашют.
Силовая установка
Заказчикам предлагается три варианта австрийских двигателей. Первый – двухцилиндровый карбюраторный Rotax-503UL, развивающий 50 «лошадей» с воздушным охлаждением. Горючим служит смесь 92-го бензина с маслом. Второй вариант –тоже двухцилиндровый Rotax-582UL, выдающий 64,4 л. с. Здесь охлаждение уже жидкостное, но топливо такое же. И еще один двигатель – стосильный оппозитный четырехцилиндровый Rotax-912ULS. Горючим служит бензин с октановым числом от 92.
Двигатель в открытом виде чем-то напоминает «этажерки» 20-х годов прошлого века. Фото: YouTube.com
Немного радует то, что хоть винты изготовлены в России компанией «ДиД»: ВВ-89А-2 и ВВ-98E-11. Самолет оборудован парой топливных баков по 25 л. Допускается установка дополнительной емкости в 55 л. Технические характеристики одноместной версии МАИ-890 с мотором Rotax-503UL:
✅ размах крыльев – 8,11 м
✅ длина и высота – 5,32 и 2,25 м
✅ вес пустого (максимальный) – 226 кг (350 кг)
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 90 км/ч (115 км/ч)
✅ высота – до 3,5 км
✅ продолжительность нахождения в воздухе – 2 часа 35 минут
В конце лета 1990-го года на МАИ-890 пилот М Макаров впервые в мире установил рекорд для аппаратов этого класса по скороподъемности на высоту 3 км. «Авиатика» – постоянный участник салонов и выставок в разных странах, где он неизменно вызывает интерес у публики. Есть и еще одно мировое достижение: впервые учебный ВУЗ за летательный аппарат получил официальный документ от Госавиарегистра.
Положение на сегодня и катастрофы
В данное время выпуском «Авиатики» занимается авторитетное предприятие – ОАО РСК «МиГ». Начиная с 1992-го года произведено и реализовано за рубежом и в РФ более 300 единиц техники. К сожалению, не все так гладко, как хотелось бы: с начала выпуска по середину 2021-го года официально зафиксировано три катастрофы, в которых погибло пять человек. Тем не менее, в кругах специалистов и любителей машина довольно популярна и пользуется спросом. Сегодня можно купить б/у самолет очень даже недорого: за одноместный (2014-й год выпуска) просят от 400-550 тыс. руб., рассчитанный на двух человек – 750 тыс. руб.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...