Как белорусский МоАЗ-49011 конкурировал с К-700
Сначала стоит напомнить, что из себя представляет Могилевский завод, основанный еще в 1935 году: это предприятие является подразделением крупнейшего в Беларусии холдинга ОАО «БЕЛАЗ». Понятно, что МоАЗ «на мелочи размениваться не будет» и в ассортименте его продукции – многосильная колесная дорожная и строительная техника: краны, катки, самосвалы, погрузчики и т. п. Вот чего не хватало в ассортименте, так это мощного сельскохозяйственного трактора. И МоАЗ решил восполнить этот пробел, начав в конце 90-х разработку модели 49011. Только вот насколько удачно получилось создать конкурента К-700? Это вопрос, в котором стоит разобраться.
Технике, сделанной на основе сочлененно-шарнирной рамы, присвоен пятый тяговый класс. У трактора жесткая ходовая часть и гидравлическое рулевое управление, обеспечивающее поворот на угол до 36°.
Нужное, в 16 МПа, давление в системе создает насос НШ-100А. В гидромеханическую трансмиссию входит шестискоростная КПП. Некоторые основные технические параметры МоАЗ-49011:
✅ масса – 14 т (на переднюю ось – 5 т, заднюю – 8,5 т)
✅ радиус поворота – не менее 7,8 м
✅ угол складывания шарнирной рамы – 36°
✅ силовая установка – ЯМЗ-238НД5
✅ скорость – до 35 км/ч
✅ расход горючего – 17,1 кг на гектар обрабатываемой земли
Ярославский восьмицилиндровый двигатель ЯМЗ-238Б (иногда устанавливался ЯМ3238 НД 5) обеспечивал мощность 300 «лошадей» и тягу в 50 кН. Тормоза у трактора барабанные на обоих мостах. «Кировец» имел схожие технические характеристики, но был полегче (масса 12 т) и колея у него уже – 1910 мм (у МоАЗ – 2115 мм). Белорусский трактор предназначался для сельскохозяйственных работ, требующих применения мощной техники с широкозахватными с/х орудиями. МоАЗ-49011 способен таскать за собой навесное оборудование общим весом до 6600 кг.
По внешнему виду детище Могилевского завода немного напоминает «Кировец». Однако, если посмотреть в кабину, то увидим: тракторист в МоАЗ сидит по центру, а не сбоку, как в К-700.
Они прошли успешно, как посчитала комиссия, и трактор поставили было на конвейер. Всего произвели (точных данных нет) не более 25-ти единиц техники. Но затем от дальнейшего выпуска новинки отказались. Подразумевалось, что МоАЗ-49011 будет конкурировать с российским «Кировцем», по крайней мере, на территории Белоруссии. Однако сельчане отдавали предпочтение К-700. Второй момент: могилевский агрегат не планировалось включать в конкуренцию с Минским тракторным заводом, т. к. тот производил «мелочевку». Но неожиданно МТЗ в 2003-м году продемонстрировал очередную и уже энергонасыщенную модель – «Беларусь-2822».
И это было только начало: дальше минчане стали производить и другие, не менее мощные агрегаты.
Технику опробовали и в реальной обстановке. Три трактора «стажировались» в одном из белорусских хозяйств. После нескольких сезонов выявилось проблемное место – гидромеханическая трансмиссия. Также трактористы отмечали слабость рамы, недоработанный воздухоочиститель. А вот коробка-автомат нареканий не вызывала. Общее мнение «испытателей»: трактор «сыроват» и требует доработки. Машину попытались модернизировать на головном предприятии – БЕЛАЗе. Общий результат для МоАЗ-49011 был печальным: проект потихоньку прикрыли, оставив «на потом».
На сегодня известно лишь, что некоторые «оставшиеся в живых» модели трактора до сих пор эксплуатируются на белорусских сельскохозяйственных предприятиях. Даже попадаются предложения о продаже: например, за МоАЗ 49011 2006 года производства просят 1,48 млн. руб. А за отдельный двигатель ЯМ3238 НД 5 б/у – 390-400 тыс. руб.
Что из себя представляет трактор МоАЗ-49011
Технике, сделанной на основе сочлененно-шарнирной рамы, присвоен пятый тяговый класс. У трактора жесткая ходовая часть и гидравлическое рулевое управление, обеспечивающее поворот на угол до 36°.
Экстерьер МоАз-49011 напоминал К-700. Фото: YouTube.com
Нужное, в 16 МПа, давление в системе создает насос НШ-100А. В гидромеханическую трансмиссию входит шестискоростная КПП. Некоторые основные технические параметры МоАЗ-49011:
✅ масса – 14 т (на переднюю ось – 5 т, заднюю – 8,5 т)
✅ радиус поворота – не менее 7,8 м
✅ угол складывания шарнирной рамы – 36°
✅ силовая установка – ЯМЗ-238НД5
✅ скорость – до 35 км/ч
✅ расход горючего – 17,1 кг на гектар обрабатываемой земли
Ярославский восьмицилиндровый двигатель ЯМЗ-238Б (иногда устанавливался ЯМ3238 НД 5) обеспечивал мощность 300 «лошадей» и тягу в 50 кН. Тормоза у трактора барабанные на обоих мостах. «Кировец» имел схожие технические характеристики, но был полегче (масса 12 т) и колея у него уже – 1910 мм (у МоАЗ – 2115 мм). Белорусский трактор предназначался для сельскохозяйственных работ, требующих применения мощной техники с широкозахватными с/х орудиями. МоАЗ-49011 способен таскать за собой навесное оборудование общим весом до 6600 кг.
Масса подвески сзади могла достигать 6,6 тонны. Фото: YouTube.com
По внешнему виду детище Могилевского завода немного напоминает «Кировец». Однако, если посмотреть в кабину, то увидим: тракторист в МоАЗ сидит по центру, а не сбоку, как в К-700.
Заводские испытания
Они прошли успешно, как посчитала комиссия, и трактор поставили было на конвейер. Всего произвели (точных данных нет) не более 25-ти единиц техники. Но затем от дальнейшего выпуска новинки отказались. Подразумевалось, что МоАЗ-49011 будет конкурировать с российским «Кировцем», по крайней мере, на территории Белоруссии. Однако сельчане отдавали предпочтение К-700. Второй момент: могилевский агрегат не планировалось включать в конкуренцию с Минским тракторным заводом, т. к. тот производил «мелочевку». Но неожиданно МТЗ в 2003-м году продемонстрировал очередную и уже энергонасыщенную модель – «Беларусь-2822».
Минские тяжелые трактора (на снимке МТЗ-3522) «задвинули» МоАЗ. Фото: YouTube.com
И это было только начало: дальше минчане стали производить и другие, не менее мощные агрегаты.
Технику опробовали и в реальной обстановке. Три трактора «стажировались» в одном из белорусских хозяйств. После нескольких сезонов выявилось проблемное место – гидромеханическая трансмиссия. Также трактористы отмечали слабость рамы, недоработанный воздухоочиститель. А вот коробка-автомат нареканий не вызывала. Общее мнение «испытателей»: трактор «сыроват» и требует доработки. Машину попытались модернизировать на головном предприятии – БЕЛАЗе. Общий результат для МоАЗ-49011 был печальным: проект потихоньку прикрыли, оставив «на потом».
На таком пахать и пахать! А он стоит у стеночки... Фото: YouTube.com
На сегодня известно лишь, что некоторые «оставшиеся в живых» модели трактора до сих пор эксплуатируются на белорусских сельскохозяйственных предприятиях. Даже попадаются предложения о продаже: например, за МоАЗ 49011 2006 года производства просят 1,48 млн. руб. А за отдельный двигатель ЯМ3238 НД 5 б/у – 390-400 тыс. руб.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...