Saab 96 – чудаковатый «нос картошкой»
В декабре 2011 года проходная шведского автозавода Saab Automobile AB закрылась навсегда, положив конец 62-летней истории знакового бренда.
По дорогам еще колесят «Саабы» с двумя вертикально расположенными кольцами, объединенными головой коронованного льва, на капоте. Но тех, первых, с легкокрылыми самолетами, летящими, казалось, впереди машин, уже не встретить. Редкие экземпляры «96-тых» хранятся в крохотных частных музеях, становясь с каждым днем все дороже. О них и вспомним.
Точнее, это уже некролог. А значит... или хорошо, или никак. В отношении компании SAAB – только хорошо. Ведь продукция предприятия, как все шведское, сработана на совесть, с максимальным использованием передовых технологий и собственных оригинальных идей.
Svenska Aeroplan Aktiebolag образовалась в 1937 году как авиастроительная компания. Но уже в 1946 году открыла автомобильное отделение.
Это было рискованное решение, «афера чистой воды», как писали тогда газеты, ведь никто из разработчиков, кроме руководителя проекта, даже не имел водительских прав. Зато отсюда пошел и остался навсегда аэродинамический стиль машин (их даже продували в аэродинамической трубе), принесший марке немало побед на международных соревнованиях. Во многом остальном были допущены дилетантские ошибки и просчеты. Например, закрытые колесные арки первых моделей, которые забивались снегом и грязью.
В чем шведы преуспели:
✅ Безопасность и комфорт путешествующих ставили во главу угла, одними из первых в Европе оснастив авто ремнями безопасности. Далее последовали регулируемые подголовники, травмобезопасная выдвижная рулевая колонка без замка зажигания, ночной режим приборной доски, сиденья с подогревом и принудительной вентиляцией
✅ Разработали систему регулировки давления турбонаддува – APC
✅ Придумали революционный 16-клапанник
Очень удачной на «Саабах» была конструкция дворников. А самой трогательной заботой о потребителях стала разработка системы выживания экипажа при столкновении авто с лосем.
Финансовые проблемы и экономические кризисы привели шведскую компанию в 1990 году под крыло «Дженерал моторс». В результате бездарного руководства автомобильное отделение «Сааб» было закрыто. Так считают фанаты самобытной премиальной марки и мечут стрелы гнева туда – за океан. Но вернемся к нашему герою.
Это модель 1960 года выпуска. В течение 20 лет, за которые было изготовлено 550 тыс. единиц авто, «96-ой» был хитом продаж. Тогда, до эпохи унификации автомобилей, он был еще настоящим «Саабом» в неподражаемом шведском стиле, с тем самым «легкокрылым» на капоте.
А под самолетом была характерная радиаторная решетка в виде поросячьего пятачка. Но обожавшая модель публика дала «Саабу» 96 любовное прозвище – «нос картошкой» (bulbous nose). Кузов машины лучше было бы отнести к утраченному типу «тудор» (две двери), но его квалифицируют как седан.
Вся внешность указывает на «отцов-авиаторов»: треугольная выштамповка на капоте, которая от «пятачка» расширяется к краям лобового стекла, округлые крылья, резко ниспадающий к корме профиль. В этом месте вы замечаете (под определенным, правда, ракурсом) архитектурную изюминку – рудиментарные плавники. Не огромные, как на «Кадиллаке», а миниатюрные. Мода на них в Америке уже прошла, но «отцы-авиаторы» придавали большое значение «хвостовому оперению».
Колесные арки уже не были закрытыми, но сохранили прямую линию верхней части. Словом, стилистами разработчики были посредственными, но экспертами в вопросах движения воздушных масс и их взаимодействия с препятствиями – высшего класса.
Взявшись за настоящую металлическую ручку, мы открываем некрупную дверь с сильно скошенным к переднему капоту стеклом (аэродинамика!). Сначала нас, привыкших к засилью хрома и пластика, удивляет простота салона 4-местного седана. Но сразу попадаешь под очарование фактурных напольных педалей, гигантского ручника, допотопных вытягивающихся из приборной панели рычажков, крупных клавиш, назначение которых понимаешь интуитивно.
Передняя панель без центральной консоли (отцы-авиаторы!), надписи на шведском. Но сразу разбираешься, что свет и отопление расположены слева, радиола, обдув салона и «аварийка» – справа.
Кресла не имеют боковых поддержек. Но попробуйте сесть, и ваше тело благодарно откликнется на удобное положение, интегрированные подголовники и мягкую натуральную «мебельную» обивку. Однако не надейтесь с легкостью перескочить с пассажирского сидения на водительское – монументальный рычаг стояночного тормоза не допускает вольностей.
Задний диван, рассчитанный на двоих седоков, просторный и уютный. Но, чтобы попасть на него, не застряв в узком проеме, нужна известная ловкость. А в помощь – автобусная ременная петля, свисающая с потолка. Путешествие в «Сааб 96» покажется вам увлекательной авантюрой.
В движение с удивлением обнаруживаешь, что переднеприводная машина хоть и не балует комфортом, но ведет себя предсказуемо. «Сааб 96» послушен рулю, не отличается валкостью, уверенно цепляется за повороты. Неудивительно, ведь авиастроители потрудились над аэродинамикой: коэффициент Сх=0,35, что и сегодня похвально.
Чтобы пустить авто в занос, нужно постараться, а драйверские амбиции можно реализовать на трассе с любым покрытием, благо клиренс высотой 180 мм не препятствует. Эти качества, а также жесткую силовую структуру кузова и проработанную пассивную безопасность ценил легендарный автогонщик Э. Карлссон. Он 5 раз за рулем «Сааба» брал главные призы на ралли Монте-Карло и RAC.
Технические характеристики модели:
✅ Моторы. Все двигатели «96-го» карбюраторного типа. Первый агрегат объемом 750 см3 отдавал 38 л. с. Второй, 40-сильный объемом 841 см3, устанавливали на машинах после 1963 года. Обе версии двухтактные. В 70-х автомобили сходили с конвейера уже с 4-тактными фордовскими двигателями объемом 1,5 и 1,7 л. Количество «лошадей» возросло до 68
✅ Коробка передач. Механические устройства сначала были 3-скоростные, потом, после 1964 года, 4-ступенчатые
✅ Подвеска. Спереди «Сааб» 96 получил двойные рычаги и пружины, задняя конструкция представлена U-образной балкой на пружинной амортизации
✅ Тормоза. Сначала опционно, а с 1964 года все тормоза по кругу (!) устанавливались вентилируемые дисковые
В городе машина тратит 8-9 л топлива на 100 км, на трассе – 6 л, в смешанном цикле – 7 л.
По запросу «купить…» российские автомобильные сайты чаще выдают «К сожалению…». Однако поиск может быть успешным: модели «Саабов» 1975-1978 годов по цене 350-800 тыс. руб. найти можно. Конечно, они не те, с самолетом: «легкокрылый» слетел с капота «шведа» в 1968 году, когда модель перестала быть флагманской, хоть и продолжала иметь коммерческий успех.
Покупка неповторимого авто «нос картошкой» в странах Евросоюза состоится быстрее, особенно на родине модели. Тут цены начинаются с 4 тыс. евро. Но самолет на капоте – тоже редкость.
По дорогам еще колесят «Саабы» с двумя вертикально расположенными кольцами, объединенными головой коронованного льва, на капоте. Но тех, первых, с легкокрылыми самолетами, летящими, казалось, впереди машин, уже не встретить. Редкие экземпляры «96-тых» хранятся в крохотных частных музеях, становясь с каждым днем все дороже. О них и вспомним.
Краткая история шведского бренда
Точнее, это уже некролог. А значит... или хорошо, или никак. В отношении компании SAAB – только хорошо. Ведь продукция предприятия, как все шведское, сработана на совесть, с максимальным использованием передовых технологий и собственных оригинальных идей.
«Сааб» 96 – очаровательный «нос картошкой». Фото: YouTube.com
Svenska Aeroplan Aktiebolag образовалась в 1937 году как авиастроительная компания. Но уже в 1946 году открыла автомобильное отделение.
Это было рискованное решение, «афера чистой воды», как писали тогда газеты, ведь никто из разработчиков, кроме руководителя проекта, даже не имел водительских прав. Зато отсюда пошел и остался навсегда аэродинамический стиль машин (их даже продували в аэродинамической трубе), принесший марке немало побед на международных соревнованиях. Во многом остальном были допущены дилетантские ошибки и просчеты. Например, закрытые колесные арки первых моделей, которые забивались снегом и грязью.
В чем шведы преуспели:
✅ Безопасность и комфорт путешествующих ставили во главу угла, одними из первых в Европе оснастив авто ремнями безопасности. Далее последовали регулируемые подголовники, травмобезопасная выдвижная рулевая колонка без замка зажигания, ночной режим приборной доски, сиденья с подогревом и принудительной вентиляцией
✅ Разработали систему регулировки давления турбонаддува – APC
✅ Придумали революционный 16-клапанник
Очень удачной на «Саабах» была конструкция дворников. А самой трогательной заботой о потребителях стала разработка системы выживания экипажа при столкновении авто с лосем.
Турбированные двигатели «Сааб» 96 получили систему регулировки наддува собственной разработки. Фото: YouTube.com
Финансовые проблемы и экономические кризисы привели шведскую компанию в 1990 году под крыло «Дженерал моторс». В результате бездарного руководства автомобильное отделение «Сааб» было закрыто. Так считают фанаты самобытной премиальной марки и мечут стрелы гнева туда – за океан. Но вернемся к нашему герою.
Экстерьер «Сааб» 96
Это модель 1960 года выпуска. В течение 20 лет, за которые было изготовлено 550 тыс. единиц авто, «96-ой» был хитом продаж. Тогда, до эпохи унификации автомобилей, он был еще настоящим «Саабом» в неподражаемом шведском стиле, с тем самым «легкокрылым» на капоте.
А под самолетом была характерная радиаторная решетка в виде поросячьего пятачка. Но обожавшая модель публика дала «Саабу» 96 любовное прозвище – «нос картошкой» (bulbous nose). Кузов машины лучше было бы отнести к утраченному типу «тудор» (две двери), но его квалифицируют как седан.
С определенного ракурса можно увидеть старомодные акульи плавники «Сааба» 96. Фото: YouTube.com
Вся внешность указывает на «отцов-авиаторов»: треугольная выштамповка на капоте, которая от «пятачка» расширяется к краям лобового стекла, округлые крылья, резко ниспадающий к корме профиль. В этом месте вы замечаете (под определенным, правда, ракурсом) архитектурную изюминку – рудиментарные плавники. Не огромные, как на «Кадиллаке», а миниатюрные. Мода на них в Америке уже прошла, но «отцы-авиаторы» придавали большое значение «хвостовому оперению».
Колесные арки уже не были закрытыми, но сохранили прямую линию верхней части. Словом, стилистами разработчики были посредственными, но экспертами в вопросах движения воздушных масс и их взаимодействия с препятствиями – высшего класса.
Салон Saab 96
Взявшись за настоящую металлическую ручку, мы открываем некрупную дверь с сильно скошенным к переднему капоту стеклом (аэродинамика!). Сначала нас, привыкших к засилью хрома и пластика, удивляет простота салона 4-местного седана. Но сразу попадаешь под очарование фактурных напольных педалей, гигантского ручника, допотопных вытягивающихся из приборной панели рычажков, крупных клавиш, назначение которых понимаешь интуитивно.
Передняя панель без центральной консоли (отцы-авиаторы!), надписи на шведском. Но сразу разбираешься, что свет и отопление расположены слева, радиола, обдув салона и «аварийка» – справа.
Приборная панель «Сааб» 96 с архаичными клавишами и рычажками. Фото: YouTube.com
Кресла не имеют боковых поддержек. Но попробуйте сесть, и ваше тело благодарно откликнется на удобное положение, интегрированные подголовники и мягкую натуральную «мебельную» обивку. Однако не надейтесь с легкостью перескочить с пассажирского сидения на водительское – монументальный рычаг стояночного тормоза не допускает вольностей.
Задний диван, рассчитанный на двоих седоков, просторный и уютный. Но, чтобы попасть на него, не застряв в узком проеме, нужна известная ловкость. А в помощь – автобусная ременная петля, свисающая с потолка. Путешествие в «Сааб 96» покажется вам увлекательной авантюрой.
Моторы и ходовая
В движение с удивлением обнаруживаешь, что переднеприводная машина хоть и не балует комфортом, но ведет себя предсказуемо. «Сааб 96» послушен рулю, не отличается валкостью, уверенно цепляется за повороты. Неудивительно, ведь авиастроители потрудились над аэродинамикой: коэффициент Сх=0,35, что и сегодня похвально.
Чтобы пустить авто в занос, нужно постараться, а драйверские амбиции можно реализовать на трассе с любым покрытием, благо клиренс высотой 180 мм не препятствует. Эти качества, а также жесткую силовую структуру кузова и проработанную пассивную безопасность ценил легендарный автогонщик Э. Карлссон. Он 5 раз за рулем «Сааба» брал главные призы на ралли Монте-Карло и RAC.
В современном городе «Сааб» 96 не выглядит дряхлым старичком. Фото: YouTube.com
Технические характеристики модели:
✅ Моторы. Все двигатели «96-го» карбюраторного типа. Первый агрегат объемом 750 см3 отдавал 38 л. с. Второй, 40-сильный объемом 841 см3, устанавливали на машинах после 1963 года. Обе версии двухтактные. В 70-х автомобили сходили с конвейера уже с 4-тактными фордовскими двигателями объемом 1,5 и 1,7 л. Количество «лошадей» возросло до 68
✅ Коробка передач. Механические устройства сначала были 3-скоростные, потом, после 1964 года, 4-ступенчатые
✅ Подвеска. Спереди «Сааб» 96 получил двойные рычаги и пружины, задняя конструкция представлена U-образной балкой на пружинной амортизации
✅ Тормоза. Сначала опционно, а с 1964 года все тормоза по кругу (!) устанавливались вентилируемые дисковые
В городе машина тратит 8-9 л топлива на 100 км, на трассе – 6 л, в смешанном цикле – 7 л.
Где купить «Сааб» 96
По запросу «купить…» российские автомобильные сайты чаще выдают «К сожалению…». Однако поиск может быть успешным: модели «Саабов» 1975-1978 годов по цене 350-800 тыс. руб. найти можно. Конечно, они не те, с самолетом: «легкокрылый» слетел с капота «шведа» в 1968 году, когда модель перестала быть флагманской, хоть и продолжала иметь коммерческий успех.
Покупка неповторимого авто «нос картошкой» в странах Евросоюза состоится быстрее, особенно на родине модели. Тут цены начинаются с 4 тыс. евро. Но самолет на капоте – тоже редкость.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...