
Бе-2500 «Нептун» – трансатлантический супертяжеловес
В средствах массовой информации нередко упоминается два вида летательных аппаратов: экранолет и экраноплан. Чтобы не вносить путаницу в термины, стоит разобраться с названиями. Последний представляет собой воздушное судно, способное летать на малой высоте над ровной поверхностью. Неважно, что это будет: водная гладь, снежная или обычная равнина. Но у экранолета, по сравнению со своим «коллегой», есть важное преимущество. Он способен еще и подниматься на высоту и перемещаться в самолетном режиме, т. е. является гибридом. Экраноплан таких возможностей не имеет.
Начало разработки Бе-2500 («Нептун») относится еще к советским временам, концу 80-х. Это «классический» экранолет, предназначенный для транспортировки грузов, который был спроектирован в Таганроге, Бериевском АНТК. Предполагалось: машина сможет базироваться в крупнейших морских портах страны. Основное отличие Бе-2500 от ему подобных – грузоподъемность. Супертяжеловес смог бы «заткнуть за пояс» даже знаменитую «Мрию» (Ан-225), т. к. брал на борт до 1000 т, что больше, чем смог бы поднять этот транспортный самолет, в 5 раз.
Внутри «малогабаритного» Ан-225. Фото: YouTube.com
Был и еще один важный плюс: экранолет относился к воздушным судам безаэродромного базирования: роль ВПП мог играть ровный участок суши или акватория подходящего водоема.
Бе-2500 задумывался, как гражданское судно, предназначенное для трансатлантических контейнерных грузов, спасения людей на воде, работы в структуре МЧС, разведке полезных ископаемых на океанических, морских шельфах.
Схема машины представляет собой «летающее крыло». Это дает возможность пользоваться воздушным экраном, который под ним сжимается. Судно способно летать над любой поверхностью на высоте в несколько метров. Глиссирование на редане и задней части центроплана обеспечивало особое взаимно связанное расположение фюзеляжа и крыла. Предполагалось, что роль силовой установки будут играть шесть двигателей ДТРД Rolls-Royce Trent, обеспечивающих тягу в 490 кН. Также рассматривались отечественные авиамоторы ДТРД НК-116. Они разрабатывались в 1994-м году в НПП «Труд» (г. Самара). И еще один вариант – НК-62М.
Основная версия компоновки силовых агрегатов. Фото: YouTube.com
Старт с водной поверхности осуществлялся благодаря с помощью поддува. Что это за система? Выхлопные газы от силовых агрегатов, находящихся в передней части судна, идут под крыло. Там образуется замкнутое пространство, в котором формируется газовая подушка. Она и помогает экранолету оторваться от воды. Также поддув делает снижение и приводнение судна безопаснее, что связано с неизменяемым углом тангажа. Это значит, что участие пилота будет минимальным.
Вид гиганта снизу (видно шасси). Фото: YouTube.com
В конструкции предполагалось использовать шасси убирающегося типа. Но задействовано оно должно лишь быть только при перелете из одного аэродрома на другой для, например, ремонта или обслуживания. Основные расчетные технические параметры:
✅ размах крыла, длина, высота – 125,51, 115,5, 29,12 м
✅ взлетная масса – 2500 т
✅ грузоподъемность – 1000 т
✅ скорость в режиме самолета (с использованием экрана) – 770 (450) км/ч
✅ потолок – до 10 тыс. м
✅ дальность – до 15800 км
По замыслу конструкторов, «Нептун» должен был уметь самостоятельно выдвигаться на гидроспуск, которым мог служить, например, песчаный пологий берег. Параллельно шла работа по созданию более тяжелого «потомка» Бе-5000. Этот гигант должен был поднимать в воздух уже пять тысяч тонн. Предполагалось, что его силовая установка будет состоять из 23 двигателей.
Они тоже не спали. Американцы чуть позже советских коллег начали разрабатывать свой «тяжеловес». Он получил название Pelican ULTRA (проект – от Boeing). Судно предназначалось для военных: операция в Ираке показала, что на переброску дивизии обычным способом требуется не менее месяца. А использование «Пеликана» позволяло сократить этот срок до пяти суток. Но, учитывая конструкционные сложности, американцы планировали сделать свой супертяжеловес не ранее 2015-го года. Его грузоподъемность превышала способности «Нептуна» и составляла 1200 т. Не исключалось, что экранолет будет использоваться и в гражданских целях. Однако проект так и остался на бумаге. Единственная реализованная идея летающей лодки для перевозки тяжелых грузов – Hughes H-4 Hercules.
Американский аппарат успел полетать. Фото: YouTube.com
Судно разработано в 1947 году, с опозданием. Машина должна была перебрасывать военные грузы из США в Европу. Однако Вторая Мировая уже закончилась и построили только один экземпляр.
Даже если учитывать тяжелые для страны 90-е, вряд ли «Нептун» мог быть построен: по крайней мере, в то время. Стоимость проекта оценивалась в 10 млрд. «зеленых». Для сравнения: чтобы возобновить производство серийного «Руслана» (Ан-124), требовалось «всего» 560 млн. долларов.
Ан-124 на порядок дешевле экранолета. Фото: YouTube.com
Второе препятствие – необходимость наличия специалистов высокого класса, способных найти новые подходы, оригинальные инженерные решения, генерирующие нестандартные идеи. А Таганрогское КБ, увы, такими кадрами похвастать не могло. Технические характеристики тоже нельзя было назвать хорошими. Например, тяжелый экраноплан был крайне неповоротлив, а создаваемые им воздушные потоки могла запросто «сдуть» находящееся рядом небольшое морское судно. Расход горючего в режиме самолета был примерно в два раза выше, чем у обычного лайнера.
От начала проектных работ до постройки судна данного типа проходит 15-20 лет. Фото: YouTube.com
О стоимости технического обслуживания в проекте даже ничего и не говорится. И это понятно, потому что оно может стать «золотым». О комфорте внутри экранолета не стоит даже заикаться: уровень шума от шести (на Бе-5000 – 23-х) зашкаливал бы за все допустимые нормы.
И еще один момент – безопасность. При взлете в режиме экрана «Нептуну» пришлось бы в последний момент разбега резко и намного поднимать мощность, чтобы увеличить скорость. Любая помеха, возникшая на траектории –неважно, катер, лодка, кит или дельфин (мало ли что там из моря выпрыгнет), неизбежно привела бы к катастрофе неповоротливого «Нептуна».
И все же: неужели у экранолетов нет будущего?
Они есть. Другое дело, в каком виде будут создаваться проекты. Очевидно, что постройка супертяжеловесов на сегодняшний день экономически нецелесообразна. А вот небольшие экранолеты габаритами с Ил-76 и грузоподъемностью до 100 тонн вполне пригодились бы. Например, для доставки грузов на полярные станции. Или оперативной эвакуации их обслуживающего персонала в случае опасности, необходимости.
У небольших аппаратов больше шансов выжить в суровых экономических реалиях, чем у тяжеловесов. Фото: YouTube.com
Подводя итоги, можно сделать вывод – будущее у экранолетов есть. Хотя в ближайшее время государство заниматься такими летательными аппаратами не намерено. В утвержденной программе по развитию авиапромышленности до 2025-го года упоминаний о Бе-2500 или ему подобных судах, нет. Чтобы реализовать проект, требуется хорошая школа со специалистами высокого класса, не боящихся нестандартных решений, и смелый инвестор, который рискнет вложить деньги в такое мероприятие.
Попытки возобновить проект уже были В 2018 году глава Таганрогского АНТК Грудинин Ю. заявил, что проект «Бе-2500» находится на этапе «эскизного проектирования». Конструкторы обсуждают ЛТХ экранолета и даже ищут потенциальных заказчиков. А Центральный институт Жуковского продувал модель тяжелого гибрида в аэродинамической трубе: испытания прошли успешно – машина может летать. Так что концепция экранолета и сегодня будоражит умы авиационных инженеров и остается надеяться, что когда-нибудь будет и положительный результат.
Начало разработки Бе-2500 («Нептун») относится еще к советским временам, концу 80-х. Это «классический» экранолет, предназначенный для транспортировки грузов, который был спроектирован в Таганроге, Бериевском АНТК. Предполагалось: машина сможет базироваться в крупнейших морских портах страны. Основное отличие Бе-2500 от ему подобных – грузоподъемность. Супертяжеловес смог бы «заткнуть за пояс» даже знаменитую «Мрию» (Ан-225), т. к. брал на борт до 1000 т, что больше, чем смог бы поднять этот транспортный самолет, в 5 раз.

Был и еще один важный плюс: экранолет относился к воздушным судам безаэродромного базирования: роль ВПП мог играть ровный участок суши или акватория подходящего водоема.
Уникальные «способности» экранолета заинтересовали военных. «Нептун» мог за один раз переправить целую дивизию на 16 тыс. км!
Бе-2500 задумывался, как гражданское судно, предназначенное для трансатлантических контейнерных грузов, спасения людей на воде, работы в структуре МЧС, разведке полезных ископаемых на океанических, морских шельфах.
О конструкции
Схема машины представляет собой «летающее крыло». Это дает возможность пользоваться воздушным экраном, который под ним сжимается. Судно способно летать над любой поверхностью на высоте в несколько метров. Глиссирование на редане и задней части центроплана обеспечивало особое взаимно связанное расположение фюзеляжа и крыла. Предполагалось, что роль силовой установки будут играть шесть двигателей ДТРД Rolls-Royce Trent, обеспечивающих тягу в 490 кН. Также рассматривались отечественные авиамоторы ДТРД НК-116. Они разрабатывались в 1994-м году в НПП «Труд» (г. Самара). И еще один вариант – НК-62М.

Старт с водной поверхности осуществлялся благодаря с помощью поддува. Что это за система? Выхлопные газы от силовых агрегатов, находящихся в передней части судна, идут под крыло. Там образуется замкнутое пространство, в котором формируется газовая подушка. Она и помогает экранолету оторваться от воды. Также поддув делает снижение и приводнение судна безопаснее, что связано с неизменяемым углом тангажа. Это значит, что участие пилота будет минимальным.

В конструкции предполагалось использовать шасси убирающегося типа. Но задействовано оно должно лишь быть только при перелете из одного аэродрома на другой для, например, ремонта или обслуживания. Основные расчетные технические параметры:
✅ размах крыла, длина, высота – 125,51, 115,5, 29,12 м
✅ взлетная масса – 2500 т
✅ грузоподъемность – 1000 т
✅ скорость в режиме самолета (с использованием экрана) – 770 (450) км/ч
✅ потолок – до 10 тыс. м
✅ дальность – до 15800 км
По замыслу конструкторов, «Нептун» должен был уметь самостоятельно выдвигаться на гидроспуск, которым мог служить, например, песчаный пологий берег. Параллельно шла работа по созданию более тяжелого «потомка» Бе-5000. Этот гигант должен был поднимать в воздух уже пять тысяч тонн. Предполагалось, что его силовая установка будет состоять из 23 двигателей.
А что конкуренты на Западе?
Они тоже не спали. Американцы чуть позже советских коллег начали разрабатывать свой «тяжеловес». Он получил название Pelican ULTRA (проект – от Boeing). Судно предназначалось для военных: операция в Ираке показала, что на переброску дивизии обычным способом требуется не менее месяца. А использование «Пеликана» позволяло сократить этот срок до пяти суток. Но, учитывая конструкционные сложности, американцы планировали сделать свой супертяжеловес не ранее 2015-го года. Его грузоподъемность превышала способности «Нептуна» и составляла 1200 т. Не исключалось, что экранолет будет использоваться и в гражданских целях. Однако проект так и остался на бумаге. Единственная реализованная идея летающей лодки для перевозки тяжелых грузов – Hughes H-4 Hercules.

Судно разработано в 1947 году, с опозданием. Машина должна была перебрасывать военные грузы из США в Европу. Однако Вторая Мировая уже закончилась и построили только один экземпляр.
Экономическая составляющая Бе-2500
Даже если учитывать тяжелые для страны 90-е, вряд ли «Нептун» мог быть построен: по крайней мере, в то время. Стоимость проекта оценивалась в 10 млрд. «зеленых». Для сравнения: чтобы возобновить производство серийного «Руслана» (Ан-124), требовалось «всего» 560 млн. долларов.

Второе препятствие – необходимость наличия специалистов высокого класса, способных найти новые подходы, оригинальные инженерные решения, генерирующие нестандартные идеи. А Таганрогское КБ, увы, такими кадрами похвастать не могло. Технические характеристики тоже нельзя было назвать хорошими. Например, тяжелый экраноплан был крайне неповоротлив, а создаваемые им воздушные потоки могла запросто «сдуть» находящееся рядом небольшое морское судно. Расход горючего в режиме самолета был примерно в два раза выше, чем у обычного лайнера.

О стоимости технического обслуживания в проекте даже ничего и не говорится. И это понятно, потому что оно может стать «золотым». О комфорте внутри экранолета не стоит даже заикаться: уровень шума от шести (на Бе-5000 – 23-х) зашкаливал бы за все допустимые нормы.
И еще один момент – безопасность. При взлете в режиме экрана «Нептуну» пришлось бы в последний момент разбега резко и намного поднимать мощность, чтобы увеличить скорость. Любая помеха, возникшая на траектории –неважно, катер, лодка, кит или дельфин (мало ли что там из моря выпрыгнет), неизбежно привела бы к катастрофе неповоротливого «Нептуна».
С другой стороны, при возникновении неисправности в случае полета над морем, океаном, гибридное судно безопаснее самолета, т. к. может сесть на воду.
И все же: неужели у экранолетов нет будущего?
Перспективы
Они есть. Другое дело, в каком виде будут создаваться проекты. Очевидно, что постройка супертяжеловесов на сегодняшний день экономически нецелесообразна. А вот небольшие экранолеты габаритами с Ил-76 и грузоподъемностью до 100 тонн вполне пригодились бы. Например, для доставки грузов на полярные станции. Или оперативной эвакуации их обслуживающего персонала в случае опасности, необходимости.

Подводя итоги, можно сделать вывод – будущее у экранолетов есть. Хотя в ближайшее время государство заниматься такими летательными аппаратами не намерено. В утвержденной программе по развитию авиапромышленности до 2025-го года упоминаний о Бе-2500 или ему подобных судах, нет. Чтобы реализовать проект, требуется хорошая школа со специалистами высокого класса, не боящихся нестандартных решений, и смелый инвестор, который рискнет вложить деньги в такое мероприятие.
Попытки возобновить проект уже были В 2018 году глава Таганрогского АНТК Грудинин Ю. заявил, что проект «Бе-2500» находится на этапе «эскизного проектирования». Конструкторы обсуждают ЛТХ экранолета и даже ищут потенциальных заказчиков. А Центральный институт Жуковского продувал модель тяжелого гибрида в аэродинамической трубе: испытания прошли успешно – машина может летать. Так что концепция экранолета и сегодня будоражит умы авиационных инженеров и остается надеяться, что когда-нибудь будет и положительный результат.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Сразу три американских автомобильных бренда откроют свои представительства в России
Речь о Ford, Chevrolet и Tesla. Причем первые двое даже не планируют поставки гибридных и электрических моделей — только ДВС!...

Почти собран современный и импортозамещенный Ан-2 «Кукурузник» – ТР-301/117
Этот самолет оснащается двигателем от Ми-8. Он окажется в три раза дешевле зарубежных аналогов....

В России планируют выпуск нового широкофюзеляжного авиалайнера
На данном этапе идет обсуждение основных вопросов, связанных с будущей конструкцией самолета. Подробнее об этом читайте в нашем материале....

Советский трактор Т-150 опять запущен в серийное производство – под другим названием
Конечно, он модернизирован, но внешне почти все тот же. Уже известно, когда первые тракторы поступят в продажу....

«Автотор» потерял миллиарды на сборке китайских машин – мнения российских водителей
А ведь так все красиво начиналось. Обещали локализацию и выпуск собственных моделей…...

Почти юбилей – АВТОВАЗ официально открывает продажи новейшей «Нивы»
Самый популярный внедорожник России получил другой двигатель, подвеску, улучшенную «ходовку» и оснащение. День начала реализации новинки приурочили к знаковому...

Турбовинтовой CJ1000 подготовили к тестированию на гражданском лайнере
В Поднебесной ускоряют разработку и сертификацию замены американо-французскому Leap-1C. После ее завершения запланирован серийный выпуск, но без «нюансов» не...

Авиалайнер МС-21 стал ближе к массовому производству – выпуск обшивки фюзеляжа ускорен
Для этого оказалось недостаточным закупить новое оборудование. Пришлось разрабатывать сложные программы и даже подбирать положение пуансонов вручную....

Гидрогравитационный мотор – гениальная идея или шутка?
В поисках альтернативных источников энергии человечество не раз пыталось приблизиться к мечте о «вечном двигателе». Автор YouTube-канала «Гараж 54» предлагает...

Рассекречены все технические особенности российского грузовика Садко 9
Заодно рассказали, когда модель поступит в продажу. А вот цены пока нет....

В Китае построили первый в мире танкер с жесткими парусами
Парусные технологии возвращаются в новом обличии. Эффект от их использования удивляет....

Новая версия трактора BELARUS 5022 выехала из цеха – мощность двигателя более 500 л. с.
Это самый мощный трактор за всю историю МТЗ. Похоже, именно эта версия пойдет в серийное производство....

В России выпустили инновационный станок для создания фюзеляжей самолетов
Кроме того, новинка пригодится при изготовлении локомотивов, железнодорожных вагонов, а также в других сферах транспорта. Что собой представляет этот комплекс,...

По Дону начнет курсировать передовой «Метеор 120Р»
Местные власти уже заключили контракт на покупку судна. На маршрут оно выйдет в этом году....

Спущено на воду второе российское судно проекта «Кильдин»
Это краболов-процессор. Судно способно добывать по 60 тонн в сутки....

Airbus A320neo спасают небо – десятки авиалайнеров разберут ради безопасности полетов
Все из-за проблем с двигателями Pratt & Whitney. Авиапарки вынуждены снимать с рейсов Airbus A320neo, а запчастей не хватает....