«Основным элементом дороги является земляное полотно» – учат первокурсников в дорожно-строительных заведениях. Так ли? Японские инженеры презрели «основной элемент» и построили трассу прямиком… через жилое здание.
Скоростная автомагистраль, проложенная сквозь дом
В японском городе Осака стоит небоскреб под названием Gate Tower Building – «Надвратная башня» или «Башня ворот». Дом был бы ничем не примечательным, хотя и имеет круглое сечение (но кого этим удивишь?), если бы не одна особенность.
Автотрасса ныряет внутрь «Башни ворот». Фото: YouTube.com
Это офисное здание, к которому подходит необычная автомобильная трасса. Сначала она идет по земле, затем, превращаясь в эстакаду, поднимается до уровня 4 этажа. Далее дорога проходит сквозь постройку и выныривает с другой стороны.
Глядя со стороны на отлично организованное движение по этому шоссе, задаешься вопросом: зачем? Сразу видно, что это дорогой и конструктивно сложный проект. Местные жители к нему привыкли, а приезжих и туристов монументальное сооружение завораживает.
Зачем такие сложности?
Япония – крошечное островное государство с более чем 125-миллилнным населением. Высокий экономический рост в стране настоятельно требует развитой инфраструктуры, главный элемент которой – дороги. Шоссе связывают самые удаленные уголки Японии, но плотность транспорта такова, что префекты многих городов принимают решения о строительстве многоуровневых автотрасс.
Вид на уникальное здание из окон соседних небоскребов. Фото: YouTube.com
Осака – не исключение. Там в 1983 решили разгрузить транспортный поток города сооружением эстакад. На возведение одной из таких дорожная компания Hanshin Expressway взяла разрешение у местных властей. Обычная практика в Японии – дорожники выкупают землю, по которой намереваются прокладывать трассы.
Но на данном участке Hanshin Expressway ждало препятствие: земля на правах собственности более 100 лет принадлежала старинной компании по производству древесины и древесного угля. Бизнес устарел, как и все постройки, принадлежавшие ему. И у хозяев были собственные планы на клочок земли – собирались строить ту самую «Надвратную башню» – Gate Tower Building.
Автомобильная развязка – вид сверху. Фото: YouTube.com
Началась тяжба, которая длилась более 5 лет. Городским властям пришлось пересмотреть немало законов о дорогах, строительстве, перепланировке и прочих, чтобы привести враждующие стороны к компромиссу. Согласия достигли: сначала построили трассу, а уже вокруг нее – здание. Дело завершилось в 1992 году: в феврале дом сдали в эксплуатацию, а концу года сквозь него пошли машины.
Как это выглядит технически
На самом деле платная скоростная автотрасса конструктивно не связана со зданием: машины проходят по тоннелю длиной 71,9 м. Gate Tower Building – сооружение в 16 этажей, 3 из которых (с 5-го по 8-ой) владельцы сдали в аренду дорожным строителям.
Кнопок для вызова и остановки лифта для 5, 6 и 7 этажей нет. Фото: YouTube.com
В мощных опорах эстакады проходят лестницы и лифты. Последние идут без остановки на 5, 6 и 7 этажах: кнопок для них просто нет. В офисном здании расположены многочисленные конторы, залы для конференций и банкетов, кафе, где близкое присутствие автомобильного шоссе не ощущается. О шумоизоляции и вибрации строители подумали в первую очередь и предприняли ряд мер к тому, чтобы не беспокоить обитателей небоскреба.
Надпись сообщает, что в здание Gate Tower Building на 5, 6 и 7 этажах лифт не останавливается. Фото: YouTube.com
Город Осака – не самый оживленный туристический район. Но уникальное здание, как свидетельство инженерной смекалки, стоит того, чтобы на него взглянуть. К слову, землетрясение 1995 года разрушило часть дорог компании Hanshin Expressway, но эта, «проходящая сквозь дом», не пострадала.
Въезд в автомобильный тоннель «Надвратной башни». Фото: YouTube.com
В мире есть еще немало интересных автодорог, по которым проезжаешь с восторгом или замиранием сердца. Но о них – в следующих материалах.