ГАЗ-34 – неудачный конкурент ЗиЛ-131
46 058

ГАЗ-34 – неудачный конкурент ЗиЛ-131

В 1964 году горьковчане запустили в серию ГАЗ-66. И практически одновременно начались работы над другой моделью – ГАЗ-34. Зачем вдруг такая понадобилась? Тогда на столичном заводе им. Лихачева по разным причинам никак не могли поставить на конвейер ЗиЛ-131, в котором нуждалась как армия, так и народное хозяйство. Потому ГАЗу и было поручено разработать трехосный грузовик, обладающий повышенной проходимостью. Считалось, что так министерства пытались создать конкурентную обстановку между двумя заводами.


Работы над новым автомобилем проводил с группой конструкторов В. Кузовкин. Уже через несколько месяцев изготовили первый макет, позже – еще пару образцов.

Для сотрудников ГАЗа трехосные грузовики не были в диковинку. В 30-е годы был изготовлен ГАЗ-ААА, сделанный на базе легендарной полуторки.

Опытные экземпляры отправили на испытания, длившиеся долгое время. В 1967-м собрали еще три машины. В них уже не было недостатков, фигурировавших в пилотных авто. Испытания проходили по всей стране: от южных жарких регионов до Крайнего Севера на протяжении 50 тыс. км.

ГАЗ-34 – неудачный конкурент ЗиЛ-131Проверке подвергалось несколько опытных экземпляров в разных регионах СССР. Фото: YouTube.com

Все испытательные циклы машина прошла успешно и даже понравилась военным. Также автомобиль хорошо подходил сельчанам и «любителям» труднодоступных мест – геологам, нефтяникам и т. п. Что в нем было особенного?

Сравнение с ГАЗ-66


С первого взгляда может показаться, что все отличие ГАЗ-34 от «шишиги» заключается только в дополнительной оси с двумя колесами. Но это не совсем так. Да, много узлов, агрегатов было позаимствовано у ГАЗ-66. Однако, например, восьмицилиндровый мотор ЗМЗ-41 в 5,5 л, развивавший 140 «лошадей», взяли от представительской «Чайки», предварительно доработав его, чтобы была возможность использовать бензин с низким октановым числом.

Главное для этой машины – проходимость. Фото: YouTube.com

По другим данным, на некоторых экземплярах ГАЗ-34 использовались моторы от ГАЗ-66 мощностью 115 «лошадей». Общая емкость баков для горючего – 210 л. Трансмиссия – пятиступенчатая, с синхронизаторами на высших передачах от «зиловской» коробки.

Двигатель ЗМЗ-41 использовался на БРДМ-2.

Сцепление с одним диском взяли от ЗиЛ-130. Раздаточная коробка – двухскоростная. Раму усилили и удлинили на 80 см. В итоге грузоподъемность увеличилась до трех тонн либо 27 человек.

Испытания проводились и с прицепом. Фото: YouTube.com

В создании ГАЗ-34 «поучаствовал» и ЗиЛ-157. От него для 34-й модели ГАЗ взяли способ привода мостов, балочные опоры на средней оси и агрегат отбора мощности. Новинку оснастили лебедками для преодоления тяжелых дорожных участков, а также снабдили подкачкой колес. Позже эти «опции» устанавливали на все серийные ГАЗ-66.

Почему ГАЗ-34 не поставили на конвейер


Всего выпустили 20 единиц техники. Однако советское государство отдало предпочтение, наконец-то запустившемуся в серию, ЗиЛ-131. Нельзя сказать, что он был лучше или хуже ГАЗ-34. Последний был меньше по габаритам, легче, экономичнее. В то же время «сто тридцать первый» имел более сильный двигатель и большую грузоподъемность. Еще один фактор, сыгравший против ГАЗ-34 – начало конвейерного производства УРАЛ-375.

Найти сегодня ГАЗ-34 в целости и сохранности сложно. Фото: YouTube.com

И все-таки точные причины «отстранения» трехосного грузовика от конвейера до сих пор туманны. Кто-то говорит о нестыковках в ведомствах, другие утверждают, что у руководства ЗиЛ были «крутые» покровители в министерствах. Так это или нет, теперь не узнать: сложно объяснить, почему серьезные средства, затраченные на разработку ГАЗ-34, «вылетели в трубу» и никто за это не ответил. Впрочем, такое в СССР случалось не единожды. Однако, факт: разработка горьковчан наверняка бы нашла свое место, если не у военных, то в народном хозяйстве точно. Но оказалась никому не нужной…
А вы что думаете о ГАЗ-34?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...