Что такое тюнинг автоматической коробки и зачем его делают
Многие автовладельцы занимаются чип-тюнингом двигателя. Причины могут быть самыми разными: например, увеличение крутящего момента для того, чтобы можно было «рвать со светофора» или быстро и безопасно обгонять на трассе какой-нибудь длиннющий автопоезд. Но не все в курсе, что изменения в программировании ЭБУ мотора не дадут полноценного результата, если не провести электронную модернизацию «автомата».
Как это происходит на практике? Допустим, водитель «топит в тапку», требуя выдать сразу максимальное число оборотов, к примеру, 200 Н*м на колесо. ЭБУ двигателя «согласно», но тут в дело вступает электроника коробки, которая ограничивает запрос до, к примеру, 150 Н*м, «мотивируя» это тем, что в случае выполнения «просьбы» она просто развалится. Помимо улучшения разгонной динамики автомобиля, тюнинг АКПП могут проводить и по другим причинам. Усовершенствование коробки нужно для:
✅ исправления заводских багов
✅ увеличения скорости переключения с одной передачи на другую
✅ повышения плавности хода и устранения рывков, дерганий
✅ ликвидации искусственных ограничителей скорости
✅ недопущения перегрева коробки
✅ улучшения смазки элементов АКПП
Зачастую производители не заморачиваются, когда ставят одну и ту же коробку на разные автомобили. Примером может служить агрегат 09G, устанавливаемый на Skoda Octavia. На ней автомат работает нормально, а вот на VW Polo с толчками. Существует несколько видов тюнинга, влияющего на ту или иную систему автоматической коробки.
Сразу стоит отметить, что процедура полного тюнинга довольно сложная, требующая наличия ноутбука, специального программного обеспечения, инструментов, а также опыта. Сначала стоит рассмотреть технические варианты тюнинга.
Заключается в установке дополнительных фильтров, которые производят более тщательную очистку масла. Благодаря такой операции, оно еще долгое время остается чистым, менять его можно позже, т. е. затрат на покупку нового состава станет меньше.
Понятно, что на динамике авто и скорости такая процедура никак не скажется, разве что косвенно.
Коробка, благодаря силе трения, постоянно нагревается. Особенно это характерно для автомобилей, эксплуатирующихся в тяжелых дорожных условиях. Недостаточное охлаждение может привести к деформации агрегата и выходу его из строя. Чтобы не допустить такого развития событий, автовладельцы ставят специальный отдельный радиатор впереди основного. Иногда задействуют дополнительный вентилятор, температурный датчик.
Когда вы примите решение подсоединить дополнительный радиатор, перед вами возникнет вопрос – как его интегрировать в АКПП: ставить до заводской системы или после? Рекомендуется воспользоваться первым вариантом. В этом случае масло в АКПП станет отдавать лишнее тепло. В нижнем бачке смазка, в зависимости от ситуации, будет прогреваться до рабочей температуры или наоборот, охлаждаться до нее.
Если же дополнительный радиатор поставить после заводской системы охлаждения коробки, температура жидкости в ней может понизиться до нерабочей. А это чревато преждевременным износом деталей агрегата. Вышеперечисленные виды тюнинга чаще всего делают для:
✅ машин с большим пробегом и старой АКПП
✅ спорткаров, передвигающихся в экстремальных условиях, когда требуется быстрое охлаждение коробки
✅ автомобилей, у которых по тем или иным причинам постоянно перегревается АКПП
Дополнительный радиатор следует устанавливать немного ниже линии бампера. Желательно использовать и термостат.
Что для его проведения понадобится? Вмешательство в электронику автоматической коробки подразумевает использование подходящей прошивки (ПО). При этом, если ее скачать с интернета, никто не даст гарантию, что она рабочая. Если вы хотите проводить чип-тюнинг самостоятельно, еще понадобится куча адаптеров, чтобы подключиться к автомобильной системе. Дальнейшие этапы:
✅ сначала, включив зажигание, протестируйте коробку с помощью программы Flasher (или любой другой, диагностической), чтобы выявить возможные ошибки
✅ исправьте их и запустите на ноутбуке прошивку
✅ ждите, пока процесс модернизации электронного блока агрегата закончится
✅ выключите зажигание и через пять минут пустите двигатель
✅ снова протестируйте электронный блок на предмет ошибок
При их появлении процедуру придется повторить заново. Если все в порядке, протестируйте коробку при движении автомобиля.
Да, можно самому найти нужный софт в интернете, прикупить необходимые адаптеры с проводами, прочитать теорию и разобраться в системе. Но самостоятельный чип-тюнинг коробки таит в себе и немало рисков. Впоследствии это может привести в лучшем случае к быстрому сокращению срока службы агрегата, в худшем – к его поломке. Если же обратиться к профессионалам, стоимость работ на обычной СТО может обойтись в 3-5 тыс. руб.
Но все же лучший вариант – посещение «своего» дилера или хорошо себя зарекомендовавшее тюнинг-ателье. Здесь уже цены могут начинаться с 10 тыс. руб. Кроме, собственно, прошивки, специалисты выполнят и сопутствующие операции:
✅ диагностируют АКПП
✅ проведут очередное ТО
✅ промоют магистрали внутри коробки
✅ адаптируют элементы трансмиссии
✅ осуществят иные процедуры, положительно влияющие на работоспособность АКПП
Что в итоге получит автовладелец после проведенного чип-тюнинга автоматической коробки? Есть как положительные, так и отрицательные моменты.
Главный из них – увеличение динамики автомобиля, который станет заметно резвее. Коробка окажется более «отзывчивой», т. е. будет моментально реагировать на переключения. Электроника заработает на «всю катушку» – на заводе АКПП настраивают на средний режим работы.
При условии грамотного проведения процедуры, токсичность выхлопных газов уменьшится, а расход горючего снизится.
Основные беды могут поджидать тех, кто решил самостоятельно заняться этим делом. Главный риск – неверный выбор прошивки, что чревато выходом из строя ЭБУ. Тогда преимущества, перечисленные выше, плавно перейдет в свою противоположность: увеличится расход топлива, токсичность, упадет разгонная динамика и т. п. Но даже если делать чип-тюнинг у специалистов, минусы тоже будут:
✅ стоимость процедуры высока (не для всех, конечно)
✅ вы лишитесь права на гарантийный ремонт у официального дилера
✅ эксплуатационный ресурс коробки уменьшится
Заводские настройки не случайны: установка усредненных параметров обеспечивает наилучшее соотношение срока службы автомобиля и его эксплуатационных характеристик. Изменение баланса неизбежно приведет к сокращению ресурса, как коробки, так и машины.
Если вы решили провести чип-тюнинг коробки, делать это лучше в специализированном ателье, сервисе. Когда процедуры будут закончены, наверняка появится желание «топтать тапку»: за что же я платил деньги? Говоря проще, машина начнет эксплуатироваться не бережно и не экономно. За удовольствие ощутить мощную динамику придется заплатить сокращением ресурса КПП. Поэтому для подавляющего большинства процедура имеет смысл разве что в случае заводских «косяков». Так что каждый автовладелец решает сам, что ему «интереснее».
Как это происходит на практике? Допустим, водитель «топит в тапку», требуя выдать сразу максимальное число оборотов, к примеру, 200 Н*м на колесо. ЭБУ двигателя «согласно», но тут в дело вступает электроника коробки, которая ограничивает запрос до, к примеру, 150 Н*м, «мотивируя» это тем, что в случае выполнения «просьбы» она просто развалится. Помимо улучшения разгонной динамики автомобиля, тюнинг АКПП могут проводить и по другим причинам. Усовершенствование коробки нужно для:
✅ исправления заводских багов
✅ увеличения скорости переключения с одной передачи на другую
✅ повышения плавности хода и устранения рывков, дерганий
✅ ликвидации искусственных ограничителей скорости
✅ недопущения перегрева коробки
✅ улучшения смазки элементов АКПП
Зачастую производители не заморачиваются, когда ставят одну и ту же коробку на разные автомобили. Примером может служить агрегат 09G, устанавливаемый на Skoda Octavia. На ней автомат работает нормально, а вот на VW Polo с толчками. Существует несколько видов тюнинга, влияющего на ту или иную систему автоматической коробки.
Один из сложных видов тюнинга подразумевает замену некоторых деталей в коробке. Фото: YouTube.com
Сразу стоит отметить, что процедура полного тюнинга довольно сложная, требующая наличия ноутбука, специального программного обеспечения, инструментов, а также опыта. Сначала стоит рассмотреть технические варианты тюнинга.
Модернизация системы смазки
Заключается в установке дополнительных фильтров, которые производят более тщательную очистку масла. Благодаря такой операции, оно еще долгое время остается чистым, менять его можно позже, т. е. затрат на покупку нового состава станет меньше.
Дополнительный масляный фильтр на Honda. Средняя цена: 2628 руб. Фото: YouTube.com
Понятно, что на динамике авто и скорости такая процедура никак не скажется, разве что косвенно.
Совершенствование системы охлаждения АКПП
Коробка, благодаря силе трения, постоянно нагревается. Особенно это характерно для автомобилей, эксплуатирующихся в тяжелых дорожных условиях. Недостаточное охлаждение может привести к деформации агрегата и выходу его из строя. Чтобы не допустить такого развития событий, автовладельцы ставят специальный отдельный радиатор впереди основного. Иногда задействуют дополнительный вентилятор, температурный датчик.
Если машина используется в нормальном, щадящем режиме, устанавливать новые элементы для модернизации системы охлаждения нет смысла.
Когда вы примите решение подсоединить дополнительный радиатор, перед вами возникнет вопрос – как его интегрировать в АКПП: ставить до заводской системы или после? Рекомендуется воспользоваться первым вариантом. В этом случае масло в АКПП станет отдавать лишнее тепло. В нижнем бачке смазка, в зависимости от ситуации, будет прогреваться до рабочей температуры или наоборот, охлаждаться до нее.
Установка дополнительного радиатора для АКПП на Audi A8. Средняя цена: 16353 руб. Фото: YouTube.com
Если же дополнительный радиатор поставить после заводской системы охлаждения коробки, температура жидкости в ней может понизиться до нерабочей. А это чревато преждевременным износом деталей агрегата. Вышеперечисленные виды тюнинга чаще всего делают для:
✅ машин с большим пробегом и старой АКПП
✅ спорткаров, передвигающихся в экстремальных условиях, когда требуется быстрое охлаждение коробки
✅ автомобилей, у которых по тем или иным причинам постоянно перегревается АКПП
Дополнительный радиатор следует устанавливать немного ниже линии бампера. Желательно использовать и термостат.
Чип-тюнинг
Что для его проведения понадобится? Вмешательство в электронику автоматической коробки подразумевает использование подходящей прошивки (ПО). При этом, если ее скачать с интернета, никто не даст гарантию, что она рабочая. Если вы хотите проводить чип-тюнинг самостоятельно, еще понадобится куча адаптеров, чтобы подключиться к автомобильной системе. Дальнейшие этапы:
✅ сначала, включив зажигание, протестируйте коробку с помощью программы Flasher (или любой другой, диагностической), чтобы выявить возможные ошибки
✅ исправьте их и запустите на ноутбуке прошивку
✅ ждите, пока процесс модернизации электронного блока агрегата закончится
✅ выключите зажигание и через пять минут пустите двигатель
✅ снова протестируйте электронный блок на предмет ошибок
При их появлении процедуру придется повторить заново. Если все в порядке, протестируйте коробку при движении автомобиля.
Как делать чип-тюнинг: самостоятельно или в сервисе
Да, можно самому найти нужный софт в интернете, прикупить необходимые адаптеры с проводами, прочитать теорию и разобраться в системе. Но самостоятельный чип-тюнинг коробки таит в себе и немало рисков. Впоследствии это может привести в лучшем случае к быстрому сокращению срока службы агрегата, в худшем – к его поломке. Если же обратиться к профессионалам, стоимость работ на обычной СТО может обойтись в 3-5 тыс. руб.
Для проведения чип-тюнинга коробку снимать не требуется. Фото: YouTube.com
Но все же лучший вариант – посещение «своего» дилера или хорошо себя зарекомендовавшее тюнинг-ателье. Здесь уже цены могут начинаться с 10 тыс. руб. Кроме, собственно, прошивки, специалисты выполнят и сопутствующие операции:
✅ диагностируют АКПП
✅ проведут очередное ТО
✅ промоют магистрали внутри коробки
✅ адаптируют элементы трансмиссии
✅ осуществят иные процедуры, положительно влияющие на работоспособность АКПП
Что в итоге получит автовладелец после проведенного чип-тюнинга автоматической коробки? Есть как положительные, так и отрицательные моменты.
Плюсы
Главный из них – увеличение динамики автомобиля, который станет заметно резвее. Коробка окажется более «отзывчивой», т. е. будет моментально реагировать на переключения. Электроника заработает на «всю катушку» – на заводе АКПП настраивают на средний режим работы.
Чип-тюнинг требует использования ноутбука и специального ПО. Фото: YouTube.com
При условии грамотного проведения процедуры, токсичность выхлопных газов уменьшится, а расход горючего снизится.
Минусы
Основные беды могут поджидать тех, кто решил самостоятельно заняться этим делом. Главный риск – неверный выбор прошивки, что чревато выходом из строя ЭБУ. Тогда преимущества, перечисленные выше, плавно перейдет в свою противоположность: увеличится расход топлива, токсичность, упадет разгонная динамика и т. п. Но даже если делать чип-тюнинг у специалистов, минусы тоже будут:
✅ стоимость процедуры высока (не для всех, конечно)
✅ вы лишитесь права на гарантийный ремонт у официального дилера
✅ эксплуатационный ресурс коробки уменьшится
Заводские настройки не случайны: установка усредненных параметров обеспечивает наилучшее соотношение срока службы автомобиля и его эксплуатационных характеристик. Изменение баланса неизбежно приведет к сокращению ресурса, как коробки, так и машины.
Выводы
Если вы решили провести чип-тюнинг коробки, делать это лучше в специализированном ателье, сервисе. Когда процедуры будут закончены, наверняка появится желание «топтать тапку»: за что же я платил деньги? Говоря проще, машина начнет эксплуатироваться не бережно и не экономно. За удовольствие ощутить мощную динамику придется заплатить сокращением ресурса КПП. Поэтому для подавляющего большинства процедура имеет смысл разве что в случае заводских «косяков». Так что каждый автовладелец решает сам, что ему «интереснее».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...