ГАЗ-34 – неудачный конкурент ЗиЛ-131
В 1964 году горьковчане запустили в серию ГАЗ-66. И практически одновременно начались работы над другой моделью – ГАЗ-34. Зачем вдруг такая понадобилась? Тогда на столичном заводе им. Лихачева по разным причинам никак не могли поставить на конвейер ЗиЛ-131, в котором нуждалась как армия, так и народное хозяйство. Потому ГАЗу и было поручено разработать трехосный грузовик, обладающий повышенной проходимостью. Считалось, что так министерства пытались создать конкурентную обстановку между двумя заводами.
Работы над новым автомобилем проводил с группой конструкторов В. Кузовкин. Уже через несколько месяцев изготовили первый макет, позже – еще пару образцов.
Опытные экземпляры отправили на испытания, длившиеся долгое время. В 1967-м собрали еще три машины. В них уже не было недостатков, фигурировавших в пилотных авто. Испытания проходили по всей стране: от южных жарких регионов до Крайнего Севера на протяжении 50 тыс. км.
Все испытательные циклы машина прошла успешно и даже понравилась военным. Также автомобиль хорошо подходил сельчанам и «любителям» труднодоступных мест – геологам, нефтяникам и т. п. Что в нем было особенного?
С первого взгляда может показаться, что все отличие ГАЗ-34 от «шишиги» заключается только в дополнительной оси с двумя колесами. Но это не совсем так. Да, много узлов, агрегатов было позаимствовано у ГАЗ-66. Однако, например, восьмицилиндровый мотор ЗМЗ-41 в 5,5 л, развивавший 140 «лошадей», взяли от представительской «Чайки», предварительно доработав его, чтобы была возможность использовать бензин с низким октановым числом.
По другим данным, на некоторых экземплярах ГАЗ-34 использовались моторы от ГАЗ-66 мощностью 115 «лошадей». Общая емкость баков для горючего – 210 л. Трансмиссия – пятиступенчатая, с синхронизаторами на высших передачах от «зиловской» коробки.
Сцепление с одним диском взяли от ЗиЛ-130. Раздаточная коробка – двухскоростная. Раму усилили и удлинили на 80 см. В итоге грузоподъемность увеличилась до трех тонн либо 27 человек.
В создании ГАЗ-34 «поучаствовал» и ЗиЛ-157. От него для 34-й модели ГАЗ взяли способ привода мостов, балочные опоры на средней оси и агрегат отбора мощности. Новинку оснастили лебедками для преодоления тяжелых дорожных участков, а также снабдили подкачкой колес. Позже эти «опции» устанавливали на все серийные ГАЗ-66.
Всего выпустили 20 единиц техники. Однако советское государство отдало предпочтение, наконец-то запустившемуся в серию, ЗиЛ-131. Нельзя сказать, что он был лучше или хуже ГАЗ-34. Последний был меньше по габаритам, легче, экономичнее. В то же время «сто тридцать первый» имел более сильный двигатель и большую грузоподъемность. Еще один фактор, сыгравший против ГАЗ-34 – начало конвейерного производства УРАЛ-375.
И все-таки точные причины «отстранения» трехосного грузовика от конвейера до сих пор туманны. Кто-то говорит о нестыковках в ведомствах, другие утверждают, что у руководства ЗиЛ были «крутые» покровители в министерствах. Так это или нет, теперь не узнать: сложно объяснить, почему серьезные средства, затраченные на разработку ГАЗ-34, «вылетели в трубу» и никто за это не ответил. Впрочем, такое в СССР случалось не единожды. Однако, факт: разработка горьковчан наверняка бы нашла свое место, если не у военных, то в народном хозяйстве точно. Но оказалась никому не нужной…
Работы над новым автомобилем проводил с группой конструкторов В. Кузовкин. Уже через несколько месяцев изготовили первый макет, позже – еще пару образцов.
Для сотрудников ГАЗа трехосные грузовики не были в диковинку. В 30-е годы был изготовлен ГАЗ-ААА, сделанный на базе легендарной полуторки.
Опытные экземпляры отправили на испытания, длившиеся долгое время. В 1967-м собрали еще три машины. В них уже не было недостатков, фигурировавших в пилотных авто. Испытания проходили по всей стране: от южных жарких регионов до Крайнего Севера на протяжении 50 тыс. км.
Проверке подвергалось несколько опытных экземпляров в разных регионах СССР. Фото: YouTube.com
Все испытательные циклы машина прошла успешно и даже понравилась военным. Также автомобиль хорошо подходил сельчанам и «любителям» труднодоступных мест – геологам, нефтяникам и т. п. Что в нем было особенного?
Сравнение с ГАЗ-66
С первого взгляда может показаться, что все отличие ГАЗ-34 от «шишиги» заключается только в дополнительной оси с двумя колесами. Но это не совсем так. Да, много узлов, агрегатов было позаимствовано у ГАЗ-66. Однако, например, восьмицилиндровый мотор ЗМЗ-41 в 5,5 л, развивавший 140 «лошадей», взяли от представительской «Чайки», предварительно доработав его, чтобы была возможность использовать бензин с низким октановым числом.
Главное для этой машины – проходимость. Фото: YouTube.com
По другим данным, на некоторых экземплярах ГАЗ-34 использовались моторы от ГАЗ-66 мощностью 115 «лошадей». Общая емкость баков для горючего – 210 л. Трансмиссия – пятиступенчатая, с синхронизаторами на высших передачах от «зиловской» коробки.
Двигатель ЗМЗ-41 использовался на БРДМ-2.
Сцепление с одним диском взяли от ЗиЛ-130. Раздаточная коробка – двухскоростная. Раму усилили и удлинили на 80 см. В итоге грузоподъемность увеличилась до трех тонн либо 27 человек.
Испытания проводились и с прицепом. Фото: YouTube.com
В создании ГАЗ-34 «поучаствовал» и ЗиЛ-157. От него для 34-й модели ГАЗ взяли способ привода мостов, балочные опоры на средней оси и агрегат отбора мощности. Новинку оснастили лебедками для преодоления тяжелых дорожных участков, а также снабдили подкачкой колес. Позже эти «опции» устанавливали на все серийные ГАЗ-66.
Почему ГАЗ-34 не поставили на конвейер
Всего выпустили 20 единиц техники. Однако советское государство отдало предпочтение, наконец-то запустившемуся в серию, ЗиЛ-131. Нельзя сказать, что он был лучше или хуже ГАЗ-34. Последний был меньше по габаритам, легче, экономичнее. В то же время «сто тридцать первый» имел более сильный двигатель и большую грузоподъемность. Еще один фактор, сыгравший против ГАЗ-34 – начало конвейерного производства УРАЛ-375.
Найти сегодня ГАЗ-34 в целости и сохранности сложно. Фото: YouTube.com
И все-таки точные причины «отстранения» трехосного грузовика от конвейера до сих пор туманны. Кто-то говорит о нестыковках в ведомствах, другие утверждают, что у руководства ЗиЛ были «крутые» покровители в министерствах. Так это или нет, теперь не узнать: сложно объяснить, почему серьезные средства, затраченные на разработку ГАЗ-34, «вылетели в трубу» и никто за это не ответил. Впрочем, такое в СССР случалось не единожды. Однако, факт: разработка горьковчан наверняка бы нашла свое место, если не у военных, то в народном хозяйстве точно. Но оказалась никому не нужной…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...