LIAZ – не автобус, а мечта советских дальнобойщиков
Речь идет не об одном из самых популярных в СССР автобусах, выпускавшихся в подмосковном Ликино-Дулево, а о продукции чешского завода в городе Либерец. Сначала предприятие являлось частью Skoda, но с 1953-го получило самостоятельность. Производство грузовиков стартовало в 1974 году. Новая машина была продолжением легендарной серии «Шкода 706», которую хорошо помнят советские дальнобойщики.
Начальная партия грузовиков представляла собой двухосные машины полной массой до 19 т, а также седельные тягачи до 38 т. Первый автомобиль, завоевавший популярность – модель LIAZ 100.45. По сравнению со «Шкодой-706» новинка имела массу новшеств. Авто изменилось внешне, кабина стала более угловатой. Сначала она не откидывалась, была рассчитана на трех человек, имелась спальная полка.
Доступ к силовому агрегату осуществлялся через специальный люк под пассажирским креслом. Однако для проведения серьезных ремонтных работ этого было недостаточно. Тогда приходилось откручивать несколько тяг, кронштейнов и только потом кабина поднималась.
Все это вызывало нарекания водителей и в конце концов конструкторы сделали ее откидывающейся. Попутно добавили полку в спальник.
Производитель предлагал несколько моделей машины, в зависимости от этого они комплектовались силовыми агрегатами, выдававшими 200-288 «лошадей». На обычные автомобили с бортами устанавливали шестицилиндровые дизельные моторы атмосферного типа. Для тягачей, рассчитанных на «дальнобой», предусматривался вариант двигателя с турбонаддувом.
Мотор идеально подходил к советским условиям. Он был нетребователен к ГСМ: спокойно «глотал» отечественную солярку (в морозы в нее иногда вливали бензин) и «положительно» относился к автолу. А еще двигатель отличался экономичностью: расход горючего находился в пределах 35 л/100 км, что очень неплохо и по нынешним временам. Автомобиль достигал скорости в 100 км/ч.
Трансмиссия предлагалась в паре версий – обычная, пятиступенчатая либо шестискоростная. В последнем случае предусматривался делитель. Сцепление тоже 2-х видов – одно- или двухдисковое. Задний мост мог «похвастаться» планетарным редуктором. На машинах ранних годов выпуска устанавливалась рессорная подвеска, но позже, ближе к концу 70-х, ее заменили на пневматическую. Модель «110» появилась в начале 80-х, в это же время стали сходить с конвейера трехосные грузовики: бортовые и тягачи.
В Советском Союзе LIAZ 100, LIAZ 110 массово закупала единственная организация, автомобили которой выезжали за рубеж – «Совтрансавто». Поэтому чешские грузовики чаще всего колесили по европейским дорогам. Стать водителем LIAZ было не так просто: необходимо закончить специальные курсы, организованные заводом-изготовителем. Здесь советские граждане изучали не только тягач, но и устройство полуприцепов, прицепов и рефрижератора Orlican N13CH, который Союз тоже закупал в немалых количествах.
Факт: машина у чехов получилась удачной и ее покупателями стал не только СССР, но и некоторые страны Восточной, Западной Европы. В Союзе тогда самым «крутым» из тягачей считался «Мерседес 2236». Однако LIAZ ему в техническом плане практически не уступал, а стоил намного дешевле.
Автомобиль обладает солидным запасом прочности и, по отзывам водителей, «вечный», если его соответственно обслуживать, вовремя ремонтировать. Большинство этих машин – уже история. Но и сегодня на дорогах стран (особенно тех, что с теплым климатом) бывшего Союза нет-нет, да и промелькнет легендарная чешская «сотка».
Начальная партия грузовиков представляла собой двухосные машины полной массой до 19 т, а также седельные тягачи до 38 т. Первый автомобиль, завоевавший популярность – модель LIAZ 100.45. По сравнению со «Шкодой-706» новинка имела массу новшеств. Авто изменилось внешне, кабина стала более угловатой. Сначала она не откидывалась, была рассчитана на трех человек, имелась спальная полка.
Рабочее место водителя тогда выглядело современно. Фото: YouTube.com
Доступ к силовому агрегату осуществлялся через специальный люк под пассажирским креслом. Однако для проведения серьезных ремонтных работ этого было недостаточно. Тогда приходилось откручивать несколько тяг, кронштейнов и только потом кабина поднималась.
Кабину все-таки сделали откидывающейся, а доступ к мотору – свободным. Фото: YouTube.com
Все это вызывало нарекания водителей и в конце концов конструкторы сделали ее откидывающейся. Попутно добавили полку в спальник.
Технические особенности
Производитель предлагал несколько моделей машины, в зависимости от этого они комплектовались силовыми агрегатами, выдававшими 200-288 «лошадей». На обычные автомобили с бортами устанавливали шестицилиндровые дизельные моторы атмосферного типа. Для тягачей, рассчитанных на «дальнобой», предусматривался вариант двигателя с турбонаддувом.
LIAZ с наддувом. Фото: YouTube.com
Мотор идеально подходил к советским условиям. Он был нетребователен к ГСМ: спокойно «глотал» отечественную солярку (в морозы в нее иногда вливали бензин) и «положительно» относился к автолу. А еще двигатель отличался экономичностью: расход горючего находился в пределах 35 л/100 км, что очень неплохо и по нынешним временам. Автомобиль достигал скорости в 100 км/ч.
Трансмиссия предлагалась в паре версий – обычная, пятиступенчатая либо шестискоростная. В последнем случае предусматривался делитель. Сцепление тоже 2-х видов – одно- или двухдисковое. Задний мост мог «похвастаться» планетарным редуктором. На машинах ранних годов выпуска устанавливалась рессорная подвеска, но позже, ближе к концу 70-х, ее заменили на пневматическую. Модель «110» появилась в начале 80-х, в это же время стали сходить с конвейера трехосные грузовики: бортовые и тягачи.
Силовой агрегат комплектовался парой стартеров: еще один был «про запас», на случай выхода из строя первого. Оригинально решали проблему ненадежности пускового устройства!
В Советском Союзе LIAZ 100, LIAZ 110 массово закупала единственная организация, автомобили которой выезжали за рубеж – «Совтрансавто». Поэтому чешские грузовики чаще всего колесили по европейским дорогам. Стать водителем LIAZ было не так просто: необходимо закончить специальные курсы, организованные заводом-изготовителем. Здесь советские граждане изучали не только тягач, но и устройство полуприцепов, прицепов и рефрижератора Orlican N13CH, который Союз тоже закупал в немалых количествах.
LIAZ – тягач с рефрижератором. Фото: YouTube.com
Факт: машина у чехов получилась удачной и ее покупателями стал не только СССР, но и некоторые страны Восточной, Западной Европы. В Союзе тогда самым «крутым» из тягачей считался «Мерседес 2236». Однако LIAZ ему в техническом плане практически не уступал, а стоил намного дешевле.
Автомобиль обладает солидным запасом прочности и, по отзывам водителей, «вечный», если его соответственно обслуживать, вовремя ремонтировать. Большинство этих машин – уже история. Но и сегодня на дорогах стран (особенно тех, что с теплым климатом) бывшего Союза нет-нет, да и промелькнет легендарная чешская «сотка».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...