ГАЗ-34 – неудачный конкурент ЗиЛ-131
В 1964 году горьковчане запустили в серию ГАЗ-66. И практически одновременно начались работы над другой моделью – ГАЗ-34. Зачем вдруг такая понадобилась? Тогда на столичном заводе им. Лихачева по разным причинам никак не могли поставить на конвейер ЗиЛ-131, в котором нуждалась как армия, так и народное хозяйство. Потому ГАЗу и было поручено разработать трехосный грузовик, обладающий повышенной проходимостью. Считалось, что так министерства пытались создать конкурентную обстановку между двумя заводами.
Работы над новым автомобилем проводил с группой конструкторов В. Кузовкин. Уже через несколько месяцев изготовили первый макет, позже – еще пару образцов.
Опытные экземпляры отправили на испытания, длившиеся долгое время. В 1967-м собрали еще три машины. В них уже не было недостатков, фигурировавших в пилотных авто. Испытания проходили по всей стране: от южных жарких регионов до Крайнего Севера на протяжении 50 тыс. км.
Все испытательные циклы машина прошла успешно и даже понравилась военным. Также автомобиль хорошо подходил сельчанам и «любителям» труднодоступных мест – геологам, нефтяникам и т. п. Что в нем было особенного?
С первого взгляда может показаться, что все отличие ГАЗ-34 от «шишиги» заключается только в дополнительной оси с двумя колесами. Но это не совсем так. Да, много узлов, агрегатов было позаимствовано у ГАЗ-66. Однако, например, восьмицилиндровый мотор ЗМЗ-41 в 5,5 л, развивавший 140 «лошадей», взяли от представительской «Чайки», предварительно доработав его, чтобы была возможность использовать бензин с низким октановым числом.
По другим данным, на некоторых экземплярах ГАЗ-34 использовались моторы от ГАЗ-66 мощностью 115 «лошадей». Общая емкость баков для горючего – 210 л. Трансмиссия – пятиступенчатая, с синхронизаторами на высших передачах от «зиловской» коробки.
Сцепление с одним диском взяли от ЗиЛ-130. Раздаточная коробка – двухскоростная. Раму усилили и удлинили на 80 см. В итоге грузоподъемность увеличилась до трех тонн либо 27 человек.
В создании ГАЗ-34 «поучаствовал» и ЗиЛ-157. От него для 34-й модели ГАЗ взяли способ привода мостов, балочные опоры на средней оси и агрегат отбора мощности. Новинку оснастили лебедками для преодоления тяжелых дорожных участков, а также снабдили подкачкой колес. Позже эти «опции» устанавливали на все серийные ГАЗ-66.
Всего выпустили 20 единиц техники. Однако советское государство отдало предпочтение, наконец-то запустившемуся в серию, ЗиЛ-131. Нельзя сказать, что он был лучше или хуже ГАЗ-34. Последний был меньше по габаритам, легче, экономичнее. В то же время «сто тридцать первый» имел более сильный двигатель и большую грузоподъемность. Еще один фактор, сыгравший против ГАЗ-34 – начало конвейерного производства УРАЛ-375.
И все-таки точные причины «отстранения» трехосного грузовика от конвейера до сих пор туманны. Кто-то говорит о нестыковках в ведомствах, другие утверждают, что у руководства ЗиЛ были «крутые» покровители в министерствах. Так это или нет, теперь не узнать: сложно объяснить, почему серьезные средства, затраченные на разработку ГАЗ-34, «вылетели в трубу» и никто за это не ответил. Впрочем, такое в СССР случалось не единожды. Однако, факт: разработка горьковчан наверняка бы нашла свое место, если не у военных, то в народном хозяйстве точно. Но оказалась никому не нужной…
Работы над новым автомобилем проводил с группой конструкторов В. Кузовкин. Уже через несколько месяцев изготовили первый макет, позже – еще пару образцов.
Для сотрудников ГАЗа трехосные грузовики не были в диковинку. В 30-е годы был изготовлен ГАЗ-ААА, сделанный на базе легендарной полуторки.
Опытные экземпляры отправили на испытания, длившиеся долгое время. В 1967-м собрали еще три машины. В них уже не было недостатков, фигурировавших в пилотных авто. Испытания проходили по всей стране: от южных жарких регионов до Крайнего Севера на протяжении 50 тыс. км.
Проверке подвергалось несколько опытных экземпляров в разных регионах СССР. Фото: YouTube.com
Все испытательные циклы машина прошла успешно и даже понравилась военным. Также автомобиль хорошо подходил сельчанам и «любителям» труднодоступных мест – геологам, нефтяникам и т. п. Что в нем было особенного?
Сравнение с ГАЗ-66
С первого взгляда может показаться, что все отличие ГАЗ-34 от «шишиги» заключается только в дополнительной оси с двумя колесами. Но это не совсем так. Да, много узлов, агрегатов было позаимствовано у ГАЗ-66. Однако, например, восьмицилиндровый мотор ЗМЗ-41 в 5,5 л, развивавший 140 «лошадей», взяли от представительской «Чайки», предварительно доработав его, чтобы была возможность использовать бензин с низким октановым числом.
Главное для этой машины – проходимость. Фото: YouTube.com
По другим данным, на некоторых экземплярах ГАЗ-34 использовались моторы от ГАЗ-66 мощностью 115 «лошадей». Общая емкость баков для горючего – 210 л. Трансмиссия – пятиступенчатая, с синхронизаторами на высших передачах от «зиловской» коробки.
Двигатель ЗМЗ-41 использовался на БРДМ-2.
Сцепление с одним диском взяли от ЗиЛ-130. Раздаточная коробка – двухскоростная. Раму усилили и удлинили на 80 см. В итоге грузоподъемность увеличилась до трех тонн либо 27 человек.
Испытания проводились и с прицепом. Фото: YouTube.com
В создании ГАЗ-34 «поучаствовал» и ЗиЛ-157. От него для 34-й модели ГАЗ взяли способ привода мостов, балочные опоры на средней оси и агрегат отбора мощности. Новинку оснастили лебедками для преодоления тяжелых дорожных участков, а также снабдили подкачкой колес. Позже эти «опции» устанавливали на все серийные ГАЗ-66.
Почему ГАЗ-34 не поставили на конвейер
Всего выпустили 20 единиц техники. Однако советское государство отдало предпочтение, наконец-то запустившемуся в серию, ЗиЛ-131. Нельзя сказать, что он был лучше или хуже ГАЗ-34. Последний был меньше по габаритам, легче, экономичнее. В то же время «сто тридцать первый» имел более сильный двигатель и большую грузоподъемность. Еще один фактор, сыгравший против ГАЗ-34 – начало конвейерного производства УРАЛ-375.
Найти сегодня ГАЗ-34 в целости и сохранности сложно. Фото: YouTube.com
И все-таки точные причины «отстранения» трехосного грузовика от конвейера до сих пор туманны. Кто-то говорит о нестыковках в ведомствах, другие утверждают, что у руководства ЗиЛ были «крутые» покровители в министерствах. Так это или нет, теперь не узнать: сложно объяснить, почему серьезные средства, затраченные на разработку ГАЗ-34, «вылетели в трубу» и никто за это не ответил. Впрочем, такое в СССР случалось не единожды. Однако, факт: разработка горьковчан наверняка бы нашла свое место, если не у военных, то в народном хозяйстве точно. Но оказалась никому не нужной…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
Экспорт советской техники в капстраны происходил довольно скромными тиражами. Показательны в этом отношении поставки ГАЗ-69, грузовиков и тракторов в островное...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....