Экранолет С-90 – забытые идеи и нереализованные перспективы
5 916

Экранолет С-90 – забытые идеи и нереализованные перспективы

После «лихих» 90-х с их «приватизацией», грабежами, оттоком лучших умов страны за границу, казалось, что научный потенциал России восстановится не скоро. Однако в разоренном государстве остались люди, продолжавшие мыслить, творить, разрабатывать новые проекты. Идея сделать современный экранолет зародилась в конце 90-х. Причем конструкторы попытались создать не просто машину, способную летать над водой, а универсальное судно, совмещающее в себе одновременно самолет на воздушной подушке и экранолет. Замысел был реализован частично: на конвейер конструкция так и не встала, хотя имела хорошие эксплуатационные характеристики. Но сначала стоит разобраться со схемой самолета.


Экран и воздушная подушка


Под последней подразумевают конструкцию, создающую равномерное давление под днищем судна. Это позволяет ему передвигаться над водной поверхностью, сушей, льдом, снежными равнинами и т. п. Подушки бывают трех типов.

С воздушной смазкой


Подобные конструкции могут приподнимать что-либо всего лишь на 1 мм над очень гладкой поверхностью. Зазор маленький, но он позволяет, например, без проблем передвигать по цеху многотонные грузы. Для наземного транспорта такая подушка используется редко, но для водного – часто: например, пассажирский глиссер «Заря» и другие.

Экранолет С-90 – забытые идеи и нереализованные перспективы«Спутник» – судно на воздушной подушке. Фото: YouTube.com

У них воздух захватывается под корпус и снижает сопротивление при движении.

Обычная воздушная подушка


Позволяет подняться выше, чем 1 мм. Для этого нужно исключить утечку воздуха из-под днища. Выход нашли в виде загородок с обеих сторон – гибкой «юбки». Она находится в состоянии покоя при прохождении ровной поверхности, а при появлении препятствий изгибается. Попытки применить воздушную подушку на практике относятся к 1936-му году (торпедный катер Л-5). Впрочем, «родоначальником» экраноплана считается финн Т. Каарио, создавший машину, испытанную над льдом замерзшего озера в 1932-м. Сегодня такую конструкцию можно встретить на десантном катере «Мурена», гражданском пароме, ходящем через Ла-Манш SR.N4.

SR.N4 собирается пересечь пролив. Фото: YouTube.com

Однако широкого распространения такой транспорт не получил: на суше юбка быстро изнашивается, расход топлива большой, плохая маневренность.

Динамическая подушка (ДВП)


Здесь используется скорость. Вместо воздушных винтов применяются водяные или водометы. ДВП формируется из-за торможения под днищем воздушного потока, который создается специальным нагнетателем. В результате чрезмерного давления образуется подъемная сила, превышающая массу судна.

Катер «Волга-2» на динамической воздушной подушке. Фото: YouTube.com

Когда оно увеличивает скорость, машина начинает приподниматься над поверхностью. Эффективность зависит от близости к поверхности: чем ниже, тем лучше – выше скорость, меньше расход горючего. Все вышеперечисленные идеи конструкторы попытались совместить в описываемом экранолете.

Для чего создавался С-90


Сначала произвели маркетинговые исследования, которые показали: потенциальная потребность России в подобных машинах составляет примерно 2 тыс. единицы техники. Чтобы создать опытный экземпляр, при условии достаточного финансирования, понадобится не менее трех лет. Общая стоимость разработки оценена в 46,5 млн. «зеленых».

Схематичное изображение профилей С-90. Фото: YouTube.com

Если говорить на профессиональном языке, то данная машина является многоцелевым воздушным судном безаэродромного базирования. Предназначено для транспортировки грузов и перевозки пассажиров в районах, где отсутствует нужная «классическим» самолетам инфраструктура, а строить дороги экономически невыгодно. С-90 разрабатывался, как машина, эксплуатируемая в трех режимах:

✅ региональный самолет, оборудованный ШВП – шасси на воздушной подушке
✅ экраноплан
✅ судно (самоходная баржа)

Главный конструктор, возглавивший работы по разработке универсального летательного аппарата – Александр Поляков.

Как передвигался экранолет


Уникальная конструкция, объединившая в одном транспортном средстве ряд технологий, позволяла С-90 перемещаться в пространстве несколькими способами. Первый режим – полет над водной поверхностью там, где обычное речное судоходство по тем или иным причинам затруднено. В этом случае сила допустимого волнения составляет не более двух баллов. Также экранолет в данном режиме «умеет» летать над сушей при условии, если высота рельефа не превышает полуметра. При этом достигается максимальная экономичность в расходе топлива.

Бескрайние просторы Севера – лучшее место для эксплуатации С-90. Фото: YouTube.com

Вторая способность судна – передвижение в воздухе «по-самолетному». Этот режим используется, когда на воде наблюдается сильное волнение, шторм, а над сушей летать в режиме экрана невозможно из-за множества неровностей. Эксплуатация проходит в соответствии с требованиями FAR25 и российским АП25 (сертификационные правила). Еще одна особенность С-90 – возможность микроточечного взлета/посадки. Чтобы подняться в воздух, машине достаточно ВПП в 230-240 м. Технические характеристики экранолета С-90:

✅ размах крыльев, длина и высота – 16,91 м, 13,83 м, 4,85 м
✅ силовая установка – пара ТВД, выдающих по 960 «лошадей»
✅ компрессор для воздушной подушки – осевого типа мощностью 350 л. с.
✅ масса пустого (максимальная взлетная) – 4,5 т (до 10,5 т)
✅ высота полета – от 0,05 до 4000 м
✅ скорость – от 80 км/ч (в режиме экрана) до 400 км/ч (если, как самолет)

Машина с полными баками способен преодолеть максимальное расстояние в 3100 км. При нагрузке показатель снижается: если на борту 19 пассажиров – до 2940 км, 25 – 2450 км, 31 человек – 1970 км. Стоимость эксплуатации С-90 в течение одного часа составляет 330 «зеленых». Для примера: цена 1 ч использования Л-410, вмещающего 19 пассажиров, достигает 39 тыс. руб. Предполагаемый эксплуатационный ресурс экранолета – 25 тыс. часов или 20 лет.

Особенности конструкции и бортовое оснащение


Предусматривался довольно просторны пассажирский салон, где шаг кресел предполагался в 762 мм. Высота «помещения» составлял 185 см – большинство пассажиров могла ходить, не сгибаясь. В салоне – гардероб, кухня и туалет. При переоборудовании самолета в грузовую машину внутри свободно помещалась пара контейнеров типа LD-3 (общая масса – до 4,5 т). Бортовое оборудование позволяет совершать полеты в любых погодных условиях, ночью, а также над малонаселенной местностью при отсутствии ориентиров.

Что в итоге


В 2000-м году в Геленджике состоялся гидроавиасалон, где КБ Сухого и представило свою новую разработку – экранолет С-90. Наибольший интерес к машине проявило МЧС. В частности, способность судна приземляться и взлетать с неподготовленных аэродромов на Крайнем Севере, где отсутствует инфраструктура, нужная, например, даже для вертолетов Ми-8. Экранолеты вполне могли бы их заменить. Все, как всегда, уперлось в финансирование.

Разработкой С-90 занималось ОКБ Сухого. Фото: YouTube.com

Кстати, эта проблема в отношении разработок экранолетов, характерна не только для России, но и других стран, где наблюдается схожая картина. Проблема в больших суммах и сложности создания подобных транспортных средств. Требуется проводить множество экспериментов, испытаний, соответственно, понадобится время. Частные авиакомпании, конструкторские бюро не хотят рисковать в одиночку. Как только становится ясно, что правительство отказывается участвовать в финансировании, работы сразу же сворачиваются. Остается только надеяться, что когда-нибудь к идее экранолетов вернутся и государство заинтересуется этой темой.
А вы что думаете о С-90?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...