.d-md-none .d-lg-block bibimot

Тракторы ДЭТ – таких в мире нет

Тракторы ДЭТ – таких в мире нет
В СССР создавали очень много интересной техники, часть из которой сохранилась до наших дней, а некоторые экземпляры эксплуатируются и сейчас. Не стали исключением сельскохозяйственные машины – комбайны, различные агрегаты-помощники, трактора. Из последних своей уникальностью выделяется дизель-электрический бульдозер ДЭТ-250, выпущенный на Челябинском заводе (ЧТЗ). Чем же он так интересен?


Эта сверхмощная махина, впоследствии поучившая класс тяги «25», т. е. 250 кН (такого тогда не было ни у одного советского трактора) разработана еще в 1957 году. Машина предназначалась для выполнения особо тяжелых земляных работ в промышленных и строительных отраслях, а также на железных дорогах в составе восстановительных поездов.

Тракторы ДЭТ – таких в мире нетНа базе ДЭТ-250 создавалось много техники – например, бульдозер Д-572С. Фото: YouTube.com

Крупномасштабное производство стартовало в 1961-м, в 70-м машину модернизировали, поставив на нее более мощный силовой агрегат В-31М2. Теперь ее стали уже во всех документах именовать ДЭТ-250М.

Технические моменты


Двигатель развивает мощность до 323 «лошадей», имея объем 39 л при крутящем моменте 1650 Н*м Расход горючего за час – 165 г, в топливный бак помещается 700 л солярки.

Дизельный движок для трактора. Фото: YouTube.com

Возникает вопрос – почему в названии трактора есть слово «электрический»? В этом и заключается уникальность ДЭТ-250. Трансмиссия машины бесступенчатая. Она умеет в автоматическом режиме «правильно выставлять» соотношение тяги и скорости передвижения: все зависит от сопротивления, оказываемого извне. Поэтому и передач у гиганта всего две – вперед и назад. Силовая часть трансмиссии включает в себя генератор ГПА-222, тяговый коллекторный электромотор ЭДП-196, центральную и двухстепенчатую передачу, а также поворотную систему планетарного типа. В Японии и Америки тоже с трансмиссией экспериментировали, но все же в то время остановили свой выбор на гидромеханической системе. Некоторые технические данные ДЭТ-250:

✅ длина, ширина, высота – 6,6 м, 3,1 м, 3,2 м
✅ вес – 32 т
✅ давление на грунт – 0,56 кг на кв. м
✅ масса полусферического отвала – 5 т
✅ скорость до 15 км/ч

На трактор может устанавливаться однозубый рыхлитель весом 3,5 т. Кабина рассчитана на двух человек, на рессорах, довольно комфортная: есть система отопления и вентиляция (модель ДЭТ-250М2).

На трактор можно навешивать оборудование спереди и сзади. Фото: YouTube.com

Из отрицательных моментов выделяется разве что некоторая сложность в техобслуживании: требуются специальные знания, связанные с силовой электрикой. Также могут возникнуть сложности с охлаждением. Поэтому чаще всего этот трактор можно встретить в регионах, где большую часть года на улице – «минус».

Производство и перспективы


Базовый вариант машины ДЭТ-250 выпускался до 2013-го года. Поскольку модель устарела, ее сменил более совершенный ДЭТ-320, производство которого началось уже в 2002-м.

Есть еще в РФ энтузтасты, восстанавливающие советскую легенду ДЭТ-250 до первозданного вида. Фото: YouTube.com

В новом тракторе усилили подвеску, улучшили условия для машиниста: поставили кондиционер и стеклопакеты. Мощность двигателя ЯМЗ-7511 возросла до 350 «лошадей». ДЭТ-320 выпускали до 2007-го. Ему пришлось уступить свое место новой модели ДЭТ-400. Ее особенности:

✅ увеличение срока службы всех узлов и агрегатов в два раза
✅ возможность использования генератора в качестве источника энергии для внешних потребителей
✅ появление бортового компьютера
✅ опционально может устанавливаться предпусковой подогреватель, грунтозацепы «штора», особый отвал под каменный уголь

Однако инженерная мысль шла дальше и в 2012-м появился модифицированный вариант – ДЭТ-400М. Трактор стал лучше, однако в нем появилось много импортных комплектующих. Например, гусеницы с катками Caterpiller, движок – Cummins, который собирают в Англии. При этом управление гидросистемой осуществляется при помощи джойстика.

Что сегодня: использование, цены


Трактор, как старые, так и новые модели, активно эксплуатируется: его можно встретить практически во всех регионах страны. Стоимость машины зависит от года выпуска, навесного оборудования и наработанных моточасов. Например, за машину 2007-08-го года просят от 3,1 до 6,6 млн. руб. Это не так много, если учесть достоинства трактора и его высокую ремонтопригодность: техника выпускалась на протяжении полувека и найти к ней недорогие запчасти – не проблема.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что скажете о тракторах ДЭТ?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Скоростной поезд Skoda EJ 675 ElephanДТ-75 – один трактор, два завода

Корея против Китая – трудности автовыбора

Корея против Китая – трудности автовыбора

Когда-то корейские автомобили считались «бюджетным» вариантом японских. Но сегодня на рынок уверенно вышел новый игрок – КНР. И, соответственно, встает вопрос:...
  • 429