Трудяга Ка-32 – «мастер на все руки»
Бюро Камова в мире больше известно такими выдающимися военными вертолетами, как «Черная Акула» и «Аллигатор». А вот о скромном трудяге Ка-32 как-то вспоминают не слишком часто. Хотя именно он стал предтечей грозных боевых машин. Данный вертолет – логическое продолжение гражданского Ка-27 ПС, который, в свою очередь, была разработан на основе военных палубных вертолетов Ка-27 и Ка-25. На первоначальном этапе создания модели Ка-32 предполагалось, что главным предназначением летательного аппарата будет исследование Арктики, разведка ледовой обстановки. Но в результате решили делать многоцелевой вертолет, способный летать в любую погоду.
Разработка Ка-32 стартовала в 1969-м. изначально руководство ГА СССР потребовало сконструировать машину, имеющую соосную схему и способную взлетать с корабельной палубы. Но позже вертолету придали и другие функции:
✅ выполнение поисково-спасательных работ
✅ перевозка людей и грузов
✅ патрулирование
✅ монтаж высотных конструкций
Проект был достаточно непростой: согласно ему, на машину планировалось установить бортовую ЭВМ, современное навигационное оборудование, РЛС, протвообледенительную систему и иное оснащение специального назначения. По техническим данным к будущей машине предъявлялось требование по продолжительности полета – от 4,5 ч при грузоподъемности 4 т внутри вертолета и не менее 5-ти на внешней подвеске.
В небо Ка-32 поднялся в 1973-м. После заводских доработок машина в качестве эксперимента приняла участие в проводке судов по Севморпути в 1978-м году. Во главе цепочки кораблей шел ледокол «Сибирь». Несмотря на тяжелые условия (была полярная ночь), вертолет успешно проводил ледовую разведку, направляя караван туда, где покров океана был тоньше.
В 1980-м после получения сертификационных документов (в т. ч. международных FAR-29, EASA) в небо поднялся серийный Ка-32. А в следующем году машина уже демонстрировалась во Франции на авиасалоне «Ле Бурже».
Главное – соосные винты. Да, они имеют довольно сложную конструкцию. Однако это «неудобство» компенсируется массой достоинств. Среди них основное – высокая маневренность и компактность машины, позволяющие без проблем садиться на «пятачки» – палубы кораблей и площадки на буровых вышках. Соосная схема не предполагает наличия рулевого винта, который утяжеляет машину, усложняет управление и требует дополнительного расхода топлива.
Камовские аппараты не ограничены по угловой скорости: а именно она определяет точность и длительность вертикального зависания в воздухе. Это важно при проведении монтажа высотных конструкций, эвакуации больных, раненых из труднодоступных мест. Инженерам удалось сделать силовую установку максимально ремонтопригодной, несмотря на ее сложность.
От военных предшественников Ка-32 получил «живучесть». Наличие баллонетов позволяет вертолету в случае аварии на воде некоторое время находиться на плаву. Также в машине продублированы все основные узлы и системы, отвечающие за обеспечение энергией и управление.
Фюзеляж выполнен в форме полумонокока, планер достаточно компактный и завершается парой стабилизаторов. Впереди кабина для летчиков, остальную часть корпуса занимает отсек для пассажиров и груза. Особым комфортом внутри вертолет не блещет: кресла, рассчитанные на 18 человек, закреплены вдоль бортов. Но машина и не рассчитана на продолжительные перелеты: удобства принесены в «жертву» техническому оборудованию, для размещения которого нужно пространство. Также внутри фюзеляжа можно расположить 5 т груза, а на внешней подвеске – 6.
Как видно, задание руководства ГА выполнено с «запасом». Шасси не убираются: расположены в носовой части и ближе к корме. В навигационный комплекс входит целый «букет» сложного оборудования. Это радиовысотомер, автоматика, контролирующая полет, заход на посадку, степень сноса.
РЛС гарантирует ориентацию в ночное время и в случае плохой видимости. Первые серии Ка-32 оснащались аналоговой аппаратурой, позже ее заменили на цифровую. Основные технические данные вертолета:
✅ диаметр винтов – 15,9 м
✅ длина, ширина, высота машины – 12,217, 3,805, 5,45 м
✅ наименьшая (максимальная) взлетная масса – 7,2 т (11 т)
✅ крейсерская (наибольшая) скорость – 200 км/ч (260 км/ч)
✅ потолок – 5 км
✅ дальность – до 800 км
При необходимости винты складываются, уменьшая габариты машины в пять раз. Роль силовой установки играет пара турбовальных моторов ТВ3-117 в общей сложности выдающие 4400 «лошадей». Производитель предлагает несколько модификаций вертолета:
✅ Ка-32С предназначен для обслуживания кораблей, в основном тех, что ходят в северных широтах
✅ Ка-32Т – транспортная машина, «облегченная» благодаря отсутствию радара и иного специального оснащения
✅ Ка-32К представляет собой вариант предыдущей модели, «небесный кран», оборудованный отдельной операторской кабиной
Были и иные модификации, произведенные специально для стран-импортеров. Например, Ка-32А4 и Ка-32А11М – для Южной Кореи (здесь более мощные движки ВК-2500ПС-02, другое БРЭО). В Швейцарию отправляли Ка-32А12 (3 шт.). Когда провели модернизацию базового вертолета, ему присвоили индекс Ка-32А. Он стал основой для постройки пожарной версии – Ка-32А1.
Вариант А2 предполагалось передать для патрулирования правоохранителям. Однако был изготовлен один экземпляр, который позже превратили в транспортную машину. Также была попытка построить «чисто» пассажирский вертолет с удлиненным корпусом и грузоподъемностью в семь тонн, но дальше проекта дело не пошло.
Самая последняя «навороченная» версия вертолета – Ка-32А11ВС. Аппарат оснащен улучшенным навигационным оборудованием, его основные узлы имеют увеличенный эксплуатационный ресурс. Ка-32 – машина, признанная во всем мире, о чем свидетельствуют установленные вертолетом рекорды. Вот только некоторые из них:
✅ максимальная высота подъема с тонной груза – 7,305 км (28.01.2985)
✅ скороподъемность до 6 км – 4 мин. 46,5 сек. (11.05.1983)
✅ наибольшая высота – 8,25 км (29.01.1985)
Рекорды ставили женщины-испытатели (!) Зуева Т. и Еремина Н. Все достижения зафиксированы Федерацией аэронавтики в подклассе «Геликоптеры».
Всего было произведено не менее 160 машин. Они экспортировались в несколько стран мира, где использовались не только в качестве гражданских судов, но и стояли на вооружении. Официально с 1987 по 2021 годы зафиксировано 22 летных происшествия. В некоторых из них погибли люди – всего 55 пассажиров и членов экипажа. Большинство аварий связано с «человеческим фактором» – грубой эксплуатацией, ошибками в управлении.
Сейчас Ка-32 эксплуатируется не только в РФ, но и многих странах мира. В Южной Корее в погранвойсках «служит» 40 вертолетов этого типа. Другие эксплуатанты – КНДР, Болгария, Испания, Канада, Португалия, Бразилия, Турция, страны СНГ. Как видите – география обширная. В России машина в основном используется МЧС. На сегодня вертолет уже не отвечает требованиям экологии: нужна очередная модернизация.
Разработка Ка-32 стартовала в 1969-м. изначально руководство ГА СССР потребовало сконструировать машину, имеющую соосную схему и способную взлетать с корабельной палубы. Но позже вертолету придали и другие функции:
✅ выполнение поисково-спасательных работ
✅ перевозка людей и грузов
✅ патрулирование
✅ монтаж высотных конструкций
Проект был достаточно непростой: согласно ему, на машину планировалось установить бортовую ЭВМ, современное навигационное оборудование, РЛС, протвообледенительную систему и иное оснащение специального назначения. По техническим данным к будущей машине предъявлялось требование по продолжительности полета – от 4,5 ч при грузоподъемности 4 т внутри вертолета и не менее 5-ти на внешней подвеске.
Испытания и первые полеты
В небо Ка-32 поднялся в 1973-м. После заводских доработок машина в качестве эксперимента приняла участие в проводке судов по Севморпути в 1978-м году. Во главе цепочки кораблей шел ледокол «Сибирь». Несмотря на тяжелые условия (была полярная ночь), вертолет успешно проводил ледовую разведку, направляя караван туда, где покров океана был тоньше.
В кабине пилотов. Фото: YouTube.com
В 1980-м после получения сертификационных документов (в т. ч. международных FAR-29, EASA) в небо поднялся серийный Ка-32. А в следующем году машина уже демонстрировалась во Франции на авиасалоне «Ле Бурже».
Что интересного в Ка-32
Главное – соосные винты. Да, они имеют довольно сложную конструкцию. Однако это «неудобство» компенсируется массой достоинств. Среди них основное – высокая маневренность и компактность машины, позволяющие без проблем садиться на «пятачки» – палубы кораблей и площадки на буровых вышках. Соосная схема не предполагает наличия рулевого винта, который утяжеляет машину, усложняет управление и требует дополнительного расхода топлива.
Соосная схема позволяет приземляться максимально точно. Фото: YouTube.com
Камовские аппараты не ограничены по угловой скорости: а именно она определяет точность и длительность вертикального зависания в воздухе. Это важно при проведении монтажа высотных конструкций, эвакуации больных, раненых из труднодоступных мест. Инженерам удалось сделать силовую установку максимально ремонтопригодной, несмотря на ее сложность.
Спасатель из салона наблюдает за ситуацией. Фото: YouTube.com
От военных предшественников Ка-32 получил «живучесть». Наличие баллонетов позволяет вертолету в случае аварии на воде некоторое время находиться на плаву. Также в машине продублированы все основные узлы и системы, отвечающие за обеспечение энергией и управление.
Конструкция и иные особенности
Фюзеляж выполнен в форме полумонокока, планер достаточно компактный и завершается парой стабилизаторов. Впереди кабина для летчиков, остальную часть корпуса занимает отсек для пассажиров и груза. Особым комфортом внутри вертолет не блещет: кресла, рассчитанные на 18 человек, закреплены вдоль бортов. Но машина и не рассчитана на продолжительные перелеты: удобства принесены в «жертву» техническому оборудованию, для размещения которого нужно пространство. Также внутри фюзеляжа можно расположить 5 т груза, а на внешней подвеске – 6.
Вертолет можно долгое время зависать над точно указанным местом с грузом. Фото: YouTube.com
Как видно, задание руководства ГА выполнено с «запасом». Шасси не убираются: расположены в носовой части и ближе к корме. В навигационный комплекс входит целый «букет» сложного оборудования. Это радиовысотомер, автоматика, контролирующая полет, заход на посадку, степень сноса.
Приборов управления в кабине много и они повсюду. Фото: YouTube.com
РЛС гарантирует ориентацию в ночное время и в случае плохой видимости. Первые серии Ка-32 оснащались аналоговой аппаратурой, позже ее заменили на цифровую. Основные технические данные вертолета:
✅ диаметр винтов – 15,9 м
✅ длина, ширина, высота машины – 12,217, 3,805, 5,45 м
✅ наименьшая (максимальная) взлетная масса – 7,2 т (11 т)
✅ крейсерская (наибольшая) скорость – 200 км/ч (260 км/ч)
✅ потолок – 5 км
✅ дальность – до 800 км
При необходимости винты складываются, уменьшая габариты машины в пять раз. Роль силовой установки играет пара турбовальных моторов ТВ3-117 в общей сложности выдающие 4400 «лошадей». Производитель предлагает несколько модификаций вертолета:
✅ Ка-32С предназначен для обслуживания кораблей, в основном тех, что ходят в северных широтах
✅ Ка-32Т – транспортная машина, «облегченная» благодаря отсутствию радара и иного специального оснащения
✅ Ка-32К представляет собой вариант предыдущей модели, «небесный кран», оборудованный отдельной операторской кабиной
Были и иные модификации, произведенные специально для стран-импортеров. Например, Ка-32А4 и Ка-32А11М – для Южной Кореи (здесь более мощные движки ВК-2500ПС-02, другое БРЭО). В Швейцарию отправляли Ка-32А12 (3 шт.). Когда провели модернизацию базового вертолета, ему присвоили индекс Ка-32А. Он стал основой для постройки пожарной версии – Ка-32А1.
Противопожарный вариант Ка-32 в работе. Фото: YouTube.com
Машина принимала участие в ликвидации последствий аварии в Чернобыле. Ка-32 занимался радиационной разведкой и опускал в АЭС датчики для измерения уровня загрязненности.
Вариант А2 предполагалось передать для патрулирования правоохранителям. Однако был изготовлен один экземпляр, который позже превратили в транспортную машину. Также была попытка построить «чисто» пассажирский вертолет с удлиненным корпусом и грузоподъемностью в семь тонн, но дальше проекта дело не пошло.
Отсюда удобно наблюдать за обстановкой и подвешенным грузом. Фото: YouTube.com
Самая последняя «навороченная» версия вертолета – Ка-32А11ВС. Аппарат оснащен улучшенным навигационным оборудованием, его основные узлы имеют увеличенный эксплуатационный ресурс. Ка-32 – машина, признанная во всем мире, о чем свидетельствуют установленные вертолетом рекорды. Вот только некоторые из них:
✅ максимальная высота подъема с тонной груза – 7,305 км (28.01.2985)
✅ скороподъемность до 6 км – 4 мин. 46,5 сек. (11.05.1983)
✅ наибольшая высота – 8,25 км (29.01.1985)
Рекорды ставили женщины-испытатели (!) Зуева Т. и Еремина Н. Все достижения зафиксированы Федерацией аэронавтики в подклассе «Геликоптеры».
Происшествия
Всего было произведено не менее 160 машин. Они экспортировались в несколько стран мира, где использовались не только в качестве гражданских судов, но и стояли на вооружении. Официально с 1987 по 2021 годы зафиксировано 22 летных происшествия. В некоторых из них погибли люди – всего 55 пассажиров и членов экипажа. Большинство аварий связано с «человеческим фактором» – грубой эксплуатацией, ошибками в управлении.
Сегодня
Сейчас Ка-32 эксплуатируется не только в РФ, но и многих странах мира. В Южной Корее в погранвойсках «служит» 40 вертолетов этого типа. Другие эксплуатанты – КНДР, Болгария, Испания, Канада, Португалия, Бразилия, Турция, страны СНГ. Как видите – география обширная. В России машина в основном используется МЧС. На сегодня вертолет уже не отвечает требованиям экологии: нужна очередная модернизация.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...