Откуда появилась вибрация на холостых оборотах и как с ней бороться
На это неприятное явление многие водители, а особенно те, у кого в распоряжении старая машина, обычно не обращают внимание. А зря! И дело здесь не только в снижении комфорта: тряска может предупреждать автовладельца о грядущих более серьезных неисправностях.
Обычно в появлении вибрации винят двигатель – и это логично: ведь машина не движется, следовательно, подвеска тут не при чем. Отчасти это верно, но все же стоит разобраться подробнее.
Первое, что нужно сделать – посмотреть на тахометр. На холостом ходу его стрелка должна находиться около 1000 об/мин. Если они ниже 800 об/мин., необходимо заняться диагностикой.
Одна из причин падения стрелки тахометра – подключение большого числа потребителей. Особенно это заметно зимой, когда работает обогрев стекла (лобового и заднего), зеркал, кресел, руля. При этом вибрация носит равномерный характер. Попробуйте отключить все потребители: если тряска исчезла, все нормально.
Иное дело, когда в салоне ощущается неравномерная вибрация и периодически загорается Check. Причина чаще кроется в т. н. «троении» – неработающем цилиндре. Обычно это происходит из-за выработавших свой ресурс или вышедших из строя свечей, высоковольтных проводов, модуля (катушки) зажигания или неисправной форсунки. Не исключен отказ какого-нибудь датчика и даже электронного блока управления (ЭБУ).
Еще одна причина, связанная с двигателем – понижение компрессии в каком-либо цилиндре. Даже если в нем смесь будет воспламеняться, разница в давлении приведет к вибрации. Причем в движении это незаметно.
Подобная неприятность характерна для авто с дизельным агрегатом. Проверять компрессию рекомендуется на холодном движке. Значение параметра вы найдете в инструкции по эксплуатации автомобиля.
И еще одна причина – ГРМ. Если привод ременный, перескок на зубец «испортит» момент зажигания и вибрация будет обеспечена. То же самое относится к цепи: при сильном растяжении она может сместиться на звено: результат будет тот же. В этом случае потребуется проверить совпадение меток или воспользоваться сканером синхронизации фаз.
Еще одна причина появления вибрации, связанная с двигателем – некачественный капитальный ремонт. При установке поршней, шатунов, пальцев и иных деталей, необходимо, чтобы масса компонентов ЦПГ была одинаковой. Разница даже в несколько граммов приводит к тряске мотора. Впрочем, такое явление почти неизбежно присутствует на автомобилях, чей пробег приблизился или перевалил за 200 тыс. км.
Их еще называют «подушками». Предназначение этих деталей – смягчение вибрации, которую мотор может передавать на кузов. На самых современных автомобилях опоры заполняют маслом. Если они треснули, рассохлись, смазка вытечет и деталь функционировать не будет. В итоге движок начинает соприкасаться с кузовом и передавать ему вибрацию. Причем в движении это не так заметно. Почему? На ходу мотор немного отклоняется и отходит от кузова. А при остановке вновь на него ложится.
Но не только масляные, обычные опоры со временем тоже теряют свои свойства из-за старения материала изготовления – резины. Тут есть нюанс: в жару подушки размягчаются, и вибрация как бы пропадает. Но в холод резина дубеет и машину начинает трясти с новой силой. Исправить ситуацию можно заменой опор, причем всех сразу. Проблема здесь только одна: оригинальные детали дороги, аналоги служат недолго или плохо выполняют свою функцию. Чтобы проверить целостность опор на авто с АКПП, переведите селектор при нажатом тормозе в положение P или N, а потом в D. Если в последнем случае вибрация ощущается сильнее, подушки нужно менять.
Такое тоже бывает, хотя и очень редко. Причина кроется в износе гидротрансформатора, называемого в народе «бубликом». Если виноват он, то при остановке машины (нажатии на тормоз), когда селектор в положении D, появляется вибрация. Но стоит помнить: поломка гидротрансформатора сопровождается и иными признаками: дерганьем авто, гулом, рывками и т. п. Все, что можно сделать самостоятельно при подобном раскладе – заменить масло в АКПП.
Если вам «повезло» и температура воздуха в регионе зимой постоянно ниже -20°, проверка упрощается. Пустите двигатель, нажмите на тормоз и переведите селектор в положение D. Заглохнувший движок свидетельствует о том, что в коробке уже не масло, а непонятная жижица.
У них вибрация может проявляться не только на малых, но и средних оборотах. Связано это монтажом низкокачественного сцепления. Если маховик перед установкой не проверялся на дисбаланс, тряска в салоне обеспечена. Поэтому деталь нужно заранее протестировать, при необходимости – проточить.
Некоторые автовладельцы по «совету от дяди Васи», удаляют балансирные валы: якобы это ненужная деталь и не стоит тратиться на ее ремонт. В итоге не только появляется вибрация, но и возрастает нагрузка на коленчатый вал. А это приводит к преждевременному сокращению его эксплуатационного ресурса.
Бывает так, что «кто-то» из них крутится не так, как надо, а с большим усилием. Это может быть генератор, компрессор кондиционера, иногда – помпа. И дело будет не в подшипниках: если они отработали свое, обычно появляются посторонние звуки – свист, скрип и т. п. Просто агрегат неравномерно вращается: например, из-за износа или низкого качества установленной детали.
В последнем случае виновника найти несложно: если вибрация началась после установки новой помпы, генератора, причина в них. Но все же описанная выше проблема с агрегатами встречается редко.
Загрязнение последней вызывает неравномерную подачу бензина, солярки во впускной коллектор. Это чревато перебоями при образовании вспышки. В итоге не все цилиндры работают постоянно. Второй момент – некачественное горючее, которое плохо воспламеняется. Двигатель начинает трясти и при попадании в топливо воды. В этом случае рекомендуется проверить, при необходимости снять, промыть и просушить бензобак. Нелишней будет замена фильтров грубой и тонкой очистки.
Как видно, вибрация на холостом ходу – не такая уж безобидная штука, как может показаться с первого взгляда. Но не только неисправность отдельных узлов приводит к этой проблеме. Например, постоянная езда на повышенной передаче при большой нагрузке тоже приводит к тряске, связанной с детонацией. Последняя чревата быстрым износом элементов ЦПГ, сцепления, трансмиссии. Чтобы не допускать данного явления, заправляйтесь топливом с рекомендованным производителем октановым числом. А также вовремя переключайтесь на пониженную передачу, соответствующую скорости перемещения авто и дорожным условиям.
Обычно в появлении вибрации винят двигатель – и это логично: ведь машина не движется, следовательно, подвеска тут не при чем. Отчасти это верно, но все же стоит разобраться подробнее.
Количество оборотов и двигатель
Первое, что нужно сделать – посмотреть на тахометр. На холостом ходу его стрелка должна находиться около 1000 об/мин. Если они ниже 800 об/мин., необходимо заняться диагностикой.
У некоторых моделей авто (например, «Хонда Цивик») холостые обороты на заводе выставляют чуть ниже описанной выше нормы.
Одна из причин падения стрелки тахометра – подключение большого числа потребителей. Особенно это заметно зимой, когда работает обогрев стекла (лобового и заднего), зеркал, кресел, руля. При этом вибрация носит равномерный характер. Попробуйте отключить все потребители: если тряска исчезла, все нормально.
Холостой ход в норме – примерно 800 об/мин. Фото: YouTube.com
Иное дело, когда в салоне ощущается неравномерная вибрация и периодически загорается Check. Причина чаще кроется в т. н. «троении» – неработающем цилиндре. Обычно это происходит из-за выработавших свой ресурс или вышедших из строя свечей, высоковольтных проводов, модуля (катушки) зажигания или неисправной форсунки. Не исключен отказ какого-нибудь датчика и даже электронного блока управления (ЭБУ).
При наличии в автомобиле двухмассового маховика причина вибрации может заключаться в его неисправности. При этом, помимо тряски будет слышен шум в виде громыхания.
Еще одна причина, связанная с двигателем – понижение компрессии в каком-либо цилиндре. Даже если в нем смесь будет воспламеняться, разница в давлении приведет к вибрации. Причем в движении это незаметно.
Проверка работоспособности цилиндров компрессометром. Фото: YouTube.com
Подобная неприятность характерна для авто с дизельным агрегатом. Проверять компрессию рекомендуется на холодном движке. Значение параметра вы найдете в инструкции по эксплуатации автомобиля.
На нормальном моторе разброс компрессии не должен превышать 0,5-1 кгс/кв. см. Однако для авто с пробегом более 100 тыс. км большая разница – нормальное явление.
И еще одна причина – ГРМ. Если привод ременный, перескок на зубец «испортит» момент зажигания и вибрация будет обеспечена. То же самое относится к цепи: при сильном растяжении она может сместиться на звено: результат будет тот же. В этом случае потребуется проверить совпадение меток или воспользоваться сканером синхронизации фаз.
Перескочивший ремень ГРМ тоже может стать причиной вибрации. Фото: YouTube.com
Еще одна причина появления вибрации, связанная с двигателем – некачественный капитальный ремонт. При установке поршней, шатунов, пальцев и иных деталей, необходимо, чтобы масса компонентов ЦПГ была одинаковой. Разница даже в несколько граммов приводит к тряске мотора. Впрочем, такое явление почти неизбежно присутствует на автомобилях, чей пробег приблизился или перевалил за 200 тыс. км.
Опоры двигателя
Их еще называют «подушками». Предназначение этих деталей – смягчение вибрации, которую мотор может передавать на кузов. На самых современных автомобилях опоры заполняют маслом. Если они треснули, рассохлись, смазка вытечет и деталь функционировать не будет. В итоге движок начинает соприкасаться с кузовом и передавать ему вибрацию. Причем в движении это не так заметно. Почему? На ходу мотор немного отклоняется и отходит от кузова. А при остановке вновь на него ложится.
Одна из опор двигателя (ВАЗ-2115). Фото: YouTube.com
Но не только масляные, обычные опоры со временем тоже теряют свои свойства из-за старения материала изготовления – резины. Тут есть нюанс: в жару подушки размягчаются, и вибрация как бы пропадает. Но в холод резина дубеет и машину начинает трясти с новой силой. Исправить ситуацию можно заменой опор, причем всех сразу. Проблема здесь только одна: оригинальные детали дороги, аналоги служат недолго или плохо выполняют свою функцию. Чтобы проверить целостность опор на авто с АКПП, переведите селектор при нажатом тормозе в положение P или N, а потом в D. Если в последнем случае вибрация ощущается сильнее, подушки нужно менять.
Виновата автоматическая коробка?
Такое тоже бывает, хотя и очень редко. Причина кроется в износе гидротрансформатора, называемого в народе «бубликом». Если виноват он, то при остановке машины (нажатии на тормоз), когда селектор в положении D, появляется вибрация. Но стоит помнить: поломка гидротрансформатора сопровождается и иными признаками: дерганьем авто, гулом, рывками и т. п. Все, что можно сделать самостоятельно при подобном раскладе – заменить масло в АКПП.
Виновником вибрации может быть «автомат». Фото: YouTube.com
Если вам «повезло» и температура воздуха в регионе зимой постоянно ниже -20°, проверка упрощается. Пустите двигатель, нажмите на тормоз и переведите селектор в положение D. Заглохнувший движок свидетельствует о том, что в коробке уже не масло, а непонятная жижица.
Авто с «механикой»
У них вибрация может проявляться не только на малых, но и средних оборотах. Связано это монтажом низкокачественного сцепления. Если маховик перед установкой не проверялся на дисбаланс, тряска в салоне обеспечена. Поэтому деталь нужно заранее протестировать, при необходимости – проточить.
Приспособление для балансировки маховика. Фото: YouTube.com
Некоторые автовладельцы по «совету от дяди Васи», удаляют балансирные валы: якобы это ненужная деталь и не стоит тратиться на ее ремонт. В итоге не только появляется вибрация, но и возрастает нагрузка на коленчатый вал. А это приводит к преждевременному сокращению его эксплуатационного ресурса.
Навесные агрегаты
Бывает так, что «кто-то» из них крутится не так, как надо, а с большим усилием. Это может быть генератор, компрессор кондиционера, иногда – помпа. И дело будет не в подшипниках: если они отработали свое, обычно появляются посторонние звуки – свист, скрип и т. п. Просто агрегат неравномерно вращается: например, из-за износа или низкого качества установленной детали.
Бракованная или сильно изношенная помпа тоже может являться причиной тряски авто на холостых оборотах. Фото: YouTube.com
В последнем случае виновника найти несложно: если вибрация началась после установки новой помпы, генератора, причина в них. Но все же описанная выше проблема с агрегатами встречается редко.
Некачественное горючее и топливная система
Загрязнение последней вызывает неравномерную подачу бензина, солярки во впускной коллектор. Это чревато перебоями при образовании вспышки. В итоге не все цилиндры работают постоянно. Второй момент – некачественное горючее, которое плохо воспламеняется. Двигатель начинает трясти и при попадании в топливо воды. В этом случае рекомендуется проверить, при необходимости снять, промыть и просушить бензобак. Нелишней будет замена фильтров грубой и тонкой очистки.
Итоги
Как видно, вибрация на холостом ходу – не такая уж безобидная штука, как может показаться с первого взгляда. Но не только неисправность отдельных узлов приводит к этой проблеме. Например, постоянная езда на повышенной передаче при большой нагрузке тоже приводит к тряске, связанной с детонацией. Последняя чревата быстрым износом элементов ЦПГ, сцепления, трансмиссии. Чтобы не допускать данного явления, заправляйтесь топливом с рекомендованным производителем октановым числом. А также вовремя переключайтесь на пониженную передачу, соответствующую скорости перемещения авто и дорожным условиям.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...