
Плюсы и минусы барабанных тормозов - стоит ли менять на дисковые?
Кто и когда изобрел барабанные тормоза, доподлинно неизвестно. Но использовать их начали задолго до первых автомобилей на каретах и повозках. Когда появились машины, стали устанавливать и на них, но только на заднюю ось. Механизма требовал доработки и этим занялся легендарный француз Луи Рено. В 1902 г. он создал систему, которая практически в неизменном виде применяется и по сей день.
Часть современных систем прошла модификацию: например, вместо одного рабочего тормозного цилиндра иногда устанавливают два. Есть и другие небольшие доработки, но в целом механизм не изменился. Многие наверняка заметили, что на большинстве бюджетных авто спереди ставят дисковые тормоза, а сзади барабанные (БТ). Считается, что производители так поступают из-за экономии. Действительно, детали и монтаж дисковых тормозов обходятся дороже. Но использование барабанных систем в этом веке связано не столько с ценой, сколько с их преимуществами:
Но там, где плюсы, есть и минусы. А их у барабанных тормозов тоже хватает:
Дисковая система лишена части перечисленных выше недостатков, но у них тоже есть свои минусы. Например, сложности совмещения с «ручником» - потребуется гидравлическая система. Или незащищенность извне – колодки легко досягаемы для влаги и грязи. К тому же дисковая система быстро перегревается. Хотя есть частичное решение последней проблемы в виде вентиляционных нарезок. Интересен факт первой установки дисковых тормозов. Несмотря на то, что запатентованы они были в 1902 году (Уильям Ланчестер, Великобритания), активно использовать их начали только в 50-х. Первым автомобилем с дисковой тормозной системой стал европейский спорткар Jaguar C-Type. Американцы поставили такой механизм только в 1962 году, на модель-купе Studebaker Avanti.
Очевидно: обе тормозные системы имеют ряд недостатков. Инженеры различных фирм и компаний на протяжении десятилетий пытались создать нечто среднее, чтобы устранить минусы. Специалисты Chrysler в 1949-1954 годах пытались разместить дисковые тормоза в барабанах. А уже в 80-е инженеры «Ауди» представили на обозрение гибридную систему. Но она оказалась чрезмерно сложной, дорогой в изготовлении и в конечном итоге «не прижилась».
В результате автопроизводители пришли к выводу: наиболее удачная схема, для, например, семейного авто – барабанные тормоза сзади и дисковые спереди. Решение экономичное и обеспечивающее эффективную остановку транспортного средства. Тем не менее часть владельцев переделывает заднюю барабанную тормозную систему на дисковую. Такое решение вполне оправданно, если приходится часто передвигаться по трассам на высокой скорости или ездить в горной местности. Однако если ваша «стихия» - бездорожье, грязь, лучше переделкой не заниматься.
Осуществить подобную процедуру лучше всего с помощью специального комплекта. Выбирая его, убедитесь, что он предназначен именно для авто вашей марки и модели. А также обратите внимание на производителя, который должен быть известным.
Комплект MLC DSTR4x4 KIT для установки задних дисковых тормозов «под ключ». Средняя цена: 24500. Фото: Youtube. com
От качества узла зависит ваша безопасность. В комплект, как минимум, входят:
Для выполнения работ достаточно подобрать ровное место, чтобы вывесить машину с помощью домкрата. Проследите: «ручник» должен быть опущен, а на КПП - включена первая передача. Снимите колесо и тормоза, для этого:
Устанавливать дисковую систему следует в соответствии с прилагаемой к набору инструкции. После окончания работ необходимо прокачать тормозную систему (понадобится помощник).
Казалось бы – все окончено, но в ходе подобной процедуры возникает проблема – ручной тормоз. Его можно переделать, но такая работа по силам специалисту высокого класса при условии наличия спецоборудования. Лучший вариант – установить готовую гидравлическую конструкцию. Стоит сказать, что она гораздо эффективнее механической. Многие водители, оставляя барабанные тормоза, переделывают штатный «ручник» на гидравлический. Особенно такое новшество нравится поклонникам агрессивного стиля вождения. Обновленная конструкция дает возможность подтормаживать задними колесами с разной эффективностью, т. е. «выделывать» самые крутые пируэты, выходя из заносов.
Это несложное и надежное устройство, если сравнивать его с механическим аналогом. Здесь нет вытягивающихся и ржавеющих тросов, отсутствуют быстро изнашиваемые элементы. Главная деталь – гидроцилиндр. При этом кнопка рычага, храповик остаются на месте, без переделок. Ручник устанавливается через переходник в разрез главной тормозной магистрали, идущей к задним колесам. При поднятии рычага жидкость переходит в рабочие цилиндры и давит на штоки, который воздействуют на колодки.
Для установки рычага придется немного разобрать салон: в частности, освободить место для монтажа системы. Кресла лучше снять. На гидравлическом цилиндре «ручника» в отверстие «вход» вверните магистраль, идущую к ГТЦ, в «выход» - трубку, ведущую к задним суппортам. Ее пропустите в отверстие, которое просверлите заранее. В него вставьте резиновую шайбу, чтобы трубка не протерлась о кузов. После окончания монтажа сначала прокачайте задний контур, потом передние колеса.
Рычаг гидроручника, устанавливаемый в салоне. Цена комплекта: от 3100 до 5300 руб. Фото: Youtube. com
Если следовать букве закона, потребуется внести сведения о конструктивных изменениях в техническую карту транспортного средства. В противном случае претензии со стороны ГИБДД обеспечены. Оформление переделки – целая «головная боль». Приобретя готовый набор для установки задних дисковых тормозов (ЗДТ), вам потребуется пройти экспертизу в профильной организации. Она, в случае положительного решения, выдаст сертификат и соответствующее заключение, что данная система обеспечивает безопасность. Далее нужно оформить заявление, с которым придется идти в технический отдел ГИБДД. Там делают предварительное заключение о возможности установки ЗДТ. После это нужно поехать в автосервис, имеющий лицензии на монтаж дополнительного оборудования. И только потом вам выдадут декларацию, что конструктивные изменения соответствуют регламенту.
Переделать самостоятельно барабанные тормоза на дисковые можно и самому и в сервисе. В первом случае даже набор покупать необязательно - профессионалы используют и отдельные детали, узлы. Но вопрос об официальном оформлении «вмешательства в конструкцию» остается сложным. Так что стоит серьезно подумать, прежде чем приступить к работам.
Достоинства и недостатки барабанных тормозов
Часть современных систем прошла модификацию: например, вместо одного рабочего тормозного цилиндра иногда устанавливают два. Есть и другие небольшие доработки, но в целом механизм не изменился. Многие наверняка заметили, что на большинстве бюджетных авто спереди ставят дисковые тормоза, а сзади барабанные (БТ). Считается, что производители так поступают из-за экономии. Действительно, детали и монтаж дисковых тормозов обходятся дороже. Но использование барабанных систем в этом веке связано не столько с ценой, сколько с их преимуществами:
- ✅ рабочая площадь колодок и их толщина больше, что увеличивает срок службы изделий
- ✅ детали барабанных тормозов неплохо защищены от попадания на них грязи, пыли, снега, что позволяет успешно эксплуатировать систему в тяжелых дорожных условиях
- ✅ БТ легко совмещаются с «ручником»
Но там, где плюсы, есть и минусы. А их у барабанных тормозов тоже хватает:
- ✅большая масса
- ✅ неравномерный износ
- ✅ сложность контроля за состоянием механизма (необходимо снимать барабан)
- ✅ отсутствие самоочистки – попадание внутрь конструкции влаги чревато ее замерзанием, что приведет к сложностям при съезде с места (колодки примерзнут)
- ✅ недостаточное охлаждение и риск перегрева в определенных условиях эксплуатации – например, в случае частого торможения на высокой скорости
Дисковая система лишена части перечисленных выше недостатков, но у них тоже есть свои минусы. Например, сложности совмещения с «ручником» - потребуется гидравлическая система. Или незащищенность извне – колодки легко досягаемы для влаги и грязи. К тому же дисковая система быстро перегревается. Хотя есть частичное решение последней проблемы в виде вентиляционных нарезок. Интересен факт первой установки дисковых тормозов. Несмотря на то, что запатентованы они были в 1902 году (Уильям Ланчестер, Великобритания), активно использовать их начали только в 50-х. Первым автомобилем с дисковой тормозной системой стал европейский спорткар Jaguar C-Type. Американцы поставили такой механизм только в 1962 году, на модель-купе Studebaker Avanti.
Гибридные конструкторские решения
Очевидно: обе тормозные системы имеют ряд недостатков. Инженеры различных фирм и компаний на протяжении десятилетий пытались создать нечто среднее, чтобы устранить минусы. Специалисты Chrysler в 1949-1954 годах пытались разместить дисковые тормоза в барабанах. А уже в 80-е инженеры «Ауди» представили на обозрение гибридную систему. Но она оказалась чрезмерно сложной, дорогой в изготовлении и в конечном итоге «не прижилась».
В результате автопроизводители пришли к выводу: наиболее удачная схема, для, например, семейного авто – барабанные тормоза сзади и дисковые спереди. Решение экономичное и обеспечивающее эффективную остановку транспортного средства. Тем не менее часть владельцев переделывает заднюю барабанную тормозную систему на дисковую. Такое решение вполне оправданно, если приходится часто передвигаться по трассам на высокой скорости или ездить в горной местности. Однако если ваша «стихия» - бездорожье, грязь, лучше переделкой не заниматься.
Как заменить барабанные тормоза на дисковые
Осуществить подобную процедуру лучше всего с помощью специального комплекта. Выбирая его, убедитесь, что он предназначен именно для авто вашей марки и модели. А также обратите внимание на производителя, который должен быть известным.

От качества узла зависит ваша безопасность. В комплект, как минимум, входят:
- ✅ суппорт с колодками и шлангами
- ✅ диск
- ✅ планшайбы
- ✅ крепежные элементы – болты, гайки и т. п.
Для выполнения работ достаточно подобрать ровное место, чтобы вывесить машину с помощью домкрата. Проследите: «ручник» должен быть опущен, а на КПП - включена первая передача. Снимите колесо и тормоза, для этого:
- ? демонтируйте барабан и, отсоединив пружины, распорные планки, вытащите колодки
- ? открутите крепления, удерживающие трос ручного тормоза
- ? отверните шланг от рабочего цилиндра
- ? снимите ступицу и фланец
Устанавливать дисковую систему следует в соответствии с прилагаемой к набору инструкции. После окончания работ необходимо прокачать тормозную систему (понадобится помощник).
Казалось бы – все окончено, но в ходе подобной процедуры возникает проблема – ручной тормоз. Его можно переделать, но такая работа по силам специалисту высокого класса при условии наличия спецоборудования. Лучший вариант – установить готовую гидравлическую конструкцию. Стоит сказать, что она гораздо эффективнее механической. Многие водители, оставляя барабанные тормоза, переделывают штатный «ручник» на гидравлический. Особенно такое новшество нравится поклонникам агрессивного стиля вождения. Обновленная конструкция дает возможность подтормаживать задними колесами с разной эффективностью, т. е. «выделывать» самые крутые пируэты, выходя из заносов.
Гидравлический «ручник»: принцип действия и установка
Это несложное и надежное устройство, если сравнивать его с механическим аналогом. Здесь нет вытягивающихся и ржавеющих тросов, отсутствуют быстро изнашиваемые элементы. Главная деталь – гидроцилиндр. При этом кнопка рычага, храповик остаются на месте, без переделок. Ручник устанавливается через переходник в разрез главной тормозной магистрали, идущей к задним колесам. При поднятии рычага жидкость переходит в рабочие цилиндры и давит на штоки, который воздействуют на колодки.
Для установки рычага придется немного разобрать салон: в частности, освободить место для монтажа системы. Кресла лучше снять. На гидравлическом цилиндре «ручника» в отверстие «вход» вверните магистраль, идущую к ГТЦ, в «выход» - трубку, ведущую к задним суппортам. Ее пропустите в отверстие, которое просверлите заранее. В него вставьте резиновую шайбу, чтобы трубка не протерлась о кузов. После окончания монтажа сначала прокачайте задний контур, потом передние колеса.

Особенности и нюансы после переделки тормозов
Если следовать букве закона, потребуется внести сведения о конструктивных изменениях в техническую карту транспортного средства. В противном случае претензии со стороны ГИБДД обеспечены. Оформление переделки – целая «головная боль». Приобретя готовый набор для установки задних дисковых тормозов (ЗДТ), вам потребуется пройти экспертизу в профильной организации. Она, в случае положительного решения, выдаст сертификат и соответствующее заключение, что данная система обеспечивает безопасность. Далее нужно оформить заявление, с которым придется идти в технический отдел ГИБДД. Там делают предварительное заключение о возможности установки ЗДТ. После это нужно поехать в автосервис, имеющий лицензии на монтаж дополнительного оборудования. И только потом вам выдадут декларацию, что конструктивные изменения соответствуют регламенту.
Выводы
Переделать самостоятельно барабанные тормоза на дисковые можно и самому и в сервисе. В первом случае даже набор покупать необязательно - профессионалы используют и отдельные детали, узлы. Но вопрос об официальном оформлении «вмешательства в конструкцию» остается сложным. Так что стоит серьезно подумать, прежде чем приступить к работам.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...