ЗиС-101А – первый советский родстер из 30-х
В молодой Стране Советов близился юбилей – 20 лет со дня основания комсомола. Как раз к праздничной дате и начали строить нечто непривычное для экономики и промышленности СССР – говоря современным языком, спорткар или родстер. Хотя машину и строили к юбилею, но идея появилась случайно. В то время работавший на ЗиСе А. Пухалин корпел над дипломом, муссируя тему «Скоростной автомобиль». Разумеется, студент хотел реализовать изложенные в работе идеи. Его неожиданно поддержали такие же молодые коллеги. Тогда и было решено приурочить создание спорткара к юбилею комсомола.
Юные конструкторы называли свое детище «шик-модерном». И это были не пустые слова: достаточно взглянуть на экстерьер автомобиля – он действительно выглядит шикарно и сегодня.
В 30-е годы спортивное автомобильное движение в СССР находилось в зачаточном состоянии. Опыт все же был, но достижения оказались столь малозначительными, что не стоит о них и упоминать. Чтобы собрать хороший спорткар, необходим алюминий, запасы которого в стране тогда были мизерными. А покрышек, способных выдержать скорости за 150 км/ч не было вообще от слова «совсем». И это, не говоря уже о карбюраторах и свечах зажигания. И все же ЗиС-101А-Спорт увидел свет – это было похоже на чудо!
О выборе шасси думали недолго: предпочтение отдали выпускавшемуся с 1936 года лимузину ЗиС-101, считавшемуся на то время наиболее «продвинутым». Подвеска подверглась серьезной модернизации. Пухалин добавил в ходовую часть стабилизаторы, регуляторы и т. п. Его коллега Кремнецкий сосредоточился над задним мостом, который должен быть оснащен гипоидной передачей. Другой студент – Пульманов занимался движком: проводил его форсирование, повышая степень сжатия и число оборотов.
После усовершенствования мотор стал больше, получил головку блока цилиндров и алюминиевые поршни. Силовой агрегат вышел длинным, поэтому двухместный кокпит сдвинули немного назад. Разработчики были уверены, что их творение преодолеет планку в 180 км/ч. Машину оборудовали тентом. Интересно размещение головной оптики: она была интегрирована в крылья. А в то время чаще всего фары ставили отдельно, на крылья. Однако все вышеперечисленное – пока только планы, теория. Воплотить в реальность свою мечту трем студентам без серьезной поддержки было явно не по силам.
В «Комсомольской правде» в преддверии юбилея, появилась заметка о спортивном лимузине, как подарке от молодежи Родине. Были опубликованы и некоторые эскизы будущего спорткара. Неожиданно им заинтересовалась вся страна: стали регулярно печататься материалы о ходе работ над автомобилем. Информация о «шик-модерне» дошла и до высших кругов, которые взяли строительство родстера под свою опеку.
Теперь все стало по-другому: штат расширили, появились нужные детали и материалы, а также опытные наставники. Благодаря последним массу машины удалось снизить на 600 кг (первоначально авто весил 2,5 т!).
Она получилась впечатляющей! А вот подготовка была трудной: чтобы втащить авто в Дом Союзов, где был намечен показ, пришлось разобрать кирпичную стену.
Но дело того стоило: утром спорткар собрал вокруг себя делегатов столичной партконференции и членов Политбюро со Сталиным во главе. Вождь выразил одобрение.
Несмотря на успех презентации, машина на испытаниях в 1940-м ожиданий не оправдала. Максимальная скорость составила 162, 4 км/ч. В конце 1939-го руководство завода сменилось, а новый директор явно не выказывал интереса к ЗиС-101А-Спорт: и без него забот хватало. Работы по совершенствованию и доводке прекратились, а машина, изготовленная в единственном экземпляре, отправилась на задворки, где «благополучно» покрывалась ржавчиной.
Автомобиль по сохранившимся чертежам воссоздали в 2000-е. Он был показа в 2012 году на Крокус-Экспо Галерее. Но это не тот самый автомобиль, а всего лишь его реплика, сделанная реставраторами из «Молотов-гараж». Оригинал, очевидно, был утрачен во время боевых действий: его не вывозили при эвакуации предприятия. Пусть будет копия – главное, что история не забыта.
Юные конструкторы называли свое детище «шик-модерном». И это были не пустые слова: достаточно взглянуть на экстерьер автомобиля – он действительно выглядит шикарно и сегодня.
Предыстория
В 30-е годы спортивное автомобильное движение в СССР находилось в зачаточном состоянии. Опыт все же был, но достижения оказались столь малозначительными, что не стоит о них и упоминать. Чтобы собрать хороший спорткар, необходим алюминий, запасы которого в стране тогда были мизерными. А покрышек, способных выдержать скорости за 150 км/ч не было вообще от слова «совсем». И это, не говоря уже о карбюраторах и свечах зажигания. И все же ЗиС-101А-Спорт увидел свет – это было похоже на чудо!
Как создавался родстер
О выборе шасси думали недолго: предпочтение отдали выпускавшемуся с 1936 года лимузину ЗиС-101, считавшемуся на то время наиболее «продвинутым». Подвеска подверглась серьезной модернизации. Пухалин добавил в ходовую часть стабилизаторы, регуляторы и т. п. Его коллега Кремнецкий сосредоточился над задним мостом, который должен быть оснащен гипоидной передачей. Другой студент – Пульманов занимался движком: проводил его форсирование, повышая степень сжатия и число оборотов.
Шасси пришлось модернизировать. Фото: YouTube.com
После усовершенствования мотор стал больше, получил головку блока цилиндров и алюминиевые поршни. Силовой агрегат вышел длинным, поэтому двухместный кокпит сдвинули немного назад. Разработчики были уверены, что их творение преодолеет планку в 180 км/ч. Машину оборудовали тентом. Интересно размещение головной оптики: она была интегрирована в крылья. А в то время чаще всего фары ставили отдельно, на крылья. Однако все вышеперечисленное – пока только планы, теория. Воплотить в реальность свою мечту трем студентам без серьезной поддержки было явно не по силам.
Помощь – откуда не ждали
В «Комсомольской правде» в преддверии юбилея, появилась заметка о спортивном лимузине, как подарке от молодежи Родине. Были опубликованы и некоторые эскизы будущего спорткара. Неожиданно им заинтересовалась вся страна: стали регулярно печататься материалы о ходе работ над автомобилем. Информация о «шик-модерне» дошла и до высших кругов, которые взяли строительство родстера под свою опеку.
Место водителя и приборная доска довольно скромные. Фото: YouTube.com
Теперь все стало по-другому: штат расширили, появились нужные детали и материалы, а также опытные наставники. Благодаря последним массу машины удалось снизить на 600 кг (первоначально авто весил 2,5 т!).
Презентация
Она получилась впечатляющей! А вот подготовка была трудной: чтобы втащить авто в Дом Союзов, где был намечен показ, пришлось разобрать кирпичную стену.
По сравнению с другими авто спорткар выглядел шикарно и суперсовременно. Фото: YouTube.com
Но дело того стоило: утром спорткар собрал вокруг себя делегатов столичной партконференции и членов Политбюро со Сталиным во главе. Вождь выразил одобрение.
Что в итоге
Несмотря на успех презентации, машина на испытаниях в 1940-м ожиданий не оправдала. Максимальная скорость составила 162, 4 км/ч. В конце 1939-го руководство завода сменилось, а новый директор явно не выказывал интереса к ЗиС-101А-Спорт: и без него забот хватало. Работы по совершенствованию и доводке прекратились, а машина, изготовленная в единственном экземпляре, отправилась на задворки, где «благополучно» покрывалась ржавчиной.
Копия спорткара на вечной стоянке. Фото: YouTube.com
Автомобиль по сохранившимся чертежам воссоздали в 2000-е. Он был показа в 2012 году на Крокус-Экспо Галерее. Но это не тот самый автомобиль, а всего лишь его реплика, сделанная реставраторами из «Молотов-гараж». Оригинал, очевидно, был утрачен во время боевых действий: его не вывозили при эвакуации предприятия. Пусть будет копия – главное, что история не забыта.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....