Электробус МАЗ-303Е10: день работает, ночь заряжается
В 2020-м году Минский автозавод представил модель электробуса МАЗ-303Е10, собранную на базе предыдущей низкопольной машины – МАЗ-303. Это первый общественный автотранспорт на электрической тяге, разработанный предприятием.
Работа над машиной началась уже в 2019-м, когда базовая 303-я модель еще только запускалась в серию. На предварительном этапе было изучено огромное количество предложений, информации (в т. ч. из зарубежных источников) по электронным блокам, оборудованию подобной техники. Особое внимание уделялось видам используемых аккумуляторов и способам их зарядки.
На вид электробус напоминает своего предшественника МАЗ-303.266. Правда, габариты немного увеличились: высота новинки 3,3 м (у «предка» 3,1 м). Изменение связано с установкой в кузов электробуса секции батарей (12 штук на крыше и 6 в моторном отсеке). Длина и ширина остались неизменными – 12,43 и 2,55 м. Все остальные элементы максимально унифицированы с МАЗ-303. Это детали интерьера, передняя и задняя ось, мост с гипоидной передачей.
Однородность узлов и деталей позволяет обслуживать электробус в одном депо вместе с дизельными «собратьями». Кузов МАЗ-303Е10 выполнен из труб (антикоррозийная сталь) и усилен из-за наличия блока аккумуляторов.
Представляет собой систему ZF CeTrax от известного производителя из Германии. В электрическом приводе применен двигатель асинхронного типа, развивающий 300 кВт и выдающий крутящий момент в 2170 Н*м при напряжении 650 вольт. В систему интегрирован модуль управления с фирменным ПО и трансмиссия-автомат. Из достоинств электропривода стоит выделить высокую пиковую мощность, которая может удерживаться длительное время.
В электробусе используются батареи от Hella изготовленные на основе железа, лития и фосфатов. Общая емкость АКБ, выдающих до 690 В, составляет 412 А*ч, чего хватает в среднем на 300 км. Для экономии электроэнергии предусмотрена система рекуперации, позволяющая подзаряжать аккумуляторы при торможении. Это повышает эффективность работы батарей до 20 %, которые полностью заряжаются от стандартной трехфазной розетки на 380 В за шесть часов.
Возможно использование высоковольтных станций с разъемом CCS2 Combo: тогда емкость АКБ восполнится на 100 % через 3,5 ч.
Применено большое по площади остекление, пропускающее максимум дневного света. Пол низкий – до поверхности дороги всего 32 см. А если использовать систему книлинга (это когда автобус «приседает» во время посадки пассажиров) – 25 см.
Для людей с ограниченными возможностями имеется аппарель, оснащенная электрическим приводом. Все кресла оборудованы USB-портами для подзарядки гаджетов, есть камеры видеонаблюдения, по потолку салона – светодиодное освещение.
Перед водителем – цифровая приборная панель. На ней имеется вся необходимая информация о работоспособности систем машины. Отдельно – приборы, сообщающие о состоянии аккумуляторов: уровне заряда и температуре. Электронный блок управления в режиме реального времени диагностирует системы и сообщает о неполадках.
В автобус помещается 72 пассажира при 30 креслах. В барьерной зоне есть еще 14 мест. Также предусмотрена пара специальных кнопок для вызова водителя и открытия дверей. В тормозной системе, работающей от электрического привода, имеется ECAS, EBS. Электробус может разогнаться, максимум, до 75 км/ч.
Машина, без сомнений, удачная: идеально вписывается в городскую инфраструктуру общественного транспорта. Однако применение импортных комплектующих довольно рискованно, как это показывает опыт РФ за последние годы. Остается надеяться, что в скором времени минчане найдут замену импорту.
Работа над машиной началась уже в 2019-м, когда базовая 303-я модель еще только запускалась в серию. На предварительном этапе было изучено огромное количество предложений, информации (в т. ч. из зарубежных источников) по электронным блокам, оборудованию подобной техники. Особое внимание уделялось видам используемых аккумуляторов и способам их зарядки.
Конструкция и уровень унификации
На вид электробус напоминает своего предшественника МАЗ-303.266. Правда, габариты немного увеличились: высота новинки 3,3 м (у «предка» 3,1 м). Изменение связано с установкой в кузов электробуса секции батарей (12 штук на крыше и 6 в моторном отсеке). Длина и ширина остались неизменными – 12,43 и 2,55 м. Все остальные элементы максимально унифицированы с МАЗ-303. Это детали интерьера, передняя и задняя ось, мост с гипоидной передачей.
Новинка унифицирована с предшественником МАЗ-303. Фото: YouTube.com
Однородность узлов и деталей позволяет обслуживать электробус в одном депо вместе с дизельными «собратьями». Кузов МАЗ-303Е10 выполнен из труб (антикоррозийная сталь) и усилен из-за наличия блока аккумуляторов.
Силовой агрегат
Представляет собой систему ZF CeTrax от известного производителя из Германии. В электрическом приводе применен двигатель асинхронного типа, развивающий 300 кВт и выдающий крутящий момент в 2170 Н*м при напряжении 650 вольт. В систему интегрирован модуль управления с фирменным ПО и трансмиссия-автомат. Из достоинств электропривода стоит выделить высокую пиковую мощность, которая может удерживаться длительное время.
Аккумуляторы и пробег
В электробусе используются батареи от Hella изготовленные на основе железа, лития и фосфатов. Общая емкость АКБ, выдающих до 690 В, составляет 412 А*ч, чего хватает в среднем на 300 км. Для экономии электроэнергии предусмотрена система рекуперации, позволяющая подзаряжать аккумуляторы при торможении. Это повышает эффективность работы батарей до 20 %, которые полностью заряжаются от стандартной трехфазной розетки на 380 В за шесть часов.
На станции батареи подзаряжаются быстрее. Фото: YouTube.com
Возможно использование высоковольтных станций с разъемом CCS2 Combo: тогда емкость АКБ восполнится на 100 % через 3,5 ч.
Салон и место водителя
Применено большое по площади остекление, пропускающее максимум дневного света. Пол низкий – до поверхности дороги всего 32 см. А если использовать систему книлинга (это когда автобус «приседает» во время посадки пассажиров) – 25 см.
В салоне – комфортные кресла. Фото: YouTube.com
Для людей с ограниченными возможностями имеется аппарель, оснащенная электрическим приводом. Все кресла оборудованы USB-портами для подзарядки гаджетов, есть камеры видеонаблюдения, по потолку салона – светодиодное освещение.
В общественном транспорте использованы электрические системы отопления и кондиционирования, что делает транспортное средство безопасным в экологическом плане.
Перед водителем – цифровая приборная панель. На ней имеется вся необходимая информация о работоспособности систем машины. Отдельно – приборы, сообщающие о состоянии аккумуляторов: уровне заряда и температуре. Электронный блок управления в режиме реального времени диагностирует системы и сообщает о неполадках.
Рабочее место водителя отличается хорошей эргономикой. Фото: YouTube.com
В автобус помещается 72 пассажира при 30 креслах. В барьерной зоне есть еще 14 мест. Также предусмотрена пара специальных кнопок для вызова водителя и открытия дверей. В тормозной системе, работающей от электрического привода, имеется ECAS, EBS. Электробус может разогнаться, максимум, до 75 км/ч.
Резюме
Машина, без сомнений, удачная: идеально вписывается в городскую инфраструктуру общественного транспорта. Однако применение импортных комплектующих довольно рискованно, как это показывает опыт РФ за последние годы. Остается надеяться, что в скором времени минчане найдут замену импорту.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....