
ГАЗ-34 – неудачный конкурент ЗиЛ-131
В 1964 году горьковчане запустили в серию ГАЗ-66. И практически одновременно начались работы над другой моделью – ГАЗ-34. Зачем вдруг такая понадобилась? Тогда на столичном заводе им. Лихачева по разным причинам никак не могли поставить на конвейер ЗиЛ-131, в котором нуждалась как армия, так и народное хозяйство. Потому ГАЗу и было поручено разработать трехосный грузовик, обладающий повышенной проходимостью. Считалось, что так министерства пытались создать конкурентную обстановку между двумя заводами.
Работы над новым автомобилем проводил с группой конструкторов В. Кузовкин. Уже через несколько месяцев изготовили первый макет, позже – еще пару образцов.
Опытные экземпляры отправили на испытания, длившиеся долгое время. В 1967-м собрали еще три машины. В них уже не было недостатков, фигурировавших в пилотных авто. Испытания проходили по всей стране: от южных жарких регионов до Крайнего Севера на протяжении 50 тыс. км.
Проверке подвергалось несколько опытных экземпляров в разных регионах СССР. Фото: YouTube.com
Все испытательные циклы машина прошла успешно и даже понравилась военным. Также автомобиль хорошо подходил сельчанам и «любителям» труднодоступных мест – геологам, нефтяникам и т. п. Что в нем было особенного?
С первого взгляда может показаться, что все отличие ГАЗ-34 от «шишиги» заключается только в дополнительной оси с двумя колесами. Но это не совсем так. Да, много узлов, агрегатов было позаимствовано у ГАЗ-66. Однако, например, восьмицилиндровый мотор ЗМЗ-41 в 5,5 л, развивавший 140 «лошадей», взяли от представительской «Чайки», предварительно доработав его, чтобы была возможность использовать бензин с низким октановым числом.
Главное для этой машины – проходимость. Фото: YouTube.com
По другим данным, на некоторых экземплярах ГАЗ-34 использовались моторы от ГАЗ-66 мощностью 115 «лошадей». Общая емкость баков для горючего – 210 л. Трансмиссия – пятиступенчатая, с синхронизаторами на высших передачах от «зиловской» коробки.
Сцепление с одним диском взяли от ЗиЛ-130. Раздаточная коробка – двухскоростная. Раму усилили и удлинили на 80 см. В итоге грузоподъемность увеличилась до трех тонн либо 27 человек.
Испытания проводились и с прицепом. Фото: YouTube.com
В создании ГАЗ-34 «поучаствовал» и ЗиЛ-157. От него для 34-й модели ГАЗ взяли способ привода мостов, балочные опоры на средней оси и агрегат отбора мощности. Новинку оснастили лебедками для преодоления тяжелых дорожных участков, а также снабдили подкачкой колес. Позже эти «опции» устанавливали на все серийные ГАЗ-66.
Всего выпустили 20 единиц техники. Однако советское государство отдало предпочтение, наконец-то запустившемуся в серию, ЗиЛ-131. Нельзя сказать, что он был лучше или хуже ГАЗ-34. Последний был меньше по габаритам, легче, экономичнее. В то же время «сто тридцать первый» имел более сильный двигатель и большую грузоподъемность. Еще один фактор, сыгравший против ГАЗ-34 – начало конвейерного производства УРАЛ-375.
Найти сегодня ГАЗ-34 в целости и сохранности сложно. Фото: YouTube.com
И все-таки точные причины «отстранения» трехосного грузовика от конвейера до сих пор туманны. Кто-то говорит о нестыковках в ведомствах, другие утверждают, что у руководства ЗиЛ были «крутые» покровители в министерствах. Так это или нет, теперь не узнать: сложно объяснить, почему серьезные средства, затраченные на разработку ГАЗ-34, «вылетели в трубу» и никто за это не ответил. Впрочем, такое в СССР случалось не единожды. Однако, факт: разработка горьковчан наверняка бы нашла свое место, если не у военных, то в народном хозяйстве точно. Но оказалась никому не нужной…
Работы над новым автомобилем проводил с группой конструкторов В. Кузовкин. Уже через несколько месяцев изготовили первый макет, позже – еще пару образцов.
Для сотрудников ГАЗа трехосные грузовики не были в диковинку. В 30-е годы был изготовлен ГАЗ-ААА, сделанный на базе легендарной полуторки.
Опытные экземпляры отправили на испытания, длившиеся долгое время. В 1967-м собрали еще три машины. В них уже не было недостатков, фигурировавших в пилотных авто. Испытания проходили по всей стране: от южных жарких регионов до Крайнего Севера на протяжении 50 тыс. км.

Все испытательные циклы машина прошла успешно и даже понравилась военным. Также автомобиль хорошо подходил сельчанам и «любителям» труднодоступных мест – геологам, нефтяникам и т. п. Что в нем было особенного?
Сравнение с ГАЗ-66
С первого взгляда может показаться, что все отличие ГАЗ-34 от «шишиги» заключается только в дополнительной оси с двумя колесами. Но это не совсем так. Да, много узлов, агрегатов было позаимствовано у ГАЗ-66. Однако, например, восьмицилиндровый мотор ЗМЗ-41 в 5,5 л, развивавший 140 «лошадей», взяли от представительской «Чайки», предварительно доработав его, чтобы была возможность использовать бензин с низким октановым числом.

По другим данным, на некоторых экземплярах ГАЗ-34 использовались моторы от ГАЗ-66 мощностью 115 «лошадей». Общая емкость баков для горючего – 210 л. Трансмиссия – пятиступенчатая, с синхронизаторами на высших передачах от «зиловской» коробки.
Двигатель ЗМЗ-41 использовался на БРДМ-2.
Сцепление с одним диском взяли от ЗиЛ-130. Раздаточная коробка – двухскоростная. Раму усилили и удлинили на 80 см. В итоге грузоподъемность увеличилась до трех тонн либо 27 человек.

В создании ГАЗ-34 «поучаствовал» и ЗиЛ-157. От него для 34-й модели ГАЗ взяли способ привода мостов, балочные опоры на средней оси и агрегат отбора мощности. Новинку оснастили лебедками для преодоления тяжелых дорожных участков, а также снабдили подкачкой колес. Позже эти «опции» устанавливали на все серийные ГАЗ-66.
Почему ГАЗ-34 не поставили на конвейер
Всего выпустили 20 единиц техники. Однако советское государство отдало предпочтение, наконец-то запустившемуся в серию, ЗиЛ-131. Нельзя сказать, что он был лучше или хуже ГАЗ-34. Последний был меньше по габаритам, легче, экономичнее. В то же время «сто тридцать первый» имел более сильный двигатель и большую грузоподъемность. Еще один фактор, сыгравший против ГАЗ-34 – начало конвейерного производства УРАЛ-375.

И все-таки точные причины «отстранения» трехосного грузовика от конвейера до сих пор туманны. Кто-то говорит о нестыковках в ведомствах, другие утверждают, что у руководства ЗиЛ были «крутые» покровители в министерствах. Так это или нет, теперь не узнать: сложно объяснить, почему серьезные средства, затраченные на разработку ГАЗ-34, «вылетели в трубу» и никто за это не ответил. Впрочем, такое в СССР случалось не единожды. Однако, факт: разработка горьковчан наверняка бы нашла свое место, если не у военных, то в народном хозяйстве точно. Но оказалась никому не нужной…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...