LIAZ – не автобус, а мечта советских дальнобойщиков
Речь идет не об одном из самых популярных в СССР автобусах, выпускавшихся в подмосковном Ликино-Дулево, а о продукции чешского завода в городе Либерец. Сначала предприятие являлось частью Skoda, но с 1953-го получило самостоятельность. Производство грузовиков стартовало в 1974 году. Новая машина была продолжением легендарной серии «Шкода 706», которую хорошо помнят советские дальнобойщики.
Начальная партия грузовиков представляла собой двухосные машины полной массой до 19 т, а также седельные тягачи до 38 т. Первый автомобиль, завоевавший популярность – модель LIAZ 100.45. По сравнению со «Шкодой-706» новинка имела массу новшеств. Авто изменилось внешне, кабина стала более угловатой. Сначала она не откидывалась, была рассчитана на трех человек, имелась спальная полка.
Доступ к силовому агрегату осуществлялся через специальный люк под пассажирским креслом. Однако для проведения серьезных ремонтных работ этого было недостаточно. Тогда приходилось откручивать несколько тяг, кронштейнов и только потом кабина поднималась.
Все это вызывало нарекания водителей и в конце концов конструкторы сделали ее откидывающейся. Попутно добавили полку в спальник.
Производитель предлагал несколько моделей машины, в зависимости от этого они комплектовались силовыми агрегатами, выдававшими 200-288 «лошадей». На обычные автомобили с бортами устанавливали шестицилиндровые дизельные моторы атмосферного типа. Для тягачей, рассчитанных на «дальнобой», предусматривался вариант двигателя с турбонаддувом.
Мотор идеально подходил к советским условиям. Он был нетребователен к ГСМ: спокойно «глотал» отечественную солярку (в морозы в нее иногда вливали бензин) и «положительно» относился к автолу. А еще двигатель отличался экономичностью: расход горючего находился в пределах 35 л/100 км, что очень неплохо и по нынешним временам. Автомобиль достигал скорости в 100 км/ч.
Трансмиссия предлагалась в паре версий – обычная, пятиступенчатая либо шестискоростная. В последнем случае предусматривался делитель. Сцепление тоже 2-х видов – одно- или двухдисковое. Задний мост мог «похвастаться» планетарным редуктором. На машинах ранних годов выпуска устанавливалась рессорная подвеска, но позже, ближе к концу 70-х, ее заменили на пневматическую. Модель «110» появилась в начале 80-х, в это же время стали сходить с конвейера трехосные грузовики: бортовые и тягачи.
В Советском Союзе LIAZ 100, LIAZ 110 массово закупала единственная организация, автомобили которой выезжали за рубеж – «Совтрансавто». Поэтому чешские грузовики чаще всего колесили по европейским дорогам. Стать водителем LIAZ было не так просто: необходимо закончить специальные курсы, организованные заводом-изготовителем. Здесь советские граждане изучали не только тягач, но и устройство полуприцепов, прицепов и рефрижератора Orlican N13CH, который Союз тоже закупал в немалых количествах.
Факт: машина у чехов получилась удачной и ее покупателями стал не только СССР, но и некоторые страны Восточной, Западной Европы. В Союзе тогда самым «крутым» из тягачей считался «Мерседес 2236». Однако LIAZ ему в техническом плане практически не уступал, а стоил намного дешевле.
Автомобиль обладает солидным запасом прочности и, по отзывам водителей, «вечный», если его соответственно обслуживать, вовремя ремонтировать. Большинство этих машин – уже история. Но и сегодня на дорогах стран (особенно тех, что с теплым климатом) бывшего Союза нет-нет, да и промелькнет легендарная чешская «сотка».
Начальная партия грузовиков представляла собой двухосные машины полной массой до 19 т, а также седельные тягачи до 38 т. Первый автомобиль, завоевавший популярность – модель LIAZ 100.45. По сравнению со «Шкодой-706» новинка имела массу новшеств. Авто изменилось внешне, кабина стала более угловатой. Сначала она не откидывалась, была рассчитана на трех человек, имелась спальная полка.
Рабочее место водителя тогда выглядело современно. Фото: YouTube.com
Доступ к силовому агрегату осуществлялся через специальный люк под пассажирским креслом. Однако для проведения серьезных ремонтных работ этого было недостаточно. Тогда приходилось откручивать несколько тяг, кронштейнов и только потом кабина поднималась.
Кабину все-таки сделали откидывающейся, а доступ к мотору – свободным. Фото: YouTube.com
Все это вызывало нарекания водителей и в конце концов конструкторы сделали ее откидывающейся. Попутно добавили полку в спальник.
Технические особенности
Производитель предлагал несколько моделей машины, в зависимости от этого они комплектовались силовыми агрегатами, выдававшими 200-288 «лошадей». На обычные автомобили с бортами устанавливали шестицилиндровые дизельные моторы атмосферного типа. Для тягачей, рассчитанных на «дальнобой», предусматривался вариант двигателя с турбонаддувом.
LIAZ с наддувом. Фото: YouTube.com
Мотор идеально подходил к советским условиям. Он был нетребователен к ГСМ: спокойно «глотал» отечественную солярку (в морозы в нее иногда вливали бензин) и «положительно» относился к автолу. А еще двигатель отличался экономичностью: расход горючего находился в пределах 35 л/100 км, что очень неплохо и по нынешним временам. Автомобиль достигал скорости в 100 км/ч.
Трансмиссия предлагалась в паре версий – обычная, пятиступенчатая либо шестискоростная. В последнем случае предусматривался делитель. Сцепление тоже 2-х видов – одно- или двухдисковое. Задний мост мог «похвастаться» планетарным редуктором. На машинах ранних годов выпуска устанавливалась рессорная подвеска, но позже, ближе к концу 70-х, ее заменили на пневматическую. Модель «110» появилась в начале 80-х, в это же время стали сходить с конвейера трехосные грузовики: бортовые и тягачи.
Силовой агрегат комплектовался парой стартеров: еще один был «про запас», на случай выхода из строя первого. Оригинально решали проблему ненадежности пускового устройства!
В Советском Союзе LIAZ 100, LIAZ 110 массово закупала единственная организация, автомобили которой выезжали за рубеж – «Совтрансавто». Поэтому чешские грузовики чаще всего колесили по европейским дорогам. Стать водителем LIAZ было не так просто: необходимо закончить специальные курсы, организованные заводом-изготовителем. Здесь советские граждане изучали не только тягач, но и устройство полуприцепов, прицепов и рефрижератора Orlican N13CH, который Союз тоже закупал в немалых количествах.
LIAZ – тягач с рефрижератором. Фото: YouTube.com
Факт: машина у чехов получилась удачной и ее покупателями стал не только СССР, но и некоторые страны Восточной, Западной Европы. В Союзе тогда самым «крутым» из тягачей считался «Мерседес 2236». Однако LIAZ ему в техническом плане практически не уступал, а стоил намного дешевле.
Автомобиль обладает солидным запасом прочности и, по отзывам водителей, «вечный», если его соответственно обслуживать, вовремя ремонтировать. Большинство этих машин – уже история. Но и сегодня на дорогах стран (особенно тех, что с теплым климатом) бывшего Союза нет-нет, да и промелькнет легендарная чешская «сотка».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...