Плюсы и минусы барабанных тормозов - стоит ли менять на дисковые?
Кто и когда изобрел барабанные тормоза, доподлинно неизвестно. Но использовать их начали задолго до первых автомобилей на каретах и повозках. Когда появились машины, стали устанавливать и на них, но только на заднюю ось. Механизма требовал доработки и этим занялся легендарный француз Луи Рено. В 1902 г. он создал систему, которая практически в неизменном виде применяется и по сей день.
Часть современных систем прошла модификацию: например, вместо одного рабочего тормозного цилиндра иногда устанавливают два. Есть и другие небольшие доработки, но в целом механизм не изменился. Многие наверняка заметили, что на большинстве бюджетных авто спереди ставят дисковые тормоза, а сзади барабанные (БТ). Считается, что производители так поступают из-за экономии. Действительно, детали и монтаж дисковых тормозов обходятся дороже. Но использование барабанных систем в этом веке связано не столько с ценой, сколько с их преимуществами:
Но там, где плюсы, есть и минусы. А их у барабанных тормозов тоже хватает:
Дисковая система лишена части перечисленных выше недостатков, но у них тоже есть свои минусы. Например, сложности совмещения с «ручником» - потребуется гидравлическая система. Или незащищенность извне – колодки легко досягаемы для влаги и грязи. К тому же дисковая система быстро перегревается. Хотя есть частичное решение последней проблемы в виде вентиляционных нарезок. Интересен факт первой установки дисковых тормозов. Несмотря на то, что запатентованы они были в 1902 году (Уильям Ланчестер, Великобритания), активно использовать их начали только в 50-х. Первым автомобилем с дисковой тормозной системой стал европейский спорткар Jaguar C-Type. Американцы поставили такой механизм только в 1962 году, на модель-купе Studebaker Avanti.
Очевидно: обе тормозные системы имеют ряд недостатков. Инженеры различных фирм и компаний на протяжении десятилетий пытались создать нечто среднее, чтобы устранить минусы. Специалисты Chrysler в 1949-1954 годах пытались разместить дисковые тормоза в барабанах. А уже в 80-е инженеры «Ауди» представили на обозрение гибридную систему. Но она оказалась чрезмерно сложной, дорогой в изготовлении и в конечном итоге «не прижилась».
В результате автопроизводители пришли к выводу: наиболее удачная схема, для, например, семейного авто – барабанные тормоза сзади и дисковые спереди. Решение экономичное и обеспечивающее эффективную остановку транспортного средства. Тем не менее часть владельцев переделывает заднюю барабанную тормозную систему на дисковую. Такое решение вполне оправданно, если приходится часто передвигаться по трассам на высокой скорости или ездить в горной местности. Однако если ваша «стихия» - бездорожье, грязь, лучше переделкой не заниматься.
Осуществить подобную процедуру лучше всего с помощью специального комплекта. Выбирая его, убедитесь, что он предназначен именно для авто вашей марки и модели. А также обратите внимание на производителя, который должен быть известным.
От качества узла зависит ваша безопасность. В комплект, как минимум, входят:
Для выполнения работ достаточно подобрать ровное место, чтобы вывесить машину с помощью домкрата. Проследите: «ручник» должен быть опущен, а на КПП - включена первая передача. Снимите колесо и тормоза, для этого:
Устанавливать дисковую систему следует в соответствии с прилагаемой к набору инструкции. После окончания работ необходимо прокачать тормозную систему (понадобится помощник).
Казалось бы – все окончено, но в ходе подобной процедуры возникает проблема – ручной тормоз. Его можно переделать, но такая работа по силам специалисту высокого класса при условии наличия спецоборудования. Лучший вариант – установить готовую гидравлическую конструкцию. Стоит сказать, что она гораздо эффективнее механической. Многие водители, оставляя барабанные тормоза, переделывают штатный «ручник» на гидравлический. Особенно такое новшество нравится поклонникам агрессивного стиля вождения. Обновленная конструкция дает возможность подтормаживать задними колесами с разной эффективностью, т. е. «выделывать» самые крутые пируэты, выходя из заносов.
Это несложное и надежное устройство, если сравнивать его с механическим аналогом. Здесь нет вытягивающихся и ржавеющих тросов, отсутствуют быстро изнашиваемые элементы. Главная деталь – гидроцилиндр. При этом кнопка рычага, храповик остаются на месте, без переделок. Ручник устанавливается через переходник в разрез главной тормозной магистрали, идущей к задним колесам. При поднятии рычага жидкость переходит в рабочие цилиндры и давит на штоки, который воздействуют на колодки.
Для установки рычага придется немного разобрать салон: в частности, освободить место для монтажа системы. Кресла лучше снять. На гидравлическом цилиндре «ручника» в отверстие «вход» вверните магистраль, идущую к ГТЦ, в «выход» - трубку, ведущую к задним суппортам. Ее пропустите в отверстие, которое просверлите заранее. В него вставьте резиновую шайбу, чтобы трубка не протерлась о кузов. После окончания монтажа сначала прокачайте задний контур, потом передние колеса.
Если следовать букве закона, потребуется внести сведения о конструктивных изменениях в техническую карту транспортного средства. В противном случае претензии со стороны ГИБДД обеспечены. Оформление переделки – целая «головная боль». Приобретя готовый набор для установки задних дисковых тормозов (ЗДТ), вам потребуется пройти экспертизу в профильной организации. Она, в случае положительного решения, выдаст сертификат и соответствующее заключение, что данная система обеспечивает безопасность. Далее нужно оформить заявление, с которым придется идти в технический отдел ГИБДД. Там делают предварительное заключение о возможности установки ЗДТ. После это нужно поехать в автосервис, имеющий лицензии на монтаж дополнительного оборудования. И только потом вам выдадут декларацию, что конструктивные изменения соответствуют регламенту.
Переделать самостоятельно барабанные тормоза на дисковые можно и самому и в сервисе. В первом случае даже набор покупать необязательно - профессионалы используют и отдельные детали, узлы. Но вопрос об официальном оформлении «вмешательства в конструкцию» остается сложным. Так что стоит серьезно подумать, прежде чем приступить к работам.
Достоинства и недостатки барабанных тормозов
Часть современных систем прошла модификацию: например, вместо одного рабочего тормозного цилиндра иногда устанавливают два. Есть и другие небольшие доработки, но в целом механизм не изменился. Многие наверняка заметили, что на большинстве бюджетных авто спереди ставят дисковые тормоза, а сзади барабанные (БТ). Считается, что производители так поступают из-за экономии. Действительно, детали и монтаж дисковых тормозов обходятся дороже. Но использование барабанных систем в этом веке связано не столько с ценой, сколько с их преимуществами:
- ✅ рабочая площадь колодок и их толщина больше, что увеличивает срок службы изделий
- ✅ детали барабанных тормозов неплохо защищены от попадания на них грязи, пыли, снега, что позволяет успешно эксплуатировать систему в тяжелых дорожных условиях
- ✅ БТ легко совмещаются с «ручником»
Но там, где плюсы, есть и минусы. А их у барабанных тормозов тоже хватает:
- ✅большая масса
- ✅ неравномерный износ
- ✅ сложность контроля за состоянием механизма (необходимо снимать барабан)
- ✅ отсутствие самоочистки – попадание внутрь конструкции влаги чревато ее замерзанием, что приведет к сложностям при съезде с места (колодки примерзнут)
- ✅ недостаточное охлаждение и риск перегрева в определенных условиях эксплуатации – например, в случае частого торможения на высокой скорости
Дисковая система лишена части перечисленных выше недостатков, но у них тоже есть свои минусы. Например, сложности совмещения с «ручником» - потребуется гидравлическая система. Или незащищенность извне – колодки легко досягаемы для влаги и грязи. К тому же дисковая система быстро перегревается. Хотя есть частичное решение последней проблемы в виде вентиляционных нарезок. Интересен факт первой установки дисковых тормозов. Несмотря на то, что запатентованы они были в 1902 году (Уильям Ланчестер, Великобритания), активно использовать их начали только в 50-х. Первым автомобилем с дисковой тормозной системой стал европейский спорткар Jaguar C-Type. Американцы поставили такой механизм только в 1962 году, на модель-купе Studebaker Avanti.
Гибридные конструкторские решения
Очевидно: обе тормозные системы имеют ряд недостатков. Инженеры различных фирм и компаний на протяжении десятилетий пытались создать нечто среднее, чтобы устранить минусы. Специалисты Chrysler в 1949-1954 годах пытались разместить дисковые тормоза в барабанах. А уже в 80-е инженеры «Ауди» представили на обозрение гибридную систему. Но она оказалась чрезмерно сложной, дорогой в изготовлении и в конечном итоге «не прижилась».
В результате автопроизводители пришли к выводу: наиболее удачная схема, для, например, семейного авто – барабанные тормоза сзади и дисковые спереди. Решение экономичное и обеспечивающее эффективную остановку транспортного средства. Тем не менее часть владельцев переделывает заднюю барабанную тормозную систему на дисковую. Такое решение вполне оправданно, если приходится часто передвигаться по трассам на высокой скорости или ездить в горной местности. Однако если ваша «стихия» - бездорожье, грязь, лучше переделкой не заниматься.
Как заменить барабанные тормоза на дисковые
Осуществить подобную процедуру лучше всего с помощью специального комплекта. Выбирая его, убедитесь, что он предназначен именно для авто вашей марки и модели. А также обратите внимание на производителя, который должен быть известным.
Комплект MLC DSTR4x4 KIT для установки задних дисковых тормозов «под ключ». Средняя цена: 24500. Фото: Youtube. com
От качества узла зависит ваша безопасность. В комплект, как минимум, входят:
- ✅ суппорт с колодками и шлангами
- ✅ диск
- ✅ планшайбы
- ✅ крепежные элементы – болты, гайки и т. п.
Для выполнения работ достаточно подобрать ровное место, чтобы вывесить машину с помощью домкрата. Проследите: «ручник» должен быть опущен, а на КПП - включена первая передача. Снимите колесо и тормоза, для этого:
- ? демонтируйте барабан и, отсоединив пружины, распорные планки, вытащите колодки
- ? открутите крепления, удерживающие трос ручного тормоза
- ? отверните шланг от рабочего цилиндра
- ? снимите ступицу и фланец
Устанавливать дисковую систему следует в соответствии с прилагаемой к набору инструкции. После окончания работ необходимо прокачать тормозную систему (понадобится помощник).
Казалось бы – все окончено, но в ходе подобной процедуры возникает проблема – ручной тормоз. Его можно переделать, но такая работа по силам специалисту высокого класса при условии наличия спецоборудования. Лучший вариант – установить готовую гидравлическую конструкцию. Стоит сказать, что она гораздо эффективнее механической. Многие водители, оставляя барабанные тормоза, переделывают штатный «ручник» на гидравлический. Особенно такое новшество нравится поклонникам агрессивного стиля вождения. Обновленная конструкция дает возможность подтормаживать задними колесами с разной эффективностью, т. е. «выделывать» самые крутые пируэты, выходя из заносов.
Гидравлический «ручник»: принцип действия и установка
Это несложное и надежное устройство, если сравнивать его с механическим аналогом. Здесь нет вытягивающихся и ржавеющих тросов, отсутствуют быстро изнашиваемые элементы. Главная деталь – гидроцилиндр. При этом кнопка рычага, храповик остаются на месте, без переделок. Ручник устанавливается через переходник в разрез главной тормозной магистрали, идущей к задним колесам. При поднятии рычага жидкость переходит в рабочие цилиндры и давит на штоки, который воздействуют на колодки.
Для установки рычага придется немного разобрать салон: в частности, освободить место для монтажа системы. Кресла лучше снять. На гидравлическом цилиндре «ручника» в отверстие «вход» вверните магистраль, идущую к ГТЦ, в «выход» - трубку, ведущую к задним суппортам. Ее пропустите в отверстие, которое просверлите заранее. В него вставьте резиновую шайбу, чтобы трубка не протерлась о кузов. После окончания монтажа сначала прокачайте задний контур, потом передние колеса.
Рычаг гидроручника, устанавливаемый в салоне. Цена комплекта: от 3100 до 5300 руб. Фото: Youtube. com
Особенности и нюансы после переделки тормозов
Если следовать букве закона, потребуется внести сведения о конструктивных изменениях в техническую карту транспортного средства. В противном случае претензии со стороны ГИБДД обеспечены. Оформление переделки – целая «головная боль». Приобретя готовый набор для установки задних дисковых тормозов (ЗДТ), вам потребуется пройти экспертизу в профильной организации. Она, в случае положительного решения, выдаст сертификат и соответствующее заключение, что данная система обеспечивает безопасность. Далее нужно оформить заявление, с которым придется идти в технический отдел ГИБДД. Там делают предварительное заключение о возможности установки ЗДТ. После это нужно поехать в автосервис, имеющий лицензии на монтаж дополнительного оборудования. И только потом вам выдадут декларацию, что конструктивные изменения соответствуют регламенту.
Выводы
Переделать самостоятельно барабанные тормоза на дисковые можно и самому и в сервисе. В первом случае даже набор покупать необязательно - профессионалы используют и отдельные детали, узлы. Но вопрос об официальном оформлении «вмешательства в конструкцию» остается сложным. Так что стоит серьезно подумать, прежде чем приступить к работам.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....