.d-md-none .d-lg-block bibimot

ГАЗ-25 трехосный внедорожник из СССР – почему он не стал серийным?

ГАЗ-25 трехосный внедорожник из СССР – почему он не стал серийным?
Про советский внедорожник ГАЗ-25 мало кто знает, хотя бы потому, что он создавался в атмосфере секретности и не пошел в серийное производство. Один из выпущенных автомобилей каким-то чудом нашли и отреставрировали. Теперь об этой модели можно узнать гораздо больше.


По факту, ГАЗ-25 – это автомобиль в кузове «Эмки», но шасси у него уникальное, созданное на основе предыдущих экспериментальных трехосных внедорожников.

История длинная, и начинать ее стоит с самых корней проблемы.

Начало


После потрясений и разрухи военных лет, молодому советскому государству нужны были автомобили. Не легковые, а в первую очередь грузовые. В 1932 году для этих целей был построен Горьковский автомобильный завод. Кстати, это название он получил в 1933, а до этого назывался Нижегородским.

ГАЗ-25 трехосный внедорожник из СССР – почему он не стал серийным?Архивное фото ГАЗ-21. Фото: Youtube.com


Завод построили благодаря сотрудничеству с американскими фирмами, но трудились на стройке советские люди. Это один из подвигов, который нужно прославлять – предприятие в «поле» было построено за 18 месяцев, практически вручную.

Народное хозяйство автомобилями было худо-бедно обеспечено, но что насчет военных? Сталин понимал, что требуется не только развивать страну, но и усиливать армию. А ей нужны были автомобили другого уровня – проходимые.


ГАЗы моделей «А» и «АА» Красная Армия получала. Но было понятно, что эти легковушки и грузовики не имеют достаточной проходимости, чтобы двигаться наравне с гусеничной техникой. Нужно было срочно разрабатывать военные внедорожники.

Как быстро и просто повысить проходимость?


Так как в СССР в начале 1930-х годов не имел своей автомобильной «школы» и культуры, инженеры обратили взор на США и Германию. Там вопросы с проходимостью решали просто – добавлялась третья ось.

Увеличение количества колес позволяло равномернее распределять нагрузку. Теперь общий вес делился не на две, а на три оси. Соответственно, автомобиль не так проваливался в грязи, песок и так далее.

ГАЗ-ААА. Фото: Youtube.com


Армии нужны были грузовики – первым опытным экземпляром стал НАЗ-НАТИ-30/30К. Испытания признали успешными, и на основе этих доработок был создан мелкосерийный ГАЗ-ААА.

В 1934 году появилась некая переходная версия между грузовиком и легковым автомобилем – ГАЗ-ТК. Таких машин собрали 237 штук.
Но все эти ранние эксперименты были не очень удачные. Хотя модели и стали мелкосерийными, от них в итоге отказались.

Проблемы:

  • ? Слишком дорого обходилось производство
  • ? Автомобили ломались
  • ? Рамы не выдерживали нагрузки
  • ? Тормоза клинило
  • ? Мосты перекашивало


Следующей моделью стал ГАЗ-АААА, созданный Виталием Грачевым на шасси модели «А». Предполагалось, что автомобиль заменит «ТК», но в серию уже внедряли новую легковушку, легендарную «Эмку». Пришлось создавать машину, исходя из ситуации.

Так появился ГАЗ-21 – интересный военный пикап, созданный с использованием узлов и деталей от серийного грузовика «ААА» и «Эмки».

Рождение ГАЗ-25


Легковой трехосный автомобиль новой модели появился только в 1938 году. ГАЗ-25 в первую очередь предназначался для командирского состава Красной Армии и штабных работников, плюс он должен был выступать в роли тягача для легкой артиллерии. Две задние оси были ведущие.

ГАЗ-25 получился монументальным. Фото: Youtube.com


В процессе создания Грачеву пришлось устанавливать кузов ГАЗ М-1 на шасси 21-ой модели. Понадобилось удлинять базу, иначе задние двери не открывались. В итоге внедорожник получился внешне сильно растянутым, что не самым лучшим образом в дальнейшем сказалось на проходимости.

Единственным полноценным конкурентом ГАЗ-25 в те годы можно считать Mercedes-Benz W31 Type G4, созданный специально для немецких генералов. Но советский автомобиль придумали для преодоления сложных участков, тогда как иностранная модель эксплуатировалась на асфальте.

Внешность и салон


Кузов автомобиля был в основном стальной, но крыша изготавливалась с использованием деревянной вставки. Сейчас сложно в это поверить, но промышленность СССР просто не могла в 1938 году сделать листы таких размеров. Вставку обтягивали брезентом, чтобы предохранить дерево от гниения и воздействия атмосферных осадков.

Доступ к двигателю возможен с двух сторон – для этого нужно было открывать боковины. Автомобиль имел пару запасных колес, которые крепились сзади.


Чтобы облегчить посадку в салон, были предусмотрены подножки.

Внутри автомобиль выглядел роскошным для того времени – два ряда сидений, просторный салон.

Даже на заднем сиденье просторно. Фото: Youtube.com


О комфорте тоже не забыли:

  • ? Бардачок перед пассажиром первого ряда
  • ? Откидывающееся лобовое стекло
  • ? Пепельница
  • ? Прикуриватель
  • ? Солнцезащитные козырьки


Становится понятно, что ГАЗ-25 разрабатывался именно для высшего командного состава Красной Армии.

Технические характеристики


Все агрегаты внедорожного трехосного автомобиля устанавливали на мощную лонжеронную раму лестничного типа.
Коробка передач ставилась четырехступенчатая. Сцепление сухое однодисковое.

Двигатель четырехцилиндровый, с рабочим объемом 3,28 литра и мощностью 50 л. с. Считается, что на одном или нескольких экземплярах могли быть установлены опытные шестицилиндровые моторы ГАЗ-11.


Передняя ось крепилась на рессорах и рычажных амортизаторах, задние мосты – на балансирной подвеске с элементами полуэллиптического типа.

Для своего времени передняя панель информативна. Фото: Youtube.com


Судя по документам, хранящимся в архивах Горьковского автомобильного завода, всего было создано 6 экземпляров ГАЗ-25. Внедорожник так и не стал серийным, причем отказались от производства еще до начала Великой Отечественной войны.

Почему автомобиль не пошел в серию?


ГАЗ-25 не отличался высокой проходимостью несмотря на доработки. Мало того, что стоимость автомобиля была высокой – эти вложения не оправдывались. Длинная база мешала проходимости, с дополнительной осью постоянно случались казусы, она периодически ломалась.

Но конструкторы были уверены, что будущее за трехосными моделями, ведь в США делали именно такие грузовики.


Еще одна серьезная проблема – это передняя ось. Нужно было как-то передать на нее крутящий момент, сделав автомобиль полноприводным.
В 1939 году конструктор Грачев со своей командой собрали новую модель армейского комфортного внедорожника – ГАЗ-61. На удивление, эта машина с легкостью обошла на бездорожье монструозный трехосный автомобиль.

Гипоидные мосты ГАЗ-25. Фото: Youtube.com


Преимущество новой модели было настолько явным, что сразу стало ясно – передача крутящего момента на переднюю ось не поможет. ГАЗ-61 превосходил не только отечественные, но и зарубежные внедорожники, поэтому от работы с легковыми трехосниками было решено отказаться.

Интересно, что новая машина не планировалась как исключительно военная. Минимум половина автомобилей должна была стать гражданскими. Но война заставила пересмотреть планы, в итоге все довоенные ГАЗ-61 отправили на фронт.

Там эти машины быстро завоевали популярность у командного состава Красной Армии. Что касается ГАЗ-25, то долгое время считалось, что этих внедорожников больше не осталось. Но после развала Советского Союза однажды был найден некомплектный автомобиль ГАЗ-25. Его восстановили, и теперь при желании его можно увидеть.

На фото в статье именно этот экземпляр.

ГАЗ-61. Фото: Youtube.com


Несмотря на то что трехосные легковые автомобили считаются тупиковой ветвью эволюции внедорожников, ГАЗ-25 выглядит монументально и гармонично.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

ГАЗ-25 имел шансы на серийное производство?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Советско-российские кабриолеты – от «Промбронь» до AurusКак недорого собрать современный шоссейный велосипед на базе ХВЗ Старт Шоссе