Генри Форд – «отец» автомобильного конвейера?
Автомобили – неотъемлемая часть человеческой цивилизации, незаменимое средство коммуникации. Каждую минуту Китай, например, производит 48,9 машин, Toyota и Volkswagen выдают по 19,8 авто за те же 60 секунд.
Такая колоссальная производительность во многом обязана конвейеру. Но кто придумал и внедрил этот механизм? Первым в контексте с этим устройством всплывает имя Генри Форда.
Словарь Ожегова, вездесущая Википедия, прочие справочники называют конвейером непрерывно движущуюся ленту, которая перемещает обрабатываемые детали от одного работника к другому. Конвейер транспортирует сыпучие, кусковые, штучные предметы и материалы.
Отличительная черта подобных механизмов – непрерывность. Упоминание о первых конвейерах относит нас на несколько тысячелетий назад в Египет, Месопотамию, Китай и Индию, где воду из природных источников для орошения полей подавали специальными приспособлениями. Это были цепные насосы, многоковшовые и винтовые подъемники воды, которые стали прототипами современных скребковых конвейеров и элеваторов.
В конце XIX и начале XX веков стало стремительно развиваться автомобилестроение. В Соединенных Штатах автозаводы росли как грибы. Каждая «самоходная коляска» была эксклюзивной – собиралась вручную.
В 1901 году Р. Олдс основал Olds Motor Vehicle Company. Здесь, собирая свой знаменитый Oldsmobile, предприниматель и изобретатель впервые придумал подвозить к каждому рабочему пункту узлы и детали на специальных тележках. Производительность труда возросла многократно, и компания стала выпускать в год 5 000 авто вместо 400 в начале пути. Это было первым, хотя и примитивным, опытом применения поточного производства.
А в 1908 году талантливый инженер Хаймл Годдар запатентовал роликовый конвейер. Он не изобрел, а усовершенствовал всемирно значимый механизм, автора которого отыскать в тысячелетней истории человечества не представляется возможным.
Мир знает Г. Форда как гениального автопромышленника, великого предпринимателя. Он, что называется, «держал руку на пульсе» – улавливал лучшие тенденции и нововведения в автомобильной отрасли, внедрял передовые методы производства.
Неординарная личность, он оставил судить потомкам о своих делах, устремлениях и способах достижения целей. Амбиции были высокими, мечты – масштабными, поэтому и след в автомобилестроении Г. Форд оставил самый заметный.
Справедливо превознося заслуги создателя автомобильной индустрии беспрецедентных размеров, благодарные потомки готовы приписывать промышленнику все достижения в этой области. Конвейер для сборки «самодвижущегося экипажа» автоматом попал в «послужной список» Форда.
Однако метод конвейерного производства был перенят у конкурента – Рэнсома Олдса. А вот честь внедрения в жизнь изобретения Хаймла Годдара действительно принадлежит промышленнику.
В истории сохранились воспоминания современников Г. Форда, что способ поточного производства он начал изучать еще в 1903 году. То ли легенда, то ли правда, но есть сведения о скотобойне в Чикаго, где будущий великий фабрикант наблюдал за работой мясников. История была найдена в газетах начала прошлого века, где сообщалось, что Форда впечатлил метод разделки туш животных, когда, соблюдая разделение труда, каждый мясник делал только одну операцию. Но при этом не работник подходил к туше, а животное, подвешенное на цепях, доставляли к его «станции». Такой подход обеспечивал высокую производительность труда.
До декабря 1913 года (другие источники называют более конкретную дату – 14 января 1914 года) на заводе производство выглядело так: в цехе в ряд стояли шасси, и рабочие устанавливали на них навесное оборудование. Штучный товар, выполненный вручную, требовал больших затрат времени, высокой квалификации сборщиков. Предприятие несло большие побочные потери ресурсов, поэтому автомобиль стоил дорого и был доступен только богатой публике. Таким способом проходил выпуск легендарной «Модели Т» – «Жестянки Лиззи».
Между тем, Генри Форд намеревался сделать автомашины доступными среднему классу – «посадить Америку на колеса». Для этого нужно было снизить себестоимость продукта, поэтому он просчитал потенциал изобретения Хаймла Годдара и усовершенствовал новшество.
Механизм – роликовый ленточный конвейер – сначала опробовали на генераторах. Технологический процесс разбили на 29 операций: время на изготовление единицы товара сократилось с 20 до 13 минут. Позднее стало 84 операции, и теперь сборка одного генератора укладывалась всего в 5 минут.
Когда пилотный проект прошел успешно, конвейер применили для сборки машин. Шасси теперь стояли на механизированном ремне, который двигался со скоростью 2 метра в минуту. По мере продвижения от одного рабочего к другому, остов будущего автомобиля «обрастал» кузовными деталями, колесам и прочими элементами, которых в конструкции насчитывалось 3 тысячи.
Результатом удачного внедрения поточной линии на предприятии «Ford Motor Company» стало сокращение времени сборки «Жестяной Лиззи» с 12 часов до 90 минут. Цена машины упала с 800 до 600, а потом и до 345 долларов. В 1927 году с автоконвейера Г. Форда каждые 29 минут сходила новая машина. Общее количество «Модели Т» достигло 15 млн единиц.
Поточное производство снизило себестоимость автотранспорта, сократились побочные убытки, появился невероятный спрос на продукцию. Мечта новатора, ставшего автором 161 патента США, сбылась – каждый представитель многочисленного среднего класса мог скопить на собственную машину.
При этом заводские рабочие, которых сначала оскорбляла перспектива монотонно делать одну и ту же операцию на линии, вскоре стали получать достойную заработную плату – 5 долларов в день. Рабочую смену Г. Форд сократил до 8 часов, кроме того, сотрудники отдыхали 2 дня в неделю и ходили в оплачиваемый отпуск. Эти меры были приняты не под давлением профсоюзов, а по собственному убеждению промышленника: он уважал свободу личности, считал материальный достаток нормой жизни.
Рациональная организация труда, стандартизация поточно-массового производства, которая стала возможна с применением конвейера, получила экономический термин «фордизм». Г. Форд сотрудничал с молодым СССР: приложил руку к строительству Горьковского автозавода, выпуску трактора «Фордзон-Путиловец». Персонал советских автозаводов обучали сотрудники «Форд моторс».
Подытожим: конвейеры известны человечеству несколько тысячелетий. Изобретателем роликового устройства, по принципу которого работают все современные автозаводы, считается американский инженер Хаймл Годдар.
Способ поточного производства машин впервые применил Р. Олдс. А Генри Форд адаптировал конвейерную линию для сборки автомобилей, подтвердив звание технологического гения, небезосновательно данное ему потомками.
Такая колоссальная производительность во многом обязана конвейеру. Но кто придумал и внедрил этот механизм? Первым в контексте с этим устройством всплывает имя Генри Форда.
Что такое конвейер?
Словарь Ожегова, вездесущая Википедия, прочие справочники называют конвейером непрерывно движущуюся ленту, которая перемещает обрабатываемые детали от одного работника к другому. Конвейер транспортирует сыпучие, кусковые, штучные предметы и материалы.
На конвейере каждый рабочий делает одну операцию. Фото: YouTube.com
Отличительная черта подобных механизмов – непрерывность. Упоминание о первых конвейерах относит нас на несколько тысячелетий назад в Египет, Месопотамию, Китай и Индию, где воду из природных источников для орошения полей подавали специальными приспособлениями. Это были цепные насосы, многоковшовые и винтовые подъемники воды, которые стали прототипами современных скребковых конвейеров и элеваторов.
Хаймл Годдар и Рэнсом Олдс в эволюции конвейеров
В конце XIX и начале XX веков стало стремительно развиваться автомобилестроение. В Соединенных Штатах автозаводы росли как грибы. Каждая «самоходная коляска» была эксклюзивной – собиралась вручную.
Действующая модель Олдсмобиля 1903 года. Фото: YouTube.com
В 1901 году Р. Олдс основал Olds Motor Vehicle Company. Здесь, собирая свой знаменитый Oldsmobile, предприниматель и изобретатель впервые придумал подвозить к каждому рабочему пункту узлы и детали на специальных тележках. Производительность труда возросла многократно, и компания стала выпускать в год 5 000 авто вместо 400 в начале пути. Это было первым, хотя и примитивным, опытом применения поточного производства.
А в 1908 году талантливый инженер Хаймл Годдар запатентовал роликовый конвейер. Он не изобрел, а усовершенствовал всемирно значимый механизм, автора которого отыскать в тысячелетней истории человечества не представляется возможным.
Автомобильное производство Генри Форда
Мир знает Г. Форда как гениального автопромышленника, великого предпринимателя. Он, что называется, «держал руку на пульсе» – улавливал лучшие тенденции и нововведения в автомобильной отрасли, внедрял передовые методы производства.
Завод Генри Форда – империя беспрецедентных масштабов. Фото: YouTube.com
Неординарная личность, он оставил судить потомкам о своих делах, устремлениях и способах достижения целей. Амбиции были высокими, мечты – масштабными, поэтому и след в автомобилестроении Г. Форд оставил самый заметный.
Справедливо превознося заслуги создателя автомобильной индустрии беспрецедентных размеров, благодарные потомки готовы приписывать промышленнику все достижения в этой области. Конвейер для сборки «самодвижущегося экипажа» автоматом попал в «послужной список» Форда.
Однако метод конвейерного производства был перенят у конкурента – Рэнсома Олдса. А вот честь внедрения в жизнь изобретения Хаймла Годдара действительно принадлежит промышленнику.
Каждые 29 минут с конвейеров Форда сходил один автомобиль. Фото: YouTube.com
В истории сохранились воспоминания современников Г. Форда, что способ поточного производства он начал изучать еще в 1903 году. То ли легенда, то ли правда, но есть сведения о скотобойне в Чикаго, где будущий великий фабрикант наблюдал за работой мясников. История была найдена в газетах начала прошлого века, где сообщалось, что Форда впечатлил метод разделки туш животных, когда, соблюдая разделение труда, каждый мясник делал только одну операцию. Но при этом не работник подходил к туше, а животное, подвешенное на цепях, доставляли к его «станции». Такой подход обеспечивал высокую производительность труда.
Внедрение конвейера на Ford Motor Company
До декабря 1913 года (другие источники называют более конкретную дату – 14 января 1914 года) на заводе производство выглядело так: в цехе в ряд стояли шасси, и рабочие устанавливали на них навесное оборудование. Штучный товар, выполненный вручную, требовал больших затрат времени, высокой квалификации сборщиков. Предприятие несло большие побочные потери ресурсов, поэтому автомобиль стоил дорого и был доступен только богатой публике. Таким способом проходил выпуск легендарной «Модели Т» – «Жестянки Лиззи».
Автомобиль, который стал «народным». Фото: YouTube.com
Между тем, Генри Форд намеревался сделать автомашины доступными среднему классу – «посадить Америку на колеса». Для этого нужно было снизить себестоимость продукта, поэтому он просчитал потенциал изобретения Хаймла Годдара и усовершенствовал новшество.
Механизм – роликовый ленточный конвейер – сначала опробовали на генераторах. Технологический процесс разбили на 29 операций: время на изготовление единицы товара сократилось с 20 до 13 минут. Позднее стало 84 операции, и теперь сборка одного генератора укладывалась всего в 5 минут.
На конвейере шасси «обрастало» навесными деталями. Фото: YouTube.com
Когда пилотный проект прошел успешно, конвейер применили для сборки машин. Шасси теперь стояли на механизированном ремне, который двигался со скоростью 2 метра в минуту. По мере продвижения от одного рабочего к другому, остов будущего автомобиля «обрастал» кузовными деталями, колесам и прочими элементами, которых в конструкции насчитывалось 3 тысячи.
Результатом удачного внедрения поточной линии на предприятии «Ford Motor Company» стало сокращение времени сборки «Жестяной Лиззи» с 12 часов до 90 минут. Цена машины упала с 800 до 600, а потом и до 345 долларов. В 1927 году с автоконвейера Г. Форда каждые 29 минут сходила новая машина. Общее количество «Модели Т» достигло 15 млн единиц.
Генри Форд на фоне своего 27-миллионного авто. Фото: YouTube.com
Поточное производство снизило себестоимость автотранспорта, сократились побочные убытки, появился невероятный спрос на продукцию. Мечта новатора, ставшего автором 161 патента США, сбылась – каждый представитель многочисленного среднего класса мог скопить на собственную машину.
При этом заводские рабочие, которых сначала оскорбляла перспектива монотонно делать одну и ту же операцию на линии, вскоре стали получать достойную заработную плату – 5 долларов в день. Рабочую смену Г. Форд сократил до 8 часов, кроме того, сотрудники отдыхали 2 дня в неделю и ходили в оплачиваемый отпуск. Эти меры были приняты не под давлением профсоюзов, а по собственному убеждению промышленника: он уважал свободу личности, считал материальный достаток нормой жизни.
Когда газеты объявили о «Правиле 5-ти долларов», у проходной завода собралась 10-тысячная толпа соискателей рабочего места. Фото: YouTube.com
Рациональная организация труда, стандартизация поточно-массового производства, которая стала возможна с применением конвейера, получила экономический термин «фордизм». Г. Форд сотрудничал с молодым СССР: приложил руку к строительству Горьковского автозавода, выпуску трактора «Фордзон-Путиловец». Персонал советских автозаводов обучали сотрудники «Форд моторс».
Заключение
Подытожим: конвейеры известны человечеству несколько тысячелетий. Изобретателем роликового устройства, по принципу которого работают все современные автозаводы, считается американский инженер Хаймл Годдар.
Способ поточного производства машин впервые применил Р. Олдс. А Генри Форд адаптировал конвейерную линию для сборки автомобилей, подтвердив звание технологического гения, небезосновательно данное ему потомками.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....