Как белорусский МоАЗ-49011 конкурировал с К-700
18 624

Как белорусский МоАЗ-49011 конкурировал с К-700

Сначала стоит напомнить, что из себя представляет Могилевский завод, основанный еще в 1935 году: это предприятие является подразделением крупнейшего в Беларусии холдинга ОАО «БЕЛАЗ». Понятно, что МоАЗ «на мелочи размениваться не будет» и в ассортименте его продукции – многосильная колесная дорожная и строительная техника: краны, катки, самосвалы, погрузчики и т. п. Вот чего не хватало в ассортименте, так это мощного сельскохозяйственного трактора. И МоАЗ решил восполнить этот пробел, начав в конце 90-х разработку модели 49011. Только вот насколько удачно получилось создать конкурента К-700? Это вопрос, в котором стоит разобраться.


Что из себя представляет трактор МоАЗ-49011


Технике, сделанной на основе сочлененно-шарнирной рамы, присвоен пятый тяговый класс. У трактора жесткая ходовая часть и гидравлическое рулевое управление, обеспечивающее поворот на угол до 36°.

Как белорусский МоАЗ-49011 конкурировал с К-700Экстерьер МоАз-49011 напоминал К-700. Фото: YouTube.com

Нужное, в 16 МПа, давление в системе создает насос НШ-100А. В гидромеханическую трансмиссию входит шестискоростная КПП. Некоторые основные технические параметры МоАЗ-49011:

✅ масса – 14 т (на переднюю ось – 5 т, заднюю – 8,5 т)
✅ радиус поворота – не менее 7,8 м
✅ угол складывания шарнирной рамы – 36°
✅ силовая установка – ЯМЗ-238НД5
✅ скорость – до 35 км/ч
✅ расход горючего – 17,1 кг на гектар обрабатываемой земли

Ярославский восьмицилиндровый двигатель ЯМЗ-238Б (иногда устанавливался ЯМ3238 НД 5) обеспечивал мощность 300 «лошадей» и тягу в 50 кН. Тормоза у трактора барабанные на обоих мостах. «Кировец» имел схожие технические характеристики, но был полегче (масса 12 т) и колея у него уже – 1910 мм (у МоАЗ – 2115 мм). Белорусский трактор предназначался для сельскохозяйственных работ, требующих применения мощной техники с широкозахватными с/х орудиями. МоАЗ-49011 способен таскать за собой навесное оборудование общим весом до 6600 кг.

Масса подвески сзади могла достигать 6,6 тонны. Фото: YouTube.com

По внешнему виду детище Могилевского завода немного напоминает «Кировец». Однако, если посмотреть в кабину, то увидим: тракторист в МоАЗ сидит по центру, а не сбоку, как в К-700.

Заводские испытания


Они прошли успешно, как посчитала комиссия, и трактор поставили было на конвейер. Всего произвели (точных данных нет) не более 25-ти единиц техники. Но затем от дальнейшего выпуска новинки отказались. Подразумевалось, что МоАЗ-49011 будет конкурировать с российским «Кировцем», по крайней мере, на территории Белоруссии. Однако сельчане отдавали предпочтение К-700. Второй момент: могилевский агрегат не планировалось включать в конкуренцию с Минским тракторным заводом, т. к. тот производил «мелочевку». Но неожиданно МТЗ в 2003-м году продемонстрировал очередную и уже энергонасыщенную модель – «Беларусь-2822».

Минские тяжелые трактора (на снимке МТЗ-3522) «задвинули» МоАЗ. Фото: YouTube.com

И это было только начало: дальше минчане стали производить и другие, не менее мощные агрегаты.

Технику опробовали и в реальной обстановке. Три трактора «стажировались» в одном из белорусских хозяйств. После нескольких сезонов выявилось проблемное место – гидромеханическая трансмиссия. Также трактористы отмечали слабость рамы, недоработанный воздухоочиститель. А вот коробка-автомат нареканий не вызывала. Общее мнение «испытателей»: трактор «сыроват» и требует доработки. Машину попытались модернизировать на головном предприятии – БЕЛАЗе. Общий результат для МоАЗ-49011 был печальным: проект потихоньку прикрыли, оставив «на потом».

На таком пахать и пахать! А он стоит у стеночки... Фото: YouTube.com

На сегодня известно лишь, что некоторые «оставшиеся в живых» модели трактора до сих пор эксплуатируются на белорусских сельскохозяйственных предприятиях. Даже попадаются предложения о продаже: например, за МоАЗ 49011 2006 года производства просят 1,48 млн. руб. А за отдельный двигатель ЯМ3238 НД 5 б/у – 390-400 тыс. руб.
А вы что думаете о МоАЗ-49011?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...