Бе-200: уникальный самолет-амфибия из России
Так уж вышло, что сегодня мы вынуждены гордиться и пользоваться техническим наследием СССР, не возлагая особых надежд на фразу «Сделано в России». Но из этого неприятного правила есть как минимум одно яркое исключение – это разработанный и построенный в РФ многоцелевой самолет-амфибия Бе-200. Это не просто необычный, а в некоторых вопросах уникальный аппарат, который не имеет аналогов в мире. Чем так интересен самолет и почему он популярен за пределами России?
Во время разработки Бе-200 инженеры ТАНТК имени Г. М. Бериева вдохновлялись своим главным детищем в лице самого большого в мире реактивного самолета-амфибии А-40 «Альбатрос». КБ и завод, расположенные в Таганроге прямо на берегу Таганрогского залива, давно славились способностью органично соединять стихию воздушную со стихией морской. Аппарат А-40 имел 90 тонн веса и был нацелен скорее на военные задачи. Правительство РФ же распорядилось сделать нечто похожее, но с гражданским уклоном. Так в 1993 году и началось проектирование Бе-200.
Сделать гражданскую модификацию «Альбатроса» не представлялось возможным. Слишком уж он был большим и дорогим. Бе-200, также получивший название «Альтаир», стал заметно меньше и в размерах, и по массе, за счет чего отличается большей скороподъемностью и маневренностью.
Первый летный экземпляр собрали, как ни странно, в Иркутске, где новый самолет производился вплоть до 2008 года. После этого он вернулся в родную гавань и до сих пор выпускается на заводе ТАНТК имени Г. М. Бериева. К слову, отсюда берет начало «дед» Бе-200 – это противолодочный военный самолет, который за долгий период своей эксплуатации поставил 46 мировых рекордов.
Важно: именно Бе-200 построен в единственном экземпляре. Это первый самолет в серии, который впервые поднялся в воздух в уже далеком 1998 году. Все остальные экземпляры – это модификации под те или иные задачи, о чем мы поговорим ниже. Большая их часть приходится на версию Бе-200ЧС, которая до сих пор выпускается серийно под заказ для МЧС России и некоторых государств.
Коротко пройдемся по самым интересным характеристикам летательного и плавающего аппарата:
✅ дальность полета – до 3100 км
✅ дальность с полной загрузкой – 1400 км
✅ предельная высота полета – 8000 м
✅ крейсерская скорость – 650 км/ч
✅ скороподъемность – до 8 м/с
В стандартной версии самолет управляется экипажем из четырех человек. На борту есть кабина пилотов, бытовой отсек с туалетом и гардеробом, технический блок с оборудованием и навигацией. В кормовой части фюзеляжа расположились аккумуляторы и механизмы для управления водяным рулем. Вы все правильно поняли – амфибия при движении по воде может управляться как лодка.
Самолет Бе-200 может взять на борту до 12 тонн воды или специальной огнегасящей жидкости. Для заправки с водоема аппарат берет курс над поверхностью реки, озера или моря, затем снижается, и, касаясь фюзеляжем водной глади, выходит в режим глиссирования. На этот момент уже открыты створки водяных баков, через которые вода набирается вплоть до полного набора нужного объема.
Для забора воды используются две группы емкостей объемом 13 м3. Интересно, что при заправке с водоема можно заполнить баки всего на 12 м3. Полностью «забить» их можно только в случае заполнения на аэродроме. Для этого используется автомобиль на базе АС-157. Конечно, процесс занимает гораздо больше времени, чем забор воды с водоема, но иногда последнее невозможно.
Интересно, что при заборе воды самолет практически не замедляется и поддерживает скорость в 0,9-0,95 от взлетной. Сделано это специально, чтобы поднять производительность пожаротушения и увеличить число «ходок» на одном баке. К слову, взлетная масса с водоема несколько меньше, чем с суши – 40 тонн против 42 тонн. При этом пустой самолет без воды и экипажа весит 28 тонн.
Бе-200 имеет уникально высокую скороподъемность для самолетов своего класса. Благодаря этому преимуществу аппарат отлично чувствует себя в ограниченном пространстве. Например, в процессе тушения пожаров в гористых областях или при наличии препятствий на пути забора и сброса воды.
Спроектированная специально для снабжения МЧС России модель под названием Бе-200ЧС имеет несколько расширенный круг задач в сравнении с базовой версией. В список его способностей однозначно входят:
✅ непосредственно тушение пожаров водой или специальными жидкостями
✅ оперативная доставка спасателей и грузов в бедствующие районы
✅ нахождение координат местоположения очагов возгорания и иных ЧС
✅ поиск кораблей и прочих судов, которые терпят бедствие в море или океане
✅ быстрая эвакуация пострадавших людей из мест с чрезвычайной ситуацией
Модель Бе-200ЧС дополнительно имеет два места для членов экипажа кроме четырех стандартных. На борту есть надувная шлюпка и комплект оборудования, предназначенного для поиска пропавших кораблей и спасения экипажа.
С минимальными усилиями обычный самолет Бе-200 можно переоборудовать в одну из четырех модификаций: грузовую, грузопассажирскую, патрульную и поисково-спасательную. Уникальность аппарата в том, что в любом из этих вариантов он сохраняет все свои возможности пожаротушения.
В транспортном исполнении амфибия может перевозить до 7500 кг груза. В пассажирском – до 3000 кг полезной нагрузки и еще 19 пассажиров сверху. Поисково-спасательная модификация Бе-200ПС способна вместить команду из 50 спасателей или до 30 пострадавших на носилках. Патрульный Бе-200П получил оборудование для длительного полета без посадки и места для 9 членов экипажа.
Каждый год, начиная с 2003, самолеты Бе-200 выходят на бой с огненной стихией как в российской тайге, так и за пределами страны. Воздушные машины отметились на мероприятиях по тушению лесных и не только пожаров в таких государствах, как Греция, Италия, Болгария, Португалия и даже Индонезия. В прошлом 2022 году два борта под номерами 31130, 31140 тушили пожары за Уралом. Регулярно эти машины появляются над горящими лесами Сибири, где вносят существенный вклад.
В России основным заказчиком самолетов Бе-200ЧС стало МЧС РФ. На конец 2021 года в составе этой структуры числятся 12 амфибий, однако только 7 из них эксплуатируются постоянно. Всего с 2003 года произведено лишь 20 машин, из которых 2 экземпляра находятся во владении ТАНТК имени Г. М. Бериева в качестве опытных. Ранее еще один самолет принадлежал ВМФ РФ, однако в 2020 году этот борт потерпел крушение в результате столкновения с горой на территории Турции.
Один из серии самолетов эксплуатируется в Азербайджане с 2008 года. Индонезия, Китай, США и Чили сделали заказы на поставку уникальных амфибий, проявив интерес к особенностям Бе-200.
Несмотря довольно долгую разработку в не самые позитивные для России времена в разгар 90-х годов, самолет-амфибия Бе-200 и его модификации получились такими, какими их любят в МЧС и за рубежом. Это реальный пример того, как можно практически с нуля создать уникальный аппарат и пустить его в серию, и все это уже в нашей стране, а не в СССР с его плановой экономикой.
История создания
Во время разработки Бе-200 инженеры ТАНТК имени Г. М. Бериева вдохновлялись своим главным детищем в лице самого большого в мире реактивного самолета-амфибии А-40 «Альбатрос». КБ и завод, расположенные в Таганроге прямо на берегу Таганрогского залива, давно славились способностью органично соединять стихию воздушную со стихией морской. Аппарат А-40 имел 90 тонн веса и был нацелен скорее на военные задачи. Правительство РФ же распорядилось сделать нечто похожее, но с гражданским уклоном. Так в 1993 году и началось проектирование Бе-200.
Сделать гражданскую модификацию «Альбатроса» не представлялось возможным. Слишком уж он был большим и дорогим. Бе-200, также получивший название «Альтаир», стал заметно меньше и в размерах, и по массе, за счет чего отличается большей скороподъемностью и маневренностью.
Длина самолета чуть более 32 метров при размахе крыльев 32,7 метра. Фото: youtube.com
Первый летный экземпляр собрали, как ни странно, в Иркутске, где новый самолет производился вплоть до 2008 года. После этого он вернулся в родную гавань и до сих пор выпускается на заводе ТАНТК имени Г. М. Бериева. К слову, отсюда берет начало «дед» Бе-200 – это противолодочный военный самолет, который за долгий период своей эксплуатации поставил 46 мировых рекордов.
Важно: именно Бе-200 построен в единственном экземпляре. Это первый самолет в серии, который впервые поднялся в воздух в уже далеком 1998 году. Все остальные экземпляры – это модификации под те или иные задачи, о чем мы поговорим ниже. Большая их часть приходится на версию Бе-200ЧС, которая до сих пор выпускается серийно под заказ для МЧС России и некоторых государств.
Характеристики
Коротко пройдемся по самым интересным характеристикам летательного и плавающего аппарата:
✅ дальность полета – до 3100 км
✅ дальность с полной загрузкой – 1400 км
✅ предельная высота полета – 8000 м
✅ крейсерская скорость – 650 км/ч
✅ скороподъемность – до 8 м/с
В стандартной версии самолет управляется экипажем из четырех человек. На борту есть кабина пилотов, бытовой отсек с туалетом и гардеробом, технический блок с оборудованием и навигацией. В кормовой части фюзеляжа расположились аккумуляторы и механизмы для управления водяным рулем. Вы все правильно поняли – амфибия при движении по воде может управляться как лодка.
Принцип работы
Самолет Бе-200 может взять на борту до 12 тонн воды или специальной огнегасящей жидкости. Для заправки с водоема аппарат берет курс над поверхностью реки, озера или моря, затем снижается, и, касаясь фюзеляжем водной глади, выходит в режим глиссирования. На этот момент уже открыты створки водяных баков, через которые вода набирается вплоть до полного набора нужного объема.
Фюзеляж самолета полностью герметичен, что позволяет амфибии находиться на воде без последствий. Фото: youtube.com
Для забора воды используются две группы емкостей объемом 13 м3. Интересно, что при заправке с водоема можно заполнить баки всего на 12 м3. Полностью «забить» их можно только в случае заполнения на аэродроме. Для этого используется автомобиль на базе АС-157. Конечно, процесс занимает гораздо больше времени, чем забор воды с водоема, но иногда последнее невозможно.
Интересно, что при заборе воды самолет практически не замедляется и поддерживает скорость в 0,9-0,95 от взлетной. Сделано это специально, чтобы поднять производительность пожаротушения и увеличить число «ходок» на одном баке. К слову, взлетная масса с водоема несколько меньше, чем с суши – 40 тонн против 42 тонн. При этом пустой самолет без воды и экипажа весит 28 тонн.
Бе-200 имеет уникально высокую скороподъемность для самолетов своего класса. Благодаря этому преимуществу аппарат отлично чувствует себя в ограниченном пространстве. Например, в процессе тушения пожаров в гористых областях или при наличии препятствий на пути забора и сброса воды.
Что умеет Бе-200ЧС?
Спроектированная специально для снабжения МЧС России модель под названием Бе-200ЧС имеет несколько расширенный круг задач в сравнении с базовой версией. В список его способностей однозначно входят:
✅ непосредственно тушение пожаров водой или специальными жидкостями
✅ оперативная доставка спасателей и грузов в бедствующие районы
✅ нахождение координат местоположения очагов возгорания и иных ЧС
✅ поиск кораблей и прочих судов, которые терпят бедствие в море или океане
✅ быстрая эвакуация пострадавших людей из мест с чрезвычайной ситуацией
Модель Бе-200ЧС дополнительно имеет два места для членов экипажа кроме четырех стандартных. На борту есть надувная шлюпка и комплект оборудования, предназначенного для поиска пропавших кораблей и спасения экипажа.
Модификации
С минимальными усилиями обычный самолет Бе-200 можно переоборудовать в одну из четырех модификаций: грузовую, грузопассажирскую, патрульную и поисково-спасательную. Уникальность аппарата в том, что в любом из этих вариантов он сохраняет все свои возможности пожаротушения.
Внутри самолета достаточно места для оборудования, спасателей и эвакуируемых людей
В транспортном исполнении амфибия может перевозить до 7500 кг груза. В пассажирском – до 3000 кг полезной нагрузки и еще 19 пассажиров сверху. Поисково-спасательная модификация Бе-200ПС способна вместить команду из 50 спасателей или до 30 пострадавших на носилках. Патрульный Бе-200П получил оборудование для длительного полета без посадки и места для 9 членов экипажа.
Применение Бе-200
Каждый год, начиная с 2003, самолеты Бе-200 выходят на бой с огненной стихией как в российской тайге, так и за пределами страны. Воздушные машины отметились на мероприятиях по тушению лесных и не только пожаров в таких государствах, как Греция, Италия, Болгария, Португалия и даже Индонезия. В прошлом 2022 году два борта под номерами 31130, 31140 тушили пожары за Уралом. Регулярно эти машины появляются над горящими лесами Сибири, где вносят существенный вклад.
Кабина пилотов оборудована современными приборами. Фото: youtube.com
В России основным заказчиком самолетов Бе-200ЧС стало МЧС РФ. На конец 2021 года в составе этой структуры числятся 12 амфибий, однако только 7 из них эксплуатируются постоянно. Всего с 2003 года произведено лишь 20 машин, из которых 2 экземпляра находятся во владении ТАНТК имени Г. М. Бериева в качестве опытных. Ранее еще один самолет принадлежал ВМФ РФ, однако в 2020 году этот борт потерпел крушение в результате столкновения с горой на территории Турции.
Один из серии самолетов эксплуатируется в Азербайджане с 2008 года. Индонезия, Китай, США и Чили сделали заказы на поставку уникальных амфибий, проявив интерес к особенностям Бе-200.
Заключение
Несмотря довольно долгую разработку в не самые позитивные для России времена в разгар 90-х годов, самолет-амфибия Бе-200 и его модификации получились такими, какими их любят в МЧС и за рубежом. Это реальный пример того, как можно практически с нуля создать уникальный аппарат и пустить его в серию, и все это уже в нашей стране, а не в СССР с его плановой экономикой.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...