От Карпаты-1 до модификации Спорт – обзор популярных мопедов СССР
71 532

От Карпаты-1 до модификации Спорт – обзор популярных мопедов СССР

Мопед марки Карпаты известен всем мужчинам, выросшим в СССР. Да и в 90-х этой техники еще хватало в сельской местности, так что среднестатистический пацан разбирался в ней.


Сегодня у нас обзор моделей Карпаты, выпускаемых когда-то в Советском Союзе на Львовском мотозаводе.

Мопед или мокик?


По умолчанию, малокубатурную двухколесную технику у нас называют мопедами. Некоторые выделяют отдельную группу – скутеры. Но мопед – это транспортное средство с педалями, и запускаемое ими.

Мокик – это ТС, снабженное ножным стартером, отсюда и название.


В наше время классических мопедов в продаже не встречается, есть только велосипеды с подвесными моторами.

От Карпаты-1 до модификации Спорт – обзор популярных мопедов СССРВ дизайне есть что-то общее с Иж Планета Спорт. Фото: Youtube.com


В СССР педальные модели не уважали, а вот мокики считались «крутыми». Хотя, в городах любой мопед, и даже велосипед с двигателем был предметом зависти.

Но в рамках этой статьи мы будем называть Карпаты по-разному, потому, что так принято.

Первая модель и ее разновидности


Мокик дебютировал в 1981 году. Карпаты стал самым популярным и крупносерийным мопедом за всю историю Львовского мотозавода. Его собирали до 1986 г., потом на конвейере появилась новая модель – Карпаты-2.

За годы выпуска, мопед имел разные индексы. Они присваивались после доработок и модернизаций, как правило, замены двигателя.
Моторы, устанавливаемые на Карпаты, отличались друг от друга, но ТТХ у них оставались примерно на одном уровне. Рабочий объем никогда не превышал 50 см3, мощность – не более 1,8 л. с.

Базовая модификация называлась ЛМЗ-2.160.


Ленинградский филиал института технической эстетики помог Львовскому мотозаводу разработать Карпаты-1 Спорт. Она получила заводской индекс ЛМЗ-2.160C.

Карпаты-1 Спорт. Фото: Youtube.com


Внешне мопед выглядел спортивным, хотя в 80-х под этим термином понимали мотокросс.

Отличия Карпаты-1 Спорт от базовой модели:

  • ? Усиливающая распорка на руле
  • ? Высокое переднее крыло, защищающее от грязи
  • ? Поднятую выхлопную трубу
  • ? Специальную рукоятку для перетаскивания мопеда


Данная модификация стоила дороже, в продаже встречалась редко, поэтому появление мокика вызывало восторг у мальчишек. Ходили легенды, что Карпаты-1 Спорт был как минимум в два раза быстрее. Но по факту, двигатели на всех модификациях одного года выпуска одинаковые.

Карпаты-1 Турист считался люксовой версией мокика. Он оснащался ветровым стеклом и сумками-кофрами.


Выпускали еще модель Карпаты-1 Кросс. Эта версия в свободную продажу не поступала, а распределялась по мотосекциям. Отличался мокик отсутствием светоприборов, спидометра и имел большую заднюю звездочку для увеличения тяги.

Карпаты-2 Люкс. Фото: Youtube.com


Гарантийный пробег мопеда к концу выпуска доведен до 8 000 км, а до капитального ремонта эти модели выхаживали около 20 000 км.
Мопед выглядел изящно и аристократично благодаря хромированным деталям.

Окрашивали модель в цвета:

  • ? Красный
  • ? Оранжевый
  • ? Желтый
  • ? Зеленый и прочие


Высокой надежностью мопеды Львовского завода не отличались. Поэтому в продаже они всегда имелись, в отличие от моделей Рижского мотозавода.

Модель Карпаты-2


Начиная с 1986 года, с конвейера сходит модель Карпаты-2. Эта версия была доработана, и оснащалась двигателями V-50/ V-50М или V-501/ V-501М. Первый был с ручным переключением передач, второй – с ножным. Базовая модификация получила индекс ЛМЗ-2.161.

Модель Карпаты-1 Турист было решено снять с производства, вместо нее стали собирать модификацию «Люкс». Она получила усиленный багажник и указатели поворотов.

Сизый дым из выхлопной двухтактного двигателя. Фото: Youtube.com


Внешний вид Карпаты-2 Спорт остался почти без изменений. Выпускали и кроссовые модификации, но они тоже в свободную продажу не поступали.

Проблемы мопедов


Как не странно, но время повлияло на качество сборки мопедов Карпаты негативно. Хотя хватало нареканий на модели первого поколения, у второго их стало в разы больше. Несмотря на более современные двигатели, качество сварки рамы Карпаты-2 было ужасным. Они ломались даже под подростками, не говоря про взрослых, коих на этой модели передвигалось большое количество.

На Карпаты-1 самое проблемное место было с «ушами» на раме, где крепился цилиндр двигателя. Приходилось переваривать.
На модели второго поколения рама могла лопнуть или треснуть в любом месте, особенно после прыжков. Взрослые мужчины уже знали об этой проблеме. Многие переваривали и усиливали слабые места сразу после покупки мопеда.

Несмотря на минусы, техника была желанной для советских пацанов, тем более, что это не «дырчик» с педалями, а мокик.

Как покупали такую технику пацаны?


Стоил мопед Карпаты от 220 до 260 рублей в зависимости от модификации и года выпуска. Ближе к концу 80-х цена постепенно повышалась. В городе подростки редко могли себе позволить купить такую технику новой. Но в деревнях с этим проблем не было – там пацаны летом зарабатывали в колхозе, или на сдаче даров леса.

Один из последних мопедов Карпаты из 90-х. Фото: Youtube.com


В городе обычно покупали мопед сильно б/у, и стоил он при этом 100-150 рублей. Приобретение новой техники считали признаком отсутствия «прямых рук» и завидовали, обзывая счастливого владельца маменькиным сынком.

Самым выигрышным вариантом была покупка мопеда вскладчину за 20-50 рублей в разобранном или некомплектном виде. Потом техника чинилась во дворе общими усилиями. Взрослые мужчины разных возрастов помогали ребятам с ремонтом, причем делалось все бесплатно.
Нередко сердобольный водитель находил в гараже двигатель от мопеда, и дарил его ребятне. Другой мог сделать это с рамой на колесах. Душевные были времена, да и водители всегда друг другу помогали.

Готовый агрегат потом дорабатывали по мере сил и возможностей, согласно тенденциям дворовой моды. Руль увеличивали в размерах, ставили на него перемычку. Далеко не все догадывались, что это усиливает конструкцию, но в СССР хватало ребят, занимающихся мотокроссом.
Те, у кого родители или братья работали на заводах токарями, могли заказать у них новые подножки и ручки оригинального вида. Спицы переплетались проволокой, на руль цепляли мех и бахрому.

Для чего Карпаты брали взрослые?


Мопеды Львовского мотозавода куда чаще чем подростки покупали взрослые. Как правило, это дяденьки от 40 лет и выше, работающие на заводах и любящие прикладываться к бутылке.

Коллекция из разных модификаций мопедов Карпаты. Фото: Youtube.com


На мокиках можно было ездить без прав, так что ГАИ на них внимания не обращало. Минимальный расход бензиново-масляной смеси, возможность передвигаться подшофе, быстрый способ доехать до работы – это все обеспечило мокику популярность.

Не меньше любили Карпаты и рыбаки. По выходным они деловито спешили из городов, нагруженные рюкзаками и удочками. Техника позволяла добраться до самого недоступного водоема, если она застревала, то без проблем вытаскивалась вручную.

Назад можно было ехать, отметив удачный улов, не боясь ГАИ.


Эксплуатировали мопеды Карпаты и люди, не имеющие прав, не важно, по какой причине.

Сколько сейчас стоит?


Мокик Львовского мотозавода сейчас можно приобрести за 15-30 тысяч рублей. Техника за эту сумму будет сильно потрепана жизнью, но ближе к самому верхнему ценовому диапазону она становится лучше. Впрочем, выбирать особо не из чего, в продаже редко бывает более чем 5 экземпляров.

Некоторые реставрируют старую технику, кто-то внедряет в раму более современные двигатели от китайских моделей.

Мопеды выпускались в разных цветах. Фото: Youtube.com


Мопед Карпаты не годится для каждодневной эксплуатации, особенно в оригинальном состоянии. Запчасти не достать, да и дорогие они. Зато он подойдет в качестве коллекционного экземпляра и для редких выездов по выходным. Один запах двухтактного выхлопа может вернуть в счастливое советское детство!
Какой мопед из СССР вам больше нравится?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас