Jetman – сбывшаяся мечта о летающем человеке
Солнечным, но прохладным ноябрьским утром 2015 года двое мужчин прыгают из вертолета над Дубаем. Нет, они не парашютисты. За их спинами виднеются реактивные ранцы и большие крылья из углеродного волокна. Пара стремительно снижается с высоты чуть более 1600 метров, и вдруг за их спинами появляется Airbus A380. Две крошечные на фоне исполинского лайнера фигуры летят с ним следующие 10 минут под восторженные возгласы, создавая настоящее шоу. Немногим позднее выясняется – одним из пилотов был Ив Росси, известный на весь мир под прозвищем «Джетман».
Ив Росси – швейцарский изобретатель и летчик в одном лице. Он обрел широкую известность за свои порою безумные полеты на реактивном ранце-крыле собственной разработки. Небо всегда манило его, летчик успел освоить такие машины, как Dassault Mirage III, Northrop F-5 Tiger II, Hawker Hunters и небезызвестный Boeing 747. Однако его не отпускала мысль о человеке, летающем без самолета.
Желание летать подобно птице привело Ива Росси к созданию собственного летательного аппарата. Первые полеты начались в уже относительно далеком 2004 году. Если постараться, можно найти на YouTube ролики с удачными испытаниями прототипов, а затем и полностью рабочих модификаций.
За все время работы над проектом Ив Росси выполнил массу полетов разной степени сложности:
✅ перелет через Ла-Манш в 2008 году
✅ пролет над Большим каньоном (США)
✅ полет над Альпами меж двух самолетов
✅ девять кругов над вулканом Фудзияма
✅ полеты над небоскребом Бурдж-Халифа
Эти достижения отлично демонстрируют возможности такого простого на первый взгляд аппарата.
Jetman – это складное крыло, собранное из легких, но прочных углеродных панелей. Возможность складывать аппарат позволяет с легкостью проникать на борт самолета, с которого осуществляется старт «Джетмана». Размах крыла составляет 2,4 метра, и его особенность в отсутствии механизации.
Управление аппаратом в воздухе полностью лежит на принципе смещения массы в нужную пилоту сторону. Похожая схема используется в дельтаплане, но Jetman прочно зафиксирован на спине. Из-за этого пилоту не надо перемещаться под его плоскостью – достаточно двигать руками и ногами.
«Джетман» приводится в движение четырьмя реактивными двигателями. Каждый мотор весит 4,9 кг и выдает тягу в размере 55 кг. Два мотора укомплектованы отклоняемыми векторами тяги для большей маневренности в воздухе. Скорость струи – до 2100 км/ч, обороты турбины – до 83000 в минуту.
На одной заправке аппарат помогает пилоту преодолеть расстояние в 50 км на скорости вплоть до 300 км/ч. Максимальное время полета – 10 минут, после чего придется отправиться на дозаправку.
Вертикальный взлет и посадка аппаратом «Джетман» изначально предусмотрены не были. Нужно было сперва подниматься на высоту, используя самолет, вертолет или воздушный шар, и прыгать с борта подобно парашютисту. Однако в 2019 году систему вертикального взлета все-таки сделали.
Для посадки аппарата используется основной парашют, дублированный запасным. На случай, если в воздухе нужно будет сбросить крыло, предусмотрен еще один парашют для безопасного спуска.
Пока что сложно говорить о перспективах проекта Jetman как аппарата для массовой аудитории. В отличие от конкурентов типа VTOL, он требует серьезной подготовки для безопасного полета, и при этом уступает в плане комфорта. Вероятно, «Джетман» найдет спрос среди экстремалов, которые уже попробовали прыжки с парашютом, вингсьют, и намерены получить новую дозу адреналина.
Становление «Джетманом»
Ив Росси – швейцарский изобретатель и летчик в одном лице. Он обрел широкую известность за свои порою безумные полеты на реактивном ранце-крыле собственной разработки. Небо всегда манило его, летчик успел освоить такие машины, как Dassault Mirage III, Northrop F-5 Tiger II, Hawker Hunters и небезызвестный Boeing 747. Однако его не отпускала мысль о человеке, летающем без самолета.
Эффектный парный пролет над Дубаем в кампании A380. Фото: youtube.com
Желание летать подобно птице привело Ива Росси к созданию собственного летательного аппарата. Первые полеты начались в уже относительно далеком 2004 году. Если постараться, можно найти на YouTube ролики с удачными испытаниями прототипов, а затем и полностью рабочих модификаций.
За все время работы над проектом Ив Росси выполнил массу полетов разной степени сложности:
✅ перелет через Ла-Манш в 2008 году
✅ пролет над Большим каньоном (США)
✅ полет над Альпами меж двух самолетов
✅ девять кругов над вулканом Фудзияма
✅ полеты над небоскребом Бурдж-Халифа
Эти достижения отлично демонстрируют возможности такого простого на первый взгляд аппарата.
Особенности проекта Jetman
Jetman – это складное крыло, собранное из легких, но прочных углеродных панелей. Возможность складывать аппарат позволяет с легкостью проникать на борт самолета, с которого осуществляется старт «Джетмана». Размах крыла составляет 2,4 метра, и его особенность в отсутствии механизации.
Управление аппаратом в воздухе полностью лежит на принципе смещения массы в нужную пилоту сторону. Похожая схема используется в дельтаплане, но Jetman прочно зафиксирован на спине. Из-за этого пилоту не надо перемещаться под его плоскостью – достаточно двигать руками и ногами.
«Джетман» приводится в движение четырьмя реактивными двигателями. Каждый мотор весит 4,9 кг и выдает тягу в размере 55 кг. Два мотора укомплектованы отклоняемыми векторами тяги для большей маневренности в воздухе. Скорость струи – до 2100 км/ч, обороты турбины – до 83000 в минуту.
На одной заправке аппарат помогает пилоту преодолеть расстояние в 50 км на скорости вплоть до 300 км/ч. Максимальное время полета – 10 минут, после чего придется отправиться на дозаправку.
Взлет и посадка
Вертикальный взлет и посадка аппаратом «Джетман» изначально предусмотрены не были. Нужно было сперва подниматься на высоту, используя самолет, вертолет или воздушный шар, и прыгать с борта подобно парашютисту. Однако в 2019 году систему вертикального взлета все-таки сделали.
Аппараты Jetman широко известны в узких кругах экстремалов. Фото: youtube.com
Для посадки аппарата используется основной парашют, дублированный запасным. На случай, если в воздухе нужно будет сбросить крыло, предусмотрен еще один парашют для безопасного спуска.
Заключение
Пока что сложно говорить о перспективах проекта Jetman как аппарата для массовой аудитории. В отличие от конкурентов типа VTOL, он требует серьезной подготовки для безопасного полета, и при этом уступает в плане комфорта. Вероятно, «Джетман» найдет спрос среди экстремалов, которые уже попробовали прыжки с парашютом, вингсьют, и намерены получить новую дозу адреналина.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...