ГАЗ-25 трехосный внедорожник из СССР – почему он не стал серийным?
Про советский внедорожник ГАЗ-25 мало кто знает, хотя бы потому, что он создавался в атмосфере секретности и не пошел в серийное производство. Один из выпущенных автомобилей каким-то чудом нашли и отреставрировали. Теперь об этой модели можно узнать гораздо больше.
По факту, ГАЗ-25 – это автомобиль в кузове «Эмки», но шасси у него уникальное, созданное на основе предыдущих экспериментальных трехосных внедорожников.
История длинная, и начинать ее стоит с самых корней проблемы.
После потрясений и разрухи военных лет, молодому советскому государству нужны были автомобили. Не легковые, а в первую очередь грузовые. В 1932 году для этих целей был построен Горьковский автомобильный завод. Кстати, это название он получил в 1933, а до этого назывался Нижегородским.
Завод построили благодаря сотрудничеству с американскими фирмами, но трудились на стройке советские люди. Это один из подвигов, который нужно прославлять – предприятие в «поле» было построено за 18 месяцев, практически вручную.
ГАЗы моделей «А» и «АА» Красная Армия получала. Но было понятно, что эти легковушки и грузовики не имеют достаточной проходимости, чтобы двигаться наравне с гусеничной техникой. Нужно было срочно разрабатывать военные внедорожники.
Так как в СССР в начале 1930-х годов не имел своей автомобильной «школы» и культуры, инженеры обратили взор на США и Германию. Там вопросы с проходимостью решали просто – добавлялась третья ось.
Увеличение количества колес позволяло равномернее распределять нагрузку. Теперь общий вес делился не на две, а на три оси. Соответственно, автомобиль не так проваливался в грязи, песок и так далее.
Армии нужны были грузовики – первым опытным экземпляром стал НАЗ-НАТИ-30/30К. Испытания признали успешными, и на основе этих доработок был создан мелкосерийный ГАЗ-ААА.
В 1934 году появилась некая переходная версия между грузовиком и легковым автомобилем – ГАЗ-ТК. Таких машин собрали 237 штук.
Но все эти ранние эксперименты были не очень удачные. Хотя модели и стали мелкосерийными, от них в итоге отказались.
Проблемы:
Следующей моделью стал ГАЗ-АААА, созданный Виталием Грачевым на шасси модели «А». Предполагалось, что автомобиль заменит «ТК», но в серию уже внедряли новую легковушку, легендарную «Эмку». Пришлось создавать машину, исходя из ситуации.
Так появился ГАЗ-21 – интересный военный пикап, созданный с использованием узлов и деталей от серийного грузовика «ААА» и «Эмки».
Легковой трехосный автомобиль новой модели появился только в 1938 году. ГАЗ-25 в первую очередь предназначался для командирского состава Красной Армии и штабных работников, плюс он должен был выступать в роли тягача для легкой артиллерии. Две задние оси были ведущие.
В процессе создания Грачеву пришлось устанавливать кузов ГАЗ М-1 на шасси 21-ой модели. Понадобилось удлинять базу, иначе задние двери не открывались. В итоге внедорожник получился внешне сильно растянутым, что не самым лучшим образом в дальнейшем сказалось на проходимости.
Единственным полноценным конкурентом ГАЗ-25 в те годы можно считать Mercedes-Benz W31 Type G4, созданный специально для немецких генералов. Но советский автомобиль придумали для преодоления сложных участков, тогда как иностранная модель эксплуатировалась на асфальте.
Кузов автомобиля был в основном стальной, но крыша изготавливалась с использованием деревянной вставки. Сейчас сложно в это поверить, но промышленность СССР просто не могла в 1938 году сделать листы таких размеров. Вставку обтягивали брезентом, чтобы предохранить дерево от гниения и воздействия атмосферных осадков.
Чтобы облегчить посадку в салон, были предусмотрены подножки.
Внутри автомобиль выглядел роскошным для того времени – два ряда сидений, просторный салон.
О комфорте тоже не забыли:
Становится понятно, что ГАЗ-25 разрабатывался именно для высшего командного состава Красной Армии.
Все агрегаты внедорожного трехосного автомобиля устанавливали на мощную лонжеронную раму лестничного типа.
Коробка передач ставилась четырехступенчатая. Сцепление сухое однодисковое.
Передняя ось крепилась на рессорах и рычажных амортизаторах, задние мосты – на балансирной подвеске с элементами полуэллиптического типа.
Судя по документам, хранящимся в архивах Горьковского автомобильного завода, всего было создано 6 экземпляров ГАЗ-25. Внедорожник так и не стал серийным, причем отказались от производства еще до начала Великой Отечественной войны.
ГАЗ-25 не отличался высокой проходимостью несмотря на доработки. Мало того, что стоимость автомобиля была высокой – эти вложения не оправдывались. Длинная база мешала проходимости, с дополнительной осью постоянно случались казусы, она периодически ломалась.
Еще одна серьезная проблема – это передняя ось. Нужно было как-то передать на нее крутящий момент, сделав автомобиль полноприводным.
В 1939 году конструктор Грачев со своей командой собрали новую модель армейского комфортного внедорожника – ГАЗ-61. На удивление, эта машина с легкостью обошла на бездорожье монструозный трехосный автомобиль.
Преимущество новой модели было настолько явным, что сразу стало ясно – передача крутящего момента на переднюю ось не поможет. ГАЗ-61 превосходил не только отечественные, но и зарубежные внедорожники, поэтому от работы с легковыми трехосниками было решено отказаться.
Интересно, что новая машина не планировалась как исключительно военная. Минимум половина автомобилей должна была стать гражданскими. Но война заставила пересмотреть планы, в итоге все довоенные ГАЗ-61 отправили на фронт.
Там эти машины быстро завоевали популярность у командного состава Красной Армии. Что касается ГАЗ-25, то долгое время считалось, что этих внедорожников больше не осталось. Но после развала Советского Союза однажды был найден некомплектный автомобиль ГАЗ-25. Его восстановили, и теперь при желании его можно увидеть.
На фото в статье именно этот экземпляр.
Несмотря на то что трехосные легковые автомобили считаются тупиковой ветвью эволюции внедорожников, ГАЗ-25 выглядит монументально и гармонично.
По факту, ГАЗ-25 – это автомобиль в кузове «Эмки», но шасси у него уникальное, созданное на основе предыдущих экспериментальных трехосных внедорожников.
История длинная, и начинать ее стоит с самых корней проблемы.
Начало
После потрясений и разрухи военных лет, молодому советскому государству нужны были автомобили. Не легковые, а в первую очередь грузовые. В 1932 году для этих целей был построен Горьковский автомобильный завод. Кстати, это название он получил в 1933, а до этого назывался Нижегородским.
Архивное фото ГАЗ-21. Фото: Youtube.com
Завод построили благодаря сотрудничеству с американскими фирмами, но трудились на стройке советские люди. Это один из подвигов, который нужно прославлять – предприятие в «поле» было построено за 18 месяцев, практически вручную.
Народное хозяйство автомобилями было худо-бедно обеспечено, но что насчет военных? Сталин понимал, что требуется не только развивать страну, но и усиливать армию. А ей нужны были автомобили другого уровня – проходимые.
ГАЗы моделей «А» и «АА» Красная Армия получала. Но было понятно, что эти легковушки и грузовики не имеют достаточной проходимости, чтобы двигаться наравне с гусеничной техникой. Нужно было срочно разрабатывать военные внедорожники.
Как быстро и просто повысить проходимость?
Так как в СССР в начале 1930-х годов не имел своей автомобильной «школы» и культуры, инженеры обратили взор на США и Германию. Там вопросы с проходимостью решали просто – добавлялась третья ось.
Увеличение количества колес позволяло равномернее распределять нагрузку. Теперь общий вес делился не на две, а на три оси. Соответственно, автомобиль не так проваливался в грязи, песок и так далее.
ГАЗ-ААА. Фото: Youtube.com
Армии нужны были грузовики – первым опытным экземпляром стал НАЗ-НАТИ-30/30К. Испытания признали успешными, и на основе этих доработок был создан мелкосерийный ГАЗ-ААА.
В 1934 году появилась некая переходная версия между грузовиком и легковым автомобилем – ГАЗ-ТК. Таких машин собрали 237 штук.
Но все эти ранние эксперименты были не очень удачные. Хотя модели и стали мелкосерийными, от них в итоге отказались.
Проблемы:
- ? Слишком дорого обходилось производство
- ? Автомобили ломались
- ? Рамы не выдерживали нагрузки
- ? Тормоза клинило
- ? Мосты перекашивало
Следующей моделью стал ГАЗ-АААА, созданный Виталием Грачевым на шасси модели «А». Предполагалось, что автомобиль заменит «ТК», но в серию уже внедряли новую легковушку, легендарную «Эмку». Пришлось создавать машину, исходя из ситуации.
Так появился ГАЗ-21 – интересный военный пикап, созданный с использованием узлов и деталей от серийного грузовика «ААА» и «Эмки».
Рождение ГАЗ-25
Легковой трехосный автомобиль новой модели появился только в 1938 году. ГАЗ-25 в первую очередь предназначался для командирского состава Красной Армии и штабных работников, плюс он должен был выступать в роли тягача для легкой артиллерии. Две задние оси были ведущие.
ГАЗ-25 получился монументальным. Фото: Youtube.com
В процессе создания Грачеву пришлось устанавливать кузов ГАЗ М-1 на шасси 21-ой модели. Понадобилось удлинять базу, иначе задние двери не открывались. В итоге внедорожник получился внешне сильно растянутым, что не самым лучшим образом в дальнейшем сказалось на проходимости.
Единственным полноценным конкурентом ГАЗ-25 в те годы можно считать Mercedes-Benz W31 Type G4, созданный специально для немецких генералов. Но советский автомобиль придумали для преодоления сложных участков, тогда как иностранная модель эксплуатировалась на асфальте.
Внешность и салон
Кузов автомобиля был в основном стальной, но крыша изготавливалась с использованием деревянной вставки. Сейчас сложно в это поверить, но промышленность СССР просто не могла в 1938 году сделать листы таких размеров. Вставку обтягивали брезентом, чтобы предохранить дерево от гниения и воздействия атмосферных осадков.
Доступ к двигателю возможен с двух сторон – для этого нужно было открывать боковины. Автомобиль имел пару запасных колес, которые крепились сзади.
Чтобы облегчить посадку в салон, были предусмотрены подножки.
Внутри автомобиль выглядел роскошным для того времени – два ряда сидений, просторный салон.
Даже на заднем сиденье просторно. Фото: Youtube.com
О комфорте тоже не забыли:
- ? Бардачок перед пассажиром первого ряда
- ? Откидывающееся лобовое стекло
- ? Пепельница
- ? Прикуриватель
- ? Солнцезащитные козырьки
Становится понятно, что ГАЗ-25 разрабатывался именно для высшего командного состава Красной Армии.
Технические характеристики
Все агрегаты внедорожного трехосного автомобиля устанавливали на мощную лонжеронную раму лестничного типа.
Коробка передач ставилась четырехступенчатая. Сцепление сухое однодисковое.
Двигатель четырехцилиндровый, с рабочим объемом 3,28 литра и мощностью 50 л. с. Считается, что на одном или нескольких экземплярах могли быть установлены опытные шестицилиндровые моторы ГАЗ-11.
Передняя ось крепилась на рессорах и рычажных амортизаторах, задние мосты – на балансирной подвеске с элементами полуэллиптического типа.
Для своего времени передняя панель информативна. Фото: Youtube.com
Судя по документам, хранящимся в архивах Горьковского автомобильного завода, всего было создано 6 экземпляров ГАЗ-25. Внедорожник так и не стал серийным, причем отказались от производства еще до начала Великой Отечественной войны.
Почему автомобиль не пошел в серию?
ГАЗ-25 не отличался высокой проходимостью несмотря на доработки. Мало того, что стоимость автомобиля была высокой – эти вложения не оправдывались. Длинная база мешала проходимости, с дополнительной осью постоянно случались казусы, она периодически ломалась.
Но конструкторы были уверены, что будущее за трехосными моделями, ведь в США делали именно такие грузовики.
Еще одна серьезная проблема – это передняя ось. Нужно было как-то передать на нее крутящий момент, сделав автомобиль полноприводным.
В 1939 году конструктор Грачев со своей командой собрали новую модель армейского комфортного внедорожника – ГАЗ-61. На удивление, эта машина с легкостью обошла на бездорожье монструозный трехосный автомобиль.
Гипоидные мосты ГАЗ-25. Фото: Youtube.com
Преимущество новой модели было настолько явным, что сразу стало ясно – передача крутящего момента на переднюю ось не поможет. ГАЗ-61 превосходил не только отечественные, но и зарубежные внедорожники, поэтому от работы с легковыми трехосниками было решено отказаться.
Интересно, что новая машина не планировалась как исключительно военная. Минимум половина автомобилей должна была стать гражданскими. Но война заставила пересмотреть планы, в итоге все довоенные ГАЗ-61 отправили на фронт.
Там эти машины быстро завоевали популярность у командного состава Красной Армии. Что касается ГАЗ-25, то долгое время считалось, что этих внедорожников больше не осталось. Но после развала Советского Союза однажды был найден некомплектный автомобиль ГАЗ-25. Его восстановили, и теперь при желании его можно увидеть.
На фото в статье именно этот экземпляр.
ГАЗ-61. Фото: Youtube.com
Несмотря на то что трехосные легковые автомобили считаются тупиковой ветвью эволюции внедорожников, ГАЗ-25 выглядит монументально и гармонично.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....