Ил-76 – небесный «грузовик» вчера и сегодня
Ил-76 справедливо считается одним из наиболее успешных небесных транспортников в мире. Основная особенность машины заключается в ее универсальности. Буквально за несколько часов из воздушного «грузовика» самолет превращается в санитарное, пожарное, пассажирское, спасательное судно или летающий танкер. При создании машины использовались оригинальные технологии – об этом говорит факт оформления двухсот авторских свидетельств в Советском Союзе и тридцати патентов за рубежом. Изначально самолет предназначался для использования в военно-транспортной авиации (с 1976-го года принят на вооружение). Однако с 1977 эксплуатируются гражданские варианты воздушного судна.
По классификации НАТО Ил-76 получил название Candid, что в переводе означает «искренний», «прямой». Воздушное судно начали разрабатывать по непосредственному указанию Минавиапрома СССР в 1966-м году. В Постановлении говорилось, что армии необходим средний транспортный самолет для десантирования бойцов и техники. Особые требования заключались в том, что новая машина должна была:
✅ иметь короткий разбег для быстрого взлета
✅ садиться на грунтовые неподготовленные аэродромы
✅ обладать повышенной энерговооруженностью
✅ оснащаться эффективной тормозной системой
И все эти условия были выполнены! В итоге получился самолет, превосходящий заграничные аналоги по ряду технических параметров. Основные данные базовой версии Ил-76:
✅ размах крыльев, длина и высота – 50,5, 46,59 и 14,76 м
✅ вес снаряженного судна (наибольший взлетный) – 88 т (157 т)
✅ мощность силовой установки – четыре Д-30КП тягой по 12 тыс. кгс
✅ наивысшая скорость (крейсерская) – 850 км/ч (750 км/ч)
✅ потолок – до 12 км
✅ дальность – до 6,7 тыс. км
Самолет способен взять на борт до 90 т горючего, при этом его средний расход составляет 9000 л/час. Для взлета требуется ВПП длиной от 1,5 до 2-х км, посадки – от 0,93 до 1 км.
Это высокоплан, оснащенный стреловидными (трапеция) крыльями и оперением в виде буквы «Т» с одним килем. Фюзеляж круглый (цельнометаллический монокок), разделен на несколько кабин. Из них две используются экипажем, одна предназначена для размещения груза и в военной версии есть отсек для стрелка. Общая численность экипажа составляет семь человек.
Корма оборудована трехстворчатым люком (состоит из одной верхней и пары боковых частей), лебедкой, четырьмя тельферами, рампой. Габариты грузового отсека спроектированы так, чтобы в нем помещались стандартные авиационные контейнеры. Размеры по высоте, длине и ширине соответствуют железнодорожному стандарту 02-Т.
Особо стоит выделить систему управления самолетом: предусмотрена возможность использования вместо бустеров ручных механизмов (при необходимости). Такое решение обеспечивает посадку машины при отказе всех четырех двигателей, что увеличивает безопасность эксплуатации. Еще одна особенность – наличие автономных рулевых систем, представляющих собой совмещение гидростанции, имеющей электрический привод и свой бак, с бустером. Это позволило отказаться от централизации элементов управления, что упростило обслуживание и повысило ремонтопригодность судна.
На самолете под крыльями закреплены четыре ТРД. На судах первой серии это были Д-30КП, имевшие общую тягу в 12 тыс. кгс. Авиамоторы позволяли лететь самолету со скоростью от 260 до 850 км/ч. Впоследствии агрегаты заменили на современные ПС-90Ф-76 тягой в 14 тыс. 500 кгс, увеличившие энерговооруженность судна.
Также имеется вспомогательная силовая установка, установленная в обтекателе шасси. Агрегат обеспечивает самолет бортовым напряжением в 27, 115 и 208 В в условиях стоянки и при пуске главных двигателей.
Шасси на пяти опорах, убираемое. В носу – четыре колеса, есть передние и задние стойки. Вся система разработана специально для того, чтобы самолет мог садиться на грунтовую полосу.
Она выполнена по «двухэтажной» схеме. Наверху – командир корабля, второй пилот, радист и старший бортмеханик. В нижней части – отдельные «апартаменты» для штурмана, плюс, небольшое сиденье для проверяющего (инспектора). Внизу – специальное остекление, придающее самолету специфический вид, который выделяет его среди других воздушных судов. Такое техническое решение необходимо для визуального контакта штурмана с землей. Это важно при использовании грунтовых аэродромов.
От грузового сектора место нахождения летчиков отделено перегородкой. У нее располагается бортовой техник, контролирующий работу систем воздушного судна и погрузку-разгрузку.
Помимо военно-транспортных версий, было произведено немало вариантов воздушного судна, предназначенных для использования в мирных целях:
✅ Ил-76Т получил более прочную конструкцию и резервный бак
✅ Ил-76ТД оснастили еще большей емкостью под топливо и модифицированным БРЭО
✅ Ил-76П – машина, предназначенная для тушения пожаров
✅ Ил-76ПС используется МЧС
✅ Ил-76К имитирует невесомость для тренировки космонавтов
✅ Ил-76МФ комплектуется агрегатами ПС-90А
Воздушное судно в гражданской версии экспортировалось во многие страны мира: Индия, Алжир, Конго, Ангола, Куба, Экваториальная Гвинея, Иран, США, ОАЭ, Ирак, КНР и многие другие. Кстати, машина не так дорого стоила – в среднем 5 млрд. руб.
Были и специальные модели транспортника. Например, Ил-976 – лаборатория для испытания авиадвигателей. А-60 использовался для тестирования лазерного оружия. Китайцы на базе Ил-76 построили свою версию – KJ-2000.
Производством самолета занимался Ташкентский авиазавод, потом – Ульяновский. Всего было выпущено 957 машин (данные на середину 2021-го года). Большинство потерь самолетов связано с использованием его в военных условиях.
Всего в катастрофах утрачено 81 воздушное судно. При этом погиб 1131 человек. Один раз Ил-76 пытались угнать, но безуспешно: никто не пострадал.
Этот транспортник многие считают универсальным самолетом- долгожителем. Сегодня в Ульяновске выпускают его последнюю версию – Ил-76МД-90А, иногда ее называют Ил-476. Воздушному судну принадлежит целый ряд рекордов. В 1975-м Ил-76 с грузом в 70,121 т поднялся до 11,875 км. В том же году самолет с 70-ю тоннами пролетел по замкнутому маршруту длиной 1 тыс. км со средней скоростью 857 км/ч. Всего было зафиксировано 25 достижений мирового уровня. Благодаря машине, в 1977-м году парашютистами было установлено несколько своих рекордов:
✅ одиночный прыжок (групповой) с 15,76 км (14, 846 км)
✅ свободное падение до 960 м (женский рекорд – 574 м)
Машина оказалась востребованной для исследования Арктики. С ее помощью на дрейфующие станции доставлялись необходимые грузы, техника. Здесь на «полную катушку» проявились «способности» судна успешно работать в самых экстремальных условиях.
До распада СССР этот самолет был основным советским «небесным грузовиком». Его численность среди транспортников составляла 69 % от всего авиапарка. Но не только «тогда»: Ил-76 благополучно трудится и сегодня, хотя и не в таком количестве.
Как создавали самолет
По классификации НАТО Ил-76 получил название Candid, что в переводе означает «искренний», «прямой». Воздушное судно начали разрабатывать по непосредственному указанию Минавиапрома СССР в 1966-м году. В Постановлении говорилось, что армии необходим средний транспортный самолет для десантирования бойцов и техники. Особые требования заключались в том, что новая машина должна была:
✅ иметь короткий разбег для быстрого взлета
✅ садиться на грунтовые неподготовленные аэродромы
✅ обладать повышенной энерговооруженностью
✅ оснащаться эффективной тормозной системой
И все эти условия были выполнены! В итоге получился самолет, превосходящий заграничные аналоги по ряду технических параметров. Основные данные базовой версии Ил-76:
✅ размах крыльев, длина и высота – 50,5, 46,59 и 14,76 м
✅ вес снаряженного судна (наибольший взлетный) – 88 т (157 т)
✅ мощность силовой установки – четыре Д-30КП тягой по 12 тыс. кгс
✅ наивысшая скорость (крейсерская) – 850 км/ч (750 км/ч)
✅ потолок – до 12 км
✅ дальность – до 6,7 тыс. км
Самолет способен взять на борт до 90 т горючего, при этом его средний расход составляет 9000 л/час. Для взлета требуется ВПП длиной от 1,5 до 2-х км, посадки – от 0,93 до 1 км.
Конструктивные особенности
Это высокоплан, оснащенный стреловидными (трапеция) крыльями и оперением в виде буквы «Т» с одним килем. Фюзеляж круглый (цельнометаллический монокок), разделен на несколько кабин. Из них две используются экипажем, одна предназначена для размещения груза и в военной версии есть отсек для стрелка. Общая численность экипажа составляет семь человек.
Характерное нижнее остекление кабины сделало самолет узнаваемым. Фото: YouTube.com
Корма оборудована трехстворчатым люком (состоит из одной верхней и пары боковых частей), лебедкой, четырьмя тельферами, рампой. Габариты грузового отсека спроектированы так, чтобы в нем помещались стандартные авиационные контейнеры. Размеры по высоте, длине и ширине соответствуют железнодорожному стандарту 02-Т.
Самолет готов к погрузке. Фото: YouTube.com
Особо стоит выделить систему управления самолетом: предусмотрена возможность использования вместо бустеров ручных механизмов (при необходимости). Такое решение обеспечивает посадку машины при отказе всех четырех двигателей, что увеличивает безопасность эксплуатации. Еще одна особенность – наличие автономных рулевых систем, представляющих собой совмещение гидростанции, имеющей электрический привод и свой бак, с бустером. Это позволило отказаться от централизации элементов управления, что упростило обслуживание и повысило ремонтопригодность судна.
Силовая установка и шасси
На самолете под крыльями закреплены четыре ТРД. На судах первой серии это были Д-30КП, имевшие общую тягу в 12 тыс. кгс. Авиамоторы позволяли лететь самолету со скоростью от 260 до 850 км/ч. Впоследствии агрегаты заменили на современные ПС-90Ф-76 тягой в 14 тыс. 500 кгс, увеличившие энерговооруженность судна.
Устаревшие Д-30КП заменили на ПС-90. Фото: YouTube.com
Также имеется вспомогательная силовая установка, установленная в обтекателе шасси. Агрегат обеспечивает самолет бортовым напряжением в 27, 115 и 208 В в условиях стоянки и при пуске главных двигателей.
Шасси на пяти опорах, убираемое. В носу – четыре колеса, есть передние и задние стойки. Вся система разработана специально для того, чтобы самолет мог садиться на грунтовую полосу.
Кабина
Она выполнена по «двухэтажной» схеме. Наверху – командир корабля, второй пилот, радист и старший бортмеханик. В нижней части – отдельные «апартаменты» для штурмана, плюс, небольшое сиденье для проверяющего (инспектора). Внизу – специальное остекление, придающее самолету специфический вид, который выделяет его среди других воздушных судов. Такое техническое решение необходимо для визуального контакта штурмана с землей. Это важно при использовании грунтовых аэродромов.
Слева – место командира воздушного судна. Фото: YouTube.com
При изготовлении кабины применяется особый тип оргстекла. Оно прочнее обычного и не дает солнцу нагревать внутреннее пространство самолета, сохраняя в нем комфортный микроклимат.
От грузового сектора место нахождения летчиков отделено перегородкой. У нее располагается бортовой техник, контролирующий работу систем воздушного судна и погрузку-разгрузку.
Модификации
Помимо военно-транспортных версий, было произведено немало вариантов воздушного судна, предназначенных для использования в мирных целях:
✅ Ил-76Т получил более прочную конструкцию и резервный бак
✅ Ил-76ТД оснастили еще большей емкостью под топливо и модифицированным БРЭО
✅ Ил-76П – машина, предназначенная для тушения пожаров
✅ Ил-76ПС используется МЧС
✅ Ил-76К имитирует невесомость для тренировки космонавтов
✅ Ил-76МФ комплектуется агрегатами ПС-90А
Воздушное судно в гражданской версии экспортировалось во многие страны мира: Индия, Алжир, Конго, Ангола, Куба, Экваториальная Гвинея, Иран, США, ОАЭ, Ирак, КНР и многие другие. Кстати, машина не так дорого стоила – в среднем 5 млрд. руб.
При необходимости (например, стихийных бедствиях, техногенных катастрофах и т. п.) самолет может перевозить и людей. Фото: YouTube.com
Были и специальные модели транспортника. Например, Ил-976 – лаборатория для испытания авиадвигателей. А-60 использовался для тестирования лазерного оружия. Китайцы на базе Ил-76 построили свою версию – KJ-2000.
Катастрофы
Производством самолета занимался Ташкентский авиазавод, потом – Ульяновский. Всего было выпущено 957 машин (данные на середину 2021-го года). Большинство потерь самолетов связано с использованием его в военных условиях.
Пожар в воздухе 21.06.2000 года. Фото: YouTube.com
Всего в катастрофах утрачено 81 воздушное судно. При этом погиб 1131 человек. Один раз Ил-76 пытались угнать, но безуспешно: никто не пострадал.
Резюме
Этот транспортник многие считают универсальным самолетом- долгожителем. Сегодня в Ульяновске выпускают его последнюю версию – Ил-76МД-90А, иногда ее называют Ил-476. Воздушному судну принадлежит целый ряд рекордов. В 1975-м Ил-76 с грузом в 70,121 т поднялся до 11,875 км. В том же году самолет с 70-ю тоннами пролетел по замкнутому маршруту длиной 1 тыс. км со средней скоростью 857 км/ч. Всего было зафиксировано 25 достижений мирового уровня. Благодаря машине, в 1977-м году парашютистами было установлено несколько своих рекордов:
✅ одиночный прыжок (групповой) с 15,76 км (14, 846 км)
✅ свободное падение до 960 м (женский рекорд – 574 м)
Машина оказалась востребованной для исследования Арктики. С ее помощью на дрейфующие станции доставлялись необходимые грузы, техника. Здесь на «полную катушку» проявились «способности» судна успешно работать в самых экстремальных условиях.
При разбеге в 700 м самолет на твердом покрытии взлетает за 20 секунд. Фото: YouTube.com
До распада СССР этот самолет был основным советским «небесным грузовиком». Его численность среди транспортников составляла 69 % от всего авиапарка. Но не только «тогда»: Ил-76 благополучно трудится и сегодня, хотя и не в таком количестве.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
Экспорт советской техники в капстраны происходил довольно скромными тиражами. Показательны в этом отношении поставки ГАЗ-69, грузовиков и тракторов в островное...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....