Юные конструкторы называли свое детище «шик-модерном». И это были не пустые слова: достаточно взглянуть на экстерьер автомобиля – он действительно выглядит шикарно и сегодня.
Предыстория
В 30-е годы спортивное автомобильное движение в СССР находилось в зачаточном состоянии. Опыт все же был, но достижения оказались столь малозначительными, что не стоит о них и упоминать. Чтобы собрать хороший спорткар, необходим алюминий, запасы которого в стране тогда были мизерными. А покрышек, способных выдержать скорости за 150 км/ч не было вообще от слова «совсем». И это, не говоря уже о карбюраторах и свечах зажигания. И все же ЗиС-101А-Спорт увидел свет – это было похоже на чудо!
Как создавался родстер
О выборе шасси думали недолго: предпочтение отдали выпускавшемуся с 1936 года лимузину ЗиС-101, считавшемуся на то время наиболее «продвинутым». Подвеска подверглась серьезной модернизации. Пухалин добавил в ходовую часть стабилизаторы, регуляторы и т. п. Его коллега Кремнецкий сосредоточился над задним мостом, который должен быть оснащен гипоидной передачей. Другой студент – Пульманов занимался движком: проводил его форсирование, повышая степень сжатия и число оборотов.
![ЗиС-101А – первый советский родстер из 30-х](/uploads/posts/2023-01/2023-01-22_15-17-15.jpg)
После усовершенствования мотор стал больше, получил головку блока цилиндров и алюминиевые поршни. Силовой агрегат вышел длинным, поэтому двухместный кокпит сдвинули немного назад. Разработчики были уверены, что их творение преодолеет планку в 180 км/ч. Машину оборудовали тентом. Интересно размещение головной оптики: она была интегрирована в крылья. А в то время чаще всего фары ставили отдельно, на крылья. Однако все вышеперечисленное – пока только планы, теория. Воплотить в реальность свою мечту трем студентам без серьезной поддержки было явно не по силам.
Помощь – откуда не ждали
В «Комсомольской правде» в преддверии юбилея, появилась заметка о спортивном лимузине, как подарке от молодежи Родине. Были опубликованы и некоторые эскизы будущего спорткара. Неожиданно им заинтересовалась вся страна: стали регулярно печататься материалы о ходе работ над автомобилем. Информация о «шик-модерне» дошла и до высших кругов, которые взяли строительство родстера под свою опеку.
![](/uploads/posts/2023-01/2023-01-22_15-24-55.jpg)
Теперь все стало по-другому: штат расширили, появились нужные детали и материалы, а также опытные наставники. Благодаря последним массу машины удалось снизить на 600 кг (первоначально авто весил 2,5 т!).
Презентация
Она получилась впечатляющей! А вот подготовка была трудной: чтобы втащить авто в Дом Союзов, где был намечен показ, пришлось разобрать кирпичную стену.
![](/uploads/posts/2023-01/2023-01-22_15-18-38.jpg)
Но дело того стоило: утром спорткар собрал вокруг себя делегатов столичной партконференции и членов Политбюро со Сталиным во главе. Вождь выразил одобрение.
Что в итоге
Несмотря на успех презентации, машина на испытаниях в 1940-м ожиданий не оправдала. Максимальная скорость составила 162, 4 км/ч. В конце 1939-го руководство завода сменилось, а новый директор явно не выказывал интереса к ЗиС-101А-Спорт: и без него забот хватало. Работы по совершенствованию и доводке прекратились, а машина, изготовленная в единственном экземпляре, отправилась на задворки, где «благополучно» покрывалась ржавчиной.
![](/uploads/posts/2023-01/2023-01-22_15-27-00.jpg)
Автомобиль по сохранившимся чертежам воссоздали в 2000-е. Он был показа в 2012 году на Крокус-Экспо Галерее. Но это не тот самый автомобиль, а всего лишь его реплика, сделанная реставраторами из «Молотов-гараж». Оригинал, очевидно, был утрачен во время боевых действий: его не вывозили при эвакуации предприятия. Пусть будет копия – главное, что история не забыта.