
Модель 7.151 — уникальный советский мотоцикл, так и не пущенный в серию
Сегодня мы рассмотрим одну из последних разработок ВНИИ Мотопрома СССР, оснащенную двигателем РД-515. В мотоцикле использовано перспективное на тот момент шасси УРАЛ ИМЗ М-73. При внешнем сходстве с некоторым моделями ИЖ, это другая техника с целым рядом особенностей.
Внимание сразу притягивает достаточно современный внешний вид. В конце восьмидесятых предполагалось, что это будет флагман советской мототехники. Но развал СССР внес свои коррективы, в итоге ни мотор, ни шасси не были пущены в серию.
Роторный мотор встречается на мотоциклах крайне редко. Фото:youtube.com
Силовой агрегат является главной особенностью этого проекта. Он разительно отличается от традиционных решений, поэтому требует отдельного внимания:
Усиленный привод и гидравлические тормоза — еще одна важная особенность. Фото:youtube.com
Модель 7.151 отличалась от мотоциклов массового производства. Поэтому стоит уделить внимание некоторым аспектам:
Приборы от ВАЗ 2106 отлично подошли и на мотоцикл. Фото:youtube.com
Компоновка элементов не отличалась от традиционных решений, применяемых в большинстве серийных моделей. Для удешевления и упрощения процесса сборки использовалось немало стандартных деталей — руль, сиденье, поворотники и многое другое. Внешний вид соответствует общим тенденциям того времени, предполагалось, что после выпуска в серию это будет один из самых популярных мотоциклов.
Если верить информации от бывших инженеров, работавших над моделью с роторным двигателем, проектные мероприятия были завершены в конце 80-х годов прошлого века. Но перестройка, развал СССР и последовавшее за этим десятилетие кризиса и неопределенности поставили крест на проекте.
Планировалось, что под эти цели будет построен отдельный завод в Набережных Челнах. Но задумки так и не реализовали, более того — мотоциклу даже не успели придумать название. Поэтому сегодня он известен под цифровым обозначением.
Модель успешно прошла множество испытаний в полевых условиях. Было внесено огромное количество доработок и усовершенствований. Выпускали как экземпляры с коляской, так и двухколесные модификации, в сети есть фотографии таких вариантов.
На сегодня нет точной информации о том, сколько единиц осталось. Данный обзор сделан на основании экземпляра, хранящегося в Музее техники Вадима Задорожного. Он 1987 года выпуска, это предсерийный образец, по которому несложно судить обо всех особенностях модели.
Сборные легкосплавные колеса - настоящий шик для СССР. Фото:youtube.com
По немногочисленным отзывам тех, кто участвовал в испытаниях или ездил на рассматриваемой технике, можно сделать вывод, что она превосходила все отечественные образцы. Роторный мотор мощностью 38 л.с. отличался приемистостью и набирал обороты мгновенно, неопытные мотоциклисты зачастую не могли даже нормально тронуться.
Также двигатель отличала локомотивная тяга, крутящий момент был солидным, хотя точных показателей не сохранилось. Из-за того, что модель только прошла испытания, нет исчерпывающих данных по ее надежности и особенностям эксплуатации. Хотя, некоторое время назад на тематических ресурсах мелькали фото модели 7.151 без коляски зеленого цвета. Судя по снимкам на улице и лежащим на сиденье шлемам, мотоцикл был в эксплуатации на территории Германии. Но никакой дополнительной информации нет.
Это вне всякого сомнения ценный образец и частичка наследия советской инженерной школы. Если бы разработку окончили раньше на несколько лет, не исключено, что сегодня на дорогах можно было встретить тысячи таких моделей. В 1988 году во ВНИИ Мототехники разработали последний мотоцикл с роторным двигателем — двухколесный эскортный вариант объемом свыше 600 кубиков и мощностью за 50 л. с. Но ему не суждено было пройти даже цикл испытаний.
Внимание сразу притягивает достаточно современный внешний вид. В конце восьмидесятых предполагалось, что это будет флагман советской мототехники. Но развал СССР внес свои коррективы, в итоге ни мотор, ни шасси не были пущены в серию.
Двигатель

Силовой агрегат является главной особенностью этого проекта. Он разительно отличается от традиционных решений, поэтому требует отдельного внимания:
- ✅ Модель РД-515 — односекционный роторный агрегат. По конструкции аналогичен вариантам, устанавливаемым на Лады, но там использовали двухсекционные модификации. Но самое главное — большая часть узлов от жигулевских моторов подходила к этому мотоциклу. Так было задумано, чтобы исключить дефицит запасных частей впоследствии.
- ✅ НИИ, занимавшийся разработкой, находился в Серпухове. Больше десятка лет прошло, прежде чем инженеры смогли добиться удовлетворительного ресурса силового агрегата. Благодаря никасиловому покрытию металла роторный двигатель без проблем служил порядка 50 000 км. Точных показателей по понятным причинам нет.
- ✅ Рабочий объем составлял 491 кубик. За счет особенностей работы мотор отличался тяговитостью.
- ✅ Выпускной коллектор включал глушитель и приемный блок, находящийся снизу. Он должен был охлаждать раскаленные газы, выходящие из ротора под сильным напором.
- ✅ Система зажигания состояла из пары катушек и двух свечей. Это решение обеспечило прирост характеристик. Первая свеча воспламеняла топливно-воздушную смесь, а вторая дожигала ее.
- ✅ Мощность составила порядка 40 л. с., что сопоставимо со многими автомобилями, ездившими в то время по дорогам страны. Пиковые показатели достигались при 6000 об., мотор имел рабочий диапазон до 9000.
- ✅ Для нормального охлаждения роторного двигателя обязательным было наличие водяного контура. В передней части установлен достаточно крупный радиатор. По бокам располагались обтекатели, которые не только улучшили внешний вид, но и увеличили воздушный поток, проходящий через соты.
- ✅ В системе использовался стандартный карбюратор. Но настраивали его иначе.
- ✅ Привод также отличался. Его усилили, чтобы эффективно передавать мощность на заднее колесо.
- ✅ Система электронного зажигания также имела свою специфику и настраивалась под роторную модификацию.

Один из экземпляров испытывали в жестких условиях мотокросса. В нем радиатор охлаждения был вынесен в люльку.
Особенности конструкции
Модель 7.151 отличалась от мотоциклов массового производства. Поэтому стоит уделить внимание некоторым аспектам:
- ✅ В глаза бросаются легкосплавные колесные диски. Прочные и при этом легкие, они не только имеют оригинальное исполнение, но и состоят из двух частей: внутренняя прикручена к ободу.
- ✅ Гидравлическая тормозная система — еще один заслуживающий внимания элемент. Чтобы увеличить эффективность, тормозило даже колесо люльки. За счет доступности штуцеров прокачать контур можно было за пару минут.
- ✅ Бензобак получил не только оригинальную форму, но и увеличенный размер. Это связано с тем, что расход у роторного мотора больше, чем у традиционного оппозитного.
- ✅ Крупная выхлопная труба закрыта кожухом. Он не только защищает заднего пассажира от ожогов, так как поверхность сильно нагревается при работе, но и улучшает внешний вид мотоцикла. Глушитель является одной из характерных деталей.
- ✅ Вилка особой конструкции потребовалась для того, чтобы выдерживать высокие динамические нагрузки. Это отдельная разработка под мощный двигатель, которая по прочности в разы превосходила используемые в то время модификации массового производства.
- ✅ На щитке приборов есть не только стандартные спидометр и тахометр, но и температура охлаждающей жидкости, а также уровень заряда аккумулятора. Интересной особенностью является то, что тут использовано оборудование, которое устанавливали в Жигулях 6-й модели.
- ✅ Под мотоцикл была специально разработана дуплексная рама УРАЛ ИМЗ М-73. Ее отличие состояло в двойных трубах, что в разы увеличило жесткость шасси и исключало его деформацию при высоких нагрузках.

Компоновка элементов не отличалась от традиционных решений, применяемых в большинстве серийных моделей. Для удешевления и упрощения процесса сборки использовалось немало стандартных деталей — руль, сиденье, поворотники и многое другое. Внешний вид соответствует общим тенденциям того времени, предполагалось, что после выпуска в серию это будет один из самых популярных мотоциклов.
Интересные факты
Если верить информации от бывших инженеров, работавших над моделью с роторным двигателем, проектные мероприятия были завершены в конце 80-х годов прошлого века. Но перестройка, развал СССР и последовавшее за этим десятилетие кризиса и неопределенности поставили крест на проекте.
Планировалось, что под эти цели будет построен отдельный завод в Набережных Челнах. Но задумки так и не реализовали, более того — мотоциклу даже не успели придумать название. Поэтому сегодня он известен под цифровым обозначением.
Модель успешно прошла множество испытаний в полевых условиях. Было внесено огромное количество доработок и усовершенствований. Выпускали как экземпляры с коляской, так и двухколесные модификации, в сети есть фотографии таких вариантов.
На сегодня нет точной информации о том, сколько единиц осталось. Данный обзор сделан на основании экземпляра, хранящегося в Музее техники Вадима Задорожного. Он 1987 года выпуска, это предсерийный образец, по которому несложно судить обо всех особенностях модели.

По немногочисленным отзывам тех, кто участвовал в испытаниях или ездил на рассматриваемой технике, можно сделать вывод, что она превосходила все отечественные образцы. Роторный мотор мощностью 38 л.с. отличался приемистостью и набирал обороты мгновенно, неопытные мотоциклисты зачастую не могли даже нормально тронуться.
Также двигатель отличала локомотивная тяга, крутящий момент был солидным, хотя точных показателей не сохранилось. Из-за того, что модель только прошла испытания, нет исчерпывающих данных по ее надежности и особенностям эксплуатации. Хотя, некоторое время назад на тематических ресурсах мелькали фото модели 7.151 без коляски зеленого цвета. Судя по снимкам на улице и лежащим на сиденье шлемам, мотоцикл был в эксплуатации на территории Германии. Но никакой дополнительной информации нет.
Это вне всякого сомнения ценный образец и частичка наследия советской инженерной школы. Если бы разработку окончили раньше на несколько лет, не исключено, что сегодня на дорогах можно было встретить тысячи таких моделей. В 1988 году во ВНИИ Мототехники разработали последний мотоцикл с роторным двигателем — двухколесный эскортный вариант объемом свыше 600 кубиков и мощностью за 50 л. с. Но ему не суждено было пройти даже цикл испытаний.
- Ice
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Трансполярная магистраль: грандиозный проект СССР, который так и не удалось завершить
Железная дорога должна была протянуться от Баренцева моря до Чукотки. Но удалось построить лишь некоторые участки....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

В России сместят предельный срок службы самолетов Як-40
Пока российская авиация ожидает появление Ил-114-300 или ТВРС-44 «Ладога», региональным рейсам приходится эксплуатировать самолеты, созданные в 60-х годах. Еще...

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Поезд-отель: из Москвы в Санкт-Петербург за 350 000 рублей
Путешествия по железной дороге могут быть разными – от простого способа добраться из точки А в точку Б до роскошного приключения. Именно о таком исключительном...

Mooney M20 – некогда самый быстрый из серийных одномоторников
Бренд «Муни» не пользуется особой популярностью в России. Тем не менее в других странах эти легкие самолеты можно назвать в определенной степени...

Ford Expedition III – когда V8 дешевле, чем V6
Этот огромный рамный внедорожник мало того, что трехрядный – у него еще и большой багажник. Вот только покупать такой нужно с оглядкой....

LADA Vesta Cross с «шестиступкой»: неожиданные итоги тест-драйва
Когда речь заходит о практичных, доступных, и при этом комфортных автомобилях для российских дорог, LADA Vesta Cross с 6-ступенчатой МКПП становится одним из...

На российском SJ-100 протестировали работу важнейшей системы
Прохождение испытаний открывает путь к следующим этапам. Полное завершение программы ожидается до конца текущего года....

Citroen обновил свой самый популярный внедорожник
На текущий момент известно о четырех конфигурациях силовых установок. Кроме технической части, автомобиль также заметно изменился в плане дизайна экстерьера и...

«Валдай-18» официально поступил в продажу
Производитель предлагает гарантию без ограничений по пробегу. В список сильных сторон новинки однозначно стоит отнести пневматическую подвеску....

Представлен МАЗ МАНДАРИН – универсальная автолавка
Широкой публике модель будет показана в июне. Но потенциальным клиентам автомобиль готовы показать уже сейчас....

Первый полностью российский МС-21 поднялся в небо
Самолет пробыл в воздухе 1 час 15 минут. У российского авиастроения есть светлое будущее....

Первый в мире серийный мотоцикл на метане – как едет и что умеет?
Когда думаешь, что мотоциклы – это два колеса и мотор, на сцене появляется Bajaj Freedom 125 и ломает шаблоны. Это первый в мире серийный мотоцикл, который...