Pontiac Firebird – один из лучших «пони-каров» конца 60-х
Давно уже не секрет, что именно рекламная акция компании Coca-cola повлияла на современный образ Санта-Клауса и Деда Мороза. Но в послужном списке оставленных «следов» в истории у производителей прохладительных напитков имеются и другие примеры. А касаются они любимой нами с вами автомобильной тематики.
В период расцвета так называемых автомобилей Pony в конце 60-х годов многие американские производители пытались представить на рынок высокопроизводительные и, в то же время, относительно доступные спорткары. Поскольку большинство из них собрали под одной крышей несколько брендов, естественным казалось использование преимуществ в затратах, которые могли возникнуть при разработке родственных моделей с общей технической базой.
Концерн General Motors использовал дочерние компании Chevrolet и Pontiac, которые вывели на рынок два самых известных автомобиля Pony Car той эпохи. В то время как модель Chevrolet сходила с конвейера под названием Camaro с 1966 года, производители Pontiac разработали Firebird. Его впервые представили годом позже.
Конкуренция на автомобильном рынке США середине 60-х прошлого столетия была более чем плотной. Поэтому появление у соперников новой перспективной модели заставляло поднатужиться и дать достойный ответ. Именно это и произошло в тот день, когда в СССР активно отмечали 49-ю годовщину дня Советской армии. Выбранное название уже использовалось компанией в прошлом столетии, но красиво звучало и казалось очень символичным: «жар-птица», которая чудом сможет обойти конкурентов из компании Ford.
Внешний дизайн новинки, как и у «брата», разделявшего с ним шасси, выполнили стилизованным под очертания «коловской» бутылки. Улучшения обтекаемости Firebird по сравнению с предшественником добились благодаря интегрированию передних бамперов в общий дизайн передка. Кстати, задние фонари, стилизованные в щели, выглядели очень круто для тех времен. Они явно отсылали к некоторым другим моделям компании.
Производитель изначально оснащал версии спорткара начального уровня 6-цилиндровыми двигателями рабочим объемом около 4 литров. Это обеспечивало и купе, и кабриолетам относительно скромную мощность немногим выше 100 л. с. Однако классической моторизацией стали более производительные V8. Некоторые из них обладали 6-литровым объемом. В рамках сокращения размеров с начала 80-х Firebird все чаще вновь оснащался двигателями V6, в то время как топовые модели по-прежнему комплектовали «восьмеркой».
Pontiac Firebird Trans Am традиционно имел лучшие показатели производительности. Эта спортивная модель изготавливалась по модифицированной технологии с измененным дизайном кузова и предлагалась в разные годы как кабриолет или купе. Но давайте проследим историю модели и ее модификаций в хронологическом порядке.
Все Firebird, сошедшие с заводского конвейера до конца 60-х, относились к первому поколению. Хотя уже с первых лет начались различные доработки и изменения дизайна автомобиля. Например, модель 1969 года предлагалась как двухдверный спорткар с жесткой или открытой крышей.
Первоначально автомобиль считался «утешительным призом» для компании Pontiac, которая хотела создать 2-местный спортивный автомобиль на основе своего оригинального концепта Banshee. Однако в GM опасались, что это урежет Chevrolet Corvette. Компромиссом стало предложение Pontiac занять часть рынка «пони-каров», разделив платформу F-body с Chevrolet. В первый год предлагалось несколько силовых агрегатов различной мощности:
✅ 165-сильный с 1-цилиндровым карбюратором Rochester
✅ 215-сильный с 4-камерным карбюратором
✅ 250-сильный с 2-камерным карбюратором
✅ самые мощные 6-литровые с 285 (325) л. с.
Уже на следующий год базовая версия получила двигатель с мощностью, увеличенной на 10 «лошадок». Остальные силовые агрегаты также добавили, но незначительно. А вот Ram Air IV, появившийся в 1969 году, поднял планку до 345 (350) лошадиных сил. Их цены в современном эквиваленте колебались от 21,67 до 25,36 тыс. долларов. За 3 года компания успела собрать более 277 тысяч транспортных средств первого поколения. В новом десятилетии авто ожидали заметные перемены.
70-е прошлого столетия, часто вызывающие ассоциации с топливным кризисом, принесли в конструкцию рассматриваемой модели обновление как дизайна, так и ассортимента. К примеру, на целых два десятилетия из вариантов сборки исчез кузов категории купе. Эту ситуацию решили исправить только к началу 90-х. Да и сам дебют второго поколения, из-за технических причин, отложили до конца февраля 1970 года.
Внешний дизайн также стал более стильным, от бутылочной компоновки не осталось и следа. Еще одним заметным элементом стала широкая задняя стойка. В таком виде кузов просуществовал до 1975 года. Тогда такую внешность сочли вычурной и легко решили вопрос при помощи увеличения размера заднего стекла. Закругленное стекло добавляло слабых мест, связанных с поклейкой и герметизацией салона. К середине десятилетия тему закрыли. Кроме классического варианта, выпускались следующие модификации: Formula, Esprit и Trans Am.
Отдельная история – это ограниченная серия в 2590 автомобилей, приуроченная к 50-летию компании. Ею стал RPO Y82 образца 1976 года. Существовали и другие варианты различных пакетов внешнего вида, производившихся в течение одного или нескольких лет. Специальные гоночные автомобили начала 80-х это Turbo Trans Am двух модификаций, выпущенные общим тиражом в 7700 единиц. Каждый год ознаменовался своей важной вехой в истории Pontiac Firebird:
✅ 1970 – базовый автомобиль оснащался радиоприемником и 155-сильным мотором
✅ 1971 – на все модификации устанавливались колеса Honeycomb, а сидения с подголовниками заменили на ковшеобразные
✅ 1972 – модель получила шестигранную решетку, а производство сосредоточилось в Норвуде
✅ 1973 – две новые цветовые гаммы и осовремененная носовая часть
✅ 1974 – телескопические бамперы и новые задние фонари
✅ 1975/76 – незначительные изменения в дизайне
✅ 1977 – фэйслифтинг с 4-мя прямоугольными фарами и другими новыми элементами дизайна
В последующие годы появились перекрестная штриховка решетки, аэродинамический передок и отказ в начале следующего десятилетия от двигателей с большим объемом. Но уже вовсю шла подготовка к новому третьему поколению автомобиля.
Выход на рынок третьего поколения Pontiac Firebird, представленного в 1982 году, ознаменовал собой разрыв с существующими традициями дизайна серии. Кабриолеты и купе (с 1989 года) теперь получили клиновидную переднюю часть с убирающимися фарами. Они сохранились и в поколении Pontiac Firebird, представленном в 1993 году.
Последовали изменения, созвучные времени, как наклон лобового стекла в 62 градуса или первая модификация с кузовом хэтчбек. Новый автомобиль получил не только двигатели с меньшим объемом, но и заметно «похудел» (примерно на 230 кг).
В последнем четвертом поколении детали автомобиля получили обновление на 90%. В общем, это было авто лишь отдаленно напоминающие модель 1967 года. Современные реалии потребовали идти в ногу со временем: появились двойные подушки безопасности, реечный усилитель руля и ABS.
Pontiac Firebird пережил четыре поколения в кузовах купе и кабриолет и оставался на конвейере до 2002 года, когда полностью упразднили из оборудования салона кассетные стереосистемы. Новые более округлые линии в его дизайне сохранились до окончания производства в 2002 году.
В период расцвета так называемых автомобилей Pony в конце 60-х годов многие американские производители пытались представить на рынок высокопроизводительные и, в то же время, относительно доступные спорткары. Поскольку большинство из них собрали под одной крышей несколько брендов, естественным казалось использование преимуществ в затратах, которые могли возникнуть при разработке родственных моделей с общей технической базой.
Такая концепция положила начало Pontiac Firebird. Фото: youtube.com
Концерн General Motors использовал дочерние компании Chevrolet и Pontiac, которые вывели на рынок два самых известных автомобиля Pony Car той эпохи. В то время как модель Chevrolet сходила с конвейера под названием Camaro с 1966 года, производители Pontiac разработали Firebird. Его впервые представили годом позже.
Автомобиль, созданный в противовес Ford Mustang
Конкуренция на автомобильном рынке США середине 60-х прошлого столетия была более чем плотной. Поэтому появление у соперников новой перспективной модели заставляло поднатужиться и дать достойный ответ. Именно это и произошло в тот день, когда в СССР активно отмечали 49-ю годовщину дня Советской армии. Выбранное название уже использовалось компанией в прошлом столетии, но красиво звучало и казалось очень символичным: «жар-птица», которая чудом сможет обойти конкурентов из компании Ford.
В первых двух поколениях до 1982 года внешний вид Pontiac Firebird характеризовался классической элегантной формой купе в современном для тех лет стиле. Первое поколение отличали круглые сдвоенные фары и плоское отверстие радиатора на заостренной передней части. Во втором автомобиль стал более угловатым и получил разделенную надвое решетку с прямоугольными отверстиями.
Внешний дизайн новинки, как и у «брата», разделявшего с ним шасси, выполнили стилизованным под очертания «коловской» бутылки. Улучшения обтекаемости Firebird по сравнению с предшественником добились благодаря интегрированию передних бамперов в общий дизайн передка. Кстати, задние фонари, стилизованные в щели, выглядели очень круто для тех времен. Они явно отсылали к некоторым другим моделям компании.
Производитель изначально оснащал версии спорткара начального уровня 6-цилиндровыми двигателями рабочим объемом около 4 литров. Это обеспечивало и купе, и кабриолетам относительно скромную мощность немногим выше 100 л. с. Однако классической моторизацией стали более производительные V8. Некоторые из них обладали 6-литровым объемом. В рамках сокращения размеров с начала 80-х Firebird все чаще вновь оснащался двигателями V6, в то время как топовые модели по-прежнему комплектовали «восьмеркой».
Стильные задние «стопы». Фото: youtube.com
Pontiac Firebird Trans Am традиционно имел лучшие показатели производительности. Эта спортивная модель изготавливалась по модифицированной технологии с измененным дизайном кузова и предлагалась в разные годы как кабриолет или купе. Но давайте проследим историю модели и ее модификаций в хронологическом порядке.
История «первого», продлившаяся до конца десятилетия
Все Firebird, сошедшие с заводского конвейера до конца 60-х, относились к первому поколению. Хотя уже с первых лет начались различные доработки и изменения дизайна автомобиля. Например, модель 1969 года предлагалась как двухдверный спорткар с жесткой или открытой крышей.
Первоначально автомобиль считался «утешительным призом» для компании Pontiac, которая хотела создать 2-местный спортивный автомобиль на основе своего оригинального концепта Banshee. Однако в GM опасались, что это урежет Chevrolet Corvette. Компромиссом стало предложение Pontiac занять часть рынка «пони-каров», разделив платформу F-body с Chevrolet. В первый год предлагалось несколько силовых агрегатов различной мощности:
✅ 165-сильный с 1-цилиндровым карбюратором Rochester
✅ 215-сильный с 4-камерным карбюратором
✅ 250-сильный с 2-камерным карбюратором
✅ самые мощные 6-литровые с 285 (325) л. с.
Уже на следующий год базовая версия получила двигатель с мощностью, увеличенной на 10 «лошадок». Остальные силовые агрегаты также добавили, но незначительно. А вот Ram Air IV, появившийся в 1969 году, поднял планку до 345 (350) лошадиных сил. Их цены в современном эквиваленте колебались от 21,67 до 25,36 тыс. долларов. За 3 года компания успела собрать более 277 тысяч транспортных средств первого поколения. В новом десятилетии авто ожидали заметные перемены.
Поколение номер 2 – автомобили седьмого десятилетия
70-е прошлого столетия, часто вызывающие ассоциации с топливным кризисом, принесли в конструкцию рассматриваемой модели обновление как дизайна, так и ассортимента. К примеру, на целых два десятилетия из вариантов сборки исчез кузов категории купе. Эту ситуацию решили исправить только к началу 90-х. Да и сам дебют второго поколения, из-за технических причин, отложили до конца февраля 1970 года.
Самый мощный 350-сильный двигатель Pontiac Firebird. Фото: youtube.com
Внешний дизайн также стал более стильным, от бутылочной компоновки не осталось и следа. Еще одним заметным элементом стала широкая задняя стойка. В таком виде кузов просуществовал до 1975 года. Тогда такую внешность сочли вычурной и легко решили вопрос при помощи увеличения размера заднего стекла. Закругленное стекло добавляло слабых мест, связанных с поклейкой и герметизацией салона. К середине десятилетия тему закрыли. Кроме классического варианта, выпускались следующие модификации: Formula, Esprit и Trans Am.
Отдельная история – это ограниченная серия в 2590 автомобилей, приуроченная к 50-летию компании. Ею стал RPO Y82 образца 1976 года. Существовали и другие варианты различных пакетов внешнего вида, производившихся в течение одного или нескольких лет. Специальные гоночные автомобили начала 80-х это Turbo Trans Am двух модификаций, выпущенные общим тиражом в 7700 единиц. Каждый год ознаменовался своей важной вехой в истории Pontiac Firebird:
✅ 1970 – базовый автомобиль оснащался радиоприемником и 155-сильным мотором
✅ 1971 – на все модификации устанавливались колеса Honeycomb, а сидения с подголовниками заменили на ковшеобразные
✅ 1972 – модель получила шестигранную решетку, а производство сосредоточилось в Норвуде
✅ 1973 – две новые цветовые гаммы и осовремененная носовая часть
✅ 1974 – телескопические бамперы и новые задние фонари
✅ 1975/76 – незначительные изменения в дизайне
✅ 1977 – фэйслифтинг с 4-мя прямоугольными фарами и другими новыми элементами дизайна
В последующие годы появились перекрестная штриховка решетки, аэродинамический передок и отказ в начале следующего десятилетия от двигателей с большим объемом. Но уже вовсю шла подготовка к новому третьему поколению автомобиля.
Третье, четвертое поколения и завершения выпуска
Выход на рынок третьего поколения Pontiac Firebird, представленного в 1982 году, ознаменовал собой разрыв с существующими традициями дизайна серии. Кабриолеты и купе (с 1989 года) теперь получили клиновидную переднюю часть с убирающимися фарами. Они сохранились и в поколении Pontiac Firebird, представленном в 1993 году.
В последних поколениях внешность автомобиля стала совсем иной. Фото: youtube.com
Последовали изменения, созвучные времени, как наклон лобового стекла в 62 градуса или первая модификация с кузовом хэтчбек. Новый автомобиль получил не только двигатели с меньшим объемом, но и заметно «похудел» (примерно на 230 кг).
В последнем четвертом поколении детали автомобиля получили обновление на 90%. В общем, это было авто лишь отдаленно напоминающие модель 1967 года. Современные реалии потребовали идти в ногу со временем: появились двойные подушки безопасности, реечный усилитель руля и ABS.
Более полвека спустя автомобиль занял место среди ретро-каров. Фото: youtube.com
Pontiac Firebird пережил четыре поколения в кузовах купе и кабриолет и оставался на конвейере до 2002 года, когда полностью упразднили из оборудования салона кассетные стереосистемы. Новые более округлые линии в его дизайне сохранились до окончания производства в 2002 году.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...