
Хорошие тормоза – от чего они зависят
Говорить о важности работоспособности тормозов излишне – каждый автовладелец знает, что от них зависит, как минимум, целостность машины, как максимум – здоровье и жизнь водителя, пассажиров. Многие обслуживание этой системы автомобиля зачастую сводят к замене колодок. А ведь тормоза включают в себя целый ряд компонентов, каждый из которых обеспечивает возможность экстренной остановки. Стоит пройти всю «дорогу» от педали до колес, чтобы посмотреть, как действует система.
В нем мало элементов, отвечающих за эффективность торможения. Но главный из них – педаль. Первое, на что стоит обратить внимание – шероховатость поверхности. Если не очищать ноги от снега, на педали образуется наледь, с которой нога может соскочить в самый неподходящий момент. И не стоит злоупотреблять металлическими накладками – резина скользит меньше. Второе – свободный ход. У каждой машины он свой, и поэтому стоит заглянуть в инструкцию к авто. Например, у ВАЗ-2114 расстояние от свободного положения до «упора» находится в пределах 2-5 мм. Если значение иное, потребуется произвести регулировку, перемещая гайку кнопки стоп-сигнала.
Проверка свободного хода. Фото: YouTube.com
Следующий элемент тормозной системы, который находится в салоне – «ручник». Он может быть выполнен в виде рычага, кнопки либо педали. Состояние ручного тормоза сильно влияет на работоспособность основного. Тут главный момент заключается в зазоре между колодками и барабанами.
Чаще всего ручной тормоз включается в работу через рычаг. Фото: YouTube.com
Если есть самоподвод, это неплохо, но он не так хорошо работает, как спереди. И, если «ручник» (точнее, его привод – тросики) неисправен, возможно подклинивание. Это приведет к перегреву не только барабана, но и в худшем случае – ступичного подшипника, что уменьшает срок его службы. Обычно проблема заключается в тросике, который заключен в кожух. Привод ржавеет и начинает плохо перемещаться. Самый простой способ не допустить коррозии – почаще пользоваться «ручником».
После педали усилие передается на ГТЦ (главный тормозной цилиндр). У современных машинах этот узел стал более надежным. Далее в дел вступает тормозная жидкость (ТЖ).
Снятие ГТЦ для замены (ремонта). Фото: YouTube.com
К неисправности цилиндра обычно приводят рассохшиеся резинки (манжеты, уплотнители). Это может произойти по четырем причинам:
✅ предел эксплуатационного ресурса
✅ окончание срока службы ТЖ
✅ использование при ремонте ГТЦ некачественных деталей и ТЖ
✅ длительная стоянка авто без тормозной жидкости
В последнем случае не исключено появление коррозии на стенках цилиндра. Тогда его лучше заменить на новый. При неисправном ГТЦ педаль проваливается.
Как часто вы ее меняете? Раз в два года, как положено? Вряд ли. А заливать свежую все же стоит: ТЖ обладает высокой гигроскопичностью, т. е. быстро впитывает влагу. В итоге «водяная составляющая» способствует развитию коррозии металлических деталей. При чрезмерно долгом использовании тормозной жидкости начинают меняться ее свойства, что грозит более серьезными неприятностями. При торможении суппорт и колодки из-за трения греются, и вода, находящаяся в ТЖ, кипит, образуя пробку с паром. В итоге жидкость перестает быть несжимаемой и педаль становится «мягкой». Поэтому контролируйте как уровень ТЖ, так и ее ресурс.
Один из признаков его поломки – остановка двигателя на холостом ходу. Конечно, причина может быть в другом, но проверить ВУ стоит. При работающем моторе усилитель создает разрежение во впускном коллекторе. Когда в него попадает воздух из-за разгерметизации ВУ, движок заглохнет.
Вакуумный усилитель тоже влияет на эффективность торможения. Фото: YouTube.com
Второй признак – резкое увеличение усилия при нажиме на педаль. Так и не терпится надавить на нее обеими ногами! Диагностику и ремонт стоит проводить в сервисе: самостоятельно в узле разобраться неопытному водителю будет сложно.
По конструкции это гидроблок, где размещены клапаны, насос и иные компоненты. Задача модуля – подать сигнал в ЭБУ. О неисправности ABS можно судить по загоревшемуся отдельному индикатору на приборной панели.
Модуль ABS под капотом Toyota. Фото: YouTube.com
Сам гидроблок ломается нечасто и неприятности обычно доставляют датчики или идущие к ним провода.
Под днищем мы тоже увидим элементы, имеющие отношение к тормозной системе. Это трубки, шланги. Их неисправности одинаковы: протечки. Чаще всего они возникают в местах завальцовки или там, где происходит «внештатное» трение трубки о детали кузова. Обратите внимание на шланги: на них не допускаются трещины и вздутия. Даже при их отсутствии потрогайте деталь руками: если резина «задубела», запчасть нужно менять.
Так называют регулятор тормозного усилия, устанавливаемый на автомобили старых годов выпуска. Сегодня этот узел заменяет ABS. «Колдуну» придают второстепенное значение и зачастую удаляют. Но не ставили же его на заводе просто так!
Тормозной регулятор под днищем ВАЗ-2108-15. Фото: YouTube.com
Действительно: регулятор обеспечивает неодновременное торможение передка и кормы. Это уберегает машину от заноса. Поэтому данный узел рекомендуется проверять при каждом ТО, а при необходимости – регулировать.
Здесь смотрим на суппорты, которые имеют свойство закисать. Причина этого неприятного явления опять-таки в несвоевременном обслуживании. А ведь сделать это несложно: при очередной замене колодок смажьте деталь нужным составом – их достаточно много сегодня в продаже. Если это проигнорировать, не исключено прикипание поршня и заклинивание, вызванное перегревом колодок. Понять это можно по их слишком быстрому износу.
Заклинивший рабочий тормозной цилиндр придется разбирать или покупать новый. Фото: YouTube.com
Более простой способ: после длительной поездки сразу же потрогайте колесный диск: если он слишком горячий, пора заняться суппортом. Затягивание ремонта чревато выходом из строя деталей, о которых рассказывается далее.
Эти элементы не только просто изнашиваются, есть и иные причины, уменьшающие их фрикционные качества. Например, на колодки может попасть смазка, а диски при перегреве изменят свою форму. Поэтому в ходе ТО рекомендуется их проверять на биение. Также на тормозных барабанах и дисках не допускаются усталостные трещины – если они есть, деталь немедленно замените.
На хорошую сцепляемость с дорогой влияет не только резина. Потекшие амортизаторы при поездке по пересеченной местности превращают машину в «резвого скакуна». В результате тормозной путь заметно увеличивается. Нельзя не сказать и о развале/схождении. Неверная регулировка этих параметров формирует неправильное пятно контакта. Также на эффективность торможения отрицательно влияют люфты в соединениях элементов подвески. Например, в сайлентблоках, шаровых опорах и т. д. Нелишним будет посмотреть на возраст покрышек.
В овале указана неделя и год производства покрышки. Фото: YouTube.com
В РФ существует ГОСТ (а их тоже не зря писали) №4754-97, где указывается предельный срок эксплуатации автомобильных шин – пять лет. Хотя часть производителей уверяет, что их продукцией можно пользоваться и все десять.
Главный из них – не стоит экономить на «расходниках». При этом необязательно покупать дорогие оригиналы. Среди альтернативных запчастей есть детали, не уступающие по качеству «родным». Важно лишь сделать правильный выбор и купить качественную запчасть. Не исключено, что благодаря ей, вы сбережете свое здоровье, а то и жизнь.
В салоне
В нем мало элементов, отвечающих за эффективность торможения. Но главный из них – педаль. Первое, на что стоит обратить внимание – шероховатость поверхности. Если не очищать ноги от снега, на педали образуется наледь, с которой нога может соскочить в самый неподходящий момент. И не стоит злоупотреблять металлическими накладками – резина скользит меньше. Второе – свободный ход. У каждой машины он свой, и поэтому стоит заглянуть в инструкцию к авто. Например, у ВАЗ-2114 расстояние от свободного положения до «упора» находится в пределах 2-5 мм. Если значение иное, потребуется произвести регулировку, перемещая гайку кнопки стоп-сигнала.

Следующий элемент тормозной системы, который находится в салоне – «ручник». Он может быть выполнен в виде рычага, кнопки либо педали. Состояние ручного тормоза сильно влияет на работоспособность основного. Тут главный момент заключается в зазоре между колодками и барабанами.

Если есть самоподвод, это неплохо, но он не так хорошо работает, как спереди. И, если «ручник» (точнее, его привод – тросики) неисправен, возможно подклинивание. Это приведет к перегреву не только барабана, но и в худшем случае – ступичного подшипника, что уменьшает срок его службы. Обычно проблема заключается в тросике, который заключен в кожух. Привод ржавеет и начинает плохо перемещаться. Самый простой способ не допустить коррозии – почаще пользоваться «ручником».
Под капотом
После педали усилие передается на ГТЦ (главный тормозной цилиндр). У современных машинах этот узел стал более надежным. Далее в дел вступает тормозная жидкость (ТЖ).

К неисправности цилиндра обычно приводят рассохшиеся резинки (манжеты, уплотнители). Это может произойти по четырем причинам:
✅ предел эксплуатационного ресурса
✅ окончание срока службы ТЖ
✅ использование при ремонте ГТЦ некачественных деталей и ТЖ
✅ длительная стоянка авто без тормозной жидкости
В последнем случае не исключено появление коррозии на стенках цилиндра. Тогда его лучше заменить на новый. При неисправном ГТЦ педаль проваливается.
О тормозной жидкости
Как часто вы ее меняете? Раз в два года, как положено? Вряд ли. А заливать свежую все же стоит: ТЖ обладает высокой гигроскопичностью, т. е. быстро впитывает влагу. В итоге «водяная составляющая» способствует развитию коррозии металлических деталей. При чрезмерно долгом использовании тормозной жидкости начинают меняться ее свойства, что грозит более серьезными неприятностями. При торможении суппорт и колодки из-за трения греются, и вода, находящаяся в ТЖ, кипит, образуя пробку с паром. В итоге жидкость перестает быть несжимаемой и педаль становится «мягкой». Поэтому контролируйте как уровень ТЖ, так и ее ресурс.
Вакуумный усилитель (ВУ)
Один из признаков его поломки – остановка двигателя на холостом ходу. Конечно, причина может быть в другом, но проверить ВУ стоит. При работающем моторе усилитель создает разрежение во впускном коллекторе. Когда в него попадает воздух из-за разгерметизации ВУ, движок заглохнет.

Второй признак – резкое увеличение усилия при нажиме на педаль. Так и не терпится надавить на нее обеими ногами! Диагностику и ремонт стоит проводить в сервисе: самостоятельно в узле разобраться неопытному водителю будет сложно.
Модуль ABS
По конструкции это гидроблок, где размещены клапаны, насос и иные компоненты. Задача модуля – подать сигнал в ЭБУ. О неисправности ABS можно судить по загоревшемуся отдельному индикатору на приборной панели.

Сам гидроблок ломается нечасто и неприятности обычно доставляют датчики или идущие к ним провода.
Смотрим на авто снизу
Под днищем мы тоже увидим элементы, имеющие отношение к тормозной системе. Это трубки, шланги. Их неисправности одинаковы: протечки. Чаще всего они возникают в местах завальцовки или там, где происходит «внештатное» трение трубки о детали кузова. Обратите внимание на шланги: на них не допускаются трещины и вздутия. Даже при их отсутствии потрогайте деталь руками: если резина «задубела», запчасть нужно менять.
«Колдун»
Так называют регулятор тормозного усилия, устанавливаемый на автомобили старых годов выпуска. Сегодня этот узел заменяет ABS. «Колдуну» придают второстепенное значение и зачастую удаляют. Но не ставили же его на заводе просто так!

Действительно: регулятор обеспечивает неодновременное торможение передка и кормы. Это уберегает машину от заноса. Поэтому данный узел рекомендуется проверять при каждом ТО, а при необходимости – регулировать.
Колеса
Здесь смотрим на суппорты, которые имеют свойство закисать. Причина этого неприятного явления опять-таки в несвоевременном обслуживании. А ведь сделать это несложно: при очередной замене колодок смажьте деталь нужным составом – их достаточно много сегодня в продаже. Если это проигнорировать, не исключено прикипание поршня и заклинивание, вызванное перегревом колодок. Понять это можно по их слишком быстрому износу.

Более простой способ: после длительной поездки сразу же потрогайте колесный диск: если он слишком горячий, пора заняться суппортом. Затягивание ремонта чревато выходом из строя деталей, о которых рассказывается далее.
Колодки и диски
Эти элементы не только просто изнашиваются, есть и иные причины, уменьшающие их фрикционные качества. Например, на колодки может попасть смазка, а диски при перегреве изменят свою форму. Поэтому в ходе ТО рекомендуется их проверять на биение. Также на тормозных барабанах и дисках не допускаются усталостные трещины – если они есть, деталь немедленно замените.
Что еще влияет на эффективность торможения
На хорошую сцепляемость с дорогой влияет не только резина. Потекшие амортизаторы при поездке по пересеченной местности превращают машину в «резвого скакуна». В результате тормозной путь заметно увеличивается. Нельзя не сказать и о развале/схождении. Неверная регулировка этих параметров формирует неправильное пятно контакта. Также на эффективность торможения отрицательно влияют люфты в соединениях элементов подвески. Например, в сайлентблоках, шаровых опорах и т. д. Нелишним будет посмотреть на возраст покрышек.

В РФ существует ГОСТ (а их тоже не зря писали) №4754-97, где указывается предельный срок эксплуатации автомобильных шин – пять лет. Хотя часть производителей уверяет, что их продукцией можно пользоваться и все десять.
Выводы
Главный из них – не стоит экономить на «расходниках». При этом необязательно покупать дорогие оригиналы. Среди альтернативных запчастей есть детали, не уступающие по качеству «родным». Важно лишь сделать правильный выбор и купить качественную запчасть. Не исключено, что благодаря ей, вы сбережете свое здоровье, а то и жизнь.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....