«Авиатика-МАИ-890» – на «будке с крыльями» через девяностые к две тысячи двадцатым
4 278

«Авиатика-МАИ-890» – на «будке с крыльями» через девяностые к две тысячи двадцатым

Многие считают небольшие легкомоторные самолеты чем-то второстепенным: так, для баловства. Но вряд ли такое можно сказать о многоцелевом самолете «Авиатика-МАИ-890». Далеко не все проекты лайнеров-«тяжеловесов» были реализованы и запущены в крупномасштабное производство. Ну не смогли пробиться крупные машины через всяческие препоны из-за несоответствия технических характеристик требуемым параметрам, отсутствия покровительства высоких чинов, сложной политической обстановки, недостатка денег и т. д. А этот небольшой одноместный самолетик, который называют «будкой с крыльями», смог!


Для чего нужен и что из себя представляет МАИ-890


Машина многоплановая: на ней летают авиатуристы, проводят тренировочные полеты, осуществляют геологический мониторинг земной поверхности и патрулирование. Самолет небольшой и даже не относится по международной классификации к типу «ультралайт». Это «очень ультралайт» – very light airplane или сокращенно VLA. «Авиатика» обладает целой «кучей» достоинств:

✅ невысокая цена (см. в конце статьи)
✅ малые габариты и вес
✅ маневренность
✅ экономичность в эксплуатации

От легких «собратьев» «Авиатика» унаследовала надежность, простоту пилотирования и безопасность. Например, при резком падении скорости МАИ-890 в штопор не входит.

«Авиатика-МАИ-890» – на «будке с крыльями» через девяностые к две тысячи двадцатымУ машины хорошая маневренность. Фото: YouTube.com

Важная особенность машины – использование тех же каналов управления, которые доступны большим самолетам. Однако в категорию до 115 кг аппарат не попадает и полетать на нем без «прав» не получится: нужна пилотская лицензия.

Как создавали


Разработка стартовала еще в советский период – 1987-мом году. Но началось все еще раньше – в 1965-м, когда в Московском авиаинституте сформировалась студенческое КБ. В 1982-м оно получило название ОСКБЭС МАИ. Здесь занимались постройкой опытных самолетов для проверки различного оборудования, аэродинамических решений, технологий. При бюро организовали АО «Авиатика», которое и спроектировало свой первый самолет МАИ-890.

Изначально это был одноместный учебно-тренировочный самолет. Фото: YouTube.com

Уже на начальной стадии было сделано все, чтобы машина соответствовала международным стандартам FAR-23 и JAR VLA. Испытания начались в 1989-м, в этом же году организовали крупномасштабное производство и поставки заказчикам. В конце 1999-го машину сертифицировали в России. Аналогичный документ на самолет выдали ЮАР, Франция и другие страны.

Почему в тяжелые 90-е самолет все же построили


В то время в промышленности была пара «модных» тенденций. Первая из них – конверсия. Мощности предприятий активно «освобождались» от военных проектов и загружались гражданскими. На заводе №30 (сегодня МАПО, ранее – «Знамя Труда») сократили производство МиГ-29 и попытались запустить строительство Т-101 «Грач», а также небезызвестного Ил-114. Однако еще до них пустующие цеха занял МАИ-890. Вообще-то изначально планировалось сделать самолет «для души».

Потолок МАИ-890 – 3500 м. Фото: YouTube.com

Другая тенденция заключалась в переводе любительского творчества на профессиональные «рельсы». Своему успеху «Авиатика» в немалой степени обязана и сотрудничеству студенческого КБ с таким корифеем самолетостроения, как ФГУП РСК «МиГ». Возможно, поэтому машину сразу же стали готовить к серийному производству.

Как и из чего сделан


Это расчалочный биплан, сконструированный по традиционной схеме, с цельнометаллическим фюзеляжем и толкающим винтом. Крылья и оперение обшиты полотном, устойчивым к УФ-излучению и осадкам. Шасси не убираются (можно установить лыжи или поплавки для посадки на снег, водоем). Каркас сделан из алюминиевых труб, также ряд элементов изготовлен из титана, легированных сталей и композитов. Кабина оснащена парой дверей, впереди нее – обтекатель, сзади – звукоизолированный экран из стеклопластика.

С 1992-го выпускается двухместный вариант летательного аппарата.

Все управление механическое, жесткое, включает в себя тяги, воздействующие на элероны, руль высоты, есть триммеры-сервокомпенсаторы. Предлагается сельскохозяйственная версия машины – допуск к эксплуатации «Авиатика-МАИ-890СХ» подписан 26.04.2002 года. На ней под корпусом возможно размещение нагрузки (например, бака с химикатами, контейнеров) объемом 120 л. Также покупателям доступно два варианта автожира.

Двухместная версия: тесновато, однако! Фото: YouTube.com

Особо стоит выделить модификацию машины, предназначенную для геовидеомониторинга. Здесь на самолете применяется уникальная аппаратура, установленная компанией «Авиатика-Урал» (г. Екатеринбург). Оборудование дает возможность использовать МАИ-890 для выполнения картографических работ, мониторинга экологии и даже создавать банк данных о физическом состоянии строительных сооружений. Вся полученная видеоинформация переводится в цифровой вид и затем обрабатывается посредством ПО, чтобы изображение превратить в растровый рисунок.

Перенасыщенностью приборами самолет явно не страдает. Фото: YouTube.com

Также спецоснащение позволяет определять качество сельхозугодий – почвы. А именно – ее температуру, реальный запас влаги. Все это имеет большую ценность для выращивания культур.

Кабина


В ней – стандартный набор контролирующих и пилотажных приборов: указатель скорости, тахометр, вариометр, высотомер и т. д. Их количество может изменяться в зависимости от версии двигателя. Опционально устанавливается радиостанция, работающая на УКВ-волнах. Пилотское кресло рассчитано на индивидуальный парашют.

Силовая установка


Заказчикам предлагается три варианта австрийских двигателей. Первый – двухцилиндровый карбюраторный Rotax-503UL, развивающий 50 «лошадей» с воздушным охлаждением. Горючим служит смесь 92-го бензина с маслом. Второй вариант –тоже двухцилиндровый Rotax-582UL, выдающий 64,4 л. с. Здесь охлаждение уже жидкостное, но топливо такое же. И еще один двигатель – стосильный оппозитный четырехцилиндровый Rotax-912ULS. Горючим служит бензин с октановым числом от 92.

Двигатель в открытом виде чем-то напоминает «этажерки» 20-х годов прошлого века. Фото: YouTube.com

Немного радует то, что хоть винты изготовлены в России компанией «ДиД»: ВВ-89А-2 и ВВ-98E-11. Самолет оборудован парой топливных баков по 25 л. Допускается установка дополнительной емкости в 55 л. Технические характеристики одноместной версии МАИ-890 с мотором Rotax-503UL:

✅ размах крыльев – 8,11 м
✅ длина и высота – 5,32 и 2,25 м
✅ вес пустого (максимальный) – 226 кг (350 кг)
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 90 км/ч (115 км/ч)
✅ высота – до 3,5 км
✅ продолжительность нахождения в воздухе – 2 часа 35 минут

В конце лета 1990-го года на МАИ-890 пилот М Макаров впервые в мире установил рекорд для аппаратов этого класса по скороподъемности на высоту 3 км. «Авиатика» – постоянный участник салонов и выставок в разных странах, где он неизменно вызывает интерес у публики. Есть и еще одно мировое достижение: впервые учебный ВУЗ за летательный аппарат получил официальный документ от Госавиарегистра.

Положение на сегодня и катастрофы


В данное время выпуском «Авиатики» занимается авторитетное предприятие – ОАО РСК «МиГ». Начиная с 1992-го года произведено и реализовано за рубежом и в РФ более 300 единиц техники. К сожалению, не все так гладко, как хотелось бы: с начала выпуска по середину 2021-го года официально зафиксировано три катастрофы, в которых погибло пять человек. Тем не менее, в кругах специалистов и любителей машина довольно популярна и пользуется спросом. Сегодня можно купить б/у самолет очень даже недорого: за одноместный (2014-й год выпуска) просят от 400-550 тыс. руб., рассчитанный на двух человек – 750 тыс. руб.
А вы что думаете об «Авиатика-МАИ-890».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...