Самые мощные драглайны в мире
В 30-50 годах прошлого века добыча полезных ископаемых в основном велась с поверхности земли. Для этого необходима специальная техника. А если учесть возрастающие каждый год потребности мировой промышленности в энергии, то становится ясно – постоянно требовалось все больше угля, являвшегося ее основным источником. Проблему решили постройкой гигантских вскрышных экскаваторов, называемых «драглайнами».
Изначально эта техника имела огромный ковш, управляемый системой шкивов, цепей. Основную роль играла пара толстенных канатов. Один из них поднимал ковш, другой тянул его в горизонтальном направлении. Сегодня драглайны тоже используют, но они имеют гораздо меньшую мощность, а система управления действует через гидравлику. А что сталось с гигантами прошлого, какова их судьба и работают ли сегодня драглайны?
Перевести можно, как «Большой мускул» или «Здоровяк». Это настоящая легенда среди машин подобного типа. Самый большой в мире вскрышной экскаватор был выпущен в 1969 году. Официально модель носила название 4250-W Bucryus-Erie. На ее строительство у компании-подрядчика Bucyrus Erie ушло два года. Затраты на создание гиганты составили 25 млн. долларов, что в пересчете на современные деньги равняется 171 млн. «зеленых».
Из-за огромных габаритов экскаватора его строили прямо на месте (шахта Muskingum в штате Огайо), предварительно подготовив железобетонный фундамент. Некоторые технические характеристики гиганта:
Что самое интересное, двигатель монстра – электрический. А напряжение питания составляло 13800 В. В то время в США очень дорого обходилось пользование электричеством. Big Muskie, в переводе на деньги, потреблял десятки тысяч «баксов» в час. Управлял экскаватором сменный экипаж, состоявший из пяти человек. Работы велись чаще всего ночью, когда энергия стоила дешевле. В процессе копания Big Muskie потреблял столько электричества, что его хватило бы на 27500 жилых домов!
Драглайн мог и «ехать», но со скоростью не более трех метров в минуту и на небольшие расстояния – до мили. За весь период эксплуатации (22 года) гигант извлек свыше 608 тыс. куб. м грунта, а это в 2 раза больше, чем было вырыто при прокладке Панамского канала. Объем добычи угля составил 20 млн. тонн. Экскаватор наверняка окупил себя.
В 1991 году Big Muskie списали. Это было связано с появлением новых технологий, гарантирующих меньшие затраты. В итоге использование гиганта оказалось невыгодным – угля стало требоваться меньше, а стоимость электроэнергии выросла. К тому же конструкторы создали более эффективные и менее габаритные машины Bagger 263 и Bagger 288. Big Muskie пытались продать, но демонтаж и перевозка монстра стоили таких денег, что желающих не нашлось. Самый большой в мире драглайн простоял бесхозным 8 лет. Его пытались сохранить в виде памятника, но в 1999 году все же порезали на металлолом. Оставили только ковш, который и сегодня можно увидеть в музее Мемориального парка шахтеров (штат Огайо). А как и где работают современные драглайны?
На сегодня это крупнейший в мире шагающий одноковшовый экскаватор. В его оснастку входит 8 основных электродвигателей мощностью по 1320 кВт, 10 либо 8 моторов дополнительных по 930 кВт, работающих с «подъемными качелями». Перемещение гиганта обеспечивает 4 силовых электроагрегата тоже мощностью по 930 кВт каждый. Основные технические параметры Bucyrus 8750:
В один заход экскаватор загрузит «под завязку» такие карьерные самосвалы, как Komatsu 960E или БелАЗ 75600. По габаритам, массе, объему ковша Bucyrus 8750 уступает гиганту прошлого Big Muskie. Но по эффективности, производительности идентичен ему.
Это одно из самых тяжелых транспортных средств в мире, способных передвигаться по земле. Экскаватор, построенный в 1978 году, все еще эксплуатируется в Германии (Северная Вестфалия, карьер «Гарцвайлер»). Техника оборудована вращающимся колесом, по краям которого зафиксировано 18 ковшей, без перерыва извлекающих грунт. Скорость работы гиганта впечатляет – 240 тыс. куб. м за один день. Этот все равно что разрыть футбольное поле на глубину 30 м. Технические данные:
Технику обслуживает экипаж, всего 3 смены по 4 человека, работающие круглосуточно. Для того, чтобы пообедать, спускаться с «небес» не требуется. Внутри – кают-компания, туалет, кухня. Невзирая на внушительные габариты, экскаватор уверенно передвигается по земле с помощью 12 гусениц, равномерно распределяющих давление на поверхность. Благодаря такому решению, Bagger 288 оставляет след не глубже ноги человека.
Экскаватор собран в ФРГ в 1995 году машиностроительной компанией Tenova Takraf. Фирма имеет почти трехсотлетнюю историю по созданию мощной строительной техники и поэтому неудивительно, что очередная «затея» удалась. С самого начала роторный гигант трудится на одном месте – добывает уголь в карьере недалеко от немецкого города Хамбах. Технические параметры:
За рабочий день экскаватор может «перелопатить» 240 тыс. куб. м грунта. Для примера: чтобы вывезти добытый уголь, понадобится 4 тыс. вагонов объемом по 60 куб. м каждый. Скоростью гигант похвастать не может: за минуту проходит 10 м. Интересно, что владеет экскаватором, потребляющем немало энергии, компания RWE Power AG, являющаяся одним из ведущих производителей электричества в стране. В пересчете на современные деньги стоимость Bagger 293 – 100 млн. долларов.
Самый большой действующий экскаватор по добыче полезных ископаемых - Р&Н4100ХРС. Хоть он и работает в России, но произведен одним из филиалов Komatsu – Joy Global. На сегодня гигант принадлежит компании «Кузбассразрезуголь». За год экскаватор перерабатывает до 200 млн. тонн породы. Чтобы ее всю вывезти, понадобится 625 «БелАЗ 75600». Что касается угля, объем его добычи за такой же период равен 15 млн. т. Очевидно, что техника, обошедшаяся в 575 млн. руб., вполне себя оправдывает. Характеристики:
Р&Н4100ХРС обслуживает пара машинистов. Внутри имеются места для отдыха, туалет. Предусмотрено и дистанционное управление. Производитель уверен, что экскаватор способен проработать без перерыва 10 лет. Техника оборудована системами контроля, следящими за состоянием всех агрегатов и узлов.
Кто-то может сказать, что гиганты-драглайны морально устарели. Однако подобная техника применяется до сих пор - машины не только окупают себя, но и приносят прибыль! И никто не может сказать точно, что поверхностные месторождения исчерпаны и вскрышной метод добычи полезных ископаемых не будет больше востребован.
Изначально эта техника имела огромный ковш, управляемый системой шкивов, цепей. Основную роль играла пара толстенных канатов. Один из них поднимал ковш, другой тянул его в горизонтальном направлении. Сегодня драглайны тоже используют, но они имеют гораздо меньшую мощность, а система управления действует через гидравлику. А что сталось с гигантами прошлого, какова их судьба и работают ли сегодня драглайны?
Big Muskie
Перевести можно, как «Большой мускул» или «Здоровяк». Это настоящая легенда среди машин подобного типа. Самый большой в мире вскрышной экскаватор был выпущен в 1969 году. Официально модель носила название 4250-W Bucryus-Erie. На ее строительство у компании-подрядчика Bucyrus Erie ушло два года. Затраты на создание гиганты составили 25 млн. долларов, что в пересчете на современные деньги равняется 171 млн. «зеленых».
Из-за огромных габаритов экскаватора его строили прямо на месте (шахта Muskingum в штате Огайо), предварительно подготовив железобетонный фундамент. Некоторые технические характеристики гиганта:
- ✅ расчетная масса – 13500 тонн
- ✅ объем ковша - 325 т, вес пустого – 230 т
- ✅ глубина копания - до 56 м
- ✅ высота - 67,8 ширина машины – 46,2 м
- ✅ вылет стрелы – 94,4 м
- ✅ диаметр троса, удерживающего ковш – 127 мм
Что самое интересное, двигатель монстра – электрический. А напряжение питания составляло 13800 В. В то время в США очень дорого обходилось пользование электричеством. Big Muskie, в переводе на деньги, потреблял десятки тысяч «баксов» в час. Управлял экскаватором сменный экипаж, состоявший из пяти человек. Работы велись чаще всего ночью, когда энергия стоила дешевле. В процессе копания Big Muskie потреблял столько электричества, что его хватило бы на 27500 жилых домов!
Драглайн мог и «ехать», но со скоростью не более трех метров в минуту и на небольшие расстояния – до мили. За весь период эксплуатации (22 года) гигант извлек свыше 608 тыс. куб. м грунта, а это в 2 раза больше, чем было вырыто при прокладке Панамского канала. Объем добычи угля составил 20 млн. тонн. Экскаватор наверняка окупил себя.
В 1991 году Big Muskie списали. Это было связано с появлением новых технологий, гарантирующих меньшие затраты. В итоге использование гиганта оказалось невыгодным – угля стало требоваться меньше, а стоимость электроэнергии выросла. К тому же конструкторы создали более эффективные и менее габаритные машины Bagger 263 и Bagger 288. Big Muskie пытались продать, но демонтаж и перевозка монстра стоили таких денег, что желающих не нашлось. Самый большой в мире драглайн простоял бесхозным 8 лет. Его пытались сохранить в виде памятника, но в 1999 году все же порезали на металлолом. Оставили только ковш, который и сегодня можно увидеть в музее Мемориального парка шахтеров (штат Огайо). А как и где работают современные драглайны?
Bucyrus 8750
На сегодня это крупнейший в мире шагающий одноковшовый экскаватор. В его оснастку входит 8 основных электродвигателей мощностью по 1320 кВт, 10 либо 8 моторов дополнительных по 930 кВт, работающих с «подъемными качелями». Перемещение гиганта обеспечивает 4 силовых электроагрегата тоже мощностью по 930 кВт каждый. Основные технические параметры Bucyrus 8750:
- ✅вес – 6,58 тыс. тонн
- ✅ вылет стрелы – 131 м
- ✅ объем ковша 114 куб. м, грузоподъемность – до 340 т
В один заход экскаватор загрузит «под завязку» такие карьерные самосвалы, как Komatsu 960E или БелАЗ 75600. По габаритам, массе, объему ковша Bucyrus 8750 уступает гиганту прошлого Big Muskie. Но по эффективности, производительности идентичен ему.
Bagger 288
Это одно из самых тяжелых транспортных средств в мире, способных передвигаться по земле. Экскаватор, построенный в 1978 году, все еще эксплуатируется в Германии (Северная Вестфалия, карьер «Гарцвайлер»). Техника оборудована вращающимся колесом, по краям которого зафиксировано 18 ковшей, без перерыва извлекающих грунт. Скорость работы гиганта впечатляет – 240 тыс. куб. м за один день. Этот все равно что разрыть футбольное поле на глубину 30 м. Технические данные:
- ✅ длина, высота – 235 и 104 м соответственно
- ✅ вес – 45,5 тыс. т
- ✅ объем ковша – 6,6 куб. м
- ✅ мощность – 16,5 мегаватт
Технику обслуживает экипаж, всего 3 смены по 4 человека, работающие круглосуточно. Для того, чтобы пообедать, спускаться с «небес» не требуется. Внутри – кают-компания, туалет, кухня. Невзирая на внушительные габариты, экскаватор уверенно передвигается по земле с помощью 12 гусениц, равномерно распределяющих давление на поверхность. Благодаря такому решению, Bagger 288 оставляет след не глубже ноги человека.
Внешне гигант напоминает что-то неземное и поэтому привлек внимание голливудских режиссеров. Экскаватор снялся в американском фильме «Призрачный гонщик: Дух мести», где главный герой с помощью машины расправляется со своими врагами.
Bagger 293
Экскаватор собран в ФРГ в 1995 году машиностроительной компанией Tenova Takraf. Фирма имеет почти трехсотлетнюю историю по созданию мощной строительной техники и поэтому неудивительно, что очередная «затея» удалась. С самого начала роторный гигант трудится на одном месте – добывает уголь в карьере недалеко от немецкого города Хамбах. Технические параметры:
- ✅ длина – 226 м (примерно пара футбольных полей)
- ✅ высота – 96 м (30-этажный дом)
- ✅ масса – 14200 т
- ✅ объем одного из 18 ковшей – около 15 куб. м
- ✅ потребляемая мощность – 17 мегаватт
За рабочий день экскаватор может «перелопатить» 240 тыс. куб. м грунта. Для примера: чтобы вывезти добытый уголь, понадобится 4 тыс. вагонов объемом по 60 куб. м каждый. Скоростью гигант похвастать не может: за минуту проходит 10 м. Интересно, что владеет экскаватором, потребляющем немало энергии, компания RWE Power AG, являющаяся одним из ведущих производителей электричества в стране. В пересчете на современные деньги стоимость Bagger 293 – 100 млн. долларов.
Драглайнеры в России
Самый большой действующий экскаватор по добыче полезных ископаемых - Р&Н4100ХРС. Хоть он и работает в России, но произведен одним из филиалов Komatsu – Joy Global. На сегодня гигант принадлежит компании «Кузбассразрезуголь». За год экскаватор перерабатывает до 200 млн. тонн породы. Чтобы ее всю вывезти, понадобится 625 «БелАЗ 75600». Что касается угля, объем его добычи за такой же период равен 15 млн. т. Очевидно, что техника, обошедшаяся в 575 млн. руб., вполне себя оправдывает. Характеристики:
- ✅ масса – 1736 т (с противовесом)
- ✅ длина, ширина, высота – 14, 14,4, 14,7 м (высота подъема - 17 м)
- ✅ объем ковша – около 60 куб. м
- ✅ потребляемая мощность – 3,7 мегаватт
Р&Н4100ХРС обслуживает пара машинистов. Внутри имеются места для отдыха, туалет. Предусмотрено и дистанционное управление. Производитель уверен, что экскаватор способен проработать без перерыва 10 лет. Техника оборудована системами контроля, следящими за состоянием всех агрегатов и узлов.
Кто-то может сказать, что гиганты-драглайны морально устарели. Однако подобная техника применяется до сих пор - машины не только окупают себя, но и приносят прибыль! И никто не может сказать точно, что поверхностные месторождения исчерпаны и вскрышной метод добычи полезных ископаемых не будет больше востребован.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...