
Генри Форд – «отец» автомобильного конвейера?
Автомобили – неотъемлемая часть человеческой цивилизации, незаменимое средство коммуникации. Каждую минуту Китай, например, производит 48,9 машин, Toyota и Volkswagen выдают по 19,8 авто за те же 60 секунд.
Такая колоссальная производительность во многом обязана конвейеру. Но кто придумал и внедрил этот механизм? Первым в контексте с этим устройством всплывает имя Генри Форда.
Словарь Ожегова, вездесущая Википедия, прочие справочники называют конвейером непрерывно движущуюся ленту, которая перемещает обрабатываемые детали от одного работника к другому. Конвейер транспортирует сыпучие, кусковые, штучные предметы и материалы.
На конвейере каждый рабочий делает одну операцию. Фото: YouTube.com
Отличительная черта подобных механизмов – непрерывность. Упоминание о первых конвейерах относит нас на несколько тысячелетий назад в Египет, Месопотамию, Китай и Индию, где воду из природных источников для орошения полей подавали специальными приспособлениями. Это были цепные насосы, многоковшовые и винтовые подъемники воды, которые стали прототипами современных скребковых конвейеров и элеваторов.
В конце XIX и начале XX веков стало стремительно развиваться автомобилестроение. В Соединенных Штатах автозаводы росли как грибы. Каждая «самоходная коляска» была эксклюзивной – собиралась вручную.
Действующая модель Олдсмобиля 1903 года. Фото: YouTube.com
В 1901 году Р. Олдс основал Olds Motor Vehicle Company. Здесь, собирая свой знаменитый Oldsmobile, предприниматель и изобретатель впервые придумал подвозить к каждому рабочему пункту узлы и детали на специальных тележках. Производительность труда возросла многократно, и компания стала выпускать в год 5 000 авто вместо 400 в начале пути. Это было первым, хотя и примитивным, опытом применения поточного производства.
А в 1908 году талантливый инженер Хаймл Годдар запатентовал роликовый конвейер. Он не изобрел, а усовершенствовал всемирно значимый механизм, автора которого отыскать в тысячелетней истории человечества не представляется возможным.
Мир знает Г. Форда как гениального автопромышленника, великого предпринимателя. Он, что называется, «держал руку на пульсе» – улавливал лучшие тенденции и нововведения в автомобильной отрасли, внедрял передовые методы производства.
Завод Генри Форда – империя беспрецедентных масштабов. Фото: YouTube.com
Неординарная личность, он оставил судить потомкам о своих делах, устремлениях и способах достижения целей. Амбиции были высокими, мечты – масштабными, поэтому и след в автомобилестроении Г. Форд оставил самый заметный.
Справедливо превознося заслуги создателя автомобильной индустрии беспрецедентных размеров, благодарные потомки готовы приписывать промышленнику все достижения в этой области. Конвейер для сборки «самодвижущегося экипажа» автоматом попал в «послужной список» Форда.
Однако метод конвейерного производства был перенят у конкурента – Рэнсома Олдса. А вот честь внедрения в жизнь изобретения Хаймла Годдара действительно принадлежит промышленнику.
Каждые 29 минут с конвейеров Форда сходил один автомобиль. Фото: YouTube.com
В истории сохранились воспоминания современников Г. Форда, что способ поточного производства он начал изучать еще в 1903 году. То ли легенда, то ли правда, но есть сведения о скотобойне в Чикаго, где будущий великий фабрикант наблюдал за работой мясников. История была найдена в газетах начала прошлого века, где сообщалось, что Форда впечатлил метод разделки туш животных, когда, соблюдая разделение труда, каждый мясник делал только одну операцию. Но при этом не работник подходил к туше, а животное, подвешенное на цепях, доставляли к его «станции». Такой подход обеспечивал высокую производительность труда.
До декабря 1913 года (другие источники называют более конкретную дату – 14 января 1914 года) на заводе производство выглядело так: в цехе в ряд стояли шасси, и рабочие устанавливали на них навесное оборудование. Штучный товар, выполненный вручную, требовал больших затрат времени, высокой квалификации сборщиков. Предприятие несло большие побочные потери ресурсов, поэтому автомобиль стоил дорого и был доступен только богатой публике. Таким способом проходил выпуск легендарной «Модели Т» – «Жестянки Лиззи».
Автомобиль, который стал «народным». Фото: YouTube.com
Между тем, Генри Форд намеревался сделать автомашины доступными среднему классу – «посадить Америку на колеса». Для этого нужно было снизить себестоимость продукта, поэтому он просчитал потенциал изобретения Хаймла Годдара и усовершенствовал новшество.
Механизм – роликовый ленточный конвейер – сначала опробовали на генераторах. Технологический процесс разбили на 29 операций: время на изготовление единицы товара сократилось с 20 до 13 минут. Позднее стало 84 операции, и теперь сборка одного генератора укладывалась всего в 5 минут.
На конвейере шасси «обрастало» навесными деталями. Фото: YouTube.com
Когда пилотный проект прошел успешно, конвейер применили для сборки машин. Шасси теперь стояли на механизированном ремне, который двигался со скоростью 2 метра в минуту. По мере продвижения от одного рабочего к другому, остов будущего автомобиля «обрастал» кузовными деталями, колесам и прочими элементами, которых в конструкции насчитывалось 3 тысячи.
Результатом удачного внедрения поточной линии на предприятии «Ford Motor Company» стало сокращение времени сборки «Жестяной Лиззи» с 12 часов до 90 минут. Цена машины упала с 800 до 600, а потом и до 345 долларов. В 1927 году с автоконвейера Г. Форда каждые 29 минут сходила новая машина. Общее количество «Модели Т» достигло 15 млн единиц.
Генри Форд на фоне своего 27-миллионного авто. Фото: YouTube.com
Поточное производство снизило себестоимость автотранспорта, сократились побочные убытки, появился невероятный спрос на продукцию. Мечта новатора, ставшего автором 161 патента США, сбылась – каждый представитель многочисленного среднего класса мог скопить на собственную машину.
При этом заводские рабочие, которых сначала оскорбляла перспектива монотонно делать одну и ту же операцию на линии, вскоре стали получать достойную заработную плату – 5 долларов в день. Рабочую смену Г. Форд сократил до 8 часов, кроме того, сотрудники отдыхали 2 дня в неделю и ходили в оплачиваемый отпуск. Эти меры были приняты не под давлением профсоюзов, а по собственному убеждению промышленника: он уважал свободу личности, считал материальный достаток нормой жизни.
Когда газеты объявили о «Правиле 5-ти долларов», у проходной завода собралась 10-тысячная толпа соискателей рабочего места. Фото: YouTube.com
Рациональная организация труда, стандартизация поточно-массового производства, которая стала возможна с применением конвейера, получила экономический термин «фордизм». Г. Форд сотрудничал с молодым СССР: приложил руку к строительству Горьковского автозавода, выпуску трактора «Фордзон-Путиловец». Персонал советских автозаводов обучали сотрудники «Форд моторс».
Подытожим: конвейеры известны человечеству несколько тысячелетий. Изобретателем роликового устройства, по принципу которого работают все современные автозаводы, считается американский инженер Хаймл Годдар.
Способ поточного производства машин впервые применил Р. Олдс. А Генри Форд адаптировал конвейерную линию для сборки автомобилей, подтвердив звание технологического гения, небезосновательно данное ему потомками.
Такая колоссальная производительность во многом обязана конвейеру. Но кто придумал и внедрил этот механизм? Первым в контексте с этим устройством всплывает имя Генри Форда.
Что такое конвейер?
Словарь Ожегова, вездесущая Википедия, прочие справочники называют конвейером непрерывно движущуюся ленту, которая перемещает обрабатываемые детали от одного работника к другому. Конвейер транспортирует сыпучие, кусковые, штучные предметы и материалы.

Отличительная черта подобных механизмов – непрерывность. Упоминание о первых конвейерах относит нас на несколько тысячелетий назад в Египет, Месопотамию, Китай и Индию, где воду из природных источников для орошения полей подавали специальными приспособлениями. Это были цепные насосы, многоковшовые и винтовые подъемники воды, которые стали прототипами современных скребковых конвейеров и элеваторов.
Хаймл Годдар и Рэнсом Олдс в эволюции конвейеров
В конце XIX и начале XX веков стало стремительно развиваться автомобилестроение. В Соединенных Штатах автозаводы росли как грибы. Каждая «самоходная коляска» была эксклюзивной – собиралась вручную.

В 1901 году Р. Олдс основал Olds Motor Vehicle Company. Здесь, собирая свой знаменитый Oldsmobile, предприниматель и изобретатель впервые придумал подвозить к каждому рабочему пункту узлы и детали на специальных тележках. Производительность труда возросла многократно, и компания стала выпускать в год 5 000 авто вместо 400 в начале пути. Это было первым, хотя и примитивным, опытом применения поточного производства.
А в 1908 году талантливый инженер Хаймл Годдар запатентовал роликовый конвейер. Он не изобрел, а усовершенствовал всемирно значимый механизм, автора которого отыскать в тысячелетней истории человечества не представляется возможным.
Автомобильное производство Генри Форда
Мир знает Г. Форда как гениального автопромышленника, великого предпринимателя. Он, что называется, «держал руку на пульсе» – улавливал лучшие тенденции и нововведения в автомобильной отрасли, внедрял передовые методы производства.

Неординарная личность, он оставил судить потомкам о своих делах, устремлениях и способах достижения целей. Амбиции были высокими, мечты – масштабными, поэтому и след в автомобилестроении Г. Форд оставил самый заметный.
Справедливо превознося заслуги создателя автомобильной индустрии беспрецедентных размеров, благодарные потомки готовы приписывать промышленнику все достижения в этой области. Конвейер для сборки «самодвижущегося экипажа» автоматом попал в «послужной список» Форда.
Однако метод конвейерного производства был перенят у конкурента – Рэнсома Олдса. А вот честь внедрения в жизнь изобретения Хаймла Годдара действительно принадлежит промышленнику.

В истории сохранились воспоминания современников Г. Форда, что способ поточного производства он начал изучать еще в 1903 году. То ли легенда, то ли правда, но есть сведения о скотобойне в Чикаго, где будущий великий фабрикант наблюдал за работой мясников. История была найдена в газетах начала прошлого века, где сообщалось, что Форда впечатлил метод разделки туш животных, когда, соблюдая разделение труда, каждый мясник делал только одну операцию. Но при этом не работник подходил к туше, а животное, подвешенное на цепях, доставляли к его «станции». Такой подход обеспечивал высокую производительность труда.
Внедрение конвейера на Ford Motor Company
До декабря 1913 года (другие источники называют более конкретную дату – 14 января 1914 года) на заводе производство выглядело так: в цехе в ряд стояли шасси, и рабочие устанавливали на них навесное оборудование. Штучный товар, выполненный вручную, требовал больших затрат времени, высокой квалификации сборщиков. Предприятие несло большие побочные потери ресурсов, поэтому автомобиль стоил дорого и был доступен только богатой публике. Таким способом проходил выпуск легендарной «Модели Т» – «Жестянки Лиззи».

Между тем, Генри Форд намеревался сделать автомашины доступными среднему классу – «посадить Америку на колеса». Для этого нужно было снизить себестоимость продукта, поэтому он просчитал потенциал изобретения Хаймла Годдара и усовершенствовал новшество.
Механизм – роликовый ленточный конвейер – сначала опробовали на генераторах. Технологический процесс разбили на 29 операций: время на изготовление единицы товара сократилось с 20 до 13 минут. Позднее стало 84 операции, и теперь сборка одного генератора укладывалась всего в 5 минут.

Когда пилотный проект прошел успешно, конвейер применили для сборки машин. Шасси теперь стояли на механизированном ремне, который двигался со скоростью 2 метра в минуту. По мере продвижения от одного рабочего к другому, остов будущего автомобиля «обрастал» кузовными деталями, колесам и прочими элементами, которых в конструкции насчитывалось 3 тысячи.
Результатом удачного внедрения поточной линии на предприятии «Ford Motor Company» стало сокращение времени сборки «Жестяной Лиззи» с 12 часов до 90 минут. Цена машины упала с 800 до 600, а потом и до 345 долларов. В 1927 году с автоконвейера Г. Форда каждые 29 минут сходила новая машина. Общее количество «Модели Т» достигло 15 млн единиц.

Поточное производство снизило себестоимость автотранспорта, сократились побочные убытки, появился невероятный спрос на продукцию. Мечта новатора, ставшего автором 161 патента США, сбылась – каждый представитель многочисленного среднего класса мог скопить на собственную машину.
При этом заводские рабочие, которых сначала оскорбляла перспектива монотонно делать одну и ту же операцию на линии, вскоре стали получать достойную заработную плату – 5 долларов в день. Рабочую смену Г. Форд сократил до 8 часов, кроме того, сотрудники отдыхали 2 дня в неделю и ходили в оплачиваемый отпуск. Эти меры были приняты не под давлением профсоюзов, а по собственному убеждению промышленника: он уважал свободу личности, считал материальный достаток нормой жизни.

Рациональная организация труда, стандартизация поточно-массового производства, которая стала возможна с применением конвейера, получила экономический термин «фордизм». Г. Форд сотрудничал с молодым СССР: приложил руку к строительству Горьковского автозавода, выпуску трактора «Фордзон-Путиловец». Персонал советских автозаводов обучали сотрудники «Форд моторс».
Заключение
Подытожим: конвейеры известны человечеству несколько тысячелетий. Изобретателем роликового устройства, по принципу которого работают все современные автозаводы, считается американский инженер Хаймл Годдар.
Способ поточного производства машин впервые применил Р. Олдс. А Генри Форд адаптировал конвейерную линию для сборки автомобилей, подтвердив звание технологического гения, небезосновательно данное ему потомками.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...