
Jetman – сбывшаяся мечта о летающем человеке
Солнечным, но прохладным ноябрьским утром 2015 года двое мужчин прыгают из вертолета над Дубаем. Нет, они не парашютисты. За их спинами виднеются реактивные ранцы и большие крылья из углеродного волокна. Пара стремительно снижается с высоты чуть более 1600 метров, и вдруг за их спинами появляется Airbus A380. Две крошечные на фоне исполинского лайнера фигуры летят с ним следующие 10 минут под восторженные возгласы, создавая настоящее шоу. Немногим позднее выясняется – одним из пилотов был Ив Росси, известный на весь мир под прозвищем «Джетман».
Ив Росси – швейцарский изобретатель и летчик в одном лице. Он обрел широкую известность за свои порою безумные полеты на реактивном ранце-крыле собственной разработки. Небо всегда манило его, летчик успел освоить такие машины, как Dassault Mirage III, Northrop F-5 Tiger II, Hawker Hunters и небезызвестный Boeing 747. Однако его не отпускала мысль о человеке, летающем без самолета.
Эффектный парный пролет над Дубаем в кампании A380. Фото: youtube.com
Желание летать подобно птице привело Ива Росси к созданию собственного летательного аппарата. Первые полеты начались в уже относительно далеком 2004 году. Если постараться, можно найти на YouTube ролики с удачными испытаниями прототипов, а затем и полностью рабочих модификаций.
За все время работы над проектом Ив Росси выполнил массу полетов разной степени сложности:
✅ перелет через Ла-Манш в 2008 году
✅ пролет над Большим каньоном (США)
✅ полет над Альпами меж двух самолетов
✅ девять кругов над вулканом Фудзияма
✅ полеты над небоскребом Бурдж-Халифа
Эти достижения отлично демонстрируют возможности такого простого на первый взгляд аппарата.
Jetman – это складное крыло, собранное из легких, но прочных углеродных панелей. Возможность складывать аппарат позволяет с легкостью проникать на борт самолета, с которого осуществляется старт «Джетмана». Размах крыла составляет 2,4 метра, и его особенность в отсутствии механизации.
Управление аппаратом в воздухе полностью лежит на принципе смещения массы в нужную пилоту сторону. Похожая схема используется в дельтаплане, но Jetman прочно зафиксирован на спине. Из-за этого пилоту не надо перемещаться под его плоскостью – достаточно двигать руками и ногами.
«Джетман» приводится в движение четырьмя реактивными двигателями. Каждый мотор весит 4,9 кг и выдает тягу в размере 55 кг. Два мотора укомплектованы отклоняемыми векторами тяги для большей маневренности в воздухе. Скорость струи – до 2100 км/ч, обороты турбины – до 83000 в минуту.
На одной заправке аппарат помогает пилоту преодолеть расстояние в 50 км на скорости вплоть до 300 км/ч. Максимальное время полета – 10 минут, после чего придется отправиться на дозаправку.
Вертикальный взлет и посадка аппаратом «Джетман» изначально предусмотрены не были. Нужно было сперва подниматься на высоту, используя самолет, вертолет или воздушный шар, и прыгать с борта подобно парашютисту. Однако в 2019 году систему вертикального взлета все-таки сделали.
Аппараты Jetman широко известны в узких кругах экстремалов. Фото: youtube.com
Для посадки аппарата используется основной парашют, дублированный запасным. На случай, если в воздухе нужно будет сбросить крыло, предусмотрен еще один парашют для безопасного спуска.
Пока что сложно говорить о перспективах проекта Jetman как аппарата для массовой аудитории. В отличие от конкурентов типа VTOL, он требует серьезной подготовки для безопасного полета, и при этом уступает в плане комфорта. Вероятно, «Джетман» найдет спрос среди экстремалов, которые уже попробовали прыжки с парашютом, вингсьют, и намерены получить новую дозу адреналина.
Становление «Джетманом»
Ив Росси – швейцарский изобретатель и летчик в одном лице. Он обрел широкую известность за свои порою безумные полеты на реактивном ранце-крыле собственной разработки. Небо всегда манило его, летчик успел освоить такие машины, как Dassault Mirage III, Northrop F-5 Tiger II, Hawker Hunters и небезызвестный Boeing 747. Однако его не отпускала мысль о человеке, летающем без самолета.

Желание летать подобно птице привело Ива Росси к созданию собственного летательного аппарата. Первые полеты начались в уже относительно далеком 2004 году. Если постараться, можно найти на YouTube ролики с удачными испытаниями прототипов, а затем и полностью рабочих модификаций.
За все время работы над проектом Ив Росси выполнил массу полетов разной степени сложности:
✅ перелет через Ла-Манш в 2008 году
✅ пролет над Большим каньоном (США)
✅ полет над Альпами меж двух самолетов
✅ девять кругов над вулканом Фудзияма
✅ полеты над небоскребом Бурдж-Халифа
Эти достижения отлично демонстрируют возможности такого простого на первый взгляд аппарата.
Особенности проекта Jetman
Jetman – это складное крыло, собранное из легких, но прочных углеродных панелей. Возможность складывать аппарат позволяет с легкостью проникать на борт самолета, с которого осуществляется старт «Джетмана». Размах крыла составляет 2,4 метра, и его особенность в отсутствии механизации.
Управление аппаратом в воздухе полностью лежит на принципе смещения массы в нужную пилоту сторону. Похожая схема используется в дельтаплане, но Jetman прочно зафиксирован на спине. Из-за этого пилоту не надо перемещаться под его плоскостью – достаточно двигать руками и ногами.
«Джетман» приводится в движение четырьмя реактивными двигателями. Каждый мотор весит 4,9 кг и выдает тягу в размере 55 кг. Два мотора укомплектованы отклоняемыми векторами тяги для большей маневренности в воздухе. Скорость струи – до 2100 км/ч, обороты турбины – до 83000 в минуту.
На одной заправке аппарат помогает пилоту преодолеть расстояние в 50 км на скорости вплоть до 300 км/ч. Максимальное время полета – 10 минут, после чего придется отправиться на дозаправку.
Взлет и посадка
Вертикальный взлет и посадка аппаратом «Джетман» изначально предусмотрены не были. Нужно было сперва подниматься на высоту, используя самолет, вертолет или воздушный шар, и прыгать с борта подобно парашютисту. Однако в 2019 году систему вертикального взлета все-таки сделали.

Для посадки аппарата используется основной парашют, дублированный запасным. На случай, если в воздухе нужно будет сбросить крыло, предусмотрен еще один парашют для безопасного спуска.
Заключение
Пока что сложно говорить о перспективах проекта Jetman как аппарата для массовой аудитории. В отличие от конкурентов типа VTOL, он требует серьезной подготовки для безопасного полета, и при этом уступает в плане комфорта. Вероятно, «Джетман» найдет спрос среди экстремалов, которые уже попробовали прыжки с парашютом, вингсьют, и намерены получить новую дозу адреналина.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...