bibimot

Самые мощные драглайны в мире

Самые мощные драглайны в мире
В 30-50 годах прошлого века добыча полезных ископаемых в основном велась с поверхности земли. Для этого необходима специальная техника. А если учесть возрастающие каждый год потребности мировой промышленности в энергии, то становится ясно – постоянно требовалось все больше угля, являвшегося ее основным источником. Проблему решили постройкой гигантских вскрышных экскаваторов, называемых «драглайнами».


Изначально эта техника имела огромный ковш, управляемый системой шкивов, цепей. Основную роль играла пара толстенных канатов. Один из них поднимал ковш, другой тянул его в горизонтальном направлении. Сегодня драглайны тоже используют, но они имеют гораздо меньшую мощность, а система управления действует через гидравлику. А что сталось с гигантами прошлого, какова их судьба и работают ли сегодня драглайны?

Big Muskie


Перевести можно, как «Большой мускул» или «Здоровяк». Это настоящая легенда среди машин подобного типа. Самый большой в мире вскрышной экскаватор был выпущен в 1969 году. Официально модель носила название 4250-W Bucryus-Erie. На ее строительство у компании-подрядчика Bucyrus Erie ушло два года. Затраты на создание гиганты составили 25 млн. долларов, что в пересчете на современные деньги равняется 171 млн. «зеленых».

Из-за огромных габаритов экскаватора его строили прямо на месте (шахта Muskingum в штате Огайо), предварительно подготовив железобетонный фундамент. Некоторые технические характеристики гиганта:


  • ✅ расчетная масса – 13500 тонн
  • ✅ объем ковша - 325 т, вес пустого – 230 т
  • ✅ глубина копания - до 56 м
  • ✅ высота - 67,8 ширина машины – 46,2 м
  • ✅ вылет стрелы – 94,4 м
  • ✅ диаметр троса, удерживающего ковш – 127 мм


Что самое интересное, двигатель монстра – электрический. А напряжение питания составляло 13800 В. В то время в США очень дорого обходилось пользование электричеством. Big Muskie, в переводе на деньги, потреблял десятки тысяч «баксов» в час. Управлял экскаватором сменный экипаж, состоявший из пяти человек. Работы велись чаще всего ночью, когда энергия стоила дешевле. В процессе копания Big Muskie потреблял столько электричества, что его хватило бы на 27500 жилых домов!

Драглайн мог и «ехать», но со скоростью не более трех метров в минуту и на небольшие расстояния – до мили. За весь период эксплуатации (22 года) гигант извлек свыше 608 тыс. куб. м грунта, а это в 2 раза больше, чем было вырыто при прокладке Панамского канала. Объем добычи угля составил 20 млн. тонн. Экскаватор наверняка окупил себя.

Big Muskie еще работает - вид спереди. Фото: Youtube. com


В 1991 году Big Muskie списали. Это было связано с появлением новых технологий, гарантирующих меньшие затраты. В итоге использование гиганта оказалось невыгодным – угля стало требоваться меньше, а стоимость электроэнергии выросла. К тому же конструкторы создали более эффективные и менее габаритные машины Bagger 263 и Bagger 288. Big Muskie пытались продать, но демонтаж и перевозка монстра стоили таких денег, что желающих не нашлось. Самый большой в мире драглайн простоял бесхозным 8 лет. Его пытались сохранить в виде памятника, но в 1999 году все же порезали на металлолом. Оставили только ковш, который и сегодня можно увидеть в музее Мемориального парка шахтеров (штат Огайо). А как и где работают современные драглайны?

Bucyrus 8750


На сегодня это крупнейший в мире шагающий одноковшовый экскаватор. В его оснастку входит 8 основных электродвигателей мощностью по 1320 кВт, 10 либо 8 моторов дополнительных по 930 кВт, работающих с «подъемными качелями». Перемещение гиганта обеспечивает 4 силовых электроагрегата тоже мощностью по 930 кВт каждый. Основные технические параметры Bucyrus 8750:

  • ✅вес – 6,58 тыс. тонн
  • ✅ вылет стрелы – 131 м
  • ✅ объем ковша 114 куб. м, грузоподъемность – до 340 т


В один заход экскаватор загрузит «под завязку» такие карьерные самосвалы, как Komatsu 960E или БелАЗ 75600. По габаритам, массе, объему ковша Bucyrus 8750 уступает гиганту прошлого Big Muskie. Но по эффективности, производительности идентичен ему.

Bucyrus 8750 в карьере. Фото: Youtube. com


Bagger 288


Это одно из самых тяжелых транспортных средств в мире, способных передвигаться по земле. Экскаватор, построенный в 1978 году, все еще эксплуатируется в Германии (Северная Вестфалия, карьер «Гарцвайлер»). Техника оборудована вращающимся колесом, по краям которого зафиксировано 18 ковшей, без перерыва извлекающих грунт. Скорость работы гиганта впечатляет – 240 тыс. куб. м за один день. Этот все равно что разрыть футбольное поле на глубину 30 м. Технические данные:


  • ✅ длина, высота – 235 и 104 м соответственно
  • ✅ вес – 45,5 тыс. т
  • ✅ объем ковша – 6,6 куб. м
  • ✅ мощность – 16,5 мегаватт


Технику обслуживает экипаж, всего 3 смены по 4 человека, работающие круглосуточно. Для того, чтобы пообедать, спускаться с «небес» не требуется. Внутри – кают-компания, туалет, кухня. Невзирая на внушительные габариты, экскаватор уверенно передвигается по земле с помощью 12 гусениц, равномерно распределяющих давление на поверхность. Благодаря такому решению, Bagger 288 оставляет след не глубже ноги человека.

Bagger 288. Фото: Youtube. com


Внешне гигант напоминает что-то неземное и поэтому привлек внимание голливудских режиссеров. Экскаватор снялся в американском фильме «Призрачный гонщик: Дух мести», где главный герой с помощью машины расправляется со своими врагами.


Bagger 293


Экскаватор собран в ФРГ в 1995 году машиностроительной компанией Tenova Takraf. Фирма имеет почти трехсотлетнюю историю по созданию мощной строительной техники и поэтому неудивительно, что очередная «затея» удалась. С самого начала роторный гигант трудится на одном месте – добывает уголь в карьере недалеко от немецкого города Хамбах. Технические параметры:

  • ✅ длина – 226 м (примерно пара футбольных полей)
  • ✅ высота – 96 м (30-этажный дом)
  • ✅ масса – 14200 т
  • ✅ объем одного из 18 ковшей – около 15 куб. м
  • ✅ потребляемая мощность – 17 мегаватт


За рабочий день экскаватор может «перелопатить» 240 тыс. куб. м грунта. Для примера: чтобы вывезти добытый уголь, понадобится 4 тыс. вагонов объемом по 60 куб. м каждый. Скоростью гигант похвастать не может: за минуту проходит 10 м. Интересно, что владеет экскаватором, потребляющем немало энергии, компания RWE Power AG, являющаяся одним из ведущих производителей электричества в стране. В пересчете на современные деньги стоимость Bagger 293 – 100 млн. долларов.

В кабине Bagger 293. Фото: Youtube. com


Драглайнеры в России


Самый большой действующий экскаватор по добыче полезных ископаемых - Р&Н4100ХРС. Хоть он и работает в России, но произведен одним из филиалов Komatsu – Joy Global. На сегодня гигант принадлежит компании «Кузбассразрезуголь». За год экскаватор перерабатывает до 200 млн. тонн породы. Чтобы ее всю вывезти, понадобится 625 «БелАЗ 75600». Что касается угля, объем его добычи за такой же период равен 15 млн. т. Очевидно, что техника, обошедшаяся в 575 млн. руб., вполне себя оправдывает. Характеристики:

  • ✅ масса – 1736 т (с противовесом)
  • ✅ длина, ширина, высота – 14, 14,4, 14,7 м (высота подъема - 17 м)
  • ✅ объем ковша – около 60 куб. м
  • ✅ потребляемая мощность – 3,7 мегаватт


Р&Н4100ХРС обслуживает пара машинистов. Внутри имеются места для отдыха, туалет. Предусмотрено и дистанционное управление. Производитель уверен, что экскаватор способен проработать без перерыва 10 лет. Техника оборудована системами контроля, следящими за состоянием всех агрегатов и узлов.

Р&Н4100ХРС на "службе" в России. Фото: Youtube. com


Кто-то может сказать, что гиганты-драглайны морально устарели. Однако подобная техника применяется до сих пор - машины не только окупают себя, но и приносят прибыль! И никто не может сказать точно, что поверхностные месторождения исчерпаны и вскрышной метод добычи полезных ископаемых не будет больше востребован.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

Нужны ли драглайнеры сегодня?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Как недорого собрать современный шоссейный велосипед на базе ХВЗ Старт ШоссеLADA Vesta SW vs LADA Largus – какой универсал практичнее?

[miniposter=shortstory]Ту-334 – успешно закрытый проект[/miniposter]

Ту-334 – успешно закрытый проект

Почему не пошел в серию Ту-334 – современный по тем временам самолет, призванный заменить трудягу Ту-134? Мнимое или настоящее соперничество с проектом...