Ми-171А2 и Ми-171А3 – легенда Ми-8 продолжается?
7 839

Ми-171А2 и Ми-171А3 – легенда Ми-8 продолжается?

Вертолету Ми-8, несмотря на его преклонный возраст, сильно «повезло» – выпуск машины, разработанной в начале 60-х, продолжается в виде модифицированных летательных аппаратов, производимых и сегодня на заводе в Улан-Удэ. После Ми-17, эстафету приняла более совершенная модель – Ми-171. Этот вертолет с одной стороны так же надежен, как его предок Ми-8, с другой является «собирателем» самых лучших технических достижений.


Машина прошла испытания в 2014-м и на сегодня имеет множество модификаций, самые последние из которых получили индексы А2 и А3. Об этих вертолетах и пойдет речь.

Ми-171А2 (первоначально – Ми-171М)


Разработка аппарата велась на базе предыдущей модели Ми-171А1. По сути это была ее модернизация, цель которой – повышение ЛТХ, снижение стоимости техобслуживания и летного часа. Предполагалось: новинка станет «родоначальником» серии вертолетов, предназначенных для использования в коммерческих целях.

Что нового?


Модернизации поверглось большинство узлов и агрегатов машины. И в первую очередь она коснулась силовой установки. Модель А2 укомплектовали ВК-2500ПС-03 – мотором турбовального типа, произведенного предприятием «Климов», входящим в корпорацию «Ростех». Новый движок имел важную особенность – способность функционировать в чрезвычайном режиме в течение получаса при мощности в 2400 «лошадей» и 2,5 мин. на пределе, развивая 2700 л. с. Работа силовой установки контролируется специальной системой БАРК-6В-7С, выполненной в «цифре».

Ми-171А2 и Ми-171А3 – легенда Ми-8 продолжается?Двигатель ВК-2500ПС-03 для Ми-171А2. Фото: YouTube.com

Несущую конструкцию тоже усовершенствовали: винт сделали из композита, конструкцию втулки и автомата перекоса модернизировали, трансмиссию усилили. Новшества позволили поднять скорость (среднюю и наивысшую), продлить эксплуатационный ресурс агрегатов. Кроме основной силовой установки модель А2 может комплектоваться вспомогательной – Safir 5K/G.

Комплекс бортового оборудования


Наличие на борту КБО-17 – результат обновления аппаратуры, находящейся на вертолете. Разработкой оборудования занималось Ульяновское ОКБ. Система обеспечивает выполнение требований по боковому и вертикальному перемещению, облегчает полеты машины в случае зависания и передвижения по особым траекториям. Также КБО-15 способствует сокращению стоимости одного эксплуатационного часа: теперь экипаж Ми-171А2 состоит не из трех, как ранее, а из пары пилотов. Вес бортового электронного комплекса уменьшился, пред- и послеполетные тестирования машины упростились, система самодиагностики стала более эффективной.

Большинство приборов выполнено в «цифре». Фото: YouTube.com

Сертификация Ми-172А2 в РФ прошла в 2017-м. Машина проходила проверку по категории «А», что означает повышенные требования к летательным аппаратам, перевозящих пассажиров. Аналогичный документ вертолет получил и за границей – в Колумбии и Мексике.

При испытательных полетах выяснилось – Ми-171А2 можно эксплуатировать в условиях высокогорья на высотах до 3,5 км. При ее увеличении технические параметры машины оставались неизменными. Поэтому началось оформление дополнения к сертификату для разрешения проведения работ на аэродромах, находящихся на высоте до 5 км.

Данные возможности не были неожиданностью для конструкторов. В модель изначально заложили нужный технический потенциал. Получение документа открывает новые перспективы: машина наверняка заинтересует заказчиков из стран Южной Америки и Азии.

Ми-171А2 проверяют в горах. Фото: YouTube.com

В этом же году началось крупномасштабное производство. Первый серийный вертолет поднялся в небо в последний весенний месяц 2018-го года. Спустя некоторое время машину демонстрировали на выставке HeliRussia и после ее окончания торжественно передали первому заказчику. Общие технические данные Ми-171А2:

✅ диаметр несущего (рулевого) винта – 21,29 (3,91 м)
✅ длина и высота – 18,17 и 5,65 м
✅ вес пустого (максимальный взлетный) – 6,8 т (13,5 т)
✅ мощность силовой установки – 2 ГТД по 2400 л. с.
✅ крейсерская (максимальная) скорость – 260 (280) км/ч
✅ дальность и потолок – 850 и 6 км

Вертолет берет на борт 4 т полезной нагрузки (на подвеске 5 т) или до 26 человек. В пассажирском варианте вертолет может оснащаться 18-ю энергопоглощающими креслами. Машина предназначена для использования в любых регионах при температуре от -50° до +50°. Кабина оснащена боковой дверью, сзади предусмотрена рампа для удобства погрузки/разгрузки. С технической точки зрения Ми-171А2 – удачный вертолет универсального назначения, который активно закупают и за рубежом. Однако со временем конструкторы решили развить семейство винтокрылых машин и создать еще одну специализированную модель.

Ми-173А3


Это первая машина, выпущенная в России и предназначенная для обслуживания буровых вышек, установленных в море, на шельфе. Ми-1713А3 – офшорный вертолет. Что это значит? Термин не имеет никакого отношения к оттоку денег за границу в безопасное место. В данном случае речь идет о летательных аппаратах, специально разработанных для полетов на буровые платформы. Такие машины должны строго соответствовать международным требованиям. Причем стандарты вырабатывает ассоциация производителей, занятых поиском и добычей нефти, газа (IOGR).

Над дизайном машины потрудились хорошо! Фото: YouTube.com

Ранее вертолеты для обслуживания вышек закупались на Западе, т. к. наши машины не соответствовали упомянутым выше требованиям. Ситуация изменилась с появлением Ми-171А3. Он полностью соответствует стандартам IOGR. Вот лишь некоторые из них:

✅ возможность совершения жестких посадок при перегрузках от 20g (это в несколько раз больше по сравнению с обычным вертолетом)
✅ способность садиться на воду
✅ не менее половины иллюминаторов – аварийные выходы (через них должен свободно пролезать взрослый мужчина в спасательном жилете)
✅ вертолет продолжает полет и набор высоты при отказе одного из двигателей

Чтобы соответствовать указанным требованиям, фюзеляж модели сделали из композитных материалов. Кроме энергопоглощающих кресел (похожие ставят в современную бронетехнику), пассажирские места оборудовали не обычными, а четырехточечными ремнями безопасности.

Кресла в машине – особые. Фото: YouTube.com

Чтобы удерживаться на воде при волнении в пять баллов в течение получаса, машина снабжена баллонетами. На борту предусмотрена пара спасательных плотов, рассчитанных на 27 человек каждый. Машина имеет объемные топливные резервуары, позволяющие преодолевать расстояние до 1000 км без дозаправки. Баки расположили под полом, чтобы обеспечить их защиту в случае жесткой посадки. При обычном размещении, если машина удариться о землю, есть риск пробоя емкостей с горючим стойками шасси.

Ми-171А3 – участник многих выставок и авиасалонов. Фото: YouTube.com

Разработка нового А3 стартовала в 2018-м, а в 2020-м уже подписали договор с Минпромторгом РФ. А это значит: проекту обеспечена государственная поддержка (1 млрд. руб.). В 2021 году вертолет продемонстрировали на авиасалоне МАКС. В небо Ми-171А3 первый раз поднялся в конце 2021 года: сначала это было пятнадцатиминутное зависание. Получасовой полет машина совершила летом 2022-го. Первым заказчиком 16-ти новых вертолетов серии А3 является российский «Газпром». Предполагается: первые летательные аппараты компания получит в 2023 году. Очевидно, что примененные в машине новые технологические решения могут «перекочевать» на следующее поколение вертолетов, основой для которых и станет Ми-171А3.
А вы что думаете о Ми-171А2 и Ми-171А3?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...