Модель 7.151 — уникальный советский мотоцикл, так и не пущенный в серию
7 385

Модель 7.151 — уникальный советский мотоцикл, так и не пущенный в серию

Сегодня мы рассмотрим одну из последних разработок ВНИИ Мотопрома СССР, оснащенную двигателем РД-515. В мотоцикле использовано перспективное на тот момент шасси УРАЛ ИМЗ М-73. При внешнем сходстве с некоторым моделями ИЖ, это другая техника с целым рядом особенностей.


Внимание сразу притягивает достаточно современный внешний вид. В конце восьмидесятых предполагалось, что это будет флагман советской мототехники. Но развал СССР внес свои коррективы, в итоге ни мотор, ни шасси не были пущены в серию.

Двигатель



Модель 7.151 — уникальный советский мотоцикл, так и не пущенный в сериюРоторный мотор встречается на мотоциклах крайне редко. Фото:youtube.com


Силовой агрегат является главной особенностью этого проекта. Он разительно отличается от традиционных решений, поэтому требует отдельного внимания:

  • ✅ Модель РД-515 — односекционный роторный агрегат. По конструкции аналогичен вариантам, устанавливаемым на Лады, но там использовали двухсекционные модификации. Но самое главное — большая часть узлов от жигулевских моторов подходила к этому мотоциклу. Так было задумано, чтобы исключить дефицит запасных частей впоследствии.

  • ✅ НИИ, занимавшийся разработкой, находился в Серпухове. Больше десятка лет прошло, прежде чем инженеры смогли добиться удовлетворительного ресурса силового агрегата. Благодаря никасиловому покрытию металла роторный двигатель без проблем служил порядка 50 000 км. Точных показателей по понятным причинам нет.

  • ✅ Рабочий объем составлял 491 кубик. За счет особенностей работы мотор отличался тяговитостью.

  • ✅ Выпускной коллектор включал глушитель и приемный блок, находящийся снизу. Он должен был охлаждать раскаленные газы, выходящие из ротора под сильным напором.

  • ✅ Система зажигания состояла из пары катушек и двух свечей. Это решение обеспечило прирост характеристик. Первая свеча воспламеняла топливно-воздушную смесь, а вторая дожигала ее.

  • ✅ Мощность составила порядка 40 л. с., что сопоставимо со многими автомобилями, ездившими в то время по дорогам страны. Пиковые показатели достигались при 6000 об., мотор имел рабочий диапазон до 9000.

  • ✅ Для нормального охлаждения роторного двигателя обязательным было наличие водяного контура. В передней части установлен достаточно крупный радиатор. По бокам располагались обтекатели, которые не только улучшили внешний вид, но и увеличили воздушный поток, проходящий через соты.

  • ✅ В системе использовался стандартный карбюратор. Но настраивали его иначе.

  • ✅ Привод также отличался. Его усилили, чтобы эффективно передавать мощность на заднее колесо.

  • ✅ Система электронного зажигания также имела свою специфику и настраивалась под роторную модификацию.


Усиленный привод и гидравлические тормоза — еще одна важная особенность. Фото:youtube.com


Один из экземпляров испытывали в жестких условиях мотокросса. В нем радиатор охлаждения был вынесен в люльку.


Особенности конструкции



Модель 7.151 отличалась от мотоциклов массового производства. Поэтому стоит уделить внимание некоторым аспектам:

  • ✅ В глаза бросаются легкосплавные колесные диски. Прочные и при этом легкие, они не только имеют оригинальное исполнение, но и состоят из двух частей: внутренняя прикручена к ободу.

  • ✅ Гидравлическая тормозная система — еще один заслуживающий внимания элемент. Чтобы увеличить эффективность, тормозило даже колесо люльки. За счет доступности штуцеров прокачать контур можно было за пару минут.

  • ✅ Бензобак получил не только оригинальную форму, но и увеличенный размер. Это связано с тем, что расход у роторного мотора больше, чем у традиционного оппозитного.

  • ✅ Крупная выхлопная труба закрыта кожухом. Он не только защищает заднего пассажира от ожогов, так как поверхность сильно нагревается при работе, но и улучшает внешний вид мотоцикла. Глушитель является одной из характерных деталей.

  • ✅ Вилка особой конструкции потребовалась для того, чтобы выдерживать высокие динамические нагрузки. Это отдельная разработка под мощный двигатель, которая по прочности в разы превосходила используемые в то время модификации массового производства.

  • ✅ На щитке приборов есть не только стандартные спидометр и тахометр, но и температура охлаждающей жидкости, а также уровень заряда аккумулятора. Интересной особенностью является то, что тут использовано оборудование, которое устанавливали в Жигулях 6-й модели.

  • ✅ Под мотоцикл была специально разработана дуплексная рама УРАЛ ИМЗ М-73. Ее отличие состояло в двойных трубах, что в разы увеличило жесткость шасси и исключало его деформацию при высоких нагрузках.


Приборы от ВАЗ 2106 отлично подошли и на мотоцикл. Фото:youtube.com


Компоновка элементов не отличалась от традиционных решений, применяемых в большинстве серийных моделей. Для удешевления и упрощения процесса сборки использовалось немало стандартных деталей — руль, сиденье, поворотники и многое другое. Внешний вид соответствует общим тенденциям того времени, предполагалось, что после выпуска в серию это будет один из самых популярных мотоциклов.

Интересные факты



Если верить информации от бывших инженеров, работавших над моделью с роторным двигателем, проектные мероприятия были завершены в конце 80-х годов прошлого века. Но перестройка, развал СССР и последовавшее за этим десятилетие кризиса и неопределенности поставили крест на проекте.

Планировалось, что под эти цели будет построен отдельный завод в Набережных Челнах. Но задумки так и не реализовали, более того — мотоциклу даже не успели придумать название. Поэтому сегодня он известен под цифровым обозначением.

Модель успешно прошла множество испытаний в полевых условиях. Было внесено огромное количество доработок и усовершенствований. Выпускали как экземпляры с коляской, так и двухколесные модификации, в сети есть фотографии таких вариантов.

На сегодня нет точной информации о том, сколько единиц осталось. Данный обзор сделан на основании экземпляра, хранящегося в Музее техники Вадима Задорожного. Он 1987 года выпуска, это предсерийный образец, по которому несложно судить обо всех особенностях модели.

Сборные легкосплавные колеса - настоящий шик для СССР. Фото:youtube.com


По немногочисленным отзывам тех, кто участвовал в испытаниях или ездил на рассматриваемой технике, можно сделать вывод, что она превосходила все отечественные образцы. Роторный мотор мощностью 38 л.с. отличался приемистостью и набирал обороты мгновенно, неопытные мотоциклисты зачастую не могли даже нормально тронуться.

Также двигатель отличала локомотивная тяга, крутящий момент был солидным, хотя точных показателей не сохранилось. Из-за того, что модель только прошла испытания, нет исчерпывающих данных по ее надежности и особенностям эксплуатации. Хотя, некоторое время назад на тематических ресурсах мелькали фото модели 7.151 без коляски зеленого цвета. Судя по снимкам на улице и лежащим на сиденье шлемам, мотоцикл был в эксплуатации на территории Германии. Но никакой дополнительной информации нет.

Это вне всякого сомнения ценный образец и частичка наследия советской инженерной школы. Если бы разработку окончили раньше на несколько лет, не исключено, что сегодня на дорогах можно было встретить тысячи таких моделей. В 1988 году во ВНИИ Мототехники разработали последний мотоцикл с роторным двигателем — двухколесный эскортный вариант объемом свыше 600 кубиков и мощностью за 50 л. с. Но ему не суждено было пройти даже цикл испытаний.
Что вы думаете о роторном мотоцикле?
  • Ice
  • https://youtube.com
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....