Су-29 – продолжение успеха
Технический и коммерческий успех учебно-тренировочного самолета Су-26 вдохновил инженеров КБ Сухого и было принято решение о разработке более совершенного варианта УТС – Су-29. Его главная отличительная особенность заключалась в применении двухместной кабины. В ходе тренировок было замечено: молодой пилот сможет быстрее научиться управлять машиной, если увидит «вживую», как это делает инструктор. Поэтому использование двухместных самолетов значительно сокращало срок подготовки летчиков.
К работе конструкторы приступили в 1990-м году. Через год машина, в основе которой лежали разработки Су-26, была готова. Кроме двухместной кабины (был и одноместный вариант – Су-29Т), самолет получил больший размах крыльев и более длинный фюзеляж (разница – 0,4 м).
Несмотря на использование композитных материалов (их доля составила 60 %), Су-29 получился тяжелее своего предшественника. Но, правда, всего на 60 кг. Это позволило сохранить все лучшие летные качества, какими обладал Су-26.
Роль силовой установки играет девятицилиндровый мотор М-14П в 360 л. с. Винт – немецкий, модель MTV-3. Для взлета и посадки машине достаточно полосы длиной 250 м. Тип бортового радиоэлектронного оборудования выбирается заказчиком. Это могут быть приборы как российского, так и зарубежного производства – Bekker либо Bendix King. Также машина комплектовалась навигацией – GPS. Завод выпускал несколько модификаций, отличающихся друг от друга видом катапультных кресел. Основные параметры УТС Су-29:
✅ размах крыльев, длина и высота – 8,2, 7,29 и 2,89 м
✅ вес пустого (максимальный взлетный) – 735 кг (1204 кг)
✅ скорость (при пикировании) – 385 км/ч (450 км/ч)
✅ высота – до 4 км
✅ дальность – до 1200 км
✅ перегрузки – до 12
Машина выпускалась Дубинским авиазаводом, у которого имеется опыт подготовки самолетов в экспортном исполнении. В 2001-м производство перевели в Луховицы. Особенность Су-29 – наличие катапульты. Обычно учебно-тренировочные самолеты оснащались парашютами, которыми воспользоваться на малой высоте было невозможно. С 84-го по 94-й в аэроклубах СССР и РФ погибло по этой причине 30 пилотов. Поэтому создание Су-29КС с катапультным креслом стало весьма своевременным.
До первого полета макет Су-29 успели продемонстрировать публике на авиасалоне в Париже. В небо машина поднялась с аэродрома в Жуковском летом 1991-го. Результат оценен положительно.
Одновременно шли заводские отработки систем самолета сразу на трех экземплярах. В 1992-м самолет уже участвовал в соревнованиях мирового уровня во Франции. Машина не заняла высоких мест, но ее отметили, как перспективное воздушное судно. В 1994-м на Су-29 выдали сертификат МАК, а через год разрешили эксплуатировать в качестве учебно-тренировочного.
Сразу же после окончания состязаний 92-го года российский производитель получил заказы от США на поставку 12 самолетов. Позже, в 1997-м, УТС заинтересовались Австралийские ВВС, которые рассчитывали обучать и тренировать на них своих военных летчиков. Специалистов с «Зеленого континента» особенно интересовали российские кресла-катапульты типа СКС-94, выпускаемые ПО «Звезда». Австралией закуплено семь экземпляров, получивших индекс Су-29AR.
В разные страны мира было продано свыше 50 единиц техники. Покупателями стали ЮАР, Великобритания и иные государства. На импортные УТС устанавливалась шведская кабина, американская авионика и шасси.
Самолет Су-29 и сейчас эксплуатируется в школах ДОСААФ, аэроклубах. Новая машина продавалась за 190 тыс. «зеленых», что совсем недорого по мировым масштабам. Однако найти сегодня в РФ б/у Су-29 проблематично: в России их совсем немного (официальных данных нет).
К работе конструкторы приступили в 1990-м году. Через год машина, в основе которой лежали разработки Су-26, была готова. Кроме двухместной кабины (был и одноместный вариант – Су-29Т), самолет получил больший размах крыльев и более длинный фюзеляж (разница – 0,4 м).
Су-29, в отличие от предшественника – двухместный. Фото: YouTube.com
Несмотря на использование композитных материалов (их доля составила 60 %), Су-29 получился тяжелее своего предшественника. Но, правда, всего на 60 кг. Это позволило сохранить все лучшие летные качества, какими обладал Су-26.
Технические особенности
Роль силовой установки играет девятицилиндровый мотор М-14П в 360 л. с. Винт – немецкий, модель MTV-3. Для взлета и посадки машине достаточно полосы длиной 250 м. Тип бортового радиоэлектронного оборудования выбирается заказчиком. Это могут быть приборы как российского, так и зарубежного производства – Bekker либо Bendix King. Также машина комплектовалась навигацией – GPS. Завод выпускал несколько модификаций, отличающихся друг от друга видом катапультных кресел. Основные параметры УТС Су-29:
✅ размах крыльев, длина и высота – 8,2, 7,29 и 2,89 м
✅ вес пустого (максимальный взлетный) – 735 кг (1204 кг)
✅ скорость (при пикировании) – 385 км/ч (450 км/ч)
✅ высота – до 4 км
✅ дальность – до 1200 км
✅ перегрузки – до 12
Машина выпускалась Дубинским авиазаводом, у которого имеется опыт подготовки самолетов в экспортном исполнении. В 2001-м производство перевели в Луховицы. Особенность Су-29 – наличие катапульты. Обычно учебно-тренировочные самолеты оснащались парашютами, которыми воспользоваться на малой высоте было невозможно. С 84-го по 94-й в аэроклубах СССР и РФ погибло по этой причине 30 пилотов. Поэтому создание Су-29КС с катапультным креслом стало весьма своевременным.
Испытания
До первого полета макет Су-29 успели продемонстрировать публике на авиасалоне в Париже. В небо машина поднялась с аэродрома в Жуковском летом 1991-го. Результат оценен положительно.
В ходе испытаний летчики отмечали легкость управления и «отзывчивость» машины на действия пилота. Фото: YouTube.com
Одновременно шли заводские отработки систем самолета сразу на трех экземплярах. В 1992-м самолет уже участвовал в соревнованиях мирового уровня во Франции. Машина не заняла высоких мест, но ее отметили, как перспективное воздушное судно. В 1994-м на Су-29 выдали сертификат МАК, а через год разрешили эксплуатировать в качестве учебно-тренировочного.
Импорт
Сразу же после окончания состязаний 92-го года российский производитель получил заказы от США на поставку 12 самолетов. Позже, в 1997-м, УТС заинтересовались Австралийские ВВС, которые рассчитывали обучать и тренировать на них своих военных летчиков. Специалистов с «Зеленого континента» особенно интересовали российские кресла-катапульты типа СКС-94, выпускаемые ПО «Звезда». Австралией закуплено семь экземпляров, получивших индекс Су-29AR.
Демонстрация возможностей Су-29 иностранным покупателям. Фото: YouTube.com
В разные страны мира было продано свыше 50 единиц техники. Покупателями стали ЮАР, Великобритания и иные государства. На импортные УТС устанавливалась шведская кабина, американская авионика и шасси.
Сегодня
Самолет Су-29 и сейчас эксплуатируется в школах ДОСААФ, аэроклубах. Новая машина продавалась за 190 тыс. «зеленых», что совсем недорого по мировым масштабам. Однако найти сегодня в РФ б/у Су-29 проблематично: в России их совсем немного (официальных данных нет).
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....