Откуда появилась вибрация на холостых оборотах и как с ней бороться
На это неприятное явление многие водители, а особенно те, у кого в распоряжении старая машина, обычно не обращают внимание. А зря! И дело здесь не только в снижении комфорта: тряска может предупреждать автовладельца о грядущих более серьезных неисправностях.
Обычно в появлении вибрации винят двигатель – и это логично: ведь машина не движется, следовательно, подвеска тут не при чем. Отчасти это верно, но все же стоит разобраться подробнее.
Первое, что нужно сделать – посмотреть на тахометр. На холостом ходу его стрелка должна находиться около 1000 об/мин. Если они ниже 800 об/мин., необходимо заняться диагностикой.
Одна из причин падения стрелки тахометра – подключение большого числа потребителей. Особенно это заметно зимой, когда работает обогрев стекла (лобового и заднего), зеркал, кресел, руля. При этом вибрация носит равномерный характер. Попробуйте отключить все потребители: если тряска исчезла, все нормально.
Иное дело, когда в салоне ощущается неравномерная вибрация и периодически загорается Check. Причина чаще кроется в т. н. «троении» – неработающем цилиндре. Обычно это происходит из-за выработавших свой ресурс или вышедших из строя свечей, высоковольтных проводов, модуля (катушки) зажигания или неисправной форсунки. Не исключен отказ какого-нибудь датчика и даже электронного блока управления (ЭБУ).
Еще одна причина, связанная с двигателем – понижение компрессии в каком-либо цилиндре. Даже если в нем смесь будет воспламеняться, разница в давлении приведет к вибрации. Причем в движении это незаметно.
Подобная неприятность характерна для авто с дизельным агрегатом. Проверять компрессию рекомендуется на холодном движке. Значение параметра вы найдете в инструкции по эксплуатации автомобиля.
И еще одна причина – ГРМ. Если привод ременный, перескок на зубец «испортит» момент зажигания и вибрация будет обеспечена. То же самое относится к цепи: при сильном растяжении она может сместиться на звено: результат будет тот же. В этом случае потребуется проверить совпадение меток или воспользоваться сканером синхронизации фаз.
Еще одна причина появления вибрации, связанная с двигателем – некачественный капитальный ремонт. При установке поршней, шатунов, пальцев и иных деталей, необходимо, чтобы масса компонентов ЦПГ была одинаковой. Разница даже в несколько граммов приводит к тряске мотора. Впрочем, такое явление почти неизбежно присутствует на автомобилях, чей пробег приблизился или перевалил за 200 тыс. км.
Их еще называют «подушками». Предназначение этих деталей – смягчение вибрации, которую мотор может передавать на кузов. На самых современных автомобилях опоры заполняют маслом. Если они треснули, рассохлись, смазка вытечет и деталь функционировать не будет. В итоге движок начинает соприкасаться с кузовом и передавать ему вибрацию. Причем в движении это не так заметно. Почему? На ходу мотор немного отклоняется и отходит от кузова. А при остановке вновь на него ложится.
Но не только масляные, обычные опоры со временем тоже теряют свои свойства из-за старения материала изготовления – резины. Тут есть нюанс: в жару подушки размягчаются, и вибрация как бы пропадает. Но в холод резина дубеет и машину начинает трясти с новой силой. Исправить ситуацию можно заменой опор, причем всех сразу. Проблема здесь только одна: оригинальные детали дороги, аналоги служат недолго или плохо выполняют свою функцию. Чтобы проверить целостность опор на авто с АКПП, переведите селектор при нажатом тормозе в положение P или N, а потом в D. Если в последнем случае вибрация ощущается сильнее, подушки нужно менять.
Такое тоже бывает, хотя и очень редко. Причина кроется в износе гидротрансформатора, называемого в народе «бубликом». Если виноват он, то при остановке машины (нажатии на тормоз), когда селектор в положении D, появляется вибрация. Но стоит помнить: поломка гидротрансформатора сопровождается и иными признаками: дерганьем авто, гулом, рывками и т. п. Все, что можно сделать самостоятельно при подобном раскладе – заменить масло в АКПП.
Если вам «повезло» и температура воздуха в регионе зимой постоянно ниже -20°, проверка упрощается. Пустите двигатель, нажмите на тормоз и переведите селектор в положение D. Заглохнувший движок свидетельствует о том, что в коробке уже не масло, а непонятная жижица.
У них вибрация может проявляться не только на малых, но и средних оборотах. Связано это монтажом низкокачественного сцепления. Если маховик перед установкой не проверялся на дисбаланс, тряска в салоне обеспечена. Поэтому деталь нужно заранее протестировать, при необходимости – проточить.
Некоторые автовладельцы по «совету от дяди Васи», удаляют балансирные валы: якобы это ненужная деталь и не стоит тратиться на ее ремонт. В итоге не только появляется вибрация, но и возрастает нагрузка на коленчатый вал. А это приводит к преждевременному сокращению его эксплуатационного ресурса.
Бывает так, что «кто-то» из них крутится не так, как надо, а с большим усилием. Это может быть генератор, компрессор кондиционера, иногда – помпа. И дело будет не в подшипниках: если они отработали свое, обычно появляются посторонние звуки – свист, скрип и т. п. Просто агрегат неравномерно вращается: например, из-за износа или низкого качества установленной детали.
В последнем случае виновника найти несложно: если вибрация началась после установки новой помпы, генератора, причина в них. Но все же описанная выше проблема с агрегатами встречается редко.
Загрязнение последней вызывает неравномерную подачу бензина, солярки во впускной коллектор. Это чревато перебоями при образовании вспышки. В итоге не все цилиндры работают постоянно. Второй момент – некачественное горючее, которое плохо воспламеняется. Двигатель начинает трясти и при попадании в топливо воды. В этом случае рекомендуется проверить, при необходимости снять, промыть и просушить бензобак. Нелишней будет замена фильтров грубой и тонкой очистки.
Как видно, вибрация на холостом ходу – не такая уж безобидная штука, как может показаться с первого взгляда. Но не только неисправность отдельных узлов приводит к этой проблеме. Например, постоянная езда на повышенной передаче при большой нагрузке тоже приводит к тряске, связанной с детонацией. Последняя чревата быстрым износом элементов ЦПГ, сцепления, трансмиссии. Чтобы не допускать данного явления, заправляйтесь топливом с рекомендованным производителем октановым числом. А также вовремя переключайтесь на пониженную передачу, соответствующую скорости перемещения авто и дорожным условиям.
Обычно в появлении вибрации винят двигатель – и это логично: ведь машина не движется, следовательно, подвеска тут не при чем. Отчасти это верно, но все же стоит разобраться подробнее.
Количество оборотов и двигатель
Первое, что нужно сделать – посмотреть на тахометр. На холостом ходу его стрелка должна находиться около 1000 об/мин. Если они ниже 800 об/мин., необходимо заняться диагностикой.
У некоторых моделей авто (например, «Хонда Цивик») холостые обороты на заводе выставляют чуть ниже описанной выше нормы.
Одна из причин падения стрелки тахометра – подключение большого числа потребителей. Особенно это заметно зимой, когда работает обогрев стекла (лобового и заднего), зеркал, кресел, руля. При этом вибрация носит равномерный характер. Попробуйте отключить все потребители: если тряска исчезла, все нормально.
Холостой ход в норме – примерно 800 об/мин. Фото: YouTube.com
Иное дело, когда в салоне ощущается неравномерная вибрация и периодически загорается Check. Причина чаще кроется в т. н. «троении» – неработающем цилиндре. Обычно это происходит из-за выработавших свой ресурс или вышедших из строя свечей, высоковольтных проводов, модуля (катушки) зажигания или неисправной форсунки. Не исключен отказ какого-нибудь датчика и даже электронного блока управления (ЭБУ).
При наличии в автомобиле двухмассового маховика причина вибрации может заключаться в его неисправности. При этом, помимо тряски будет слышен шум в виде громыхания.
Еще одна причина, связанная с двигателем – понижение компрессии в каком-либо цилиндре. Даже если в нем смесь будет воспламеняться, разница в давлении приведет к вибрации. Причем в движении это незаметно.
Проверка работоспособности цилиндров компрессометром. Фото: YouTube.com
Подобная неприятность характерна для авто с дизельным агрегатом. Проверять компрессию рекомендуется на холодном движке. Значение параметра вы найдете в инструкции по эксплуатации автомобиля.
На нормальном моторе разброс компрессии не должен превышать 0,5-1 кгс/кв. см. Однако для авто с пробегом более 100 тыс. км большая разница – нормальное явление.
И еще одна причина – ГРМ. Если привод ременный, перескок на зубец «испортит» момент зажигания и вибрация будет обеспечена. То же самое относится к цепи: при сильном растяжении она может сместиться на звено: результат будет тот же. В этом случае потребуется проверить совпадение меток или воспользоваться сканером синхронизации фаз.
Перескочивший ремень ГРМ тоже может стать причиной вибрации. Фото: YouTube.com
Еще одна причина появления вибрации, связанная с двигателем – некачественный капитальный ремонт. При установке поршней, шатунов, пальцев и иных деталей, необходимо, чтобы масса компонентов ЦПГ была одинаковой. Разница даже в несколько граммов приводит к тряске мотора. Впрочем, такое явление почти неизбежно присутствует на автомобилях, чей пробег приблизился или перевалил за 200 тыс. км.
Опоры двигателя
Их еще называют «подушками». Предназначение этих деталей – смягчение вибрации, которую мотор может передавать на кузов. На самых современных автомобилях опоры заполняют маслом. Если они треснули, рассохлись, смазка вытечет и деталь функционировать не будет. В итоге движок начинает соприкасаться с кузовом и передавать ему вибрацию. Причем в движении это не так заметно. Почему? На ходу мотор немного отклоняется и отходит от кузова. А при остановке вновь на него ложится.
Одна из опор двигателя (ВАЗ-2115). Фото: YouTube.com
Но не только масляные, обычные опоры со временем тоже теряют свои свойства из-за старения материала изготовления – резины. Тут есть нюанс: в жару подушки размягчаются, и вибрация как бы пропадает. Но в холод резина дубеет и машину начинает трясти с новой силой. Исправить ситуацию можно заменой опор, причем всех сразу. Проблема здесь только одна: оригинальные детали дороги, аналоги служат недолго или плохо выполняют свою функцию. Чтобы проверить целостность опор на авто с АКПП, переведите селектор при нажатом тормозе в положение P или N, а потом в D. Если в последнем случае вибрация ощущается сильнее, подушки нужно менять.
Виновата автоматическая коробка?
Такое тоже бывает, хотя и очень редко. Причина кроется в износе гидротрансформатора, называемого в народе «бубликом». Если виноват он, то при остановке машины (нажатии на тормоз), когда селектор в положении D, появляется вибрация. Но стоит помнить: поломка гидротрансформатора сопровождается и иными признаками: дерганьем авто, гулом, рывками и т. п. Все, что можно сделать самостоятельно при подобном раскладе – заменить масло в АКПП.
Виновником вибрации может быть «автомат». Фото: YouTube.com
Если вам «повезло» и температура воздуха в регионе зимой постоянно ниже -20°, проверка упрощается. Пустите двигатель, нажмите на тормоз и переведите селектор в положение D. Заглохнувший движок свидетельствует о том, что в коробке уже не масло, а непонятная жижица.
Авто с «механикой»
У них вибрация может проявляться не только на малых, но и средних оборотах. Связано это монтажом низкокачественного сцепления. Если маховик перед установкой не проверялся на дисбаланс, тряска в салоне обеспечена. Поэтому деталь нужно заранее протестировать, при необходимости – проточить.
Приспособление для балансировки маховика. Фото: YouTube.com
Некоторые автовладельцы по «совету от дяди Васи», удаляют балансирные валы: якобы это ненужная деталь и не стоит тратиться на ее ремонт. В итоге не только появляется вибрация, но и возрастает нагрузка на коленчатый вал. А это приводит к преждевременному сокращению его эксплуатационного ресурса.
Навесные агрегаты
Бывает так, что «кто-то» из них крутится не так, как надо, а с большим усилием. Это может быть генератор, компрессор кондиционера, иногда – помпа. И дело будет не в подшипниках: если они отработали свое, обычно появляются посторонние звуки – свист, скрип и т. п. Просто агрегат неравномерно вращается: например, из-за износа или низкого качества установленной детали.
Бракованная или сильно изношенная помпа тоже может являться причиной тряски авто на холостых оборотах. Фото: YouTube.com
В последнем случае виновника найти несложно: если вибрация началась после установки новой помпы, генератора, причина в них. Но все же описанная выше проблема с агрегатами встречается редко.
Некачественное горючее и топливная система
Загрязнение последней вызывает неравномерную подачу бензина, солярки во впускной коллектор. Это чревато перебоями при образовании вспышки. В итоге не все цилиндры работают постоянно. Второй момент – некачественное горючее, которое плохо воспламеняется. Двигатель начинает трясти и при попадании в топливо воды. В этом случае рекомендуется проверить, при необходимости снять, промыть и просушить бензобак. Нелишней будет замена фильтров грубой и тонкой очистки.
Итоги
Как видно, вибрация на холостом ходу – не такая уж безобидная штука, как может показаться с первого взгляда. Но не только неисправность отдельных узлов приводит к этой проблеме. Например, постоянная езда на повышенной передаче при большой нагрузке тоже приводит к тряске, связанной с детонацией. Последняя чревата быстрым износом элементов ЦПГ, сцепления, трансмиссии. Чтобы не допускать данного явления, заправляйтесь топливом с рекомендованным производителем октановым числом. А также вовремя переключайтесь на пониженную передачу, соответствующую скорости перемещения авто и дорожным условиям.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...