Ка-62 – ждем импортозамещенную версию
Этот российский многоцелевой вертолет, разработанный на базе военного Ка-60, по-своему «знаменит», только со знаком «минус». Концепция машины была разработана аж в 80-е годы минувшего века, макет сделали в 90-е, а до конца сертифицировать не могут и сегодня. Где вы еще встречали вертолет с более чем тридцатилетней историей создания?
В 90-х о заброшенной было концепции вспомнили и стали разрабатывать новую транспортно-пассажирскую машину, используя планер предшественника – Ка-60. Интересно: проект стали осуществлять «с целью привлечения инвестиций». В 1991-м макет был готов и продемонстрирован широкой публике на авиасалоне, проходившем на ВДНХ.
Неизбалованных российских посетителей аппарат привлек амортизационными креслами, обновленным электронным оборудованием, ЖК-мониторами на приборной панели. В последующие годы макет стали показывать чуть ли не на каждой международной выставке, продвигая машину в коммерческом плане. Одновременно заключались договоры с зарубежными техническими компаниями для организации совместных предприятий. Среди предполагаемых партнеров – британская «Роллс-Ройс» и итальянская «Агуста».
Машина сделана по схеме с одним несущим и рулевым винтом. При постройке Ка-62 применено не менее 50 % композитных материалов. Фюзеляж имеет металлический каркас, обшитый панелями из угле- и стеклопластика. Всего вертолет условно поделена на три секции: кабина пилотов впереди, средний грузопассажирский сектор, хвостовая балка. Численность экипажа – один или два человека. Как это? Кресло пилота впервые в российской практике расположено справа. Если потребуется еще один пилот, дополнительное место добавят.
Грузопассажирское отделение относительно небольшое: длина составляет 3,3 м. Предусмотрена пара сдвижных дверей. Шасси представляет собой три опоры, убирающиеся внутрь при полете. Не исключается установка баллонетов, поддерживающих машину на плаву при аварийной посадке на воду.
Главный винт – с четырьмя цельнокомпозиционными лопастями, рулевой снабжен осевыми шарнирами, имеет диаметр 1,4 м. Особенность последнего – заключение в специальный кожух. Такое техническое решение называют «финестрон». Подобная схема безопасна для находящихся недалеко людей и защищает винт от повреждений.
Изначально предполагалось, что на вертолет будет устанавливаться такой же движок, как и на Ка-60, т. е. РД-600В. Его сконструировали на предприятии «Рыбинские моторы» еще в 1988-м году. Это экономичный агрегат турбовального типа. Отличается инерционной пылезащитной системой, эффективным охлаждением и другими плюсами. Движок развивал 1300 «лошадей» и всем был хорош. Но все же его не стали устанавливать по множеству причин. Одна из них – невозможность (тогда) широкомасштабного производства в нужном количестве. А время шло: вертолет уже «засветился» в виде макета, теперь нужно была показывать реальную версию.
Поэтому в презентационный полет машина отправилась с французскими моторами Turbomeca Ardiden 3G, развивающие в чрезвычайно режиме до 1940 «лошадей». И здесь с 2010 года пошла цепочка «модификаций»: пришлось покупать редуктор и трансмиссию у австрийцев – фирмы Zoerkler. Такое решение подразумевало переделку не только моторного отделения, но и шасси. Правда, экстерьер остался прежним.
Технические характеристики Ка-62 с французскими двигателями:
✅ длина, ширина, высота – 1,347, 1,9, 4,565 м
✅ взлетный вес – 6,8 т
✅ грузоподъемность для кабины (на внешней подвеске) – 2 т (2,5 т)
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 290 км/ч (310 км/ч)
✅ высота – до 6,1 км
✅ дальность – до 1135 км (с дополнительными баками)
Машина вмещает до 15 пассажиров.
Рабочий диапазон температур – от -50° до +50° (при этом до -35° специальный подогрев не требуется). В воздухе вертолет может находиться не более четырех часов.
После успешного прохождения испытательных полетов вертолет получил сертификат, но ограниченной категории. Машину запустили в серию, однако продавать пока будут только российским заказчикам. В ноябре 2022-го глава Росавиации А. Нерадько озвучил причину невыдачи расширенного разрешительного документа. Это наличие более 60 % импортных комплектующих в конструкции вертолета, куда входит силовая установка, БРЭО, лопасти и т. д. В «Вертолетах России» считают: с таким «набором» проводить дальнейшую сертификацию «нет смысла».
Переделка вертолета с установкой на него российских узлов и компонентов ведется полным ходом. Планируется, что в 2025-м появится импортозамещенный вариант Ка-62, который пройдет уже полную сертификацию. Что будет на борту из российского? В первую очередь, это двигатель ВК-1600В. Он развивает мощность до 1450 «лошадей».
Чтобы минимизировать количество переделок, новый мотор делается под геометрические размеры мотогондолы, в которой сейчас стоит французский движок. Демонстрационный ВК-1600В уже показали на выставке МАКС-2021. Ранее, в 2020-м конструктивный облик ВК-1600В представили макетной комиссии. Мотор проектировали с использованием технологии 3D-моделирования, что позволило ускорить ход работ. «Сопутствующая» особенность ВК-1600В заключается в способе изготовления для него деталей: частично их будут производить при помощи 3D-печати.
Сертификация ВК-1600В намечена на 2023-й год, постановка на конвейер – на 2024-й. В «комплекте» с мотором идет цифровая система управления БАРК-15, которую также разработали «климовцы».
Что касается БРЭО, ее изготовлением занимается предприятие КРЭТ – Концерн Радиоэлектронных технологий, основанный в 2009-м. Вертолет получил т. н. «стеклянную кабину» с панелью приборов, где главное место занимают 4 ЖК-многофункциональных индикатора. Их «мозги» – шестиядерный процессор 1888ТХ018, сделанный в НТЦ «Модуль». Роль бортового компьютера играет система «Багет -53-ХХ». В ней применена пара российских процессора типа 1890ВМ8Я, более известных по названию «Комдив 64-М».
Для уже выпущенных Арсеньевским предприятием «Прогресс» вертолетов с французскими двигателями намечена сертификация по европейским стандартам EASA. Но состоится ли она с учетом нынешней политической обстановки – большой вопрос. Первым заказчиком может стать перевозчик «КрасАвиа», имеющий свои отделения на Дальнем Востоке и Сибири. Подтверждением этому служит подписанный на выставке HeliRussia-2021 договор о намерениях. Авиазаводу в Арсеньевске оказывает поддержку финучреждение-партнер Ростеха – «Новокомбанк». Общая сумма составляет до 10 млрд. руб.
Авиаэксперты считают: потребность рынка в машинах Ка-62 на ближайшее десятилетие составит примерно 260 единиц техники. Предполагается, что Ка-62 будет представлять интерес и у зарубежных заказчиков, как вертолет, находящийся в промежуточной нише между Ми-8 (теперь Ми-17, Ми-171) и Ка-226.
Как все начиналось
В 90-х о заброшенной было концепции вспомнили и стали разрабатывать новую транспортно-пассажирскую машину, используя планер предшественника – Ка-60. Интересно: проект стали осуществлять «с целью привлечения инвестиций». В 1991-м макет был готов и продемонстрирован широкой публике на авиасалоне, проходившем на ВДНХ.
Вертолет – частый гость выставок. Фото: YouTube.com
Неизбалованных российских посетителей аппарат привлек амортизационными креслами, обновленным электронным оборудованием, ЖК-мониторами на приборной панели. В последующие годы макет стали показывать чуть ли не на каждой международной выставке, продвигая машину в коммерческом плане. Одновременно заключались договоры с зарубежными техническими компаниями для организации совместных предприятий. Среди предполагаемых партнеров – британская «Роллс-Ройс» и итальянская «Агуста».
Что интересного в конструкции
Машина сделана по схеме с одним несущим и рулевым винтом. При постройке Ка-62 применено не менее 50 % композитных материалов. Фюзеляж имеет металлический каркас, обшитый панелями из угле- и стеклопластика. Всего вертолет условно поделена на три секции: кабина пилотов впереди, средний грузопассажирский сектор, хвостовая балка. Численность экипажа – один или два человека. Как это? Кресло пилота впервые в российской практике расположено справа. Если потребуется еще один пилот, дополнительное место добавят.
Пассажирская компоновка салона. Фото: YouTube.com
Грузопассажирское отделение относительно небольшое: длина составляет 3,3 м. Предусмотрена пара сдвижных дверей. Шасси представляет собой три опоры, убирающиеся внутрь при полете. Не исключается установка баллонетов, поддерживающих машину на плаву при аварийной посадке на воду.
На снимке видно, как убираются шасси. Фото: YouTube.com
Главный винт – с четырьмя цельнокомпозиционными лопастями, рулевой снабжен осевыми шарнирами, имеет диаметр 1,4 м. Особенность последнего – заключение в специальный кожух. Такое техническое решение называют «финестрон». Подобная схема безопасна для находящихся недалеко людей и защищает винт от повреждений.
Силовая установка
Изначально предполагалось, что на вертолет будет устанавливаться такой же движок, как и на Ка-60, т. е. РД-600В. Его сконструировали на предприятии «Рыбинские моторы» еще в 1988-м году. Это экономичный агрегат турбовального типа. Отличается инерционной пылезащитной системой, эффективным охлаждением и другими плюсами. Движок развивал 1300 «лошадей» и всем был хорош. Но все же его не стали устанавливать по множеству причин. Одна из них – невозможность (тогда) широкомасштабного производства в нужном количестве. А время шло: вертолет уже «засветился» в виде макета, теперь нужно была показывать реальную версию.
Военный предшественник гражданской машины – Ка-60 («Касатка»). Фото: YouTube.com
Поэтому в презентационный полет машина отправилась с французскими моторами Turbomeca Ardiden 3G, развивающие в чрезвычайно режиме до 1940 «лошадей». И здесь с 2010 года пошла цепочка «модификаций»: пришлось покупать редуктор и трансмиссию у австрийцев – фирмы Zoerkler. Такое решение подразумевало переделку не только моторного отделения, но и шасси. Правда, экстерьер остался прежним.
Тогда же Минобороны РФ приостановило проект военной машины Ка-60. Частично это было связано с бурным развитием проекта «Аллигатор» – Ка-52. Все внимание решили сосредоточить на гражданском варианте – Ка-62.
Технические характеристики Ка-62 с французскими двигателями:
✅ длина, ширина, высота – 1,347, 1,9, 4,565 м
✅ взлетный вес – 6,8 т
✅ грузоподъемность для кабины (на внешней подвеске) – 2 т (2,5 т)
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 290 км/ч (310 км/ч)
✅ высота – до 6,1 км
✅ дальность – до 1135 км (с дополнительными баками)
Машина вмещает до 15 пассажиров.
Салон может быть переделан в бизнес-класс. Фото: YouTube.com
Рабочий диапазон температур – от -50° до +50° (при этом до -35° специальный подогрев не требуется). В воздухе вертолет может находиться не более четырех часов.
Что дальше?
После успешного прохождения испытательных полетов вертолет получил сертификат, но ограниченной категории. Машину запустили в серию, однако продавать пока будут только российским заказчикам. В ноябре 2022-го глава Росавиации А. Нерадько озвучил причину невыдачи расширенного разрешительного документа. Это наличие более 60 % импортных комплектующих в конструкции вертолета, куда входит силовая установка, БРЭО, лопасти и т. д. В «Вертолетах России» считают: с таким «набором» проводить дальнейшую сертификацию «нет смысла».
Неужели все так плохо?
Переделка вертолета с установкой на него российских узлов и компонентов ведется полным ходом. Планируется, что в 2025-м появится импортозамещенный вариант Ка-62, который пройдет уже полную сертификацию. Что будет на борту из российского? В первую очередь, это двигатель ВК-1600В. Он развивает мощность до 1450 «лошадей».
Ростех представляет двигатель-демонстратор ВК-1600В. Фото: YouTube.com
Чтобы минимизировать количество переделок, новый мотор делается под геометрические размеры мотогондолы, в которой сейчас стоит французский движок. Демонстрационный ВК-1600В уже показали на выставке МАКС-2021. Ранее, в 2020-м конструктивный облик ВК-1600В представили макетной комиссии. Мотор проектировали с использованием технологии 3D-моделирования, что позволило ускорить ход работ. «Сопутствующая» особенность ВК-1600В заключается в способе изготовления для него деталей: частично их будут производить при помощи 3D-печати.
В дальнейшем в КБ Климова планируют разработать самолетную версию двигателя и устанавливать его на БПЛА.
Сертификация ВК-1600В намечена на 2023-й год, постановка на конвейер – на 2024-й. В «комплекте» с мотором идет цифровая система управления БАРК-15, которую также разработали «климовцы».
Кабина рассчитана на одного или двух пилотов. Фото: YouTube.com
Что касается БРЭО, ее изготовлением занимается предприятие КРЭТ – Концерн Радиоэлектронных технологий, основанный в 2009-м. Вертолет получил т. н. «стеклянную кабину» с панелью приборов, где главное место занимают 4 ЖК-многофункциональных индикатора. Их «мозги» – шестиядерный процессор 1888ТХ018, сделанный в НТЦ «Модуль». Роль бортового компьютера играет система «Багет -53-ХХ». В ней применена пара российских процессора типа 1890ВМ8Я, более известных по названию «Комдив 64-М».
Перспективы
Для уже выпущенных Арсеньевским предприятием «Прогресс» вертолетов с французскими двигателями намечена сертификация по европейским стандартам EASA. Но состоится ли она с учетом нынешней политической обстановки – большой вопрос. Первым заказчиком может стать перевозчик «КрасАвиа», имеющий свои отделения на Дальнем Востоке и Сибири. Подтверждением этому служит подписанный на выставке HeliRussia-2021 договор о намерениях. Авиазаводу в Арсеньевске оказывает поддержку финучреждение-партнер Ростеха – «Новокомбанк». Общая сумма составляет до 10 млрд. руб.
Работы над Ка-62 продолжаются. Фото: YouTube.com
Авиаэксперты считают: потребность рынка в машинах Ка-62 на ближайшее десятилетие составит примерно 260 единиц техники. Предполагается, что Ка-62 будет представлять интерес и у зарубежных заказчиков, как вертолет, находящийся в промежуточной нише между Ми-8 (теперь Ми-17, Ми-171) и Ка-226.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...