
Су-29 – продолжение успеха
Технический и коммерческий успех учебно-тренировочного самолета Су-26 вдохновил инженеров КБ Сухого и было принято решение о разработке более совершенного варианта УТС – Су-29. Его главная отличительная особенность заключалась в применении двухместной кабины. В ходе тренировок было замечено: молодой пилот сможет быстрее научиться управлять машиной, если увидит «вживую», как это делает инструктор. Поэтому использование двухместных самолетов значительно сокращало срок подготовки летчиков.
К работе конструкторы приступили в 1990-м году. Через год машина, в основе которой лежали разработки Су-26, была готова. Кроме двухместной кабины (был и одноместный вариант – Су-29Т), самолет получил больший размах крыльев и более длинный фюзеляж (разница – 0,4 м).
Су-29, в отличие от предшественника – двухместный. Фото: YouTube.com
Несмотря на использование композитных материалов (их доля составила 60 %), Су-29 получился тяжелее своего предшественника. Но, правда, всего на 60 кг. Это позволило сохранить все лучшие летные качества, какими обладал Су-26.
Роль силовой установки играет девятицилиндровый мотор М-14П в 360 л. с. Винт – немецкий, модель MTV-3. Для взлета и посадки машине достаточно полосы длиной 250 м. Тип бортового радиоэлектронного оборудования выбирается заказчиком. Это могут быть приборы как российского, так и зарубежного производства – Bekker либо Bendix King. Также машина комплектовалась навигацией – GPS. Завод выпускал несколько модификаций, отличающихся друг от друга видом катапультных кресел. Основные параметры УТС Су-29:
✅ размах крыльев, длина и высота – 8,2, 7,29 и 2,89 м
✅ вес пустого (максимальный взлетный) – 735 кг (1204 кг)
✅ скорость (при пикировании) – 385 км/ч (450 км/ч)
✅ высота – до 4 км
✅ дальность – до 1200 км
✅ перегрузки – до 12
Машина выпускалась Дубинским авиазаводом, у которого имеется опыт подготовки самолетов в экспортном исполнении. В 2001-м производство перевели в Луховицы. Особенность Су-29 – наличие катапульты. Обычно учебно-тренировочные самолеты оснащались парашютами, которыми воспользоваться на малой высоте было невозможно. С 84-го по 94-й в аэроклубах СССР и РФ погибло по этой причине 30 пилотов. Поэтому создание Су-29КС с катапультным креслом стало весьма своевременным.
До первого полета макет Су-29 успели продемонстрировать публике на авиасалоне в Париже. В небо машина поднялась с аэродрома в Жуковском летом 1991-го. Результат оценен положительно.
В ходе испытаний летчики отмечали легкость управления и «отзывчивость» машины на действия пилота. Фото: YouTube.com
Одновременно шли заводские отработки систем самолета сразу на трех экземплярах. В 1992-м самолет уже участвовал в соревнованиях мирового уровня во Франции. Машина не заняла высоких мест, но ее отметили, как перспективное воздушное судно. В 1994-м на Су-29 выдали сертификат МАК, а через год разрешили эксплуатировать в качестве учебно-тренировочного.
Сразу же после окончания состязаний 92-го года российский производитель получил заказы от США на поставку 12 самолетов. Позже, в 1997-м, УТС заинтересовались Австралийские ВВС, которые рассчитывали обучать и тренировать на них своих военных летчиков. Специалистов с «Зеленого континента» особенно интересовали российские кресла-катапульты типа СКС-94, выпускаемые ПО «Звезда». Австралией закуплено семь экземпляров, получивших индекс Су-29AR.
Демонстрация возможностей Су-29 иностранным покупателям. Фото: YouTube.com
В разные страны мира было продано свыше 50 единиц техники. Покупателями стали ЮАР, Великобритания и иные государства. На импортные УТС устанавливалась шведская кабина, американская авионика и шасси.
Самолет Су-29 и сейчас эксплуатируется в школах ДОСААФ, аэроклубах. Новая машина продавалась за 190 тыс. «зеленых», что совсем недорого по мировым масштабам. Однако найти сегодня в РФ б/у Су-29 проблематично: в России их совсем немного (официальных данных нет).
К работе конструкторы приступили в 1990-м году. Через год машина, в основе которой лежали разработки Су-26, была готова. Кроме двухместной кабины (был и одноместный вариант – Су-29Т), самолет получил больший размах крыльев и более длинный фюзеляж (разница – 0,4 м).

Несмотря на использование композитных материалов (их доля составила 60 %), Су-29 получился тяжелее своего предшественника. Но, правда, всего на 60 кг. Это позволило сохранить все лучшие летные качества, какими обладал Су-26.
Технические особенности
Роль силовой установки играет девятицилиндровый мотор М-14П в 360 л. с. Винт – немецкий, модель MTV-3. Для взлета и посадки машине достаточно полосы длиной 250 м. Тип бортового радиоэлектронного оборудования выбирается заказчиком. Это могут быть приборы как российского, так и зарубежного производства – Bekker либо Bendix King. Также машина комплектовалась навигацией – GPS. Завод выпускал несколько модификаций, отличающихся друг от друга видом катапультных кресел. Основные параметры УТС Су-29:
✅ размах крыльев, длина и высота – 8,2, 7,29 и 2,89 м
✅ вес пустого (максимальный взлетный) – 735 кг (1204 кг)
✅ скорость (при пикировании) – 385 км/ч (450 км/ч)
✅ высота – до 4 км
✅ дальность – до 1200 км
✅ перегрузки – до 12
Машина выпускалась Дубинским авиазаводом, у которого имеется опыт подготовки самолетов в экспортном исполнении. В 2001-м производство перевели в Луховицы. Особенность Су-29 – наличие катапульты. Обычно учебно-тренировочные самолеты оснащались парашютами, которыми воспользоваться на малой высоте было невозможно. С 84-го по 94-й в аэроклубах СССР и РФ погибло по этой причине 30 пилотов. Поэтому создание Су-29КС с катапультным креслом стало весьма своевременным.
Испытания
До первого полета макет Су-29 успели продемонстрировать публике на авиасалоне в Париже. В небо машина поднялась с аэродрома в Жуковском летом 1991-го. Результат оценен положительно.

Одновременно шли заводские отработки систем самолета сразу на трех экземплярах. В 1992-м самолет уже участвовал в соревнованиях мирового уровня во Франции. Машина не заняла высоких мест, но ее отметили, как перспективное воздушное судно. В 1994-м на Су-29 выдали сертификат МАК, а через год разрешили эксплуатировать в качестве учебно-тренировочного.
Импорт
Сразу же после окончания состязаний 92-го года российский производитель получил заказы от США на поставку 12 самолетов. Позже, в 1997-м, УТС заинтересовались Австралийские ВВС, которые рассчитывали обучать и тренировать на них своих военных летчиков. Специалистов с «Зеленого континента» особенно интересовали российские кресла-катапульты типа СКС-94, выпускаемые ПО «Звезда». Австралией закуплено семь экземпляров, получивших индекс Су-29AR.

В разные страны мира было продано свыше 50 единиц техники. Покупателями стали ЮАР, Великобритания и иные государства. На импортные УТС устанавливалась шведская кабина, американская авионика и шасси.
Сегодня
Самолет Су-29 и сейчас эксплуатируется в школах ДОСААФ, аэроклубах. Новая машина продавалась за 190 тыс. «зеленых», что совсем недорого по мировым масштабам. Однако найти сегодня в РФ б/у Су-29 проблематично: в России их совсем немного (официальных данных нет).
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...