
Турбонаддув – компрессор или турбина?
Современные автопроизводители все чаще отказываются от обычных атмосферных двигателей, отдавая предпочтение турбированным моторам. Их особенность заключается в увеличении мощности ДВС без каких-либо его серьезных переделок. Суть процесса – нагнетание в цилиндры газовой смеси под давлением. Мотор, оборудованный компрессором либо турбиной, имеет большую производительность, обеспечивает автомобилю хорошую динамику, при этом не нужно увеличивать объем цилиндров.
Разница между турбиной и компрессоров заключается в том, что первые вращаются от выхлопных газов, вторые приводятся в действие от коленвала (приводного ремня, подобно генератору, иногда – цепи). Как происходит наддув в обоих случаях и что лучше?
Идея принудительно нагнетать дополнительный воздух в цилиндры возникла в 60-е годы минувшего века. Однако в то время технология широкого распространения не получила. Если использовать турбину с выхлопными газами, то проблема была в ее бездействии на малых оборотах. При небольшой скорости машине не хватало «лошадиных сил». А при включении турбины в работу мощность настолько резко увеличивалась, что малоопытному водителю справиться с управлением становилось сложно.
Турбокомпрессор LUZAR LAT1007 для Ford Transit, Land Rover Defender. Средняя цена: 37 тыс. руб. Фото: ЯндексМаркет
Что касается компрессоров, тут была иная проблема. Изначально они пользовались популярностью в Англии, где их устанавливали на машины с восьмицилиндровыми движками, которые и без того обладали солидной мощностью. Мотор с компрессором имел приличные габариты и запихать его под капот – та еще задача! К тому же оборудованную таким образом машину сложно было обслуживать – требовался специализированная СТО. В обычных сервисах за ремонт просто не брались, поэтому даже небольшая поломка превращалась в головную боль владельца авто. Но сегодня ситуация несколько изменилась: турбины и компрессоры стали более надежными и менее габаритными. Остается разобраться в их устройстве, плюсах и минусах.
По конструкции это механический нагнетатель, работающий в условиях высоких температур. При этом устройство имеет как бы две стороны: одна горячая, другая – холодная. В первую направляются выхлопные газы, принуждающие вращаться лопатки во второй. Число оборотов крыльчатки может достигать до 10 тыс. в минуту. Это и гарантирует увеличение мощность двигателя, обеспечиваемое повышением давления во впускном коллекторе.
Турбина ISUZU ELF 4HK1. Средняя цена: 16053 руб. Фото: ЯндексМаркет
Турбина охлаждается, смазывается техническими жидкостями, которые она «берет» у ДВС – антифризом и маслом. Применение этого способа наддува повышает мощность мотора до 40 % при сохранении экономичного (как у «атмосферников») расхода горючего. Правда, последнее качество свойственно лишь двигателям малого объема. Главные достоинства турбины:
✅ сильное увеличение мощности – двухлитровый ДВС выдаст до 250 л. с., а трехцилиндровый – до 120 «лошадей» при расходе топлива 4 л/100 км
✅ компактность: турбина легко помещается под капот любого авто, уже оснащенного атмосферным мотором
✅ правильный выбор устройства и профессиональная установка могут обеспечить длительный, до 250 тыс. и более км, ресурс двигателя.
А как насчет минусов? Основной из них – т. н. «турбояма»: ситуация, при которой устройство на малых оборотах не функционирует, а движку не хватает сил, чтобы ускориться.
Установка нескольких турбин позволяет минимизировать эффект «турбоямы». Фото: YouTube.com
Еще один недостаток – невысокая надежность изделия из-за постоянных, иногда запредельных, нагрузок, возникающих в ходе работы турбины. Кстати, они воздействуют и на двигатель, что отрицательно сказывается на его ресурсе. Ремонтировать турбину тоже «неинтересно»: стоимость услуги по капитальному восстановлению заводского агрегата варьируется в пределах 20-50 тыс. руб. Однако стоит добавить: выход из строя агрегата обычно характерен для покупных отдельных устройств, установленных кустарным образом на «атмосферники». Последние после подобной «доработки» ходят не более 150-200 тыс. км.
Они могут быть роторными, центробежными либо винтовыми. Сейчас такие агрегаты можно увидеть на авто марок «Ауди», «Мерседес», «Бентли», «Ягуар» и некоторых других машинах. Современные компрессоры имеют несложную конструкцию и легко устанавливаются на атмосферные ДВС.
Установка компрессора сложностей специалисту обычно не доставляет. Фото: YouTube.com
Можно подобрать изделие, наиболее точно соответствующее типу двигателя. Плюсы механического компрессора:
✅ работает постоянно и не образует «турбоям»
✅ имеет свою систему смазки и охлаждения
✅ надежность более высокая, по сравнению с турбинами
Из отрицательных сторон выделяется разве что невысокая производительность. Компрессор увеличивает мощность двигателя всего на 10-15 %. Если нужно поднять ее на 40-50 %, потребуется агрегат с большими габаритами. В то время как маленькая турбина повысит мощность на столько при гораздо меньших размерах. На авто чаще встречается два типа компрессоров.
Стоят относительно недорого, имеют несложную конструкцию. Главный элемент выполнен в виде спирали. Это обеспечивает равномерность наддува. Минус – нагрев при работе, повышенная шумность и резкое уменьшение КПД даже при небольшом износе.
Считаются более надежными по сравнению с вышеупомянутыми устройствами. Эти механизмы создают диагональное передвижение воздуха и обеспечивают более высокую скорость вращения крыльчатки. Однако главное преимущество описываемых агрегатов заключается в сбалансированной работе всех элементов. При этом воздух сохраняется чистым, без капелек масла. КПД у винтовых моделей серьезный – до 80 %.
Продольное расположение компрессора. Фото: YouTube.com
Основная отрицательная сторона винтовых компрессоров – сложность конструкции, высокая цена самого изделия и его ремонта. И еще один минус (кому-то он, может, понравится!) сильный высокочастотный звук при сжатии воздуха.
Компрессор обладает большим ресурсом и не так сильно влияет на мотор в отрицательном смысле. Конечно, если машина постоянно будет использоваться в различных состязаниях или водитель – ярый поклонник агрессивного стиля вождения, на длительный срок службы рассчитывать не приходится. Впереди у такого автовладельца – поломка лопаток и замена деталей компрессора. А это дорогое «удовольствие». При «щадящей» эксплуатации все обслуживание сводится к подтягиванию (замене) ремня или цепи.
Самостоятельная установка на двигатель ВАЗ (1,3 л) компрессора. Фото: YouTube.com
Частая проблема турбины – появление подтеков смазки из-за износа сальников. В этом случае крыльчатка вращается «на сухую», что приводит к ее поломке. А это означает: турбина не подлежит ремонту и ее нужно менять. Подтеки антифриза чреваты перегревом агрегата, что тоже приведет к его выходу из строя. Чтобы не допустить подобных неприятностей, необходимо постоянно следить за состоянием турбины, появлением подтеков. Нерегулярная замена масла и антифриза в двигателе тоже укорачивают срок службы изделия.
Сначала нужно понять: требуется ли вам машина с таким дополнительным агрегатом. Возможно, что вам хватит и автомобиля с традиционным атмосферным ДВС, который и сегодня пока считается надежнее транспортного средства с наддувом. Но, если вы решились, выбор будет за вами: если коротко – турбина больше увеличивает мощность, но компрессор надежнее и удобнее в эксплуатации.
Разница между турбиной и компрессоров заключается в том, что первые вращаются от выхлопных газов, вторые приводятся в действие от коленвала (приводного ремня, подобно генератору, иногда – цепи). Как происходит наддув в обоих случаях и что лучше?
Суть процесса
Идея принудительно нагнетать дополнительный воздух в цилиндры возникла в 60-е годы минувшего века. Однако в то время технология широкого распространения не получила. Если использовать турбину с выхлопными газами, то проблема была в ее бездействии на малых оборотах. При небольшой скорости машине не хватало «лошадиных сил». А при включении турбины в работу мощность настолько резко увеличивалась, что малоопытному водителю справиться с управлением становилось сложно.

Что касается компрессоров, тут была иная проблема. Изначально они пользовались популярностью в Англии, где их устанавливали на машины с восьмицилиндровыми движками, которые и без того обладали солидной мощностью. Мотор с компрессором имел приличные габариты и запихать его под капот – та еще задача! К тому же оборудованную таким образом машину сложно было обслуживать – требовался специализированная СТО. В обычных сервисах за ремонт просто не брались, поэтому даже небольшая поломка превращалась в головную боль владельца авто. Но сегодня ситуация несколько изменилась: турбины и компрессоры стали более надежными и менее габаритными. Остается разобраться в их устройстве, плюсах и минусах.
Турбина
По конструкции это механический нагнетатель, работающий в условиях высоких температур. При этом устройство имеет как бы две стороны: одна горячая, другая – холодная. В первую направляются выхлопные газы, принуждающие вращаться лопатки во второй. Число оборотов крыльчатки может достигать до 10 тыс. в минуту. Это и гарантирует увеличение мощность двигателя, обеспечиваемое повышением давления во впускном коллекторе.

Турбина охлаждается, смазывается техническими жидкостями, которые она «берет» у ДВС – антифризом и маслом. Применение этого способа наддува повышает мощность мотора до 40 % при сохранении экономичного (как у «атмосферников») расхода горючего. Правда, последнее качество свойственно лишь двигателям малого объема. Главные достоинства турбины:
✅ сильное увеличение мощности – двухлитровый ДВС выдаст до 250 л. с., а трехцилиндровый – до 120 «лошадей» при расходе топлива 4 л/100 км
✅ компактность: турбина легко помещается под капот любого авто, уже оснащенного атмосферным мотором
✅ правильный выбор устройства и профессиональная установка могут обеспечить длительный, до 250 тыс. и более км, ресурс двигателя.
А как насчет минусов? Основной из них – т. н. «турбояма»: ситуация, при которой устройство на малых оборотах не функционирует, а движку не хватает сил, чтобы ускориться.

Еще один недостаток – невысокая надежность изделия из-за постоянных, иногда запредельных, нагрузок, возникающих в ходе работы турбины. Кстати, они воздействуют и на двигатель, что отрицательно сказывается на его ресурсе. Ремонтировать турбину тоже «неинтересно»: стоимость услуги по капитальному восстановлению заводского агрегата варьируется в пределах 20-50 тыс. руб. Однако стоит добавить: выход из строя агрегата обычно характерен для покупных отдельных устройств, установленных кустарным образом на «атмосферники». Последние после подобной «доработки» ходят не более 150-200 тыс. км.
Механические компрессоры
Они могут быть роторными, центробежными либо винтовыми. Сейчас такие агрегаты можно увидеть на авто марок «Ауди», «Мерседес», «Бентли», «Ягуар» и некоторых других машинах. Современные компрессоры имеют несложную конструкцию и легко устанавливаются на атмосферные ДВС.

Можно подобрать изделие, наиболее точно соответствующее типу двигателя. Плюсы механического компрессора:
✅ работает постоянно и не образует «турбоям»
✅ имеет свою систему смазки и охлаждения
✅ надежность более высокая, по сравнению с турбинами
Из отрицательных сторон выделяется разве что невысокая производительность. Компрессор увеличивает мощность двигателя всего на 10-15 %. Если нужно поднять ее на 40-50 %, потребуется агрегат с большими габаритами. В то время как маленькая турбина повысит мощность на столько при гораздо меньших размерах. На авто чаще встречается два типа компрессоров.
Роторные
Стоят относительно недорого, имеют несложную конструкцию. Главный элемент выполнен в виде спирали. Это обеспечивает равномерность наддува. Минус – нагрев при работе, повышенная шумность и резкое уменьшение КПД даже при небольшом износе.
Винтовые
Считаются более надежными по сравнению с вышеупомянутыми устройствами. Эти механизмы создают диагональное передвижение воздуха и обеспечивают более высокую скорость вращения крыльчатки. Однако главное преимущество описываемых агрегатов заключается в сбалансированной работе всех элементов. При этом воздух сохраняется чистым, без капелек масла. КПД у винтовых моделей серьезный – до 80 %.

Основная отрицательная сторона винтовых компрессоров – сложность конструкции, высокая цена самого изделия и его ремонта. И еще один минус (кому-то он, может, понравится!) сильный высокочастотный звук при сжатии воздуха.
Характерные неисправности наддува
Компрессор обладает большим ресурсом и не так сильно влияет на мотор в отрицательном смысле. Конечно, если машина постоянно будет использоваться в различных состязаниях или водитель – ярый поклонник агрессивного стиля вождения, на длительный срок службы рассчитывать не приходится. Впереди у такого автовладельца – поломка лопаток и замена деталей компрессора. А это дорогое «удовольствие». При «щадящей» эксплуатации все обслуживание сводится к подтягиванию (замене) ремня или цепи.

Частая проблема турбины – появление подтеков смазки из-за износа сальников. В этом случае крыльчатка вращается «на сухую», что приводит к ее поломке. А это означает: турбина не подлежит ремонту и ее нужно менять. Подтеки антифриза чреваты перегревом агрегата, что тоже приведет к его выходу из строя. Чтобы не допустить подобных неприятностей, необходимо постоянно следить за состоянием турбины, появлением подтеков. Нерегулярная замена масла и антифриза в двигателе тоже укорачивают срок службы изделия.
Что выбрать: турбонаддув или компрессор?
Сначала нужно понять: требуется ли вам машина с таким дополнительным агрегатом. Возможно, что вам хватит и автомобиля с традиционным атмосферным ДВС, который и сегодня пока считается надежнее транспортного средства с наддувом. Но, если вы решились, выбор будет за вами: если коротко – турбина больше увеличивает мощность, но компрессор надежнее и удобнее в эксплуатации.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...