Хорошие тормоза – от чего они зависят
Говорить о важности работоспособности тормозов излишне – каждый автовладелец знает, что от них зависит, как минимум, целостность машины, как максимум – здоровье и жизнь водителя, пассажиров. Многие обслуживание этой системы автомобиля зачастую сводят к замене колодок. А ведь тормоза включают в себя целый ряд компонентов, каждый из которых обеспечивает возможность экстренной остановки. Стоит пройти всю «дорогу» от педали до колес, чтобы посмотреть, как действует система.
В нем мало элементов, отвечающих за эффективность торможения. Но главный из них – педаль. Первое, на что стоит обратить внимание – шероховатость поверхности. Если не очищать ноги от снега, на педали образуется наледь, с которой нога может соскочить в самый неподходящий момент. И не стоит злоупотреблять металлическими накладками – резина скользит меньше. Второе – свободный ход. У каждой машины он свой, и поэтому стоит заглянуть в инструкцию к авто. Например, у ВАЗ-2114 расстояние от свободного положения до «упора» находится в пределах 2-5 мм. Если значение иное, потребуется произвести регулировку, перемещая гайку кнопки стоп-сигнала.
Следующий элемент тормозной системы, который находится в салоне – «ручник». Он может быть выполнен в виде рычага, кнопки либо педали. Состояние ручного тормоза сильно влияет на работоспособность основного. Тут главный момент заключается в зазоре между колодками и барабанами.
Если есть самоподвод, это неплохо, но он не так хорошо работает, как спереди. И, если «ручник» (точнее, его привод – тросики) неисправен, возможно подклинивание. Это приведет к перегреву не только барабана, но и в худшем случае – ступичного подшипника, что уменьшает срок его службы. Обычно проблема заключается в тросике, который заключен в кожух. Привод ржавеет и начинает плохо перемещаться. Самый простой способ не допустить коррозии – почаще пользоваться «ручником».
После педали усилие передается на ГТЦ (главный тормозной цилиндр). У современных машинах этот узел стал более надежным. Далее в дел вступает тормозная жидкость (ТЖ).
К неисправности цилиндра обычно приводят рассохшиеся резинки (манжеты, уплотнители). Это может произойти по четырем причинам:
✅ предел эксплуатационного ресурса
✅ окончание срока службы ТЖ
✅ использование при ремонте ГТЦ некачественных деталей и ТЖ
✅ длительная стоянка авто без тормозной жидкости
В последнем случае не исключено появление коррозии на стенках цилиндра. Тогда его лучше заменить на новый. При неисправном ГТЦ педаль проваливается.
Как часто вы ее меняете? Раз в два года, как положено? Вряд ли. А заливать свежую все же стоит: ТЖ обладает высокой гигроскопичностью, т. е. быстро впитывает влагу. В итоге «водяная составляющая» способствует развитию коррозии металлических деталей. При чрезмерно долгом использовании тормозной жидкости начинают меняться ее свойства, что грозит более серьезными неприятностями. При торможении суппорт и колодки из-за трения греются, и вода, находящаяся в ТЖ, кипит, образуя пробку с паром. В итоге жидкость перестает быть несжимаемой и педаль становится «мягкой». Поэтому контролируйте как уровень ТЖ, так и ее ресурс.
Один из признаков его поломки – остановка двигателя на холостом ходу. Конечно, причина может быть в другом, но проверить ВУ стоит. При работающем моторе усилитель создает разрежение во впускном коллекторе. Когда в него попадает воздух из-за разгерметизации ВУ, движок заглохнет.
Второй признак – резкое увеличение усилия при нажиме на педаль. Так и не терпится надавить на нее обеими ногами! Диагностику и ремонт стоит проводить в сервисе: самостоятельно в узле разобраться неопытному водителю будет сложно.
По конструкции это гидроблок, где размещены клапаны, насос и иные компоненты. Задача модуля – подать сигнал в ЭБУ. О неисправности ABS можно судить по загоревшемуся отдельному индикатору на приборной панели.
Сам гидроблок ломается нечасто и неприятности обычно доставляют датчики или идущие к ним провода.
Под днищем мы тоже увидим элементы, имеющие отношение к тормозной системе. Это трубки, шланги. Их неисправности одинаковы: протечки. Чаще всего они возникают в местах завальцовки или там, где происходит «внештатное» трение трубки о детали кузова. Обратите внимание на шланги: на них не допускаются трещины и вздутия. Даже при их отсутствии потрогайте деталь руками: если резина «задубела», запчасть нужно менять.
Так называют регулятор тормозного усилия, устанавливаемый на автомобили старых годов выпуска. Сегодня этот узел заменяет ABS. «Колдуну» придают второстепенное значение и зачастую удаляют. Но не ставили же его на заводе просто так!
Действительно: регулятор обеспечивает неодновременное торможение передка и кормы. Это уберегает машину от заноса. Поэтому данный узел рекомендуется проверять при каждом ТО, а при необходимости – регулировать.
Здесь смотрим на суппорты, которые имеют свойство закисать. Причина этого неприятного явления опять-таки в несвоевременном обслуживании. А ведь сделать это несложно: при очередной замене колодок смажьте деталь нужным составом – их достаточно много сегодня в продаже. Если это проигнорировать, не исключено прикипание поршня и заклинивание, вызванное перегревом колодок. Понять это можно по их слишком быстрому износу.
Более простой способ: после длительной поездки сразу же потрогайте колесный диск: если он слишком горячий, пора заняться суппортом. Затягивание ремонта чревато выходом из строя деталей, о которых рассказывается далее.
Эти элементы не только просто изнашиваются, есть и иные причины, уменьшающие их фрикционные качества. Например, на колодки может попасть смазка, а диски при перегреве изменят свою форму. Поэтому в ходе ТО рекомендуется их проверять на биение. Также на тормозных барабанах и дисках не допускаются усталостные трещины – если они есть, деталь немедленно замените.
На хорошую сцепляемость с дорогой влияет не только резина. Потекшие амортизаторы при поездке по пересеченной местности превращают машину в «резвого скакуна». В результате тормозной путь заметно увеличивается. Нельзя не сказать и о развале/схождении. Неверная регулировка этих параметров формирует неправильное пятно контакта. Также на эффективность торможения отрицательно влияют люфты в соединениях элементов подвески. Например, в сайлентблоках, шаровых опорах и т. д. Нелишним будет посмотреть на возраст покрышек.
В РФ существует ГОСТ (а их тоже не зря писали) №4754-97, где указывается предельный срок эксплуатации автомобильных шин – пять лет. Хотя часть производителей уверяет, что их продукцией можно пользоваться и все десять.
Главный из них – не стоит экономить на «расходниках». При этом необязательно покупать дорогие оригиналы. Среди альтернативных запчастей есть детали, не уступающие по качеству «родным». Важно лишь сделать правильный выбор и купить качественную запчасть. Не исключено, что благодаря ей, вы сбережете свое здоровье, а то и жизнь.
В салоне
В нем мало элементов, отвечающих за эффективность торможения. Но главный из них – педаль. Первое, на что стоит обратить внимание – шероховатость поверхности. Если не очищать ноги от снега, на педали образуется наледь, с которой нога может соскочить в самый неподходящий момент. И не стоит злоупотреблять металлическими накладками – резина скользит меньше. Второе – свободный ход. У каждой машины он свой, и поэтому стоит заглянуть в инструкцию к авто. Например, у ВАЗ-2114 расстояние от свободного положения до «упора» находится в пределах 2-5 мм. Если значение иное, потребуется произвести регулировку, перемещая гайку кнопки стоп-сигнала.
Проверка свободного хода. Фото: YouTube.com
Следующий элемент тормозной системы, который находится в салоне – «ручник». Он может быть выполнен в виде рычага, кнопки либо педали. Состояние ручного тормоза сильно влияет на работоспособность основного. Тут главный момент заключается в зазоре между колодками и барабанами.
Чаще всего ручной тормоз включается в работу через рычаг. Фото: YouTube.com
Если есть самоподвод, это неплохо, но он не так хорошо работает, как спереди. И, если «ручник» (точнее, его привод – тросики) неисправен, возможно подклинивание. Это приведет к перегреву не только барабана, но и в худшем случае – ступичного подшипника, что уменьшает срок его службы. Обычно проблема заключается в тросике, который заключен в кожух. Привод ржавеет и начинает плохо перемещаться. Самый простой способ не допустить коррозии – почаще пользоваться «ручником».
Под капотом
После педали усилие передается на ГТЦ (главный тормозной цилиндр). У современных машинах этот узел стал более надежным. Далее в дел вступает тормозная жидкость (ТЖ).
Снятие ГТЦ для замены (ремонта). Фото: YouTube.com
К неисправности цилиндра обычно приводят рассохшиеся резинки (манжеты, уплотнители). Это может произойти по четырем причинам:
✅ предел эксплуатационного ресурса
✅ окончание срока службы ТЖ
✅ использование при ремонте ГТЦ некачественных деталей и ТЖ
✅ длительная стоянка авто без тормозной жидкости
В последнем случае не исключено появление коррозии на стенках цилиндра. Тогда его лучше заменить на новый. При неисправном ГТЦ педаль проваливается.
О тормозной жидкости
Как часто вы ее меняете? Раз в два года, как положено? Вряд ли. А заливать свежую все же стоит: ТЖ обладает высокой гигроскопичностью, т. е. быстро впитывает влагу. В итоге «водяная составляющая» способствует развитию коррозии металлических деталей. При чрезмерно долгом использовании тормозной жидкости начинают меняться ее свойства, что грозит более серьезными неприятностями. При торможении суппорт и колодки из-за трения греются, и вода, находящаяся в ТЖ, кипит, образуя пробку с паром. В итоге жидкость перестает быть несжимаемой и педаль становится «мягкой». Поэтому контролируйте как уровень ТЖ, так и ее ресурс.
Вакуумный усилитель (ВУ)
Один из признаков его поломки – остановка двигателя на холостом ходу. Конечно, причина может быть в другом, но проверить ВУ стоит. При работающем моторе усилитель создает разрежение во впускном коллекторе. Когда в него попадает воздух из-за разгерметизации ВУ, движок заглохнет.
Вакуумный усилитель тоже влияет на эффективность торможения. Фото: YouTube.com
Второй признак – резкое увеличение усилия при нажиме на педаль. Так и не терпится надавить на нее обеими ногами! Диагностику и ремонт стоит проводить в сервисе: самостоятельно в узле разобраться неопытному водителю будет сложно.
Модуль ABS
По конструкции это гидроблок, где размещены клапаны, насос и иные компоненты. Задача модуля – подать сигнал в ЭБУ. О неисправности ABS можно судить по загоревшемуся отдельному индикатору на приборной панели.
Модуль ABS под капотом Toyota. Фото: YouTube.com
Сам гидроблок ломается нечасто и неприятности обычно доставляют датчики или идущие к ним провода.
Смотрим на авто снизу
Под днищем мы тоже увидим элементы, имеющие отношение к тормозной системе. Это трубки, шланги. Их неисправности одинаковы: протечки. Чаще всего они возникают в местах завальцовки или там, где происходит «внештатное» трение трубки о детали кузова. Обратите внимание на шланги: на них не допускаются трещины и вздутия. Даже при их отсутствии потрогайте деталь руками: если резина «задубела», запчасть нужно менять.
«Колдун»
Так называют регулятор тормозного усилия, устанавливаемый на автомобили старых годов выпуска. Сегодня этот узел заменяет ABS. «Колдуну» придают второстепенное значение и зачастую удаляют. Но не ставили же его на заводе просто так!
Тормозной регулятор под днищем ВАЗ-2108-15. Фото: YouTube.com
Действительно: регулятор обеспечивает неодновременное торможение передка и кормы. Это уберегает машину от заноса. Поэтому данный узел рекомендуется проверять при каждом ТО, а при необходимости – регулировать.
Колеса
Здесь смотрим на суппорты, которые имеют свойство закисать. Причина этого неприятного явления опять-таки в несвоевременном обслуживании. А ведь сделать это несложно: при очередной замене колодок смажьте деталь нужным составом – их достаточно много сегодня в продаже. Если это проигнорировать, не исключено прикипание поршня и заклинивание, вызванное перегревом колодок. Понять это можно по их слишком быстрому износу.
Заклинивший рабочий тормозной цилиндр придется разбирать или покупать новый. Фото: YouTube.com
Более простой способ: после длительной поездки сразу же потрогайте колесный диск: если он слишком горячий, пора заняться суппортом. Затягивание ремонта чревато выходом из строя деталей, о которых рассказывается далее.
Колодки и диски
Эти элементы не только просто изнашиваются, есть и иные причины, уменьшающие их фрикционные качества. Например, на колодки может попасть смазка, а диски при перегреве изменят свою форму. Поэтому в ходе ТО рекомендуется их проверять на биение. Также на тормозных барабанах и дисках не допускаются усталостные трещины – если они есть, деталь немедленно замените.
Что еще влияет на эффективность торможения
На хорошую сцепляемость с дорогой влияет не только резина. Потекшие амортизаторы при поездке по пересеченной местности превращают машину в «резвого скакуна». В результате тормозной путь заметно увеличивается. Нельзя не сказать и о развале/схождении. Неверная регулировка этих параметров формирует неправильное пятно контакта. Также на эффективность торможения отрицательно влияют люфты в соединениях элементов подвески. Например, в сайлентблоках, шаровых опорах и т. д. Нелишним будет посмотреть на возраст покрышек.
В овале указана неделя и год производства покрышки. Фото: YouTube.com
В РФ существует ГОСТ (а их тоже не зря писали) №4754-97, где указывается предельный срок эксплуатации автомобильных шин – пять лет. Хотя часть производителей уверяет, что их продукцией можно пользоваться и все десять.
Выводы
Главный из них – не стоит экономить на «расходниках». При этом необязательно покупать дорогие оригиналы. Среди альтернативных запчастей есть детали, не уступающие по качеству «родным». Важно лишь сделать правильный выбор и купить качественную запчасть. Не исключено, что благодаря ей, вы сбережете свое здоровье, а то и жизнь.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...