Что такое тюнинг автоматической коробки и зачем его делают
Многие автовладельцы занимаются чип-тюнингом двигателя. Причины могут быть самыми разными: например, увеличение крутящего момента для того, чтобы можно было «рвать со светофора» или быстро и безопасно обгонять на трассе какой-нибудь длиннющий автопоезд. Но не все в курсе, что изменения в программировании ЭБУ мотора не дадут полноценного результата, если не провести электронную модернизацию «автомата».
Как это происходит на практике? Допустим, водитель «топит в тапку», требуя выдать сразу максимальное число оборотов, к примеру, 200 Н*м на колесо. ЭБУ двигателя «согласно», но тут в дело вступает электроника коробки, которая ограничивает запрос до, к примеру, 150 Н*м, «мотивируя» это тем, что в случае выполнения «просьбы» она просто развалится. Помимо улучшения разгонной динамики автомобиля, тюнинг АКПП могут проводить и по другим причинам. Усовершенствование коробки нужно для:
✅ исправления заводских багов
✅ увеличения скорости переключения с одной передачи на другую
✅ повышения плавности хода и устранения рывков, дерганий
✅ ликвидации искусственных ограничителей скорости
✅ недопущения перегрева коробки
✅ улучшения смазки элементов АКПП
Зачастую производители не заморачиваются, когда ставят одну и ту же коробку на разные автомобили. Примером может служить агрегат 09G, устанавливаемый на Skoda Octavia. На ней автомат работает нормально, а вот на VW Polo с толчками. Существует несколько видов тюнинга, влияющего на ту или иную систему автоматической коробки.
Сразу стоит отметить, что процедура полного тюнинга довольно сложная, требующая наличия ноутбука, специального программного обеспечения, инструментов, а также опыта. Сначала стоит рассмотреть технические варианты тюнинга.
Заключается в установке дополнительных фильтров, которые производят более тщательную очистку масла. Благодаря такой операции, оно еще долгое время остается чистым, менять его можно позже, т. е. затрат на покупку нового состава станет меньше.
Понятно, что на динамике авто и скорости такая процедура никак не скажется, разве что косвенно.
Коробка, благодаря силе трения, постоянно нагревается. Особенно это характерно для автомобилей, эксплуатирующихся в тяжелых дорожных условиях. Недостаточное охлаждение может привести к деформации агрегата и выходу его из строя. Чтобы не допустить такого развития событий, автовладельцы ставят специальный отдельный радиатор впереди основного. Иногда задействуют дополнительный вентилятор, температурный датчик.
Когда вы примите решение подсоединить дополнительный радиатор, перед вами возникнет вопрос – как его интегрировать в АКПП: ставить до заводской системы или после? Рекомендуется воспользоваться первым вариантом. В этом случае масло в АКПП станет отдавать лишнее тепло. В нижнем бачке смазка, в зависимости от ситуации, будет прогреваться до рабочей температуры или наоборот, охлаждаться до нее.
Если же дополнительный радиатор поставить после заводской системы охлаждения коробки, температура жидкости в ней может понизиться до нерабочей. А это чревато преждевременным износом деталей агрегата. Вышеперечисленные виды тюнинга чаще всего делают для:
✅ машин с большим пробегом и старой АКПП
✅ спорткаров, передвигающихся в экстремальных условиях, когда требуется быстрое охлаждение коробки
✅ автомобилей, у которых по тем или иным причинам постоянно перегревается АКПП
Дополнительный радиатор следует устанавливать немного ниже линии бампера. Желательно использовать и термостат.
Что для его проведения понадобится? Вмешательство в электронику автоматической коробки подразумевает использование подходящей прошивки (ПО). При этом, если ее скачать с интернета, никто не даст гарантию, что она рабочая. Если вы хотите проводить чип-тюнинг самостоятельно, еще понадобится куча адаптеров, чтобы подключиться к автомобильной системе. Дальнейшие этапы:
✅ сначала, включив зажигание, протестируйте коробку с помощью программы Flasher (или любой другой, диагностической), чтобы выявить возможные ошибки
✅ исправьте их и запустите на ноутбуке прошивку
✅ ждите, пока процесс модернизации электронного блока агрегата закончится
✅ выключите зажигание и через пять минут пустите двигатель
✅ снова протестируйте электронный блок на предмет ошибок
При их появлении процедуру придется повторить заново. Если все в порядке, протестируйте коробку при движении автомобиля.
Да, можно самому найти нужный софт в интернете, прикупить необходимые адаптеры с проводами, прочитать теорию и разобраться в системе. Но самостоятельный чип-тюнинг коробки таит в себе и немало рисков. Впоследствии это может привести в лучшем случае к быстрому сокращению срока службы агрегата, в худшем – к его поломке. Если же обратиться к профессионалам, стоимость работ на обычной СТО может обойтись в 3-5 тыс. руб.
Но все же лучший вариант – посещение «своего» дилера или хорошо себя зарекомендовавшее тюнинг-ателье. Здесь уже цены могут начинаться с 10 тыс. руб. Кроме, собственно, прошивки, специалисты выполнят и сопутствующие операции:
✅ диагностируют АКПП
✅ проведут очередное ТО
✅ промоют магистрали внутри коробки
✅ адаптируют элементы трансмиссии
✅ осуществят иные процедуры, положительно влияющие на работоспособность АКПП
Что в итоге получит автовладелец после проведенного чип-тюнинга автоматической коробки? Есть как положительные, так и отрицательные моменты.
Главный из них – увеличение динамики автомобиля, который станет заметно резвее. Коробка окажется более «отзывчивой», т. е. будет моментально реагировать на переключения. Электроника заработает на «всю катушку» – на заводе АКПП настраивают на средний режим работы.
При условии грамотного проведения процедуры, токсичность выхлопных газов уменьшится, а расход горючего снизится.
Основные беды могут поджидать тех, кто решил самостоятельно заняться этим делом. Главный риск – неверный выбор прошивки, что чревато выходом из строя ЭБУ. Тогда преимущества, перечисленные выше, плавно перейдет в свою противоположность: увеличится расход топлива, токсичность, упадет разгонная динамика и т. п. Но даже если делать чип-тюнинг у специалистов, минусы тоже будут:
✅ стоимость процедуры высока (не для всех, конечно)
✅ вы лишитесь права на гарантийный ремонт у официального дилера
✅ эксплуатационный ресурс коробки уменьшится
Заводские настройки не случайны: установка усредненных параметров обеспечивает наилучшее соотношение срока службы автомобиля и его эксплуатационных характеристик. Изменение баланса неизбежно приведет к сокращению ресурса, как коробки, так и машины.
Если вы решили провести чип-тюнинг коробки, делать это лучше в специализированном ателье, сервисе. Когда процедуры будут закончены, наверняка появится желание «топтать тапку»: за что же я платил деньги? Говоря проще, машина начнет эксплуатироваться не бережно и не экономно. За удовольствие ощутить мощную динамику придется заплатить сокращением ресурса КПП. Поэтому для подавляющего большинства процедура имеет смысл разве что в случае заводских «косяков». Так что каждый автовладелец решает сам, что ему «интереснее».
Как это происходит на практике? Допустим, водитель «топит в тапку», требуя выдать сразу максимальное число оборотов, к примеру, 200 Н*м на колесо. ЭБУ двигателя «согласно», но тут в дело вступает электроника коробки, которая ограничивает запрос до, к примеру, 150 Н*м, «мотивируя» это тем, что в случае выполнения «просьбы» она просто развалится. Помимо улучшения разгонной динамики автомобиля, тюнинг АКПП могут проводить и по другим причинам. Усовершенствование коробки нужно для:
✅ исправления заводских багов
✅ увеличения скорости переключения с одной передачи на другую
✅ повышения плавности хода и устранения рывков, дерганий
✅ ликвидации искусственных ограничителей скорости
✅ недопущения перегрева коробки
✅ улучшения смазки элементов АКПП
Зачастую производители не заморачиваются, когда ставят одну и ту же коробку на разные автомобили. Примером может служить агрегат 09G, устанавливаемый на Skoda Octavia. На ней автомат работает нормально, а вот на VW Polo с толчками. Существует несколько видов тюнинга, влияющего на ту или иную систему автоматической коробки.
Один из сложных видов тюнинга подразумевает замену некоторых деталей в коробке. Фото: YouTube.com
Сразу стоит отметить, что процедура полного тюнинга довольно сложная, требующая наличия ноутбука, специального программного обеспечения, инструментов, а также опыта. Сначала стоит рассмотреть технические варианты тюнинга.
Модернизация системы смазки
Заключается в установке дополнительных фильтров, которые производят более тщательную очистку масла. Благодаря такой операции, оно еще долгое время остается чистым, менять его можно позже, т. е. затрат на покупку нового состава станет меньше.
Дополнительный масляный фильтр на Honda. Средняя цена: 2628 руб. Фото: YouTube.com
Понятно, что на динамике авто и скорости такая процедура никак не скажется, разве что косвенно.
Совершенствование системы охлаждения АКПП
Коробка, благодаря силе трения, постоянно нагревается. Особенно это характерно для автомобилей, эксплуатирующихся в тяжелых дорожных условиях. Недостаточное охлаждение может привести к деформации агрегата и выходу его из строя. Чтобы не допустить такого развития событий, автовладельцы ставят специальный отдельный радиатор впереди основного. Иногда задействуют дополнительный вентилятор, температурный датчик.
Если машина используется в нормальном, щадящем режиме, устанавливать новые элементы для модернизации системы охлаждения нет смысла.
Когда вы примите решение подсоединить дополнительный радиатор, перед вами возникнет вопрос – как его интегрировать в АКПП: ставить до заводской системы или после? Рекомендуется воспользоваться первым вариантом. В этом случае масло в АКПП станет отдавать лишнее тепло. В нижнем бачке смазка, в зависимости от ситуации, будет прогреваться до рабочей температуры или наоборот, охлаждаться до нее.
Установка дополнительного радиатора для АКПП на Audi A8. Средняя цена: 16353 руб. Фото: YouTube.com
Если же дополнительный радиатор поставить после заводской системы охлаждения коробки, температура жидкости в ней может понизиться до нерабочей. А это чревато преждевременным износом деталей агрегата. Вышеперечисленные виды тюнинга чаще всего делают для:
✅ машин с большим пробегом и старой АКПП
✅ спорткаров, передвигающихся в экстремальных условиях, когда требуется быстрое охлаждение коробки
✅ автомобилей, у которых по тем или иным причинам постоянно перегревается АКПП
Дополнительный радиатор следует устанавливать немного ниже линии бампера. Желательно использовать и термостат.
Чип-тюнинг
Что для его проведения понадобится? Вмешательство в электронику автоматической коробки подразумевает использование подходящей прошивки (ПО). При этом, если ее скачать с интернета, никто не даст гарантию, что она рабочая. Если вы хотите проводить чип-тюнинг самостоятельно, еще понадобится куча адаптеров, чтобы подключиться к автомобильной системе. Дальнейшие этапы:
✅ сначала, включив зажигание, протестируйте коробку с помощью программы Flasher (или любой другой, диагностической), чтобы выявить возможные ошибки
✅ исправьте их и запустите на ноутбуке прошивку
✅ ждите, пока процесс модернизации электронного блока агрегата закончится
✅ выключите зажигание и через пять минут пустите двигатель
✅ снова протестируйте электронный блок на предмет ошибок
При их появлении процедуру придется повторить заново. Если все в порядке, протестируйте коробку при движении автомобиля.
Как делать чип-тюнинг: самостоятельно или в сервисе
Да, можно самому найти нужный софт в интернете, прикупить необходимые адаптеры с проводами, прочитать теорию и разобраться в системе. Но самостоятельный чип-тюнинг коробки таит в себе и немало рисков. Впоследствии это может привести в лучшем случае к быстрому сокращению срока службы агрегата, в худшем – к его поломке. Если же обратиться к профессионалам, стоимость работ на обычной СТО может обойтись в 3-5 тыс. руб.
Для проведения чип-тюнинга коробку снимать не требуется. Фото: YouTube.com
Но все же лучший вариант – посещение «своего» дилера или хорошо себя зарекомендовавшее тюнинг-ателье. Здесь уже цены могут начинаться с 10 тыс. руб. Кроме, собственно, прошивки, специалисты выполнят и сопутствующие операции:
✅ диагностируют АКПП
✅ проведут очередное ТО
✅ промоют магистрали внутри коробки
✅ адаптируют элементы трансмиссии
✅ осуществят иные процедуры, положительно влияющие на работоспособность АКПП
Что в итоге получит автовладелец после проведенного чип-тюнинга автоматической коробки? Есть как положительные, так и отрицательные моменты.
Плюсы
Главный из них – увеличение динамики автомобиля, который станет заметно резвее. Коробка окажется более «отзывчивой», т. е. будет моментально реагировать на переключения. Электроника заработает на «всю катушку» – на заводе АКПП настраивают на средний режим работы.
Чип-тюнинг требует использования ноутбука и специального ПО. Фото: YouTube.com
При условии грамотного проведения процедуры, токсичность выхлопных газов уменьшится, а расход горючего снизится.
Минусы
Основные беды могут поджидать тех, кто решил самостоятельно заняться этим делом. Главный риск – неверный выбор прошивки, что чревато выходом из строя ЭБУ. Тогда преимущества, перечисленные выше, плавно перейдет в свою противоположность: увеличится расход топлива, токсичность, упадет разгонная динамика и т. п. Но даже если делать чип-тюнинг у специалистов, минусы тоже будут:
✅ стоимость процедуры высока (не для всех, конечно)
✅ вы лишитесь права на гарантийный ремонт у официального дилера
✅ эксплуатационный ресурс коробки уменьшится
Заводские настройки не случайны: установка усредненных параметров обеспечивает наилучшее соотношение срока службы автомобиля и его эксплуатационных характеристик. Изменение баланса неизбежно приведет к сокращению ресурса, как коробки, так и машины.
Выводы
Если вы решили провести чип-тюнинг коробки, делать это лучше в специализированном ателье, сервисе. Когда процедуры будут закончены, наверняка появится желание «топтать тапку»: за что же я платил деньги? Говоря проще, машина начнет эксплуатироваться не бережно и не экономно. За удовольствие ощутить мощную динамику придется заплатить сокращением ресурса КПП. Поэтому для подавляющего большинства процедура имеет смысл разве что в случае заводских «косяков». Так что каждый автовладелец решает сам, что ему «интереснее».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....