«Бэлла-1» – уникальный самолет из 90-х, не нуждающийся в аэродромах
Советская авиационная промышленность всегда демонстрировала бодрое развитие. Самолеты из СССР можно назвать одними из самых лучших и массовых. Считается, что после развала Советского Союза российская авиация остановилась в развитии. Это не совсем так, хотя многие современные модели разрабатывались еще в те годы.
Раскрученный маховик НИИ и КБ невозможно было резко остановить – работы продолжались и в 90-х. Хотя, конструкторы стали уходить, разочаровавшись в новых порядках и не в силах достойно содержать семьи на мизерные зарплаты, которые еще и задерживали.
Именно в 90-х ряд многообещающих авиационных проектов был свернут. Это же случилось с самолетом «Бэлла-1». Уникальная модель, способная взлетать и садиться на любой мало-мальски ровной поверхности, построена только в одном экземпляре.
А ведь планы были грандиозными – «Бэлла-1» могла обеспечить транспортное сообщение с самыми дальними и недоступными точками СССР, а потом России. Эффективность новой модели в сфере грузовых и пассажирских авиаперевозок по предварительным подсчетам была выше, чем у современных легких самолетов и вертолетов.
Работы над проектом «Бэлла-1» начались примерно в середине 80-х. Советскому Союзу в то время требовались универсальные самолеты малой авиации, способные приземлятся в условиях отсутствия аэродромов. И это должны были быть не стандартные амфибии на поплавках. Работать модели предполагалось в Сибири, на Дальнем Востоке и даже Крайнем Севере.
Новые летательные аппараты изначально планировались компактными. Предполагалось, что они будут совершать рейсы в самую глушь, а там могло и не оказаться больших открытых пространств. Кроме того, самолеты должны были садиться на:
✅ Обычную землю – луг или даже полянка в лесу
✅ Воду
✅ Снежные покровы
В начале 90-х самолет был готов. Прототип имел длину в 10 метров при размахе складного крыла в 11 м. «Бэлла-1» рассчитана на 5-6 пассажиров или транспортировку 600 кг груза. При этом собственная масса модели с полностью заправленным баком всего 1,4 тонны.
Технические характеристики самолета впечатляли. Запас хода составлял до 3 тысяч км, а максимальная скорость – 250 км/ч. За последнюю характеристику отвечали два поршневых двигателя с мощностью 210 л. с. каждый. Был и третий мотор – подъемный. Он выдавал 100 л. с.
Главной особенностью «Бэлла-1» было оригинальное взлетно-посадочное шасси. Его основой стала воздушная подушка, расположенная под фюзеляжем. Именно она давала возможность садиться на воду или взлетать с нее.
Благодаря использованию композитных материалов, конструкторам удалось снизить вес самолета. В сочетании с мощными двигателями это позволило уменьшить разбег и пробег модели. По расходу топлива «Бэлла-1» экономичней даже Ан-2, больше известного как «кукурузник».
Но 90-е году оказались безжалостными к перспективному проекту. Финансирование на его дальнейшее развитие было прекращено. Только в 2010 году вроде как нашелся инвестор, но и тот не решился вкладывать деньги в «Бэлла-1». Что ни говори, а проект уже устарел и нуждался в глобальной модернизации – а это миллионы.
Конструкторы, работавшие над универсальным самолетом, из тех, кто еще жив, до сих пор мечтают возродить его.
«Бэлла-1» даже сейчас был бы востребован в самых глухих уголках Российской Федерации. Скажем больше – потребности в малой авиации сильнее, чем раньше, она хоть и начала развиваться, но до уровня СССР ей еще очень далеко.
«Бэлла-1» можно использовать для коммерческих полетов, обеспечив пассажирам высокий уровень комфорта. Скорее всего, найдутся богатые бизнесмены, готовые приобрести такие самолеты в собственность. Они пригодятся не только для деловых, но и для развлекательных полетов. Например, можно слетать на охоту или рыбалку в самую отдаленную местность.
Универсальный самолет способен обеспечить транспортную связь между недоступными населенными пунктами. Не секрет, что там до сих пор перемещаются на собаках или оленях. Это не значит, что у местных нет снегоходов, просто топливо имеет свойство заканчиваться в неподходящий момент.
Для работников геологических, нефтяных и газовых компаний «Бэлла-1» может стать идеальным транспортным средством. Даже для малой авиации требуются аэродромы, которые нужно обслуживать. Как показывает практика, на это может уходить до 70 % транспортных издержек.
Благодаря наличию в Сибири и на Дальнем Востоке множества рек, болот и озер, легкий летательный аппарат инновационной конструкции найдет место для посадки и взлета.
Самым популярным самолетом, который эксплуатируется в труднодоступных районах, является Ан-2. Благодаря легкости и универсальности, он способен садиться на землю, снег и воду. Но есть у «кукурузника» несколько минусов.
Например, шасси нужно подготавливать изначально, исходя из того, где предполагается садиться и откуда взлетать. Для посадки на землю или снег требуется хоть и короткая, но подготовленная ВПП.
Есть недостатки даже у вертолетов:
✅ Расход топлива
✅ Цена винтокрылых машин
✅ Сложность посадки на болота, глубокий снег и некошеную траву
Все вышеперечисленные минусы отсутствуют у прототипа «Бэлла-1». Кроме того, форма самолета делает его устойчивей к капризам погоды.
Прототип «Бэлла-1» был построен в 1994 году. Модель прошла сначала ряд заводских, а потом и летных испытаний.
Инженеры успели получить патенты не только в России. Самолет сертифицирован в США и Германии.
При конструировании применена схема типа «летающее крыло». Кабина пилота совмещена с пассажирским салоном и находится спереди.
Основная часть «Бэлла-1» – это центроплан дискообразной формы. Такое решение выбрано не случайно – оно позволило разобраться сразу с несколькими задачами:
✅ Придать летательному аппарату устойчивость
✅ Разместить на днище воздушную подушку с надувным посадочным тором
✅ Получить большеобъемный пассажирско-грузовой салон при длине всего в 10 метров
Маршевые двигатели расположены сзади. Винты направлены назад не просто так – это обеспечивает постоянный и интенсивный обдув хвостового оперения. Пилоты, работающие в условиях Сибири, знают, что его обледенение – это опасно. Благодаря грамотному подходу конструкторов, самолет «Бэлла-1» избавлен от такой неприятности.
Двигатели расположены таким образом, что отказ одного в полете не приведет к катастрофе. Летательный аппарат даже в этом случае сможет продолжить движение и совершить безопасную посадку.
Третий двигатель подъемный. Он обеспечивает «Бэлла-1» короткие взлет и посадку. Аэродинамическая подъемная сила достигается и из-за дискообразной формы корпуса.
За счет использования композитных трехслойных материалов с сотовыми наполнителями, удалось достичь веса почти в два раза ниже, чем у традиционных самолетов с такими габаритами. Это позволило создать в салоне микроклимат, вне зависимости от низких забортных температур.
«Бэлла-1» до сих пор поражает воображение как туристов, так и профессиональных инженеров-конструкторов. Иностранцы восхищаются этим самолетом, удивляясь, почему его так и не сделали серийным.
Возможно, что российские конструкторы еще вернутся к этому проекту, но надежды на это мало…
Раскрученный маховик НИИ и КБ невозможно было резко остановить – работы продолжались и в 90-х. Хотя, конструкторы стали уходить, разочаровавшись в новых порядках и не в силах достойно содержать семьи на мизерные зарплаты, которые еще и задерживали.
Именно в 90-х ряд многообещающих авиационных проектов был свернут. Это же случилось с самолетом «Бэлла-1». Уникальная модель, способная взлетать и садиться на любой мало-мальски ровной поверхности, построена только в одном экземпляре.
Даже сейчас самолет смотрится необычно и современно. Фото: Youtube.com
А ведь планы были грандиозными – «Бэлла-1» могла обеспечить транспортное сообщение с самыми дальними и недоступными точками СССР, а потом России. Эффективность новой модели в сфере грузовых и пассажирских авиаперевозок по предварительным подсчетам была выше, чем у современных легких самолетов и вертолетов.
История
Работы над проектом «Бэлла-1» начались примерно в середине 80-х. Советскому Союзу в то время требовались универсальные самолеты малой авиации, способные приземлятся в условиях отсутствия аэродромов. И это должны были быть не стандартные амфибии на поплавках. Работать модели предполагалось в Сибири, на Дальнем Востоке и даже Крайнем Севере.
Ан-2 требовал замены ещё в 80-х. Фото: Youtube.com
Новые летательные аппараты изначально планировались компактными. Предполагалось, что они будут совершать рейсы в самую глушь, а там могло и не оказаться больших открытых пространств. Кроме того, самолеты должны были садиться на:
✅ Обычную землю – луг или даже полянка в лесу
✅ Воду
✅ Снежные покровы
В начале 90-х самолет был готов. Прототип имел длину в 10 метров при размахе складного крыла в 11 м. «Бэлла-1» рассчитана на 5-6 пассажиров или транспортировку 600 кг груза. При этом собственная масса модели с полностью заправленным баком всего 1,4 тонны.
Технические характеристики самолета впечатляли. Запас хода составлял до 3 тысяч км, а максимальная скорость – 250 км/ч. За последнюю характеристику отвечали два поршневых двигателя с мощностью 210 л. с. каждый. Был и третий мотор – подъемный. Он выдавал 100 л. с.
Обратите внимание на конструкцию шасси. Фото: Youtube.com
Главной особенностью «Бэлла-1» было оригинальное взлетно-посадочное шасси. Его основой стала воздушная подушка, расположенная под фюзеляжем. Именно она давала возможность садиться на воду или взлетать с нее.
Колеса были смонтированы одним элементом с лыжами. Это позволяло садиться и взлетать как на снег, так и на землю.
Благодаря использованию композитных материалов, конструкторам удалось снизить вес самолета. В сочетании с мощными двигателями это позволило уменьшить разбег и пробег модели. По расходу топлива «Бэлла-1» экономичней даже Ан-2, больше известного как «кукурузник».
Но 90-е году оказались безжалостными к перспективному проекту. Финансирование на его дальнейшее развитие было прекращено. Только в 2010 году вроде как нашелся инвестор, но и тот не решился вкладывать деньги в «Бэлла-1». Что ни говори, а проект уже устарел и нуждался в глобальной модернизации – а это миллионы.
Конструкторы, работавшие над универсальным самолетом, из тех, кто еще жив, до сих пор мечтают возродить его.
Предназначение
«Бэлла-1» даже сейчас был бы востребован в самых глухих уголках Российской Федерации. Скажем больше – потребности в малой авиации сильнее, чем раньше, она хоть и начала развиваться, но до уровня СССР ей еще очень далеко.
Похоже, что на фото тот самый потенциальный инвестор, но не факт. Фото: Youtube.com
«Бэлла-1» можно использовать для коммерческих полетов, обеспечив пассажирам высокий уровень комфорта. Скорее всего, найдутся богатые бизнесмены, готовые приобрести такие самолеты в собственность. Они пригодятся не только для деловых, но и для развлекательных полетов. Например, можно слетать на охоту или рыбалку в самую отдаленную местность.
Универсальный самолет способен обеспечить транспортную связь между недоступными населенными пунктами. Не секрет, что там до сих пор перемещаются на собаках или оленях. Это не значит, что у местных нет снегоходов, просто топливо имеет свойство заканчиваться в неподходящий момент.
Для работников геологических, нефтяных и газовых компаний «Бэлла-1» может стать идеальным транспортным средством. Даже для малой авиации требуются аэродромы, которые нужно обслуживать. Как показывает практика, на это может уходить до 70 % транспортных издержек.
На этом фото хорошо видна конструкция воздушной подушки. Фото: Youtube.com
Благодаря наличию в Сибири и на Дальнем Востоке множества рек, болот и озер, легкий летательный аппарат инновационной конструкции найдет место для посадки и взлета.
Достоинства модели
Самым популярным самолетом, который эксплуатируется в труднодоступных районах, является Ан-2. Благодаря легкости и универсальности, он способен садиться на землю, снег и воду. Но есть у «кукурузника» несколько минусов.
Например, шасси нужно подготавливать изначально, исходя из того, где предполагается садиться и откуда взлетать. Для посадки на землю или снег требуется хоть и короткая, но подготовленная ВПП.
Есть недостатки даже у вертолетов:
✅ Расход топлива
✅ Цена винтокрылых машин
✅ Сложность посадки на болота, глубокий снег и некошеную траву
Все вышеперечисленные минусы отсутствуют у прототипа «Бэлла-1». Кроме того, форма самолета делает его устойчивей к капризам погоды.
Особенности конструкции
Прототип «Бэлла-1» был построен в 1994 году. Модель прошла сначала ряд заводских, а потом и летных испытаний.
Взлет с заснеженного поля. Фото: Youtube.com
Инженеры успели получить патенты не только в России. Самолет сертифицирован в США и Германии.
При конструировании применена схема типа «летающее крыло». Кабина пилота совмещена с пассажирским салоном и находится спереди.
Основная часть «Бэлла-1» – это центроплан дискообразной формы. Такое решение выбрано не случайно – оно позволило разобраться сразу с несколькими задачами:
✅ Придать летательному аппарату устойчивость
✅ Разместить на днище воздушную подушку с надувным посадочным тором
✅ Получить большеобъемный пассажирско-грузовой салон при длине всего в 10 метров
Маршевые двигатели расположены сзади. Винты направлены назад не просто так – это обеспечивает постоянный и интенсивный обдув хвостового оперения. Пилоты, работающие в условиях Сибири, знают, что его обледенение – это опасно. Благодаря грамотному подходу конструкторов, самолет «Бэлла-1» избавлен от такой неприятности.
Двигатели расположены таким образом, что отказ одного в полете не приведет к катастрофе. Летательный аппарат даже в этом случае сможет продолжить движение и совершить безопасную посадку.
Третий двигатель подъемный. Он обеспечивает «Бэлла-1» короткие взлет и посадку. Аэродинамическая подъемная сила достигается и из-за дискообразной формы корпуса.
Винты двигателей направлены назад. Фото: Youtube.com
За счет использования композитных трехслойных материалов с сотовыми наполнителями, удалось достичь веса почти в два раза ниже, чем у традиционных самолетов с такими габаритами. Это позволило создать в салоне микроклимат, вне зависимости от низких забортных температур.
«Бэлла-1» до сих пор поражает воображение как туристов, так и профессиональных инженеров-конструкторов. Иностранцы восхищаются этим самолетом, удивляясь, почему его так и не сделали серийным.
Возможно, что российские конструкторы еще вернутся к этому проекту, но надежды на это мало…
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....