Хорошие тормоза – от чего они зависят
Говорить о важности работоспособности тормозов излишне – каждый автовладелец знает, что от них зависит, как минимум, целостность машины, как максимум – здоровье и жизнь водителя, пассажиров. Многие обслуживание этой системы автомобиля зачастую сводят к замене колодок. А ведь тормоза включают в себя целый ряд компонентов, каждый из которых обеспечивает возможность экстренной остановки. Стоит пройти всю «дорогу» от педали до колес, чтобы посмотреть, как действует система.
В нем мало элементов, отвечающих за эффективность торможения. Но главный из них – педаль. Первое, на что стоит обратить внимание – шероховатость поверхности. Если не очищать ноги от снега, на педали образуется наледь, с которой нога может соскочить в самый неподходящий момент. И не стоит злоупотреблять металлическими накладками – резина скользит меньше. Второе – свободный ход. У каждой машины он свой, и поэтому стоит заглянуть в инструкцию к авто. Например, у ВАЗ-2114 расстояние от свободного положения до «упора» находится в пределах 2-5 мм. Если значение иное, потребуется произвести регулировку, перемещая гайку кнопки стоп-сигнала.
Следующий элемент тормозной системы, который находится в салоне – «ручник». Он может быть выполнен в виде рычага, кнопки либо педали. Состояние ручного тормоза сильно влияет на работоспособность основного. Тут главный момент заключается в зазоре между колодками и барабанами.
Если есть самоподвод, это неплохо, но он не так хорошо работает, как спереди. И, если «ручник» (точнее, его привод – тросики) неисправен, возможно подклинивание. Это приведет к перегреву не только барабана, но и в худшем случае – ступичного подшипника, что уменьшает срок его службы. Обычно проблема заключается в тросике, который заключен в кожух. Привод ржавеет и начинает плохо перемещаться. Самый простой способ не допустить коррозии – почаще пользоваться «ручником».
После педали усилие передается на ГТЦ (главный тормозной цилиндр). У современных машинах этот узел стал более надежным. Далее в дел вступает тормозная жидкость (ТЖ).
К неисправности цилиндра обычно приводят рассохшиеся резинки (манжеты, уплотнители). Это может произойти по четырем причинам:
✅ предел эксплуатационного ресурса
✅ окончание срока службы ТЖ
✅ использование при ремонте ГТЦ некачественных деталей и ТЖ
✅ длительная стоянка авто без тормозной жидкости
В последнем случае не исключено появление коррозии на стенках цилиндра. Тогда его лучше заменить на новый. При неисправном ГТЦ педаль проваливается.
Как часто вы ее меняете? Раз в два года, как положено? Вряд ли. А заливать свежую все же стоит: ТЖ обладает высокой гигроскопичностью, т. е. быстро впитывает влагу. В итоге «водяная составляющая» способствует развитию коррозии металлических деталей. При чрезмерно долгом использовании тормозной жидкости начинают меняться ее свойства, что грозит более серьезными неприятностями. При торможении суппорт и колодки из-за трения греются, и вода, находящаяся в ТЖ, кипит, образуя пробку с паром. В итоге жидкость перестает быть несжимаемой и педаль становится «мягкой». Поэтому контролируйте как уровень ТЖ, так и ее ресурс.
Один из признаков его поломки – остановка двигателя на холостом ходу. Конечно, причина может быть в другом, но проверить ВУ стоит. При работающем моторе усилитель создает разрежение во впускном коллекторе. Когда в него попадает воздух из-за разгерметизации ВУ, движок заглохнет.
Второй признак – резкое увеличение усилия при нажиме на педаль. Так и не терпится надавить на нее обеими ногами! Диагностику и ремонт стоит проводить в сервисе: самостоятельно в узле разобраться неопытному водителю будет сложно.
По конструкции это гидроблок, где размещены клапаны, насос и иные компоненты. Задача модуля – подать сигнал в ЭБУ. О неисправности ABS можно судить по загоревшемуся отдельному индикатору на приборной панели.
Сам гидроблок ломается нечасто и неприятности обычно доставляют датчики или идущие к ним провода.
Под днищем мы тоже увидим элементы, имеющие отношение к тормозной системе. Это трубки, шланги. Их неисправности одинаковы: протечки. Чаще всего они возникают в местах завальцовки или там, где происходит «внештатное» трение трубки о детали кузова. Обратите внимание на шланги: на них не допускаются трещины и вздутия. Даже при их отсутствии потрогайте деталь руками: если резина «задубела», запчасть нужно менять.
Так называют регулятор тормозного усилия, устанавливаемый на автомобили старых годов выпуска. Сегодня этот узел заменяет ABS. «Колдуну» придают второстепенное значение и зачастую удаляют. Но не ставили же его на заводе просто так!
Действительно: регулятор обеспечивает неодновременное торможение передка и кормы. Это уберегает машину от заноса. Поэтому данный узел рекомендуется проверять при каждом ТО, а при необходимости – регулировать.
Здесь смотрим на суппорты, которые имеют свойство закисать. Причина этого неприятного явления опять-таки в несвоевременном обслуживании. А ведь сделать это несложно: при очередной замене колодок смажьте деталь нужным составом – их достаточно много сегодня в продаже. Если это проигнорировать, не исключено прикипание поршня и заклинивание, вызванное перегревом колодок. Понять это можно по их слишком быстрому износу.
Более простой способ: после длительной поездки сразу же потрогайте колесный диск: если он слишком горячий, пора заняться суппортом. Затягивание ремонта чревато выходом из строя деталей, о которых рассказывается далее.
Эти элементы не только просто изнашиваются, есть и иные причины, уменьшающие их фрикционные качества. Например, на колодки может попасть смазка, а диски при перегреве изменят свою форму. Поэтому в ходе ТО рекомендуется их проверять на биение. Также на тормозных барабанах и дисках не допускаются усталостные трещины – если они есть, деталь немедленно замените.
На хорошую сцепляемость с дорогой влияет не только резина. Потекшие амортизаторы при поездке по пересеченной местности превращают машину в «резвого скакуна». В результате тормозной путь заметно увеличивается. Нельзя не сказать и о развале/схождении. Неверная регулировка этих параметров формирует неправильное пятно контакта. Также на эффективность торможения отрицательно влияют люфты в соединениях элементов подвески. Например, в сайлентблоках, шаровых опорах и т. д. Нелишним будет посмотреть на возраст покрышек.
В РФ существует ГОСТ (а их тоже не зря писали) №4754-97, где указывается предельный срок эксплуатации автомобильных шин – пять лет. Хотя часть производителей уверяет, что их продукцией можно пользоваться и все десять.
Главный из них – не стоит экономить на «расходниках». При этом необязательно покупать дорогие оригиналы. Среди альтернативных запчастей есть детали, не уступающие по качеству «родным». Важно лишь сделать правильный выбор и купить качественную запчасть. Не исключено, что благодаря ей, вы сбережете свое здоровье, а то и жизнь.
В салоне
В нем мало элементов, отвечающих за эффективность торможения. Но главный из них – педаль. Первое, на что стоит обратить внимание – шероховатость поверхности. Если не очищать ноги от снега, на педали образуется наледь, с которой нога может соскочить в самый неподходящий момент. И не стоит злоупотреблять металлическими накладками – резина скользит меньше. Второе – свободный ход. У каждой машины он свой, и поэтому стоит заглянуть в инструкцию к авто. Например, у ВАЗ-2114 расстояние от свободного положения до «упора» находится в пределах 2-5 мм. Если значение иное, потребуется произвести регулировку, перемещая гайку кнопки стоп-сигнала.
Проверка свободного хода. Фото: YouTube.com
Следующий элемент тормозной системы, который находится в салоне – «ручник». Он может быть выполнен в виде рычага, кнопки либо педали. Состояние ручного тормоза сильно влияет на работоспособность основного. Тут главный момент заключается в зазоре между колодками и барабанами.
Чаще всего ручной тормоз включается в работу через рычаг. Фото: YouTube.com
Если есть самоподвод, это неплохо, но он не так хорошо работает, как спереди. И, если «ручник» (точнее, его привод – тросики) неисправен, возможно подклинивание. Это приведет к перегреву не только барабана, но и в худшем случае – ступичного подшипника, что уменьшает срок его службы. Обычно проблема заключается в тросике, который заключен в кожух. Привод ржавеет и начинает плохо перемещаться. Самый простой способ не допустить коррозии – почаще пользоваться «ручником».
Под капотом
После педали усилие передается на ГТЦ (главный тормозной цилиндр). У современных машинах этот узел стал более надежным. Далее в дел вступает тормозная жидкость (ТЖ).
Снятие ГТЦ для замены (ремонта). Фото: YouTube.com
К неисправности цилиндра обычно приводят рассохшиеся резинки (манжеты, уплотнители). Это может произойти по четырем причинам:
✅ предел эксплуатационного ресурса
✅ окончание срока службы ТЖ
✅ использование при ремонте ГТЦ некачественных деталей и ТЖ
✅ длительная стоянка авто без тормозной жидкости
В последнем случае не исключено появление коррозии на стенках цилиндра. Тогда его лучше заменить на новый. При неисправном ГТЦ педаль проваливается.
О тормозной жидкости
Как часто вы ее меняете? Раз в два года, как положено? Вряд ли. А заливать свежую все же стоит: ТЖ обладает высокой гигроскопичностью, т. е. быстро впитывает влагу. В итоге «водяная составляющая» способствует развитию коррозии металлических деталей. При чрезмерно долгом использовании тормозной жидкости начинают меняться ее свойства, что грозит более серьезными неприятностями. При торможении суппорт и колодки из-за трения греются, и вода, находящаяся в ТЖ, кипит, образуя пробку с паром. В итоге жидкость перестает быть несжимаемой и педаль становится «мягкой». Поэтому контролируйте как уровень ТЖ, так и ее ресурс.
Вакуумный усилитель (ВУ)
Один из признаков его поломки – остановка двигателя на холостом ходу. Конечно, причина может быть в другом, но проверить ВУ стоит. При работающем моторе усилитель создает разрежение во впускном коллекторе. Когда в него попадает воздух из-за разгерметизации ВУ, движок заглохнет.
Вакуумный усилитель тоже влияет на эффективность торможения. Фото: YouTube.com
Второй признак – резкое увеличение усилия при нажиме на педаль. Так и не терпится надавить на нее обеими ногами! Диагностику и ремонт стоит проводить в сервисе: самостоятельно в узле разобраться неопытному водителю будет сложно.
Модуль ABS
По конструкции это гидроблок, где размещены клапаны, насос и иные компоненты. Задача модуля – подать сигнал в ЭБУ. О неисправности ABS можно судить по загоревшемуся отдельному индикатору на приборной панели.
Модуль ABS под капотом Toyota. Фото: YouTube.com
Сам гидроблок ломается нечасто и неприятности обычно доставляют датчики или идущие к ним провода.
Смотрим на авто снизу
Под днищем мы тоже увидим элементы, имеющие отношение к тормозной системе. Это трубки, шланги. Их неисправности одинаковы: протечки. Чаще всего они возникают в местах завальцовки или там, где происходит «внештатное» трение трубки о детали кузова. Обратите внимание на шланги: на них не допускаются трещины и вздутия. Даже при их отсутствии потрогайте деталь руками: если резина «задубела», запчасть нужно менять.
«Колдун»
Так называют регулятор тормозного усилия, устанавливаемый на автомобили старых годов выпуска. Сегодня этот узел заменяет ABS. «Колдуну» придают второстепенное значение и зачастую удаляют. Но не ставили же его на заводе просто так!
Тормозной регулятор под днищем ВАЗ-2108-15. Фото: YouTube.com
Действительно: регулятор обеспечивает неодновременное торможение передка и кормы. Это уберегает машину от заноса. Поэтому данный узел рекомендуется проверять при каждом ТО, а при необходимости – регулировать.
Колеса
Здесь смотрим на суппорты, которые имеют свойство закисать. Причина этого неприятного явления опять-таки в несвоевременном обслуживании. А ведь сделать это несложно: при очередной замене колодок смажьте деталь нужным составом – их достаточно много сегодня в продаже. Если это проигнорировать, не исключено прикипание поршня и заклинивание, вызванное перегревом колодок. Понять это можно по их слишком быстрому износу.
Заклинивший рабочий тормозной цилиндр придется разбирать или покупать новый. Фото: YouTube.com
Более простой способ: после длительной поездки сразу же потрогайте колесный диск: если он слишком горячий, пора заняться суппортом. Затягивание ремонта чревато выходом из строя деталей, о которых рассказывается далее.
Колодки и диски
Эти элементы не только просто изнашиваются, есть и иные причины, уменьшающие их фрикционные качества. Например, на колодки может попасть смазка, а диски при перегреве изменят свою форму. Поэтому в ходе ТО рекомендуется их проверять на биение. Также на тормозных барабанах и дисках не допускаются усталостные трещины – если они есть, деталь немедленно замените.
Что еще влияет на эффективность торможения
На хорошую сцепляемость с дорогой влияет не только резина. Потекшие амортизаторы при поездке по пересеченной местности превращают машину в «резвого скакуна». В результате тормозной путь заметно увеличивается. Нельзя не сказать и о развале/схождении. Неверная регулировка этих параметров формирует неправильное пятно контакта. Также на эффективность торможения отрицательно влияют люфты в соединениях элементов подвески. Например, в сайлентблоках, шаровых опорах и т. д. Нелишним будет посмотреть на возраст покрышек.
В овале указана неделя и год производства покрышки. Фото: YouTube.com
В РФ существует ГОСТ (а их тоже не зря писали) №4754-97, где указывается предельный срок эксплуатации автомобильных шин – пять лет. Хотя часть производителей уверяет, что их продукцией можно пользоваться и все десять.
Выводы
Главный из них – не стоит экономить на «расходниках». При этом необязательно покупать дорогие оригиналы. Среди альтернативных запчастей есть детали, не уступающие по качеству «родным». Важно лишь сделать правильный выбор и купить качественную запчасть. Не исключено, что благодаря ей, вы сбережете свое здоровье, а то и жизнь.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...