Су-31 – последний из «могикан»?
3 183

Су-31 – последний из «могикан»?

Многочисленные победы на всевозможных спортивных соревнованиях, заказы из-за рубежа подвигли инженеров из КБ Сухого на разработку следующей модели УТС – Су-31. Предполагалось: базой для новой машины станет Су-26, а некоторые компоненты, узлы будут заимствованы у предшественника – Су-29. Особое внимание уделялось типу используемых материалов. В разрабатываемом самолете количество композитов составляет уже более 70 %. Благодаря этому, Су-29 стал легче предшествующей модели на 30 кг (общая масса – 650 кг). Вроде, мелочь, но в небе каждый килограмм дает о себе знать!


Конструкция в сравнении с предшественниками


О машине задумывались еще в 80-е: тогда и появился ее первый макет. Однако в реальности проектирование началось в 90-е. Схема самолета – среднеплан свободнонесущего типа. Машина рассчитана только на одного пилота. Установка более мощного двигателя при одновременном снижении веса конструкции позволило резко улучшить аэродинамические качества самолета. Плюс, новый винт из Германии, благодаря которому летательный аппарат получил большую скорость (в т. ч. подъемную).

Су-31 – последний из «могикан»?Су-31 укомплектован немецким трехлопастным винтом. Фото: YouTube.com

Все указанные выше преимущества позволили самолету совершать чудеса в небе: делать такие фигуры высшего пилотажа, которые не под силу большинству заграничных «одноклассников». Недаром на Западе Су-31 назвали «Русским акробатическим самолетом».

Небесная акробатика на российском Су-31. Фото: YouTube.com

У машины полукруглый большой фонарь, обеспечивающий пилоту хорошую обзорность. УТС получил модернизированное неубирающееся шасси и хвостовое колесо с увеличенным эксплуатационным ресурсом. Любопытно: в фюзеляже предусмотрено аж два багажных отсека.

Силовая установка


На Су-31 устанавливается двигатель ПД М-14ПФ, иногда М-14П. В первом случае мотор развивает 400 «лошадей» (294 кВт), во втором – 360 л. с. Агрегат разработан и изготовлен в Воронеже предприятием «ОКБ Моторостроения». Инженерам-мотористам удалось подвести тяговооруженность двигателя к единице. Это значит, что машина сможет, подобно вертолету, зависать в воздухе. Однако самолеты последних годов выпуска могут оснащаться новым авиамотором М-9Ф, развивающим уже 420 «лошадей». Рабочее место пилота практически осталось прежним.

В кабине заметно: эргономика на высоте. Фото: YouTube.com

Разве что угол наклона спинки кресла сделали в 35°. Считалось, что это поможет летчику-спортсмену лучше справляться с перегрузками. Другие летно-технические характеристики Су-31М:

✅ размах крыла, длина, высота – 7,8 м, 6,78 м и 2,78 м
✅ масса пустого (взлетная средняя) – 650 кг (780 кг)
✅ горизонтальная скорость (наивысшая) – 380 км/ч (450 км/ч)
✅ подъем, м/мин – 1440
✅ набираемая высота – 4 км
✅ дальность – до 290 км

Уровень допустимых перегрузок остался таким, же, как и у предшественников – до +12/-10 единиц.

Модификации самолета


Основная из них – модель Су-31М. От базовой версии она отличается наличием катапультного кресла типа СКС-94. Данная система спасения пилота позволяет благополучно приземлиться на высоте от 45 м до максимальной (т. е. 4000 м). Есть и еще пара отличий – дополнительные топливные баки в крыльях и усовершенствованный фонарь кабины (ранее ставился от Су-26М). В базовом варианте машина имела только фюзеляжный бак объемом 78 л. Для перегонов приходилось под корпус ставить дополнительный резервуар в 210 л. На экспорт поставлялся самолет с индексом Су-31Х. Собственно, это аналог Су-31М.

Базовая версия в документах на официальном уровне иногда называлась Су-31Т.

Позже появилась еще одна модификация машины – Су-31У. От «себе подобных» она отличалась убирающимся шасси.

Первые полеты и соревнования


В небо, сначала экспериментально, самолет поднялся летом 1992-го. Испытания показали, что машина соответствует всем заявленным характеристикам. Однако, выявились некоторые минусы. Летчик-испытатель Кайрис заявил: управление «вялое», особенно в «поперечном канале». Решили: размах крыльев нужно уменьшить до 7,8 м, как это было у предшественников.

После первых испытаний крыло обрезали в буквально смысле – ножовкой. И только убедившись, что это дало положительный результат, укоротили его «заводским» способом.

А уже через месяц состоялся дебют УТС во Франции, где в г. Гавр проходил мировой чемпионат по высшему пилотажу. В ходе состязаний российский летчик Кайрис Ю. завоевал третье место, взяв «бронзу». В дальнейшем один из серийных экземпляров он получил в личное пользование. Свою машину пилот серьезно модернизировал «под себя», превратив в единичный экземпляр воздушного судна, или ЕЭВС.

Су-31М получил новый фонарь (в кабине – летчик Кайрис). Фото: YouTube.com

Эта идея нашла свое продолжение: в дальнейшем при постройке заказного самолета учитывались данные пилота, в частности, его вес. Также брались во внимание и личные пожелания летчика, связанные, например, с электронным оборудованием, чем-либо еще. Самолет активно продавался за границу. Среди покупателей – Великобритания, США, Австралия и Объединенные Эмираты.

Сердечко в небе нарисовано Су-31. Фото: YouTube.com

«Попутно» самолет продемонстрировали широкой публике на авиакосмическом салоне «Фарнборо-92». Впоследствии Су-31 помогал российским пилотам занимать призовые места на чемпионатах Европы и мира по высшему пилотажу. Удача сопутствовала и при выступлениях за океаном. Так, в 1996-м году участники соревнований из России получили высшие награды на проходившем в США чемпионате мирового уровня. А всего, благодаря Су-31, было получено 330 медалей. Из них: 156 – золото, 105 – серебро и 69 – бронза. Уникальные аэродинамические характеристики позволяли самолету совершать фигуры пилотажа, которые были недоступны другим машинам такого же класса.

Машина буквально летит боком! Фото: YouTube.com

Как это ни странно, но самолет сначала получил международный сертификат (1994-й). Причем, в акробатической категории. Российский аналогичный документ создателям УТС вручили в следующем, 1995-м году. Первоначально машина была оценена в 190 тыс. «зеленых». Однако, на сегодняшний день, учитывая, что такой летательный аппарат увидеть в продаже почти невозможно, владельцы Су-31 взвинтили стоимость до 300 тыс. долларов. Именно столько, например, просят за самолет 2004 года выпуска с налетом 180 ч и двигателем М-14П.

Что сегодня


Сейчас в КБ Сухого просто не осталось людей, которых интересует спортивная тематика. Как заметил глава бюро, Зенкин, инженеры должны «гореть» этим делам, а таких на сегодня нет. Поэтому работы по созданию новых УТС не ведутся. Старые машины тоже не выпускают, т. к. прекращено производство двигателей, на которых летали и летают Су-31. Тут уже нарисовалась другая проблема: если с мотором какого-то самолета случится что-либо серьезное, его придется списывать, т. к. запчастей нет. Так, например, в ангарах завода МАРЗ стоит три машины, ждущие разрешения вопроса насчет ремонта. Подобные движки могут сделать в одной из стран Европы. Однако понятно, что, учитывая сегодняшние реалии, это весьма проблематично.

Возможный преемник Су-31. Фото: YouTube.com

Но не все так плохо: надежда на воссоздание серии учебно-тренировочных самолетов все же есть. Только разработкой новых моделей, в основе которых Су-31, заниматься будет не ОКБ Сухого, а частная компания. И дела в этом направлении продвигаются: поданы документы на сертификацию. Речь идет о спортивной машине «Ларос-31» (названа по фамилии главы КБ Ларионова). Самолет публично «засветился» в статичном отделе выставки «МАКС-2019». А что уже выпущенные Су-31? Они по-прежнему летают в российских и зарубежных аэроклубах, несмотря на возраст!
А вы что думаете о Су-31?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...