Гигапресс: прорывная технология Илона Маска
Процесс литья под давлением – далеко не новое слово в металлургии. Метод изначально использовали в машиностроении для отливки небольших цельных деталей автомобилей. Но инженер, новатор, генеральный директор компании по производству электромобилей Tesla Илон Маск замахнулся на невозможное – сделать кузов авто единым целым.
Точнее, по плану, сначала эта объемная деталь машины состояла из литой передней и задней части, соединенных центральным структурным несъемным аккумуляторным блоком. А затем монолитный корпус машины стал появляться «одним движением руки» за рекордные 80-90 секунд.
Кузов – сложная несущая конструкция, которая отвечает за прочность, безопасность и эстетический вид автомобиля. Эта часть транспортного средства состоит из сотен мелких деталей, которые соединяют сваркой.
Процесс трудоемкий, затратный и длительный. Сварные швы утяжеляют и снижают прочность изделия. Сложности производства натолкнули И. Маска в 2017 году на мысль сделать кузов цельным. Сказано – сделано: уже через 3 года из-под гигантского пресса выходила задняя и нижняя часть кузова электромобиля Model Y.
Ненужными стали 70 деталей, 1 600 сварных швов, 300 роботов, поднимавших, прикручивающих, сваривающих кузовные элементы. Вес кузова сократился на 10 %, запас хода авто возрос на 14 %, производственные площади уменьшились на 30 %. На литье заготовки стало уходить полторы минуты.
За реализацию идеи Илона взялась итальянская компания IDRA Group после того, как 5 производителей прессов отказались изготавливать грандиозное оборудование.
Машина для литья металла под давлением, состоящая из двух частей, получилась масштабной:
✅ Длина – 20 м
✅ Ширина – 7 м
✅ Высота – 6 м
✅ Вес – 9 тыс. т
Усилие смыкания верхней и нижней части – 62000 кН, количество выпускаемых деталей в час – 40-45 шт. Всего на заводы И. Маска в Калифорнии и Китае поставлена 21 литейная установка, под которые перестраивали производственные цеха.
Для работы самого большого в индустрии пресса разработан особый сплав алюминия. Металл нагревают до 850°С и отправляют в многоразовые формы со специальным покрытием против прилипания материала. Заполнение полостей, имеющих вид детали, которую нужно отлить, происходит с огромной скоростью под давлением мощного поршня. Тут пресс смыкает свои громадные «челюсти»: воздух из камеры полностью удаляется.
Стремительно двигающийся поршень не дает горячей массе изменить задуманную конфигурацию, поэтому изделие получается максимально точных геометрических размеров и толщины. После остывания до 400°С заготовку подают в закалочную ванну, где кузовной элемент получает дополнительные характеристики. Отлитые подобным образом детали не дают усадку.
Выгода от Giga Press перекрывает затраты на его разработку, изготовление, транспортировку и монтаж.
Среди плюсов литья под давлением:
✅ Скорость производства кузовов. Непрерывно работающая установка производит в сутки до 1 тыс. отливок
✅ Точность полученных форм. Толщина деталей измеряется в микронах, что уже исключает один из сложных и ответственных этапов проверки качества
✅ Снижение себестоимости продукта. Оно вытекает из сокращения издержек производства: меньшие площади цехов, сокращенное количество кузовных элементов и рабочего персонала, сниженный расход на логистику
✅ Улучшение свойств конечного изделия. Отлитые целиком формы не имеют точек соединения, поэтому повышается прочность и безопасность электромобиля.
Перечисленные преимущества неизбежно ведут к мечте И. Маска сделать электромобиль доступным большинству пользователей: ценник не должен превышать $25 тыс.
Что же, подобной идеей, «посадить за руль всю Америку», был одержим великий Г. Форд. Гениальному механику это удалось, пожелаем успехов и Илону Маску.
Точнее, по плану, сначала эта объемная деталь машины состояла из литой передней и задней части, соединенных центральным структурным несъемным аккумуляторным блоком. А затем монолитный корпус машины стал появляться «одним движением руки» за рекордные 80-90 секунд.
Рождение идеи
Кузов – сложная несущая конструкция, которая отвечает за прочность, безопасность и эстетический вид автомобиля. Эта часть транспортного средства состоит из сотен мелких деталей, которые соединяют сваркой.
Машина для цельного литья кузовов весит 9 тыс. т. Фото: YouTube.com
Процесс трудоемкий, затратный и длительный. Сварные швы утяжеляют и снижают прочность изделия. Сложности производства натолкнули И. Маска в 2017 году на мысль сделать кузов цельным. Сказано – сделано: уже через 3 года из-под гигантского пресса выходила задняя и нижняя часть кузова электромобиля Model Y.
Литой кузов вышел из-под пресса. Фото: YouTube.com
Ненужными стали 70 деталей, 1 600 сварных швов, 300 роботов, поднимавших, прикручивающих, сваривающих кузовные элементы. Вес кузова сократился на 10 %, запас хода авто возрос на 14 %, производственные площади уменьшились на 30 %. На литье заготовки стало уходить полторы минуты.
Как выглядит и работает Giga Press
За реализацию идеи Илона взялась итальянская компания IDRA Group после того, как 5 производителей прессов отказались изготавливать грандиозное оборудование.
Кузов электромобиля погружают в закалочную ванну. Фото: YouTube.com
Машина для литья металла под давлением, состоящая из двух частей, получилась масштабной:
✅ Длина – 20 м
✅ Ширина – 7 м
✅ Высота – 6 м
✅ Вес – 9 тыс. т
Усилие смыкания верхней и нижней части – 62000 кН, количество выпускаемых деталей в час – 40-45 шт. Всего на заводы И. Маска в Калифорнии и Китае поставлена 21 литейная установка, под которые перестраивали производственные цеха.
Для работы самого большого в индустрии пресса разработан особый сплав алюминия. Металл нагревают до 850°С и отправляют в многоразовые формы со специальным покрытием против прилипания материала. Заполнение полостей, имеющих вид детали, которую нужно отлить, происходит с огромной скоростью под давлением мощного поршня. Тут пресс смыкает свои громадные «челюсти»: воздух из камеры полностью удаляется.
Здесь металл плавят до 850°С. Фото: YouTube.com
Стремительно двигающийся поршень не дает горячей массе изменить задуманную конфигурацию, поэтому изделие получается максимально точных геометрических размеров и толщины. После остывания до 400°С заготовку подают в закалочную ванну, где кузовной элемент получает дополнительные характеристики. Отлитые подобным образом детали не дают усадку.
Преимущества метода литья кузовов под давлением
Выгода от Giga Press перекрывает затраты на его разработку, изготовление, транспортировку и монтаж.
Кузова подают на сборочную линию. Фото: YouTube.com
Среди плюсов литья под давлением:
✅ Скорость производства кузовов. Непрерывно работающая установка производит в сутки до 1 тыс. отливок
✅ Точность полученных форм. Толщина деталей измеряется в микронах, что уже исключает один из сложных и ответственных этапов проверки качества
✅ Снижение себестоимости продукта. Оно вытекает из сокращения издержек производства: меньшие площади цехов, сокращенное количество кузовных элементов и рабочего персонала, сниженный расход на логистику
✅ Улучшение свойств конечного изделия. Отлитые целиком формы не имеют точек соединения, поэтому повышается прочность и безопасность электромобиля.
Перечисленные преимущества неизбежно ведут к мечте И. Маска сделать электромобиль доступным большинству пользователей: ценник не должен превышать $25 тыс.
Готовый электромобиль сошел с конвейера. Фото: YouTube.com
Что же, подобной идеей, «посадить за руль всю Америку», был одержим великий Г. Форд. Гениальному механику это удалось, пожелаем успехов и Илону Маску.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....