Урал-5920 ТС-1 – советский «царь бездорожья»
6 534

Урал-5920 ТС-1 – советский «царь бездорожья»

Не только в залитую грязевой жижей канаву глубиной до 2 м, но и в болотные топи и снега смело и уверенно бросается гусеничный транспортер. И не ищите его южнее Северного полярного круга: он ходит и работает там, где дорог не может быть в принципе.


История этого бесстрашного, но скромного (кто о нем слышал?) героя началась в далекое советское время. Но обо всем по порядку…

Как рождаются идеи


В 60-х прошлого века началось невероятно интенсивное освоение Севера. Именно тут, в холоде и непроходимых местах была нефть и богатейшие месторождения полезных ископаемых. Добывать все это добро, строить города и инфраструктуру невозможно без сильной техники. В те годы для этих целей создали немало подходящих вездеходных машин.

Урал-5920 ТС-1 – советский «царь бездорожья» Кабину на Урал-5920 можно ставить и от Камаза. Фото: YouTube.com

Но лучшим вариантом был бы канадский Husky от компании Foremost – четырехгусеничный вездеход. Получившая всемирную известность «Хаска» торговалась за большие деньги. Государству тратить валюту не хотелось, тогда советские умные головы придумали схему (или она была придумана до них), которая на теперешнем техническом языке называется реверс-инжиниринг.

Суть в следующем: закупили несколько образцов Husky, разобрали до винтика, уяснили устройство и создали собственный вариант. К законности подхода к делу, которое поручили спецподразделению при НАМИ, не подкопаешься.

Родная стихия. Фото: YouTube.com

Помимо бескомпромиссной проходимости и прочих улучшенных характеристик, правительство поставило перед конструкторами задачу унифицировать транспортное средство под уже освоенные модели. В этом случае можно было бы применять готовые автокомпоненты (экономия!) и не пришлось бы обучать персонал: за руль мог сесть любой, кто управлял бортовым грузовиком. И тут началось «я тебя слепила из того, что было».

Первые модели и прототипы


Пока все продумали и приступили к выполнению задачи, на дворе пошел 1970 год. Через два года был готов экспериментальный образец – НАМИ-0157 БК. «Донорами» стали УРАЛ-375Д и ЗиЛ. С них «сняли» рамные элементы, кабину, раздаточную коробку, охлаждающую систему, ведущие оси, дизельный движок. Собственной «придумкой» были 2-рядные резиновые катки в гусеничных тележках.

Модель основательно проработали и собрали снегоболотоходы НАМИ-0157М. В целом, направление посчитали верным и в 1974 году передали проектную документацию на Миасский автозавод. Честь стать прототипом окончательного варианта выпала модели НАМИ-0157.

Раздаточный узел в прорези центральной платформы Урала-5920. Фото: YouTube.com

До начала серийного выпуска заводчане изготовили 5 экземпляров машин, назвали «Урал-НАМИ-5920». Вездеходы отправили на испытания в северные регионы, в реальное бездорожье, где транспортерам в дальнейшем предстояло трудиться. Пройдя половину из запланированных 6 тыс. км, испытуемые вернулись на доработку. Есть свидетельства очевидцев, что машины тонули в топях, некоторые даже не удалось вытащить.

Подвели 2-рядные катки – забивались снегом и грязью, из-за чего получался сход гусеничного полотна. Детали заменили на однорядные, но большего диаметра. Недостаточным также оказался клиренс: его увеличили. Модернизированная модель стала называться «Урал-5920».

Крах проекта


Он совпал, или был следствием, развала экономики Советского союза, Перестройки и прочими тяжелыми для страны обстоятельствами. К 1985 году все было готово, чтобы поставить вездеходы на поток, и тут все застопорилось.

Этой машины могло бы не быть. Фото: YouTube.com

Планировалось выпускать 8 тыс. экземпляров в год, но с конвейера сошли только 150 снегоболотоходов. Ни технические характеристики, ни цена не привлекали покупателей: серийный выпуск транспортеров прекратился.

Второе рождение Урала-5920


К счастью, чертежи, схемы, расчеты остались целыми. В начале 2000-х документацию передали в Екатеринбург на предприятие «Континент». В конструкторском отделе машину скрупулезно исследовали и частично изменили техническую часть, адаптируя транспортное средство под современные требования.

Прежде всего, поставили V-образный 8-цилиндровый двигатель ЯМЗ-238М2 с турбонагнетателем. Поворотный механизм снабдили усовершенствованной гидравлической системой. Гусеницы усилили, применив новые материалы, но не нарушили коэффициент давления на грунт. Мероприятия привели и к повышению грузоподъемности.

Как выглядит Урал-5920


Вид автомобиля на гусеницах вызывает разноречивые чувства: умиление старомодностью, удивление некоторой нелепостью конструкции, тихий восторг и гордость за «наших». И надежду – этот добродушный силач пойдет, куда пошлют, и вернется целехонький.

Вагонная компоновка подсказывает: водитель и пассажир сидят прямо над колесами (гусеницами). И не нужно мысленно проводить черту между подрессоренной и нижней частями машины. Все очевидно: ходовая с двумя гусеничными тележками – отдельно, рама с мотором, кабиной, грузовой платформой и прочими компонентами – отдельно.

Урал-5920 в работе. Фото: YouTube.com

Взглянув на транспортер, понимаешь, откуда его маневренность – это хитрый поворотный механизм, «слизанный» с той самой канадской «Хаски». Конечно, он доработан, но принцип остался: гусеничные блоки поворачиваются вокруг вертикальной оси, не теряя возможности продольного движения.

Впечатляет устройство и сочетание колес и гусениц. Первые, заполненные вместо кислорода губчатым материалом, изготовлены из толстой резины. Вторые армированы стальными тросами, которые сдерживают растяжение и работают на прочность. К слову, цена одного колеса – 120 тыс. руб. Но говорят, можно найти и по 50 тыс.

Раз уж речь о деньгах: каждое ТО тянет на 800 тыс. руб. И продолжим удивляться: расход топлива на 100 км составляет 100 л. Один к одному: кто еще может похвастаться таким «аппетитом»?

Технические характеристики


Силовым агрегатом снегоболотохода «Урал-5920 ТС-1» идет турбированный дизельный ЯМЗ-238М2. Старый, досконально изученный двигатель называют экономичным и надежным. Но об этом лучше судить владельцам автомобилей МАЗ, КрАЗ, тягачей, бульдозеров, кормоуборочных комбайнов и прочей техники, в том числе, судовой.

Технические данные вездехода «Урал-5920»:

✅ Объем двигателя – 14860 см3
✅ Пик мощности – 240 л. с. (по факту, выдает 210 «лошадей»)
✅ Масса транспортера – 22,5 т
✅ Может взять на борт – 8 т
✅ Скорость на твердом дорожном покрытии – 30 км/ч (хотя на спидометре отметка 120 км/ч)
✅ Давление на грунт полной массой – 0,22 кг/см2

Беспрецедентно маневренный «вездепроходец» преодолевает водные преграды глубиной 1,8 м и подъемы в 58 %. Гусеничный грузовик оснащен лебедкой с тяговым усилием 7 т. Основное предназначение транспорта – обслуживание высоковольтных линий на Крайнем Севере.

В кабине Урал-5920 тесновато, но в руках привычный руль, а не рычаги. Фото: YouTube.com

Кабина выполнена в стиле советского минимализма: тесновато, рычаг переключения скоростей и педали монументальные, приборы только самые необходимые. Зато давление в покрышках можно узнать, не выходя из машины. Трансмиссия 5-ступенчатая механическая, подвеска мягкая, на торсионах.

«Урал-5920» – узкоспециализированная техника с выдающимися характеристиками и возможностями: кран-манипулятор, пожарная машина, бензовоз, просто грузовик. Кабину, впрочем, тоже можно менять. Это сильная машина, незаменимая на многих труднодоступных участках северной части страны. Температурный коридор, в котором вездеход может реализовать свои способности, широк – от -40 до +60°С. Серийное производство продолжается.
А вас впечатлил Урал-5920?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...