МАЗ-6516 – первый четырехосный самосвал в гамме белорусского завода
МАЗ уже 15 лет выпускает самосвалы 8х4. Четыре оси позволяют брать на борт более 25 тонн, что актуально для строительной и горнодобывающей сфер. МАЗ-6516 дебютировал в 2007 году, открыв предприятию дорогу в мир четырехосных самосвалов.
Работы над созданием самосвалов с колесной формулой 8х4 начались еще в Советском Союзе. Причем в те далекие времена, когда о его развале никто и не помышлял, кроме капиталистических стран. Было это в 60-х годах ХХ века.
Тогда на Минском автомобильном заводе как раз работали над грузовиками 500-ой модели. Уже в то время советские конструкторы хотели внедрить четырехосники в серию. Но СССР такой грузовик оказался ненужным – в плановую экономику он не вписывалась.
Заводу и так предстояла глобальная модернизация для выпуска МАЗ-500, а тут еще четырехосная модель предлагалась. Тем более, что в стране хватало производителей тяжелых грузовиков.
Но конструкторы МАЗ не успокоились – они разработали документацию на новое шасси с колесной формулой 8х4. Оно предназначалось для выпуска:
✅ Самосвалов
✅ Тяжелой строительной спецтехники
✅ Перевозки крупногабаритных и маломобильных машин, вроде гусеничных экскаваторов и бульдозеров
К сожалению, дальше разговоров и бумаг дело не пошло. «Сверху» дали приказ и планы по выпуску нового перспективного шасси пришлось отложить.
Разработками заинтересовался институт НАМИ. Изучив документы и использовав уже давно выпускающийся грузовик МАЗ-500 в качестве базы, они собрали прототип. Он получил индекс НАМИ-0145. Машина испытана на полигоне, где доказала свою эффективность.
В Советском Союзе так и не наладили выпуск грузовиков 8х4. Были модели, используемые в качестве ракетоносителей, но для гражданской сферы они не предназначались.
Первые четырехосные грузовики появились уже после развала СССР. В 1994 году Минский завод колесных тягачей выпустил модель МЗКТ-6515.
Именно у этого предприятия в то время совпало сразу несколько факторов. Военные заказы почти прекратились – заводу нужна была работа, иначе ему грозило банкротство. Второй фактор – МЗКТ выпускал многоосные машины, поэтому разработать модель для перевозки сыпучих материалов такого типа было несложно в принципе.
Прототип «зашел», грузовик был показан на нескольких строительных выставках, вызвав интерес у потенциальных заказчиков. Уже в 1995 году МЗКТ-6515 начали выпускать серийно.
Увидев новинку, руководство Камского автозавода тоже решило освоить подобные автомобили. В 1996 году у них был готов свой вариант. Для это трехосному самосвалу добавили пару колес – в результате получилась модель КамАЗ-6540. Он имел грузоподъемность 18,5 тонны.
В борьбу за рынок включился и завод КрАЗ, хотя с серьезным опозданием. Только в 2004 году появился их четырехосник с индексом 7133С4.
Увидев достижения извечного соперника, даже Автомобильный завод «Урал» решил выпустить свою модель. В 2006 году появился самосвал с индексом 6563.
А что же Минский автомобильный завод? Парадокс, но МАЗ, имеющий все возможности для выпуска четырехосных самосвалов, так как именно на МЗКТ они изначально появились, опомнился последним. Только после дебюта Урал-6563 они начали работу над своей моделью. Так появился МАЗ-6516.
Серийное производство четырехосных машин началось в 2007 году. МАЗ-6516А8-321 получил двигатель ЯМЗ-6581.10. Что интересно, этот силовой агрегат разрабатывался специально для грузовиков МАЗ.
Сцепление модель получила от ZF Sachs, а КПП – Shaanxi. Кстати, это наглядно показывает, насколько МАЗ зависим от сторонних производителей. Грузоподъемность – 25 тонн при общей массе 41 т.
Модель оказалась популярной, большинство собранных самосвалов продавали за рубеж, особенно в Россию. Кстати, белорусские МАЗ-6516А8-321 работали и на глобальной стройке во время подготовки к олимпиаде Сочи-2014.
Грузовики постоянно модернизировались и дорабатывались. Естественно, это отображалось на индексах, но цифры 6516 оставались неизменными. В 2010 году решили увеличить расстояние между первыми двумя осями. Это позволило перераспределить нагрузку.
Начиная с 2011 года все МАЗ начали комплектовать новыми кабинами. Переход был постепенным.
Самосвалы МАЗ 8х4 имеют кузова двух типов – стандартным прямоугольным и U. Вне зависимости от формы, объем у них может быть на 18 или 21 м3.
В 2016 году дебютировал МАЗ-6516М9-620. Это самый современный самосвал в линейке – он оснащался мотором Mercedes-Benz, соответствующий классу Евро-6. Коробка передач тоже немецкая – Мерседес, причем не механическая, а роботизированная.
Минский автомобильный завод еще в 2020 году отказался от европейских агрегатов и перешел на китайские с похожими характеристиками. Это позволило уменьшить себестоимость грузовиков. Что касается надежности, то, конечно, она снизилась, но это становится актуальным только после 100 тысяч километров пробега.
Основная задача МАЗ-6516М9-620 – это работа на стройках с качественными подъездными дорогами. Покорять бездорожье автомобилю мешает европейский облик – низкий бампер и небольшой клиренс. Впрочем, если дорога не изобилует неровностями, где грузовик может просто сесть на раму, то он проедет по грязи. Для этого ходовка автомобиля оборудована блокировками.
Интересно, что кабина заявлена как своя. Конечно, дизайн заимствован у европейских образцов, но на заводе утверждают, что делают все кузовные панели самостоятельно.
Турбодизельный двигатель OM471 от Мерседес имеет рабочий объем 12,8 литра, развивая 476 л. с. Сейчас на все четырехосные автомобили МАЗ серии 6516 ставят в основном российские моторы ЯМЗ или китайские FAW, Weichai и Shacman. Производители из Поднебесной поставляют Минскому автомобильному заводу коробки передач и ряд других комплектующих.
Как правило, водители и владельцы четырехосных МАЗ довольны техникой, но это касается скорее новых автомобилей. После 2-3 лет эксплуатации начинают появляться проблемы.
В первую очередь – это недостаточная антикоррозийная устойчивость кабины. Второе –это низкая проходимость и плохая маневренность по сравнению с трехосными самосвалами. Много нареканий на электрику – по-хорошему, ее рекомендуют перебрать сразу после покупки, «просиликонив» все контакты.
Расход топлива превышает заявленный. В ТТХ указывается 40 литров, реально он около 45. Есть жалобы на прочность рамы и рессор, хотя если не перегружать автомобиль, ничего не ломается. Но наемные водители нередко возят по 30, а то и 35 тонн, при разрешенных 25.
МАЗ-6516 занял достойное место в ряду четырехосных самосвалов. Интересно, что выпускался он с прицелом на экспорт в страны ЕС, но основной рынок продаж на сегодняшний момент – это Россия.
История модели в СССР
Работы над созданием самосвалов с колесной формулой 8х4 начались еще в Советском Союзе. Причем в те далекие времена, когда о его развале никто и не помышлял, кроме капиталистических стран. Было это в 60-х годах ХХ века.
МАЗ-500 до сих пор встречаются на дорогах, но только в сельской местности. Фото: Youtube.com
Тогда на Минском автомобильном заводе как раз работали над грузовиками 500-ой модели. Уже в то время советские конструкторы хотели внедрить четырехосники в серию. Но СССР такой грузовик оказался ненужным – в плановую экономику он не вписывалась.
Заводу и так предстояла глобальная модернизация для выпуска МАЗ-500, а тут еще четырехосная модель предлагалась. Тем более, что в стране хватало производителей тяжелых грузовиков.
Но конструкторы МАЗ не успокоились – они разработали документацию на новое шасси с колесной формулой 8х4. Оно предназначалось для выпуска:
✅ Самосвалов
✅ Тяжелой строительной спецтехники
✅ Перевозки крупногабаритных и маломобильных машин, вроде гусеничных экскаваторов и бульдозеров
К сожалению, дальше разговоров и бумаг дело не пошло. «Сверху» дали приказ и планы по выпуску нового перспективного шасси пришлось отложить.
Архивное изображение НАМИ-0145. Фото: Youtube.com
Разработками заинтересовался институт НАМИ. Изучив документы и использовав уже давно выпускающийся грузовик МАЗ-500 в качестве базы, они собрали прототип. Он получил индекс НАМИ-0145. Машина испытана на полигоне, где доказала свою эффективность.
В Советском Союзе так и не наладили выпуск грузовиков 8х4. Были модели, используемые в качестве ракетоносителей, но для гражданской сферы они не предназначались.
Постсоветский период
Первые четырехосные грузовики появились уже после развала СССР. В 1994 году Минский завод колесных тягачей выпустил модель МЗКТ-6515.
Именно у этого предприятия в то время совпало сразу несколько факторов. Военные заказы почти прекратились – заводу нужна была работа, иначе ему грозило банкротство. Второй фактор – МЗКТ выпускал многоосные машины, поэтому разработать модель для перевозки сыпучих материалов такого типа было несложно в принципе.
Это не МАЗ, а МЗКТ-6515. Фото: Youtube.com
Прототип «зашел», грузовик был показан на нескольких строительных выставках, вызвав интерес у потенциальных заказчиков. Уже в 1995 году МЗКТ-6515 начали выпускать серийно.
Увидев новинку, руководство Камского автозавода тоже решило освоить подобные автомобили. В 1996 году у них был готов свой вариант. Для это трехосному самосвалу добавили пару колес – в результате получилась модель КамАЗ-6540. Он имел грузоподъемность 18,5 тонны.
В 2000 году модельный ряд Камского автозавода пополнился самосвалом КамАЗ-65201. Эта машина получила увеличенную до 25 тонн грузоподъемность.
В борьбу за рынок включился и завод КрАЗ, хотя с серьезным опозданием. Только в 2004 году появился их четырехосник с индексом 7133С4.
Увидев достижения извечного соперника, даже Автомобильный завод «Урал» решил выпустить свою модель. В 2006 году появился самосвал с индексом 6563.
Так выглядит кабина МАЗ-6516 последних моделей. Фото: Youtube.com
А что же Минский автомобильный завод? Парадокс, но МАЗ, имеющий все возможности для выпуска четырехосных самосвалов, так как именно на МЗКТ они изначально появились, опомнился последним. Только после дебюта Урал-6563 они начали работу над своей моделью. Так появился МАЗ-6516.
Первый в линейке
Серийное производство четырехосных машин началось в 2007 году. МАЗ-6516А8-321 получил двигатель ЯМЗ-6581.10. Что интересно, этот силовой агрегат разрабатывался специально для грузовиков МАЗ.
Сцепление модель получила от ZF Sachs, а КПП – Shaanxi. Кстати, это наглядно показывает, насколько МАЗ зависим от сторонних производителей. Грузоподъемность – 25 тонн при общей массе 41 т.
В процессе модернизаций передние оси отодвинули друг от друга. Фото: Youtube.com
Модель оказалась популярной, большинство собранных самосвалов продавали за рубеж, особенно в Россию. Кстати, белорусские МАЗ-6516А8-321 работали и на глобальной стройке во время подготовки к олимпиаде Сочи-2014.
Интересно, что самосвалы выпускали не на самом Минском автомобильном заводе, а на СП МАЗ-МАН.
Грузовики постоянно модернизировались и дорабатывались. Естественно, это отображалось на индексах, но цифры 6516 оставались неизменными. В 2010 году решили увеличить расстояние между первыми двумя осями. Это позволило перераспределить нагрузку.
Начиная с 2011 года все МАЗ начали комплектовать новыми кабинами. Переход был постепенным.
Самосвалы МАЗ 8х4 имеют кузова двух типов – стандартным прямоугольным и U. Вне зависимости от формы, объем у них может быть на 18 или 21 м3.
Самый современный
В 2016 году дебютировал МАЗ-6516М9-620. Это самый современный самосвал в линейке – он оснащался мотором Mercedes-Benz, соответствующий классу Евро-6. Коробка передач тоже немецкая – Мерседес, причем не механическая, а роботизированная.
Модель от КамАЗ для сравнения. Фото: Youtube.com
Минский автомобильный завод еще в 2020 году отказался от европейских агрегатов и перешел на китайские с похожими характеристиками. Это позволило уменьшить себестоимость грузовиков. Что касается надежности, то, конечно, она снизилась, но это становится актуальным только после 100 тысяч километров пробега.
Как показало развитие событий в 2022 году, отказ от европейских агрегатов оказался своевременным. Минский автомобильный завод сейчас находится под экономическими санкциями со стороны стран ЕС и США.
Основная задача МАЗ-6516М9-620 – это работа на стройках с качественными подъездными дорогами. Покорять бездорожье автомобилю мешает европейский облик – низкий бампер и небольшой клиренс. Впрочем, если дорога не изобилует неровностями, где грузовик может просто сесть на раму, то он проедет по грязи. Для этого ходовка автомобиля оборудована блокировками.
А вот так выглядит китайский самосвал. Фото: Youtube.com
Интересно, что кабина заявлена как своя. Конечно, дизайн заимствован у европейских образцов, но на заводе утверждают, что делают все кузовные панели самостоятельно.
Турбодизельный двигатель OM471 от Мерседес имеет рабочий объем 12,8 литра, развивая 476 л. с. Сейчас на все четырехосные автомобили МАЗ серии 6516 ставят в основном российские моторы ЯМЗ или китайские FAW, Weichai и Shacman. Производители из Поднебесной поставляют Минскому автомобильному заводу коробки передач и ряд других комплектующих.
Отзывы
Как правило, водители и владельцы четырехосных МАЗ довольны техникой, но это касается скорее новых автомобилей. После 2-3 лет эксплуатации начинают появляться проблемы.
МАЗ-6516 на работе. Фото: Youtube.com
В первую очередь – это недостаточная антикоррозийная устойчивость кабины. Второе –это низкая проходимость и плохая маневренность по сравнению с трехосными самосвалами. Много нареканий на электрику – по-хорошему, ее рекомендуют перебрать сразу после покупки, «просиликонив» все контакты.
Расход топлива превышает заявленный. В ТТХ указывается 40 литров, реально он около 45. Есть жалобы на прочность рамы и рессор, хотя если не перегружать автомобиль, ничего не ломается. Но наемные водители нередко возят по 30, а то и 35 тонн, при разрешенных 25.
МАЗ-6516 занял достойное место в ряду четырехосных самосвалов. Интересно, что выпускался он с прицелом на экспорт в страны ЕС, но основной рынок продаж на сегодняшний момент – это Россия.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...