Электробус МАЗ-303Е10: день работает, ночь заряжается
В 2020-м году Минский автозавод представил модель электробуса МАЗ-303Е10, собранную на базе предыдущей низкопольной машины – МАЗ-303. Это первый общественный автотранспорт на электрической тяге, разработанный предприятием.
Работа над машиной началась уже в 2019-м, когда базовая 303-я модель еще только запускалась в серию. На предварительном этапе было изучено огромное количество предложений, информации (в т. ч. из зарубежных источников) по электронным блокам, оборудованию подобной техники. Особое внимание уделялось видам используемых аккумуляторов и способам их зарядки.
На вид электробус напоминает своего предшественника МАЗ-303.266. Правда, габариты немного увеличились: высота новинки 3,3 м (у «предка» 3,1 м). Изменение связано с установкой в кузов электробуса секции батарей (12 штук на крыше и 6 в моторном отсеке). Длина и ширина остались неизменными – 12,43 и 2,55 м. Все остальные элементы максимально унифицированы с МАЗ-303. Это детали интерьера, передняя и задняя ось, мост с гипоидной передачей.
Однородность узлов и деталей позволяет обслуживать электробус в одном депо вместе с дизельными «собратьями». Кузов МАЗ-303Е10 выполнен из труб (антикоррозийная сталь) и усилен из-за наличия блока аккумуляторов.
Представляет собой систему ZF CeTrax от известного производителя из Германии. В электрическом приводе применен двигатель асинхронного типа, развивающий 300 кВт и выдающий крутящий момент в 2170 Н*м при напряжении 650 вольт. В систему интегрирован модуль управления с фирменным ПО и трансмиссия-автомат. Из достоинств электропривода стоит выделить высокую пиковую мощность, которая может удерживаться длительное время.
В электробусе используются батареи от Hella изготовленные на основе железа, лития и фосфатов. Общая емкость АКБ, выдающих до 690 В, составляет 412 А*ч, чего хватает в среднем на 300 км. Для экономии электроэнергии предусмотрена система рекуперации, позволяющая подзаряжать аккумуляторы при торможении. Это повышает эффективность работы батарей до 20 %, которые полностью заряжаются от стандартной трехфазной розетки на 380 В за шесть часов.
Возможно использование высоковольтных станций с разъемом CCS2 Combo: тогда емкость АКБ восполнится на 100 % через 3,5 ч.
Применено большое по площади остекление, пропускающее максимум дневного света. Пол низкий – до поверхности дороги всего 32 см. А если использовать систему книлинга (это когда автобус «приседает» во время посадки пассажиров) – 25 см.
Для людей с ограниченными возможностями имеется аппарель, оснащенная электрическим приводом. Все кресла оборудованы USB-портами для подзарядки гаджетов, есть камеры видеонаблюдения, по потолку салона – светодиодное освещение.
Перед водителем – цифровая приборная панель. На ней имеется вся необходимая информация о работоспособности систем машины. Отдельно – приборы, сообщающие о состоянии аккумуляторов: уровне заряда и температуре. Электронный блок управления в режиме реального времени диагностирует системы и сообщает о неполадках.
В автобус помещается 72 пассажира при 30 креслах. В барьерной зоне есть еще 14 мест. Также предусмотрена пара специальных кнопок для вызова водителя и открытия дверей. В тормозной системе, работающей от электрического привода, имеется ECAS, EBS. Электробус может разогнаться, максимум, до 75 км/ч.
Машина, без сомнений, удачная: идеально вписывается в городскую инфраструктуру общественного транспорта. Однако применение импортных комплектующих довольно рискованно, как это показывает опыт РФ за последние годы. Остается надеяться, что в скором времени минчане найдут замену импорту.
Работа над машиной началась уже в 2019-м, когда базовая 303-я модель еще только запускалась в серию. На предварительном этапе было изучено огромное количество предложений, информации (в т. ч. из зарубежных источников) по электронным блокам, оборудованию подобной техники. Особое внимание уделялось видам используемых аккумуляторов и способам их зарядки.
Конструкция и уровень унификации
На вид электробус напоминает своего предшественника МАЗ-303.266. Правда, габариты немного увеличились: высота новинки 3,3 м (у «предка» 3,1 м). Изменение связано с установкой в кузов электробуса секции батарей (12 штук на крыше и 6 в моторном отсеке). Длина и ширина остались неизменными – 12,43 и 2,55 м. Все остальные элементы максимально унифицированы с МАЗ-303. Это детали интерьера, передняя и задняя ось, мост с гипоидной передачей.
Новинка унифицирована с предшественником МАЗ-303. Фото: YouTube.com
Однородность узлов и деталей позволяет обслуживать электробус в одном депо вместе с дизельными «собратьями». Кузов МАЗ-303Е10 выполнен из труб (антикоррозийная сталь) и усилен из-за наличия блока аккумуляторов.
Силовой агрегат
Представляет собой систему ZF CeTrax от известного производителя из Германии. В электрическом приводе применен двигатель асинхронного типа, развивающий 300 кВт и выдающий крутящий момент в 2170 Н*м при напряжении 650 вольт. В систему интегрирован модуль управления с фирменным ПО и трансмиссия-автомат. Из достоинств электропривода стоит выделить высокую пиковую мощность, которая может удерживаться длительное время.
Аккумуляторы и пробег
В электробусе используются батареи от Hella изготовленные на основе железа, лития и фосфатов. Общая емкость АКБ, выдающих до 690 В, составляет 412 А*ч, чего хватает в среднем на 300 км. Для экономии электроэнергии предусмотрена система рекуперации, позволяющая подзаряжать аккумуляторы при торможении. Это повышает эффективность работы батарей до 20 %, которые полностью заряжаются от стандартной трехфазной розетки на 380 В за шесть часов.
На станции батареи подзаряжаются быстрее. Фото: YouTube.com
Возможно использование высоковольтных станций с разъемом CCS2 Combo: тогда емкость АКБ восполнится на 100 % через 3,5 ч.
Салон и место водителя
Применено большое по площади остекление, пропускающее максимум дневного света. Пол низкий – до поверхности дороги всего 32 см. А если использовать систему книлинга (это когда автобус «приседает» во время посадки пассажиров) – 25 см.
В салоне – комфортные кресла. Фото: YouTube.com
Для людей с ограниченными возможностями имеется аппарель, оснащенная электрическим приводом. Все кресла оборудованы USB-портами для подзарядки гаджетов, есть камеры видеонаблюдения, по потолку салона – светодиодное освещение.
В общественном транспорте использованы электрические системы отопления и кондиционирования, что делает транспортное средство безопасным в экологическом плане.
Перед водителем – цифровая приборная панель. На ней имеется вся необходимая информация о работоспособности систем машины. Отдельно – приборы, сообщающие о состоянии аккумуляторов: уровне заряда и температуре. Электронный блок управления в режиме реального времени диагностирует системы и сообщает о неполадках.
Рабочее место водителя отличается хорошей эргономикой. Фото: YouTube.com
В автобус помещается 72 пассажира при 30 креслах. В барьерной зоне есть еще 14 мест. Также предусмотрена пара специальных кнопок для вызова водителя и открытия дверей. В тормозной системе, работающей от электрического привода, имеется ECAS, EBS. Электробус может разогнаться, максимум, до 75 км/ч.
Резюме
Машина, без сомнений, удачная: идеально вписывается в городскую инфраструктуру общественного транспорта. Однако применение импортных комплектующих довольно рискованно, как это показывает опыт РФ за последние годы. Остается надеяться, что в скором времени минчане найдут замену импорту.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...