Бе-200: уникальный самолет-амфибия из России
Так уж вышло, что сегодня мы вынуждены гордиться и пользоваться техническим наследием СССР, не возлагая особых надежд на фразу «Сделано в России». Но из этого неприятного правила есть как минимум одно яркое исключение – это разработанный и построенный в РФ многоцелевой самолет-амфибия Бе-200. Это не просто необычный, а в некоторых вопросах уникальный аппарат, который не имеет аналогов в мире. Чем так интересен самолет и почему он популярен за пределами России?
Во время разработки Бе-200 инженеры ТАНТК имени Г. М. Бериева вдохновлялись своим главным детищем в лице самого большого в мире реактивного самолета-амфибии А-40 «Альбатрос». КБ и завод, расположенные в Таганроге прямо на берегу Таганрогского залива, давно славились способностью органично соединять стихию воздушную со стихией морской. Аппарат А-40 имел 90 тонн веса и был нацелен скорее на военные задачи. Правительство РФ же распорядилось сделать нечто похожее, но с гражданским уклоном. Так в 1993 году и началось проектирование Бе-200.
Сделать гражданскую модификацию «Альбатроса» не представлялось возможным. Слишком уж он был большим и дорогим. Бе-200, также получивший название «Альтаир», стал заметно меньше и в размерах, и по массе, за счет чего отличается большей скороподъемностью и маневренностью.
Первый летный экземпляр собрали, как ни странно, в Иркутске, где новый самолет производился вплоть до 2008 года. После этого он вернулся в родную гавань и до сих пор выпускается на заводе ТАНТК имени Г. М. Бериева. К слову, отсюда берет начало «дед» Бе-200 – это противолодочный военный самолет, который за долгий период своей эксплуатации поставил 46 мировых рекордов.
Важно: именно Бе-200 построен в единственном экземпляре. Это первый самолет в серии, который впервые поднялся в воздух в уже далеком 1998 году. Все остальные экземпляры – это модификации под те или иные задачи, о чем мы поговорим ниже. Большая их часть приходится на версию Бе-200ЧС, которая до сих пор выпускается серийно под заказ для МЧС России и некоторых государств.
Коротко пройдемся по самым интересным характеристикам летательного и плавающего аппарата:
✅ дальность полета – до 3100 км
✅ дальность с полной загрузкой – 1400 км
✅ предельная высота полета – 8000 м
✅ крейсерская скорость – 650 км/ч
✅ скороподъемность – до 8 м/с
В стандартной версии самолет управляется экипажем из четырех человек. На борту есть кабина пилотов, бытовой отсек с туалетом и гардеробом, технический блок с оборудованием и навигацией. В кормовой части фюзеляжа расположились аккумуляторы и механизмы для управления водяным рулем. Вы все правильно поняли – амфибия при движении по воде может управляться как лодка.
Самолет Бе-200 может взять на борту до 12 тонн воды или специальной огнегасящей жидкости. Для заправки с водоема аппарат берет курс над поверхностью реки, озера или моря, затем снижается, и, касаясь фюзеляжем водной глади, выходит в режим глиссирования. На этот момент уже открыты створки водяных баков, через которые вода набирается вплоть до полного набора нужного объема.
Для забора воды используются две группы емкостей объемом 13 м3. Интересно, что при заправке с водоема можно заполнить баки всего на 12 м3. Полностью «забить» их можно только в случае заполнения на аэродроме. Для этого используется автомобиль на базе АС-157. Конечно, процесс занимает гораздо больше времени, чем забор воды с водоема, но иногда последнее невозможно.
Интересно, что при заборе воды самолет практически не замедляется и поддерживает скорость в 0,9-0,95 от взлетной. Сделано это специально, чтобы поднять производительность пожаротушения и увеличить число «ходок» на одном баке. К слову, взлетная масса с водоема несколько меньше, чем с суши – 40 тонн против 42 тонн. При этом пустой самолет без воды и экипажа весит 28 тонн.
Бе-200 имеет уникально высокую скороподъемность для самолетов своего класса. Благодаря этому преимуществу аппарат отлично чувствует себя в ограниченном пространстве. Например, в процессе тушения пожаров в гористых областях или при наличии препятствий на пути забора и сброса воды.
Спроектированная специально для снабжения МЧС России модель под названием Бе-200ЧС имеет несколько расширенный круг задач в сравнении с базовой версией. В список его способностей однозначно входят:
✅ непосредственно тушение пожаров водой или специальными жидкостями
✅ оперативная доставка спасателей и грузов в бедствующие районы
✅ нахождение координат местоположения очагов возгорания и иных ЧС
✅ поиск кораблей и прочих судов, которые терпят бедствие в море или океане
✅ быстрая эвакуация пострадавших людей из мест с чрезвычайной ситуацией
Модель Бе-200ЧС дополнительно имеет два места для членов экипажа кроме четырех стандартных. На борту есть надувная шлюпка и комплект оборудования, предназначенного для поиска пропавших кораблей и спасения экипажа.
С минимальными усилиями обычный самолет Бе-200 можно переоборудовать в одну из четырех модификаций: грузовую, грузопассажирскую, патрульную и поисково-спасательную. Уникальность аппарата в том, что в любом из этих вариантов он сохраняет все свои возможности пожаротушения.
В транспортном исполнении амфибия может перевозить до 7500 кг груза. В пассажирском – до 3000 кг полезной нагрузки и еще 19 пассажиров сверху. Поисково-спасательная модификация Бе-200ПС способна вместить команду из 50 спасателей или до 30 пострадавших на носилках. Патрульный Бе-200П получил оборудование для длительного полета без посадки и места для 9 членов экипажа.
Каждый год, начиная с 2003, самолеты Бе-200 выходят на бой с огненной стихией как в российской тайге, так и за пределами страны. Воздушные машины отметились на мероприятиях по тушению лесных и не только пожаров в таких государствах, как Греция, Италия, Болгария, Португалия и даже Индонезия. В прошлом 2022 году два борта под номерами 31130, 31140 тушили пожары за Уралом. Регулярно эти машины появляются над горящими лесами Сибири, где вносят существенный вклад.
В России основным заказчиком самолетов Бе-200ЧС стало МЧС РФ. На конец 2021 года в составе этой структуры числятся 12 амфибий, однако только 7 из них эксплуатируются постоянно. Всего с 2003 года произведено лишь 20 машин, из которых 2 экземпляра находятся во владении ТАНТК имени Г. М. Бериева в качестве опытных. Ранее еще один самолет принадлежал ВМФ РФ, однако в 2020 году этот борт потерпел крушение в результате столкновения с горой на территории Турции.
Один из серии самолетов эксплуатируется в Азербайджане с 2008 года. Индонезия, Китай, США и Чили сделали заказы на поставку уникальных амфибий, проявив интерес к особенностям Бе-200.
Несмотря довольно долгую разработку в не самые позитивные для России времена в разгар 90-х годов, самолет-амфибия Бе-200 и его модификации получились такими, какими их любят в МЧС и за рубежом. Это реальный пример того, как можно практически с нуля создать уникальный аппарат и пустить его в серию, и все это уже в нашей стране, а не в СССР с его плановой экономикой.
История создания
Во время разработки Бе-200 инженеры ТАНТК имени Г. М. Бериева вдохновлялись своим главным детищем в лице самого большого в мире реактивного самолета-амфибии А-40 «Альбатрос». КБ и завод, расположенные в Таганроге прямо на берегу Таганрогского залива, давно славились способностью органично соединять стихию воздушную со стихией морской. Аппарат А-40 имел 90 тонн веса и был нацелен скорее на военные задачи. Правительство РФ же распорядилось сделать нечто похожее, но с гражданским уклоном. Так в 1993 году и началось проектирование Бе-200.
Сделать гражданскую модификацию «Альбатроса» не представлялось возможным. Слишком уж он был большим и дорогим. Бе-200, также получивший название «Альтаир», стал заметно меньше и в размерах, и по массе, за счет чего отличается большей скороподъемностью и маневренностью.
Длина самолета чуть более 32 метров при размахе крыльев 32,7 метра. Фото: youtube.com
Первый летный экземпляр собрали, как ни странно, в Иркутске, где новый самолет производился вплоть до 2008 года. После этого он вернулся в родную гавань и до сих пор выпускается на заводе ТАНТК имени Г. М. Бериева. К слову, отсюда берет начало «дед» Бе-200 – это противолодочный военный самолет, который за долгий период своей эксплуатации поставил 46 мировых рекордов.
Важно: именно Бе-200 построен в единственном экземпляре. Это первый самолет в серии, который впервые поднялся в воздух в уже далеком 1998 году. Все остальные экземпляры – это модификации под те или иные задачи, о чем мы поговорим ниже. Большая их часть приходится на версию Бе-200ЧС, которая до сих пор выпускается серийно под заказ для МЧС России и некоторых государств.
Характеристики
Коротко пройдемся по самым интересным характеристикам летательного и плавающего аппарата:
✅ дальность полета – до 3100 км
✅ дальность с полной загрузкой – 1400 км
✅ предельная высота полета – 8000 м
✅ крейсерская скорость – 650 км/ч
✅ скороподъемность – до 8 м/с
В стандартной версии самолет управляется экипажем из четырех человек. На борту есть кабина пилотов, бытовой отсек с туалетом и гардеробом, технический блок с оборудованием и навигацией. В кормовой части фюзеляжа расположились аккумуляторы и механизмы для управления водяным рулем. Вы все правильно поняли – амфибия при движении по воде может управляться как лодка.
Принцип работы
Самолет Бе-200 может взять на борту до 12 тонн воды или специальной огнегасящей жидкости. Для заправки с водоема аппарат берет курс над поверхностью реки, озера или моря, затем снижается, и, касаясь фюзеляжем водной глади, выходит в режим глиссирования. На этот момент уже открыты створки водяных баков, через которые вода набирается вплоть до полного набора нужного объема.
Фюзеляж самолета полностью герметичен, что позволяет амфибии находиться на воде без последствий. Фото: youtube.com
Для забора воды используются две группы емкостей объемом 13 м3. Интересно, что при заправке с водоема можно заполнить баки всего на 12 м3. Полностью «забить» их можно только в случае заполнения на аэродроме. Для этого используется автомобиль на базе АС-157. Конечно, процесс занимает гораздо больше времени, чем забор воды с водоема, но иногда последнее невозможно.
Интересно, что при заборе воды самолет практически не замедляется и поддерживает скорость в 0,9-0,95 от взлетной. Сделано это специально, чтобы поднять производительность пожаротушения и увеличить число «ходок» на одном баке. К слову, взлетная масса с водоема несколько меньше, чем с суши – 40 тонн против 42 тонн. При этом пустой самолет без воды и экипажа весит 28 тонн.
Бе-200 имеет уникально высокую скороподъемность для самолетов своего класса. Благодаря этому преимуществу аппарат отлично чувствует себя в ограниченном пространстве. Например, в процессе тушения пожаров в гористых областях или при наличии препятствий на пути забора и сброса воды.
Что умеет Бе-200ЧС?
Спроектированная специально для снабжения МЧС России модель под названием Бе-200ЧС имеет несколько расширенный круг задач в сравнении с базовой версией. В список его способностей однозначно входят:
✅ непосредственно тушение пожаров водой или специальными жидкостями
✅ оперативная доставка спасателей и грузов в бедствующие районы
✅ нахождение координат местоположения очагов возгорания и иных ЧС
✅ поиск кораблей и прочих судов, которые терпят бедствие в море или океане
✅ быстрая эвакуация пострадавших людей из мест с чрезвычайной ситуацией
Модель Бе-200ЧС дополнительно имеет два места для членов экипажа кроме четырех стандартных. На борту есть надувная шлюпка и комплект оборудования, предназначенного для поиска пропавших кораблей и спасения экипажа.
Модификации
С минимальными усилиями обычный самолет Бе-200 можно переоборудовать в одну из четырех модификаций: грузовую, грузопассажирскую, патрульную и поисково-спасательную. Уникальность аппарата в том, что в любом из этих вариантов он сохраняет все свои возможности пожаротушения.
Внутри самолета достаточно места для оборудования, спасателей и эвакуируемых людей
В транспортном исполнении амфибия может перевозить до 7500 кг груза. В пассажирском – до 3000 кг полезной нагрузки и еще 19 пассажиров сверху. Поисково-спасательная модификация Бе-200ПС способна вместить команду из 50 спасателей или до 30 пострадавших на носилках. Патрульный Бе-200П получил оборудование для длительного полета без посадки и места для 9 членов экипажа.
Применение Бе-200
Каждый год, начиная с 2003, самолеты Бе-200 выходят на бой с огненной стихией как в российской тайге, так и за пределами страны. Воздушные машины отметились на мероприятиях по тушению лесных и не только пожаров в таких государствах, как Греция, Италия, Болгария, Португалия и даже Индонезия. В прошлом 2022 году два борта под номерами 31130, 31140 тушили пожары за Уралом. Регулярно эти машины появляются над горящими лесами Сибири, где вносят существенный вклад.
Кабина пилотов оборудована современными приборами. Фото: youtube.com
В России основным заказчиком самолетов Бе-200ЧС стало МЧС РФ. На конец 2021 года в составе этой структуры числятся 12 амфибий, однако только 7 из них эксплуатируются постоянно. Всего с 2003 года произведено лишь 20 машин, из которых 2 экземпляра находятся во владении ТАНТК имени Г. М. Бериева в качестве опытных. Ранее еще один самолет принадлежал ВМФ РФ, однако в 2020 году этот борт потерпел крушение в результате столкновения с горой на территории Турции.
Один из серии самолетов эксплуатируется в Азербайджане с 2008 года. Индонезия, Китай, США и Чили сделали заказы на поставку уникальных амфибий, проявив интерес к особенностям Бе-200.
Заключение
Несмотря довольно долгую разработку в не самые позитивные для России времена в разгар 90-х годов, самолет-амфибия Бе-200 и его модификации получились такими, какими их любят в МЧС и за рубежом. Это реальный пример того, как можно практически с нуля создать уникальный аппарат и пустить его в серию, и все это уже в нашей стране, а не в СССР с его плановой экономикой.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....