«Чайка-2», как потомок «Луня» – наступаем на те же  «грабли»?
36 325

«Чайка-2», как потомок «Луня» – наступаем на те же «грабли»?

Грустная история с «Каспийским монстром» не обескуражила российских авиаконструкторов, а наоборот, только придала силы в разработке «потомка» «Луня» – экранолета «Чайка-2» (по бумагам проходит, как проект А-050-742D). Надо сказать, что по габаритам машина немногим уступает своему предшественнику и имеет двойное предназначение – как военное, так и гражданское. В первом случае экранолет сможет патрулировать Черное, Каспийское моря, а также Северный морской путь.


В Арктике машина предпочтительнее вертолетов, т. к. меньше зависит от погодных условий. Аппарат может быть оснащен противокорабельными российско-индийскими ракетами «Брамос» PJ-10, представляющих конкретную угрозу авианесущему флоту США. А там уже «выразили беспокойство», публикуя заметки типа «русские никак не успокоятся и продолжают тему «Каспийского монстра» (по классификации НАТО Utka).

Когда-то «Лунь» сильно впечатлил Запад: судно было незаметно для радаров противника и было способно, в отличие от надводных кораблей, развивать скорость до 500 км/ч. Монстр высотой 19 м имел длину в 73 м, на борту мог нести противокорабельные ракеты системы «Москит». Одним залпом этот полусамолет-полукорабль способен ликвидировать авианосный флот США. По своей мощи машина сопоставима с большим крейсером, только, в отличие от него, передвигалась быстрее.

«Чайка-2», как потомок «Луня» – наступаем на те же  «грабли»?О Каспийском монстре на Западе помнят до сих пор. Фото: YouTube.com

Новинка тоже не оставила западные СМИ равнодушными. «Чайка-2» А-050 возьмет на борт до 100 солдат либо 9 т груза. Гигант имеет универсальное предназначение и рекомендован МЧС для проведения спасательных работ: в частности, для поиска экипажей кораблей, потерпевших катастрофу.

История проекта


При разработке экранолета российские конструкторы постарались учесть все ошибки, допущенные при строительстве «Каспийского монстра». Также был сделан упор на ликвидацию основных недостатков машин подобного класса:

✅ плохая маневренность
✅ сложность в управлении
✅ долгий взлет
✅ узкая сфера применения

Экранолет стал итогом совместной работы над проектом А-050-742D Научно-производственного объединения «Радар» и ЦКБ им. Алексеева, занимающегося созданием судов на подводных крыльях. Последнее определяет общую концепцию «Чайки-2», первое формирует комплекс радиоэлектронного оборудования.

А-050 – постоянный участник выставок. Фото: YouTube.com

Материалы по экранолеты были представлены еще в 2011-м году. С той поры макеты будущего судна появлялись с завидной регулярностью чуть ли не на каждой российской профильной выставке. На них разработчики уверяли: если появится заказчик, машина будет готова через 3-4 года.

Одновременно велись работы по созданию более совершенного по техническим характеристикам судна – экранолета А-080.

В 2017-м провели очередную модификацию еще не построенной машины и представили документы, макет на очередном показе. Тогда же утверждалось, что А-050 полетит, при условии соответствующего финансирования, не позднее 2020-го. Политическое руководство РФ, военные высоко оценили экранолет, но его будущее конкретно так и не определилось. Более того: надобность всех разработок подобного типа тоже оказалась под вопросом.

Конструкция и ее особенности


Одна из них заключается в способности машины решать множество задач. Она может быть разъездным, санитарным, спасательным или военным транспортным средством. Фактически «Чайка-2» является основой, на которой размещается любое интересующее заказчика оборудование. Место использования машины – не только естественные и искусственные водоемы, прибрежная морская акватория, но и заснеженная равнина – например, тундра. Ранее создававшиеся машины подобного типа – «Лунь», «Орленок» в основном предназначались для использования в военных целях.

При полете над водой дальность увеличивается. Фото: YouTube.com

Конструкция судна также представляет интерес: в плане аэродинамики, это биплан, у которого крылья разной формы. Верхнее – прямое, нижнее выполнено в виде стрелы с хордой большей длины. Хвост представляет собой пару килей, немного «разваленных» по отношению друг к другу. На них водружен стабилизатор.

Силовая установка


Согласно проекта, экранолет оснащается четырьмя двигателями. В носовой части судна размещается пара стартовых агрегатов – турбореактивные Р-195. Такие устанавливаются на штурмовик Су-25. Эти моторы будут использоваться для разгона и взлета с водной поверхности. Турбовинтовые двигатели серии ТВ7-117СМ необходимы для передвижения судна в «самолетном» режиме, на высоте. Другие проектные параметры А-050:

✅ размах крыла, длина – 25,35, 34,8 м
✅ водоизмещение (максимальный взлетный вес) – 54 т
✅ коммерческая нагрузка – 9 т
✅ скорость в режиме экрана (на высоте) – 350 км/ч (450 км/ч)
✅ потолок – 3 км
✅ дальность полета над водой (в небе) – до 5000 км (1500 км)
✅ численность экипажа – четыре пилота

При перемещении над водой на высоте в несколько десятков сантиметров продолжительность полета увеличивается примерно в 2 раза, а грузоподъемность – на 20-30 %. За счет использования композитных материалов масса А-050 составляет всего 50 т. Машина может взлетать с воды при высоте волны до полутора метров.

На А-050 планировалось ставить двигатели от Су-25. Фото: YouTube.com

Экранолет имеет грузовой отсек, в котором помещается катер. При необходимости машина может приводниться, провести досмотр или спасательные работы и, забрав маломерное судно, отправиться восвояси. Из ботового оборудования стоит выделить систему синтетического зрения, работающую совместно с компьютером. Благодаря ей, А-050 в радиусе нескольких километров сканирует разные объекты и проводит их анализ.

Одновременно изучается обстановка, погодные условия и при необходимости выдается решение, как, например, лучше всего обойти препятствие или безопасно приблизиться к кораблю, месту крушения и т. п. «Способности» экранолета, как утверждают разработчики, потребуют его сертификации сразу в двух ведомствах – авиационном и морском.

Планы и сегодняшний день


Вот и опять началось самое печальное. Несмотря на то, что «Чайка-2» – постоянный участник всевозможных выставок, авиасалонов и к ней постоянно проявляют интерес, «воз и ныне там». Причем высоко оценивался даже экспортный потенциал – покупатели из третьих стран были согласны на переговоры. Но принципиальных подвижек по проекту А-050-742D не случилось. Непонятно: смогут ли реализовать идею даже в ближайшем будущем. Так в чем же причины?

А пока всего лишь макет на столе... Фото: YouTube.com

Они очевидны: военные считают, что необходимости в срочной постройке такого судна нет. Ведь предлагается специфический вид техники. А это значит, что потребуется особая инфраструктура, специальная система подготовки кадров –пилотов, обслуживающего персонала. А внедрение экранолета в уже существующую структуру тоже принесет немало забот и хлопот.

Сдержанный оптимизм


К новинке отнеслись прохладно, но российские инженеры-конструкторы это дело не забросили. Сегодня несколько предприятий занимается разработкой судов подобного типа. Такие организации, как упомянутое выше ЦБК, «Радар ММС» продолжают работы над созданием экранолетов: нужные компетенции сохраняются, накапливается опыт, проектируются модификации аппаратов. Все делается для того, чтобы в случае появления реального заказчика с деньгами, можно было бы в минимальные сроки запустить проект и начать строительство. Но желающих, увы, пока нет.
А вы что думаете о проекте А-050?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...