
Pontiac Firebird – один из лучших «пони-каров» конца 60-х
Давно уже не секрет, что именно рекламная акция компании Coca-cola повлияла на современный образ Санта-Клауса и Деда Мороза. Но в послужном списке оставленных «следов» в истории у производителей прохладительных напитков имеются и другие примеры. А касаются они любимой нами с вами автомобильной тематики.
В период расцвета так называемых автомобилей Pony в конце 60-х годов многие американские производители пытались представить на рынок высокопроизводительные и, в то же время, относительно доступные спорткары. Поскольку большинство из них собрали под одной крышей несколько брендов, естественным казалось использование преимуществ в затратах, которые могли возникнуть при разработке родственных моделей с общей технической базой.
Такая концепция положила начало Pontiac Firebird. Фото: youtube.com
Концерн General Motors использовал дочерние компании Chevrolet и Pontiac, которые вывели на рынок два самых известных автомобиля Pony Car той эпохи. В то время как модель Chevrolet сходила с конвейера под названием Camaro с 1966 года, производители Pontiac разработали Firebird. Его впервые представили годом позже.
Конкуренция на автомобильном рынке США середине 60-х прошлого столетия была более чем плотной. Поэтому появление у соперников новой перспективной модели заставляло поднатужиться и дать достойный ответ. Именно это и произошло в тот день, когда в СССР активно отмечали 49-ю годовщину дня Советской армии. Выбранное название уже использовалось компанией в прошлом столетии, но красиво звучало и казалось очень символичным: «жар-птица», которая чудом сможет обойти конкурентов из компании Ford.
Внешний дизайн новинки, как и у «брата», разделявшего с ним шасси, выполнили стилизованным под очертания «коловской» бутылки. Улучшения обтекаемости Firebird по сравнению с предшественником добились благодаря интегрированию передних бамперов в общий дизайн передка. Кстати, задние фонари, стилизованные в щели, выглядели очень круто для тех времен. Они явно отсылали к некоторым другим моделям компании.
Производитель изначально оснащал версии спорткара начального уровня 6-цилиндровыми двигателями рабочим объемом около 4 литров. Это обеспечивало и купе, и кабриолетам относительно скромную мощность немногим выше 100 л. с. Однако классической моторизацией стали более производительные V8. Некоторые из них обладали 6-литровым объемом. В рамках сокращения размеров с начала 80-х Firebird все чаще вновь оснащался двигателями V6, в то время как топовые модели по-прежнему комплектовали «восьмеркой».
Стильные задние «стопы». Фото: youtube.com
Pontiac Firebird Trans Am традиционно имел лучшие показатели производительности. Эта спортивная модель изготавливалась по модифицированной технологии с измененным дизайном кузова и предлагалась в разные годы как кабриолет или купе. Но давайте проследим историю модели и ее модификаций в хронологическом порядке.
Все Firebird, сошедшие с заводского конвейера до конца 60-х, относились к первому поколению. Хотя уже с первых лет начались различные доработки и изменения дизайна автомобиля. Например, модель 1969 года предлагалась как двухдверный спорткар с жесткой или открытой крышей.
Первоначально автомобиль считался «утешительным призом» для компании Pontiac, которая хотела создать 2-местный спортивный автомобиль на основе своего оригинального концепта Banshee. Однако в GM опасались, что это урежет Chevrolet Corvette. Компромиссом стало предложение Pontiac занять часть рынка «пони-каров», разделив платформу F-body с Chevrolet. В первый год предлагалось несколько силовых агрегатов различной мощности:
✅ 165-сильный с 1-цилиндровым карбюратором Rochester
✅ 215-сильный с 4-камерным карбюратором
✅ 250-сильный с 2-камерным карбюратором
✅ самые мощные 6-литровые с 285 (325) л. с.
Уже на следующий год базовая версия получила двигатель с мощностью, увеличенной на 10 «лошадок». Остальные силовые агрегаты также добавили, но незначительно. А вот Ram Air IV, появившийся в 1969 году, поднял планку до 345 (350) лошадиных сил. Их цены в современном эквиваленте колебались от 21,67 до 25,36 тыс. долларов. За 3 года компания успела собрать более 277 тысяч транспортных средств первого поколения. В новом десятилетии авто ожидали заметные перемены.
70-е прошлого столетия, часто вызывающие ассоциации с топливным кризисом, принесли в конструкцию рассматриваемой модели обновление как дизайна, так и ассортимента. К примеру, на целых два десятилетия из вариантов сборки исчез кузов категории купе. Эту ситуацию решили исправить только к началу 90-х. Да и сам дебют второго поколения, из-за технических причин, отложили до конца февраля 1970 года.
Самый мощный 350-сильный двигатель Pontiac Firebird. Фото: youtube.com
Внешний дизайн также стал более стильным, от бутылочной компоновки не осталось и следа. Еще одним заметным элементом стала широкая задняя стойка. В таком виде кузов просуществовал до 1975 года. Тогда такую внешность сочли вычурной и легко решили вопрос при помощи увеличения размера заднего стекла. Закругленное стекло добавляло слабых мест, связанных с поклейкой и герметизацией салона. К середине десятилетия тему закрыли. Кроме классического варианта, выпускались следующие модификации: Formula, Esprit и Trans Am.
Отдельная история – это ограниченная серия в 2590 автомобилей, приуроченная к 50-летию компании. Ею стал RPO Y82 образца 1976 года. Существовали и другие варианты различных пакетов внешнего вида, производившихся в течение одного или нескольких лет. Специальные гоночные автомобили начала 80-х это Turbo Trans Am двух модификаций, выпущенные общим тиражом в 7700 единиц. Каждый год ознаменовался своей важной вехой в истории Pontiac Firebird:
✅ 1970 – базовый автомобиль оснащался радиоприемником и 155-сильным мотором
✅ 1971 – на все модификации устанавливались колеса Honeycomb, а сидения с подголовниками заменили на ковшеобразные
✅ 1972 – модель получила шестигранную решетку, а производство сосредоточилось в Норвуде
✅ 1973 – две новые цветовые гаммы и осовремененная носовая часть
✅ 1974 – телескопические бамперы и новые задние фонари
✅ 1975/76 – незначительные изменения в дизайне
✅ 1977 – фэйслифтинг с 4-мя прямоугольными фарами и другими новыми элементами дизайна
В последующие годы появились перекрестная штриховка решетки, аэродинамический передок и отказ в начале следующего десятилетия от двигателей с большим объемом. Но уже вовсю шла подготовка к новому третьему поколению автомобиля.
Выход на рынок третьего поколения Pontiac Firebird, представленного в 1982 году, ознаменовал собой разрыв с существующими традициями дизайна серии. Кабриолеты и купе (с 1989 года) теперь получили клиновидную переднюю часть с убирающимися фарами. Они сохранились и в поколении Pontiac Firebird, представленном в 1993 году.
В последних поколениях внешность автомобиля стала совсем иной. Фото: youtube.com
Последовали изменения, созвучные времени, как наклон лобового стекла в 62 градуса или первая модификация с кузовом хэтчбек. Новый автомобиль получил не только двигатели с меньшим объемом, но и заметно «похудел» (примерно на 230 кг).
В последнем четвертом поколении детали автомобиля получили обновление на 90%. В общем, это было авто лишь отдаленно напоминающие модель 1967 года. Современные реалии потребовали идти в ногу со временем: появились двойные подушки безопасности, реечный усилитель руля и ABS.
Более полвека спустя автомобиль занял место среди ретро-каров. Фото: youtube.com
Pontiac Firebird пережил четыре поколения в кузовах купе и кабриолет и оставался на конвейере до 2002 года, когда полностью упразднили из оборудования салона кассетные стереосистемы. Новые более округлые линии в его дизайне сохранились до окончания производства в 2002 году.
В период расцвета так называемых автомобилей Pony в конце 60-х годов многие американские производители пытались представить на рынок высокопроизводительные и, в то же время, относительно доступные спорткары. Поскольку большинство из них собрали под одной крышей несколько брендов, естественным казалось использование преимуществ в затратах, которые могли возникнуть при разработке родственных моделей с общей технической базой.

Концерн General Motors использовал дочерние компании Chevrolet и Pontiac, которые вывели на рынок два самых известных автомобиля Pony Car той эпохи. В то время как модель Chevrolet сходила с конвейера под названием Camaro с 1966 года, производители Pontiac разработали Firebird. Его впервые представили годом позже.
Автомобиль, созданный в противовес Ford Mustang
Конкуренция на автомобильном рынке США середине 60-х прошлого столетия была более чем плотной. Поэтому появление у соперников новой перспективной модели заставляло поднатужиться и дать достойный ответ. Именно это и произошло в тот день, когда в СССР активно отмечали 49-ю годовщину дня Советской армии. Выбранное название уже использовалось компанией в прошлом столетии, но красиво звучало и казалось очень символичным: «жар-птица», которая чудом сможет обойти конкурентов из компании Ford.
В первых двух поколениях до 1982 года внешний вид Pontiac Firebird характеризовался классической элегантной формой купе в современном для тех лет стиле. Первое поколение отличали круглые сдвоенные фары и плоское отверстие радиатора на заостренной передней части. Во втором автомобиль стал более угловатым и получил разделенную надвое решетку с прямоугольными отверстиями.
Внешний дизайн новинки, как и у «брата», разделявшего с ним шасси, выполнили стилизованным под очертания «коловской» бутылки. Улучшения обтекаемости Firebird по сравнению с предшественником добились благодаря интегрированию передних бамперов в общий дизайн передка. Кстати, задние фонари, стилизованные в щели, выглядели очень круто для тех времен. Они явно отсылали к некоторым другим моделям компании.
Производитель изначально оснащал версии спорткара начального уровня 6-цилиндровыми двигателями рабочим объемом около 4 литров. Это обеспечивало и купе, и кабриолетам относительно скромную мощность немногим выше 100 л. с. Однако классической моторизацией стали более производительные V8. Некоторые из них обладали 6-литровым объемом. В рамках сокращения размеров с начала 80-х Firebird все чаще вновь оснащался двигателями V6, в то время как топовые модели по-прежнему комплектовали «восьмеркой».

Pontiac Firebird Trans Am традиционно имел лучшие показатели производительности. Эта спортивная модель изготавливалась по модифицированной технологии с измененным дизайном кузова и предлагалась в разные годы как кабриолет или купе. Но давайте проследим историю модели и ее модификаций в хронологическом порядке.
История «первого», продлившаяся до конца десятилетия
Все Firebird, сошедшие с заводского конвейера до конца 60-х, относились к первому поколению. Хотя уже с первых лет начались различные доработки и изменения дизайна автомобиля. Например, модель 1969 года предлагалась как двухдверный спорткар с жесткой или открытой крышей.
Первоначально автомобиль считался «утешительным призом» для компании Pontiac, которая хотела создать 2-местный спортивный автомобиль на основе своего оригинального концепта Banshee. Однако в GM опасались, что это урежет Chevrolet Corvette. Компромиссом стало предложение Pontiac занять часть рынка «пони-каров», разделив платформу F-body с Chevrolet. В первый год предлагалось несколько силовых агрегатов различной мощности:
✅ 165-сильный с 1-цилиндровым карбюратором Rochester
✅ 215-сильный с 4-камерным карбюратором
✅ 250-сильный с 2-камерным карбюратором
✅ самые мощные 6-литровые с 285 (325) л. с.
Уже на следующий год базовая версия получила двигатель с мощностью, увеличенной на 10 «лошадок». Остальные силовые агрегаты также добавили, но незначительно. А вот Ram Air IV, появившийся в 1969 году, поднял планку до 345 (350) лошадиных сил. Их цены в современном эквиваленте колебались от 21,67 до 25,36 тыс. долларов. За 3 года компания успела собрать более 277 тысяч транспортных средств первого поколения. В новом десятилетии авто ожидали заметные перемены.
Поколение номер 2 – автомобили седьмого десятилетия
70-е прошлого столетия, часто вызывающие ассоциации с топливным кризисом, принесли в конструкцию рассматриваемой модели обновление как дизайна, так и ассортимента. К примеру, на целых два десятилетия из вариантов сборки исчез кузов категории купе. Эту ситуацию решили исправить только к началу 90-х. Да и сам дебют второго поколения, из-за технических причин, отложили до конца февраля 1970 года.

Внешний дизайн также стал более стильным, от бутылочной компоновки не осталось и следа. Еще одним заметным элементом стала широкая задняя стойка. В таком виде кузов просуществовал до 1975 года. Тогда такую внешность сочли вычурной и легко решили вопрос при помощи увеличения размера заднего стекла. Закругленное стекло добавляло слабых мест, связанных с поклейкой и герметизацией салона. К середине десятилетия тему закрыли. Кроме классического варианта, выпускались следующие модификации: Formula, Esprit и Trans Am.
Отдельная история – это ограниченная серия в 2590 автомобилей, приуроченная к 50-летию компании. Ею стал RPO Y82 образца 1976 года. Существовали и другие варианты различных пакетов внешнего вида, производившихся в течение одного или нескольких лет. Специальные гоночные автомобили начала 80-х это Turbo Trans Am двух модификаций, выпущенные общим тиражом в 7700 единиц. Каждый год ознаменовался своей важной вехой в истории Pontiac Firebird:
✅ 1970 – базовый автомобиль оснащался радиоприемником и 155-сильным мотором
✅ 1971 – на все модификации устанавливались колеса Honeycomb, а сидения с подголовниками заменили на ковшеобразные
✅ 1972 – модель получила шестигранную решетку, а производство сосредоточилось в Норвуде
✅ 1973 – две новые цветовые гаммы и осовремененная носовая часть
✅ 1974 – телескопические бамперы и новые задние фонари
✅ 1975/76 – незначительные изменения в дизайне
✅ 1977 – фэйслифтинг с 4-мя прямоугольными фарами и другими новыми элементами дизайна
В последующие годы появились перекрестная штриховка решетки, аэродинамический передок и отказ в начале следующего десятилетия от двигателей с большим объемом. Но уже вовсю шла подготовка к новому третьему поколению автомобиля.
Третье, четвертое поколения и завершения выпуска
Выход на рынок третьего поколения Pontiac Firebird, представленного в 1982 году, ознаменовал собой разрыв с существующими традициями дизайна серии. Кабриолеты и купе (с 1989 года) теперь получили клиновидную переднюю часть с убирающимися фарами. Они сохранились и в поколении Pontiac Firebird, представленном в 1993 году.

Последовали изменения, созвучные времени, как наклон лобового стекла в 62 градуса или первая модификация с кузовом хэтчбек. Новый автомобиль получил не только двигатели с меньшим объемом, но и заметно «похудел» (примерно на 230 кг).
В последнем четвертом поколении детали автомобиля получили обновление на 90%. В общем, это было авто лишь отдаленно напоминающие модель 1967 года. Современные реалии потребовали идти в ногу со временем: появились двойные подушки безопасности, реечный усилитель руля и ABS.

Pontiac Firebird пережил четыре поколения в кузовах купе и кабриолет и оставался на конвейере до 2002 года, когда полностью упразднили из оборудования салона кассетные стереосистемы. Новые более округлые линии в его дизайне сохранились до окончания производства в 2002 году.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...