Плюсы и минусы барабанных тормозов - стоит ли менять на дисковые?
Кто и когда изобрел барабанные тормоза, доподлинно неизвестно. Но использовать их начали задолго до первых автомобилей на каретах и повозках. Когда появились машины, стали устанавливать и на них, но только на заднюю ось. Механизма требовал доработки и этим занялся легендарный француз Луи Рено. В 1902 г. он создал систему, которая практически в неизменном виде применяется и по сей день.
Часть современных систем прошла модификацию: например, вместо одного рабочего тормозного цилиндра иногда устанавливают два. Есть и другие небольшие доработки, но в целом механизм не изменился. Многие наверняка заметили, что на большинстве бюджетных авто спереди ставят дисковые тормоза, а сзади барабанные (БТ). Считается, что производители так поступают из-за экономии. Действительно, детали и монтаж дисковых тормозов обходятся дороже. Но использование барабанных систем в этом веке связано не столько с ценой, сколько с их преимуществами:
Но там, где плюсы, есть и минусы. А их у барабанных тормозов тоже хватает:
Дисковая система лишена части перечисленных выше недостатков, но у них тоже есть свои минусы. Например, сложности совмещения с «ручником» - потребуется гидравлическая система. Или незащищенность извне – колодки легко досягаемы для влаги и грязи. К тому же дисковая система быстро перегревается. Хотя есть частичное решение последней проблемы в виде вентиляционных нарезок. Интересен факт первой установки дисковых тормозов. Несмотря на то, что запатентованы они были в 1902 году (Уильям Ланчестер, Великобритания), активно использовать их начали только в 50-х. Первым автомобилем с дисковой тормозной системой стал европейский спорткар Jaguar C-Type. Американцы поставили такой механизм только в 1962 году, на модель-купе Studebaker Avanti.
Очевидно: обе тормозные системы имеют ряд недостатков. Инженеры различных фирм и компаний на протяжении десятилетий пытались создать нечто среднее, чтобы устранить минусы. Специалисты Chrysler в 1949-1954 годах пытались разместить дисковые тормоза в барабанах. А уже в 80-е инженеры «Ауди» представили на обозрение гибридную систему. Но она оказалась чрезмерно сложной, дорогой в изготовлении и в конечном итоге «не прижилась».
В результате автопроизводители пришли к выводу: наиболее удачная схема, для, например, семейного авто – барабанные тормоза сзади и дисковые спереди. Решение экономичное и обеспечивающее эффективную остановку транспортного средства. Тем не менее часть владельцев переделывает заднюю барабанную тормозную систему на дисковую. Такое решение вполне оправданно, если приходится часто передвигаться по трассам на высокой скорости или ездить в горной местности. Однако если ваша «стихия» - бездорожье, грязь, лучше переделкой не заниматься.
Осуществить подобную процедуру лучше всего с помощью специального комплекта. Выбирая его, убедитесь, что он предназначен именно для авто вашей марки и модели. А также обратите внимание на производителя, который должен быть известным.
От качества узла зависит ваша безопасность. В комплект, как минимум, входят:
Для выполнения работ достаточно подобрать ровное место, чтобы вывесить машину с помощью домкрата. Проследите: «ручник» должен быть опущен, а на КПП - включена первая передача. Снимите колесо и тормоза, для этого:
Устанавливать дисковую систему следует в соответствии с прилагаемой к набору инструкции. После окончания работ необходимо прокачать тормозную систему (понадобится помощник).
Казалось бы – все окончено, но в ходе подобной процедуры возникает проблема – ручной тормоз. Его можно переделать, но такая работа по силам специалисту высокого класса при условии наличия спецоборудования. Лучший вариант – установить готовую гидравлическую конструкцию. Стоит сказать, что она гораздо эффективнее механической. Многие водители, оставляя барабанные тормоза, переделывают штатный «ручник» на гидравлический. Особенно такое новшество нравится поклонникам агрессивного стиля вождения. Обновленная конструкция дает возможность подтормаживать задними колесами с разной эффективностью, т. е. «выделывать» самые крутые пируэты, выходя из заносов.
Это несложное и надежное устройство, если сравнивать его с механическим аналогом. Здесь нет вытягивающихся и ржавеющих тросов, отсутствуют быстро изнашиваемые элементы. Главная деталь – гидроцилиндр. При этом кнопка рычага, храповик остаются на месте, без переделок. Ручник устанавливается через переходник в разрез главной тормозной магистрали, идущей к задним колесам. При поднятии рычага жидкость переходит в рабочие цилиндры и давит на штоки, который воздействуют на колодки.
Для установки рычага придется немного разобрать салон: в частности, освободить место для монтажа системы. Кресла лучше снять. На гидравлическом цилиндре «ручника» в отверстие «вход» вверните магистраль, идущую к ГТЦ, в «выход» - трубку, ведущую к задним суппортам. Ее пропустите в отверстие, которое просверлите заранее. В него вставьте резиновую шайбу, чтобы трубка не протерлась о кузов. После окончания монтажа сначала прокачайте задний контур, потом передние колеса.
Если следовать букве закона, потребуется внести сведения о конструктивных изменениях в техническую карту транспортного средства. В противном случае претензии со стороны ГИБДД обеспечены. Оформление переделки – целая «головная боль». Приобретя готовый набор для установки задних дисковых тормозов (ЗДТ), вам потребуется пройти экспертизу в профильной организации. Она, в случае положительного решения, выдаст сертификат и соответствующее заключение, что данная система обеспечивает безопасность. Далее нужно оформить заявление, с которым придется идти в технический отдел ГИБДД. Там делают предварительное заключение о возможности установки ЗДТ. После это нужно поехать в автосервис, имеющий лицензии на монтаж дополнительного оборудования. И только потом вам выдадут декларацию, что конструктивные изменения соответствуют регламенту.
Переделать самостоятельно барабанные тормоза на дисковые можно и самому и в сервисе. В первом случае даже набор покупать необязательно - профессионалы используют и отдельные детали, узлы. Но вопрос об официальном оформлении «вмешательства в конструкцию» остается сложным. Так что стоит серьезно подумать, прежде чем приступить к работам.
Достоинства и недостатки барабанных тормозов
Часть современных систем прошла модификацию: например, вместо одного рабочего тормозного цилиндра иногда устанавливают два. Есть и другие небольшие доработки, но в целом механизм не изменился. Многие наверняка заметили, что на большинстве бюджетных авто спереди ставят дисковые тормоза, а сзади барабанные (БТ). Считается, что производители так поступают из-за экономии. Действительно, детали и монтаж дисковых тормозов обходятся дороже. Но использование барабанных систем в этом веке связано не столько с ценой, сколько с их преимуществами:
- ✅ рабочая площадь колодок и их толщина больше, что увеличивает срок службы изделий
- ✅ детали барабанных тормозов неплохо защищены от попадания на них грязи, пыли, снега, что позволяет успешно эксплуатировать систему в тяжелых дорожных условиях
- ✅ БТ легко совмещаются с «ручником»
Но там, где плюсы, есть и минусы. А их у барабанных тормозов тоже хватает:
- ✅большая масса
- ✅ неравномерный износ
- ✅ сложность контроля за состоянием механизма (необходимо снимать барабан)
- ✅ отсутствие самоочистки – попадание внутрь конструкции влаги чревато ее замерзанием, что приведет к сложностям при съезде с места (колодки примерзнут)
- ✅ недостаточное охлаждение и риск перегрева в определенных условиях эксплуатации – например, в случае частого торможения на высокой скорости
Дисковая система лишена части перечисленных выше недостатков, но у них тоже есть свои минусы. Например, сложности совмещения с «ручником» - потребуется гидравлическая система. Или незащищенность извне – колодки легко досягаемы для влаги и грязи. К тому же дисковая система быстро перегревается. Хотя есть частичное решение последней проблемы в виде вентиляционных нарезок. Интересен факт первой установки дисковых тормозов. Несмотря на то, что запатентованы они были в 1902 году (Уильям Ланчестер, Великобритания), активно использовать их начали только в 50-х. Первым автомобилем с дисковой тормозной системой стал европейский спорткар Jaguar C-Type. Американцы поставили такой механизм только в 1962 году, на модель-купе Studebaker Avanti.
Гибридные конструкторские решения
Очевидно: обе тормозные системы имеют ряд недостатков. Инженеры различных фирм и компаний на протяжении десятилетий пытались создать нечто среднее, чтобы устранить минусы. Специалисты Chrysler в 1949-1954 годах пытались разместить дисковые тормоза в барабанах. А уже в 80-е инженеры «Ауди» представили на обозрение гибридную систему. Но она оказалась чрезмерно сложной, дорогой в изготовлении и в конечном итоге «не прижилась».
В результате автопроизводители пришли к выводу: наиболее удачная схема, для, например, семейного авто – барабанные тормоза сзади и дисковые спереди. Решение экономичное и обеспечивающее эффективную остановку транспортного средства. Тем не менее часть владельцев переделывает заднюю барабанную тормозную систему на дисковую. Такое решение вполне оправданно, если приходится часто передвигаться по трассам на высокой скорости или ездить в горной местности. Однако если ваша «стихия» - бездорожье, грязь, лучше переделкой не заниматься.
Как заменить барабанные тормоза на дисковые
Осуществить подобную процедуру лучше всего с помощью специального комплекта. Выбирая его, убедитесь, что он предназначен именно для авто вашей марки и модели. А также обратите внимание на производителя, который должен быть известным.
Комплект MLC DSTR4x4 KIT для установки задних дисковых тормозов «под ключ». Средняя цена: 24500. Фото: Youtube. com
От качества узла зависит ваша безопасность. В комплект, как минимум, входят:
- ✅ суппорт с колодками и шлангами
- ✅ диск
- ✅ планшайбы
- ✅ крепежные элементы – болты, гайки и т. п.
Для выполнения работ достаточно подобрать ровное место, чтобы вывесить машину с помощью домкрата. Проследите: «ручник» должен быть опущен, а на КПП - включена первая передача. Снимите колесо и тормоза, для этого:
- ? демонтируйте барабан и, отсоединив пружины, распорные планки, вытащите колодки
- ? открутите крепления, удерживающие трос ручного тормоза
- ? отверните шланг от рабочего цилиндра
- ? снимите ступицу и фланец
Устанавливать дисковую систему следует в соответствии с прилагаемой к набору инструкции. После окончания работ необходимо прокачать тормозную систему (понадобится помощник).
Казалось бы – все окончено, но в ходе подобной процедуры возникает проблема – ручной тормоз. Его можно переделать, но такая работа по силам специалисту высокого класса при условии наличия спецоборудования. Лучший вариант – установить готовую гидравлическую конструкцию. Стоит сказать, что она гораздо эффективнее механической. Многие водители, оставляя барабанные тормоза, переделывают штатный «ручник» на гидравлический. Особенно такое новшество нравится поклонникам агрессивного стиля вождения. Обновленная конструкция дает возможность подтормаживать задними колесами с разной эффективностью, т. е. «выделывать» самые крутые пируэты, выходя из заносов.
Гидравлический «ручник»: принцип действия и установка
Это несложное и надежное устройство, если сравнивать его с механическим аналогом. Здесь нет вытягивающихся и ржавеющих тросов, отсутствуют быстро изнашиваемые элементы. Главная деталь – гидроцилиндр. При этом кнопка рычага, храповик остаются на месте, без переделок. Ручник устанавливается через переходник в разрез главной тормозной магистрали, идущей к задним колесам. При поднятии рычага жидкость переходит в рабочие цилиндры и давит на штоки, который воздействуют на колодки.
Для установки рычага придется немного разобрать салон: в частности, освободить место для монтажа системы. Кресла лучше снять. На гидравлическом цилиндре «ручника» в отверстие «вход» вверните магистраль, идущую к ГТЦ, в «выход» - трубку, ведущую к задним суппортам. Ее пропустите в отверстие, которое просверлите заранее. В него вставьте резиновую шайбу, чтобы трубка не протерлась о кузов. После окончания монтажа сначала прокачайте задний контур, потом передние колеса.
Рычаг гидроручника, устанавливаемый в салоне. Цена комплекта: от 3100 до 5300 руб. Фото: Youtube. com
Особенности и нюансы после переделки тормозов
Если следовать букве закона, потребуется внести сведения о конструктивных изменениях в техническую карту транспортного средства. В противном случае претензии со стороны ГИБДД обеспечены. Оформление переделки – целая «головная боль». Приобретя готовый набор для установки задних дисковых тормозов (ЗДТ), вам потребуется пройти экспертизу в профильной организации. Она, в случае положительного решения, выдаст сертификат и соответствующее заключение, что данная система обеспечивает безопасность. Далее нужно оформить заявление, с которым придется идти в технический отдел ГИБДД. Там делают предварительное заключение о возможности установки ЗДТ. После это нужно поехать в автосервис, имеющий лицензии на монтаж дополнительного оборудования. И только потом вам выдадут декларацию, что конструктивные изменения соответствуют регламенту.
Выводы
Переделать самостоятельно барабанные тормоза на дисковые можно и самому и в сервисе. В первом случае даже набор покупать необязательно - профессионалы используют и отдельные детали, узлы. Но вопрос об официальном оформлении «вмешательства в конструкцию» остается сложным. Так что стоит серьезно подумать, прежде чем приступить к работам.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...