
Ми-171А2 и Ми-171А3 – легенда Ми-8 продолжается?
Вертолету Ми-8, несмотря на его преклонный возраст, сильно «повезло» – выпуск машины, разработанной в начале 60-х, продолжается в виде модифицированных летательных аппаратов, производимых и сегодня на заводе в Улан-Удэ. После Ми-17, эстафету приняла более совершенная модель – Ми-171. Этот вертолет с одной стороны так же надежен, как его предок Ми-8, с другой является «собирателем» самых лучших технических достижений.
Машина прошла испытания в 2014-м и на сегодня имеет множество модификаций, самые последние из которых получили индексы А2 и А3. Об этих вертолетах и пойдет речь.
Разработка аппарата велась на базе предыдущей модели Ми-171А1. По сути это была ее модернизация, цель которой – повышение ЛТХ, снижение стоимости техобслуживания и летного часа. Предполагалось: новинка станет «родоначальником» серии вертолетов, предназначенных для использования в коммерческих целях.
Модернизации поверглось большинство узлов и агрегатов машины. И в первую очередь она коснулась силовой установки. Модель А2 укомплектовали ВК-2500ПС-03 – мотором турбовального типа, произведенного предприятием «Климов», входящим в корпорацию «Ростех». Новый движок имел важную особенность – способность функционировать в чрезвычайном режиме в течение получаса при мощности в 2400 «лошадей» и 2,5 мин. на пределе, развивая 2700 л. с. Работа силовой установки контролируется специальной системой БАРК-6В-7С, выполненной в «цифре».
Двигатель ВК-2500ПС-03 для Ми-171А2. Фото: YouTube.com
Несущую конструкцию тоже усовершенствовали: винт сделали из композита, конструкцию втулки и автомата перекоса модернизировали, трансмиссию усилили. Новшества позволили поднять скорость (среднюю и наивысшую), продлить эксплуатационный ресурс агрегатов. Кроме основной силовой установки модель А2 может комплектоваться вспомогательной – Safir 5K/G.
Наличие на борту КБО-17 – результат обновления аппаратуры, находящейся на вертолете. Разработкой оборудования занималось Ульяновское ОКБ. Система обеспечивает выполнение требований по боковому и вертикальному перемещению, облегчает полеты машины в случае зависания и передвижения по особым траекториям. Также КБО-15 способствует сокращению стоимости одного эксплуатационного часа: теперь экипаж Ми-171А2 состоит не из трех, как ранее, а из пары пилотов. Вес бортового электронного комплекса уменьшился, пред- и послеполетные тестирования машины упростились, система самодиагностики стала более эффективной.
Большинство приборов выполнено в «цифре». Фото: YouTube.com
Сертификация Ми-172А2 в РФ прошла в 2017-м. Машина проходила проверку по категории «А», что означает повышенные требования к летательным аппаратам, перевозящих пассажиров. Аналогичный документ вертолет получил и за границей – в Колумбии и Мексике.
Данные возможности не были неожиданностью для конструкторов. В модель изначально заложили нужный технический потенциал. Получение документа открывает новые перспективы: машина наверняка заинтересует заказчиков из стран Южной Америки и Азии.
Ми-171А2 проверяют в горах. Фото: YouTube.com
В этом же году началось крупномасштабное производство. Первый серийный вертолет поднялся в небо в последний весенний месяц 2018-го года. Спустя некоторое время машину демонстрировали на выставке HeliRussia и после ее окончания торжественно передали первому заказчику. Общие технические данные Ми-171А2:
✅ диаметр несущего (рулевого) винта – 21,29 (3,91 м)
✅ длина и высота – 18,17 и 5,65 м
✅ вес пустого (максимальный взлетный) – 6,8 т (13,5 т)
✅ мощность силовой установки – 2 ГТД по 2400 л. с.
✅ крейсерская (максимальная) скорость – 260 (280) км/ч
✅ дальность и потолок – 850 и 6 км
Вертолет берет на борт 4 т полезной нагрузки (на подвеске 5 т) или до 26 человек. В пассажирском варианте вертолет может оснащаться 18-ю энергопоглощающими креслами. Машина предназначена для использования в любых регионах при температуре от -50° до +50°. Кабина оснащена боковой дверью, сзади предусмотрена рампа для удобства погрузки/разгрузки. С технической точки зрения Ми-171А2 – удачный вертолет универсального назначения, который активно закупают и за рубежом. Однако со временем конструкторы решили развить семейство винтокрылых машин и создать еще одну специализированную модель.
Это первая машина, выпущенная в России и предназначенная для обслуживания буровых вышек, установленных в море, на шельфе. Ми-1713А3 – офшорный вертолет. Что это значит? Термин не имеет никакого отношения к оттоку денег за границу в безопасное место. В данном случае речь идет о летательных аппаратах, специально разработанных для полетов на буровые платформы. Такие машины должны строго соответствовать международным требованиям. Причем стандарты вырабатывает ассоциация производителей, занятых поиском и добычей нефти, газа (IOGR).
Над дизайном машины потрудились хорошо! Фото: YouTube.com
Ранее вертолеты для обслуживания вышек закупались на Западе, т. к. наши машины не соответствовали упомянутым выше требованиям. Ситуация изменилась с появлением Ми-171А3. Он полностью соответствует стандартам IOGR. Вот лишь некоторые из них:
✅ возможность совершения жестких посадок при перегрузках от 20g (это в несколько раз больше по сравнению с обычным вертолетом)
✅ способность садиться на воду
✅ не менее половины иллюминаторов – аварийные выходы (через них должен свободно пролезать взрослый мужчина в спасательном жилете)
✅ вертолет продолжает полет и набор высоты при отказе одного из двигателей
Чтобы соответствовать указанным требованиям, фюзеляж модели сделали из композитных материалов. Кроме энергопоглощающих кресел (похожие ставят в современную бронетехнику), пассажирские места оборудовали не обычными, а четырехточечными ремнями безопасности.
Кресла в машине – особые. Фото: YouTube.com
Чтобы удерживаться на воде при волнении в пять баллов в течение получаса, машина снабжена баллонетами. На борту предусмотрена пара спасательных плотов, рассчитанных на 27 человек каждый. Машина имеет объемные топливные резервуары, позволяющие преодолевать расстояние до 1000 км без дозаправки. Баки расположили под полом, чтобы обеспечить их защиту в случае жесткой посадки. При обычном размещении, если машина удариться о землю, есть риск пробоя емкостей с горючим стойками шасси.
Ми-171А3 – участник многих выставок и авиасалонов. Фото: YouTube.com
Разработка нового А3 стартовала в 2018-м, а в 2020-м уже подписали договор с Минпромторгом РФ. А это значит: проекту обеспечена государственная поддержка (1 млрд. руб.). В 2021 году вертолет продемонстрировали на авиасалоне МАКС. В небо Ми-171А3 первый раз поднялся в конце 2021 года: сначала это было пятнадцатиминутное зависание. Получасовой полет машина совершила летом 2022-го. Первым заказчиком 16-ти новых вертолетов серии А3 является российский «Газпром». Предполагается: первые летательные аппараты компания получит в 2023 году. Очевидно, что примененные в машине новые технологические решения могут «перекочевать» на следующее поколение вертолетов, основой для которых и станет Ми-171А3.
Машина прошла испытания в 2014-м и на сегодня имеет множество модификаций, самые последние из которых получили индексы А2 и А3. Об этих вертолетах и пойдет речь.
Ми-171А2 (первоначально – Ми-171М)
Разработка аппарата велась на базе предыдущей модели Ми-171А1. По сути это была ее модернизация, цель которой – повышение ЛТХ, снижение стоимости техобслуживания и летного часа. Предполагалось: новинка станет «родоначальником» серии вертолетов, предназначенных для использования в коммерческих целях.
Что нового?
Модернизации поверглось большинство узлов и агрегатов машины. И в первую очередь она коснулась силовой установки. Модель А2 укомплектовали ВК-2500ПС-03 – мотором турбовального типа, произведенного предприятием «Климов», входящим в корпорацию «Ростех». Новый движок имел важную особенность – способность функционировать в чрезвычайном режиме в течение получаса при мощности в 2400 «лошадей» и 2,5 мин. на пределе, развивая 2700 л. с. Работа силовой установки контролируется специальной системой БАРК-6В-7С, выполненной в «цифре».

Несущую конструкцию тоже усовершенствовали: винт сделали из композита, конструкцию втулки и автомата перекоса модернизировали, трансмиссию усилили. Новшества позволили поднять скорость (среднюю и наивысшую), продлить эксплуатационный ресурс агрегатов. Кроме основной силовой установки модель А2 может комплектоваться вспомогательной – Safir 5K/G.
Комплекс бортового оборудования
Наличие на борту КБО-17 – результат обновления аппаратуры, находящейся на вертолете. Разработкой оборудования занималось Ульяновское ОКБ. Система обеспечивает выполнение требований по боковому и вертикальному перемещению, облегчает полеты машины в случае зависания и передвижения по особым траекториям. Также КБО-15 способствует сокращению стоимости одного эксплуатационного часа: теперь экипаж Ми-171А2 состоит не из трех, как ранее, а из пары пилотов. Вес бортового электронного комплекса уменьшился, пред- и послеполетные тестирования машины упростились, система самодиагностики стала более эффективной.

Сертификация Ми-172А2 в РФ прошла в 2017-м. Машина проходила проверку по категории «А», что означает повышенные требования к летательным аппаратам, перевозящих пассажиров. Аналогичный документ вертолет получил и за границей – в Колумбии и Мексике.
При испытательных полетах выяснилось – Ми-171А2 можно эксплуатировать в условиях высокогорья на высотах до 3,5 км. При ее увеличении технические параметры машины оставались неизменными. Поэтому началось оформление дополнения к сертификату для разрешения проведения работ на аэродромах, находящихся на высоте до 5 км.
Данные возможности не были неожиданностью для конструкторов. В модель изначально заложили нужный технический потенциал. Получение документа открывает новые перспективы: машина наверняка заинтересует заказчиков из стран Южной Америки и Азии.

В этом же году началось крупномасштабное производство. Первый серийный вертолет поднялся в небо в последний весенний месяц 2018-го года. Спустя некоторое время машину демонстрировали на выставке HeliRussia и после ее окончания торжественно передали первому заказчику. Общие технические данные Ми-171А2:
✅ диаметр несущего (рулевого) винта – 21,29 (3,91 м)
✅ длина и высота – 18,17 и 5,65 м
✅ вес пустого (максимальный взлетный) – 6,8 т (13,5 т)
✅ мощность силовой установки – 2 ГТД по 2400 л. с.
✅ крейсерская (максимальная) скорость – 260 (280) км/ч
✅ дальность и потолок – 850 и 6 км
Вертолет берет на борт 4 т полезной нагрузки (на подвеске 5 т) или до 26 человек. В пассажирском варианте вертолет может оснащаться 18-ю энергопоглощающими креслами. Машина предназначена для использования в любых регионах при температуре от -50° до +50°. Кабина оснащена боковой дверью, сзади предусмотрена рампа для удобства погрузки/разгрузки. С технической точки зрения Ми-171А2 – удачный вертолет универсального назначения, который активно закупают и за рубежом. Однако со временем конструкторы решили развить семейство винтокрылых машин и создать еще одну специализированную модель.
Ми-173А3
Это первая машина, выпущенная в России и предназначенная для обслуживания буровых вышек, установленных в море, на шельфе. Ми-1713А3 – офшорный вертолет. Что это значит? Термин не имеет никакого отношения к оттоку денег за границу в безопасное место. В данном случае речь идет о летательных аппаратах, специально разработанных для полетов на буровые платформы. Такие машины должны строго соответствовать международным требованиям. Причем стандарты вырабатывает ассоциация производителей, занятых поиском и добычей нефти, газа (IOGR).

Ранее вертолеты для обслуживания вышек закупались на Западе, т. к. наши машины не соответствовали упомянутым выше требованиям. Ситуация изменилась с появлением Ми-171А3. Он полностью соответствует стандартам IOGR. Вот лишь некоторые из них:
✅ возможность совершения жестких посадок при перегрузках от 20g (это в несколько раз больше по сравнению с обычным вертолетом)
✅ способность садиться на воду
✅ не менее половины иллюминаторов – аварийные выходы (через них должен свободно пролезать взрослый мужчина в спасательном жилете)
✅ вертолет продолжает полет и набор высоты при отказе одного из двигателей
Чтобы соответствовать указанным требованиям, фюзеляж модели сделали из композитных материалов. Кроме энергопоглощающих кресел (похожие ставят в современную бронетехнику), пассажирские места оборудовали не обычными, а четырехточечными ремнями безопасности.

Чтобы удерживаться на воде при волнении в пять баллов в течение получаса, машина снабжена баллонетами. На борту предусмотрена пара спасательных плотов, рассчитанных на 27 человек каждый. Машина имеет объемные топливные резервуары, позволяющие преодолевать расстояние до 1000 км без дозаправки. Баки расположили под полом, чтобы обеспечить их защиту в случае жесткой посадки. При обычном размещении, если машина удариться о землю, есть риск пробоя емкостей с горючим стойками шасси.

Разработка нового А3 стартовала в 2018-м, а в 2020-м уже подписали договор с Минпромторгом РФ. А это значит: проекту обеспечена государственная поддержка (1 млрд. руб.). В 2021 году вертолет продемонстрировали на авиасалоне МАКС. В небо Ми-171А3 первый раз поднялся в конце 2021 года: сначала это было пятнадцатиминутное зависание. Получасовой полет машина совершила летом 2022-го. Первым заказчиком 16-ти новых вертолетов серии А3 является российский «Газпром». Предполагается: первые летательные аппараты компания получит в 2023 году. Очевидно, что примененные в машине новые технологические решения могут «перекочевать» на следующее поколение вертолетов, основой для которых и станет Ми-171А3.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...