Генри Форд – «отец» автомобильного конвейера?
Автомобили – неотъемлемая часть человеческой цивилизации, незаменимое средство коммуникации. Каждую минуту Китай, например, производит 48,9 машин, Toyota и Volkswagen выдают по 19,8 авто за те же 60 секунд.
Такая колоссальная производительность во многом обязана конвейеру. Но кто придумал и внедрил этот механизм? Первым в контексте с этим устройством всплывает имя Генри Форда.
Словарь Ожегова, вездесущая Википедия, прочие справочники называют конвейером непрерывно движущуюся ленту, которая перемещает обрабатываемые детали от одного работника к другому. Конвейер транспортирует сыпучие, кусковые, штучные предметы и материалы.
Отличительная черта подобных механизмов – непрерывность. Упоминание о первых конвейерах относит нас на несколько тысячелетий назад в Египет, Месопотамию, Китай и Индию, где воду из природных источников для орошения полей подавали специальными приспособлениями. Это были цепные насосы, многоковшовые и винтовые подъемники воды, которые стали прототипами современных скребковых конвейеров и элеваторов.
В конце XIX и начале XX веков стало стремительно развиваться автомобилестроение. В Соединенных Штатах автозаводы росли как грибы. Каждая «самоходная коляска» была эксклюзивной – собиралась вручную.
В 1901 году Р. Олдс основал Olds Motor Vehicle Company. Здесь, собирая свой знаменитый Oldsmobile, предприниматель и изобретатель впервые придумал подвозить к каждому рабочему пункту узлы и детали на специальных тележках. Производительность труда возросла многократно, и компания стала выпускать в год 5 000 авто вместо 400 в начале пути. Это было первым, хотя и примитивным, опытом применения поточного производства.
А в 1908 году талантливый инженер Хаймл Годдар запатентовал роликовый конвейер. Он не изобрел, а усовершенствовал всемирно значимый механизм, автора которого отыскать в тысячелетней истории человечества не представляется возможным.
Мир знает Г. Форда как гениального автопромышленника, великого предпринимателя. Он, что называется, «держал руку на пульсе» – улавливал лучшие тенденции и нововведения в автомобильной отрасли, внедрял передовые методы производства.
Неординарная личность, он оставил судить потомкам о своих делах, устремлениях и способах достижения целей. Амбиции были высокими, мечты – масштабными, поэтому и след в автомобилестроении Г. Форд оставил самый заметный.
Справедливо превознося заслуги создателя автомобильной индустрии беспрецедентных размеров, благодарные потомки готовы приписывать промышленнику все достижения в этой области. Конвейер для сборки «самодвижущегося экипажа» автоматом попал в «послужной список» Форда.
Однако метод конвейерного производства был перенят у конкурента – Рэнсома Олдса. А вот честь внедрения в жизнь изобретения Хаймла Годдара действительно принадлежит промышленнику.
В истории сохранились воспоминания современников Г. Форда, что способ поточного производства он начал изучать еще в 1903 году. То ли легенда, то ли правда, но есть сведения о скотобойне в Чикаго, где будущий великий фабрикант наблюдал за работой мясников. История была найдена в газетах начала прошлого века, где сообщалось, что Форда впечатлил метод разделки туш животных, когда, соблюдая разделение труда, каждый мясник делал только одну операцию. Но при этом не работник подходил к туше, а животное, подвешенное на цепях, доставляли к его «станции». Такой подход обеспечивал высокую производительность труда.
До декабря 1913 года (другие источники называют более конкретную дату – 14 января 1914 года) на заводе производство выглядело так: в цехе в ряд стояли шасси, и рабочие устанавливали на них навесное оборудование. Штучный товар, выполненный вручную, требовал больших затрат времени, высокой квалификации сборщиков. Предприятие несло большие побочные потери ресурсов, поэтому автомобиль стоил дорого и был доступен только богатой публике. Таким способом проходил выпуск легендарной «Модели Т» – «Жестянки Лиззи».
Между тем, Генри Форд намеревался сделать автомашины доступными среднему классу – «посадить Америку на колеса». Для этого нужно было снизить себестоимость продукта, поэтому он просчитал потенциал изобретения Хаймла Годдара и усовершенствовал новшество.
Механизм – роликовый ленточный конвейер – сначала опробовали на генераторах. Технологический процесс разбили на 29 операций: время на изготовление единицы товара сократилось с 20 до 13 минут. Позднее стало 84 операции, и теперь сборка одного генератора укладывалась всего в 5 минут.
Когда пилотный проект прошел успешно, конвейер применили для сборки машин. Шасси теперь стояли на механизированном ремне, который двигался со скоростью 2 метра в минуту. По мере продвижения от одного рабочего к другому, остов будущего автомобиля «обрастал» кузовными деталями, колесам и прочими элементами, которых в конструкции насчитывалось 3 тысячи.
Результатом удачного внедрения поточной линии на предприятии «Ford Motor Company» стало сокращение времени сборки «Жестяной Лиззи» с 12 часов до 90 минут. Цена машины упала с 800 до 600, а потом и до 345 долларов. В 1927 году с автоконвейера Г. Форда каждые 29 минут сходила новая машина. Общее количество «Модели Т» достигло 15 млн единиц.
Поточное производство снизило себестоимость автотранспорта, сократились побочные убытки, появился невероятный спрос на продукцию. Мечта новатора, ставшего автором 161 патента США, сбылась – каждый представитель многочисленного среднего класса мог скопить на собственную машину.
При этом заводские рабочие, которых сначала оскорбляла перспектива монотонно делать одну и ту же операцию на линии, вскоре стали получать достойную заработную плату – 5 долларов в день. Рабочую смену Г. Форд сократил до 8 часов, кроме того, сотрудники отдыхали 2 дня в неделю и ходили в оплачиваемый отпуск. Эти меры были приняты не под давлением профсоюзов, а по собственному убеждению промышленника: он уважал свободу личности, считал материальный достаток нормой жизни.
Рациональная организация труда, стандартизация поточно-массового производства, которая стала возможна с применением конвейера, получила экономический термин «фордизм». Г. Форд сотрудничал с молодым СССР: приложил руку к строительству Горьковского автозавода, выпуску трактора «Фордзон-Путиловец». Персонал советских автозаводов обучали сотрудники «Форд моторс».
Подытожим: конвейеры известны человечеству несколько тысячелетий. Изобретателем роликового устройства, по принципу которого работают все современные автозаводы, считается американский инженер Хаймл Годдар.
Способ поточного производства машин впервые применил Р. Олдс. А Генри Форд адаптировал конвейерную линию для сборки автомобилей, подтвердив звание технологического гения, небезосновательно данное ему потомками.
Такая колоссальная производительность во многом обязана конвейеру. Но кто придумал и внедрил этот механизм? Первым в контексте с этим устройством всплывает имя Генри Форда.
Что такое конвейер?
Словарь Ожегова, вездесущая Википедия, прочие справочники называют конвейером непрерывно движущуюся ленту, которая перемещает обрабатываемые детали от одного работника к другому. Конвейер транспортирует сыпучие, кусковые, штучные предметы и материалы.
На конвейере каждый рабочий делает одну операцию. Фото: YouTube.com
Отличительная черта подобных механизмов – непрерывность. Упоминание о первых конвейерах относит нас на несколько тысячелетий назад в Египет, Месопотамию, Китай и Индию, где воду из природных источников для орошения полей подавали специальными приспособлениями. Это были цепные насосы, многоковшовые и винтовые подъемники воды, которые стали прототипами современных скребковых конвейеров и элеваторов.
Хаймл Годдар и Рэнсом Олдс в эволюции конвейеров
В конце XIX и начале XX веков стало стремительно развиваться автомобилестроение. В Соединенных Штатах автозаводы росли как грибы. Каждая «самоходная коляска» была эксклюзивной – собиралась вручную.
Действующая модель Олдсмобиля 1903 года. Фото: YouTube.com
В 1901 году Р. Олдс основал Olds Motor Vehicle Company. Здесь, собирая свой знаменитый Oldsmobile, предприниматель и изобретатель впервые придумал подвозить к каждому рабочему пункту узлы и детали на специальных тележках. Производительность труда возросла многократно, и компания стала выпускать в год 5 000 авто вместо 400 в начале пути. Это было первым, хотя и примитивным, опытом применения поточного производства.
А в 1908 году талантливый инженер Хаймл Годдар запатентовал роликовый конвейер. Он не изобрел, а усовершенствовал всемирно значимый механизм, автора которого отыскать в тысячелетней истории человечества не представляется возможным.
Автомобильное производство Генри Форда
Мир знает Г. Форда как гениального автопромышленника, великого предпринимателя. Он, что называется, «держал руку на пульсе» – улавливал лучшие тенденции и нововведения в автомобильной отрасли, внедрял передовые методы производства.
Завод Генри Форда – империя беспрецедентных масштабов. Фото: YouTube.com
Неординарная личность, он оставил судить потомкам о своих делах, устремлениях и способах достижения целей. Амбиции были высокими, мечты – масштабными, поэтому и след в автомобилестроении Г. Форд оставил самый заметный.
Справедливо превознося заслуги создателя автомобильной индустрии беспрецедентных размеров, благодарные потомки готовы приписывать промышленнику все достижения в этой области. Конвейер для сборки «самодвижущегося экипажа» автоматом попал в «послужной список» Форда.
Однако метод конвейерного производства был перенят у конкурента – Рэнсома Олдса. А вот честь внедрения в жизнь изобретения Хаймла Годдара действительно принадлежит промышленнику.
Каждые 29 минут с конвейеров Форда сходил один автомобиль. Фото: YouTube.com
В истории сохранились воспоминания современников Г. Форда, что способ поточного производства он начал изучать еще в 1903 году. То ли легенда, то ли правда, но есть сведения о скотобойне в Чикаго, где будущий великий фабрикант наблюдал за работой мясников. История была найдена в газетах начала прошлого века, где сообщалось, что Форда впечатлил метод разделки туш животных, когда, соблюдая разделение труда, каждый мясник делал только одну операцию. Но при этом не работник подходил к туше, а животное, подвешенное на цепях, доставляли к его «станции». Такой подход обеспечивал высокую производительность труда.
Внедрение конвейера на Ford Motor Company
До декабря 1913 года (другие источники называют более конкретную дату – 14 января 1914 года) на заводе производство выглядело так: в цехе в ряд стояли шасси, и рабочие устанавливали на них навесное оборудование. Штучный товар, выполненный вручную, требовал больших затрат времени, высокой квалификации сборщиков. Предприятие несло большие побочные потери ресурсов, поэтому автомобиль стоил дорого и был доступен только богатой публике. Таким способом проходил выпуск легендарной «Модели Т» – «Жестянки Лиззи».
Автомобиль, который стал «народным». Фото: YouTube.com
Между тем, Генри Форд намеревался сделать автомашины доступными среднему классу – «посадить Америку на колеса». Для этого нужно было снизить себестоимость продукта, поэтому он просчитал потенциал изобретения Хаймла Годдара и усовершенствовал новшество.
Механизм – роликовый ленточный конвейер – сначала опробовали на генераторах. Технологический процесс разбили на 29 операций: время на изготовление единицы товара сократилось с 20 до 13 минут. Позднее стало 84 операции, и теперь сборка одного генератора укладывалась всего в 5 минут.
На конвейере шасси «обрастало» навесными деталями. Фото: YouTube.com
Когда пилотный проект прошел успешно, конвейер применили для сборки машин. Шасси теперь стояли на механизированном ремне, который двигался со скоростью 2 метра в минуту. По мере продвижения от одного рабочего к другому, остов будущего автомобиля «обрастал» кузовными деталями, колесам и прочими элементами, которых в конструкции насчитывалось 3 тысячи.
Результатом удачного внедрения поточной линии на предприятии «Ford Motor Company» стало сокращение времени сборки «Жестяной Лиззи» с 12 часов до 90 минут. Цена машины упала с 800 до 600, а потом и до 345 долларов. В 1927 году с автоконвейера Г. Форда каждые 29 минут сходила новая машина. Общее количество «Модели Т» достигло 15 млн единиц.
Генри Форд на фоне своего 27-миллионного авто. Фото: YouTube.com
Поточное производство снизило себестоимость автотранспорта, сократились побочные убытки, появился невероятный спрос на продукцию. Мечта новатора, ставшего автором 161 патента США, сбылась – каждый представитель многочисленного среднего класса мог скопить на собственную машину.
При этом заводские рабочие, которых сначала оскорбляла перспектива монотонно делать одну и ту же операцию на линии, вскоре стали получать достойную заработную плату – 5 долларов в день. Рабочую смену Г. Форд сократил до 8 часов, кроме того, сотрудники отдыхали 2 дня в неделю и ходили в оплачиваемый отпуск. Эти меры были приняты не под давлением профсоюзов, а по собственному убеждению промышленника: он уважал свободу личности, считал материальный достаток нормой жизни.
Когда газеты объявили о «Правиле 5-ти долларов», у проходной завода собралась 10-тысячная толпа соискателей рабочего места. Фото: YouTube.com
Рациональная организация труда, стандартизация поточно-массового производства, которая стала возможна с применением конвейера, получила экономический термин «фордизм». Г. Форд сотрудничал с молодым СССР: приложил руку к строительству Горьковского автозавода, выпуску трактора «Фордзон-Путиловец». Персонал советских автозаводов обучали сотрудники «Форд моторс».
Заключение
Подытожим: конвейеры известны человечеству несколько тысячелетий. Изобретателем роликового устройства, по принципу которого работают все современные автозаводы, считается американский инженер Хаймл Годдар.
Способ поточного производства машин впервые применил Р. Олдс. А Генри Форд адаптировал конвейерную линию для сборки автомобилей, подтвердив звание технологического гения, небезосновательно данное ему потомками.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...