Экранолет С-90 – забытые идеи и нереализованные перспективы
После «лихих» 90-х с их «приватизацией», грабежами, оттоком лучших умов страны за границу, казалось, что научный потенциал России восстановится не скоро. Однако в разоренном государстве остались люди, продолжавшие мыслить, творить, разрабатывать новые проекты. Идея сделать современный экранолет зародилась в конце 90-х. Причем конструкторы попытались создать не просто машину, способную летать над водой, а универсальное судно, совмещающее в себе одновременно самолет на воздушной подушке и экранолет. Замысел был реализован частично: на конвейер конструкция так и не встала, хотя имела хорошие эксплуатационные характеристики. Но сначала стоит разобраться со схемой самолета.
Под последней подразумевают конструкцию, создающую равномерное давление под днищем судна. Это позволяет ему передвигаться над водной поверхностью, сушей, льдом, снежными равнинами и т. п. Подушки бывают трех типов.
Подобные конструкции могут приподнимать что-либо всего лишь на 1 мм над очень гладкой поверхностью. Зазор маленький, но он позволяет, например, без проблем передвигать по цеху многотонные грузы. Для наземного транспорта такая подушка используется редко, но для водного – часто: например, пассажирский глиссер «Заря» и другие.
У них воздух захватывается под корпус и снижает сопротивление при движении.
Позволяет подняться выше, чем 1 мм. Для этого нужно исключить утечку воздуха из-под днища. Выход нашли в виде загородок с обеих сторон – гибкой «юбки». Она находится в состоянии покоя при прохождении ровной поверхности, а при появлении препятствий изгибается. Попытки применить воздушную подушку на практике относятся к 1936-му году (торпедный катер Л-5). Впрочем, «родоначальником» экраноплана считается финн Т. Каарио, создавший машину, испытанную над льдом замерзшего озера в 1932-м. Сегодня такую конструкцию можно встретить на десантном катере «Мурена», гражданском пароме, ходящем через Ла-Манш SR.N4.
Однако широкого распространения такой транспорт не получил: на суше юбка быстро изнашивается, расход топлива большой, плохая маневренность.
Здесь используется скорость. Вместо воздушных винтов применяются водяные или водометы. ДВП формируется из-за торможения под днищем воздушного потока, который создается специальным нагнетателем. В результате чрезмерного давления образуется подъемная сила, превышающая массу судна.
Когда оно увеличивает скорость, машина начинает приподниматься над поверхностью. Эффективность зависит от близости к поверхности: чем ниже, тем лучше – выше скорость, меньше расход горючего. Все вышеперечисленные идеи конструкторы попытались совместить в описываемом экранолете.
Сначала произвели маркетинговые исследования, которые показали: потенциальная потребность России в подобных машинах составляет примерно 2 тыс. единицы техники. Чтобы создать опытный экземпляр, при условии достаточного финансирования, понадобится не менее трех лет. Общая стоимость разработки оценена в 46,5 млн. «зеленых».
Если говорить на профессиональном языке, то данная машина является многоцелевым воздушным судном безаэродромного базирования. Предназначено для транспортировки грузов и перевозки пассажиров в районах, где отсутствует нужная «классическим» самолетам инфраструктура, а строить дороги экономически невыгодно. С-90 разрабатывался, как машина, эксплуатируемая в трех режимах:
✅ региональный самолет, оборудованный ШВП – шасси на воздушной подушке
✅ экраноплан
✅ судно (самоходная баржа)
Главный конструктор, возглавивший работы по разработке универсального летательного аппарата – Александр Поляков.
Уникальная конструкция, объединившая в одном транспортном средстве ряд технологий, позволяла С-90 перемещаться в пространстве несколькими способами. Первый режим – полет над водной поверхностью там, где обычное речное судоходство по тем или иным причинам затруднено. В этом случае сила допустимого волнения составляет не более двух баллов. Также экранолет в данном режиме «умеет» летать над сушей при условии, если высота рельефа не превышает полуметра. При этом достигается максимальная экономичность в расходе топлива.
Вторая способность судна – передвижение в воздухе «по-самолетному». Этот режим используется, когда на воде наблюдается сильное волнение, шторм, а над сушей летать в режиме экрана невозможно из-за множества неровностей. Эксплуатация проходит в соответствии с требованиями FAR25 и российским АП25 (сертификационные правила). Еще одна особенность С-90 – возможность микроточечного взлета/посадки. Чтобы подняться в воздух, машине достаточно ВПП в 230-240 м. Технические характеристики экранолета С-90:
✅ размах крыльев, длина и высота – 16,91 м, 13,83 м, 4,85 м
✅ силовая установка – пара ТВД, выдающих по 960 «лошадей»
✅ компрессор для воздушной подушки – осевого типа мощностью 350 л. с.
✅ масса пустого (максимальная взлетная) – 4,5 т (до 10,5 т)
✅ высота полета – от 0,05 до 4000 м
✅ скорость – от 80 км/ч (в режиме экрана) до 400 км/ч (если, как самолет)
Машина с полными баками способен преодолеть максимальное расстояние в 3100 км. При нагрузке показатель снижается: если на борту 19 пассажиров – до 2940 км, 25 – 2450 км, 31 человек – 1970 км. Стоимость эксплуатации С-90 в течение одного часа составляет 330 «зеленых». Для примера: цена 1 ч использования Л-410, вмещающего 19 пассажиров, достигает 39 тыс. руб. Предполагаемый эксплуатационный ресурс экранолета – 25 тыс. часов или 20 лет.
Предусматривался довольно просторны пассажирский салон, где шаг кресел предполагался в 762 мм. Высота «помещения» составлял 185 см – большинство пассажиров могла ходить, не сгибаясь. В салоне – гардероб, кухня и туалет. При переоборудовании самолета в грузовую машину внутри свободно помещалась пара контейнеров типа LD-3 (общая масса – до 4,5 т). Бортовое оборудование позволяет совершать полеты в любых погодных условиях, ночью, а также над малонаселенной местностью при отсутствии ориентиров.
В 2000-м году в Геленджике состоялся гидроавиасалон, где КБ Сухого и представило свою новую разработку – экранолет С-90. Наибольший интерес к машине проявило МЧС. В частности, способность судна приземляться и взлетать с неподготовленных аэродромов на Крайнем Севере, где отсутствует инфраструктура, нужная, например, даже для вертолетов Ми-8. Экранолеты вполне могли бы их заменить. Все, как всегда, уперлось в финансирование.
Кстати, эта проблема в отношении разработок экранолетов, характерна не только для России, но и других стран, где наблюдается схожая картина. Проблема в больших суммах и сложности создания подобных транспортных средств. Требуется проводить множество экспериментов, испытаний, соответственно, понадобится время. Частные авиакомпании, конструкторские бюро не хотят рисковать в одиночку. Как только становится ясно, что правительство отказывается участвовать в финансировании, работы сразу же сворачиваются. Остается только надеяться, что когда-нибудь к идее экранолетов вернутся и государство заинтересуется этой темой.
Экран и воздушная подушка
Под последней подразумевают конструкцию, создающую равномерное давление под днищем судна. Это позволяет ему передвигаться над водной поверхностью, сушей, льдом, снежными равнинами и т. п. Подушки бывают трех типов.
С воздушной смазкой
Подобные конструкции могут приподнимать что-либо всего лишь на 1 мм над очень гладкой поверхностью. Зазор маленький, но он позволяет, например, без проблем передвигать по цеху многотонные грузы. Для наземного транспорта такая подушка используется редко, но для водного – часто: например, пассажирский глиссер «Заря» и другие.
«Спутник» – судно на воздушной подушке. Фото: YouTube.com
У них воздух захватывается под корпус и снижает сопротивление при движении.
Обычная воздушная подушка
Позволяет подняться выше, чем 1 мм. Для этого нужно исключить утечку воздуха из-под днища. Выход нашли в виде загородок с обеих сторон – гибкой «юбки». Она находится в состоянии покоя при прохождении ровной поверхности, а при появлении препятствий изгибается. Попытки применить воздушную подушку на практике относятся к 1936-му году (торпедный катер Л-5). Впрочем, «родоначальником» экраноплана считается финн Т. Каарио, создавший машину, испытанную над льдом замерзшего озера в 1932-м. Сегодня такую конструкцию можно встретить на десантном катере «Мурена», гражданском пароме, ходящем через Ла-Манш SR.N4.
SR.N4 собирается пересечь пролив. Фото: YouTube.com
Однако широкого распространения такой транспорт не получил: на суше юбка быстро изнашивается, расход топлива большой, плохая маневренность.
Динамическая подушка (ДВП)
Здесь используется скорость. Вместо воздушных винтов применяются водяные или водометы. ДВП формируется из-за торможения под днищем воздушного потока, который создается специальным нагнетателем. В результате чрезмерного давления образуется подъемная сила, превышающая массу судна.
Катер «Волга-2» на динамической воздушной подушке. Фото: YouTube.com
Когда оно увеличивает скорость, машина начинает приподниматься над поверхностью. Эффективность зависит от близости к поверхности: чем ниже, тем лучше – выше скорость, меньше расход горючего. Все вышеперечисленные идеи конструкторы попытались совместить в описываемом экранолете.
Для чего создавался С-90
Сначала произвели маркетинговые исследования, которые показали: потенциальная потребность России в подобных машинах составляет примерно 2 тыс. единицы техники. Чтобы создать опытный экземпляр, при условии достаточного финансирования, понадобится не менее трех лет. Общая стоимость разработки оценена в 46,5 млн. «зеленых».
Схематичное изображение профилей С-90. Фото: YouTube.com
Если говорить на профессиональном языке, то данная машина является многоцелевым воздушным судном безаэродромного базирования. Предназначено для транспортировки грузов и перевозки пассажиров в районах, где отсутствует нужная «классическим» самолетам инфраструктура, а строить дороги экономически невыгодно. С-90 разрабатывался, как машина, эксплуатируемая в трех режимах:
✅ региональный самолет, оборудованный ШВП – шасси на воздушной подушке
✅ экраноплан
✅ судно (самоходная баржа)
Главный конструктор, возглавивший работы по разработке универсального летательного аппарата – Александр Поляков.
Как передвигался экранолет
Уникальная конструкция, объединившая в одном транспортном средстве ряд технологий, позволяла С-90 перемещаться в пространстве несколькими способами. Первый режим – полет над водной поверхностью там, где обычное речное судоходство по тем или иным причинам затруднено. В этом случае сила допустимого волнения составляет не более двух баллов. Также экранолет в данном режиме «умеет» летать над сушей при условии, если высота рельефа не превышает полуметра. При этом достигается максимальная экономичность в расходе топлива.
Бескрайние просторы Севера – лучшее место для эксплуатации С-90. Фото: YouTube.com
Вторая способность судна – передвижение в воздухе «по-самолетному». Этот режим используется, когда на воде наблюдается сильное волнение, шторм, а над сушей летать в режиме экрана невозможно из-за множества неровностей. Эксплуатация проходит в соответствии с требованиями FAR25 и российским АП25 (сертификационные правила). Еще одна особенность С-90 – возможность микроточечного взлета/посадки. Чтобы подняться в воздух, машине достаточно ВПП в 230-240 м. Технические характеристики экранолета С-90:
✅ размах крыльев, длина и высота – 16,91 м, 13,83 м, 4,85 м
✅ силовая установка – пара ТВД, выдающих по 960 «лошадей»
✅ компрессор для воздушной подушки – осевого типа мощностью 350 л. с.
✅ масса пустого (максимальная взлетная) – 4,5 т (до 10,5 т)
✅ высота полета – от 0,05 до 4000 м
✅ скорость – от 80 км/ч (в режиме экрана) до 400 км/ч (если, как самолет)
Машина с полными баками способен преодолеть максимальное расстояние в 3100 км. При нагрузке показатель снижается: если на борту 19 пассажиров – до 2940 км, 25 – 2450 км, 31 человек – 1970 км. Стоимость эксплуатации С-90 в течение одного часа составляет 330 «зеленых». Для примера: цена 1 ч использования Л-410, вмещающего 19 пассажиров, достигает 39 тыс. руб. Предполагаемый эксплуатационный ресурс экранолета – 25 тыс. часов или 20 лет.
Особенности конструкции и бортовое оснащение
Предусматривался довольно просторны пассажирский салон, где шаг кресел предполагался в 762 мм. Высота «помещения» составлял 185 см – большинство пассажиров могла ходить, не сгибаясь. В салоне – гардероб, кухня и туалет. При переоборудовании самолета в грузовую машину внутри свободно помещалась пара контейнеров типа LD-3 (общая масса – до 4,5 т). Бортовое оборудование позволяет совершать полеты в любых погодных условиях, ночью, а также над малонаселенной местностью при отсутствии ориентиров.
Что в итоге
В 2000-м году в Геленджике состоялся гидроавиасалон, где КБ Сухого и представило свою новую разработку – экранолет С-90. Наибольший интерес к машине проявило МЧС. В частности, способность судна приземляться и взлетать с неподготовленных аэродромов на Крайнем Севере, где отсутствует инфраструктура, нужная, например, даже для вертолетов Ми-8. Экранолеты вполне могли бы их заменить. Все, как всегда, уперлось в финансирование.
Разработкой С-90 занималось ОКБ Сухого. Фото: YouTube.com
Кстати, эта проблема в отношении разработок экранолетов, характерна не только для России, но и других стран, где наблюдается схожая картина. Проблема в больших суммах и сложности создания подобных транспортных средств. Требуется проводить множество экспериментов, испытаний, соответственно, понадобится время. Частные авиакомпании, конструкторские бюро не хотят рисковать в одиночку. Как только становится ясно, что правительство отказывается участвовать в финансировании, работы сразу же сворачиваются. Остается только надеяться, что когда-нибудь к идее экранолетов вернутся и государство заинтересуется этой темой.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...