
«Чайка-2», как потомок «Луня» – наступаем на те же «грабли»?
Грустная история с «Каспийским монстром» не обескуражила российских авиаконструкторов, а наоборот, только придала силы в разработке «потомка» «Луня» – экранолета «Чайка-2» (по бумагам проходит, как проект А-050-742D). Надо сказать, что по габаритам машина немногим уступает своему предшественнику и имеет двойное предназначение – как военное, так и гражданское. В первом случае экранолет сможет патрулировать Черное, Каспийское моря, а также Северный морской путь.
В Арктике машина предпочтительнее вертолетов, т. к. меньше зависит от погодных условий. Аппарат может быть оснащен противокорабельными российско-индийскими ракетами «Брамос» PJ-10, представляющих конкретную угрозу авианесущему флоту США. А там уже «выразили беспокойство», публикуя заметки типа «русские никак не успокоятся и продолжают тему «Каспийского монстра» (по классификации НАТО Utka).
Когда-то «Лунь» сильно впечатлил Запад: судно было незаметно для радаров противника и было способно, в отличие от надводных кораблей, развивать скорость до 500 км/ч. Монстр высотой 19 м имел длину в 73 м, на борту мог нести противокорабельные ракеты системы «Москит». Одним залпом этот полусамолет-полукорабль способен ликвидировать авианосный флот США. По своей мощи машина сопоставима с большим крейсером, только, в отличие от него, передвигалась быстрее.
О Каспийском монстре на Западе помнят до сих пор. Фото: YouTube.com
Новинка тоже не оставила западные СМИ равнодушными. «Чайка-2» А-050 возьмет на борт до 100 солдат либо 9 т груза. Гигант имеет универсальное предназначение и рекомендован МЧС для проведения спасательных работ: в частности, для поиска экипажей кораблей, потерпевших катастрофу.
При разработке экранолета российские конструкторы постарались учесть все ошибки, допущенные при строительстве «Каспийского монстра». Также был сделан упор на ликвидацию основных недостатков машин подобного класса:
✅ плохая маневренность
✅ сложность в управлении
✅ долгий взлет
✅ узкая сфера применения
Экранолет стал итогом совместной работы над проектом А-050-742D Научно-производственного объединения «Радар» и ЦКБ им. Алексеева, занимающегося созданием судов на подводных крыльях. Последнее определяет общую концепцию «Чайки-2», первое формирует комплекс радиоэлектронного оборудования.
А-050 – постоянный участник выставок. Фото: YouTube.com
Материалы по экранолеты были представлены еще в 2011-м году. С той поры макеты будущего судна появлялись с завидной регулярностью чуть ли не на каждой российской профильной выставке. На них разработчики уверяли: если появится заказчик, машина будет готова через 3-4 года.
В 2017-м провели очередную модификацию еще не построенной машины и представили документы, макет на очередном показе. Тогда же утверждалось, что А-050 полетит, при условии соответствующего финансирования, не позднее 2020-го. Политическое руководство РФ, военные высоко оценили экранолет, но его будущее конкретно так и не определилось. Более того: надобность всех разработок подобного типа тоже оказалась под вопросом.
Одна из них заключается в способности машины решать множество задач. Она может быть разъездным, санитарным, спасательным или военным транспортным средством. Фактически «Чайка-2» является основой, на которой размещается любое интересующее заказчика оборудование. Место использования машины – не только естественные и искусственные водоемы, прибрежная морская акватория, но и заснеженная равнина – например, тундра. Ранее создававшиеся машины подобного типа – «Лунь», «Орленок» в основном предназначались для использования в военных целях.
При полете над водой дальность увеличивается. Фото: YouTube.com
Конструкция судна также представляет интерес: в плане аэродинамики, это биплан, у которого крылья разной формы. Верхнее – прямое, нижнее выполнено в виде стрелы с хордой большей длины. Хвост представляет собой пару килей, немного «разваленных» по отношению друг к другу. На них водружен стабилизатор.
Согласно проекта, экранолет оснащается четырьмя двигателями. В носовой части судна размещается пара стартовых агрегатов – турбореактивные Р-195. Такие устанавливаются на штурмовик Су-25. Эти моторы будут использоваться для разгона и взлета с водной поверхности. Турбовинтовые двигатели серии ТВ7-117СМ необходимы для передвижения судна в «самолетном» режиме, на высоте. Другие проектные параметры А-050:
✅ размах крыла, длина – 25,35, 34,8 м
✅ водоизмещение (максимальный взлетный вес) – 54 т
✅ коммерческая нагрузка – 9 т
✅ скорость в режиме экрана (на высоте) – 350 км/ч (450 км/ч)
✅ потолок – 3 км
✅ дальность полета над водой (в небе) – до 5000 км (1500 км)
✅ численность экипажа – четыре пилота
При перемещении над водой на высоте в несколько десятков сантиметров продолжительность полета увеличивается примерно в 2 раза, а грузоподъемность – на 20-30 %. За счет использования композитных материалов масса А-050 составляет всего 50 т. Машина может взлетать с воды при высоте волны до полутора метров.
На А-050 планировалось ставить двигатели от Су-25. Фото: YouTube.com
Экранолет имеет грузовой отсек, в котором помещается катер. При необходимости машина может приводниться, провести досмотр или спасательные работы и, забрав маломерное судно, отправиться восвояси. Из ботового оборудования стоит выделить систему синтетического зрения, работающую совместно с компьютером. Благодаря ей, А-050 в радиусе нескольких километров сканирует разные объекты и проводит их анализ.
Одновременно изучается обстановка, погодные условия и при необходимости выдается решение, как, например, лучше всего обойти препятствие или безопасно приблизиться к кораблю, месту крушения и т. п. «Способности» экранолета, как утверждают разработчики, потребуют его сертификации сразу в двух ведомствах – авиационном и морском.
Вот и опять началось самое печальное. Несмотря на то, что «Чайка-2» – постоянный участник всевозможных выставок, авиасалонов и к ней постоянно проявляют интерес, «воз и ныне там». Причем высоко оценивался даже экспортный потенциал – покупатели из третьих стран были согласны на переговоры. Но принципиальных подвижек по проекту А-050-742D не случилось. Непонятно: смогут ли реализовать идею даже в ближайшем будущем. Так в чем же причины?
А пока всего лишь макет на столе... Фото: YouTube.com
Они очевидны: военные считают, что необходимости в срочной постройке такого судна нет. Ведь предлагается специфический вид техники. А это значит, что потребуется особая инфраструктура, специальная система подготовки кадров –пилотов, обслуживающего персонала. А внедрение экранолета в уже существующую структуру тоже принесет немало забот и хлопот.
К новинке отнеслись прохладно, но российские инженеры-конструкторы это дело не забросили. Сегодня несколько предприятий занимается разработкой судов подобного типа. Такие организации, как упомянутое выше ЦБК, «Радар ММС» продолжают работы над созданием экранолетов: нужные компетенции сохраняются, накапливается опыт, проектируются модификации аппаратов. Все делается для того, чтобы в случае появления реального заказчика с деньгами, можно было бы в минимальные сроки запустить проект и начать строительство. Но желающих, увы, пока нет.
В Арктике машина предпочтительнее вертолетов, т. к. меньше зависит от погодных условий. Аппарат может быть оснащен противокорабельными российско-индийскими ракетами «Брамос» PJ-10, представляющих конкретную угрозу авианесущему флоту США. А там уже «выразили беспокойство», публикуя заметки типа «русские никак не успокоятся и продолжают тему «Каспийского монстра» (по классификации НАТО Utka).
Когда-то «Лунь» сильно впечатлил Запад: судно было незаметно для радаров противника и было способно, в отличие от надводных кораблей, развивать скорость до 500 км/ч. Монстр высотой 19 м имел длину в 73 м, на борту мог нести противокорабельные ракеты системы «Москит». Одним залпом этот полусамолет-полукорабль способен ликвидировать авианосный флот США. По своей мощи машина сопоставима с большим крейсером, только, в отличие от него, передвигалась быстрее.

Новинка тоже не оставила западные СМИ равнодушными. «Чайка-2» А-050 возьмет на борт до 100 солдат либо 9 т груза. Гигант имеет универсальное предназначение и рекомендован МЧС для проведения спасательных работ: в частности, для поиска экипажей кораблей, потерпевших катастрофу.
История проекта
При разработке экранолета российские конструкторы постарались учесть все ошибки, допущенные при строительстве «Каспийского монстра». Также был сделан упор на ликвидацию основных недостатков машин подобного класса:
✅ плохая маневренность
✅ сложность в управлении
✅ долгий взлет
✅ узкая сфера применения
Экранолет стал итогом совместной работы над проектом А-050-742D Научно-производственного объединения «Радар» и ЦКБ им. Алексеева, занимающегося созданием судов на подводных крыльях. Последнее определяет общую концепцию «Чайки-2», первое формирует комплекс радиоэлектронного оборудования.

Материалы по экранолеты были представлены еще в 2011-м году. С той поры макеты будущего судна появлялись с завидной регулярностью чуть ли не на каждой российской профильной выставке. На них разработчики уверяли: если появится заказчик, машина будет готова через 3-4 года.
Одновременно велись работы по созданию более совершенного по техническим характеристикам судна – экранолета А-080.
В 2017-м провели очередную модификацию еще не построенной машины и представили документы, макет на очередном показе. Тогда же утверждалось, что А-050 полетит, при условии соответствующего финансирования, не позднее 2020-го. Политическое руководство РФ, военные высоко оценили экранолет, но его будущее конкретно так и не определилось. Более того: надобность всех разработок подобного типа тоже оказалась под вопросом.
Конструкция и ее особенности
Одна из них заключается в способности машины решать множество задач. Она может быть разъездным, санитарным, спасательным или военным транспортным средством. Фактически «Чайка-2» является основой, на которой размещается любое интересующее заказчика оборудование. Место использования машины – не только естественные и искусственные водоемы, прибрежная морская акватория, но и заснеженная равнина – например, тундра. Ранее создававшиеся машины подобного типа – «Лунь», «Орленок» в основном предназначались для использования в военных целях.

Конструкция судна также представляет интерес: в плане аэродинамики, это биплан, у которого крылья разной формы. Верхнее – прямое, нижнее выполнено в виде стрелы с хордой большей длины. Хвост представляет собой пару килей, немного «разваленных» по отношению друг к другу. На них водружен стабилизатор.
Силовая установка
Согласно проекта, экранолет оснащается четырьмя двигателями. В носовой части судна размещается пара стартовых агрегатов – турбореактивные Р-195. Такие устанавливаются на штурмовик Су-25. Эти моторы будут использоваться для разгона и взлета с водной поверхности. Турбовинтовые двигатели серии ТВ7-117СМ необходимы для передвижения судна в «самолетном» режиме, на высоте. Другие проектные параметры А-050:
✅ размах крыла, длина – 25,35, 34,8 м
✅ водоизмещение (максимальный взлетный вес) – 54 т
✅ коммерческая нагрузка – 9 т
✅ скорость в режиме экрана (на высоте) – 350 км/ч (450 км/ч)
✅ потолок – 3 км
✅ дальность полета над водой (в небе) – до 5000 км (1500 км)
✅ численность экипажа – четыре пилота
При перемещении над водой на высоте в несколько десятков сантиметров продолжительность полета увеличивается примерно в 2 раза, а грузоподъемность – на 20-30 %. За счет использования композитных материалов масса А-050 составляет всего 50 т. Машина может взлетать с воды при высоте волны до полутора метров.

Экранолет имеет грузовой отсек, в котором помещается катер. При необходимости машина может приводниться, провести досмотр или спасательные работы и, забрав маломерное судно, отправиться восвояси. Из ботового оборудования стоит выделить систему синтетического зрения, работающую совместно с компьютером. Благодаря ей, А-050 в радиусе нескольких километров сканирует разные объекты и проводит их анализ.
Одновременно изучается обстановка, погодные условия и при необходимости выдается решение, как, например, лучше всего обойти препятствие или безопасно приблизиться к кораблю, месту крушения и т. п. «Способности» экранолета, как утверждают разработчики, потребуют его сертификации сразу в двух ведомствах – авиационном и морском.
Планы и сегодняшний день
Вот и опять началось самое печальное. Несмотря на то, что «Чайка-2» – постоянный участник всевозможных выставок, авиасалонов и к ней постоянно проявляют интерес, «воз и ныне там». Причем высоко оценивался даже экспортный потенциал – покупатели из третьих стран были согласны на переговоры. Но принципиальных подвижек по проекту А-050-742D не случилось. Непонятно: смогут ли реализовать идею даже в ближайшем будущем. Так в чем же причины?

Они очевидны: военные считают, что необходимости в срочной постройке такого судна нет. Ведь предлагается специфический вид техники. А это значит, что потребуется особая инфраструктура, специальная система подготовки кадров –пилотов, обслуживающего персонала. А внедрение экранолета в уже существующую структуру тоже принесет немало забот и хлопот.
Сдержанный оптимизм
К новинке отнеслись прохладно, но российские инженеры-конструкторы это дело не забросили. Сегодня несколько предприятий занимается разработкой судов подобного типа. Такие организации, как упомянутое выше ЦБК, «Радар ММС» продолжают работы над созданием экранолетов: нужные компетенции сохраняются, накапливается опыт, проектируются модификации аппаратов. Все делается для того, чтобы в случае появления реального заказчика с деньгами, можно было бы в минимальные сроки запустить проект и начать строительство. Но желающих, увы, пока нет.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Сразу три американских автомобильных бренда откроют свои представительства в России
Речь о Ford, Chevrolet и Tesla. Причем первые двое даже не планируют поставки гибридных и электрических моделей — только ДВС!...

Почти собран современный и импортозамещенный Ан-2 «Кукурузник» – ТР-301/117
Этот самолет оснащается двигателем от Ми-8. Он окажется в три раза дешевле зарубежных аналогов....

В России планируют выпуск нового широкофюзеляжного авиалайнера
На данном этапе идет обсуждение основных вопросов, связанных с будущей конструкцией самолета. Подробнее об этом читайте в нашем материале....

Советский трактор Т-150 опять запущен в серийное производство – под другим названием
Конечно, он модернизирован, но внешне почти все тот же. Уже известно, когда первые тракторы поступят в продажу....

«Автотор» потерял миллиарды на сборке китайских машин – мнения российских водителей
А ведь так все красиво начиналось. Обещали локализацию и выпуск собственных моделей…...

Почти юбилей – АВТОВАЗ официально открывает продажи новейшей «Нивы»
Самый популярный внедорожник России получил другой двигатель, подвеску, улучшенную «ходовку» и оснащение. День начала реализации новинки приурочили к знаковому...

Турбовинтовой CJ1000 подготовили к тестированию на гражданском лайнере
В Поднебесной ускоряют разработку и сертификацию замены американо-французскому Leap-1C. После ее завершения запланирован серийный выпуск, но без «нюансов» не...

Авиалайнер МС-21 стал ближе к массовому производству – выпуск обшивки фюзеляжа ускорен
Для этого оказалось недостаточным закупить новое оборудование. Пришлось разрабатывать сложные программы и даже подбирать положение пуансонов вручную....

Гидрогравитационный мотор – гениальная идея или шутка?
В поисках альтернативных источников энергии человечество не раз пыталось приблизиться к мечте о «вечном двигателе». Автор YouTube-канала «Гараж 54» предлагает...

Рассекречены все технические особенности российского грузовика Садко 9
Заодно рассказали, когда модель поступит в продажу. А вот цены пока нет....

В Китае построили первый в мире танкер с жесткими парусами
Парусные технологии возвращаются в новом обличии. Эффект от их использования удивляет....

Новая версия трактора BELARUS 5022 выехала из цеха – мощность двигателя более 500 л. с.
Это самый мощный трактор за всю историю МТЗ. Похоже, именно эта версия пойдет в серийное производство....

В России выпустили инновационный станок для создания фюзеляжей самолетов
Кроме того, новинка пригодится при изготовлении локомотивов, железнодорожных вагонов, а также в других сферах транспорта. Что собой представляет этот комплекс,...

По Дону начнет курсировать передовой «Метеор 120Р»
Местные власти уже заключили контракт на покупку судна. На маршрут оно выйдет в этом году....

Спущено на воду второе российское судно проекта «Кильдин»
Это краболов-процессор. Судно способно добывать по 60 тонн в сутки....

Airbus A320neo спасают небо – десятки авиалайнеров разберут ради безопасности полетов
Все из-за проблем с двигателями Pratt & Whitney. Авиапарки вынуждены снимать с рейсов Airbus A320neo, а запчастей не хватает....