
Гигапресс: прорывная технология Илона Маска
Процесс литья под давлением – далеко не новое слово в металлургии. Метод изначально использовали в машиностроении для отливки небольших цельных деталей автомобилей. Но инженер, новатор, генеральный директор компании по производству электромобилей Tesla Илон Маск замахнулся на невозможное – сделать кузов авто единым целым.
Точнее, по плану, сначала эта объемная деталь машины состояла из литой передней и задней части, соединенных центральным структурным несъемным аккумуляторным блоком. А затем монолитный корпус машины стал появляться «одним движением руки» за рекордные 80-90 секунд.
Кузов – сложная несущая конструкция, которая отвечает за прочность, безопасность и эстетический вид автомобиля. Эта часть транспортного средства состоит из сотен мелких деталей, которые соединяют сваркой.
Машина для цельного литья кузовов весит 9 тыс. т. Фото: YouTube.com
Процесс трудоемкий, затратный и длительный. Сварные швы утяжеляют и снижают прочность изделия. Сложности производства натолкнули И. Маска в 2017 году на мысль сделать кузов цельным. Сказано – сделано: уже через 3 года из-под гигантского пресса выходила задняя и нижняя часть кузова электромобиля Model Y.
Литой кузов вышел из-под пресса. Фото: YouTube.com
Ненужными стали 70 деталей, 1 600 сварных швов, 300 роботов, поднимавших, прикручивающих, сваривающих кузовные элементы. Вес кузова сократился на 10 %, запас хода авто возрос на 14 %, производственные площади уменьшились на 30 %. На литье заготовки стало уходить полторы минуты.
За реализацию идеи Илона взялась итальянская компания IDRA Group после того, как 5 производителей прессов отказались изготавливать грандиозное оборудование.
Кузов электромобиля погружают в закалочную ванну. Фото: YouTube.com
Машина для литья металла под давлением, состоящая из двух частей, получилась масштабной:
✅ Длина – 20 м
✅ Ширина – 7 м
✅ Высота – 6 м
✅ Вес – 9 тыс. т
Усилие смыкания верхней и нижней части – 62000 кН, количество выпускаемых деталей в час – 40-45 шт. Всего на заводы И. Маска в Калифорнии и Китае поставлена 21 литейная установка, под которые перестраивали производственные цеха.
Для работы самого большого в индустрии пресса разработан особый сплав алюминия. Металл нагревают до 850°С и отправляют в многоразовые формы со специальным покрытием против прилипания материала. Заполнение полостей, имеющих вид детали, которую нужно отлить, происходит с огромной скоростью под давлением мощного поршня. Тут пресс смыкает свои громадные «челюсти»: воздух из камеры полностью удаляется.
Здесь металл плавят до 850°С. Фото: YouTube.com
Стремительно двигающийся поршень не дает горячей массе изменить задуманную конфигурацию, поэтому изделие получается максимально точных геометрических размеров и толщины. После остывания до 400°С заготовку подают в закалочную ванну, где кузовной элемент получает дополнительные характеристики. Отлитые подобным образом детали не дают усадку.
Выгода от Giga Press перекрывает затраты на его разработку, изготовление, транспортировку и монтаж.
Кузова подают на сборочную линию. Фото: YouTube.com
Среди плюсов литья под давлением:
✅ Скорость производства кузовов. Непрерывно работающая установка производит в сутки до 1 тыс. отливок
✅ Точность полученных форм. Толщина деталей измеряется в микронах, что уже исключает один из сложных и ответственных этапов проверки качества
✅ Снижение себестоимости продукта. Оно вытекает из сокращения издержек производства: меньшие площади цехов, сокращенное количество кузовных элементов и рабочего персонала, сниженный расход на логистику
✅ Улучшение свойств конечного изделия. Отлитые целиком формы не имеют точек соединения, поэтому повышается прочность и безопасность электромобиля.
Перечисленные преимущества неизбежно ведут к мечте И. Маска сделать электромобиль доступным большинству пользователей: ценник не должен превышать $25 тыс.
Готовый электромобиль сошел с конвейера. Фото: YouTube.com
Что же, подобной идеей, «посадить за руль всю Америку», был одержим великий Г. Форд. Гениальному механику это удалось, пожелаем успехов и Илону Маску.
Точнее, по плану, сначала эта объемная деталь машины состояла из литой передней и задней части, соединенных центральным структурным несъемным аккумуляторным блоком. А затем монолитный корпус машины стал появляться «одним движением руки» за рекордные 80-90 секунд.
Рождение идеи
Кузов – сложная несущая конструкция, которая отвечает за прочность, безопасность и эстетический вид автомобиля. Эта часть транспортного средства состоит из сотен мелких деталей, которые соединяют сваркой.

Процесс трудоемкий, затратный и длительный. Сварные швы утяжеляют и снижают прочность изделия. Сложности производства натолкнули И. Маска в 2017 году на мысль сделать кузов цельным. Сказано – сделано: уже через 3 года из-под гигантского пресса выходила задняя и нижняя часть кузова электромобиля Model Y.

Ненужными стали 70 деталей, 1 600 сварных швов, 300 роботов, поднимавших, прикручивающих, сваривающих кузовные элементы. Вес кузова сократился на 10 %, запас хода авто возрос на 14 %, производственные площади уменьшились на 30 %. На литье заготовки стало уходить полторы минуты.
Как выглядит и работает Giga Press
За реализацию идеи Илона взялась итальянская компания IDRA Group после того, как 5 производителей прессов отказались изготавливать грандиозное оборудование.

Машина для литья металла под давлением, состоящая из двух частей, получилась масштабной:
✅ Длина – 20 м
✅ Ширина – 7 м
✅ Высота – 6 м
✅ Вес – 9 тыс. т
Усилие смыкания верхней и нижней части – 62000 кН, количество выпускаемых деталей в час – 40-45 шт. Всего на заводы И. Маска в Калифорнии и Китае поставлена 21 литейная установка, под которые перестраивали производственные цеха.
Для работы самого большого в индустрии пресса разработан особый сплав алюминия. Металл нагревают до 850°С и отправляют в многоразовые формы со специальным покрытием против прилипания материала. Заполнение полостей, имеющих вид детали, которую нужно отлить, происходит с огромной скоростью под давлением мощного поршня. Тут пресс смыкает свои громадные «челюсти»: воздух из камеры полностью удаляется.

Стремительно двигающийся поршень не дает горячей массе изменить задуманную конфигурацию, поэтому изделие получается максимально точных геометрических размеров и толщины. После остывания до 400°С заготовку подают в закалочную ванну, где кузовной элемент получает дополнительные характеристики. Отлитые подобным образом детали не дают усадку.
Преимущества метода литья кузовов под давлением
Выгода от Giga Press перекрывает затраты на его разработку, изготовление, транспортировку и монтаж.

Среди плюсов литья под давлением:
✅ Скорость производства кузовов. Непрерывно работающая установка производит в сутки до 1 тыс. отливок
✅ Точность полученных форм. Толщина деталей измеряется в микронах, что уже исключает один из сложных и ответственных этапов проверки качества
✅ Снижение себестоимости продукта. Оно вытекает из сокращения издержек производства: меньшие площади цехов, сокращенное количество кузовных элементов и рабочего персонала, сниженный расход на логистику
✅ Улучшение свойств конечного изделия. Отлитые целиком формы не имеют точек соединения, поэтому повышается прочность и безопасность электромобиля.
Перечисленные преимущества неизбежно ведут к мечте И. Маска сделать электромобиль доступным большинству пользователей: ценник не должен превышать $25 тыс.

Что же, подобной идеей, «посадить за руль всю Америку», был одержим великий Г. Форд. Гениальному механику это удалось, пожелаем успехов и Илону Маску.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...