Бе-200: уникальный самолет-амфибия из России
Так уж вышло, что сегодня мы вынуждены гордиться и пользоваться техническим наследием СССР, не возлагая особых надежд на фразу «Сделано в России». Но из этого неприятного правила есть как минимум одно яркое исключение – это разработанный и построенный в РФ многоцелевой самолет-амфибия Бе-200. Это не просто необычный, а в некоторых вопросах уникальный аппарат, который не имеет аналогов в мире. Чем так интересен самолет и почему он популярен за пределами России?
Во время разработки Бе-200 инженеры ТАНТК имени Г. М. Бериева вдохновлялись своим главным детищем в лице самого большого в мире реактивного самолета-амфибии А-40 «Альбатрос». КБ и завод, расположенные в Таганроге прямо на берегу Таганрогского залива, давно славились способностью органично соединять стихию воздушную со стихией морской. Аппарат А-40 имел 90 тонн веса и был нацелен скорее на военные задачи. Правительство РФ же распорядилось сделать нечто похожее, но с гражданским уклоном. Так в 1993 году и началось проектирование Бе-200.
Сделать гражданскую модификацию «Альбатроса» не представлялось возможным. Слишком уж он был большим и дорогим. Бе-200, также получивший название «Альтаир», стал заметно меньше и в размерах, и по массе, за счет чего отличается большей скороподъемностью и маневренностью.
Первый летный экземпляр собрали, как ни странно, в Иркутске, где новый самолет производился вплоть до 2008 года. После этого он вернулся в родную гавань и до сих пор выпускается на заводе ТАНТК имени Г. М. Бериева. К слову, отсюда берет начало «дед» Бе-200 – это противолодочный военный самолет, который за долгий период своей эксплуатации поставил 46 мировых рекордов.
Важно: именно Бе-200 построен в единственном экземпляре. Это первый самолет в серии, который впервые поднялся в воздух в уже далеком 1998 году. Все остальные экземпляры – это модификации под те или иные задачи, о чем мы поговорим ниже. Большая их часть приходится на версию Бе-200ЧС, которая до сих пор выпускается серийно под заказ для МЧС России и некоторых государств.
Коротко пройдемся по самым интересным характеристикам летательного и плавающего аппарата:
✅ дальность полета – до 3100 км
✅ дальность с полной загрузкой – 1400 км
✅ предельная высота полета – 8000 м
✅ крейсерская скорость – 650 км/ч
✅ скороподъемность – до 8 м/с
В стандартной версии самолет управляется экипажем из четырех человек. На борту есть кабина пилотов, бытовой отсек с туалетом и гардеробом, технический блок с оборудованием и навигацией. В кормовой части фюзеляжа расположились аккумуляторы и механизмы для управления водяным рулем. Вы все правильно поняли – амфибия при движении по воде может управляться как лодка.
Самолет Бе-200 может взять на борту до 12 тонн воды или специальной огнегасящей жидкости. Для заправки с водоема аппарат берет курс над поверхностью реки, озера или моря, затем снижается, и, касаясь фюзеляжем водной глади, выходит в режим глиссирования. На этот момент уже открыты створки водяных баков, через которые вода набирается вплоть до полного набора нужного объема.
Для забора воды используются две группы емкостей объемом 13 м3. Интересно, что при заправке с водоема можно заполнить баки всего на 12 м3. Полностью «забить» их можно только в случае заполнения на аэродроме. Для этого используется автомобиль на базе АС-157. Конечно, процесс занимает гораздо больше времени, чем забор воды с водоема, но иногда последнее невозможно.
Интересно, что при заборе воды самолет практически не замедляется и поддерживает скорость в 0,9-0,95 от взлетной. Сделано это специально, чтобы поднять производительность пожаротушения и увеличить число «ходок» на одном баке. К слову, взлетная масса с водоема несколько меньше, чем с суши – 40 тонн против 42 тонн. При этом пустой самолет без воды и экипажа весит 28 тонн.
Бе-200 имеет уникально высокую скороподъемность для самолетов своего класса. Благодаря этому преимуществу аппарат отлично чувствует себя в ограниченном пространстве. Например, в процессе тушения пожаров в гористых областях или при наличии препятствий на пути забора и сброса воды.
Спроектированная специально для снабжения МЧС России модель под названием Бе-200ЧС имеет несколько расширенный круг задач в сравнении с базовой версией. В список его способностей однозначно входят:
✅ непосредственно тушение пожаров водой или специальными жидкостями
✅ оперативная доставка спасателей и грузов в бедствующие районы
✅ нахождение координат местоположения очагов возгорания и иных ЧС
✅ поиск кораблей и прочих судов, которые терпят бедствие в море или океане
✅ быстрая эвакуация пострадавших людей из мест с чрезвычайной ситуацией
Модель Бе-200ЧС дополнительно имеет два места для членов экипажа кроме четырех стандартных. На борту есть надувная шлюпка и комплект оборудования, предназначенного для поиска пропавших кораблей и спасения экипажа.
С минимальными усилиями обычный самолет Бе-200 можно переоборудовать в одну из четырех модификаций: грузовую, грузопассажирскую, патрульную и поисково-спасательную. Уникальность аппарата в том, что в любом из этих вариантов он сохраняет все свои возможности пожаротушения.
В транспортном исполнении амфибия может перевозить до 7500 кг груза. В пассажирском – до 3000 кг полезной нагрузки и еще 19 пассажиров сверху. Поисково-спасательная модификация Бе-200ПС способна вместить команду из 50 спасателей или до 30 пострадавших на носилках. Патрульный Бе-200П получил оборудование для длительного полета без посадки и места для 9 членов экипажа.
Каждый год, начиная с 2003, самолеты Бе-200 выходят на бой с огненной стихией как в российской тайге, так и за пределами страны. Воздушные машины отметились на мероприятиях по тушению лесных и не только пожаров в таких государствах, как Греция, Италия, Болгария, Португалия и даже Индонезия. В прошлом 2022 году два борта под номерами 31130, 31140 тушили пожары за Уралом. Регулярно эти машины появляются над горящими лесами Сибири, где вносят существенный вклад.
В России основным заказчиком самолетов Бе-200ЧС стало МЧС РФ. На конец 2021 года в составе этой структуры числятся 12 амфибий, однако только 7 из них эксплуатируются постоянно. Всего с 2003 года произведено лишь 20 машин, из которых 2 экземпляра находятся во владении ТАНТК имени Г. М. Бериева в качестве опытных. Ранее еще один самолет принадлежал ВМФ РФ, однако в 2020 году этот борт потерпел крушение в результате столкновения с горой на территории Турции.
Один из серии самолетов эксплуатируется в Азербайджане с 2008 года. Индонезия, Китай, США и Чили сделали заказы на поставку уникальных амфибий, проявив интерес к особенностям Бе-200.
Несмотря довольно долгую разработку в не самые позитивные для России времена в разгар 90-х годов, самолет-амфибия Бе-200 и его модификации получились такими, какими их любят в МЧС и за рубежом. Это реальный пример того, как можно практически с нуля создать уникальный аппарат и пустить его в серию, и все это уже в нашей стране, а не в СССР с его плановой экономикой.
История создания
Во время разработки Бе-200 инженеры ТАНТК имени Г. М. Бериева вдохновлялись своим главным детищем в лице самого большого в мире реактивного самолета-амфибии А-40 «Альбатрос». КБ и завод, расположенные в Таганроге прямо на берегу Таганрогского залива, давно славились способностью органично соединять стихию воздушную со стихией морской. Аппарат А-40 имел 90 тонн веса и был нацелен скорее на военные задачи. Правительство РФ же распорядилось сделать нечто похожее, но с гражданским уклоном. Так в 1993 году и началось проектирование Бе-200.
Сделать гражданскую модификацию «Альбатроса» не представлялось возможным. Слишком уж он был большим и дорогим. Бе-200, также получивший название «Альтаир», стал заметно меньше и в размерах, и по массе, за счет чего отличается большей скороподъемностью и маневренностью.
Длина самолета чуть более 32 метров при размахе крыльев 32,7 метра. Фото: youtube.com
Первый летный экземпляр собрали, как ни странно, в Иркутске, где новый самолет производился вплоть до 2008 года. После этого он вернулся в родную гавань и до сих пор выпускается на заводе ТАНТК имени Г. М. Бериева. К слову, отсюда берет начало «дед» Бе-200 – это противолодочный военный самолет, который за долгий период своей эксплуатации поставил 46 мировых рекордов.
Важно: именно Бе-200 построен в единственном экземпляре. Это первый самолет в серии, который впервые поднялся в воздух в уже далеком 1998 году. Все остальные экземпляры – это модификации под те или иные задачи, о чем мы поговорим ниже. Большая их часть приходится на версию Бе-200ЧС, которая до сих пор выпускается серийно под заказ для МЧС России и некоторых государств.
Характеристики
Коротко пройдемся по самым интересным характеристикам летательного и плавающего аппарата:
✅ дальность полета – до 3100 км
✅ дальность с полной загрузкой – 1400 км
✅ предельная высота полета – 8000 м
✅ крейсерская скорость – 650 км/ч
✅ скороподъемность – до 8 м/с
В стандартной версии самолет управляется экипажем из четырех человек. На борту есть кабина пилотов, бытовой отсек с туалетом и гардеробом, технический блок с оборудованием и навигацией. В кормовой части фюзеляжа расположились аккумуляторы и механизмы для управления водяным рулем. Вы все правильно поняли – амфибия при движении по воде может управляться как лодка.
Принцип работы
Самолет Бе-200 может взять на борту до 12 тонн воды или специальной огнегасящей жидкости. Для заправки с водоема аппарат берет курс над поверхностью реки, озера или моря, затем снижается, и, касаясь фюзеляжем водной глади, выходит в режим глиссирования. На этот момент уже открыты створки водяных баков, через которые вода набирается вплоть до полного набора нужного объема.
Фюзеляж самолета полностью герметичен, что позволяет амфибии находиться на воде без последствий. Фото: youtube.com
Для забора воды используются две группы емкостей объемом 13 м3. Интересно, что при заправке с водоема можно заполнить баки всего на 12 м3. Полностью «забить» их можно только в случае заполнения на аэродроме. Для этого используется автомобиль на базе АС-157. Конечно, процесс занимает гораздо больше времени, чем забор воды с водоема, но иногда последнее невозможно.
Интересно, что при заборе воды самолет практически не замедляется и поддерживает скорость в 0,9-0,95 от взлетной. Сделано это специально, чтобы поднять производительность пожаротушения и увеличить число «ходок» на одном баке. К слову, взлетная масса с водоема несколько меньше, чем с суши – 40 тонн против 42 тонн. При этом пустой самолет без воды и экипажа весит 28 тонн.
Бе-200 имеет уникально высокую скороподъемность для самолетов своего класса. Благодаря этому преимуществу аппарат отлично чувствует себя в ограниченном пространстве. Например, в процессе тушения пожаров в гористых областях или при наличии препятствий на пути забора и сброса воды.
Что умеет Бе-200ЧС?
Спроектированная специально для снабжения МЧС России модель под названием Бе-200ЧС имеет несколько расширенный круг задач в сравнении с базовой версией. В список его способностей однозначно входят:
✅ непосредственно тушение пожаров водой или специальными жидкостями
✅ оперативная доставка спасателей и грузов в бедствующие районы
✅ нахождение координат местоположения очагов возгорания и иных ЧС
✅ поиск кораблей и прочих судов, которые терпят бедствие в море или океане
✅ быстрая эвакуация пострадавших людей из мест с чрезвычайной ситуацией
Модель Бе-200ЧС дополнительно имеет два места для членов экипажа кроме четырех стандартных. На борту есть надувная шлюпка и комплект оборудования, предназначенного для поиска пропавших кораблей и спасения экипажа.
Модификации
С минимальными усилиями обычный самолет Бе-200 можно переоборудовать в одну из четырех модификаций: грузовую, грузопассажирскую, патрульную и поисково-спасательную. Уникальность аппарата в том, что в любом из этих вариантов он сохраняет все свои возможности пожаротушения.
Внутри самолета достаточно места для оборудования, спасателей и эвакуируемых людей
В транспортном исполнении амфибия может перевозить до 7500 кг груза. В пассажирском – до 3000 кг полезной нагрузки и еще 19 пассажиров сверху. Поисково-спасательная модификация Бе-200ПС способна вместить команду из 50 спасателей или до 30 пострадавших на носилках. Патрульный Бе-200П получил оборудование для длительного полета без посадки и места для 9 членов экипажа.
Применение Бе-200
Каждый год, начиная с 2003, самолеты Бе-200 выходят на бой с огненной стихией как в российской тайге, так и за пределами страны. Воздушные машины отметились на мероприятиях по тушению лесных и не только пожаров в таких государствах, как Греция, Италия, Болгария, Португалия и даже Индонезия. В прошлом 2022 году два борта под номерами 31130, 31140 тушили пожары за Уралом. Регулярно эти машины появляются над горящими лесами Сибири, где вносят существенный вклад.
Кабина пилотов оборудована современными приборами. Фото: youtube.com
В России основным заказчиком самолетов Бе-200ЧС стало МЧС РФ. На конец 2021 года в составе этой структуры числятся 12 амфибий, однако только 7 из них эксплуатируются постоянно. Всего с 2003 года произведено лишь 20 машин, из которых 2 экземпляра находятся во владении ТАНТК имени Г. М. Бериева в качестве опытных. Ранее еще один самолет принадлежал ВМФ РФ, однако в 2020 году этот борт потерпел крушение в результате столкновения с горой на территории Турции.
Один из серии самолетов эксплуатируется в Азербайджане с 2008 года. Индонезия, Китай, США и Чили сделали заказы на поставку уникальных амфибий, проявив интерес к особенностям Бе-200.
Заключение
Несмотря довольно долгую разработку в не самые позитивные для России времена в разгар 90-х годов, самолет-амфибия Бе-200 и его модификации получились такими, какими их любят в МЧС и за рубежом. Это реальный пример того, как можно практически с нуля создать уникальный аппарат и пустить его в серию, и все это уже в нашей стране, а не в СССР с его плановой экономикой.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...