
ЗиС-101А – первый советский родстер из 30-х
В молодой Стране Советов близился юбилей – 20 лет со дня основания комсомола. Как раз к праздничной дате и начали строить нечто непривычное для экономики и промышленности СССР – говоря современным языком, спорткар или родстер. Хотя машину и строили к юбилею, но идея появилась случайно. В то время работавший на ЗиСе А. Пухалин корпел над дипломом, муссируя тему «Скоростной автомобиль». Разумеется, студент хотел реализовать изложенные в работе идеи. Его неожиданно поддержали такие же молодые коллеги. Тогда и было решено приурочить создание спорткара к юбилею комсомола.
Юные конструкторы называли свое детище «шик-модерном». И это были не пустые слова: достаточно взглянуть на экстерьер автомобиля – он действительно выглядит шикарно и сегодня.
В 30-е годы спортивное автомобильное движение в СССР находилось в зачаточном состоянии. Опыт все же был, но достижения оказались столь малозначительными, что не стоит о них и упоминать. Чтобы собрать хороший спорткар, необходим алюминий, запасы которого в стране тогда были мизерными. А покрышек, способных выдержать скорости за 150 км/ч не было вообще от слова «совсем». И это, не говоря уже о карбюраторах и свечах зажигания. И все же ЗиС-101А-Спорт увидел свет – это было похоже на чудо!
О выборе шасси думали недолго: предпочтение отдали выпускавшемуся с 1936 года лимузину ЗиС-101, считавшемуся на то время наиболее «продвинутым». Подвеска подверглась серьезной модернизации. Пухалин добавил в ходовую часть стабилизаторы, регуляторы и т. п. Его коллега Кремнецкий сосредоточился над задним мостом, который должен быть оснащен гипоидной передачей. Другой студент – Пульманов занимался движком: проводил его форсирование, повышая степень сжатия и число оборотов.
Шасси пришлось модернизировать. Фото: YouTube.com
После усовершенствования мотор стал больше, получил головку блока цилиндров и алюминиевые поршни. Силовой агрегат вышел длинным, поэтому двухместный кокпит сдвинули немного назад. Разработчики были уверены, что их творение преодолеет планку в 180 км/ч. Машину оборудовали тентом. Интересно размещение головной оптики: она была интегрирована в крылья. А в то время чаще всего фары ставили отдельно, на крылья. Однако все вышеперечисленное – пока только планы, теория. Воплотить в реальность свою мечту трем студентам без серьезной поддержки было явно не по силам.
В «Комсомольской правде» в преддверии юбилея, появилась заметка о спортивном лимузине, как подарке от молодежи Родине. Были опубликованы и некоторые эскизы будущего спорткара. Неожиданно им заинтересовалась вся страна: стали регулярно печататься материалы о ходе работ над автомобилем. Информация о «шик-модерне» дошла и до высших кругов, которые взяли строительство родстера под свою опеку.
Место водителя и приборная доска довольно скромные. Фото: YouTube.com
Теперь все стало по-другому: штат расширили, появились нужные детали и материалы, а также опытные наставники. Благодаря последним массу машины удалось снизить на 600 кг (первоначально авто весил 2,5 т!).
Она получилась впечатляющей! А вот подготовка была трудной: чтобы втащить авто в Дом Союзов, где был намечен показ, пришлось разобрать кирпичную стену.
По сравнению с другими авто спорткар выглядел шикарно и суперсовременно. Фото: YouTube.com
Но дело того стоило: утром спорткар собрал вокруг себя делегатов столичной партконференции и членов Политбюро со Сталиным во главе. Вождь выразил одобрение.
Несмотря на успех презентации, машина на испытаниях в 1940-м ожиданий не оправдала. Максимальная скорость составила 162, 4 км/ч. В конце 1939-го руководство завода сменилось, а новый директор явно не выказывал интереса к ЗиС-101А-Спорт: и без него забот хватало. Работы по совершенствованию и доводке прекратились, а машина, изготовленная в единственном экземпляре, отправилась на задворки, где «благополучно» покрывалась ржавчиной.
Копия спорткара на вечной стоянке. Фото: YouTube.com
Автомобиль по сохранившимся чертежам воссоздали в 2000-е. Он был показа в 2012 году на Крокус-Экспо Галерее. Но это не тот самый автомобиль, а всего лишь его реплика, сделанная реставраторами из «Молотов-гараж». Оригинал, очевидно, был утрачен во время боевых действий: его не вывозили при эвакуации предприятия. Пусть будет копия – главное, что история не забыта.
Юные конструкторы называли свое детище «шик-модерном». И это были не пустые слова: достаточно взглянуть на экстерьер автомобиля – он действительно выглядит шикарно и сегодня.
Предыстория
В 30-е годы спортивное автомобильное движение в СССР находилось в зачаточном состоянии. Опыт все же был, но достижения оказались столь малозначительными, что не стоит о них и упоминать. Чтобы собрать хороший спорткар, необходим алюминий, запасы которого в стране тогда были мизерными. А покрышек, способных выдержать скорости за 150 км/ч не было вообще от слова «совсем». И это, не говоря уже о карбюраторах и свечах зажигания. И все же ЗиС-101А-Спорт увидел свет – это было похоже на чудо!
Как создавался родстер
О выборе шасси думали недолго: предпочтение отдали выпускавшемуся с 1936 года лимузину ЗиС-101, считавшемуся на то время наиболее «продвинутым». Подвеска подверглась серьезной модернизации. Пухалин добавил в ходовую часть стабилизаторы, регуляторы и т. п. Его коллега Кремнецкий сосредоточился над задним мостом, который должен быть оснащен гипоидной передачей. Другой студент – Пульманов занимался движком: проводил его форсирование, повышая степень сжатия и число оборотов.

После усовершенствования мотор стал больше, получил головку блока цилиндров и алюминиевые поршни. Силовой агрегат вышел длинным, поэтому двухместный кокпит сдвинули немного назад. Разработчики были уверены, что их творение преодолеет планку в 180 км/ч. Машину оборудовали тентом. Интересно размещение головной оптики: она была интегрирована в крылья. А в то время чаще всего фары ставили отдельно, на крылья. Однако все вышеперечисленное – пока только планы, теория. Воплотить в реальность свою мечту трем студентам без серьезной поддержки было явно не по силам.
Помощь – откуда не ждали
В «Комсомольской правде» в преддверии юбилея, появилась заметка о спортивном лимузине, как подарке от молодежи Родине. Были опубликованы и некоторые эскизы будущего спорткара. Неожиданно им заинтересовалась вся страна: стали регулярно печататься материалы о ходе работ над автомобилем. Информация о «шик-модерне» дошла и до высших кругов, которые взяли строительство родстера под свою опеку.

Теперь все стало по-другому: штат расширили, появились нужные детали и материалы, а также опытные наставники. Благодаря последним массу машины удалось снизить на 600 кг (первоначально авто весил 2,5 т!).
Презентация
Она получилась впечатляющей! А вот подготовка была трудной: чтобы втащить авто в Дом Союзов, где был намечен показ, пришлось разобрать кирпичную стену.

Но дело того стоило: утром спорткар собрал вокруг себя делегатов столичной партконференции и членов Политбюро со Сталиным во главе. Вождь выразил одобрение.
Что в итоге
Несмотря на успех презентации, машина на испытаниях в 1940-м ожиданий не оправдала. Максимальная скорость составила 162, 4 км/ч. В конце 1939-го руководство завода сменилось, а новый директор явно не выказывал интереса к ЗиС-101А-Спорт: и без него забот хватало. Работы по совершенствованию и доводке прекратились, а машина, изготовленная в единственном экземпляре, отправилась на задворки, где «благополучно» покрывалась ржавчиной.

Автомобиль по сохранившимся чертежам воссоздали в 2000-е. Он был показа в 2012 году на Крокус-Экспо Галерее. Но это не тот самый автомобиль, а всего лишь его реплика, сделанная реставраторами из «Молотов-гараж». Оригинал, очевидно, был утрачен во время боевых действий: его не вывозили при эвакуации предприятия. Пусть будет копия – главное, что история не забыта.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...