Saab 96 – чудаковатый «нос картошкой»
В декабре 2011 года проходная шведского автозавода Saab Automobile AB закрылась навсегда, положив конец 62-летней истории знакового бренда.
По дорогам еще колесят «Саабы» с двумя вертикально расположенными кольцами, объединенными головой коронованного льва, на капоте. Но тех, первых, с легкокрылыми самолетами, летящими, казалось, впереди машин, уже не встретить. Редкие экземпляры «96-тых» хранятся в крохотных частных музеях, становясь с каждым днем все дороже. О них и вспомним.
Точнее, это уже некролог. А значит... или хорошо, или никак. В отношении компании SAAB – только хорошо. Ведь продукция предприятия, как все шведское, сработана на совесть, с максимальным использованием передовых технологий и собственных оригинальных идей.
Svenska Aeroplan Aktiebolag образовалась в 1937 году как авиастроительная компания. Но уже в 1946 году открыла автомобильное отделение.
Это было рискованное решение, «афера чистой воды», как писали тогда газеты, ведь никто из разработчиков, кроме руководителя проекта, даже не имел водительских прав. Зато отсюда пошел и остался навсегда аэродинамический стиль машин (их даже продували в аэродинамической трубе), принесший марке немало побед на международных соревнованиях. Во многом остальном были допущены дилетантские ошибки и просчеты. Например, закрытые колесные арки первых моделей, которые забивались снегом и грязью.
В чем шведы преуспели:
✅ Безопасность и комфорт путешествующих ставили во главу угла, одними из первых в Европе оснастив авто ремнями безопасности. Далее последовали регулируемые подголовники, травмобезопасная выдвижная рулевая колонка без замка зажигания, ночной режим приборной доски, сиденья с подогревом и принудительной вентиляцией
✅ Разработали систему регулировки давления турбонаддува – APC
✅ Придумали революционный 16-клапанник
Очень удачной на «Саабах» была конструкция дворников. А самой трогательной заботой о потребителях стала разработка системы выживания экипажа при столкновении авто с лосем.
Финансовые проблемы и экономические кризисы привели шведскую компанию в 1990 году под крыло «Дженерал моторс». В результате бездарного руководства автомобильное отделение «Сааб» было закрыто. Так считают фанаты самобытной премиальной марки и мечут стрелы гнева туда – за океан. Но вернемся к нашему герою.
Это модель 1960 года выпуска. В течение 20 лет, за которые было изготовлено 550 тыс. единиц авто, «96-ой» был хитом продаж. Тогда, до эпохи унификации автомобилей, он был еще настоящим «Саабом» в неподражаемом шведском стиле, с тем самым «легкокрылым» на капоте.
А под самолетом была характерная радиаторная решетка в виде поросячьего пятачка. Но обожавшая модель публика дала «Саабу» 96 любовное прозвище – «нос картошкой» (bulbous nose). Кузов машины лучше было бы отнести к утраченному типу «тудор» (две двери), но его квалифицируют как седан.
Вся внешность указывает на «отцов-авиаторов»: треугольная выштамповка на капоте, которая от «пятачка» расширяется к краям лобового стекла, округлые крылья, резко ниспадающий к корме профиль. В этом месте вы замечаете (под определенным, правда, ракурсом) архитектурную изюминку – рудиментарные плавники. Не огромные, как на «Кадиллаке», а миниатюрные. Мода на них в Америке уже прошла, но «отцы-авиаторы» придавали большое значение «хвостовому оперению».
Колесные арки уже не были закрытыми, но сохранили прямую линию верхней части. Словом, стилистами разработчики были посредственными, но экспертами в вопросах движения воздушных масс и их взаимодействия с препятствиями – высшего класса.
Взявшись за настоящую металлическую ручку, мы открываем некрупную дверь с сильно скошенным к переднему капоту стеклом (аэродинамика!). Сначала нас, привыкших к засилью хрома и пластика, удивляет простота салона 4-местного седана. Но сразу попадаешь под очарование фактурных напольных педалей, гигантского ручника, допотопных вытягивающихся из приборной панели рычажков, крупных клавиш, назначение которых понимаешь интуитивно.
Передняя панель без центральной консоли (отцы-авиаторы!), надписи на шведском. Но сразу разбираешься, что свет и отопление расположены слева, радиола, обдув салона и «аварийка» – справа.
Кресла не имеют боковых поддержек. Но попробуйте сесть, и ваше тело благодарно откликнется на удобное положение, интегрированные подголовники и мягкую натуральную «мебельную» обивку. Однако не надейтесь с легкостью перескочить с пассажирского сидения на водительское – монументальный рычаг стояночного тормоза не допускает вольностей.
Задний диван, рассчитанный на двоих седоков, просторный и уютный. Но, чтобы попасть на него, не застряв в узком проеме, нужна известная ловкость. А в помощь – автобусная ременная петля, свисающая с потолка. Путешествие в «Сааб 96» покажется вам увлекательной авантюрой.
В движение с удивлением обнаруживаешь, что переднеприводная машина хоть и не балует комфортом, но ведет себя предсказуемо. «Сааб 96» послушен рулю, не отличается валкостью, уверенно цепляется за повороты. Неудивительно, ведь авиастроители потрудились над аэродинамикой: коэффициент Сх=0,35, что и сегодня похвально.
Чтобы пустить авто в занос, нужно постараться, а драйверские амбиции можно реализовать на трассе с любым покрытием, благо клиренс высотой 180 мм не препятствует. Эти качества, а также жесткую силовую структуру кузова и проработанную пассивную безопасность ценил легендарный автогонщик Э. Карлссон. Он 5 раз за рулем «Сааба» брал главные призы на ралли Монте-Карло и RAC.
Технические характеристики модели:
✅ Моторы. Все двигатели «96-го» карбюраторного типа. Первый агрегат объемом 750 см3 отдавал 38 л. с. Второй, 40-сильный объемом 841 см3, устанавливали на машинах после 1963 года. Обе версии двухтактные. В 70-х автомобили сходили с конвейера уже с 4-тактными фордовскими двигателями объемом 1,5 и 1,7 л. Количество «лошадей» возросло до 68
✅ Коробка передач. Механические устройства сначала были 3-скоростные, потом, после 1964 года, 4-ступенчатые
✅ Подвеска. Спереди «Сааб» 96 получил двойные рычаги и пружины, задняя конструкция представлена U-образной балкой на пружинной амортизации
✅ Тормоза. Сначала опционно, а с 1964 года все тормоза по кругу (!) устанавливались вентилируемые дисковые
В городе машина тратит 8-9 л топлива на 100 км, на трассе – 6 л, в смешанном цикле – 7 л.
По запросу «купить…» российские автомобильные сайты чаще выдают «К сожалению…». Однако поиск может быть успешным: модели «Саабов» 1975-1978 годов по цене 350-800 тыс. руб. найти можно. Конечно, они не те, с самолетом: «легкокрылый» слетел с капота «шведа» в 1968 году, когда модель перестала быть флагманской, хоть и продолжала иметь коммерческий успех.
Покупка неповторимого авто «нос картошкой» в странах Евросоюза состоится быстрее, особенно на родине модели. Тут цены начинаются с 4 тыс. евро. Но самолет на капоте – тоже редкость.
По дорогам еще колесят «Саабы» с двумя вертикально расположенными кольцами, объединенными головой коронованного льва, на капоте. Но тех, первых, с легкокрылыми самолетами, летящими, казалось, впереди машин, уже не встретить. Редкие экземпляры «96-тых» хранятся в крохотных частных музеях, становясь с каждым днем все дороже. О них и вспомним.
Краткая история шведского бренда
Точнее, это уже некролог. А значит... или хорошо, или никак. В отношении компании SAAB – только хорошо. Ведь продукция предприятия, как все шведское, сработана на совесть, с максимальным использованием передовых технологий и собственных оригинальных идей.
«Сааб» 96 – очаровательный «нос картошкой». Фото: YouTube.com
Svenska Aeroplan Aktiebolag образовалась в 1937 году как авиастроительная компания. Но уже в 1946 году открыла автомобильное отделение.
Это было рискованное решение, «афера чистой воды», как писали тогда газеты, ведь никто из разработчиков, кроме руководителя проекта, даже не имел водительских прав. Зато отсюда пошел и остался навсегда аэродинамический стиль машин (их даже продували в аэродинамической трубе), принесший марке немало побед на международных соревнованиях. Во многом остальном были допущены дилетантские ошибки и просчеты. Например, закрытые колесные арки первых моделей, которые забивались снегом и грязью.
В чем шведы преуспели:
✅ Безопасность и комфорт путешествующих ставили во главу угла, одними из первых в Европе оснастив авто ремнями безопасности. Далее последовали регулируемые подголовники, травмобезопасная выдвижная рулевая колонка без замка зажигания, ночной режим приборной доски, сиденья с подогревом и принудительной вентиляцией
✅ Разработали систему регулировки давления турбонаддува – APC
✅ Придумали революционный 16-клапанник
Очень удачной на «Саабах» была конструкция дворников. А самой трогательной заботой о потребителях стала разработка системы выживания экипажа при столкновении авто с лосем.
Турбированные двигатели «Сааб» 96 получили систему регулировки наддува собственной разработки. Фото: YouTube.com
Финансовые проблемы и экономические кризисы привели шведскую компанию в 1990 году под крыло «Дженерал моторс». В результате бездарного руководства автомобильное отделение «Сааб» было закрыто. Так считают фанаты самобытной премиальной марки и мечут стрелы гнева туда – за океан. Но вернемся к нашему герою.
Экстерьер «Сааб» 96
Это модель 1960 года выпуска. В течение 20 лет, за которые было изготовлено 550 тыс. единиц авто, «96-ой» был хитом продаж. Тогда, до эпохи унификации автомобилей, он был еще настоящим «Саабом» в неподражаемом шведском стиле, с тем самым «легкокрылым» на капоте.
А под самолетом была характерная радиаторная решетка в виде поросячьего пятачка. Но обожавшая модель публика дала «Саабу» 96 любовное прозвище – «нос картошкой» (bulbous nose). Кузов машины лучше было бы отнести к утраченному типу «тудор» (две двери), но его квалифицируют как седан.
С определенного ракурса можно увидеть старомодные акульи плавники «Сааба» 96. Фото: YouTube.com
Вся внешность указывает на «отцов-авиаторов»: треугольная выштамповка на капоте, которая от «пятачка» расширяется к краям лобового стекла, округлые крылья, резко ниспадающий к корме профиль. В этом месте вы замечаете (под определенным, правда, ракурсом) архитектурную изюминку – рудиментарные плавники. Не огромные, как на «Кадиллаке», а миниатюрные. Мода на них в Америке уже прошла, но «отцы-авиаторы» придавали большое значение «хвостовому оперению».
Колесные арки уже не были закрытыми, но сохранили прямую линию верхней части. Словом, стилистами разработчики были посредственными, но экспертами в вопросах движения воздушных масс и их взаимодействия с препятствиями – высшего класса.
Салон Saab 96
Взявшись за настоящую металлическую ручку, мы открываем некрупную дверь с сильно скошенным к переднему капоту стеклом (аэродинамика!). Сначала нас, привыкших к засилью хрома и пластика, удивляет простота салона 4-местного седана. Но сразу попадаешь под очарование фактурных напольных педалей, гигантского ручника, допотопных вытягивающихся из приборной панели рычажков, крупных клавиш, назначение которых понимаешь интуитивно.
Передняя панель без центральной консоли (отцы-авиаторы!), надписи на шведском. Но сразу разбираешься, что свет и отопление расположены слева, радиола, обдув салона и «аварийка» – справа.
Приборная панель «Сааб» 96 с архаичными клавишами и рычажками. Фото: YouTube.com
Кресла не имеют боковых поддержек. Но попробуйте сесть, и ваше тело благодарно откликнется на удобное положение, интегрированные подголовники и мягкую натуральную «мебельную» обивку. Однако не надейтесь с легкостью перескочить с пассажирского сидения на водительское – монументальный рычаг стояночного тормоза не допускает вольностей.
Задний диван, рассчитанный на двоих седоков, просторный и уютный. Но, чтобы попасть на него, не застряв в узком проеме, нужна известная ловкость. А в помощь – автобусная ременная петля, свисающая с потолка. Путешествие в «Сааб 96» покажется вам увлекательной авантюрой.
Моторы и ходовая
В движение с удивлением обнаруживаешь, что переднеприводная машина хоть и не балует комфортом, но ведет себя предсказуемо. «Сааб 96» послушен рулю, не отличается валкостью, уверенно цепляется за повороты. Неудивительно, ведь авиастроители потрудились над аэродинамикой: коэффициент Сх=0,35, что и сегодня похвально.
Чтобы пустить авто в занос, нужно постараться, а драйверские амбиции можно реализовать на трассе с любым покрытием, благо клиренс высотой 180 мм не препятствует. Эти качества, а также жесткую силовую структуру кузова и проработанную пассивную безопасность ценил легендарный автогонщик Э. Карлссон. Он 5 раз за рулем «Сааба» брал главные призы на ралли Монте-Карло и RAC.
В современном городе «Сааб» 96 не выглядит дряхлым старичком. Фото: YouTube.com
Технические характеристики модели:
✅ Моторы. Все двигатели «96-го» карбюраторного типа. Первый агрегат объемом 750 см3 отдавал 38 л. с. Второй, 40-сильный объемом 841 см3, устанавливали на машинах после 1963 года. Обе версии двухтактные. В 70-х автомобили сходили с конвейера уже с 4-тактными фордовскими двигателями объемом 1,5 и 1,7 л. Количество «лошадей» возросло до 68
✅ Коробка передач. Механические устройства сначала были 3-скоростные, потом, после 1964 года, 4-ступенчатые
✅ Подвеска. Спереди «Сааб» 96 получил двойные рычаги и пружины, задняя конструкция представлена U-образной балкой на пружинной амортизации
✅ Тормоза. Сначала опционно, а с 1964 года все тормоза по кругу (!) устанавливались вентилируемые дисковые
В городе машина тратит 8-9 л топлива на 100 км, на трассе – 6 л, в смешанном цикле – 7 л.
Где купить «Сааб» 96
По запросу «купить…» российские автомобильные сайты чаще выдают «К сожалению…». Однако поиск может быть успешным: модели «Саабов» 1975-1978 годов по цене 350-800 тыс. руб. найти можно. Конечно, они не те, с самолетом: «легкокрылый» слетел с капота «шведа» в 1968 году, когда модель перестала быть флагманской, хоть и продолжала иметь коммерческий успех.
Покупка неповторимого авто «нос картошкой» в странах Евросоюза состоится быстрее, особенно на родине модели. Тут цены начинаются с 4 тыс. евро. Но самолет на капоте – тоже редкость.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....