.d-md-none .d-lg-block bibimot

LIAZ – не автобус, а мечта советских дальнобойщиков

LIAZ – не автобус, а мечта советских дальнобойщиков
Речь идет не об одном из самых популярных в СССР автобусах, выпускавшихся в подмосковном Ликино-Дулево, а о продукции чешского завода в городе Либерец. Сначала предприятие являлось частью Skoda, но с 1953-го получило самостоятельность. Производство грузовиков стартовало в 1974 году. Новая машина была продолжением легендарной серии «Шкода 706», которую хорошо помнят советские дальнобойщики.


Начальная партия грузовиков представляла собой двухосные машины полной массой до 19 т, а также седельные тягачи до 38 т. Первый автомобиль, завоевавший популярность – модель LIAZ 100.45. По сравнению со «Шкодой-706» новинка имела массу новшеств. Авто изменилось внешне, кабина стала более угловатой. Сначала она не откидывалась, была рассчитана на трех человек, имелась спальная полка.

LIAZ – не автобус, а мечта советских дальнобойщиковРабочее место водителя тогда выглядело современно. Фото: YouTube.com

Доступ к силовому агрегату осуществлялся через специальный люк под пассажирским креслом. Однако для проведения серьезных ремонтных работ этого было недостаточно. Тогда приходилось откручивать несколько тяг, кронштейнов и только потом кабина поднималась.

Кабину все-таки сделали откидывающейся, а доступ к мотору – свободным. Фото: YouTube.com

Все это вызывало нарекания водителей и в конце концов конструкторы сделали ее откидывающейся. Попутно добавили полку в спальник.

Технические особенности


Производитель предлагал несколько моделей машины, в зависимости от этого они комплектовались силовыми агрегатами, выдававшими 200-288 «лошадей». На обычные автомобили с бортами устанавливали шестицилиндровые дизельные моторы атмосферного типа. Для тягачей, рассчитанных на «дальнобой», предусматривался вариант двигателя с турбонаддувом.

LIAZ с наддувом. Фото: YouTube.com

Мотор идеально подходил к советским условиям. Он был нетребователен к ГСМ: спокойно «глотал» отечественную солярку (в морозы в нее иногда вливали бензин) и «положительно» относился к автолу. А еще двигатель отличался экономичностью: расход горючего находился в пределах 35 л/100 км, что очень неплохо и по нынешним временам. Автомобиль достигал скорости в 100 км/ч.

Трансмиссия предлагалась в паре версий – обычная, пятиступенчатая либо шестискоростная. В последнем случае предусматривался делитель. Сцепление тоже 2-х видов – одно- или двухдисковое. Задний мост мог «похвастаться» планетарным редуктором. На машинах ранних годов выпуска устанавливалась рессорная подвеска, но позже, ближе к концу 70-х, ее заменили на пневматическую. Модель «110» появилась в начале 80-х, в это же время стали сходить с конвейера трехосные грузовики: бортовые и тягачи.

Силовой агрегат комплектовался парой стартеров: еще один был «про запас», на случай выхода из строя первого. Оригинально решали проблему ненадежности пускового устройства!

В Советском Союзе LIAZ 100, LIAZ 110 массово закупала единственная организация, автомобили которой выезжали за рубеж – «Совтрансавто». Поэтому чешские грузовики чаще всего колесили по европейским дорогам. Стать водителем LIAZ было не так просто: необходимо закончить специальные курсы, организованные заводом-изготовителем. Здесь советские граждане изучали не только тягач, но и устройство полуприцепов, прицепов и рефрижератора Orlican N13CH, который Союз тоже закупал в немалых количествах.

LIAZ – тягач с рефрижератором. Фото: YouTube.com

Факт: машина у чехов получилась удачной и ее покупателями стал не только СССР, но и некоторые страны Восточной, Западной Европы. В Союзе тогда самым «крутым» из тягачей считался «Мерседес 2236». Однако LIAZ ему в техническом плане практически не уступал, а стоил намного дешевле.

Автомобиль обладает солидным запасом прочности и, по отзывам водителей, «вечный», если его соответственно обслуживать, вовремя ремонтировать. Большинство этих машин – уже история. Но и сегодня на дорогах стран (особенно тех, что с теплым климатом) бывшего Союза нет-нет, да и промелькнет легендарная чешская «сотка».

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете о LIAZ?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Karosa: история того, как карета превратилась в единственный чешский автобусSkoda – как появились троллейбусы популярной марки

Зачем японским поездам такой нос

Зачем японским поездам такой нос

Необычная конфигурации головного вагона поездов японской транспортной системы «Синкансэн» скопирована с обычной птицы. Для чего это было сделано и что...
  • 3 943