
Трудяга Ка-32 – «мастер на все руки»
Бюро Камова в мире больше известно такими выдающимися военными вертолетами, как «Черная Акула» и «Аллигатор». А вот о скромном трудяге Ка-32 как-то вспоминают не слишком часто. Хотя именно он стал предтечей грозных боевых машин. Данный вертолет – логическое продолжение гражданского Ка-27 ПС, который, в свою очередь, была разработан на основе военных палубных вертолетов Ка-27 и Ка-25. На первоначальном этапе создания модели Ка-32 предполагалось, что главным предназначением летательного аппарата будет исследование Арктики, разведка ледовой обстановки. Но в результате решили делать многоцелевой вертолет, способный летать в любую погоду.
Разработка Ка-32 стартовала в 1969-м. изначально руководство ГА СССР потребовало сконструировать машину, имеющую соосную схему и способную взлетать с корабельной палубы. Но позже вертолету придали и другие функции:
✅ выполнение поисково-спасательных работ
✅ перевозка людей и грузов
✅ патрулирование
✅ монтаж высотных конструкций
Проект был достаточно непростой: согласно ему, на машину планировалось установить бортовую ЭВМ, современное навигационное оборудование, РЛС, протвообледенительную систему и иное оснащение специального назначения. По техническим данным к будущей машине предъявлялось требование по продолжительности полета – от 4,5 ч при грузоподъемности 4 т внутри вертолета и не менее 5-ти на внешней подвеске.
В небо Ка-32 поднялся в 1973-м. После заводских доработок машина в качестве эксперимента приняла участие в проводке судов по Севморпути в 1978-м году. Во главе цепочки кораблей шел ледокол «Сибирь». Несмотря на тяжелые условия (была полярная ночь), вертолет успешно проводил ледовую разведку, направляя караван туда, где покров океана был тоньше.
В кабине пилотов. Фото: YouTube.com
В 1980-м после получения сертификационных документов (в т. ч. международных FAR-29, EASA) в небо поднялся серийный Ка-32. А в следующем году машина уже демонстрировалась во Франции на авиасалоне «Ле Бурже».
Главное – соосные винты. Да, они имеют довольно сложную конструкцию. Однако это «неудобство» компенсируется массой достоинств. Среди них основное – высокая маневренность и компактность машины, позволяющие без проблем садиться на «пятачки» – палубы кораблей и площадки на буровых вышках. Соосная схема не предполагает наличия рулевого винта, который утяжеляет машину, усложняет управление и требует дополнительного расхода топлива.
Соосная схема позволяет приземляться максимально точно. Фото: YouTube.com
Камовские аппараты не ограничены по угловой скорости: а именно она определяет точность и длительность вертикального зависания в воздухе. Это важно при проведении монтажа высотных конструкций, эвакуации больных, раненых из труднодоступных мест. Инженерам удалось сделать силовую установку максимально ремонтопригодной, несмотря на ее сложность.
Спасатель из салона наблюдает за ситуацией. Фото: YouTube.com
От военных предшественников Ка-32 получил «живучесть». Наличие баллонетов позволяет вертолету в случае аварии на воде некоторое время находиться на плаву. Также в машине продублированы все основные узлы и системы, отвечающие за обеспечение энергией и управление.
Фюзеляж выполнен в форме полумонокока, планер достаточно компактный и завершается парой стабилизаторов. Впереди кабина для летчиков, остальную часть корпуса занимает отсек для пассажиров и груза. Особым комфортом внутри вертолет не блещет: кресла, рассчитанные на 18 человек, закреплены вдоль бортов. Но машина и не рассчитана на продолжительные перелеты: удобства принесены в «жертву» техническому оборудованию, для размещения которого нужно пространство. Также внутри фюзеляжа можно расположить 5 т груза, а на внешней подвеске – 6.
Вертолет можно долгое время зависать над точно указанным местом с грузом. Фото: YouTube.com
Как видно, задание руководства ГА выполнено с «запасом». Шасси не убираются: расположены в носовой части и ближе к корме. В навигационный комплекс входит целый «букет» сложного оборудования. Это радиовысотомер, автоматика, контролирующая полет, заход на посадку, степень сноса.
Приборов управления в кабине много и они повсюду. Фото: YouTube.com
РЛС гарантирует ориентацию в ночное время и в случае плохой видимости. Первые серии Ка-32 оснащались аналоговой аппаратурой, позже ее заменили на цифровую. Основные технические данные вертолета:
✅ диаметр винтов – 15,9 м
✅ длина, ширина, высота машины – 12,217, 3,805, 5,45 м
✅ наименьшая (максимальная) взлетная масса – 7,2 т (11 т)
✅ крейсерская (наибольшая) скорость – 200 км/ч (260 км/ч)
✅ потолок – 5 км
✅ дальность – до 800 км
При необходимости винты складываются, уменьшая габариты машины в пять раз. Роль силовой установки играет пара турбовальных моторов ТВ3-117 в общей сложности выдающие 4400 «лошадей». Производитель предлагает несколько модификаций вертолета:
✅ Ка-32С предназначен для обслуживания кораблей, в основном тех, что ходят в северных широтах
✅ Ка-32Т – транспортная машина, «облегченная» благодаря отсутствию радара и иного специального оснащения
✅ Ка-32К представляет собой вариант предыдущей модели, «небесный кран», оборудованный отдельной операторской кабиной
Были и иные модификации, произведенные специально для стран-импортеров. Например, Ка-32А4 и Ка-32А11М – для Южной Кореи (здесь более мощные движки ВК-2500ПС-02, другое БРЭО). В Швейцарию отправляли Ка-32А12 (3 шт.). Когда провели модернизацию базового вертолета, ему присвоили индекс Ка-32А. Он стал основой для постройки пожарной версии – Ка-32А1.
Противопожарный вариант Ка-32 в работе. Фото: YouTube.com
Вариант А2 предполагалось передать для патрулирования правоохранителям. Однако был изготовлен один экземпляр, который позже превратили в транспортную машину. Также была попытка построить «чисто» пассажирский вертолет с удлиненным корпусом и грузоподъемностью в семь тонн, но дальше проекта дело не пошло.
Отсюда удобно наблюдать за обстановкой и подвешенным грузом. Фото: YouTube.com
Самая последняя «навороченная» версия вертолета – Ка-32А11ВС. Аппарат оснащен улучшенным навигационным оборудованием, его основные узлы имеют увеличенный эксплуатационный ресурс. Ка-32 – машина, признанная во всем мире, о чем свидетельствуют установленные вертолетом рекорды. Вот только некоторые из них:
✅ максимальная высота подъема с тонной груза – 7,305 км (28.01.2985)
✅ скороподъемность до 6 км – 4 мин. 46,5 сек. (11.05.1983)
✅ наибольшая высота – 8,25 км (29.01.1985)
Рекорды ставили женщины-испытатели (!) Зуева Т. и Еремина Н. Все достижения зафиксированы Федерацией аэронавтики в подклассе «Геликоптеры».
Всего было произведено не менее 160 машин. Они экспортировались в несколько стран мира, где использовались не только в качестве гражданских судов, но и стояли на вооружении. Официально с 1987 по 2021 годы зафиксировано 22 летных происшествия. В некоторых из них погибли люди – всего 55 пассажиров и членов экипажа. Большинство аварий связано с «человеческим фактором» – грубой эксплуатацией, ошибками в управлении.
Сейчас Ка-32 эксплуатируется не только в РФ, но и многих странах мира. В Южной Корее в погранвойсках «служит» 40 вертолетов этого типа. Другие эксплуатанты – КНДР, Болгария, Испания, Канада, Португалия, Бразилия, Турция, страны СНГ. Как видите – география обширная. В России машина в основном используется МЧС. На сегодня вертолет уже не отвечает требованиям экологии: нужна очередная модернизация.
Разработка Ка-32 стартовала в 1969-м. изначально руководство ГА СССР потребовало сконструировать машину, имеющую соосную схему и способную взлетать с корабельной палубы. Но позже вертолету придали и другие функции:
✅ выполнение поисково-спасательных работ
✅ перевозка людей и грузов
✅ патрулирование
✅ монтаж высотных конструкций
Проект был достаточно непростой: согласно ему, на машину планировалось установить бортовую ЭВМ, современное навигационное оборудование, РЛС, протвообледенительную систему и иное оснащение специального назначения. По техническим данным к будущей машине предъявлялось требование по продолжительности полета – от 4,5 ч при грузоподъемности 4 т внутри вертолета и не менее 5-ти на внешней подвеске.
Испытания и первые полеты
В небо Ка-32 поднялся в 1973-м. После заводских доработок машина в качестве эксперимента приняла участие в проводке судов по Севморпути в 1978-м году. Во главе цепочки кораблей шел ледокол «Сибирь». Несмотря на тяжелые условия (была полярная ночь), вертолет успешно проводил ледовую разведку, направляя караван туда, где покров океана был тоньше.

В 1980-м после получения сертификационных документов (в т. ч. международных FAR-29, EASA) в небо поднялся серийный Ка-32. А в следующем году машина уже демонстрировалась во Франции на авиасалоне «Ле Бурже».
Что интересного в Ка-32
Главное – соосные винты. Да, они имеют довольно сложную конструкцию. Однако это «неудобство» компенсируется массой достоинств. Среди них основное – высокая маневренность и компактность машины, позволяющие без проблем садиться на «пятачки» – палубы кораблей и площадки на буровых вышках. Соосная схема не предполагает наличия рулевого винта, который утяжеляет машину, усложняет управление и требует дополнительного расхода топлива.

Камовские аппараты не ограничены по угловой скорости: а именно она определяет точность и длительность вертикального зависания в воздухе. Это важно при проведении монтажа высотных конструкций, эвакуации больных, раненых из труднодоступных мест. Инженерам удалось сделать силовую установку максимально ремонтопригодной, несмотря на ее сложность.

От военных предшественников Ка-32 получил «живучесть». Наличие баллонетов позволяет вертолету в случае аварии на воде некоторое время находиться на плаву. Также в машине продублированы все основные узлы и системы, отвечающие за обеспечение энергией и управление.
Конструкция и иные особенности
Фюзеляж выполнен в форме полумонокока, планер достаточно компактный и завершается парой стабилизаторов. Впереди кабина для летчиков, остальную часть корпуса занимает отсек для пассажиров и груза. Особым комфортом внутри вертолет не блещет: кресла, рассчитанные на 18 человек, закреплены вдоль бортов. Но машина и не рассчитана на продолжительные перелеты: удобства принесены в «жертву» техническому оборудованию, для размещения которого нужно пространство. Также внутри фюзеляжа можно расположить 5 т груза, а на внешней подвеске – 6.

Как видно, задание руководства ГА выполнено с «запасом». Шасси не убираются: расположены в носовой части и ближе к корме. В навигационный комплекс входит целый «букет» сложного оборудования. Это радиовысотомер, автоматика, контролирующая полет, заход на посадку, степень сноса.

РЛС гарантирует ориентацию в ночное время и в случае плохой видимости. Первые серии Ка-32 оснащались аналоговой аппаратурой, позже ее заменили на цифровую. Основные технические данные вертолета:
✅ диаметр винтов – 15,9 м
✅ длина, ширина, высота машины – 12,217, 3,805, 5,45 м
✅ наименьшая (максимальная) взлетная масса – 7,2 т (11 т)
✅ крейсерская (наибольшая) скорость – 200 км/ч (260 км/ч)
✅ потолок – 5 км
✅ дальность – до 800 км
При необходимости винты складываются, уменьшая габариты машины в пять раз. Роль силовой установки играет пара турбовальных моторов ТВ3-117 в общей сложности выдающие 4400 «лошадей». Производитель предлагает несколько модификаций вертолета:
✅ Ка-32С предназначен для обслуживания кораблей, в основном тех, что ходят в северных широтах
✅ Ка-32Т – транспортная машина, «облегченная» благодаря отсутствию радара и иного специального оснащения
✅ Ка-32К представляет собой вариант предыдущей модели, «небесный кран», оборудованный отдельной операторской кабиной
Были и иные модификации, произведенные специально для стран-импортеров. Например, Ка-32А4 и Ка-32А11М – для Южной Кореи (здесь более мощные движки ВК-2500ПС-02, другое БРЭО). В Швейцарию отправляли Ка-32А12 (3 шт.). Когда провели модернизацию базового вертолета, ему присвоили индекс Ка-32А. Он стал основой для постройки пожарной версии – Ка-32А1.

Машина принимала участие в ликвидации последствий аварии в Чернобыле. Ка-32 занимался радиационной разведкой и опускал в АЭС датчики для измерения уровня загрязненности.
Вариант А2 предполагалось передать для патрулирования правоохранителям. Однако был изготовлен один экземпляр, который позже превратили в транспортную машину. Также была попытка построить «чисто» пассажирский вертолет с удлиненным корпусом и грузоподъемностью в семь тонн, но дальше проекта дело не пошло.

Самая последняя «навороченная» версия вертолета – Ка-32А11ВС. Аппарат оснащен улучшенным навигационным оборудованием, его основные узлы имеют увеличенный эксплуатационный ресурс. Ка-32 – машина, признанная во всем мире, о чем свидетельствуют установленные вертолетом рекорды. Вот только некоторые из них:
✅ максимальная высота подъема с тонной груза – 7,305 км (28.01.2985)
✅ скороподъемность до 6 км – 4 мин. 46,5 сек. (11.05.1983)
✅ наибольшая высота – 8,25 км (29.01.1985)
Рекорды ставили женщины-испытатели (!) Зуева Т. и Еремина Н. Все достижения зафиксированы Федерацией аэронавтики в подклассе «Геликоптеры».
Происшествия
Всего было произведено не менее 160 машин. Они экспортировались в несколько стран мира, где использовались не только в качестве гражданских судов, но и стояли на вооружении. Официально с 1987 по 2021 годы зафиксировано 22 летных происшествия. В некоторых из них погибли люди – всего 55 пассажиров и членов экипажа. Большинство аварий связано с «человеческим фактором» – грубой эксплуатацией, ошибками в управлении.
Сегодня
Сейчас Ка-32 эксплуатируется не только в РФ, но и многих странах мира. В Южной Корее в погранвойсках «служит» 40 вертолетов этого типа. Другие эксплуатанты – КНДР, Болгария, Испания, Канада, Португалия, Бразилия, Турция, страны СНГ. Как видите – география обширная. В России машина в основном используется МЧС. На сегодня вертолет уже не отвечает требованиям экологии: нужна очередная модернизация.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...