
ТВД-2ДТС – биплан с уникальным крылом «проиграл» «Байкалу» ЛМС-901
Это воздушное судно, с виду напоминающее Ан-2, а точнее, Ан-3, является новым самолетом, спроектированным в институте авиации им. Чаплыгина (Новосибирск). Но в качестве основы конструкторы все же использовали схему биплана-«кукурузника». Сначала в 2010 году инженеры принялись за модернизацию ветерана Ан-2. Все понимали: хоть у этой машины на редкость удачная конструкция, но все же она построена в середине минувшего века. Цель работы: создать самолет современного типа, который унаследует все самое лучшее от предшественника.
Изначально разработали самолет, получивший название ТВС-2МС. Эта «абракадабра», не особо удобная, означала – турбовинтовой самолет, рассчитанный на двух пилотов, сделанный Сибирским институтом. От буквосочетания «Ан» в названии пришлось отказаться, т. к. оно зарегистрировано в соседней стране. В сентябре 2011 года машина впервые поднялась в небо. По ходу испытаний выяснилось: все заявленные параметры удалось реализовать: они стали лучше по сравнению с Ан-2 на 15-20 %, а дальность полета увеличилась на 50 %. Расход горючего (стали применять керосин ТС-1, заменив дорогой бензин Б-91) уменьшился на 10 %.
В результате летный час стал обходиться дешевле на 20 тыс. руб. На этом конструкторы не остановились и пошли дальше.
Одна из особенностей машины – сделанное из композитных материалов крыло и хвостовое оперение. А именно: нервюры, лонжероны и частично панели. Другой важный момент: пара крыльев представляют собой единое целое, этакую «этажерку». В итоге конструкция дала возможность отказаться от расчалок. А главное – повысить скорость: как максимальную, так и крейсерскую.
Строящийся самолет можно сразу отличить по характерному загибу крыльев. Фото: YouTube.com
Первый полет ТВС-2ДТ состоялся 10.06.2015. Уже в следующем году начата разработка предсерийного образца. В течение 2017 года создавалась конструкторская документация, готовились производственные площадки. Для самолета изготовили 630 деталей из композитов и 1700 – из металла путем фрезерования.
К лету 2017-го машине дали дополнительную букву в индексе – ТВС-2ДТС. Сначала ее тестировали на земле. Цель испытаний – проверка прочности элементов машины, сделанных из композитов. Самолет нагружали по максимуму. В итоге выяснилось, что фюзеляж требует усиления, что и сделали. На обшивку наложили накладки, крепеж шасси заменили на более прочный.
После испытаний самолет ТВС-2ДТ пришлось дорабатывать. Фото: YouTube.com
Использование углепластика оригинального крыла, получившего большую жесткость, увеличило общую надежность машины. Это дало возможность поставить дополнительные баки под горючее. Некоторые данные ТВД-2ДТС (в скобках параметры Ан-2):
✅ скорость – 350 км/ч (190 км/ч)
✅ дальность – 4500 км (990 км)
✅ коммерческая нагрузка – 2,5 т (2 т)
Из новшеств есть смысл отметить систему пуска двигателя ТЭЭМП, работающую от суперконденсаторов. Благодаря этому мотор может запускаться при морозе до -50°. В то время как традиционные батареи отказываются работать уже при -25°. Аккумуляторы используются для питания бортовой сети.
Он прошел все нужные испытания и был полностью подготовлен к серийному производству. Даже Минпромторг РФ не один раз делал официальные заявления о скором старте масштабного производства.
В кабине – современная система управления и навигации. Фото: YouTube.com
Предполагалось, что ТВС-2ДТС будет выпускаться на авиазаводе в Улан-Удэ с 2021-го года.
Однако в 2019-м все «переиграли», когда на «сцене» появился «Байкал» – тоже легкомоторный самолет. Его разработали на Урале при содействии Московского авиаинститута. Почему же отказались от ТВС-2ДТС? Предположительно, причин несколько. Одна из них – пара аварий, из-за которых погибло пять человек. Но были и претензии иного рода. Например, большое количество импортных комплектующих, включая мотор. Плюс, машина оказалась тяжелой по сравнению с «Байкалом», который в пустом виде весил 2,04 т, максимально – 4,8 т. У ТВС-2ДТС – 3,18 и 7,4 т соответственно. К тому же стоил он в 1,5 раза больше.
Изначально разработали самолет, получивший название ТВС-2МС. Эта «абракадабра», не особо удобная, означала – турбовинтовой самолет, рассчитанный на двух пилотов, сделанный Сибирским институтом. От буквосочетания «Ан» в названии пришлось отказаться, т. к. оно зарегистрировано в соседней стране. В сентябре 2011 года машина впервые поднялась в небо. По ходу испытаний выяснилось: все заявленные параметры удалось реализовать: они стали лучше по сравнению с Ан-2 на 15-20 %, а дальность полета увеличилась на 50 %. Расход горючего (стали применять керосин ТС-1, заменив дорогой бензин Б-91) уменьшился на 10 %.
На самолете вместо российского устаревшего двигателя АШ-62ИР установили американский Honeywell ТРЕ-331-12, выдававший 1100 «лошадей».
В результате летный час стал обходиться дешевле на 20 тыс. руб. На этом конструкторы не остановились и пошли дальше.
ТВС-2ДТ
Одна из особенностей машины – сделанное из композитных материалов крыло и хвостовое оперение. А именно: нервюры, лонжероны и частично панели. Другой важный момент: пара крыльев представляют собой единое целое, этакую «этажерку». В итоге конструкция дала возможность отказаться от расчалок. А главное – повысить скорость: как максимальную, так и крейсерскую.

Первый полет ТВС-2ДТ состоялся 10.06.2015. Уже в следующем году начата разработка предсерийного образца. В течение 2017 года создавалась конструкторская документация, готовились производственные площадки. Для самолета изготовили 630 деталей из композитов и 1700 – из металла путем фрезерования.
Испытания
К лету 2017-го машине дали дополнительную букву в индексе – ТВС-2ДТС. Сначала ее тестировали на земле. Цель испытаний – проверка прочности элементов машины, сделанных из композитов. Самолет нагружали по максимуму. В итоге выяснилось, что фюзеляж требует усиления, что и сделали. На обшивку наложили накладки, крепеж шасси заменили на более прочный.

Использование углепластика оригинального крыла, получившего большую жесткость, увеличило общую надежность машины. Это дало возможность поставить дополнительные баки под горючее. Некоторые данные ТВД-2ДТС (в скобках параметры Ан-2):
✅ скорость – 350 км/ч (190 км/ч)
✅ дальность – 4500 км (990 км)
✅ коммерческая нагрузка – 2,5 т (2 т)
Из новшеств есть смысл отметить систему пуска двигателя ТЭЭМП, работающую от суперконденсаторов. Благодаря этому мотор может запускаться при морозе до -50°. В то время как традиционные батареи отказываются работать уже при -25°. Аккумуляторы используются для питания бортовой сети.
Дальнейшая судьба самолета: перспективы
Он прошел все нужные испытания и был полностью подготовлен к серийному производству. Даже Минпромторг РФ не один раз делал официальные заявления о скором старте масштабного производства.

Предполагалось, что ТВС-2ДТС будет выпускаться на авиазаводе в Улан-Удэ с 2021-го года.
Грустный финал
Однако в 2019-м все «переиграли», когда на «сцене» появился «Байкал» – тоже легкомоторный самолет. Его разработали на Урале при содействии Московского авиаинститута. Почему же отказались от ТВС-2ДТС? Предположительно, причин несколько. Одна из них – пара аварий, из-за которых погибло пять человек. Но были и претензии иного рода. Например, большое количество импортных комплектующих, включая мотор. Плюс, машина оказалась тяжелой по сравнению с «Байкалом», который в пустом виде весил 2,04 т, максимально – 4,8 т. У ТВС-2ДТС – 3,18 и 7,4 т соответственно. К тому же стоил он в 1,5 раза больше.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас