АЗЛК 2144 – «Москвич» на рапсовом масле
1 751

АЗЛК 2144 – «Москвич» на рапсовом масле

Говоря об этом автомобиле, нельзя не отметить один из удивительнейших моментов. Он заключается в том, что машина создавалась не по замыслу инженеров-конструкторов, а по пожеланию… Михаила Горбачева. Это он, возглавив страну, бросил клич об ускорении научно-технического прогресса. Задачу поняли и в 1985-м году на АЗЛК сформировали группу, которая должна была заниматься проектированием перспективных авто. Возглавил ее А. Куликов. Тогда никто и подумать не смел, что СССР распадется: все уверенно смотрели вперед – в 90-е.


Но сложные времена все же наступили: в 1996 году впервые остановился конвейер, а через пару лет завод обанкротился: отдавать занятые на производство нового двигателя 360 млн. долларов было нечем. Помучившись в судорогах, к 2001-му предприятие фактически прекратило свое существование.

«Москвич-2141»


Несмотря на тяжелые времена, в 90-е ряд конструкторов, дизайнеров продолжали трудиться и одним из результатов стало появление на свет макета нового автомобиля, который по замыслу разработчиков должен был затмить зарубежные аналоги. Модель назвали «автомобилем 2000-года».

Экстерьер


Внешний вид прорабатывал дизайнер Ивакин С. Сначала он создал макет в масштабе 1:4, который испытал в аэродинамической трубе. С помощью компьютерных программ получил математически точную модель. На ее базе посредством пятикоординатного фрезерного станка сделали пенопластовую поверхность кузова. С нее сняли матрицы и только затем приступили к изготовлению панелей из стеклоткани.

АЗЛК 2144 – «Москвич» на рапсовом маслеДизайн для конца 80-х был довольно смелым. Фото: YouTube.com

Об экстерьере машины можно спорить: кому-то он сегодня и не понравится. Но в то время внешний вид был довольно прогрессивным. Серьезным шагом вперед можно считать применение алюминия, который смог бы уменьшить собственный вес машины. По расчетам он не превышал 700 кг, что меньше чем у «Москвич-2141» почти на 40 %. Обтекаемость кузова тоже выше всяческих похвал – 0,149 (для сравнения: у предшественника – 0,35).

Двери


Они открываются вверх – но не как «бабочки», а сдвигаются, что актуально, например, в условиях стесненной парковки. Чтобы открыть дверь, достаточно нажать на ручку-клавишу. «Выезд» из проема осуществляется механически, за счет хитроумного рычажного механизма. Инженеры, создавшие подобную конструкцию, считали, что так будет удобнее садиться и загружать вещи (средних стоек нет).

Двери открывались вверх, сдвигаясь параллельно кузову. Фото: YouTube.com

Правда, опускание стекол дверей не предусмотрено: вентиляция осуществляется через форточки. А еще действует климат-контроль. При необходимости перевезти что-то крупное, задние спинки кресел и одного переднего складывались. И, завершая абзац про внешний вид и кузов, стоит сказать о предусмотрительности разработчиков: дешевый алюминий предполагалось получать из «обедненных руд, которые добывают комбинаты Кольского полуострова». Благодаря обилию компонентов из цветного металла, кузов должен стать полностью утилизируемым.

Силовой агрегат


И здесь немало новшеств, удивительных для советского гражданина. Планировалось устанавливать трехцилиндровый мотор от немецкого производителя – Elko. Двигатель развивал от 82-х до 95-ти «лошадей» при крутящем моменте 150-160 Н*м. Это вполне прилично, если учитывать, что объем цилиндров всего 1,45 л. Но «фишка» не в этом: агрегату для работы требовался низкооктановый бензин, керосин, дизельное топливо или растительное масло (нерафинированное) на выбор! И еще одно оригинальное решение: в качестве охлаждающей жидкости разрешалось использовать не только антифризы, но и штатное масло для двигателя. Но такие моторы немцы массово не выпускали: фирма Elsbett – достаточно скромное по масштабам предприятие.

Салон рассчитан на 5 человек. Фото: YouTube.com

Небольшими сериями этот двигатель ставили на «Мерседес-Бенц 190». Но позже от идеи отказались. Моторчик сильно вибрировал и плохо стартовал на «холодную». Хотя, эти проблемы решаемы – тем более для автоиндустрии Германии.

Производство силовых агрегатов рассчитывали организовать в г. Курган. Вариатор тоже планировали выпускать в РФ. Машина должна предлагаться в передне- и полноприводном вариантах. Были и иные пожелания: установка пневмоподвески с регулируемым клиренсом – от 14 до 24 см.

Другие технические особенности


Трансмиссия – автоматическая, бесступенчатая, т. е. коробка должна быть вариаторной. Максимальная расчетная скорость – 185 км/ч. Разгон до «сотки» заявлен в 12 секунд. Здесь ничего особенного, а вот расход горючего удивляет – не более 3,2 л/100 км (на скорости 120 км/ч, при 90 км/ч – 2,2 л), как утверждают конструкторы. Габариты:

✅ длина – 4,4 м
✅ ширина – 1,7 м
✅ высота – 1,335 м
✅ база колес – 2,55 м

Автомобиль оснащался отечественной системой ABS, специально для него разработанной. Ремни имели преднатяжители с пиротехническими патронами. Ну, и конечно, подушки безопасности тоже присутствовали. Из «вишенок на торте» стоит выделить сканер, с помощью которого изображения находящихся перед машиной объектов проецировались на лобовое стекло. Это уменьшало риск столкновения. Систему с тепловизором, способную работать ночью, в дождь и туман, АЗЛК «подарила» советская «оборонка», причем конструкторам военные предоставили опытный образец!

Бортовое оборудование на высоте, а место водителя выглядит скромно. Фото: YouTube.com

Нельзя не упомянуть самодиагностику АЗЛК-2144. В большинстве современных бюджетных авто используется простой индикатор – лампа Check. В «Москвиче» же при возникновении неисправности на дисплей немедленно выводилась информация о ней и способы локализации проблемы, ее решения.

Объемный багажник с низкой загрузкой – мечта советских автолюбителей. Фото: YouTube.com

Если собрать воедино все идеи, использованные технологии, станет очевидно: инженеры АЗЛК смотрели далеко вперед. Ведь все вышеперечисленные новшества сегодня уже используются на многих современных машинах. А в то время, напомню, шли восьмидесятые-девяностые годы.

Конец проекта


Сначала возникли проблемы с двигателем: требовалось изменить его конструкцию, чтобы наладить масштабное производство. Следующий момент – затруднения в поиске крупных поставщиков других узлов и деталей. Но все это были «цветочки» в сравнении с главным – отсутствием финансирования. То, что касается рублей, попытался взять на себя АЗЛК. Однако проведенная в 1991-м году либерализация цен превратил средства завода в прах.

Цеха АЗЛК в середине 90-х. Фото: YouTube.com

Тем не менее, в 1991-м макет был готов. Пол сделали металлическим, остальную часть кузова – пластиковой. Тогда на «Москвиче» работал механизм поднятия дверей, открывался багажник, крутился руль. До 1993-го проект оставался неизменным: подвижек больше не было. К тому же в это время скончался глава завода Коломников В., который был крайне неравнодушен к концепту. У нового руководства до 2144 «руки не доходили». Политические события развивались столь стремительно, что «Истра» даже не побывала ни на одном международном автосалоне. Ее не видели ни в СНГ, ни в Европе.

Выводы


Сегодня макет (он выпущен в единственном числе) размещен в столичном музее ретро-машин. АЗЛК-2144 так и остался на опытном этапе. Это и не особо странно: даже если бы не было политических потрясений, вряд ли машина с такими «наворотами» сумела пробиться в серию. Да и стоимость ее наверняка стала бы заоблачной. Однако можно сделать вывод: автопром в конце 80-х был на пике подъема и готовился сделать технический рывок. Другое дело, что не в то время…
А вы что думаете об АЗЛК 2144?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...