Генри Форд – «отец» автомобильного конвейера?
2 108

Генри Форд – «отец» автомобильного конвейера?

Автомобили – неотъемлемая часть человеческой цивилизации, незаменимое средство коммуникации. Каждую минуту Китай, например, производит 48,9 машин, Toyota и Volkswagen выдают по 19,8 авто за те же 60 секунд.


Такая колоссальная производительность во многом обязана конвейеру. Но кто придумал и внедрил этот механизм? Первым в контексте с этим устройством всплывает имя Генри Форда.

Что такое конвейер?


Словарь Ожегова, вездесущая Википедия, прочие справочники называют конвейером непрерывно движущуюся ленту, которая перемещает обрабатываемые детали от одного работника к другому. Конвейер транспортирует сыпучие, кусковые, штучные предметы и материалы.

Генри Форд – «отец» автомобильного конвейера? На конвейере каждый рабочий делает одну операцию. Фото: YouTube.com

Отличительная черта подобных механизмов – непрерывность. Упоминание о первых конвейерах относит нас на несколько тысячелетий назад в Египет, Месопотамию, Китай и Индию, где воду из природных источников для орошения полей подавали специальными приспособлениями. Это были цепные насосы, многоковшовые и винтовые подъемники воды, которые стали прототипами современных скребковых конвейеров и элеваторов.

Хаймл Годдар и Рэнсом Олдс в эволюции конвейеров


В конце XIX и начале XX веков стало стремительно развиваться автомобилестроение. В Соединенных Штатах автозаводы росли как грибы. Каждая «самоходная коляска» была эксклюзивной – собиралась вручную.

Действующая модель Олдсмобиля 1903 года. Фото: YouTube.com

В 1901 году Р. Олдс основал Olds Motor Vehicle Company. Здесь, собирая свой знаменитый Oldsmobile, предприниматель и изобретатель впервые придумал подвозить к каждому рабочему пункту узлы и детали на специальных тележках. Производительность труда возросла многократно, и компания стала выпускать в год 5 000 авто вместо 400 в начале пути. Это было первым, хотя и примитивным, опытом применения поточного производства.

А в 1908 году талантливый инженер Хаймл Годдар запатентовал роликовый конвейер. Он не изобрел, а усовершенствовал всемирно значимый механизм, автора которого отыскать в тысячелетней истории человечества не представляется возможным.

Автомобильное производство Генри Форда


Мир знает Г. Форда как гениального автопромышленника, великого предпринимателя. Он, что называется, «держал руку на пульсе» – улавливал лучшие тенденции и нововведения в автомобильной отрасли, внедрял передовые методы производства.

Завод Генри Форда – империя беспрецедентных масштабов. Фото: YouTube.com

Неординарная личность, он оставил судить потомкам о своих делах, устремлениях и способах достижения целей. Амбиции были высокими, мечты – масштабными, поэтому и след в автомобилестроении Г. Форд оставил самый заметный.

Справедливо превознося заслуги создателя автомобильной индустрии беспрецедентных размеров, благодарные потомки готовы приписывать промышленнику все достижения в этой области. Конвейер для сборки «самодвижущегося экипажа» автоматом попал в «послужной список» Форда.

Однако метод конвейерного производства был перенят у конкурента – Рэнсома Олдса. А вот честь внедрения в жизнь изобретения Хаймла Годдара действительно принадлежит промышленнику.

Каждые 29 минут с конвейеров Форда сходил один автомобиль. Фото: YouTube.com

В истории сохранились воспоминания современников Г. Форда, что способ поточного производства он начал изучать еще в 1903 году. То ли легенда, то ли правда, но есть сведения о скотобойне в Чикаго, где будущий великий фабрикант наблюдал за работой мясников. История была найдена в газетах начала прошлого века, где сообщалось, что Форда впечатлил метод разделки туш животных, когда, соблюдая разделение труда, каждый мясник делал только одну операцию. Но при этом не работник подходил к туше, а животное, подвешенное на цепях, доставляли к его «станции». Такой подход обеспечивал высокую производительность труда.

Внедрение конвейера на Ford Motor Company


До декабря 1913 года (другие источники называют более конкретную дату – 14 января 1914 года) на заводе производство выглядело так: в цехе в ряд стояли шасси, и рабочие устанавливали на них навесное оборудование. Штучный товар, выполненный вручную, требовал больших затрат времени, высокой квалификации сборщиков. Предприятие несло большие побочные потери ресурсов, поэтому автомобиль стоил дорого и был доступен только богатой публике. Таким способом проходил выпуск легендарной «Модели Т» – «Жестянки Лиззи».

Автомобиль, который стал «народным». Фото: YouTube.com

Между тем, Генри Форд намеревался сделать автомашины доступными среднему классу – «посадить Америку на колеса». Для этого нужно было снизить себестоимость продукта, поэтому он просчитал потенциал изобретения Хаймла Годдара и усовершенствовал новшество.

Механизм – роликовый ленточный конвейер – сначала опробовали на генераторах. Технологический процесс разбили на 29 операций: время на изготовление единицы товара сократилось с 20 до 13 минут. Позднее стало 84 операции, и теперь сборка одного генератора укладывалась всего в 5 минут.

На конвейере шасси «обрастало» навесными деталями. Фото: YouTube.com

Когда пилотный проект прошел успешно, конвейер применили для сборки машин. Шасси теперь стояли на механизированном ремне, который двигался со скоростью 2 метра в минуту. По мере продвижения от одного рабочего к другому, остов будущего автомобиля «обрастал» кузовными деталями, колесам и прочими элементами, которых в конструкции насчитывалось 3 тысячи.

Результатом удачного внедрения поточной линии на предприятии «Ford Motor Company» стало сокращение времени сборки «Жестяной Лиззи» с 12 часов до 90 минут. Цена машины упала с 800 до 600, а потом и до 345 долларов. В 1927 году с автоконвейера Г. Форда каждые 29 минут сходила новая машина. Общее количество «Модели Т» достигло 15 млн единиц.

Генри Форд на фоне своего 27-миллионного авто. Фото: YouTube.com

Поточное производство снизило себестоимость автотранспорта, сократились побочные убытки, появился невероятный спрос на продукцию. Мечта новатора, ставшего автором 161 патента США, сбылась – каждый представитель многочисленного среднего класса мог скопить на собственную машину.

При этом заводские рабочие, которых сначала оскорбляла перспектива монотонно делать одну и ту же операцию на линии, вскоре стали получать достойную заработную плату – 5 долларов в день. Рабочую смену Г. Форд сократил до 8 часов, кроме того, сотрудники отдыхали 2 дня в неделю и ходили в оплачиваемый отпуск. Эти меры были приняты не под давлением профсоюзов, а по собственному убеждению промышленника: он уважал свободу личности, считал материальный достаток нормой жизни.

Когда газеты объявили о «Правиле 5-ти долларов», у проходной завода собралась 10-тысячная толпа соискателей рабочего места. Фото: YouTube.com

Рациональная организация труда, стандартизация поточно-массового производства, которая стала возможна с применением конвейера, получила экономический термин «фордизм». Г. Форд сотрудничал с молодым СССР: приложил руку к строительству Горьковского автозавода, выпуску трактора «Фордзон-Путиловец». Персонал советских автозаводов обучали сотрудники «Форд моторс».

Заключение


Подытожим: конвейеры известны человечеству несколько тысячелетий. Изобретателем роликового устройства, по принципу которого работают все современные автозаводы, считается американский инженер Хаймл Годдар.

Способ поточного производства машин впервые применил Р. Олдс. А Генри Форд адаптировал конвейерную линию для сборки автомобилей, подтвердив звание технологического гения, небезосновательно данное ему потомками.
Считаете ли вы конвейер прорывной технологией в автомобилестроении?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...