ЗиС-101А – первый советский родстер из 30-х
В молодой Стране Советов близился юбилей – 20 лет со дня основания комсомола. Как раз к праздничной дате и начали строить нечто непривычное для экономики и промышленности СССР – говоря современным языком, спорткар или родстер. Хотя машину и строили к юбилею, но идея появилась случайно. В то время работавший на ЗиСе А. Пухалин корпел над дипломом, муссируя тему «Скоростной автомобиль». Разумеется, студент хотел реализовать изложенные в работе идеи. Его неожиданно поддержали такие же молодые коллеги. Тогда и было решено приурочить создание спорткара к юбилею комсомола.
Юные конструкторы называли свое детище «шик-модерном». И это были не пустые слова: достаточно взглянуть на экстерьер автомобиля – он действительно выглядит шикарно и сегодня.
В 30-е годы спортивное автомобильное движение в СССР находилось в зачаточном состоянии. Опыт все же был, но достижения оказались столь малозначительными, что не стоит о них и упоминать. Чтобы собрать хороший спорткар, необходим алюминий, запасы которого в стране тогда были мизерными. А покрышек, способных выдержать скорости за 150 км/ч не было вообще от слова «совсем». И это, не говоря уже о карбюраторах и свечах зажигания. И все же ЗиС-101А-Спорт увидел свет – это было похоже на чудо!
О выборе шасси думали недолго: предпочтение отдали выпускавшемуся с 1936 года лимузину ЗиС-101, считавшемуся на то время наиболее «продвинутым». Подвеска подверглась серьезной модернизации. Пухалин добавил в ходовую часть стабилизаторы, регуляторы и т. п. Его коллега Кремнецкий сосредоточился над задним мостом, который должен быть оснащен гипоидной передачей. Другой студент – Пульманов занимался движком: проводил его форсирование, повышая степень сжатия и число оборотов.
После усовершенствования мотор стал больше, получил головку блока цилиндров и алюминиевые поршни. Силовой агрегат вышел длинным, поэтому двухместный кокпит сдвинули немного назад. Разработчики были уверены, что их творение преодолеет планку в 180 км/ч. Машину оборудовали тентом. Интересно размещение головной оптики: она была интегрирована в крылья. А в то время чаще всего фары ставили отдельно, на крылья. Однако все вышеперечисленное – пока только планы, теория. Воплотить в реальность свою мечту трем студентам без серьезной поддержки было явно не по силам.
В «Комсомольской правде» в преддверии юбилея, появилась заметка о спортивном лимузине, как подарке от молодежи Родине. Были опубликованы и некоторые эскизы будущего спорткара. Неожиданно им заинтересовалась вся страна: стали регулярно печататься материалы о ходе работ над автомобилем. Информация о «шик-модерне» дошла и до высших кругов, которые взяли строительство родстера под свою опеку.
Теперь все стало по-другому: штат расширили, появились нужные детали и материалы, а также опытные наставники. Благодаря последним массу машины удалось снизить на 600 кг (первоначально авто весил 2,5 т!).
Она получилась впечатляющей! А вот подготовка была трудной: чтобы втащить авто в Дом Союзов, где был намечен показ, пришлось разобрать кирпичную стену.
Но дело того стоило: утром спорткар собрал вокруг себя делегатов столичной партконференции и членов Политбюро со Сталиным во главе. Вождь выразил одобрение.
Несмотря на успех презентации, машина на испытаниях в 1940-м ожиданий не оправдала. Максимальная скорость составила 162, 4 км/ч. В конце 1939-го руководство завода сменилось, а новый директор явно не выказывал интереса к ЗиС-101А-Спорт: и без него забот хватало. Работы по совершенствованию и доводке прекратились, а машина, изготовленная в единственном экземпляре, отправилась на задворки, где «благополучно» покрывалась ржавчиной.
Автомобиль по сохранившимся чертежам воссоздали в 2000-е. Он был показа в 2012 году на Крокус-Экспо Галерее. Но это не тот самый автомобиль, а всего лишь его реплика, сделанная реставраторами из «Молотов-гараж». Оригинал, очевидно, был утрачен во время боевых действий: его не вывозили при эвакуации предприятия. Пусть будет копия – главное, что история не забыта.
Юные конструкторы называли свое детище «шик-модерном». И это были не пустые слова: достаточно взглянуть на экстерьер автомобиля – он действительно выглядит шикарно и сегодня.
Предыстория
В 30-е годы спортивное автомобильное движение в СССР находилось в зачаточном состоянии. Опыт все же был, но достижения оказались столь малозначительными, что не стоит о них и упоминать. Чтобы собрать хороший спорткар, необходим алюминий, запасы которого в стране тогда были мизерными. А покрышек, способных выдержать скорости за 150 км/ч не было вообще от слова «совсем». И это, не говоря уже о карбюраторах и свечах зажигания. И все же ЗиС-101А-Спорт увидел свет – это было похоже на чудо!
Как создавался родстер
О выборе шасси думали недолго: предпочтение отдали выпускавшемуся с 1936 года лимузину ЗиС-101, считавшемуся на то время наиболее «продвинутым». Подвеска подверглась серьезной модернизации. Пухалин добавил в ходовую часть стабилизаторы, регуляторы и т. п. Его коллега Кремнецкий сосредоточился над задним мостом, который должен быть оснащен гипоидной передачей. Другой студент – Пульманов занимался движком: проводил его форсирование, повышая степень сжатия и число оборотов.
Шасси пришлось модернизировать. Фото: YouTube.com
После усовершенствования мотор стал больше, получил головку блока цилиндров и алюминиевые поршни. Силовой агрегат вышел длинным, поэтому двухместный кокпит сдвинули немного назад. Разработчики были уверены, что их творение преодолеет планку в 180 км/ч. Машину оборудовали тентом. Интересно размещение головной оптики: она была интегрирована в крылья. А в то время чаще всего фары ставили отдельно, на крылья. Однако все вышеперечисленное – пока только планы, теория. Воплотить в реальность свою мечту трем студентам без серьезной поддержки было явно не по силам.
Помощь – откуда не ждали
В «Комсомольской правде» в преддверии юбилея, появилась заметка о спортивном лимузине, как подарке от молодежи Родине. Были опубликованы и некоторые эскизы будущего спорткара. Неожиданно им заинтересовалась вся страна: стали регулярно печататься материалы о ходе работ над автомобилем. Информация о «шик-модерне» дошла и до высших кругов, которые взяли строительство родстера под свою опеку.
Место водителя и приборная доска довольно скромные. Фото: YouTube.com
Теперь все стало по-другому: штат расширили, появились нужные детали и материалы, а также опытные наставники. Благодаря последним массу машины удалось снизить на 600 кг (первоначально авто весил 2,5 т!).
Презентация
Она получилась впечатляющей! А вот подготовка была трудной: чтобы втащить авто в Дом Союзов, где был намечен показ, пришлось разобрать кирпичную стену.
По сравнению с другими авто спорткар выглядел шикарно и суперсовременно. Фото: YouTube.com
Но дело того стоило: утром спорткар собрал вокруг себя делегатов столичной партконференции и членов Политбюро со Сталиным во главе. Вождь выразил одобрение.
Что в итоге
Несмотря на успех презентации, машина на испытаниях в 1940-м ожиданий не оправдала. Максимальная скорость составила 162, 4 км/ч. В конце 1939-го руководство завода сменилось, а новый директор явно не выказывал интереса к ЗиС-101А-Спорт: и без него забот хватало. Работы по совершенствованию и доводке прекратились, а машина, изготовленная в единственном экземпляре, отправилась на задворки, где «благополучно» покрывалась ржавчиной.
Копия спорткара на вечной стоянке. Фото: YouTube.com
Автомобиль по сохранившимся чертежам воссоздали в 2000-е. Он был показа в 2012 году на Крокус-Экспо Галерее. Но это не тот самый автомобиль, а всего лишь его реплика, сделанная реставраторами из «Молотов-гараж». Оригинал, очевидно, был утрачен во время боевых действий: его не вывозили при эвакуации предприятия. Пусть будет копия – главное, что история не забыта.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...