
ГАЗ-25 трехосный внедорожник из СССР – почему он не стал серийным?
Про советский внедорожник ГАЗ-25 мало кто знает, хотя бы потому, что он создавался в атмосфере секретности и не пошел в серийное производство. Один из выпущенных автомобилей каким-то чудом нашли и отреставрировали. Теперь об этой модели можно узнать гораздо больше.
По факту, ГАЗ-25 – это автомобиль в кузове «Эмки», но шасси у него уникальное, созданное на основе предыдущих экспериментальных трехосных внедорожников.
История длинная, и начинать ее стоит с самых корней проблемы.
После потрясений и разрухи военных лет, молодому советскому государству нужны были автомобили. Не легковые, а в первую очередь грузовые. В 1932 году для этих целей был построен Горьковский автомобильный завод. Кстати, это название он получил в 1933, а до этого назывался Нижегородским.
Архивное фото ГАЗ-21. Фото: Youtube.com
Завод построили благодаря сотрудничеству с американскими фирмами, но трудились на стройке советские люди. Это один из подвигов, который нужно прославлять – предприятие в «поле» было построено за 18 месяцев, практически вручную.
ГАЗы моделей «А» и «АА» Красная Армия получала. Но было понятно, что эти легковушки и грузовики не имеют достаточной проходимости, чтобы двигаться наравне с гусеничной техникой. Нужно было срочно разрабатывать военные внедорожники.
Так как в СССР в начале 1930-х годов не имел своей автомобильной «школы» и культуры, инженеры обратили взор на США и Германию. Там вопросы с проходимостью решали просто – добавлялась третья ось.
Увеличение количества колес позволяло равномернее распределять нагрузку. Теперь общий вес делился не на две, а на три оси. Соответственно, автомобиль не так проваливался в грязи, песок и так далее.
ГАЗ-ААА. Фото: Youtube.com
Армии нужны были грузовики – первым опытным экземпляром стал НАЗ-НАТИ-30/30К. Испытания признали успешными, и на основе этих доработок был создан мелкосерийный ГАЗ-ААА.
В 1934 году появилась некая переходная версия между грузовиком и легковым автомобилем – ГАЗ-ТК. Таких машин собрали 237 штук.
Но все эти ранние эксперименты были не очень удачные. Хотя модели и стали мелкосерийными, от них в итоге отказались.
Проблемы:
Следующей моделью стал ГАЗ-АААА, созданный Виталием Грачевым на шасси модели «А». Предполагалось, что автомобиль заменит «ТК», но в серию уже внедряли новую легковушку, легендарную «Эмку». Пришлось создавать машину, исходя из ситуации.
Так появился ГАЗ-21 – интересный военный пикап, созданный с использованием узлов и деталей от серийного грузовика «ААА» и «Эмки».
Легковой трехосный автомобиль новой модели появился только в 1938 году. ГАЗ-25 в первую очередь предназначался для командирского состава Красной Армии и штабных работников, плюс он должен был выступать в роли тягача для легкой артиллерии. Две задние оси были ведущие.
ГАЗ-25 получился монументальным. Фото: Youtube.com
В процессе создания Грачеву пришлось устанавливать кузов ГАЗ М-1 на шасси 21-ой модели. Понадобилось удлинять базу, иначе задние двери не открывались. В итоге внедорожник получился внешне сильно растянутым, что не самым лучшим образом в дальнейшем сказалось на проходимости.
Единственным полноценным конкурентом ГАЗ-25 в те годы можно считать Mercedes-Benz W31 Type G4, созданный специально для немецких генералов. Но советский автомобиль придумали для преодоления сложных участков, тогда как иностранная модель эксплуатировалась на асфальте.
Кузов автомобиля был в основном стальной, но крыша изготавливалась с использованием деревянной вставки. Сейчас сложно в это поверить, но промышленность СССР просто не могла в 1938 году сделать листы таких размеров. Вставку обтягивали брезентом, чтобы предохранить дерево от гниения и воздействия атмосферных осадков.
Чтобы облегчить посадку в салон, были предусмотрены подножки.
Внутри автомобиль выглядел роскошным для того времени – два ряда сидений, просторный салон.
Даже на заднем сиденье просторно. Фото: Youtube.com
О комфорте тоже не забыли:
Становится понятно, что ГАЗ-25 разрабатывался именно для высшего командного состава Красной Армии.
Все агрегаты внедорожного трехосного автомобиля устанавливали на мощную лонжеронную раму лестничного типа.
Коробка передач ставилась четырехступенчатая. Сцепление сухое однодисковое.
Передняя ось крепилась на рессорах и рычажных амортизаторах, задние мосты – на балансирной подвеске с элементами полуэллиптического типа.
Для своего времени передняя панель информативна. Фото: Youtube.com
Судя по документам, хранящимся в архивах Горьковского автомобильного завода, всего было создано 6 экземпляров ГАЗ-25. Внедорожник так и не стал серийным, причем отказались от производства еще до начала Великой Отечественной войны.
ГАЗ-25 не отличался высокой проходимостью несмотря на доработки. Мало того, что стоимость автомобиля была высокой – эти вложения не оправдывались. Длинная база мешала проходимости, с дополнительной осью постоянно случались казусы, она периодически ломалась.
Еще одна серьезная проблема – это передняя ось. Нужно было как-то передать на нее крутящий момент, сделав автомобиль полноприводным.
В 1939 году конструктор Грачев со своей командой собрали новую модель армейского комфортного внедорожника – ГАЗ-61. На удивление, эта машина с легкостью обошла на бездорожье монструозный трехосный автомобиль.
Гипоидные мосты ГАЗ-25. Фото: Youtube.com
Преимущество новой модели было настолько явным, что сразу стало ясно – передача крутящего момента на переднюю ось не поможет. ГАЗ-61 превосходил не только отечественные, но и зарубежные внедорожники, поэтому от работы с легковыми трехосниками было решено отказаться.
Интересно, что новая машина не планировалась как исключительно военная. Минимум половина автомобилей должна была стать гражданскими. Но война заставила пересмотреть планы, в итоге все довоенные ГАЗ-61 отправили на фронт.
Там эти машины быстро завоевали популярность у командного состава Красной Армии. Что касается ГАЗ-25, то долгое время считалось, что этих внедорожников больше не осталось. Но после развала Советского Союза однажды был найден некомплектный автомобиль ГАЗ-25. Его восстановили, и теперь при желании его можно увидеть.
На фото в статье именно этот экземпляр.
ГАЗ-61. Фото: Youtube.com
Несмотря на то что трехосные легковые автомобили считаются тупиковой ветвью эволюции внедорожников, ГАЗ-25 выглядит монументально и гармонично.
По факту, ГАЗ-25 – это автомобиль в кузове «Эмки», но шасси у него уникальное, созданное на основе предыдущих экспериментальных трехосных внедорожников.
История длинная, и начинать ее стоит с самых корней проблемы.
Начало
После потрясений и разрухи военных лет, молодому советскому государству нужны были автомобили. Не легковые, а в первую очередь грузовые. В 1932 году для этих целей был построен Горьковский автомобильный завод. Кстати, это название он получил в 1933, а до этого назывался Нижегородским.

Завод построили благодаря сотрудничеству с американскими фирмами, но трудились на стройке советские люди. Это один из подвигов, который нужно прославлять – предприятие в «поле» было построено за 18 месяцев, практически вручную.
Народное хозяйство автомобилями было худо-бедно обеспечено, но что насчет военных? Сталин понимал, что требуется не только развивать страну, но и усиливать армию. А ей нужны были автомобили другого уровня – проходимые.
ГАЗы моделей «А» и «АА» Красная Армия получала. Но было понятно, что эти легковушки и грузовики не имеют достаточной проходимости, чтобы двигаться наравне с гусеничной техникой. Нужно было срочно разрабатывать военные внедорожники.
Как быстро и просто повысить проходимость?
Так как в СССР в начале 1930-х годов не имел своей автомобильной «школы» и культуры, инженеры обратили взор на США и Германию. Там вопросы с проходимостью решали просто – добавлялась третья ось.
Увеличение количества колес позволяло равномернее распределять нагрузку. Теперь общий вес делился не на две, а на три оси. Соответственно, автомобиль не так проваливался в грязи, песок и так далее.

Армии нужны были грузовики – первым опытным экземпляром стал НАЗ-НАТИ-30/30К. Испытания признали успешными, и на основе этих доработок был создан мелкосерийный ГАЗ-ААА.
В 1934 году появилась некая переходная версия между грузовиком и легковым автомобилем – ГАЗ-ТК. Таких машин собрали 237 штук.
Но все эти ранние эксперименты были не очень удачные. Хотя модели и стали мелкосерийными, от них в итоге отказались.
Проблемы:
- ? Слишком дорого обходилось производство
- ? Автомобили ломались
- ? Рамы не выдерживали нагрузки
- ? Тормоза клинило
- ? Мосты перекашивало
Следующей моделью стал ГАЗ-АААА, созданный Виталием Грачевым на шасси модели «А». Предполагалось, что автомобиль заменит «ТК», но в серию уже внедряли новую легковушку, легендарную «Эмку». Пришлось создавать машину, исходя из ситуации.
Так появился ГАЗ-21 – интересный военный пикап, созданный с использованием узлов и деталей от серийного грузовика «ААА» и «Эмки».
Рождение ГАЗ-25
Легковой трехосный автомобиль новой модели появился только в 1938 году. ГАЗ-25 в первую очередь предназначался для командирского состава Красной Армии и штабных работников, плюс он должен был выступать в роли тягача для легкой артиллерии. Две задние оси были ведущие.

В процессе создания Грачеву пришлось устанавливать кузов ГАЗ М-1 на шасси 21-ой модели. Понадобилось удлинять базу, иначе задние двери не открывались. В итоге внедорожник получился внешне сильно растянутым, что не самым лучшим образом в дальнейшем сказалось на проходимости.
Единственным полноценным конкурентом ГАЗ-25 в те годы можно считать Mercedes-Benz W31 Type G4, созданный специально для немецких генералов. Но советский автомобиль придумали для преодоления сложных участков, тогда как иностранная модель эксплуатировалась на асфальте.
Внешность и салон
Кузов автомобиля был в основном стальной, но крыша изготавливалась с использованием деревянной вставки. Сейчас сложно в это поверить, но промышленность СССР просто не могла в 1938 году сделать листы таких размеров. Вставку обтягивали брезентом, чтобы предохранить дерево от гниения и воздействия атмосферных осадков.
Доступ к двигателю возможен с двух сторон – для этого нужно было открывать боковины. Автомобиль имел пару запасных колес, которые крепились сзади.
Чтобы облегчить посадку в салон, были предусмотрены подножки.
Внутри автомобиль выглядел роскошным для того времени – два ряда сидений, просторный салон.

О комфорте тоже не забыли:
- ? Бардачок перед пассажиром первого ряда
- ? Откидывающееся лобовое стекло
- ? Пепельница
- ? Прикуриватель
- ? Солнцезащитные козырьки
Становится понятно, что ГАЗ-25 разрабатывался именно для высшего командного состава Красной Армии.
Технические характеристики
Все агрегаты внедорожного трехосного автомобиля устанавливали на мощную лонжеронную раму лестничного типа.
Коробка передач ставилась четырехступенчатая. Сцепление сухое однодисковое.
Двигатель четырехцилиндровый, с рабочим объемом 3,28 литра и мощностью 50 л. с. Считается, что на одном или нескольких экземплярах могли быть установлены опытные шестицилиндровые моторы ГАЗ-11.
Передняя ось крепилась на рессорах и рычажных амортизаторах, задние мосты – на балансирной подвеске с элементами полуэллиптического типа.

Судя по документам, хранящимся в архивах Горьковского автомобильного завода, всего было создано 6 экземпляров ГАЗ-25. Внедорожник так и не стал серийным, причем отказались от производства еще до начала Великой Отечественной войны.
Почему автомобиль не пошел в серию?
ГАЗ-25 не отличался высокой проходимостью несмотря на доработки. Мало того, что стоимость автомобиля была высокой – эти вложения не оправдывались. Длинная база мешала проходимости, с дополнительной осью постоянно случались казусы, она периодически ломалась.
Но конструкторы были уверены, что будущее за трехосными моделями, ведь в США делали именно такие грузовики.
Еще одна серьезная проблема – это передняя ось. Нужно было как-то передать на нее крутящий момент, сделав автомобиль полноприводным.
В 1939 году конструктор Грачев со своей командой собрали новую модель армейского комфортного внедорожника – ГАЗ-61. На удивление, эта машина с легкостью обошла на бездорожье монструозный трехосный автомобиль.

Преимущество новой модели было настолько явным, что сразу стало ясно – передача крутящего момента на переднюю ось не поможет. ГАЗ-61 превосходил не только отечественные, но и зарубежные внедорожники, поэтому от работы с легковыми трехосниками было решено отказаться.
Интересно, что новая машина не планировалась как исключительно военная. Минимум половина автомобилей должна была стать гражданскими. Но война заставила пересмотреть планы, в итоге все довоенные ГАЗ-61 отправили на фронт.
Там эти машины быстро завоевали популярность у командного состава Красной Армии. Что касается ГАЗ-25, то долгое время считалось, что этих внедорожников больше не осталось. Но после развала Советского Союза однажды был найден некомплектный автомобиль ГАЗ-25. Его восстановили, и теперь при желании его можно увидеть.
На фото в статье именно этот экземпляр.

Несмотря на то что трехосные легковые автомобили считаются тупиковой ветвью эволюции внедорожников, ГАЗ-25 выглядит монументально и гармонично.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...