«Авиатика-МАИ-890» – на «будке с крыльями» через девяностые к две тысячи двадцатым
Многие считают небольшие легкомоторные самолеты чем-то второстепенным: так, для баловства. Но вряд ли такое можно сказать о многоцелевом самолете «Авиатика-МАИ-890». Далеко не все проекты лайнеров-«тяжеловесов» были реализованы и запущены в крупномасштабное производство. Ну не смогли пробиться крупные машины через всяческие препоны из-за несоответствия технических характеристик требуемым параметрам, отсутствия покровительства высоких чинов, сложной политической обстановки, недостатка денег и т. д. А этот небольшой одноместный самолетик, который называют «будкой с крыльями», смог!
Машина многоплановая: на ней летают авиатуристы, проводят тренировочные полеты, осуществляют геологический мониторинг земной поверхности и патрулирование. Самолет небольшой и даже не относится по международной классификации к типу «ультралайт». Это «очень ультралайт» – very light airplane или сокращенно VLA. «Авиатика» обладает целой «кучей» достоинств:
✅ невысокая цена (см. в конце статьи)
✅ малые габариты и вес
✅ маневренность
✅ экономичность в эксплуатации
От легких «собратьев» «Авиатика» унаследовала надежность, простоту пилотирования и безопасность. Например, при резком падении скорости МАИ-890 в штопор не входит.
Важная особенность машины – использование тех же каналов управления, которые доступны большим самолетам. Однако в категорию до 115 кг аппарат не попадает и полетать на нем без «прав» не получится: нужна пилотская лицензия.
Разработка стартовала еще в советский период – 1987-мом году. Но началось все еще раньше – в 1965-м, когда в Московском авиаинституте сформировалась студенческое КБ. В 1982-м оно получило название ОСКБЭС МАИ. Здесь занимались постройкой опытных самолетов для проверки различного оборудования, аэродинамических решений, технологий. При бюро организовали АО «Авиатика», которое и спроектировало свой первый самолет МАИ-890.
Уже на начальной стадии было сделано все, чтобы машина соответствовала международным стандартам FAR-23 и JAR VLA. Испытания начались в 1989-м, в этом же году организовали крупномасштабное производство и поставки заказчикам. В конце 1999-го машину сертифицировали в России. Аналогичный документ на самолет выдали ЮАР, Франция и другие страны.
В то время в промышленности была пара «модных» тенденций. Первая из них – конверсия. Мощности предприятий активно «освобождались» от военных проектов и загружались гражданскими. На заводе №30 (сегодня МАПО, ранее – «Знамя Труда») сократили производство МиГ-29 и попытались запустить строительство Т-101 «Грач», а также небезызвестного Ил-114. Однако еще до них пустующие цеха занял МАИ-890. Вообще-то изначально планировалось сделать самолет «для души».
Другая тенденция заключалась в переводе любительского творчества на профессиональные «рельсы». Своему успеху «Авиатика» в немалой степени обязана и сотрудничеству студенческого КБ с таким корифеем самолетостроения, как ФГУП РСК «МиГ». Возможно, поэтому машину сразу же стали готовить к серийному производству.
Это расчалочный биплан, сконструированный по традиционной схеме, с цельнометаллическим фюзеляжем и толкающим винтом. Крылья и оперение обшиты полотном, устойчивым к УФ-излучению и осадкам. Шасси не убираются (можно установить лыжи или поплавки для посадки на снег, водоем). Каркас сделан из алюминиевых труб, также ряд элементов изготовлен из титана, легированных сталей и композитов. Кабина оснащена парой дверей, впереди нее – обтекатель, сзади – звукоизолированный экран из стеклопластика.
Все управление механическое, жесткое, включает в себя тяги, воздействующие на элероны, руль высоты, есть триммеры-сервокомпенсаторы. Предлагается сельскохозяйственная версия машины – допуск к эксплуатации «Авиатика-МАИ-890СХ» подписан 26.04.2002 года. На ней под корпусом возможно размещение нагрузки (например, бака с химикатами, контейнеров) объемом 120 л. Также покупателям доступно два варианта автожира.
Особо стоит выделить модификацию машины, предназначенную для геовидеомониторинга. Здесь на самолете применяется уникальная аппаратура, установленная компанией «Авиатика-Урал» (г. Екатеринбург). Оборудование дает возможность использовать МАИ-890 для выполнения картографических работ, мониторинга экологии и даже создавать банк данных о физическом состоянии строительных сооружений. Вся полученная видеоинформация переводится в цифровой вид и затем обрабатывается посредством ПО, чтобы изображение превратить в растровый рисунок.
Также спецоснащение позволяет определять качество сельхозугодий – почвы. А именно – ее температуру, реальный запас влаги. Все это имеет большую ценность для выращивания культур.
В ней – стандартный набор контролирующих и пилотажных приборов: указатель скорости, тахометр, вариометр, высотомер и т. д. Их количество может изменяться в зависимости от версии двигателя. Опционально устанавливается радиостанция, работающая на УКВ-волнах. Пилотское кресло рассчитано на индивидуальный парашют.
Заказчикам предлагается три варианта австрийских двигателей. Первый – двухцилиндровый карбюраторный Rotax-503UL, развивающий 50 «лошадей» с воздушным охлаждением. Горючим служит смесь 92-го бензина с маслом. Второй вариант –тоже двухцилиндровый Rotax-582UL, выдающий 64,4 л. с. Здесь охлаждение уже жидкостное, но топливо такое же. И еще один двигатель – стосильный оппозитный четырехцилиндровый Rotax-912ULS. Горючим служит бензин с октановым числом от 92.
Немного радует то, что хоть винты изготовлены в России компанией «ДиД»: ВВ-89А-2 и ВВ-98E-11. Самолет оборудован парой топливных баков по 25 л. Допускается установка дополнительной емкости в 55 л. Технические характеристики одноместной версии МАИ-890 с мотором Rotax-503UL:
✅ размах крыльев – 8,11 м
✅ длина и высота – 5,32 и 2,25 м
✅ вес пустого (максимальный) – 226 кг (350 кг)
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 90 км/ч (115 км/ч)
✅ высота – до 3,5 км
✅ продолжительность нахождения в воздухе – 2 часа 35 минут
В конце лета 1990-го года на МАИ-890 пилот М Макаров впервые в мире установил рекорд для аппаратов этого класса по скороподъемности на высоту 3 км. «Авиатика» – постоянный участник салонов и выставок в разных странах, где он неизменно вызывает интерес у публики. Есть и еще одно мировое достижение: впервые учебный ВУЗ за летательный аппарат получил официальный документ от Госавиарегистра.
В данное время выпуском «Авиатики» занимается авторитетное предприятие – ОАО РСК «МиГ». Начиная с 1992-го года произведено и реализовано за рубежом и в РФ более 300 единиц техники. К сожалению, не все так гладко, как хотелось бы: с начала выпуска по середину 2021-го года официально зафиксировано три катастрофы, в которых погибло пять человек. Тем не менее, в кругах специалистов и любителей машина довольно популярна и пользуется спросом. Сегодня можно купить б/у самолет очень даже недорого: за одноместный (2014-й год выпуска) просят от 400-550 тыс. руб., рассчитанный на двух человек – 750 тыс. руб.
Для чего нужен и что из себя представляет МАИ-890
Машина многоплановая: на ней летают авиатуристы, проводят тренировочные полеты, осуществляют геологический мониторинг земной поверхности и патрулирование. Самолет небольшой и даже не относится по международной классификации к типу «ультралайт». Это «очень ультралайт» – very light airplane или сокращенно VLA. «Авиатика» обладает целой «кучей» достоинств:
✅ невысокая цена (см. в конце статьи)
✅ малые габариты и вес
✅ маневренность
✅ экономичность в эксплуатации
От легких «собратьев» «Авиатика» унаследовала надежность, простоту пилотирования и безопасность. Например, при резком падении скорости МАИ-890 в штопор не входит.
У машины хорошая маневренность. Фото: YouTube.com
Важная особенность машины – использование тех же каналов управления, которые доступны большим самолетам. Однако в категорию до 115 кг аппарат не попадает и полетать на нем без «прав» не получится: нужна пилотская лицензия.
Как создавали
Разработка стартовала еще в советский период – 1987-мом году. Но началось все еще раньше – в 1965-м, когда в Московском авиаинституте сформировалась студенческое КБ. В 1982-м оно получило название ОСКБЭС МАИ. Здесь занимались постройкой опытных самолетов для проверки различного оборудования, аэродинамических решений, технологий. При бюро организовали АО «Авиатика», которое и спроектировало свой первый самолет МАИ-890.
Изначально это был одноместный учебно-тренировочный самолет. Фото: YouTube.com
Уже на начальной стадии было сделано все, чтобы машина соответствовала международным стандартам FAR-23 и JAR VLA. Испытания начались в 1989-м, в этом же году организовали крупномасштабное производство и поставки заказчикам. В конце 1999-го машину сертифицировали в России. Аналогичный документ на самолет выдали ЮАР, Франция и другие страны.
Почему в тяжелые 90-е самолет все же построили
В то время в промышленности была пара «модных» тенденций. Первая из них – конверсия. Мощности предприятий активно «освобождались» от военных проектов и загружались гражданскими. На заводе №30 (сегодня МАПО, ранее – «Знамя Труда») сократили производство МиГ-29 и попытались запустить строительство Т-101 «Грач», а также небезызвестного Ил-114. Однако еще до них пустующие цеха занял МАИ-890. Вообще-то изначально планировалось сделать самолет «для души».
Потолок МАИ-890 – 3500 м. Фото: YouTube.com
Другая тенденция заключалась в переводе любительского творчества на профессиональные «рельсы». Своему успеху «Авиатика» в немалой степени обязана и сотрудничеству студенческого КБ с таким корифеем самолетостроения, как ФГУП РСК «МиГ». Возможно, поэтому машину сразу же стали готовить к серийному производству.
Как и из чего сделан
Это расчалочный биплан, сконструированный по традиционной схеме, с цельнометаллическим фюзеляжем и толкающим винтом. Крылья и оперение обшиты полотном, устойчивым к УФ-излучению и осадкам. Шасси не убираются (можно установить лыжи или поплавки для посадки на снег, водоем). Каркас сделан из алюминиевых труб, также ряд элементов изготовлен из титана, легированных сталей и композитов. Кабина оснащена парой дверей, впереди нее – обтекатель, сзади – звукоизолированный экран из стеклопластика.
С 1992-го выпускается двухместный вариант летательного аппарата.
Все управление механическое, жесткое, включает в себя тяги, воздействующие на элероны, руль высоты, есть триммеры-сервокомпенсаторы. Предлагается сельскохозяйственная версия машины – допуск к эксплуатации «Авиатика-МАИ-890СХ» подписан 26.04.2002 года. На ней под корпусом возможно размещение нагрузки (например, бака с химикатами, контейнеров) объемом 120 л. Также покупателям доступно два варианта автожира.
Двухместная версия: тесновато, однако! Фото: YouTube.com
Особо стоит выделить модификацию машины, предназначенную для геовидеомониторинга. Здесь на самолете применяется уникальная аппаратура, установленная компанией «Авиатика-Урал» (г. Екатеринбург). Оборудование дает возможность использовать МАИ-890 для выполнения картографических работ, мониторинга экологии и даже создавать банк данных о физическом состоянии строительных сооружений. Вся полученная видеоинформация переводится в цифровой вид и затем обрабатывается посредством ПО, чтобы изображение превратить в растровый рисунок.
Перенасыщенностью приборами самолет явно не страдает. Фото: YouTube.com
Также спецоснащение позволяет определять качество сельхозугодий – почвы. А именно – ее температуру, реальный запас влаги. Все это имеет большую ценность для выращивания культур.
Кабина
В ней – стандартный набор контролирующих и пилотажных приборов: указатель скорости, тахометр, вариометр, высотомер и т. д. Их количество может изменяться в зависимости от версии двигателя. Опционально устанавливается радиостанция, работающая на УКВ-волнах. Пилотское кресло рассчитано на индивидуальный парашют.
Силовая установка
Заказчикам предлагается три варианта австрийских двигателей. Первый – двухцилиндровый карбюраторный Rotax-503UL, развивающий 50 «лошадей» с воздушным охлаждением. Горючим служит смесь 92-го бензина с маслом. Второй вариант –тоже двухцилиндровый Rotax-582UL, выдающий 64,4 л. с. Здесь охлаждение уже жидкостное, но топливо такое же. И еще один двигатель – стосильный оппозитный четырехцилиндровый Rotax-912ULS. Горючим служит бензин с октановым числом от 92.
Двигатель в открытом виде чем-то напоминает «этажерки» 20-х годов прошлого века. Фото: YouTube.com
Немного радует то, что хоть винты изготовлены в России компанией «ДиД»: ВВ-89А-2 и ВВ-98E-11. Самолет оборудован парой топливных баков по 25 л. Допускается установка дополнительной емкости в 55 л. Технические характеристики одноместной версии МАИ-890 с мотором Rotax-503UL:
✅ размах крыльев – 8,11 м
✅ длина и высота – 5,32 и 2,25 м
✅ вес пустого (максимальный) – 226 кг (350 кг)
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 90 км/ч (115 км/ч)
✅ высота – до 3,5 км
✅ продолжительность нахождения в воздухе – 2 часа 35 минут
В конце лета 1990-го года на МАИ-890 пилот М Макаров впервые в мире установил рекорд для аппаратов этого класса по скороподъемности на высоту 3 км. «Авиатика» – постоянный участник салонов и выставок в разных странах, где он неизменно вызывает интерес у публики. Есть и еще одно мировое достижение: впервые учебный ВУЗ за летательный аппарат получил официальный документ от Госавиарегистра.
Положение на сегодня и катастрофы
В данное время выпуском «Авиатики» занимается авторитетное предприятие – ОАО РСК «МиГ». Начиная с 1992-го года произведено и реализовано за рубежом и в РФ более 300 единиц техники. К сожалению, не все так гладко, как хотелось бы: с начала выпуска по середину 2021-го года официально зафиксировано три катастрофы, в которых погибло пять человек. Тем не менее, в кругах специалистов и любителей машина довольно популярна и пользуется спросом. Сегодня можно купить б/у самолет очень даже недорого: за одноместный (2014-й год выпуска) просят от 400-550 тыс. руб., рассчитанный на двух человек – 750 тыс. руб.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...