
Электробус МАЗ-303Е10: день работает, ночь заряжается
В 2020-м году Минский автозавод представил модель электробуса МАЗ-303Е10, собранную на базе предыдущей низкопольной машины – МАЗ-303. Это первый общественный автотранспорт на электрической тяге, разработанный предприятием.
Работа над машиной началась уже в 2019-м, когда базовая 303-я модель еще только запускалась в серию. На предварительном этапе было изучено огромное количество предложений, информации (в т. ч. из зарубежных источников) по электронным блокам, оборудованию подобной техники. Особое внимание уделялось видам используемых аккумуляторов и способам их зарядки.
На вид электробус напоминает своего предшественника МАЗ-303.266. Правда, габариты немного увеличились: высота новинки 3,3 м (у «предка» 3,1 м). Изменение связано с установкой в кузов электробуса секции батарей (12 штук на крыше и 6 в моторном отсеке). Длина и ширина остались неизменными – 12,43 и 2,55 м. Все остальные элементы максимально унифицированы с МАЗ-303. Это детали интерьера, передняя и задняя ось, мост с гипоидной передачей.
Новинка унифицирована с предшественником МАЗ-303. Фото: YouTube.com
Однородность узлов и деталей позволяет обслуживать электробус в одном депо вместе с дизельными «собратьями». Кузов МАЗ-303Е10 выполнен из труб (антикоррозийная сталь) и усилен из-за наличия блока аккумуляторов.
Представляет собой систему ZF CeTrax от известного производителя из Германии. В электрическом приводе применен двигатель асинхронного типа, развивающий 300 кВт и выдающий крутящий момент в 2170 Н*м при напряжении 650 вольт. В систему интегрирован модуль управления с фирменным ПО и трансмиссия-автомат. Из достоинств электропривода стоит выделить высокую пиковую мощность, которая может удерживаться длительное время.
В электробусе используются батареи от Hella изготовленные на основе железа, лития и фосфатов. Общая емкость АКБ, выдающих до 690 В, составляет 412 А*ч, чего хватает в среднем на 300 км. Для экономии электроэнергии предусмотрена система рекуперации, позволяющая подзаряжать аккумуляторы при торможении. Это повышает эффективность работы батарей до 20 %, которые полностью заряжаются от стандартной трехфазной розетки на 380 В за шесть часов.
На станции батареи подзаряжаются быстрее. Фото: YouTube.com
Возможно использование высоковольтных станций с разъемом CCS2 Combo: тогда емкость АКБ восполнится на 100 % через 3,5 ч.
Применено большое по площади остекление, пропускающее максимум дневного света. Пол низкий – до поверхности дороги всего 32 см. А если использовать систему книлинга (это когда автобус «приседает» во время посадки пассажиров) – 25 см.
В салоне – комфортные кресла. Фото: YouTube.com
Для людей с ограниченными возможностями имеется аппарель, оснащенная электрическим приводом. Все кресла оборудованы USB-портами для подзарядки гаджетов, есть камеры видеонаблюдения, по потолку салона – светодиодное освещение.
Перед водителем – цифровая приборная панель. На ней имеется вся необходимая информация о работоспособности систем машины. Отдельно – приборы, сообщающие о состоянии аккумуляторов: уровне заряда и температуре. Электронный блок управления в режиме реального времени диагностирует системы и сообщает о неполадках.
Рабочее место водителя отличается хорошей эргономикой. Фото: YouTube.com
В автобус помещается 72 пассажира при 30 креслах. В барьерной зоне есть еще 14 мест. Также предусмотрена пара специальных кнопок для вызова водителя и открытия дверей. В тормозной системе, работающей от электрического привода, имеется ECAS, EBS. Электробус может разогнаться, максимум, до 75 км/ч.
Машина, без сомнений, удачная: идеально вписывается в городскую инфраструктуру общественного транспорта. Однако применение импортных комплектующих довольно рискованно, как это показывает опыт РФ за последние годы. Остается надеяться, что в скором времени минчане найдут замену импорту.
Работа над машиной началась уже в 2019-м, когда базовая 303-я модель еще только запускалась в серию. На предварительном этапе было изучено огромное количество предложений, информации (в т. ч. из зарубежных источников) по электронным блокам, оборудованию подобной техники. Особое внимание уделялось видам используемых аккумуляторов и способам их зарядки.
Конструкция и уровень унификации
На вид электробус напоминает своего предшественника МАЗ-303.266. Правда, габариты немного увеличились: высота новинки 3,3 м (у «предка» 3,1 м). Изменение связано с установкой в кузов электробуса секции батарей (12 штук на крыше и 6 в моторном отсеке). Длина и ширина остались неизменными – 12,43 и 2,55 м. Все остальные элементы максимально унифицированы с МАЗ-303. Это детали интерьера, передняя и задняя ось, мост с гипоидной передачей.

Однородность узлов и деталей позволяет обслуживать электробус в одном депо вместе с дизельными «собратьями». Кузов МАЗ-303Е10 выполнен из труб (антикоррозийная сталь) и усилен из-за наличия блока аккумуляторов.
Силовой агрегат
Представляет собой систему ZF CeTrax от известного производителя из Германии. В электрическом приводе применен двигатель асинхронного типа, развивающий 300 кВт и выдающий крутящий момент в 2170 Н*м при напряжении 650 вольт. В систему интегрирован модуль управления с фирменным ПО и трансмиссия-автомат. Из достоинств электропривода стоит выделить высокую пиковую мощность, которая может удерживаться длительное время.
Аккумуляторы и пробег
В электробусе используются батареи от Hella изготовленные на основе железа, лития и фосфатов. Общая емкость АКБ, выдающих до 690 В, составляет 412 А*ч, чего хватает в среднем на 300 км. Для экономии электроэнергии предусмотрена система рекуперации, позволяющая подзаряжать аккумуляторы при торможении. Это повышает эффективность работы батарей до 20 %, которые полностью заряжаются от стандартной трехфазной розетки на 380 В за шесть часов.

Возможно использование высоковольтных станций с разъемом CCS2 Combo: тогда емкость АКБ восполнится на 100 % через 3,5 ч.
Салон и место водителя
Применено большое по площади остекление, пропускающее максимум дневного света. Пол низкий – до поверхности дороги всего 32 см. А если использовать систему книлинга (это когда автобус «приседает» во время посадки пассажиров) – 25 см.

Для людей с ограниченными возможностями имеется аппарель, оснащенная электрическим приводом. Все кресла оборудованы USB-портами для подзарядки гаджетов, есть камеры видеонаблюдения, по потолку салона – светодиодное освещение.
В общественном транспорте использованы электрические системы отопления и кондиционирования, что делает транспортное средство безопасным в экологическом плане.
Перед водителем – цифровая приборная панель. На ней имеется вся необходимая информация о работоспособности систем машины. Отдельно – приборы, сообщающие о состоянии аккумуляторов: уровне заряда и температуре. Электронный блок управления в режиме реального времени диагностирует системы и сообщает о неполадках.

В автобус помещается 72 пассажира при 30 креслах. В барьерной зоне есть еще 14 мест. Также предусмотрена пара специальных кнопок для вызова водителя и открытия дверей. В тормозной системе, работающей от электрического привода, имеется ECAS, EBS. Электробус может разогнаться, максимум, до 75 км/ч.
Резюме
Машина, без сомнений, удачная: идеально вписывается в городскую инфраструктуру общественного транспорта. Однако применение импортных комплектующих довольно рискованно, как это показывает опыт РФ за последние годы. Остается надеяться, что в скором времени минчане найдут замену импорту.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...