Самые мощные драглайны в мире
В 30-50 годах прошлого века добыча полезных ископаемых в основном велась с поверхности земли. Для этого необходима специальная техника. А если учесть возрастающие каждый год потребности мировой промышленности в энергии, то становится ясно – постоянно требовалось все больше угля, являвшегося ее основным источником. Проблему решили постройкой гигантских вскрышных экскаваторов, называемых «драглайнами».
Изначально эта техника имела огромный ковш, управляемый системой шкивов, цепей. Основную роль играла пара толстенных канатов. Один из них поднимал ковш, другой тянул его в горизонтальном направлении. Сегодня драглайны тоже используют, но они имеют гораздо меньшую мощность, а система управления действует через гидравлику. А что сталось с гигантами прошлого, какова их судьба и работают ли сегодня драглайны?
Перевести можно, как «Большой мускул» или «Здоровяк». Это настоящая легенда среди машин подобного типа. Самый большой в мире вскрышной экскаватор был выпущен в 1969 году. Официально модель носила название 4250-W Bucryus-Erie. На ее строительство у компании-подрядчика Bucyrus Erie ушло два года. Затраты на создание гиганты составили 25 млн. долларов, что в пересчете на современные деньги равняется 171 млн. «зеленых».
Из-за огромных габаритов экскаватора его строили прямо на месте (шахта Muskingum в штате Огайо), предварительно подготовив железобетонный фундамент. Некоторые технические характеристики гиганта:
Что самое интересное, двигатель монстра – электрический. А напряжение питания составляло 13800 В. В то время в США очень дорого обходилось пользование электричеством. Big Muskie, в переводе на деньги, потреблял десятки тысяч «баксов» в час. Управлял экскаватором сменный экипаж, состоявший из пяти человек. Работы велись чаще всего ночью, когда энергия стоила дешевле. В процессе копания Big Muskie потреблял столько электричества, что его хватило бы на 27500 жилых домов!
Драглайн мог и «ехать», но со скоростью не более трех метров в минуту и на небольшие расстояния – до мили. За весь период эксплуатации (22 года) гигант извлек свыше 608 тыс. куб. м грунта, а это в 2 раза больше, чем было вырыто при прокладке Панамского канала. Объем добычи угля составил 20 млн. тонн. Экскаватор наверняка окупил себя.
В 1991 году Big Muskie списали. Это было связано с появлением новых технологий, гарантирующих меньшие затраты. В итоге использование гиганта оказалось невыгодным – угля стало требоваться меньше, а стоимость электроэнергии выросла. К тому же конструкторы создали более эффективные и менее габаритные машины Bagger 263 и Bagger 288. Big Muskie пытались продать, но демонтаж и перевозка монстра стоили таких денег, что желающих не нашлось. Самый большой в мире драглайн простоял бесхозным 8 лет. Его пытались сохранить в виде памятника, но в 1999 году все же порезали на металлолом. Оставили только ковш, который и сегодня можно увидеть в музее Мемориального парка шахтеров (штат Огайо). А как и где работают современные драглайны?
На сегодня это крупнейший в мире шагающий одноковшовый экскаватор. В его оснастку входит 8 основных электродвигателей мощностью по 1320 кВт, 10 либо 8 моторов дополнительных по 930 кВт, работающих с «подъемными качелями». Перемещение гиганта обеспечивает 4 силовых электроагрегата тоже мощностью по 930 кВт каждый. Основные технические параметры Bucyrus 8750:
В один заход экскаватор загрузит «под завязку» такие карьерные самосвалы, как Komatsu 960E или БелАЗ 75600. По габаритам, массе, объему ковша Bucyrus 8750 уступает гиганту прошлого Big Muskie. Но по эффективности, производительности идентичен ему.
Это одно из самых тяжелых транспортных средств в мире, способных передвигаться по земле. Экскаватор, построенный в 1978 году, все еще эксплуатируется в Германии (Северная Вестфалия, карьер «Гарцвайлер»). Техника оборудована вращающимся колесом, по краям которого зафиксировано 18 ковшей, без перерыва извлекающих грунт. Скорость работы гиганта впечатляет – 240 тыс. куб. м за один день. Этот все равно что разрыть футбольное поле на глубину 30 м. Технические данные:
Технику обслуживает экипаж, всего 3 смены по 4 человека, работающие круглосуточно. Для того, чтобы пообедать, спускаться с «небес» не требуется. Внутри – кают-компания, туалет, кухня. Невзирая на внушительные габариты, экскаватор уверенно передвигается по земле с помощью 12 гусениц, равномерно распределяющих давление на поверхность. Благодаря такому решению, Bagger 288 оставляет след не глубже ноги человека.
Экскаватор собран в ФРГ в 1995 году машиностроительной компанией Tenova Takraf. Фирма имеет почти трехсотлетнюю историю по созданию мощной строительной техники и поэтому неудивительно, что очередная «затея» удалась. С самого начала роторный гигант трудится на одном месте – добывает уголь в карьере недалеко от немецкого города Хамбах. Технические параметры:
За рабочий день экскаватор может «перелопатить» 240 тыс. куб. м грунта. Для примера: чтобы вывезти добытый уголь, понадобится 4 тыс. вагонов объемом по 60 куб. м каждый. Скоростью гигант похвастать не может: за минуту проходит 10 м. Интересно, что владеет экскаватором, потребляющем немало энергии, компания RWE Power AG, являющаяся одним из ведущих производителей электричества в стране. В пересчете на современные деньги стоимость Bagger 293 – 100 млн. долларов.
Самый большой действующий экскаватор по добыче полезных ископаемых - Р&Н4100ХРС. Хоть он и работает в России, но произведен одним из филиалов Komatsu – Joy Global. На сегодня гигант принадлежит компании «Кузбассразрезуголь». За год экскаватор перерабатывает до 200 млн. тонн породы. Чтобы ее всю вывезти, понадобится 625 «БелАЗ 75600». Что касается угля, объем его добычи за такой же период равен 15 млн. т. Очевидно, что техника, обошедшаяся в 575 млн. руб., вполне себя оправдывает. Характеристики:
Р&Н4100ХРС обслуживает пара машинистов. Внутри имеются места для отдыха, туалет. Предусмотрено и дистанционное управление. Производитель уверен, что экскаватор способен проработать без перерыва 10 лет. Техника оборудована системами контроля, следящими за состоянием всех агрегатов и узлов.
Кто-то может сказать, что гиганты-драглайны морально устарели. Однако подобная техника применяется до сих пор - машины не только окупают себя, но и приносят прибыль! И никто не может сказать точно, что поверхностные месторождения исчерпаны и вскрышной метод добычи полезных ископаемых не будет больше востребован.
Изначально эта техника имела огромный ковш, управляемый системой шкивов, цепей. Основную роль играла пара толстенных канатов. Один из них поднимал ковш, другой тянул его в горизонтальном направлении. Сегодня драглайны тоже используют, но они имеют гораздо меньшую мощность, а система управления действует через гидравлику. А что сталось с гигантами прошлого, какова их судьба и работают ли сегодня драглайны?
Big Muskie
Перевести можно, как «Большой мускул» или «Здоровяк». Это настоящая легенда среди машин подобного типа. Самый большой в мире вскрышной экскаватор был выпущен в 1969 году. Официально модель носила название 4250-W Bucryus-Erie. На ее строительство у компании-подрядчика Bucyrus Erie ушло два года. Затраты на создание гиганты составили 25 млн. долларов, что в пересчете на современные деньги равняется 171 млн. «зеленых».
Из-за огромных габаритов экскаватора его строили прямо на месте (шахта Muskingum в штате Огайо), предварительно подготовив железобетонный фундамент. Некоторые технические характеристики гиганта:
- ✅ расчетная масса – 13500 тонн
- ✅ объем ковша - 325 т, вес пустого – 230 т
- ✅ глубина копания - до 56 м
- ✅ высота - 67,8 ширина машины – 46,2 м
- ✅ вылет стрелы – 94,4 м
- ✅ диаметр троса, удерживающего ковш – 127 мм
Что самое интересное, двигатель монстра – электрический. А напряжение питания составляло 13800 В. В то время в США очень дорого обходилось пользование электричеством. Big Muskie, в переводе на деньги, потреблял десятки тысяч «баксов» в час. Управлял экскаватором сменный экипаж, состоявший из пяти человек. Работы велись чаще всего ночью, когда энергия стоила дешевле. В процессе копания Big Muskie потреблял столько электричества, что его хватило бы на 27500 жилых домов!
Драглайн мог и «ехать», но со скоростью не более трех метров в минуту и на небольшие расстояния – до мили. За весь период эксплуатации (22 года) гигант извлек свыше 608 тыс. куб. м грунта, а это в 2 раза больше, чем было вырыто при прокладке Панамского канала. Объем добычи угля составил 20 млн. тонн. Экскаватор наверняка окупил себя.
В 1991 году Big Muskie списали. Это было связано с появлением новых технологий, гарантирующих меньшие затраты. В итоге использование гиганта оказалось невыгодным – угля стало требоваться меньше, а стоимость электроэнергии выросла. К тому же конструкторы создали более эффективные и менее габаритные машины Bagger 263 и Bagger 288. Big Muskie пытались продать, но демонтаж и перевозка монстра стоили таких денег, что желающих не нашлось. Самый большой в мире драглайн простоял бесхозным 8 лет. Его пытались сохранить в виде памятника, но в 1999 году все же порезали на металлолом. Оставили только ковш, который и сегодня можно увидеть в музее Мемориального парка шахтеров (штат Огайо). А как и где работают современные драглайны?
Bucyrus 8750
На сегодня это крупнейший в мире шагающий одноковшовый экскаватор. В его оснастку входит 8 основных электродвигателей мощностью по 1320 кВт, 10 либо 8 моторов дополнительных по 930 кВт, работающих с «подъемными качелями». Перемещение гиганта обеспечивает 4 силовых электроагрегата тоже мощностью по 930 кВт каждый. Основные технические параметры Bucyrus 8750:
- ✅вес – 6,58 тыс. тонн
- ✅ вылет стрелы – 131 м
- ✅ объем ковша 114 куб. м, грузоподъемность – до 340 т
В один заход экскаватор загрузит «под завязку» такие карьерные самосвалы, как Komatsu 960E или БелАЗ 75600. По габаритам, массе, объему ковша Bucyrus 8750 уступает гиганту прошлого Big Muskie. Но по эффективности, производительности идентичен ему.
Bagger 288
Это одно из самых тяжелых транспортных средств в мире, способных передвигаться по земле. Экскаватор, построенный в 1978 году, все еще эксплуатируется в Германии (Северная Вестфалия, карьер «Гарцвайлер»). Техника оборудована вращающимся колесом, по краям которого зафиксировано 18 ковшей, без перерыва извлекающих грунт. Скорость работы гиганта впечатляет – 240 тыс. куб. м за один день. Этот все равно что разрыть футбольное поле на глубину 30 м. Технические данные:
- ✅ длина, высота – 235 и 104 м соответственно
- ✅ вес – 45,5 тыс. т
- ✅ объем ковша – 6,6 куб. м
- ✅ мощность – 16,5 мегаватт
Технику обслуживает экипаж, всего 3 смены по 4 человека, работающие круглосуточно. Для того, чтобы пообедать, спускаться с «небес» не требуется. Внутри – кают-компания, туалет, кухня. Невзирая на внушительные габариты, экскаватор уверенно передвигается по земле с помощью 12 гусениц, равномерно распределяющих давление на поверхность. Благодаря такому решению, Bagger 288 оставляет след не глубже ноги человека.
Внешне гигант напоминает что-то неземное и поэтому привлек внимание голливудских режиссеров. Экскаватор снялся в американском фильме «Призрачный гонщик: Дух мести», где главный герой с помощью машины расправляется со своими врагами.
Bagger 293
Экскаватор собран в ФРГ в 1995 году машиностроительной компанией Tenova Takraf. Фирма имеет почти трехсотлетнюю историю по созданию мощной строительной техники и поэтому неудивительно, что очередная «затея» удалась. С самого начала роторный гигант трудится на одном месте – добывает уголь в карьере недалеко от немецкого города Хамбах. Технические параметры:
- ✅ длина – 226 м (примерно пара футбольных полей)
- ✅ высота – 96 м (30-этажный дом)
- ✅ масса – 14200 т
- ✅ объем одного из 18 ковшей – около 15 куб. м
- ✅ потребляемая мощность – 17 мегаватт
За рабочий день экскаватор может «перелопатить» 240 тыс. куб. м грунта. Для примера: чтобы вывезти добытый уголь, понадобится 4 тыс. вагонов объемом по 60 куб. м каждый. Скоростью гигант похвастать не может: за минуту проходит 10 м. Интересно, что владеет экскаватором, потребляющем немало энергии, компания RWE Power AG, являющаяся одним из ведущих производителей электричества в стране. В пересчете на современные деньги стоимость Bagger 293 – 100 млн. долларов.
Драглайнеры в России
Самый большой действующий экскаватор по добыче полезных ископаемых - Р&Н4100ХРС. Хоть он и работает в России, но произведен одним из филиалов Komatsu – Joy Global. На сегодня гигант принадлежит компании «Кузбассразрезуголь». За год экскаватор перерабатывает до 200 млн. тонн породы. Чтобы ее всю вывезти, понадобится 625 «БелАЗ 75600». Что касается угля, объем его добычи за такой же период равен 15 млн. т. Очевидно, что техника, обошедшаяся в 575 млн. руб., вполне себя оправдывает. Характеристики:
- ✅ масса – 1736 т (с противовесом)
- ✅ длина, ширина, высота – 14, 14,4, 14,7 м (высота подъема - 17 м)
- ✅ объем ковша – около 60 куб. м
- ✅ потребляемая мощность – 3,7 мегаватт
Р&Н4100ХРС обслуживает пара машинистов. Внутри имеются места для отдыха, туалет. Предусмотрено и дистанционное управление. Производитель уверен, что экскаватор способен проработать без перерыва 10 лет. Техника оборудована системами контроля, следящими за состоянием всех агрегатов и узлов.
Кто-то может сказать, что гиганты-драглайны морально устарели. Однако подобная техника применяется до сих пор - машины не только окупают себя, но и приносят прибыль! И никто не может сказать точно, что поверхностные месторождения исчерпаны и вскрышной метод добычи полезных ископаемых не будет больше востребован.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...