Pontiac Firebird – один из лучших «пони-каров» конца 60-х
Давно уже не секрет, что именно рекламная акция компании Coca-cola повлияла на современный образ Санта-Клауса и Деда Мороза. Но в послужном списке оставленных «следов» в истории у производителей прохладительных напитков имеются и другие примеры. А касаются они любимой нами с вами автомобильной тематики.
В период расцвета так называемых автомобилей Pony в конце 60-х годов многие американские производители пытались представить на рынок высокопроизводительные и, в то же время, относительно доступные спорткары. Поскольку большинство из них собрали под одной крышей несколько брендов, естественным казалось использование преимуществ в затратах, которые могли возникнуть при разработке родственных моделей с общей технической базой.
Концерн General Motors использовал дочерние компании Chevrolet и Pontiac, которые вывели на рынок два самых известных автомобиля Pony Car той эпохи. В то время как модель Chevrolet сходила с конвейера под названием Camaro с 1966 года, производители Pontiac разработали Firebird. Его впервые представили годом позже.
Конкуренция на автомобильном рынке США середине 60-х прошлого столетия была более чем плотной. Поэтому появление у соперников новой перспективной модели заставляло поднатужиться и дать достойный ответ. Именно это и произошло в тот день, когда в СССР активно отмечали 49-ю годовщину дня Советской армии. Выбранное название уже использовалось компанией в прошлом столетии, но красиво звучало и казалось очень символичным: «жар-птица», которая чудом сможет обойти конкурентов из компании Ford.
Внешний дизайн новинки, как и у «брата», разделявшего с ним шасси, выполнили стилизованным под очертания «коловской» бутылки. Улучшения обтекаемости Firebird по сравнению с предшественником добились благодаря интегрированию передних бамперов в общий дизайн передка. Кстати, задние фонари, стилизованные в щели, выглядели очень круто для тех времен. Они явно отсылали к некоторым другим моделям компании.
Производитель изначально оснащал версии спорткара начального уровня 6-цилиндровыми двигателями рабочим объемом около 4 литров. Это обеспечивало и купе, и кабриолетам относительно скромную мощность немногим выше 100 л. с. Однако классической моторизацией стали более производительные V8. Некоторые из них обладали 6-литровым объемом. В рамках сокращения размеров с начала 80-х Firebird все чаще вновь оснащался двигателями V6, в то время как топовые модели по-прежнему комплектовали «восьмеркой».
Pontiac Firebird Trans Am традиционно имел лучшие показатели производительности. Эта спортивная модель изготавливалась по модифицированной технологии с измененным дизайном кузова и предлагалась в разные годы как кабриолет или купе. Но давайте проследим историю модели и ее модификаций в хронологическом порядке.
Все Firebird, сошедшие с заводского конвейера до конца 60-х, относились к первому поколению. Хотя уже с первых лет начались различные доработки и изменения дизайна автомобиля. Например, модель 1969 года предлагалась как двухдверный спорткар с жесткой или открытой крышей.
Первоначально автомобиль считался «утешительным призом» для компании Pontiac, которая хотела создать 2-местный спортивный автомобиль на основе своего оригинального концепта Banshee. Однако в GM опасались, что это урежет Chevrolet Corvette. Компромиссом стало предложение Pontiac занять часть рынка «пони-каров», разделив платформу F-body с Chevrolet. В первый год предлагалось несколько силовых агрегатов различной мощности:
✅ 165-сильный с 1-цилиндровым карбюратором Rochester
✅ 215-сильный с 4-камерным карбюратором
✅ 250-сильный с 2-камерным карбюратором
✅ самые мощные 6-литровые с 285 (325) л. с.
Уже на следующий год базовая версия получила двигатель с мощностью, увеличенной на 10 «лошадок». Остальные силовые агрегаты также добавили, но незначительно. А вот Ram Air IV, появившийся в 1969 году, поднял планку до 345 (350) лошадиных сил. Их цены в современном эквиваленте колебались от 21,67 до 25,36 тыс. долларов. За 3 года компания успела собрать более 277 тысяч транспортных средств первого поколения. В новом десятилетии авто ожидали заметные перемены.
70-е прошлого столетия, часто вызывающие ассоциации с топливным кризисом, принесли в конструкцию рассматриваемой модели обновление как дизайна, так и ассортимента. К примеру, на целых два десятилетия из вариантов сборки исчез кузов категории купе. Эту ситуацию решили исправить только к началу 90-х. Да и сам дебют второго поколения, из-за технических причин, отложили до конца февраля 1970 года.
Внешний дизайн также стал более стильным, от бутылочной компоновки не осталось и следа. Еще одним заметным элементом стала широкая задняя стойка. В таком виде кузов просуществовал до 1975 года. Тогда такую внешность сочли вычурной и легко решили вопрос при помощи увеличения размера заднего стекла. Закругленное стекло добавляло слабых мест, связанных с поклейкой и герметизацией салона. К середине десятилетия тему закрыли. Кроме классического варианта, выпускались следующие модификации: Formula, Esprit и Trans Am.
Отдельная история – это ограниченная серия в 2590 автомобилей, приуроченная к 50-летию компании. Ею стал RPO Y82 образца 1976 года. Существовали и другие варианты различных пакетов внешнего вида, производившихся в течение одного или нескольких лет. Специальные гоночные автомобили начала 80-х это Turbo Trans Am двух модификаций, выпущенные общим тиражом в 7700 единиц. Каждый год ознаменовался своей важной вехой в истории Pontiac Firebird:
✅ 1970 – базовый автомобиль оснащался радиоприемником и 155-сильным мотором
✅ 1971 – на все модификации устанавливались колеса Honeycomb, а сидения с подголовниками заменили на ковшеобразные
✅ 1972 – модель получила шестигранную решетку, а производство сосредоточилось в Норвуде
✅ 1973 – две новые цветовые гаммы и осовремененная носовая часть
✅ 1974 – телескопические бамперы и новые задние фонари
✅ 1975/76 – незначительные изменения в дизайне
✅ 1977 – фэйслифтинг с 4-мя прямоугольными фарами и другими новыми элементами дизайна
В последующие годы появились перекрестная штриховка решетки, аэродинамический передок и отказ в начале следующего десятилетия от двигателей с большим объемом. Но уже вовсю шла подготовка к новому третьему поколению автомобиля.
Выход на рынок третьего поколения Pontiac Firebird, представленного в 1982 году, ознаменовал собой разрыв с существующими традициями дизайна серии. Кабриолеты и купе (с 1989 года) теперь получили клиновидную переднюю часть с убирающимися фарами. Они сохранились и в поколении Pontiac Firebird, представленном в 1993 году.
Последовали изменения, созвучные времени, как наклон лобового стекла в 62 градуса или первая модификация с кузовом хэтчбек. Новый автомобиль получил не только двигатели с меньшим объемом, но и заметно «похудел» (примерно на 230 кг).
В последнем четвертом поколении детали автомобиля получили обновление на 90%. В общем, это было авто лишь отдаленно напоминающие модель 1967 года. Современные реалии потребовали идти в ногу со временем: появились двойные подушки безопасности, реечный усилитель руля и ABS.
Pontiac Firebird пережил четыре поколения в кузовах купе и кабриолет и оставался на конвейере до 2002 года, когда полностью упразднили из оборудования салона кассетные стереосистемы. Новые более округлые линии в его дизайне сохранились до окончания производства в 2002 году.
В период расцвета так называемых автомобилей Pony в конце 60-х годов многие американские производители пытались представить на рынок высокопроизводительные и, в то же время, относительно доступные спорткары. Поскольку большинство из них собрали под одной крышей несколько брендов, естественным казалось использование преимуществ в затратах, которые могли возникнуть при разработке родственных моделей с общей технической базой.
Такая концепция положила начало Pontiac Firebird. Фото: youtube.com
Концерн General Motors использовал дочерние компании Chevrolet и Pontiac, которые вывели на рынок два самых известных автомобиля Pony Car той эпохи. В то время как модель Chevrolet сходила с конвейера под названием Camaro с 1966 года, производители Pontiac разработали Firebird. Его впервые представили годом позже.
Автомобиль, созданный в противовес Ford Mustang
Конкуренция на автомобильном рынке США середине 60-х прошлого столетия была более чем плотной. Поэтому появление у соперников новой перспективной модели заставляло поднатужиться и дать достойный ответ. Именно это и произошло в тот день, когда в СССР активно отмечали 49-ю годовщину дня Советской армии. Выбранное название уже использовалось компанией в прошлом столетии, но красиво звучало и казалось очень символичным: «жар-птица», которая чудом сможет обойти конкурентов из компании Ford.
В первых двух поколениях до 1982 года внешний вид Pontiac Firebird характеризовался классической элегантной формой купе в современном для тех лет стиле. Первое поколение отличали круглые сдвоенные фары и плоское отверстие радиатора на заостренной передней части. Во втором автомобиль стал более угловатым и получил разделенную надвое решетку с прямоугольными отверстиями.
Внешний дизайн новинки, как и у «брата», разделявшего с ним шасси, выполнили стилизованным под очертания «коловской» бутылки. Улучшения обтекаемости Firebird по сравнению с предшественником добились благодаря интегрированию передних бамперов в общий дизайн передка. Кстати, задние фонари, стилизованные в щели, выглядели очень круто для тех времен. Они явно отсылали к некоторым другим моделям компании.
Производитель изначально оснащал версии спорткара начального уровня 6-цилиндровыми двигателями рабочим объемом около 4 литров. Это обеспечивало и купе, и кабриолетам относительно скромную мощность немногим выше 100 л. с. Однако классической моторизацией стали более производительные V8. Некоторые из них обладали 6-литровым объемом. В рамках сокращения размеров с начала 80-х Firebird все чаще вновь оснащался двигателями V6, в то время как топовые модели по-прежнему комплектовали «восьмеркой».
Стильные задние «стопы». Фото: youtube.com
Pontiac Firebird Trans Am традиционно имел лучшие показатели производительности. Эта спортивная модель изготавливалась по модифицированной технологии с измененным дизайном кузова и предлагалась в разные годы как кабриолет или купе. Но давайте проследим историю модели и ее модификаций в хронологическом порядке.
История «первого», продлившаяся до конца десятилетия
Все Firebird, сошедшие с заводского конвейера до конца 60-х, относились к первому поколению. Хотя уже с первых лет начались различные доработки и изменения дизайна автомобиля. Например, модель 1969 года предлагалась как двухдверный спорткар с жесткой или открытой крышей.
Первоначально автомобиль считался «утешительным призом» для компании Pontiac, которая хотела создать 2-местный спортивный автомобиль на основе своего оригинального концепта Banshee. Однако в GM опасались, что это урежет Chevrolet Corvette. Компромиссом стало предложение Pontiac занять часть рынка «пони-каров», разделив платформу F-body с Chevrolet. В первый год предлагалось несколько силовых агрегатов различной мощности:
✅ 165-сильный с 1-цилиндровым карбюратором Rochester
✅ 215-сильный с 4-камерным карбюратором
✅ 250-сильный с 2-камерным карбюратором
✅ самые мощные 6-литровые с 285 (325) л. с.
Уже на следующий год базовая версия получила двигатель с мощностью, увеличенной на 10 «лошадок». Остальные силовые агрегаты также добавили, но незначительно. А вот Ram Air IV, появившийся в 1969 году, поднял планку до 345 (350) лошадиных сил. Их цены в современном эквиваленте колебались от 21,67 до 25,36 тыс. долларов. За 3 года компания успела собрать более 277 тысяч транспортных средств первого поколения. В новом десятилетии авто ожидали заметные перемены.
Поколение номер 2 – автомобили седьмого десятилетия
70-е прошлого столетия, часто вызывающие ассоциации с топливным кризисом, принесли в конструкцию рассматриваемой модели обновление как дизайна, так и ассортимента. К примеру, на целых два десятилетия из вариантов сборки исчез кузов категории купе. Эту ситуацию решили исправить только к началу 90-х. Да и сам дебют второго поколения, из-за технических причин, отложили до конца февраля 1970 года.
Самый мощный 350-сильный двигатель Pontiac Firebird. Фото: youtube.com
Внешний дизайн также стал более стильным, от бутылочной компоновки не осталось и следа. Еще одним заметным элементом стала широкая задняя стойка. В таком виде кузов просуществовал до 1975 года. Тогда такую внешность сочли вычурной и легко решили вопрос при помощи увеличения размера заднего стекла. Закругленное стекло добавляло слабых мест, связанных с поклейкой и герметизацией салона. К середине десятилетия тему закрыли. Кроме классического варианта, выпускались следующие модификации: Formula, Esprit и Trans Am.
Отдельная история – это ограниченная серия в 2590 автомобилей, приуроченная к 50-летию компании. Ею стал RPO Y82 образца 1976 года. Существовали и другие варианты различных пакетов внешнего вида, производившихся в течение одного или нескольких лет. Специальные гоночные автомобили начала 80-х это Turbo Trans Am двух модификаций, выпущенные общим тиражом в 7700 единиц. Каждый год ознаменовался своей важной вехой в истории Pontiac Firebird:
✅ 1970 – базовый автомобиль оснащался радиоприемником и 155-сильным мотором
✅ 1971 – на все модификации устанавливались колеса Honeycomb, а сидения с подголовниками заменили на ковшеобразные
✅ 1972 – модель получила шестигранную решетку, а производство сосредоточилось в Норвуде
✅ 1973 – две новые цветовые гаммы и осовремененная носовая часть
✅ 1974 – телескопические бамперы и новые задние фонари
✅ 1975/76 – незначительные изменения в дизайне
✅ 1977 – фэйслифтинг с 4-мя прямоугольными фарами и другими новыми элементами дизайна
В последующие годы появились перекрестная штриховка решетки, аэродинамический передок и отказ в начале следующего десятилетия от двигателей с большим объемом. Но уже вовсю шла подготовка к новому третьему поколению автомобиля.
Третье, четвертое поколения и завершения выпуска
Выход на рынок третьего поколения Pontiac Firebird, представленного в 1982 году, ознаменовал собой разрыв с существующими традициями дизайна серии. Кабриолеты и купе (с 1989 года) теперь получили клиновидную переднюю часть с убирающимися фарами. Они сохранились и в поколении Pontiac Firebird, представленном в 1993 году.
В последних поколениях внешность автомобиля стала совсем иной. Фото: youtube.com
Последовали изменения, созвучные времени, как наклон лобового стекла в 62 градуса или первая модификация с кузовом хэтчбек. Новый автомобиль получил не только двигатели с меньшим объемом, но и заметно «похудел» (примерно на 230 кг).
В последнем четвертом поколении детали автомобиля получили обновление на 90%. В общем, это было авто лишь отдаленно напоминающие модель 1967 года. Современные реалии потребовали идти в ногу со временем: появились двойные подушки безопасности, реечный усилитель руля и ABS.
Более полвека спустя автомобиль занял место среди ретро-каров. Фото: youtube.com
Pontiac Firebird пережил четыре поколения в кузовах купе и кабриолет и оставался на конвейере до 2002 года, когда полностью упразднили из оборудования салона кассетные стереосистемы. Новые более округлые линии в его дизайне сохранились до окончания производства в 2002 году.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...