
МАЗ-6516 – первый четырехосный самосвал в гамме белорусского завода
МАЗ уже 15 лет выпускает самосвалы 8х4. Четыре оси позволяют брать на борт более 25 тонн, что актуально для строительной и горнодобывающей сфер. МАЗ-6516 дебютировал в 2007 году, открыв предприятию дорогу в мир четырехосных самосвалов.
Работы над созданием самосвалов с колесной формулой 8х4 начались еще в Советском Союзе. Причем в те далекие времена, когда о его развале никто и не помышлял, кроме капиталистических стран. Было это в 60-х годах ХХ века.
МАЗ-500 до сих пор встречаются на дорогах, но только в сельской местности. Фото: Youtube.com
Тогда на Минском автомобильном заводе как раз работали над грузовиками 500-ой модели. Уже в то время советские конструкторы хотели внедрить четырехосники в серию. Но СССР такой грузовик оказался ненужным – в плановую экономику он не вписывалась.
Заводу и так предстояла глобальная модернизация для выпуска МАЗ-500, а тут еще четырехосная модель предлагалась. Тем более, что в стране хватало производителей тяжелых грузовиков.
Но конструкторы МАЗ не успокоились – они разработали документацию на новое шасси с колесной формулой 8х4. Оно предназначалось для выпуска:
✅ Самосвалов
✅ Тяжелой строительной спецтехники
✅ Перевозки крупногабаритных и маломобильных машин, вроде гусеничных экскаваторов и бульдозеров
К сожалению, дальше разговоров и бумаг дело не пошло. «Сверху» дали приказ и планы по выпуску нового перспективного шасси пришлось отложить.
Архивное изображение НАМИ-0145. Фото: Youtube.com
Разработками заинтересовался институт НАМИ. Изучив документы и использовав уже давно выпускающийся грузовик МАЗ-500 в качестве базы, они собрали прототип. Он получил индекс НАМИ-0145. Машина испытана на полигоне, где доказала свою эффективность.
В Советском Союзе так и не наладили выпуск грузовиков 8х4. Были модели, используемые в качестве ракетоносителей, но для гражданской сферы они не предназначались.
Первые четырехосные грузовики появились уже после развала СССР. В 1994 году Минский завод колесных тягачей выпустил модель МЗКТ-6515.
Именно у этого предприятия в то время совпало сразу несколько факторов. Военные заказы почти прекратились – заводу нужна была работа, иначе ему грозило банкротство. Второй фактор – МЗКТ выпускал многоосные машины, поэтому разработать модель для перевозки сыпучих материалов такого типа было несложно в принципе.
Это не МАЗ, а МЗКТ-6515. Фото: Youtube.com
Прототип «зашел», грузовик был показан на нескольких строительных выставках, вызвав интерес у потенциальных заказчиков. Уже в 1995 году МЗКТ-6515 начали выпускать серийно.
Увидев новинку, руководство Камского автозавода тоже решило освоить подобные автомобили. В 1996 году у них был готов свой вариант. Для это трехосному самосвалу добавили пару колес – в результате получилась модель КамАЗ-6540. Он имел грузоподъемность 18,5 тонны.
В борьбу за рынок включился и завод КрАЗ, хотя с серьезным опозданием. Только в 2004 году появился их четырехосник с индексом 7133С4.
Увидев достижения извечного соперника, даже Автомобильный завод «Урал» решил выпустить свою модель. В 2006 году появился самосвал с индексом 6563.
Так выглядит кабина МАЗ-6516 последних моделей. Фото: Youtube.com
А что же Минский автомобильный завод? Парадокс, но МАЗ, имеющий все возможности для выпуска четырехосных самосвалов, так как именно на МЗКТ они изначально появились, опомнился последним. Только после дебюта Урал-6563 они начали работу над своей моделью. Так появился МАЗ-6516.
Серийное производство четырехосных машин началось в 2007 году. МАЗ-6516А8-321 получил двигатель ЯМЗ-6581.10. Что интересно, этот силовой агрегат разрабатывался специально для грузовиков МАЗ.
Сцепление модель получила от ZF Sachs, а КПП – Shaanxi. Кстати, это наглядно показывает, насколько МАЗ зависим от сторонних производителей. Грузоподъемность – 25 тонн при общей массе 41 т.
В процессе модернизаций передние оси отодвинули друг от друга. Фото: Youtube.com
Модель оказалась популярной, большинство собранных самосвалов продавали за рубеж, особенно в Россию. Кстати, белорусские МАЗ-6516А8-321 работали и на глобальной стройке во время подготовки к олимпиаде Сочи-2014.
Грузовики постоянно модернизировались и дорабатывались. Естественно, это отображалось на индексах, но цифры 6516 оставались неизменными. В 2010 году решили увеличить расстояние между первыми двумя осями. Это позволило перераспределить нагрузку.
Начиная с 2011 года все МАЗ начали комплектовать новыми кабинами. Переход был постепенным.
Самосвалы МАЗ 8х4 имеют кузова двух типов – стандартным прямоугольным и U. Вне зависимости от формы, объем у них может быть на 18 или 21 м3.
В 2016 году дебютировал МАЗ-6516М9-620. Это самый современный самосвал в линейке – он оснащался мотором Mercedes-Benz, соответствующий классу Евро-6. Коробка передач тоже немецкая – Мерседес, причем не механическая, а роботизированная.
Модель от КамАЗ для сравнения. Фото: Youtube.com
Минский автомобильный завод еще в 2020 году отказался от европейских агрегатов и перешел на китайские с похожими характеристиками. Это позволило уменьшить себестоимость грузовиков. Что касается надежности, то, конечно, она снизилась, но это становится актуальным только после 100 тысяч километров пробега.
Основная задача МАЗ-6516М9-620 – это работа на стройках с качественными подъездными дорогами. Покорять бездорожье автомобилю мешает европейский облик – низкий бампер и небольшой клиренс. Впрочем, если дорога не изобилует неровностями, где грузовик может просто сесть на раму, то он проедет по грязи. Для этого ходовка автомобиля оборудована блокировками.
А вот так выглядит китайский самосвал. Фото: Youtube.com
Интересно, что кабина заявлена как своя. Конечно, дизайн заимствован у европейских образцов, но на заводе утверждают, что делают все кузовные панели самостоятельно.
Турбодизельный двигатель OM471 от Мерседес имеет рабочий объем 12,8 литра, развивая 476 л. с. Сейчас на все четырехосные автомобили МАЗ серии 6516 ставят в основном российские моторы ЯМЗ или китайские FAW, Weichai и Shacman. Производители из Поднебесной поставляют Минскому автомобильному заводу коробки передач и ряд других комплектующих.
Как правило, водители и владельцы четырехосных МАЗ довольны техникой, но это касается скорее новых автомобилей. После 2-3 лет эксплуатации начинают появляться проблемы.
МАЗ-6516 на работе. Фото: Youtube.com
В первую очередь – это недостаточная антикоррозийная устойчивость кабины. Второе –это низкая проходимость и плохая маневренность по сравнению с трехосными самосвалами. Много нареканий на электрику – по-хорошему, ее рекомендуют перебрать сразу после покупки, «просиликонив» все контакты.
Расход топлива превышает заявленный. В ТТХ указывается 40 литров, реально он около 45. Есть жалобы на прочность рамы и рессор, хотя если не перегружать автомобиль, ничего не ломается. Но наемные водители нередко возят по 30, а то и 35 тонн, при разрешенных 25.
МАЗ-6516 занял достойное место в ряду четырехосных самосвалов. Интересно, что выпускался он с прицелом на экспорт в страны ЕС, но основной рынок продаж на сегодняшний момент – это Россия.
История модели в СССР
Работы над созданием самосвалов с колесной формулой 8х4 начались еще в Советском Союзе. Причем в те далекие времена, когда о его развале никто и не помышлял, кроме капиталистических стран. Было это в 60-х годах ХХ века.

Тогда на Минском автомобильном заводе как раз работали над грузовиками 500-ой модели. Уже в то время советские конструкторы хотели внедрить четырехосники в серию. Но СССР такой грузовик оказался ненужным – в плановую экономику он не вписывалась.
Заводу и так предстояла глобальная модернизация для выпуска МАЗ-500, а тут еще четырехосная модель предлагалась. Тем более, что в стране хватало производителей тяжелых грузовиков.
Но конструкторы МАЗ не успокоились – они разработали документацию на новое шасси с колесной формулой 8х4. Оно предназначалось для выпуска:
✅ Самосвалов
✅ Тяжелой строительной спецтехники
✅ Перевозки крупногабаритных и маломобильных машин, вроде гусеничных экскаваторов и бульдозеров
К сожалению, дальше разговоров и бумаг дело не пошло. «Сверху» дали приказ и планы по выпуску нового перспективного шасси пришлось отложить.

Разработками заинтересовался институт НАМИ. Изучив документы и использовав уже давно выпускающийся грузовик МАЗ-500 в качестве базы, они собрали прототип. Он получил индекс НАМИ-0145. Машина испытана на полигоне, где доказала свою эффективность.
В Советском Союзе так и не наладили выпуск грузовиков 8х4. Были модели, используемые в качестве ракетоносителей, но для гражданской сферы они не предназначались.
Постсоветский период
Первые четырехосные грузовики появились уже после развала СССР. В 1994 году Минский завод колесных тягачей выпустил модель МЗКТ-6515.
Именно у этого предприятия в то время совпало сразу несколько факторов. Военные заказы почти прекратились – заводу нужна была работа, иначе ему грозило банкротство. Второй фактор – МЗКТ выпускал многоосные машины, поэтому разработать модель для перевозки сыпучих материалов такого типа было несложно в принципе.

Прототип «зашел», грузовик был показан на нескольких строительных выставках, вызвав интерес у потенциальных заказчиков. Уже в 1995 году МЗКТ-6515 начали выпускать серийно.
Увидев новинку, руководство Камского автозавода тоже решило освоить подобные автомобили. В 1996 году у них был готов свой вариант. Для это трехосному самосвалу добавили пару колес – в результате получилась модель КамАЗ-6540. Он имел грузоподъемность 18,5 тонны.
В 2000 году модельный ряд Камского автозавода пополнился самосвалом КамАЗ-65201. Эта машина получила увеличенную до 25 тонн грузоподъемность.
В борьбу за рынок включился и завод КрАЗ, хотя с серьезным опозданием. Только в 2004 году появился их четырехосник с индексом 7133С4.
Увидев достижения извечного соперника, даже Автомобильный завод «Урал» решил выпустить свою модель. В 2006 году появился самосвал с индексом 6563.

А что же Минский автомобильный завод? Парадокс, но МАЗ, имеющий все возможности для выпуска четырехосных самосвалов, так как именно на МЗКТ они изначально появились, опомнился последним. Только после дебюта Урал-6563 они начали работу над своей моделью. Так появился МАЗ-6516.
Первый в линейке
Серийное производство четырехосных машин началось в 2007 году. МАЗ-6516А8-321 получил двигатель ЯМЗ-6581.10. Что интересно, этот силовой агрегат разрабатывался специально для грузовиков МАЗ.
Сцепление модель получила от ZF Sachs, а КПП – Shaanxi. Кстати, это наглядно показывает, насколько МАЗ зависим от сторонних производителей. Грузоподъемность – 25 тонн при общей массе 41 т.

Модель оказалась популярной, большинство собранных самосвалов продавали за рубеж, особенно в Россию. Кстати, белорусские МАЗ-6516А8-321 работали и на глобальной стройке во время подготовки к олимпиаде Сочи-2014.
Интересно, что самосвалы выпускали не на самом Минском автомобильном заводе, а на СП МАЗ-МАН.
Грузовики постоянно модернизировались и дорабатывались. Естественно, это отображалось на индексах, но цифры 6516 оставались неизменными. В 2010 году решили увеличить расстояние между первыми двумя осями. Это позволило перераспределить нагрузку.
Начиная с 2011 года все МАЗ начали комплектовать новыми кабинами. Переход был постепенным.
Самосвалы МАЗ 8х4 имеют кузова двух типов – стандартным прямоугольным и U. Вне зависимости от формы, объем у них может быть на 18 или 21 м3.
Самый современный
В 2016 году дебютировал МАЗ-6516М9-620. Это самый современный самосвал в линейке – он оснащался мотором Mercedes-Benz, соответствующий классу Евро-6. Коробка передач тоже немецкая – Мерседес, причем не механическая, а роботизированная.

Минский автомобильный завод еще в 2020 году отказался от европейских агрегатов и перешел на китайские с похожими характеристиками. Это позволило уменьшить себестоимость грузовиков. Что касается надежности, то, конечно, она снизилась, но это становится актуальным только после 100 тысяч километров пробега.
Как показало развитие событий в 2022 году, отказ от европейских агрегатов оказался своевременным. Минский автомобильный завод сейчас находится под экономическими санкциями со стороны стран ЕС и США.
Основная задача МАЗ-6516М9-620 – это работа на стройках с качественными подъездными дорогами. Покорять бездорожье автомобилю мешает европейский облик – низкий бампер и небольшой клиренс. Впрочем, если дорога не изобилует неровностями, где грузовик может просто сесть на раму, то он проедет по грязи. Для этого ходовка автомобиля оборудована блокировками.

Интересно, что кабина заявлена как своя. Конечно, дизайн заимствован у европейских образцов, но на заводе утверждают, что делают все кузовные панели самостоятельно.
Турбодизельный двигатель OM471 от Мерседес имеет рабочий объем 12,8 литра, развивая 476 л. с. Сейчас на все четырехосные автомобили МАЗ серии 6516 ставят в основном российские моторы ЯМЗ или китайские FAW, Weichai и Shacman. Производители из Поднебесной поставляют Минскому автомобильному заводу коробки передач и ряд других комплектующих.
Отзывы
Как правило, водители и владельцы четырехосных МАЗ довольны техникой, но это касается скорее новых автомобилей. После 2-3 лет эксплуатации начинают появляться проблемы.

В первую очередь – это недостаточная антикоррозийная устойчивость кабины. Второе –это низкая проходимость и плохая маневренность по сравнению с трехосными самосвалами. Много нареканий на электрику – по-хорошему, ее рекомендуют перебрать сразу после покупки, «просиликонив» все контакты.
Расход топлива превышает заявленный. В ТТХ указывается 40 литров, реально он около 45. Есть жалобы на прочность рамы и рессор, хотя если не перегружать автомобиль, ничего не ломается. Но наемные водители нередко возят по 30, а то и 35 тонн, при разрешенных 25.
МАЗ-6516 занял достойное место в ряду четырехосных самосвалов. Интересно, что выпускался он с прицелом на экспорт в страны ЕС, но основной рынок продаж на сегодняшний момент – это Россия.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...