.d-md-none .d-lg-block bibimot

«Бэлла-1» – уникальный самолет из 90-х, не нуждающийся в аэродромах

«Бэлла-1» – уникальный самолет из 90-х, не нуждающийся в аэродромах
Советская авиационная промышленность всегда демонстрировала бодрое развитие. Самолеты из СССР можно назвать одними из самых лучших и массовых. Считается, что после развала Советского Союза российская авиация остановилась в развитии. Это не совсем так, хотя многие современные модели разрабатывались еще в те годы.


Раскрученный маховик НИИ и КБ невозможно было резко остановить – работы продолжались и в 90-х. Хотя, конструкторы стали уходить, разочаровавшись в новых порядках и не в силах достойно содержать семьи на мизерные зарплаты, которые еще и задерживали.

Именно в 90-х ряд многообещающих авиационных проектов был свернут. Это же случилось с самолетом «Бэлла-1». Уникальная модель, способная взлетать и садиться на любой мало-мальски ровной поверхности, построена только в одном экземпляре.

«Бэлла-1» – уникальный самолет из 90-х, не нуждающийся в аэродромахДаже сейчас самолет смотрится необычно и современно. Фото: Youtube.com

А ведь планы были грандиозными – «Бэлла-1» могла обеспечить транспортное сообщение с самыми дальними и недоступными точками СССР, а потом России. Эффективность новой модели в сфере грузовых и пассажирских авиаперевозок по предварительным подсчетам была выше, чем у современных легких самолетов и вертолетов.

История


Работы над проектом «Бэлла-1» начались примерно в середине 80-х. Советскому Союзу в то время требовались универсальные самолеты малой авиации, способные приземлятся в условиях отсутствия аэродромов. И это должны были быть не стандартные амфибии на поплавках. Работать модели предполагалось в Сибири, на Дальнем Востоке и даже Крайнем Севере.

Ан-2 требовал замены ещё в 80-х. Фото: Youtube.com

Новые летательные аппараты изначально планировались компактными. Предполагалось, что они будут совершать рейсы в самую глушь, а там могло и не оказаться больших открытых пространств. Кроме того, самолеты должны были садиться на:

✅ Обычную землю – луг или даже полянка в лесу
✅ Воду
✅ Снежные покровы

В начале 90-х самолет был готов. Прототип имел длину в 10 метров при размахе складного крыла в 11 м. «Бэлла-1» рассчитана на 5-6 пассажиров или транспортировку 600 кг груза. При этом собственная масса модели с полностью заправленным баком всего 1,4 тонны.

Технические характеристики самолета впечатляли. Запас хода составлял до 3 тысяч км, а максимальная скорость – 250 км/ч. За последнюю характеристику отвечали два поршневых двигателя с мощностью 210 л. с. каждый. Был и третий мотор – подъемный. Он выдавал 100 л. с.

Обратите внимание на конструкцию шасси. Фото: Youtube.com

Главной особенностью «Бэлла-1» было оригинальное взлетно-посадочное шасси. Его основой стала воздушная подушка, расположенная под фюзеляжем. Именно она давала возможность садиться на воду или взлетать с нее.

Колеса были смонтированы одним элементом с лыжами. Это позволяло садиться и взлетать как на снег, так и на землю.

Благодаря использованию композитных материалов, конструкторам удалось снизить вес самолета. В сочетании с мощными двигателями это позволило уменьшить разбег и пробег модели. По расходу топлива «Бэлла-1» экономичней даже Ан-2, больше известного как «кукурузник».

Но 90-е году оказались безжалостными к перспективному проекту. Финансирование на его дальнейшее развитие было прекращено. Только в 2010 году вроде как нашелся инвестор, но и тот не решился вкладывать деньги в «Бэлла-1». Что ни говори, а проект уже устарел и нуждался в глобальной модернизации – а это миллионы.

Конструкторы, работавшие над универсальным самолетом, из тех, кто еще жив, до сих пор мечтают возродить его.

Предназначение


«Бэлла-1» даже сейчас был бы востребован в самых глухих уголках Российской Федерации. Скажем больше – потребности в малой авиации сильнее, чем раньше, она хоть и начала развиваться, но до уровня СССР ей еще очень далеко.

Похоже, что на фото тот самый потенциальный инвестор, но не факт. Фото: Youtube.com

«Бэлла-1» можно использовать для коммерческих полетов, обеспечив пассажирам высокий уровень комфорта. Скорее всего, найдутся богатые бизнесмены, готовые приобрести такие самолеты в собственность. Они пригодятся не только для деловых, но и для развлекательных полетов. Например, можно слетать на охоту или рыбалку в самую отдаленную местность.

Универсальный самолет способен обеспечить транспортную связь между недоступными населенными пунктами. Не секрет, что там до сих пор перемещаются на собаках или оленях. Это не значит, что у местных нет снегоходов, просто топливо имеет свойство заканчиваться в неподходящий момент.

Для работников геологических, нефтяных и газовых компаний «Бэлла-1» может стать идеальным транспортным средством. Даже для малой авиации требуются аэродромы, которые нужно обслуживать. Как показывает практика, на это может уходить до 70 % транспортных издержек.

На этом фото хорошо видна конструкция воздушной подушки. Фото: Youtube.com

Благодаря наличию в Сибири и на Дальнем Востоке множества рек, болот и озер, легкий летательный аппарат инновационной конструкции найдет место для посадки и взлета.

Достоинства модели


Самым популярным самолетом, который эксплуатируется в труднодоступных районах, является Ан-2. Благодаря легкости и универсальности, он способен садиться на землю, снег и воду. Но есть у «кукурузника» несколько минусов.

Например, шасси нужно подготавливать изначально, исходя из того, где предполагается садиться и откуда взлетать. Для посадки на землю или снег требуется хоть и короткая, но подготовленная ВПП.

Есть недостатки даже у вертолетов:

✅ Расход топлива
✅ Цена винтокрылых машин
✅ Сложность посадки на болота, глубокий снег и некошеную траву

Все вышеперечисленные минусы отсутствуют у прототипа «Бэлла-1». Кроме того, форма самолета делает его устойчивей к капризам погоды.

Особенности конструкции


Прототип «Бэлла-1» был построен в 1994 году. Модель прошла сначала ряд заводских, а потом и летных испытаний.

Взлет с заснеженного поля. Фото: Youtube.com

Инженеры успели получить патенты не только в России. Самолет сертифицирован в США и Германии.

При конструировании применена схема типа «летающее крыло». Кабина пилота совмещена с пассажирским салоном и находится спереди.

Основная часть «Бэлла-1» – это центроплан дискообразной формы. Такое решение выбрано не случайно – оно позволило разобраться сразу с несколькими задачами:

✅ Придать летательному аппарату устойчивость
✅ Разместить на днище воздушную подушку с надувным посадочным тором
✅ Получить большеобъемный пассажирско-грузовой салон при длине всего в 10 метров

Маршевые двигатели расположены сзади. Винты направлены назад не просто так – это обеспечивает постоянный и интенсивный обдув хвостового оперения. Пилоты, работающие в условиях Сибири, знают, что его обледенение – это опасно. Благодаря грамотному подходу конструкторов, самолет «Бэлла-1» избавлен от такой неприятности.

Двигатели расположены таким образом, что отказ одного в полете не приведет к катастрофе. Летательный аппарат даже в этом случае сможет продолжить движение и совершить безопасную посадку.

Третий двигатель подъемный. Он обеспечивает «Бэлла-1» короткие взлет и посадку. Аэродинамическая подъемная сила достигается и из-за дискообразной формы корпуса.

Винты двигателей направлены назад. Фото: Youtube.com

За счет использования композитных трехслойных материалов с сотовыми наполнителями, удалось достичь веса почти в два раза ниже, чем у традиционных самолетов с такими габаритами. Это позволило создать в салоне микроклимат, вне зависимости от низких забортных температур.

«Бэлла-1» до сих пор поражает воображение как туристов, так и профессиональных инженеров-конструкторов. Иностранцы восхищаются этим самолетом, удивляясь, почему его так и не сделали серийным.

Возможно, что российские конструкторы еще вернутся к этому проекту, но надежды на это мало…

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вам нравится «Бэлла-1»?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
XFV-1 Salmon – самолет, способный взлетать и приземляться на «хвост»Самолет ЛА-8 – амфибия для труднодоступных мест