ЗиС-101А – первый советский родстер из 30-х
В молодой Стране Советов близился юбилей – 20 лет со дня основания комсомола. Как раз к праздничной дате и начали строить нечто непривычное для экономики и промышленности СССР – говоря современным языком, спорткар или родстер. Хотя машину и строили к юбилею, но идея появилась случайно. В то время работавший на ЗиСе А. Пухалин корпел над дипломом, муссируя тему «Скоростной автомобиль». Разумеется, студент хотел реализовать изложенные в работе идеи. Его неожиданно поддержали такие же молодые коллеги. Тогда и было решено приурочить создание спорткара к юбилею комсомола.
Юные конструкторы называли свое детище «шик-модерном». И это были не пустые слова: достаточно взглянуть на экстерьер автомобиля – он действительно выглядит шикарно и сегодня.
В 30-е годы спортивное автомобильное движение в СССР находилось в зачаточном состоянии. Опыт все же был, но достижения оказались столь малозначительными, что не стоит о них и упоминать. Чтобы собрать хороший спорткар, необходим алюминий, запасы которого в стране тогда были мизерными. А покрышек, способных выдержать скорости за 150 км/ч не было вообще от слова «совсем». И это, не говоря уже о карбюраторах и свечах зажигания. И все же ЗиС-101А-Спорт увидел свет – это было похоже на чудо!
О выборе шасси думали недолго: предпочтение отдали выпускавшемуся с 1936 года лимузину ЗиС-101, считавшемуся на то время наиболее «продвинутым». Подвеска подверглась серьезной модернизации. Пухалин добавил в ходовую часть стабилизаторы, регуляторы и т. п. Его коллега Кремнецкий сосредоточился над задним мостом, который должен быть оснащен гипоидной передачей. Другой студент – Пульманов занимался движком: проводил его форсирование, повышая степень сжатия и число оборотов.
После усовершенствования мотор стал больше, получил головку блока цилиндров и алюминиевые поршни. Силовой агрегат вышел длинным, поэтому двухместный кокпит сдвинули немного назад. Разработчики были уверены, что их творение преодолеет планку в 180 км/ч. Машину оборудовали тентом. Интересно размещение головной оптики: она была интегрирована в крылья. А в то время чаще всего фары ставили отдельно, на крылья. Однако все вышеперечисленное – пока только планы, теория. Воплотить в реальность свою мечту трем студентам без серьезной поддержки было явно не по силам.
В «Комсомольской правде» в преддверии юбилея, появилась заметка о спортивном лимузине, как подарке от молодежи Родине. Были опубликованы и некоторые эскизы будущего спорткара. Неожиданно им заинтересовалась вся страна: стали регулярно печататься материалы о ходе работ над автомобилем. Информация о «шик-модерне» дошла и до высших кругов, которые взяли строительство родстера под свою опеку.
Теперь все стало по-другому: штат расширили, появились нужные детали и материалы, а также опытные наставники. Благодаря последним массу машины удалось снизить на 600 кг (первоначально авто весил 2,5 т!).
Она получилась впечатляющей! А вот подготовка была трудной: чтобы втащить авто в Дом Союзов, где был намечен показ, пришлось разобрать кирпичную стену.
Но дело того стоило: утром спорткар собрал вокруг себя делегатов столичной партконференции и членов Политбюро со Сталиным во главе. Вождь выразил одобрение.
Несмотря на успех презентации, машина на испытаниях в 1940-м ожиданий не оправдала. Максимальная скорость составила 162, 4 км/ч. В конце 1939-го руководство завода сменилось, а новый директор явно не выказывал интереса к ЗиС-101А-Спорт: и без него забот хватало. Работы по совершенствованию и доводке прекратились, а машина, изготовленная в единственном экземпляре, отправилась на задворки, где «благополучно» покрывалась ржавчиной.
Автомобиль по сохранившимся чертежам воссоздали в 2000-е. Он был показа в 2012 году на Крокус-Экспо Галерее. Но это не тот самый автомобиль, а всего лишь его реплика, сделанная реставраторами из «Молотов-гараж». Оригинал, очевидно, был утрачен во время боевых действий: его не вывозили при эвакуации предприятия. Пусть будет копия – главное, что история не забыта.
Юные конструкторы называли свое детище «шик-модерном». И это были не пустые слова: достаточно взглянуть на экстерьер автомобиля – он действительно выглядит шикарно и сегодня.
Предыстория
В 30-е годы спортивное автомобильное движение в СССР находилось в зачаточном состоянии. Опыт все же был, но достижения оказались столь малозначительными, что не стоит о них и упоминать. Чтобы собрать хороший спорткар, необходим алюминий, запасы которого в стране тогда были мизерными. А покрышек, способных выдержать скорости за 150 км/ч не было вообще от слова «совсем». И это, не говоря уже о карбюраторах и свечах зажигания. И все же ЗиС-101А-Спорт увидел свет – это было похоже на чудо!
Как создавался родстер
О выборе шасси думали недолго: предпочтение отдали выпускавшемуся с 1936 года лимузину ЗиС-101, считавшемуся на то время наиболее «продвинутым». Подвеска подверглась серьезной модернизации. Пухалин добавил в ходовую часть стабилизаторы, регуляторы и т. п. Его коллега Кремнецкий сосредоточился над задним мостом, который должен быть оснащен гипоидной передачей. Другой студент – Пульманов занимался движком: проводил его форсирование, повышая степень сжатия и число оборотов.
Шасси пришлось модернизировать. Фото: YouTube.com
После усовершенствования мотор стал больше, получил головку блока цилиндров и алюминиевые поршни. Силовой агрегат вышел длинным, поэтому двухместный кокпит сдвинули немного назад. Разработчики были уверены, что их творение преодолеет планку в 180 км/ч. Машину оборудовали тентом. Интересно размещение головной оптики: она была интегрирована в крылья. А в то время чаще всего фары ставили отдельно, на крылья. Однако все вышеперечисленное – пока только планы, теория. Воплотить в реальность свою мечту трем студентам без серьезной поддержки было явно не по силам.
Помощь – откуда не ждали
В «Комсомольской правде» в преддверии юбилея, появилась заметка о спортивном лимузине, как подарке от молодежи Родине. Были опубликованы и некоторые эскизы будущего спорткара. Неожиданно им заинтересовалась вся страна: стали регулярно печататься материалы о ходе работ над автомобилем. Информация о «шик-модерне» дошла и до высших кругов, которые взяли строительство родстера под свою опеку.
Место водителя и приборная доска довольно скромные. Фото: YouTube.com
Теперь все стало по-другому: штат расширили, появились нужные детали и материалы, а также опытные наставники. Благодаря последним массу машины удалось снизить на 600 кг (первоначально авто весил 2,5 т!).
Презентация
Она получилась впечатляющей! А вот подготовка была трудной: чтобы втащить авто в Дом Союзов, где был намечен показ, пришлось разобрать кирпичную стену.
По сравнению с другими авто спорткар выглядел шикарно и суперсовременно. Фото: YouTube.com
Но дело того стоило: утром спорткар собрал вокруг себя делегатов столичной партконференции и членов Политбюро со Сталиным во главе. Вождь выразил одобрение.
Что в итоге
Несмотря на успех презентации, машина на испытаниях в 1940-м ожиданий не оправдала. Максимальная скорость составила 162, 4 км/ч. В конце 1939-го руководство завода сменилось, а новый директор явно не выказывал интереса к ЗиС-101А-Спорт: и без него забот хватало. Работы по совершенствованию и доводке прекратились, а машина, изготовленная в единственном экземпляре, отправилась на задворки, где «благополучно» покрывалась ржавчиной.
Копия спорткара на вечной стоянке. Фото: YouTube.com
Автомобиль по сохранившимся чертежам воссоздали в 2000-е. Он был показа в 2012 году на Крокус-Экспо Галерее. Но это не тот самый автомобиль, а всего лишь его реплика, сделанная реставраторами из «Молотов-гараж». Оригинал, очевидно, был утрачен во время боевых действий: его не вывозили при эвакуации предприятия. Пусть будет копия – главное, что история не забыта.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...