
«Бэлла-1» – уникальный самолет из 90-х, не нуждающийся в аэродромах
Советская авиационная промышленность всегда демонстрировала бодрое развитие. Самолеты из СССР можно назвать одними из самых лучших и массовых. Считается, что после развала Советского Союза российская авиация остановилась в развитии. Это не совсем так, хотя многие современные модели разрабатывались еще в те годы.
Раскрученный маховик НИИ и КБ невозможно было резко остановить – работы продолжались и в 90-х. Хотя, конструкторы стали уходить, разочаровавшись в новых порядках и не в силах достойно содержать семьи на мизерные зарплаты, которые еще и задерживали.
Именно в 90-х ряд многообещающих авиационных проектов был свернут. Это же случилось с самолетом «Бэлла-1». Уникальная модель, способная взлетать и садиться на любой мало-мальски ровной поверхности, построена только в одном экземпляре.
Даже сейчас самолет смотрится необычно и современно. Фото: Youtube.com
А ведь планы были грандиозными – «Бэлла-1» могла обеспечить транспортное сообщение с самыми дальними и недоступными точками СССР, а потом России. Эффективность новой модели в сфере грузовых и пассажирских авиаперевозок по предварительным подсчетам была выше, чем у современных легких самолетов и вертолетов.
Работы над проектом «Бэлла-1» начались примерно в середине 80-х. Советскому Союзу в то время требовались универсальные самолеты малой авиации, способные приземлятся в условиях отсутствия аэродромов. И это должны были быть не стандартные амфибии на поплавках. Работать модели предполагалось в Сибири, на Дальнем Востоке и даже Крайнем Севере.
Ан-2 требовал замены ещё в 80-х. Фото: Youtube.com
Новые летательные аппараты изначально планировались компактными. Предполагалось, что они будут совершать рейсы в самую глушь, а там могло и не оказаться больших открытых пространств. Кроме того, самолеты должны были садиться на:
✅ Обычную землю – луг или даже полянка в лесу
✅ Воду
✅ Снежные покровы
В начале 90-х самолет был готов. Прототип имел длину в 10 метров при размахе складного крыла в 11 м. «Бэлла-1» рассчитана на 5-6 пассажиров или транспортировку 600 кг груза. При этом собственная масса модели с полностью заправленным баком всего 1,4 тонны.
Технические характеристики самолета впечатляли. Запас хода составлял до 3 тысяч км, а максимальная скорость – 250 км/ч. За последнюю характеристику отвечали два поршневых двигателя с мощностью 210 л. с. каждый. Был и третий мотор – подъемный. Он выдавал 100 л. с.
Обратите внимание на конструкцию шасси. Фото: Youtube.com
Главной особенностью «Бэлла-1» было оригинальное взлетно-посадочное шасси. Его основой стала воздушная подушка, расположенная под фюзеляжем. Именно она давала возможность садиться на воду или взлетать с нее.
Благодаря использованию композитных материалов, конструкторам удалось снизить вес самолета. В сочетании с мощными двигателями это позволило уменьшить разбег и пробег модели. По расходу топлива «Бэлла-1» экономичней даже Ан-2, больше известного как «кукурузник».
Но 90-е году оказались безжалостными к перспективному проекту. Финансирование на его дальнейшее развитие было прекращено. Только в 2010 году вроде как нашелся инвестор, но и тот не решился вкладывать деньги в «Бэлла-1». Что ни говори, а проект уже устарел и нуждался в глобальной модернизации – а это миллионы.
Конструкторы, работавшие над универсальным самолетом, из тех, кто еще жив, до сих пор мечтают возродить его.
«Бэлла-1» даже сейчас был бы востребован в самых глухих уголках Российской Федерации. Скажем больше – потребности в малой авиации сильнее, чем раньше, она хоть и начала развиваться, но до уровня СССР ей еще очень далеко.
Похоже, что на фото тот самый потенциальный инвестор, но не факт. Фото: Youtube.com
«Бэлла-1» можно использовать для коммерческих полетов, обеспечив пассажирам высокий уровень комфорта. Скорее всего, найдутся богатые бизнесмены, готовые приобрести такие самолеты в собственность. Они пригодятся не только для деловых, но и для развлекательных полетов. Например, можно слетать на охоту или рыбалку в самую отдаленную местность.
Универсальный самолет способен обеспечить транспортную связь между недоступными населенными пунктами. Не секрет, что там до сих пор перемещаются на собаках или оленях. Это не значит, что у местных нет снегоходов, просто топливо имеет свойство заканчиваться в неподходящий момент.
Для работников геологических, нефтяных и газовых компаний «Бэлла-1» может стать идеальным транспортным средством. Даже для малой авиации требуются аэродромы, которые нужно обслуживать. Как показывает практика, на это может уходить до 70 % транспортных издержек.
На этом фото хорошо видна конструкция воздушной подушки. Фото: Youtube.com
Благодаря наличию в Сибири и на Дальнем Востоке множества рек, болот и озер, легкий летательный аппарат инновационной конструкции найдет место для посадки и взлета.
Самым популярным самолетом, который эксплуатируется в труднодоступных районах, является Ан-2. Благодаря легкости и универсальности, он способен садиться на землю, снег и воду. Но есть у «кукурузника» несколько минусов.
Например, шасси нужно подготавливать изначально, исходя из того, где предполагается садиться и откуда взлетать. Для посадки на землю или снег требуется хоть и короткая, но подготовленная ВПП.
Есть недостатки даже у вертолетов:
✅ Расход топлива
✅ Цена винтокрылых машин
✅ Сложность посадки на болота, глубокий снег и некошеную траву
Все вышеперечисленные минусы отсутствуют у прототипа «Бэлла-1». Кроме того, форма самолета делает его устойчивей к капризам погоды.
Прототип «Бэлла-1» был построен в 1994 году. Модель прошла сначала ряд заводских, а потом и летных испытаний.
Взлет с заснеженного поля. Фото: Youtube.com
Инженеры успели получить патенты не только в России. Самолет сертифицирован в США и Германии.
При конструировании применена схема типа «летающее крыло». Кабина пилота совмещена с пассажирским салоном и находится спереди.
Основная часть «Бэлла-1» – это центроплан дискообразной формы. Такое решение выбрано не случайно – оно позволило разобраться сразу с несколькими задачами:
✅ Придать летательному аппарату устойчивость
✅ Разместить на днище воздушную подушку с надувным посадочным тором
✅ Получить большеобъемный пассажирско-грузовой салон при длине всего в 10 метров
Маршевые двигатели расположены сзади. Винты направлены назад не просто так – это обеспечивает постоянный и интенсивный обдув хвостового оперения. Пилоты, работающие в условиях Сибири, знают, что его обледенение – это опасно. Благодаря грамотному подходу конструкторов, самолет «Бэлла-1» избавлен от такой неприятности.
Двигатели расположены таким образом, что отказ одного в полете не приведет к катастрофе. Летательный аппарат даже в этом случае сможет продолжить движение и совершить безопасную посадку.
Третий двигатель подъемный. Он обеспечивает «Бэлла-1» короткие взлет и посадку. Аэродинамическая подъемная сила достигается и из-за дискообразной формы корпуса.
Винты двигателей направлены назад. Фото: Youtube.com
За счет использования композитных трехслойных материалов с сотовыми наполнителями, удалось достичь веса почти в два раза ниже, чем у традиционных самолетов с такими габаритами. Это позволило создать в салоне микроклимат, вне зависимости от низких забортных температур.
«Бэлла-1» до сих пор поражает воображение как туристов, так и профессиональных инженеров-конструкторов. Иностранцы восхищаются этим самолетом, удивляясь, почему его так и не сделали серийным.
Возможно, что российские конструкторы еще вернутся к этому проекту, но надежды на это мало…
Раскрученный маховик НИИ и КБ невозможно было резко остановить – работы продолжались и в 90-х. Хотя, конструкторы стали уходить, разочаровавшись в новых порядках и не в силах достойно содержать семьи на мизерные зарплаты, которые еще и задерживали.
Именно в 90-х ряд многообещающих авиационных проектов был свернут. Это же случилось с самолетом «Бэлла-1». Уникальная модель, способная взлетать и садиться на любой мало-мальски ровной поверхности, построена только в одном экземпляре.

А ведь планы были грандиозными – «Бэлла-1» могла обеспечить транспортное сообщение с самыми дальними и недоступными точками СССР, а потом России. Эффективность новой модели в сфере грузовых и пассажирских авиаперевозок по предварительным подсчетам была выше, чем у современных легких самолетов и вертолетов.
История
Работы над проектом «Бэлла-1» начались примерно в середине 80-х. Советскому Союзу в то время требовались универсальные самолеты малой авиации, способные приземлятся в условиях отсутствия аэродромов. И это должны были быть не стандартные амфибии на поплавках. Работать модели предполагалось в Сибири, на Дальнем Востоке и даже Крайнем Севере.

Новые летательные аппараты изначально планировались компактными. Предполагалось, что они будут совершать рейсы в самую глушь, а там могло и не оказаться больших открытых пространств. Кроме того, самолеты должны были садиться на:
✅ Обычную землю – луг или даже полянка в лесу
✅ Воду
✅ Снежные покровы
В начале 90-х самолет был готов. Прототип имел длину в 10 метров при размахе складного крыла в 11 м. «Бэлла-1» рассчитана на 5-6 пассажиров или транспортировку 600 кг груза. При этом собственная масса модели с полностью заправленным баком всего 1,4 тонны.
Технические характеристики самолета впечатляли. Запас хода составлял до 3 тысяч км, а максимальная скорость – 250 км/ч. За последнюю характеристику отвечали два поршневых двигателя с мощностью 210 л. с. каждый. Был и третий мотор – подъемный. Он выдавал 100 л. с.

Главной особенностью «Бэлла-1» было оригинальное взлетно-посадочное шасси. Его основой стала воздушная подушка, расположенная под фюзеляжем. Именно она давала возможность садиться на воду или взлетать с нее.
Колеса были смонтированы одним элементом с лыжами. Это позволяло садиться и взлетать как на снег, так и на землю.
Благодаря использованию композитных материалов, конструкторам удалось снизить вес самолета. В сочетании с мощными двигателями это позволило уменьшить разбег и пробег модели. По расходу топлива «Бэлла-1» экономичней даже Ан-2, больше известного как «кукурузник».
Но 90-е году оказались безжалостными к перспективному проекту. Финансирование на его дальнейшее развитие было прекращено. Только в 2010 году вроде как нашелся инвестор, но и тот не решился вкладывать деньги в «Бэлла-1». Что ни говори, а проект уже устарел и нуждался в глобальной модернизации – а это миллионы.
Конструкторы, работавшие над универсальным самолетом, из тех, кто еще жив, до сих пор мечтают возродить его.
Предназначение
«Бэлла-1» даже сейчас был бы востребован в самых глухих уголках Российской Федерации. Скажем больше – потребности в малой авиации сильнее, чем раньше, она хоть и начала развиваться, но до уровня СССР ей еще очень далеко.

«Бэлла-1» можно использовать для коммерческих полетов, обеспечив пассажирам высокий уровень комфорта. Скорее всего, найдутся богатые бизнесмены, готовые приобрести такие самолеты в собственность. Они пригодятся не только для деловых, но и для развлекательных полетов. Например, можно слетать на охоту или рыбалку в самую отдаленную местность.
Универсальный самолет способен обеспечить транспортную связь между недоступными населенными пунктами. Не секрет, что там до сих пор перемещаются на собаках или оленях. Это не значит, что у местных нет снегоходов, просто топливо имеет свойство заканчиваться в неподходящий момент.
Для работников геологических, нефтяных и газовых компаний «Бэлла-1» может стать идеальным транспортным средством. Даже для малой авиации требуются аэродромы, которые нужно обслуживать. Как показывает практика, на это может уходить до 70 % транспортных издержек.

Благодаря наличию в Сибири и на Дальнем Востоке множества рек, болот и озер, легкий летательный аппарат инновационной конструкции найдет место для посадки и взлета.
Достоинства модели
Самым популярным самолетом, который эксплуатируется в труднодоступных районах, является Ан-2. Благодаря легкости и универсальности, он способен садиться на землю, снег и воду. Но есть у «кукурузника» несколько минусов.
Например, шасси нужно подготавливать изначально, исходя из того, где предполагается садиться и откуда взлетать. Для посадки на землю или снег требуется хоть и короткая, но подготовленная ВПП.
Есть недостатки даже у вертолетов:
✅ Расход топлива
✅ Цена винтокрылых машин
✅ Сложность посадки на болота, глубокий снег и некошеную траву
Все вышеперечисленные минусы отсутствуют у прототипа «Бэлла-1». Кроме того, форма самолета делает его устойчивей к капризам погоды.
Особенности конструкции
Прототип «Бэлла-1» был построен в 1994 году. Модель прошла сначала ряд заводских, а потом и летных испытаний.

Инженеры успели получить патенты не только в России. Самолет сертифицирован в США и Германии.
При конструировании применена схема типа «летающее крыло». Кабина пилота совмещена с пассажирским салоном и находится спереди.
Основная часть «Бэлла-1» – это центроплан дискообразной формы. Такое решение выбрано не случайно – оно позволило разобраться сразу с несколькими задачами:
✅ Придать летательному аппарату устойчивость
✅ Разместить на днище воздушную подушку с надувным посадочным тором
✅ Получить большеобъемный пассажирско-грузовой салон при длине всего в 10 метров
Маршевые двигатели расположены сзади. Винты направлены назад не просто так – это обеспечивает постоянный и интенсивный обдув хвостового оперения. Пилоты, работающие в условиях Сибири, знают, что его обледенение – это опасно. Благодаря грамотному подходу конструкторов, самолет «Бэлла-1» избавлен от такой неприятности.
Двигатели расположены таким образом, что отказ одного в полете не приведет к катастрофе. Летательный аппарат даже в этом случае сможет продолжить движение и совершить безопасную посадку.
Третий двигатель подъемный. Он обеспечивает «Бэлла-1» короткие взлет и посадку. Аэродинамическая подъемная сила достигается и из-за дискообразной формы корпуса.

За счет использования композитных трехслойных материалов с сотовыми наполнителями, удалось достичь веса почти в два раза ниже, чем у традиционных самолетов с такими габаритами. Это позволило создать в салоне микроклимат, вне зависимости от низких забортных температур.
«Бэлла-1» до сих пор поражает воображение как туристов, так и профессиональных инженеров-конструкторов. Иностранцы восхищаются этим самолетом, удивляясь, почему его так и не сделали серийным.
Возможно, что российские конструкторы еще вернутся к этому проекту, но надежды на это мало…
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...