ГАЗ-25 трехосный внедорожник из СССР – почему он не стал серийным?
Про советский внедорожник ГАЗ-25 мало кто знает, хотя бы потому, что он создавался в атмосфере секретности и не пошел в серийное производство. Один из выпущенных автомобилей каким-то чудом нашли и отреставрировали. Теперь об этой модели можно узнать гораздо больше.
По факту, ГАЗ-25 – это автомобиль в кузове «Эмки», но шасси у него уникальное, созданное на основе предыдущих экспериментальных трехосных внедорожников.
История длинная, и начинать ее стоит с самых корней проблемы.
После потрясений и разрухи военных лет, молодому советскому государству нужны были автомобили. Не легковые, а в первую очередь грузовые. В 1932 году для этих целей был построен Горьковский автомобильный завод. Кстати, это название он получил в 1933, а до этого назывался Нижегородским.
Завод построили благодаря сотрудничеству с американскими фирмами, но трудились на стройке советские люди. Это один из подвигов, который нужно прославлять – предприятие в «поле» было построено за 18 месяцев, практически вручную.
ГАЗы моделей «А» и «АА» Красная Армия получала. Но было понятно, что эти легковушки и грузовики не имеют достаточной проходимости, чтобы двигаться наравне с гусеничной техникой. Нужно было срочно разрабатывать военные внедорожники.
Так как в СССР в начале 1930-х годов не имел своей автомобильной «школы» и культуры, инженеры обратили взор на США и Германию. Там вопросы с проходимостью решали просто – добавлялась третья ось.
Увеличение количества колес позволяло равномернее распределять нагрузку. Теперь общий вес делился не на две, а на три оси. Соответственно, автомобиль не так проваливался в грязи, песок и так далее.
Армии нужны были грузовики – первым опытным экземпляром стал НАЗ-НАТИ-30/30К. Испытания признали успешными, и на основе этих доработок был создан мелкосерийный ГАЗ-ААА.
В 1934 году появилась некая переходная версия между грузовиком и легковым автомобилем – ГАЗ-ТК. Таких машин собрали 237 штук.
Но все эти ранние эксперименты были не очень удачные. Хотя модели и стали мелкосерийными, от них в итоге отказались.
Проблемы:
Следующей моделью стал ГАЗ-АААА, созданный Виталием Грачевым на шасси модели «А». Предполагалось, что автомобиль заменит «ТК», но в серию уже внедряли новую легковушку, легендарную «Эмку». Пришлось создавать машину, исходя из ситуации.
Так появился ГАЗ-21 – интересный военный пикап, созданный с использованием узлов и деталей от серийного грузовика «ААА» и «Эмки».
Легковой трехосный автомобиль новой модели появился только в 1938 году. ГАЗ-25 в первую очередь предназначался для командирского состава Красной Армии и штабных работников, плюс он должен был выступать в роли тягача для легкой артиллерии. Две задние оси были ведущие.
В процессе создания Грачеву пришлось устанавливать кузов ГАЗ М-1 на шасси 21-ой модели. Понадобилось удлинять базу, иначе задние двери не открывались. В итоге внедорожник получился внешне сильно растянутым, что не самым лучшим образом в дальнейшем сказалось на проходимости.
Единственным полноценным конкурентом ГАЗ-25 в те годы можно считать Mercedes-Benz W31 Type G4, созданный специально для немецких генералов. Но советский автомобиль придумали для преодоления сложных участков, тогда как иностранная модель эксплуатировалась на асфальте.
Кузов автомобиля был в основном стальной, но крыша изготавливалась с использованием деревянной вставки. Сейчас сложно в это поверить, но промышленность СССР просто не могла в 1938 году сделать листы таких размеров. Вставку обтягивали брезентом, чтобы предохранить дерево от гниения и воздействия атмосферных осадков.
Чтобы облегчить посадку в салон, были предусмотрены подножки.
Внутри автомобиль выглядел роскошным для того времени – два ряда сидений, просторный салон.
О комфорте тоже не забыли:
Становится понятно, что ГАЗ-25 разрабатывался именно для высшего командного состава Красной Армии.
Все агрегаты внедорожного трехосного автомобиля устанавливали на мощную лонжеронную раму лестничного типа.
Коробка передач ставилась четырехступенчатая. Сцепление сухое однодисковое.
Передняя ось крепилась на рессорах и рычажных амортизаторах, задние мосты – на балансирной подвеске с элементами полуэллиптического типа.
Судя по документам, хранящимся в архивах Горьковского автомобильного завода, всего было создано 6 экземпляров ГАЗ-25. Внедорожник так и не стал серийным, причем отказались от производства еще до начала Великой Отечественной войны.
ГАЗ-25 не отличался высокой проходимостью несмотря на доработки. Мало того, что стоимость автомобиля была высокой – эти вложения не оправдывались. Длинная база мешала проходимости, с дополнительной осью постоянно случались казусы, она периодически ломалась.
Еще одна серьезная проблема – это передняя ось. Нужно было как-то передать на нее крутящий момент, сделав автомобиль полноприводным.
В 1939 году конструктор Грачев со своей командой собрали новую модель армейского комфортного внедорожника – ГАЗ-61. На удивление, эта машина с легкостью обошла на бездорожье монструозный трехосный автомобиль.
Преимущество новой модели было настолько явным, что сразу стало ясно – передача крутящего момента на переднюю ось не поможет. ГАЗ-61 превосходил не только отечественные, но и зарубежные внедорожники, поэтому от работы с легковыми трехосниками было решено отказаться.
Интересно, что новая машина не планировалась как исключительно военная. Минимум половина автомобилей должна была стать гражданскими. Но война заставила пересмотреть планы, в итоге все довоенные ГАЗ-61 отправили на фронт.
Там эти машины быстро завоевали популярность у командного состава Красной Армии. Что касается ГАЗ-25, то долгое время считалось, что этих внедорожников больше не осталось. Но после развала Советского Союза однажды был найден некомплектный автомобиль ГАЗ-25. Его восстановили, и теперь при желании его можно увидеть.
На фото в статье именно этот экземпляр.
Несмотря на то что трехосные легковые автомобили считаются тупиковой ветвью эволюции внедорожников, ГАЗ-25 выглядит монументально и гармонично.
По факту, ГАЗ-25 – это автомобиль в кузове «Эмки», но шасси у него уникальное, созданное на основе предыдущих экспериментальных трехосных внедорожников.
История длинная, и начинать ее стоит с самых корней проблемы.
Начало
После потрясений и разрухи военных лет, молодому советскому государству нужны были автомобили. Не легковые, а в первую очередь грузовые. В 1932 году для этих целей был построен Горьковский автомобильный завод. Кстати, это название он получил в 1933, а до этого назывался Нижегородским.
Архивное фото ГАЗ-21. Фото: Youtube.com
Завод построили благодаря сотрудничеству с американскими фирмами, но трудились на стройке советские люди. Это один из подвигов, который нужно прославлять – предприятие в «поле» было построено за 18 месяцев, практически вручную.
Народное хозяйство автомобилями было худо-бедно обеспечено, но что насчет военных? Сталин понимал, что требуется не только развивать страну, но и усиливать армию. А ей нужны были автомобили другого уровня – проходимые.
ГАЗы моделей «А» и «АА» Красная Армия получала. Но было понятно, что эти легковушки и грузовики не имеют достаточной проходимости, чтобы двигаться наравне с гусеничной техникой. Нужно было срочно разрабатывать военные внедорожники.
Как быстро и просто повысить проходимость?
Так как в СССР в начале 1930-х годов не имел своей автомобильной «школы» и культуры, инженеры обратили взор на США и Германию. Там вопросы с проходимостью решали просто – добавлялась третья ось.
Увеличение количества колес позволяло равномернее распределять нагрузку. Теперь общий вес делился не на две, а на три оси. Соответственно, автомобиль не так проваливался в грязи, песок и так далее.
ГАЗ-ААА. Фото: Youtube.com
Армии нужны были грузовики – первым опытным экземпляром стал НАЗ-НАТИ-30/30К. Испытания признали успешными, и на основе этих доработок был создан мелкосерийный ГАЗ-ААА.
В 1934 году появилась некая переходная версия между грузовиком и легковым автомобилем – ГАЗ-ТК. Таких машин собрали 237 штук.
Но все эти ранние эксперименты были не очень удачные. Хотя модели и стали мелкосерийными, от них в итоге отказались.
Проблемы:
- ? Слишком дорого обходилось производство
- ? Автомобили ломались
- ? Рамы не выдерживали нагрузки
- ? Тормоза клинило
- ? Мосты перекашивало
Следующей моделью стал ГАЗ-АААА, созданный Виталием Грачевым на шасси модели «А». Предполагалось, что автомобиль заменит «ТК», но в серию уже внедряли новую легковушку, легендарную «Эмку». Пришлось создавать машину, исходя из ситуации.
Так появился ГАЗ-21 – интересный военный пикап, созданный с использованием узлов и деталей от серийного грузовика «ААА» и «Эмки».
Рождение ГАЗ-25
Легковой трехосный автомобиль новой модели появился только в 1938 году. ГАЗ-25 в первую очередь предназначался для командирского состава Красной Армии и штабных работников, плюс он должен был выступать в роли тягача для легкой артиллерии. Две задние оси были ведущие.
ГАЗ-25 получился монументальным. Фото: Youtube.com
В процессе создания Грачеву пришлось устанавливать кузов ГАЗ М-1 на шасси 21-ой модели. Понадобилось удлинять базу, иначе задние двери не открывались. В итоге внедорожник получился внешне сильно растянутым, что не самым лучшим образом в дальнейшем сказалось на проходимости.
Единственным полноценным конкурентом ГАЗ-25 в те годы можно считать Mercedes-Benz W31 Type G4, созданный специально для немецких генералов. Но советский автомобиль придумали для преодоления сложных участков, тогда как иностранная модель эксплуатировалась на асфальте.
Внешность и салон
Кузов автомобиля был в основном стальной, но крыша изготавливалась с использованием деревянной вставки. Сейчас сложно в это поверить, но промышленность СССР просто не могла в 1938 году сделать листы таких размеров. Вставку обтягивали брезентом, чтобы предохранить дерево от гниения и воздействия атмосферных осадков.
Доступ к двигателю возможен с двух сторон – для этого нужно было открывать боковины. Автомобиль имел пару запасных колес, которые крепились сзади.
Чтобы облегчить посадку в салон, были предусмотрены подножки.
Внутри автомобиль выглядел роскошным для того времени – два ряда сидений, просторный салон.
Даже на заднем сиденье просторно. Фото: Youtube.com
О комфорте тоже не забыли:
- ? Бардачок перед пассажиром первого ряда
- ? Откидывающееся лобовое стекло
- ? Пепельница
- ? Прикуриватель
- ? Солнцезащитные козырьки
Становится понятно, что ГАЗ-25 разрабатывался именно для высшего командного состава Красной Армии.
Технические характеристики
Все агрегаты внедорожного трехосного автомобиля устанавливали на мощную лонжеронную раму лестничного типа.
Коробка передач ставилась четырехступенчатая. Сцепление сухое однодисковое.
Двигатель четырехцилиндровый, с рабочим объемом 3,28 литра и мощностью 50 л. с. Считается, что на одном или нескольких экземплярах могли быть установлены опытные шестицилиндровые моторы ГАЗ-11.
Передняя ось крепилась на рессорах и рычажных амортизаторах, задние мосты – на балансирной подвеске с элементами полуэллиптического типа.
Для своего времени передняя панель информативна. Фото: Youtube.com
Судя по документам, хранящимся в архивах Горьковского автомобильного завода, всего было создано 6 экземпляров ГАЗ-25. Внедорожник так и не стал серийным, причем отказались от производства еще до начала Великой Отечественной войны.
Почему автомобиль не пошел в серию?
ГАЗ-25 не отличался высокой проходимостью несмотря на доработки. Мало того, что стоимость автомобиля была высокой – эти вложения не оправдывались. Длинная база мешала проходимости, с дополнительной осью постоянно случались казусы, она периодически ломалась.
Но конструкторы были уверены, что будущее за трехосными моделями, ведь в США делали именно такие грузовики.
Еще одна серьезная проблема – это передняя ось. Нужно было как-то передать на нее крутящий момент, сделав автомобиль полноприводным.
В 1939 году конструктор Грачев со своей командой собрали новую модель армейского комфортного внедорожника – ГАЗ-61. На удивление, эта машина с легкостью обошла на бездорожье монструозный трехосный автомобиль.
Гипоидные мосты ГАЗ-25. Фото: Youtube.com
Преимущество новой модели было настолько явным, что сразу стало ясно – передача крутящего момента на переднюю ось не поможет. ГАЗ-61 превосходил не только отечественные, но и зарубежные внедорожники, поэтому от работы с легковыми трехосниками было решено отказаться.
Интересно, что новая машина не планировалась как исключительно военная. Минимум половина автомобилей должна была стать гражданскими. Но война заставила пересмотреть планы, в итоге все довоенные ГАЗ-61 отправили на фронт.
Там эти машины быстро завоевали популярность у командного состава Красной Армии. Что касается ГАЗ-25, то долгое время считалось, что этих внедорожников больше не осталось. Но после развала Советского Союза однажды был найден некомплектный автомобиль ГАЗ-25. Его восстановили, и теперь при желании его можно увидеть.
На фото в статье именно этот экземпляр.
ГАЗ-61. Фото: Youtube.com
Несмотря на то что трехосные легковые автомобили считаются тупиковой ветвью эволюции внедорожников, ГАЗ-25 выглядит монументально и гармонично.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
На производственных площадках бывшего завода John Deere снова «закипела» работа
Предприятие заработало после длительного простоя. О планах и перспективах нового проекта читайте в нашем материале....
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Северный широтный ход – российский мегапроект в Арктике: проблемы и перспективы
Магистраль должны были открыть еще в 2015-м году. К тому же, остается неясной судьба Салехардского моста....
Для российских автомобилистов готовят неожиданные запреты
Уже опубликован текст проекта поправок к соответствующему постановлению правительства. Новые запреты коснутся как «обычных» автолюбителей, так и...
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
В Белоруссии наладят производство сразу трех автомобилей зарубежного бренда
И это не китайская компания. Машины будут стоить на уровне наших Lada, при этом по части оснащения будут даже в чем-то лучше....
АВТОВАЗ еще не выпустил «Искру», но уже занимается удешевлением
Перспективный седан, который займет нишу между «Грантой» и «Вестой», решили немного упростить. Но повлияет ли это на цену машины?...
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
В России появился флагманский вертолет «Аурус»
Все комплектующие произведены в России. Воздушное судно можно эксплуатировать в любых климатических и географических зонах....
Самолет SSJ-100 становится еще более российским
Проект локализации лайнера продолжается. Теперь еще один элемент фюзеляжа производится в России....
При «вскрытии» Гранта удивила автомеханика
Чем может похвастаться «Гранта», которую в столице продают за 1,6 млн рублей? Конечно же, кондиционером, шестнадцатиклапанным двигателем времен «Приоры»,...
Представлен проект нового российского судна
Автором выступила нижегородская судостроительная компания «Р-Флот». Подробнее о назначении и технических характеристиках корабля читайте в нашем материале....
«Ил» - ВАСО представил свой, полностью композитный воздухозаборник авиационного двигателя
С ним, как ожидается, эффективность сохранения тяги самолета улучшится до оптимальных показателей. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
В России будут производить собственные ратраки
И займется этим одна из крупнейших российских компаний по выпуску транспортных средств – «Синара – Транспортные Машины». Первый заказчик на спецтехнику уже...
Rolls-Royce и будущее авиации: как инновации UltraFan меняют игру в строении авиадвигателей
Бренд Rolls-Royce всегда был синонимом роскоши, инноваций и высоких технологий, но их достижения простираются далеко за пределы автомобилей. Мало кто знает,...