Ка-62 – ждем импортозамещенную версию
7 329

Ка-62 – ждем импортозамещенную версию

Этот российский многоцелевой вертолет, разработанный на базе военного Ка-60, по-своему «знаменит», только со знаком «минус». Концепция машины была разработана аж в 80-е годы минувшего века, макет сделали в 90-е, а до конца сертифицировать не могут и сегодня. Где вы еще встречали вертолет с более чем тридцатилетней историей создания?


Как все начиналось


В 90-х о заброшенной было концепции вспомнили и стали разрабатывать новую транспортно-пассажирскую машину, используя планер предшественника – Ка-60. Интересно: проект стали осуществлять «с целью привлечения инвестиций». В 1991-м макет был готов и продемонстрирован широкой публике на авиасалоне, проходившем на ВДНХ.

Ка-62 – ждем импортозамещенную версиюВертолет – частый гость выставок. Фото: YouTube.com

Неизбалованных российских посетителей аппарат привлек амортизационными креслами, обновленным электронным оборудованием, ЖК-мониторами на приборной панели. В последующие годы макет стали показывать чуть ли не на каждой международной выставке, продвигая машину в коммерческом плане. Одновременно заключались договоры с зарубежными техническими компаниями для организации совместных предприятий. Среди предполагаемых партнеров – британская «Роллс-Ройс» и итальянская «Агуста».

Что интересного в конструкции


Машина сделана по схеме с одним несущим и рулевым винтом. При постройке Ка-62 применено не менее 50 % композитных материалов. Фюзеляж имеет металлический каркас, обшитый панелями из угле- и стеклопластика. Всего вертолет условно поделена на три секции: кабина пилотов впереди, средний грузопассажирский сектор, хвостовая балка. Численность экипажа – один или два человека. Как это? Кресло пилота впервые в российской практике расположено справа. Если потребуется еще один пилот, дополнительное место добавят.

Пассажирская компоновка салона. Фото: YouTube.com

Грузопассажирское отделение относительно небольшое: длина составляет 3,3 м. Предусмотрена пара сдвижных дверей. Шасси представляет собой три опоры, убирающиеся внутрь при полете. Не исключается установка баллонетов, поддерживающих машину на плаву при аварийной посадке на воду.

На снимке видно, как убираются шасси. Фото: YouTube.com

Главный винт – с четырьмя цельнокомпозиционными лопастями, рулевой снабжен осевыми шарнирами, имеет диаметр 1,4 м. Особенность последнего – заключение в специальный кожух. Такое техническое решение называют «финестрон». Подобная схема безопасна для находящихся недалеко людей и защищает винт от повреждений.

Силовая установка


Изначально предполагалось, что на вертолет будет устанавливаться такой же движок, как и на Ка-60, т. е. РД-600В. Его сконструировали на предприятии «Рыбинские моторы» еще в 1988-м году. Это экономичный агрегат турбовального типа. Отличается инерционной пылезащитной системой, эффективным охлаждением и другими плюсами. Движок развивал 1300 «лошадей» и всем был хорош. Но все же его не стали устанавливать по множеству причин. Одна из них – невозможность (тогда) широкомасштабного производства в нужном количестве. А время шло: вертолет уже «засветился» в виде макета, теперь нужно была показывать реальную версию.

Военный предшественник гражданской машины – Ка-60 («Касатка»). Фото: YouTube.com

Поэтому в презентационный полет машина отправилась с французскими моторами Turbomeca Ardiden 3G, развивающие в чрезвычайно режиме до 1940 «лошадей». И здесь с 2010 года пошла цепочка «модификаций»: пришлось покупать редуктор и трансмиссию у австрийцев – фирмы Zoerkler. Такое решение подразумевало переделку не только моторного отделения, но и шасси. Правда, экстерьер остался прежним.

Тогда же Минобороны РФ приостановило проект военной машины Ка-60. Частично это было связано с бурным развитием проекта «Аллигатор» – Ка-52. Все внимание решили сосредоточить на гражданском варианте – Ка-62.

Технические характеристики Ка-62 с французскими двигателями:

✅ длина, ширина, высота – 1,347, 1,9, 4,565 м
✅ взлетный вес – 6,8 т
✅ грузоподъемность для кабины (на внешней подвеске) – 2 т (2,5 т)
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 290 км/ч (310 км/ч)
✅ высота – до 6,1 км
✅ дальность – до 1135 км (с дополнительными баками)

Машина вмещает до 15 пассажиров.

Салон может быть переделан в бизнес-класс. Фото: YouTube.com

Рабочий диапазон температур – от -50° до +50° (при этом до -35° специальный подогрев не требуется). В воздухе вертолет может находиться не более четырех часов.

Что дальше?


После успешного прохождения испытательных полетов вертолет получил сертификат, но ограниченной категории. Машину запустили в серию, однако продавать пока будут только российским заказчикам. В ноябре 2022-го глава Росавиации А. Нерадько озвучил причину невыдачи расширенного разрешительного документа. Это наличие более 60 % импортных комплектующих в конструкции вертолета, куда входит силовая установка, БРЭО, лопасти и т. д. В «Вертолетах России» считают: с таким «набором» проводить дальнейшую сертификацию «нет смысла».

Неужели все так плохо?


Переделка вертолета с установкой на него российских узлов и компонентов ведется полным ходом. Планируется, что в 2025-м появится импортозамещенный вариант Ка-62, который пройдет уже полную сертификацию. Что будет на борту из российского? В первую очередь, это двигатель ВК-1600В. Он развивает мощность до 1450 «лошадей».

Ростех представляет двигатель-демонстратор ВК-1600В. Фото: YouTube.com

Чтобы минимизировать количество переделок, новый мотор делается под геометрические размеры мотогондолы, в которой сейчас стоит французский движок. Демонстрационный ВК-1600В уже показали на выставке МАКС-2021. Ранее, в 2020-м конструктивный облик ВК-1600В представили макетной комиссии. Мотор проектировали с использованием технологии 3D-моделирования, что позволило ускорить ход работ. «Сопутствующая» особенность ВК-1600В заключается в способе изготовления для него деталей: частично их будут производить при помощи 3D-печати.

В дальнейшем в КБ Климова планируют разработать самолетную версию двигателя и устанавливать его на БПЛА.

Сертификация ВК-1600В намечена на 2023-й год, постановка на конвейер – на 2024-й. В «комплекте» с мотором идет цифровая система управления БАРК-15, которую также разработали «климовцы».

Кабина рассчитана на одного или двух пилотов. Фото: YouTube.com

Что касается БРЭО, ее изготовлением занимается предприятие КРЭТ – Концерн Радиоэлектронных технологий, основанный в 2009-м. Вертолет получил т. н. «стеклянную кабину» с панелью приборов, где главное место занимают 4 ЖК-многофункциональных индикатора. Их «мозги» – шестиядерный процессор 1888ТХ018, сделанный в НТЦ «Модуль». Роль бортового компьютера играет система «Багет -53-ХХ». В ней применена пара российских процессора типа 1890ВМ8Я, более известных по названию «Комдив 64-М».

Перспективы


Для уже выпущенных Арсеньевским предприятием «Прогресс» вертолетов с французскими двигателями намечена сертификация по европейским стандартам EASA. Но состоится ли она с учетом нынешней политической обстановки – большой вопрос. Первым заказчиком может стать перевозчик «КрасАвиа», имеющий свои отделения на Дальнем Востоке и Сибири. Подтверждением этому служит подписанный на выставке HeliRussia-2021 договор о намерениях. Авиазаводу в Арсеньевске оказывает поддержку финучреждение-партнер Ростеха – «Новокомбанк». Общая сумма составляет до 10 млрд. руб.

Работы над Ка-62 продолжаются. Фото: YouTube.com

Авиаэксперты считают: потребность рынка в машинах Ка-62 на ближайшее десятилетие составит примерно 260 единиц техники. Предполагается, что Ка-62 будет представлять интерес и у зарубежных заказчиков, как вертолет, находящийся в промежуточной нише между Ми-8 (теперь Ми-17, Ми-171) и Ка-226.
А вы что думаете о Ка-62?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...