Тракторы ДЭТ – таких в мире нет
В СССР создавали очень много интересной техники, часть из которой сохранилась до наших дней, а некоторые экземпляры эксплуатируются и сейчас. Не стали исключением сельскохозяйственные машины – комбайны, различные агрегаты-помощники, трактора. Из последних своей уникальностью выделяется дизель-электрический бульдозер ДЭТ-250, выпущенный на Челябинском заводе (ЧТЗ). Чем же он так интересен?
Эта сверхмощная махина, впоследствии поучившая класс тяги «25», т. е. 250 кН (такого тогда не было ни у одного советского трактора) разработана еще в 1957 году. Машина предназначалась для выполнения особо тяжелых земляных работ в промышленных и строительных отраслях, а также на железных дорогах в составе восстановительных поездов.
Крупномасштабное производство стартовало в 1961-м, в 70-м машину модернизировали, поставив на нее более мощный силовой агрегат В-31М2. Теперь ее стали уже во всех документах именовать ДЭТ-250М.
Двигатель развивает мощность до 323 «лошадей», имея объем 39 л при крутящем моменте 1650 Н*м Расход горючего за час – 165 г, в топливный бак помещается 700 л солярки.
Возникает вопрос – почему в названии трактора есть слово «электрический»? В этом и заключается уникальность ДЭТ-250. Трансмиссия машины бесступенчатая. Она умеет в автоматическом режиме «правильно выставлять» соотношение тяги и скорости передвижения: все зависит от сопротивления, оказываемого извне. Поэтому и передач у гиганта всего две – вперед и назад. Силовая часть трансмиссии включает в себя генератор ГПА-222, тяговый коллекторный электромотор ЭДП-196, центральную и двухстепенчатую передачу, а также поворотную систему планетарного типа. В Японии и Америки тоже с трансмиссией экспериментировали, но все же в то время остановили свой выбор на гидромеханической системе. Некоторые технические данные ДЭТ-250:
✅ длина, ширина, высота – 6,6 м, 3,1 м, 3,2 м
✅ вес – 32 т
✅ давление на грунт – 0,56 кг на кв. м
✅ масса полусферического отвала – 5 т
✅ скорость до 15 км/ч
На трактор может устанавливаться однозубый рыхлитель весом 3,5 т. Кабина рассчитана на двух человек, на рессорах, довольно комфортная: есть система отопления и вентиляция (модель ДЭТ-250М2).
Из отрицательных моментов выделяется разве что некоторая сложность в техобслуживании: требуются специальные знания, связанные с силовой электрикой. Также могут возникнуть сложности с охлаждением. Поэтому чаще всего этот трактор можно встретить в регионах, где большую часть года на улице – «минус».
Базовый вариант машины ДЭТ-250 выпускался до 2013-го года. Поскольку модель устарела, ее сменил более совершенный ДЭТ-320, производство которого началось уже в 2002-м.
В новом тракторе усилили подвеску, улучшили условия для машиниста: поставили кондиционер и стеклопакеты. Мощность двигателя ЯМЗ-7511 возросла до 350 «лошадей». ДЭТ-320 выпускали до 2007-го. Ему пришлось уступить свое место новой модели ДЭТ-400. Ее особенности:
✅ увеличение срока службы всех узлов и агрегатов в два раза
✅ возможность использования генератора в качестве источника энергии для внешних потребителей
✅ появление бортового компьютера
✅ опционально может устанавливаться предпусковой подогреватель, грунтозацепы «штора», особый отвал под каменный уголь
Однако инженерная мысль шла дальше и в 2012-м появился модифицированный вариант – ДЭТ-400М. Трактор стал лучше, однако в нем появилось много импортных комплектующих. Например, гусеницы с катками Caterpiller, движок – Cummins, который собирают в Англии. При этом управление гидросистемой осуществляется при помощи джойстика.
Трактор, как старые, так и новые модели, активно эксплуатируется: его можно встретить практически во всех регионах страны. Стоимость машины зависит от года выпуска, навесного оборудования и наработанных моточасов. Например, за машину 2007-08-го года просят от 3,1 до 6,6 млн. руб. Это не так много, если учесть достоинства трактора и его высокую ремонтопригодность: техника выпускалась на протяжении полувека и найти к ней недорогие запчасти – не проблема.
Эта сверхмощная махина, впоследствии поучившая класс тяги «25», т. е. 250 кН (такого тогда не было ни у одного советского трактора) разработана еще в 1957 году. Машина предназначалась для выполнения особо тяжелых земляных работ в промышленных и строительных отраслях, а также на железных дорогах в составе восстановительных поездов.
На базе ДЭТ-250 создавалось много техники – например, бульдозер Д-572С. Фото: YouTube.com
Крупномасштабное производство стартовало в 1961-м, в 70-м машину модернизировали, поставив на нее более мощный силовой агрегат В-31М2. Теперь ее стали уже во всех документах именовать ДЭТ-250М.
Технические моменты
Двигатель развивает мощность до 323 «лошадей», имея объем 39 л при крутящем моменте 1650 Н*м Расход горючего за час – 165 г, в топливный бак помещается 700 л солярки.
Дизельный движок для трактора. Фото: YouTube.com
Возникает вопрос – почему в названии трактора есть слово «электрический»? В этом и заключается уникальность ДЭТ-250. Трансмиссия машины бесступенчатая. Она умеет в автоматическом режиме «правильно выставлять» соотношение тяги и скорости передвижения: все зависит от сопротивления, оказываемого извне. Поэтому и передач у гиганта всего две – вперед и назад. Силовая часть трансмиссии включает в себя генератор ГПА-222, тяговый коллекторный электромотор ЭДП-196, центральную и двухстепенчатую передачу, а также поворотную систему планетарного типа. В Японии и Америки тоже с трансмиссией экспериментировали, но все же в то время остановили свой выбор на гидромеханической системе. Некоторые технические данные ДЭТ-250:
✅ длина, ширина, высота – 6,6 м, 3,1 м, 3,2 м
✅ вес – 32 т
✅ давление на грунт – 0,56 кг на кв. м
✅ масса полусферического отвала – 5 т
✅ скорость до 15 км/ч
На трактор может устанавливаться однозубый рыхлитель весом 3,5 т. Кабина рассчитана на двух человек, на рессорах, довольно комфортная: есть система отопления и вентиляция (модель ДЭТ-250М2).
На трактор можно навешивать оборудование спереди и сзади. Фото: YouTube.com
Из отрицательных моментов выделяется разве что некоторая сложность в техобслуживании: требуются специальные знания, связанные с силовой электрикой. Также могут возникнуть сложности с охлаждением. Поэтому чаще всего этот трактор можно встретить в регионах, где большую часть года на улице – «минус».
Производство и перспективы
Базовый вариант машины ДЭТ-250 выпускался до 2013-го года. Поскольку модель устарела, ее сменил более совершенный ДЭТ-320, производство которого началось уже в 2002-м.
Есть еще в РФ энтузтасты, восстанавливающие советскую легенду ДЭТ-250 до первозданного вида. Фото: YouTube.com
В новом тракторе усилили подвеску, улучшили условия для машиниста: поставили кондиционер и стеклопакеты. Мощность двигателя ЯМЗ-7511 возросла до 350 «лошадей». ДЭТ-320 выпускали до 2007-го. Ему пришлось уступить свое место новой модели ДЭТ-400. Ее особенности:
✅ увеличение срока службы всех узлов и агрегатов в два раза
✅ возможность использования генератора в качестве источника энергии для внешних потребителей
✅ появление бортового компьютера
✅ опционально может устанавливаться предпусковой подогреватель, грунтозацепы «штора», особый отвал под каменный уголь
Однако инженерная мысль шла дальше и в 2012-м появился модифицированный вариант – ДЭТ-400М. Трактор стал лучше, однако в нем появилось много импортных комплектующих. Например, гусеницы с катками Caterpiller, движок – Cummins, который собирают в Англии. При этом управление гидросистемой осуществляется при помощи джойстика.
Что сегодня: использование, цены
Трактор, как старые, так и новые модели, активно эксплуатируется: его можно встретить практически во всех регионах страны. Стоимость машины зависит от года выпуска, навесного оборудования и наработанных моточасов. Например, за машину 2007-08-го года просят от 3,1 до 6,6 млн. руб. Это не так много, если учесть достоинства трактора и его высокую ремонтопригодность: техника выпускалась на протяжении полувека и найти к ней недорогие запчасти – не проблема.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...