Для чего нужен сапун и как он работает
Сапун – совсем небольшая деталь, на которую мало обращают внимания, а то и вообще не знают о ее существовании. Речь идет о клапане, обеспечивающим сообщение с атмосферой «замкнутого пространства» картера двигателя, коробки, заднего и переднего мостов. Как работает этот элемент?
Внутри работающего агрегата, загерметизированного с помощью прокладок, сальников, вращаются узлы и детали: валы, шестеренки и т. п. При этом из-за трения нагреваются не только они, но и масло, прослойка воздуха (ведь вы не льете смазку не «до упора», а до определенной метки, выходного отверстия). Когда температура пустого пространства увеличилась, происходит его расширение и «лишний» воздух через клапан-сапун выходит наружу. При остывании масло становится меньше по объему. В итоге образуется разрежение, втягивающее в картер недостающий воздух. Благодаря сапуну внутри агрегата всегда одно и то же атмосферное давление.
Но возникает вопрос: а почему нельзя просто просверлить дырку? Отверстие также будет обеспечивать сообщение картера с окружающей средой. Проблема в том, что тогда внутрь будет попадать грязь, пыль, влага. А при наклоне транспортного средства из агрегата начнет вытекать смазка.
Хотя практика устройства сапуна в таком виде существует: например, там, где масло густое (редукторы мощных «болгарок», «циркулярок»). Но автомобиль – совсем иное дело и сапун в нем устроен несколько сложнее.
По виду это штуцер с резьбой, имеющий сквозное отверстие и прикрытый сверху перемещающимся при легком нажатии колпачком. Под ним находится сплошная резинка в виде круга, которую к верху штуцера прижимает пружинка. Второй ее конец изнутри упирается в колпачок. Элементарная конструкция, имеющая, однако, несколько нюансов.
Чтобы точнее понять суть происходящих процессов внутри картера того или иного узла, стоит подробнее рассмотреть несколько ситуаций, в которые попадает автомобиль.
Детали внутри агрегата вращаются и нагревают масло, в результате чего воздушная прослойка сжимается, давление внутри узла увеличивается.
Пружинка клапана слабая и поэтому сжимается сразу же, как только на нее начинают действовать силы изнутри. В итоге лишний воздух сбрасывается.
«Внутренности» агрегата остывают, как и смазка. Давление падает и внутри образуется разрежение, из-за которого картер вроде бы становится герметичным. Но на деле это не так. Слабая пружина и не притертая идеальным образом резинка не рассчитаны на долгое удержание вакуума. Поэтому воздух попадает внутрь и таким образом давление выравнивается.
Подобная ситуация происходит при попадании автомобиля в лужу или в ходе преодоления брода, если у вас внедорожник. Тогда разрежение в агрегате получается почти мгновенно. Да и как иначе, если, например, разогретый внутри до +90° мост попадает в лужу, где температура воды – около нуля. В таких случаях резиновую прокладку прижимает не только пружинка, но и разрежение. Клапан герметизируется, и вода с грязью не проникают внутрь агрегата.
А если транспортное средство будет долго находиться в воде по самые ступицы? Тогда влага может проникнуть через сальники. Эти элементы хорошо герметизируют агрегаты, но только изнутри: т. е. не дают маслу вытечь наружу. Впрочем, если сальник новый, он не позволит воде проникнуть внутрь, чего нельзя сказать о сильно изношенных деталях. Об этом хорошо знают опытные владельцы внедорожников. И, чтобы не допустить образования разрежения в таких случаях, частично «ликвидируют» сапун, срезая колпачок.
Вместо него на штуцер натягивают шланг, конец которого выводят повыше: например, под капот или в багажник. Такая крайняя мера пригодится владельцам авто с высокой проходимостью, постоянно «покоряющих» бездорожье. А вот для обычных городских и шоссейных машин это уже излишне.
Когда клапан перестает действовать, смазка под давлением начнет искать выход наружу и пойдет по пути наименьшего сопротивления.
Если сапун двигателя, в лучшем случае приподнимется щуп. В худшем (это касается коробки и мостов тоже) – начнут протекать сальники, прокладки. Забивается сапун по нескольким причинам:
✅ предел ресурса цилиндро-поршневой группы
✅ сильный износ ГРМ
✅ большой уровень масло или низкое его качество
✅ выход из строя вентиляционного клапана
Наиболее частая причина – загрязненная смазка, в которую попадают частицы изношенных деталей: например, металлическая стружка.
Иногда посторонних включений так много, что забивается даже патрубок, что свойственно для старых автомобилей.
Эта неприятность «подскажет» как о простых, так и серьезных неисправностях силового агрегата. Дым из клапана может свидетельствовать о:
✅ залегании поршневых колец, их поломке, износе (потребуется замена)
✅ прогаре клапана (одного или нескольких)
✅ окончании ресурса маслоотражательных колпачков
✅ необходимости замены сальников коленвала
Если из клапана идет белый дым, это значит, что в смазку движка попадает антифриз.
Следы загрязнений можно увидеть на воздушном фильтре или его корпусе. Также подобная неприятность сопровождается появлением отложений на впускном коллекторе и дроссельном механизме.
Течь масла из сапуна нередко сопровождается падением мощности движка и увеличением расхода горючего. Причины в основном те же, которые обуславливают появление дыма. Разве что стоит добавить:
✅ засор канала маслоотделителя (чаще всего он находится под клапанной крышкой)
✅ загрязнение воздушного фильтра
Чтобы точнее выяснить причину, проведите диагностику: это можно сделать самостоятельно. Сначала взгляните на цвет выхлопа при заведенном моторе. Если дым сизый, черный – проблемы с ЦПГ либо ГРМ. Белый оттенок при хорошо прогретом двигателе говорит о попадании в смазку антифриза. Еще проверьте компрессию: для бензиновых двигателей легковых авто она должна находиться в пределах 11-13 МПа. Разница между цилиндрами – 1 МПа.
Ослабьте хомут и снимите патрубок с сапуна и крышки клапанов. Если требуется, промойте его и высушите. Далее отверните гайки (их две) крепления клапанной крышки и снимите ее. Внутри вы увидите маслоотделитель, представляющий собой пачку пластин. Каждую из них промойте по отдельности в химически агрессивной жидкости. Потом можно замочить на несколько часов в стиральном порошке, просушить и поставить обратно.
Попутно стоит отвернуть и проверить на предмет забивания загрязнениями тройник. Например, у переднеприводной «Лады» и «Самары» он находится внизу блока спереди: один конец идет к патрубку (его нужно отсоединить) и в клапанную крышку, другой – к щупу (выньте его). Затем извлеките тройник и тщательно промойте: при необходимости замените на новый.
Если вы используете рекомендованное масло, вовремя его меняете и авто, которое эксплуатируется в городе и на трассе, не прошло 100 тыс. км, вряд ли сапун доставит хлопот. Иное дело, когда машина уже свой первый «круг намотала». Тогда нужно регулярно осматривать пространство под капотом: при наличии подтеков под клапанной крышкой стоит в первую очередь заняться проверкой системы вентиляции картера и сапуна.
Внутри работающего агрегата, загерметизированного с помощью прокладок, сальников, вращаются узлы и детали: валы, шестеренки и т. п. При этом из-за трения нагреваются не только они, но и масло, прослойка воздуха (ведь вы не льете смазку не «до упора», а до определенной метки, выходного отверстия). Когда температура пустого пространства увеличилась, происходит его расширение и «лишний» воздух через клапан-сапун выходит наружу. При остывании масло становится меньше по объему. В итоге образуется разрежение, втягивающее в картер недостающий воздух. Благодаря сапуну внутри агрегата всегда одно и то же атмосферное давление.
Сапун КПП LADA 21010-1700020-00. Средняя цена: 300 руб. Фото: ЯндексМаркет
Но возникает вопрос: а почему нельзя просто просверлить дырку? Отверстие также будет обеспечивать сообщение картера с окружающей средой. Проблема в том, что тогда внутрь будет попадать грязь, пыль, влага. А при наклоне транспортного средства из агрегата начнет вытекать смазка.
Сапун картера заднего моста для LADA 21010-2401050-01. Средняя цена: 194 руб. Фото: ЯндексМаркет
Хотя практика устройства сапуна в таком виде существует: например, там, где масло густое (редукторы мощных «болгарок», «циркулярок»). Но автомобиль – совсем иное дело и сапун в нем устроен несколько сложнее.
Конструкция клапана
По виду это штуцер с резьбой, имеющий сквозное отверстие и прикрытый сверху перемещающимся при легком нажатии колпачком. Под ним находится сплошная резинка в виде круга, которую к верху штуцера прижимает пружинка. Второй ее конец изнутри упирается в колпачок. Элементарная конструкция, имеющая, однако, несколько нюансов.
Сапун в разобранном виде: видна пружинка, резинка, колпачок – в пальцах. Фото: YouTube.com
Чтобы точнее понять суть происходящих процессов внутри картера того или иного узла, стоит подробнее рассмотреть несколько ситуаций, в которые попадает автомобиль.
Когда двигатель работает, и машина движется
Детали внутри агрегата вращаются и нагревают масло, в результате чего воздушная прослойка сжимается, давление внутри узла увеличивается.
Если нажать на колпачок исправного сапуна, он будет слегка пружинить. Фото: YouTube.com
Пружинка клапана слабая и поэтому сжимается сразу же, как только на нее начинают действовать силы изнутри. В итоге лишний воздух сбрасывается.
Машина стоит, двигатель заглушен
«Внутренности» агрегата остывают, как и смазка. Давление падает и внутри образуется разрежение, из-за которого картер вроде бы становится герметичным. Но на деле это не так. Слабая пружина и не притертая идеальным образом резинка не рассчитаны на долгое удержание вакуума. Поэтому воздух попадает внутрь и таким образом давление выравнивается.
Резкое охлаждение агрегата
Подобная ситуация происходит при попадании автомобиля в лужу или в ходе преодоления брода, если у вас внедорожник. Тогда разрежение в агрегате получается почти мгновенно. Да и как иначе, если, например, разогретый внутри до +90° мост попадает в лужу, где температура воды – около нуля. В таких случаях резиновую прокладку прижимает не только пружинка, но и разрежение. Клапан герметизируется, и вода с грязью не проникают внутрь агрегата.
Если сапун хороший, вода внутрь агрегатов не попадет! Фото: YouTube.com
А если транспортное средство будет долго находиться в воде по самые ступицы? Тогда влага может проникнуть через сальники. Эти элементы хорошо герметизируют агрегаты, но только изнутри: т. е. не дают маслу вытечь наружу. Впрочем, если сальник новый, он не позволит воде проникнуть внутрь, чего нельзя сказать о сильно изношенных деталях. Об этом хорошо знают опытные владельцы внедорожников. И, чтобы не допустить образования разрежения в таких случаях, частично «ликвидируют» сапун, срезая колпачок.
В 90-е, когда все было в дефиците, на российских автозаводах нередко вместо сапуна ставили штуцер с колпачком. И, если авто не ездило по бездорожью, большинство этого и не замечало.
Вместо него на штуцер натягивают шланг, конец которого выводят повыше: например, под капот или в багажник. Такая крайняя мера пригодится владельцам авто с высокой проходимостью, постоянно «покоряющих» бездорожье. А вот для обычных городских и шоссейных машин это уже излишне.
Что будет, когда сапун засорится
Когда клапан перестает действовать, смазка под давлением начнет искать выход наружу и пойдет по пути наименьшего сопротивления.
При забитом сапуне масло начнет выдавливаться через клапанную крышку (Hyundai Solaris). Фото: YouTube.com
Если сапун двигателя, в лучшем случае приподнимется щуп. В худшем (это касается коробки и мостов тоже) – начнут протекать сальники, прокладки. Забивается сапун по нескольким причинам:
✅ предел ресурса цилиндро-поршневой группы
✅ сильный износ ГРМ
✅ большой уровень масло или низкое его качество
✅ выход из строя вентиляционного клапана
Наиболее частая причина – загрязненная смазка, в которую попадают частицы изношенных деталей: например, металлическая стружка.
Патрубок тоже нужно проверять. Фото: YouTube.com
Иногда посторонних включений так много, что забивается даже патрубок, что свойственно для старых автомобилей.
Почему сапун двигателя дымит
Эта неприятность «подскажет» как о простых, так и серьезных неисправностях силового агрегата. Дым из клапана может свидетельствовать о:
✅ залегании поршневых колец, их поломке, износе (потребуется замена)
✅ прогаре клапана (одного или нескольких)
✅ окончании ресурса маслоотражательных колпачков
✅ необходимости замены сальников коленвала
Если из клапана идет белый дым, это значит, что в смазку движка попадает антифриз.
Если из сапуна гонит масло
Следы загрязнений можно увидеть на воздушном фильтре или его корпусе. Также подобная неприятность сопровождается появлением отложений на впускном коллекторе и дроссельном механизме.
Загрязненная клапанная крышка тоже не дает свободно «дышать» мотору. Фото: YouTube.com
Течь масла из сапуна нередко сопровождается падением мощности движка и увеличением расхода горючего. Причины в основном те же, которые обуславливают появление дыма. Разве что стоит добавить:
✅ засор канала маслоотделителя (чаще всего он находится под клапанной крышкой)
✅ загрязнение воздушного фильтра
Чтобы точнее выяснить причину, проведите диагностику: это можно сделать самостоятельно. Сначала взгляните на цвет выхлопа при заведенном моторе. Если дым сизый, черный – проблемы с ЦПГ либо ГРМ. Белый оттенок при хорошо прогретом двигателе говорит о попадании в смазку антифриза. Еще проверьте компрессию: для бензиновых двигателей легковых авто она должна находиться в пределах 11-13 МПа. Разница между цилиндрами – 1 МПа.
Обслуживание сапуна и системы вентиляции (на примере ВАЗ-2110)
Ослабьте хомут и снимите патрубок с сапуна и крышки клапанов. Если требуется, промойте его и высушите. Далее отверните гайки (их две) крепления клапанной крышки и снимите ее. Внутри вы увидите маслоотделитель, представляющий собой пачку пластин. Каждую из них промойте по отдельности в химически агрессивной жидкости. Потом можно замочить на несколько часов в стиральном порошке, просушить и поставить обратно.
Старый (слева, обломанный) и новый тройник. Фото: YouTube.com
Попутно стоит отвернуть и проверить на предмет забивания загрязнениями тройник. Например, у переднеприводной «Лады» и «Самары» он находится внизу блока спереди: один конец идет к патрубку (его нужно отсоединить) и в клапанную крышку, другой – к щупу (выньте его). Затем извлеките тройник и тщательно промойте: при необходимости замените на новый.
Выводы
Если вы используете рекомендованное масло, вовремя его меняете и авто, которое эксплуатируется в городе и на трассе, не прошло 100 тыс. км, вряд ли сапун доставит хлопот. Иное дело, когда машина уже свой первый «круг намотала». Тогда нужно регулярно осматривать пространство под капотом: при наличии подтеков под клапанной крышкой стоит в первую очередь заняться проверкой системы вентиляции картера и сапуна.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...