
Тракторы ДЭТ – таких в мире нет
В СССР создавали очень много интересной техники, часть из которой сохранилась до наших дней, а некоторые экземпляры эксплуатируются и сейчас. Не стали исключением сельскохозяйственные машины – комбайны, различные агрегаты-помощники, трактора. Из последних своей уникальностью выделяется дизель-электрический бульдозер ДЭТ-250, выпущенный на Челябинском заводе (ЧТЗ). Чем же он так интересен?
Эта сверхмощная махина, впоследствии поучившая класс тяги «25», т. е. 250 кН (такого тогда не было ни у одного советского трактора) разработана еще в 1957 году. Машина предназначалась для выполнения особо тяжелых земляных работ в промышленных и строительных отраслях, а также на железных дорогах в составе восстановительных поездов.
На базе ДЭТ-250 создавалось много техники – например, бульдозер Д-572С. Фото: YouTube.com
Крупномасштабное производство стартовало в 1961-м, в 70-м машину модернизировали, поставив на нее более мощный силовой агрегат В-31М2. Теперь ее стали уже во всех документах именовать ДЭТ-250М.
Двигатель развивает мощность до 323 «лошадей», имея объем 39 л при крутящем моменте 1650 Н*м Расход горючего за час – 165 г, в топливный бак помещается 700 л солярки.
Дизельный движок для трактора. Фото: YouTube.com
Возникает вопрос – почему в названии трактора есть слово «электрический»? В этом и заключается уникальность ДЭТ-250. Трансмиссия машины бесступенчатая. Она умеет в автоматическом режиме «правильно выставлять» соотношение тяги и скорости передвижения: все зависит от сопротивления, оказываемого извне. Поэтому и передач у гиганта всего две – вперед и назад. Силовая часть трансмиссии включает в себя генератор ГПА-222, тяговый коллекторный электромотор ЭДП-196, центральную и двухстепенчатую передачу, а также поворотную систему планетарного типа. В Японии и Америки тоже с трансмиссией экспериментировали, но все же в то время остановили свой выбор на гидромеханической системе. Некоторые технические данные ДЭТ-250:
✅ длина, ширина, высота – 6,6 м, 3,1 м, 3,2 м
✅ вес – 32 т
✅ давление на грунт – 0,56 кг на кв. м
✅ масса полусферического отвала – 5 т
✅ скорость до 15 км/ч
На трактор может устанавливаться однозубый рыхлитель весом 3,5 т. Кабина рассчитана на двух человек, на рессорах, довольно комфортная: есть система отопления и вентиляция (модель ДЭТ-250М2).
На трактор можно навешивать оборудование спереди и сзади. Фото: YouTube.com
Из отрицательных моментов выделяется разве что некоторая сложность в техобслуживании: требуются специальные знания, связанные с силовой электрикой. Также могут возникнуть сложности с охлаждением. Поэтому чаще всего этот трактор можно встретить в регионах, где большую часть года на улице – «минус».
Базовый вариант машины ДЭТ-250 выпускался до 2013-го года. Поскольку модель устарела, ее сменил более совершенный ДЭТ-320, производство которого началось уже в 2002-м.
Есть еще в РФ энтузтасты, восстанавливающие советскую легенду ДЭТ-250 до первозданного вида. Фото: YouTube.com
В новом тракторе усилили подвеску, улучшили условия для машиниста: поставили кондиционер и стеклопакеты. Мощность двигателя ЯМЗ-7511 возросла до 350 «лошадей». ДЭТ-320 выпускали до 2007-го. Ему пришлось уступить свое место новой модели ДЭТ-400. Ее особенности:
✅ увеличение срока службы всех узлов и агрегатов в два раза
✅ возможность использования генератора в качестве источника энергии для внешних потребителей
✅ появление бортового компьютера
✅ опционально может устанавливаться предпусковой подогреватель, грунтозацепы «штора», особый отвал под каменный уголь
Однако инженерная мысль шла дальше и в 2012-м появился модифицированный вариант – ДЭТ-400М. Трактор стал лучше, однако в нем появилось много импортных комплектующих. Например, гусеницы с катками Caterpiller, движок – Cummins, который собирают в Англии. При этом управление гидросистемой осуществляется при помощи джойстика.
Трактор, как старые, так и новые модели, активно эксплуатируется: его можно встретить практически во всех регионах страны. Стоимость машины зависит от года выпуска, навесного оборудования и наработанных моточасов. Например, за машину 2007-08-го года просят от 3,1 до 6,6 млн. руб. Это не так много, если учесть достоинства трактора и его высокую ремонтопригодность: техника выпускалась на протяжении полувека и найти к ней недорогие запчасти – не проблема.
Эта сверхмощная махина, впоследствии поучившая класс тяги «25», т. е. 250 кН (такого тогда не было ни у одного советского трактора) разработана еще в 1957 году. Машина предназначалась для выполнения особо тяжелых земляных работ в промышленных и строительных отраслях, а также на железных дорогах в составе восстановительных поездов.

Крупномасштабное производство стартовало в 1961-м, в 70-м машину модернизировали, поставив на нее более мощный силовой агрегат В-31М2. Теперь ее стали уже во всех документах именовать ДЭТ-250М.
Технические моменты
Двигатель развивает мощность до 323 «лошадей», имея объем 39 л при крутящем моменте 1650 Н*м Расход горючего за час – 165 г, в топливный бак помещается 700 л солярки.

Возникает вопрос – почему в названии трактора есть слово «электрический»? В этом и заключается уникальность ДЭТ-250. Трансмиссия машины бесступенчатая. Она умеет в автоматическом режиме «правильно выставлять» соотношение тяги и скорости передвижения: все зависит от сопротивления, оказываемого извне. Поэтому и передач у гиганта всего две – вперед и назад. Силовая часть трансмиссии включает в себя генератор ГПА-222, тяговый коллекторный электромотор ЭДП-196, центральную и двухстепенчатую передачу, а также поворотную систему планетарного типа. В Японии и Америки тоже с трансмиссией экспериментировали, но все же в то время остановили свой выбор на гидромеханической системе. Некоторые технические данные ДЭТ-250:
✅ длина, ширина, высота – 6,6 м, 3,1 м, 3,2 м
✅ вес – 32 т
✅ давление на грунт – 0,56 кг на кв. м
✅ масса полусферического отвала – 5 т
✅ скорость до 15 км/ч
На трактор может устанавливаться однозубый рыхлитель весом 3,5 т. Кабина рассчитана на двух человек, на рессорах, довольно комфортная: есть система отопления и вентиляция (модель ДЭТ-250М2).

Из отрицательных моментов выделяется разве что некоторая сложность в техобслуживании: требуются специальные знания, связанные с силовой электрикой. Также могут возникнуть сложности с охлаждением. Поэтому чаще всего этот трактор можно встретить в регионах, где большую часть года на улице – «минус».
Производство и перспективы
Базовый вариант машины ДЭТ-250 выпускался до 2013-го года. Поскольку модель устарела, ее сменил более совершенный ДЭТ-320, производство которого началось уже в 2002-м.

В новом тракторе усилили подвеску, улучшили условия для машиниста: поставили кондиционер и стеклопакеты. Мощность двигателя ЯМЗ-7511 возросла до 350 «лошадей». ДЭТ-320 выпускали до 2007-го. Ему пришлось уступить свое место новой модели ДЭТ-400. Ее особенности:
✅ увеличение срока службы всех узлов и агрегатов в два раза
✅ возможность использования генератора в качестве источника энергии для внешних потребителей
✅ появление бортового компьютера
✅ опционально может устанавливаться предпусковой подогреватель, грунтозацепы «штора», особый отвал под каменный уголь
Однако инженерная мысль шла дальше и в 2012-м появился модифицированный вариант – ДЭТ-400М. Трактор стал лучше, однако в нем появилось много импортных комплектующих. Например, гусеницы с катками Caterpiller, движок – Cummins, который собирают в Англии. При этом управление гидросистемой осуществляется при помощи джойстика.
Что сегодня: использование, цены
Трактор, как старые, так и новые модели, активно эксплуатируется: его можно встретить практически во всех регионах страны. Стоимость машины зависит от года выпуска, навесного оборудования и наработанных моточасов. Например, за машину 2007-08-го года просят от 3,1 до 6,6 млн. руб. Это не так много, если учесть достоинства трактора и его высокую ремонтопригодность: техника выпускалась на протяжении полувека и найти к ней недорогие запчасти – не проблема.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...